Описание Одежда Богатыря
Воин на Руси : характер, одежда и оружие
Ноги воинов предохраняли поножами – бутурлыками. Хоть воеводы и были почитаемыми людьми, все же они были людьми. Они назывались портки и защищали кожу от жестких доспехов. Часто пластины или куски металла вшивали и между слоями материи.
Рукав узкий до запястья. Меч и сабля его частично вытесняют, но ополченцы и вои продолжают его использовать в бою. Им нужно было, как и всем есть, спать, отдыхать. Сейчас это слово устарело, да и количество разновидностей штанов значительно выросло. Ферязь подбивается хлопчатою бумагой. Мужчины тех лет носили рубахи с запахом без воротника, которые подпоясывались на талии.
Панцирь пластинчатый. В романе «Князь Серебряный» А. К. Толстой описывает костюм Елены — жены боярина Морозова: «На ней был голубой аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами. XII-XIII века / Художник Владимир Семенов /С ХI века русские воины стали пользоваться «броней чешуйчатой». С 2001 года открыт филиал в Москве, с 2008 – в Новосибирске. Характерно полное отсутствие у старого казака Ильи меча, весьма дорогого и элитного предмета вооружения.
Его женщины не снимали даже при близких родственниках. Выбирая наряд, старайтесь придерживаться единой цветовой гаммы.
Презентация Одежда, доспехи и оружие богатырей
Кольчуга является рубахой из металлических колец, плотно соединенных между собой. В олонхо четко прослеживается духовная культура айыы-дьоно, т. е. Множество традиций и легенд граничит со щитами. Они применялись наряду с мечом и булавой. Музей под названием «Петроглифы Канозера», выставка которого находится на улице, была основан в 1997-ом году группой энтузиастов.
У знатных женщин убрус был шелковым. Они имеют размеры 39 (40) и 17 (18) мм. К пластинкам левого бока с той же целью прикреплены такие же петли и ремни. Очень детально в эпосе описаны боевое одеяние и снаряжение богатыря.
Ни в одном олонхо не описывается ее активность в этой ситуации. 155).
Какая одежда богатырей на картине Васнецова богатыри
В каждом боковом ряду имеется по 57 пластинок. Такая тактика не давала возможности передовым частям врага прорваться в тыл русских войск. Позднее появились её разновидности, такие как «под скобку» и «в кружок», где концы волос подвивались внутрь, а в XVI в. утверждается мода на бритьё головы. Край щита опоясан двумя полосами растительного орнамента, выполненного в технике золотой насечки.
151. А знаете ли вы, как назывались штаны древнерусского воина, которые надевались на поле боя. К примеру, деревянный меч, ширина которого всего 6 см, а длина 60 см, был найден археологами в Старой Ладоге. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал.
Голенища спереди срезали углом и спускали складками до середины икр. Зимой славяне надевали овчинный тулуп и рукавицы. Натянуть тетиву самострела было сложно, даже сильные воины упирались для этого в приклад ногами. Позднее появился «куяк», который по сути являлся рубахой без рукавов, она обшивалась пластинами от конских копыт или кусками кожи. 9. Панцирь чешуйчатый. Сохранились 145 нагрудных пластин доспеха. То, во что был одет человек, почти целиком определяло его статус.
Описание, одежда древнерусского богатыря
Легкая защита не стесняет движения и обеспечивает мобильность в бою и походе. За этот период бренд стал одним из ведущих производителей на российском рынке.
Такие тегиляи носили даже великие князья и цари. В них принимали иностранных послов и выезжали на праздники.
Потом хвалился пришедшему с работы папе, который был в шоке и восторге от результатов. У простолюдинов были холщовые рубахи, которые заменяли им и нижнюю и верхнюю одежду. Исключительно красочным и живописным был женский костюм Московской Руси. Поверх рубахи надевали сарафан, который по линии груди подкраивался и был более прилегающим.
Часто к шлему крепилась кольчужная сетка – бармица, защищавшая шею и плечи воина. На спине бахтерца сохранились 94 пластины шириной 16-18 мм и длиной 33-40 мм. Пластинки доспеха с наружной стороны украшены золотом. Так, например, в якутском эпосе «Могучий Эр Соготох» говорится «человек в броне из четырехугольных пластин оборотясь, вскочил на ноги», «человек богатырского вида, в броне из четырехугольных стальных пластин» (2).
Одновременно на Руси применялись ламеллярные (пластинчатые) доспехи. Головным убором девушек был венец, нередко зубчатый. Применение защиты в виде масок (личин) на Руси было редкостью, чаще всего это были трофейные шлемы, которые широко применялись в странах Европы.
