Описание Картины Кустодиева Купчиха За Чаем

Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). На большом полотне, фрагмент которого представлен выше изображена дочь художника Ирина в момент купания в бане — ее поза, обнаженность и копна золотистых волос напоминают Венеру Боттичелли, а у ее ног в виде листка от коробки мыла — своеобразный картуш «Русская Венера», ставший доброй иронией над названием. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.

Но тем живее работало воображение. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Перед купчихой раскинулся роскошный натюрморт богатой трапезы, отличающийся звучным многоцветьем, художественной красотой и выразительностью92713.

Однако автор и не преследовал цели портретного сходства – это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.

Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554.

Купчиха за чаем, 
1918, Кустодиев 
– описание картины

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Несмотря на это в 1913 году он стал преподавать в петербургской Новой художественной мастерской, а самые известные картины художника Кустодиева с названиями Купчиха за чаем, Масленица, Портрет Шаляпина и Русская Венера были написаны в этот тяжелый период. А сам портрет – образ сытой, ярмарочно-праздничной Руси, которая в 1918 году, когда создавалась картина, погибла в революционном водовороте. Несмотря на тяжелую болезнь из-за которой художник был лишен возможности восполнять зрительные впечатления, он постоянно трудился используя материал, накопленный в предыдущие годы.

Интенсивность, сочность их достигнута виртуозным владением техникой лессировок в сочетании с гладкой и ровной фактурой письма, напоминающей эмаль или русские лаки301135122729. Стал знаменит образами традиционного русского быта и красочными народными типажами, на которые его вдохновляли провинциальные города и села Верхней Волги, куда он часто выезжал, проживая в Москве и Санкт-Петеребурге. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза».

Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга.

Описание картины 
Бориса Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»

Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. 1918. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю».

Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее. Картина была написана в проблемный для России год. При отсутствии постепенного перехода от переднего плана к дальнему, пространство передано неторопливо-спокойными и пластически-плавными ритмическими линиями, сливающимися от периферии в центр композиции, что заостряет внимание зрителя на купчихе как символе старой России и чаепитии как концентрации всего уклада её жизни, в то время как остальные окружающие детали, в том числе кот, купеческая чета, городская панорама и наконец притягивающий внимание зрителя красным пятном арбуз, кажутся лишь приложением к образу, дополнительным повествованием, не лишённым однако большой смысловой нагрузки. Примерно с 1912 года художник перемещался исключительно в инвалидном кресле, а писал в основном лежа — неудобное кресло быстро его утомляло.

История одного шедевра: 
«Купчиха за чаем» 
Кустодиева

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности. Во всех картинах художника видна всепоглощающая любовь к России, крестьянскому и купеческому быту, но в этой картине прикованный к кровати художник превзошел сам себя, будто стараясь компенсировать невозможность присутствовать на веселом празднике. Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея.

«Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге.

Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. И такие молодцы проглядели революцию. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.

Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Так как больше всего художник прославился изображением полных, пышущих здоровьем и радостью женщин, картине Кустодиева под названием «Русская Венера» будто суждено было стать последней в его творческой жизни. Моделью для неё Кустодиеву послужила реальная женщина, но не купчиха, а баронесса Галина Адеркас, наследница дворянского рода из Астрахани, родины Кустодиева. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи.

На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»

Но тем живее работало воображение. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Можно сказать, что купчиха является олицетворением, собирательным образом этого маленького провинциального уездного городка. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем

Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. Облаченная в дорогое парчовое платье с глубоким декольте, обнажающим впечатляющую округлость белосахарных плеч, в шелковой чалме, короной венчающей голову, с янтарными серьгами в ушах, эта русская богиня «царит» над всем миром, вбирая в себя его соки и краски. Огромный начищенный до блеска самовар, сочный алый арбуз, налитые спелостью яблоки, прозрачный виноград, румяная сдоба и даже кот, что мурлыча, ластится к хозяйскому плечу, – все это символы достатка купеческого дома.