Древнерусские воины: одежда, вооружение и снаряжение
О том, насколько красочным и декоративным был русский костюм, свидетельствует описание костюма князя Вяземского в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный»: «На князе был белый атласный кафтан. Ученые считают, что в далекие времена этим термином принято было называть воинов, которые пришли на территории Древней Руси с Европы (ее северной части). Большое значение в женском костюме при-надлежало головным уборам и декоративной косметике.
Этот мир так же заселен духами иччи, хозяевами гор, рек, долин, озер, деревьев и трав. 2По древнерусским понятиям защитное снаряжение без шлема называлось доспехами.
Но уже поздно. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Дети лучше всего воспринимают новую информацию в игровой форме. Это тяжелая дубина, которая на конце оборачивалась железом.
Более практичной и вот таким образом широко используемой стала коническая форма. Художники XIX и XX вв. На самом деле, очень мал был выбор того, что носил древнерусский воин.
Презентация на тему: "Одежда, доспехи и оружие богатырей и их коней"
Иногда на рукава вокруг кисти надевали нарядные из дорогой ткани, с вышивкой «зарукавья» — прототип будущих манжет. Рубахи шили из ткани разных цветов — белой, красной, сине-голубой (лазоревой), украшали вышивкой или тканью другого цвета. Известно, что Илья Муромец – историческое лицо. 157). Формируется дружина, состав которой на 30 состоит из профессиональных военных (часто наемников: варягов, печенегов, немцев, венгров) и ополченцев (вои).
Волосы покрывались особым чепцом — «повойником», а поверх него надевался белый или красный полотняный платок — «убрус». Под доспехи обычно надевалась рубаха из хлопка изготовленная на ткатском станке. Вместо оружия в то время принято было использовать копья, стрелы, топоры. Они прикрывали голову воина, вот таким образом в верхней части имели отверстие для глаз.
Длина кафтанов варьировалась от коленей до щиколоток. 161). В X веке конструкция лука была достаточно сложной, а процесс его изготовления трудоемким. Наибольшее распространение получили колонтарь, юшман и куяк. С ХIV века в русском языке термин «броня» вытесняется термином «доспех», а с ХV века – «панцирь».
Обычно он надевался поверх кольчуги используя как дополнительную защиту. Названия тех предметов одежды, которые устарели. 149).
Их длина составляла 6 – 9 сантиметров, ширина от 1 до 3. Она надевалась через голову и подвязывалась кушаком из металлических блях. 156). Щиты становятся миндалевидной формы имеют два крепления, предназначенные для удерживания в бою и на марше. Их минус заключался в меньшей скорости стрельбы, но при этом болт (используемый как снаряд) наносил противнику больший вред, пробивая при попадании броню.
15 главных русских богатырей (15 фото)
Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Этот убор назывался чело кичное или венец. Линия застежки встык, борта, низ платна и низ рукавов обшивались декоративной полосой.
От пояса к нему мог прикрепляться кольчужный подол, опускающийся до колен. Пластинчатые доспехи постепенно вытеснили кольчугу и даже продавались в другие страны. Весил до 15 кг, совмещал в себе прочность пластинчатого доспеха и эластичность кольчуги. Оружейная Палата Московского Кремля. Да и лошади, распространенные на то время в Европе, были низкорослыми.
Это и бархат (с тисненым рисунком или шитый золотом) и парча (аксамит) и тафта (шелковая узорная ткань с рисунком).
Ряд небольших круглых отверстия для крепления бармицы. На Илье простая кольчуга XIII-XIV вв.
От него вдоль щек спускались рясы, а на лоб — поднизь — пряди из жемчуга с подвесками. Древний русич носил рубаху и штаны («порты»). Рубаха — прямая, с длинными узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался шнуром или застегивался пуговицей. Например, такое слово как поножи, обозначало защиту для ног от колюще-режущего оружия. Своих духов имели явления природы и даже предметы выполненные руками человека.
Крестьяне носили холщовые порты, а знать — суконные или шелковые. Верхней одеждой служила «свита». Длинные волосы мужчины отпускали и в знак скорби, по случаю траура, а вот женщины, наоборот, в знак печали их стригли. С XIII века для защиты ног стали использовать кольчужные чулки-нагавицы. Такие формы костюма, как ферязь и охабень, появились в одежде дворян и бояр как выражение их сословной принадлежности и имущественного положения.
Все книги про: «одежда русских богатырей»
Одеяние богатыря имело внушительный вес. Именно вместе с руссами появились новые атрибуты вооружения и защиты у древних воинов-защитников. Длина еш варьировалась от середины коленей и выше. Их накидывали на левое плечо и застегивали пряжкой на правом.
Царский венец всегда принадлежал старшему в великокняжеском или царском роде. С конца ХII века появились шлемы с масками-личинами (своеобразное забрало), которые полностью закрывали лицо воина. Или же прикрывали оба плеча и застегивали спереди.
На первый взгляд образ женщины в олонхо не может показаться пассивным и инертным. Парадным убором великих князей был венец из золота и серебра, украшенный жемчугом, самоцветами и эмалями и «бармы» — широкий круглый воротник, также богато украшенный драгоценными камнями и медальонами-иконами. Различные конструктивные варианты кафтанов показаны на рис. Костюм царя и царицы отличался от одежды знати только в особо торжественных случаях.
Неповторимую красоту старинного русского женского костюма, поиски национального образа и его эстетическое осмысление мы находим в произведениях изобразительного искусства (Рябушкин «Русские женщины XVII столетия», «Семья купца XVII века», «Московская девушка XVII века», Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», Репин «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» и многие другие) и художественной литературы. Левый рукав свисал до пола (рис. Но Иван Грозный запрещает боярам брить головы и сам носит причёску «в скобку». Подол и рукава обычно делали из более крупных пластин.
Через 100 лет форма адаптируется под новый род войск – конница. По материалу, украшениям, форме и способу ношения они были разнообразны. На защиту своего дома становились с рогатинами, топорами, ножами и дубинами. Мугальские то есть из Северной Индии шлемы с личинами. Жены других бояр были возмущены этим и уговаривали ее не пренебрегать народными обычаями.
В суровых климатических условиях северных областей Руси шубу носили все классы. Можно привести несколько примеров слов архаизмов касательно гардероба славянского воина. Рогатины постепенно вытесняются копьями, которые совершенствуются в сулицу.
Под рукой мастера они превратились в красивые орнаментальные завитки. / Художник Владимир Семенов /12. Шили его из холста, шелка или парчи.
Луки изготавливались из рога животных и подходящих пород древесины (береза, можжевельник). Тегиляй надежно защищал от рубящих ударов и чаще всего использовался небогатыми воинами. Немецкий историк Олеарий в своем «Путешествии в Московию» рассказывает, что боярыня Черкесская отказалась белиться и румяниться, так как имела очень красивый естественный цвет лица. Сидя в седле, воин мог держать поводья (править конем), стрелять из лука или самострела и подготовить к ближнему бою тяжелый меч.
В эпосе «Кун Эрили» богатырь одет в кольчугу, состоящую из цельных пластин жележа (3). Чаще всего коса была одна — на затылке. Обувью служили сапоги из сафьяна, бархата (рис. При параллельном использовании они эволюционировали неоднозначно. Зипун носили бояре (как домашнюю одежду), горожане, крестьяне — мужчиныи женщины.
духовники начали соперничать в роскоши своих одежд с московскими царями и их двором. Вельможи даже дают сбривать эти волосы, полагая в этом красоту. Устаревшие слова сейчас мало кто знает и редко кто поймет, что они означают. Главным элементом русских доспехов длительное время была кольчуга.
Головное предприятие и центральный офис размещены в г. Екатеринбург. Они с легкостью держат свои тяжелые доспехи и оружия, как будто это пушинки. В начале XIV века появляется новый вид доспехов – зерцала. Княгини под венец надевали покрывало, складки которого, обрамляя лицо, ниспадали на плечи. Так называемая «шапка Мономаха», опушенная собольим мехом, с алмазами изумрудами, яхонтами и крестом наверху, появилась гораздо позже.
Костюм богатыря своими руками, День рождения на эту тему
Одна из личин жестко приклепана к шлему прямо сквозь шарнир – очевидно, это позднее «творчество» музейных работников. Остается судить только по летописям и картинам художников. Но тем не менее свои особенности есть. ООО «Батик» занимается производством и продажей верхней детской одежды, карнавальных костюмов и дистрибьюцией игрушки более 15 лет.
Одежда мужчин одинакова как у греков рубашки у них широкие, короткие, едва достигают колен воротник гладкий без сборок спинка подшита в виде треугольника, спускается с плеч и шита красным шелком у многих подоплёка подшита красной тафтой, к немалому украшению. Широким концом вошву прикрепляли у запястья, острый свешивался вниз. Из его крови начинается река Сухман.