Главная героиня полотна смотрит чуть в сторону – либо задумавшись, либо внимательно слушая собеседника, не попавшего на полотно. На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву. Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза.

«Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния. Холст, масло.

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. В этом он находил свое спасение. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Вместе с тем время и место действия сюжета картины с исторической точностью определить нельзя, но по костюмам героев можно судить, что это, возможно, 1840-е или 1850-е годы, как в Москве, так и в Калуге, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове или Ярославле, то есть в любом российском древнем городе, в котором жили купцы33. Она молода, красива, хорошо одета.

Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. В этой работе Кустодиев воплотил свой давний замысел о создании картины на тему купеческого чаепития, с женщиной — главной героиней полотна. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42.

В 1915 году он написал «Портрет императора Николая Второго», а уже в 1919 — огромного, шагающего по улице большевика с развевающимся красным флагом. Картина Б. Кустодиева, название которой «Большевик», порой вводит в замешательство тех, кто пытается определить для себя политические взгляды художника. Уютом, благополучием и счастьем веет от ее дородной, пышной фигуры, круглого, розовощекого лица, коралловых губ, таких же пронзительно голубых, как и высокое небо, глаз. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58.

Сочинение по картине 
Кустодиева Купчиха 
за чаем

Сочинение по картине Кустодиева Купчиха за чаем

Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. В 1915 году он написал Портрет императора Николая Второго, а уже в 1919 – огромного, шагающего по улице большевика с развевающимся красным флагом. Кустодиев нарочито крупным планом выделяет фигуру купчихи и детали натюрморта.

Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. Несмотря на это в 1913 году он стал преподавать в петербургской Новой художественной мастерской, а самые известные картины художника Кустодиева с названиями «Купчиха за чаем», «Масленица», «Портрет Шаляпина» и «Русская Венера» были написаны в этот тяжелый период. Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.

Широкая во всех смыслах этого слова купчиха предаётся упоению чаепития, за довольно гедонистической атмосферой которого скрыта реальная жизнь этой чувственной и полной загадочности женщины, довольно эротичной и соблазнительной, но вместе с тем и наделённой улыбкой Моны Лизы3336. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни. На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29.

Все остальное, что ее окружает – лишь дополнительное повествование, пояснение к образу. Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Чем же была для Кустодиева данная работа. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.

На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. После революции 1917 года, которую он принял в духе народного лубка, Кустодиев создал лучшие свои произведения в сфере книжной иллюстрации. Возможно, это дань уходящей навсегда эпохе, которая в течении последующих нескольких лет будет полностью уничтожена и перекроена по новым лекалам, а может быть таким образом Борис Михайлович Кустодиев выразил надежду, что, пережив революцию, Россия в скором времени вновь вернётся к своим традициям и прежнему порядку вещей. Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. Я. Билибин, 1901). Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды.

Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Это великолепное полотно – как в плане сюжета, так и в плане исполнения – было написано в 1916 году.

25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. В этом он находил свое спасение. Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике.

Описание картины 
«Купчиха за чаем»

Описание картины «Купчиха за чаем»

Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Стол же заставлен аппетитной и располагающей к чаепитию снедью и сладостями: здесь плетёная корзинка-хлебница с кренделями, булочками, печеньем, кексом с изюмом, да и всякие фрукты— гроздь винограда, яблоки, ну и спелый и сочный сахарный, яркий и красный разрезанный арбуз с чёрными косточками, который Кустодиев уподобляет роскошному розовому телу купчихи. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Нестерову, выходцу из купеческой семьи, это полотно особенно понравилось и при виде его у него невольно вырвалось: «Ведь это монументы.

Главная героиня полотна смотрит чуть в сторону — либо задумавшись, либо внимательно слушая собеседника, не попавшего на полотно. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.

С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний».

Картина Кустодиева 
Купчиха за чаем

Картина Кустодиева Купчиха за чаем