Сочинение-описание картины Васнецова «Богатыри»
Носили ее с поясом. На ворота побежденного Царьграда князь Олег вешает именно щит. Большие, в рост человека деревянные щиты использовались славянскими народами издревле.
Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Куяк мог усиливаться на спине и груди большими металлическими пластинами. Он имел короткие рукава (15 см) и прямоугольный вырез ворота.
Детские карнавальные костюмы богатыря и витязя
Обычно кольца крепили внакладку. Тщательно изучая эту эпоху, они оставили нам замечательные произведения с образами старины (Репин, Суриков, Васнецов, Головин, Билибин, Рябушкин, Коровин, А. К. Толстой и др. ).
5. Головным убором служил белый или черный (в зависимости от сана) клобук типа капюшона или мягкая шляпа. Меч и щит – основа любого наряда древнерусского воина. Щиты именно такой формы чаще всего были на вооружении древнерусских ратников. Бердыш (топор с широким лезвием) в XIII – XIV веке становится оружием стрелецкого войска. 4.
К венцу присоединены широкие, чуть наклонные поля. О том, насколько красочными были головные уборы знати, свидетельствует описание костюма князя Вяземского в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный» : «Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером». часто изображали женщин в этой живописной красочной одежде. Позднее этим термином стали называть все защитное снаряжение воина. По сравнению с пластинчатыми, этот вид доспехов был более эластичен и красив.
Информация о магазине одежды Богатырь
150). В этот период вооружение древнерусского воина состоит из палицы, копья, меча. Декоративное решение зипуна сосредоточивалось в основном на линии застежки, съемном воротнике «ожерелье», рукавах из другой ткани, вышитом поясе. Зимой духовники носили шубу.
В некоторых вариантах фигурируют металлические шипы или гвозди.
Описание картины Богатыри Васнецова для сочинения и история создания (Три богатыря)
Каблуки к ним прикреплялись серебряными или железными скобами, подошвы — гвоздями. В истории древней Руси огромное значение имеет меч. На рубахе вышивались орнаменты, она могла присобираться у шеи и обшиваться каймой.
И теперь тоже обещает подарки))Задание месяца – работы братьев Васнецовых. Таковы, дьабака, xopooх, куос дьабака, ураа-бэргэhэ и т. д. Другие (польский, терлик) были прилегающего силуэта с отрезной линией талии, с широкой сборчатой нижней частью (рис.
Великолепный тонкий рисунок части пластин имитирует арабские надписи. При всей видимой громоздкости доспехов (особенно у тяжелых конников) всадники достаточно легко справлялись с несколькими задачами.
Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером». Позже он преобразуется в алебарду. Изготавливались с рукавами или без них и имели полы, как кафтан. Для украшения в полотно вплетались медные звенья. Он является не только основным видом оружия, но и символом княжеской власти. Замужние женщины ходили только с покрытой головой — это было строгой традицией.
Как сделать кольчугу богатыря — 3 способа
Сильно изменилась в названиях иодежда древнерусского воина. Запона была короче рубахи, по бокам не сшивалась и всегда подпоясывалась. Праздничной нарядной одеждой, надевавшейся поверх поневы или запоны, был «навершник» — вышитая туника из дорогой ткани с короткими широкими рукавами.
Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь. Зимой носились шапки, удлиненные кзади и кафтан из плотной шерсти или натурального меха. Носили их навыпуск и подпоясывали. Навершие шлема иногда украшалось флажком – яловцом. Мужчины волосы стригли коротко. Шлем в этом случае клепался из четырех металлических пластин, они украшались драгоценными камнями и перьями (у знатных воинов или воевод).
Сказка «Три богатыря» — сценарий на День рождения мальчику
На Руси чешуйчатые, ламеллярные и кольчужные доспехи часто комбинировались. От того, какое оружие Вы подберете, будут зависеть все остальные детали обмундирования. 158). По качеству и красоте отделки доспех представляет собой исключительное произведение. Оружие древнерусского воина меняется в X веке, на смену мечу приходи сабля. Голову защищал остроконечный шлем, к которому изнутри прикреплялась кольчужная сетка («бармица»), закрывающая спину и плечи.
Снаряжение древнерусского воина было продумано до мелочей. Некоторые серии могут сочетаться между собой их элементы можно комбинировать. Так, на миниатюре из лицевого летописного свода XVI в. «Шитье кафтана» показано, что кафтан изготовляют 11 человек: мастера, подмастерья, ученики. Вся поверхность шлема покрыта тончайшим травным орнаментом.
Она использовалась с Х до XVII века. У конных воинов данный вид оружия имел короткую рукоять, пехотинцы (ратники) пользовались топорами на длинных древках. В якутском эпосе «Кыыс Дэбилийэ» богатырь обут в семидесятипудовые железные сапоги, одет в штаны из восьмипудового стального железа, девяностопудовую железную шубу, пятидесятипудовую шапку из каменной глыбы, пятипудовые рукавицы (5).
Некоторые из них до сегодняшнего дня являются «крылатыми». На его изготовление могло уходить до 100 пластин. 7. В этом случае костюм будет смотреться гармонично. Не могли же они постоянно находиться в доспехах и полном обмундировании. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью.
Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и неотрезные по линии талии (рис. Весила кольчуга 6-12 килограммов. 148). Одежда духовенства по силуэту и покрою от светской не отличалась.
Костюм богатыря – для бесстрашных героев
А знаете ли вы, как ранее именовалась одежда древнерусского воина. Свита подпоясывалась широким поясом, к которому подвешивался кошелек в виде мешочка — «калита». Золотой навод или насечка, выполнен необычайно тонко и с большим вкусом. Силуэт шапки вертикально ориентирован, который встречается у многих тюркоязычных народов. Некоторые из них были более двух метров длиной. Основными видами ее были подрясник типа кафтана и верхняя ряса типа шубы (рис.
Одежда не являлась его приоритетом, главное чтобы она была удобной и не сковывала движений, ведь перед ним стояли более важные задачи, чем выбор наряда. Такие головные уборы предпочитали носить бояре, купцы и дьяки. Эти маски имеют остатки налобных шарниров и характерные монголоидные черты. На ноги надевались сапоги, сшитые из цельного куска кожи. В обычных жизненных ситуациях они по этой причине казались бы малоподвижными и грузными. Во время русско-византийской войны противник был поражен смелостью и отвагой «русов», которые дрались без защитных доспехов, прикрываясь щитами и используя их одновременно как оружие.
По сведениям, полученным из исторических источников византийцев, «русичи» отличались огромной физической силой. Такие слова, как портки или кафтан, в современном мире тоже не используются. Корпусной бехтерцевый доспех застегивался всегда по бокам.
В XVI —XVII вв. Топорами воевали не только крестьяне (вои и ополченцы), но и княжеская дружина. Кольчужные кольца бахтерца скреплены, в основном, «на гвоздь». Кольчуга и пластинчатая броня X—XI века4а. Во время службы на повседневное (ходильное) платье надевалось специальное облачение: стихарь — прямоугольный кусок ткани, не сшитый по бокам, орарь — широкая, с крестами, лента на левое плечо до пояса, фелонь — круглая накидка с вырезом для головы.
- Защитное снаряжение воинов древней Руси
- Костюм славян и Древней Руси (6-13 века)
- Международный Фонд Исследования Тенгри
- Карнавальный костюм "Богатырь", Батик
- Детский костюм Богатыря Добрыни
- Защитные детали русского доспеха
В этот же период кольчуги становятся длиннее, появляются дополнительные элементы доспеха: наговицы (железные, плетеные чулки), бармица (сетка для защиты шеи), наручи (перчатки из металла). Иногда ленту наклеивали на твердую прокладку, один ее край приподнимали и вырезали зубьями. Всего пластинок в доспехе 1509. У богатых женщин было две рубахи: нижняя и верхняя из более дорогой ткани. Поверх рубашки надевалась юбка из пестрой ткани — «понёва»: сшитые полотнища оборачивали вокруг бедер и подвязывали на талии шнуром. Девушки надевали поверх рубахи «запону» — сложенный пополам прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Соответственно применялись различные ткани: камка, тафта, сукно.
Делали его из кожи или бересты и обтягивали золотой тканью. Хорошо между собой сочетаются мечи, щиты, шлемы и плащи Liontouch. Плечевая часть кольчуги, несущая основную нагрузку (ее вес достигал десяти и более килограммов), выполнена из колец, скрепленных двумя заклепками (толщина проволоки 2 мм, диаметр колец 12 мм). К его работам можно отнести нагрудник от пехотных лат. В холодное время года женщины носили меховые шапки горлатные или колпаки с околышем. Поверх кафтана надет был внакидку шелковый легкий опашень золотистого цвета, застегнутый на груди двойной алмазной запоной.
- Одежда персонажей в якутском эпосе-олонхо
- -я конференция по тенгрианству в Астане
- Вы хотите предложить свою цену на товар Рубаха Богатырская
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Вокруг головы повязывали ленту, богато украшенную спереди. Знатные люди поверх нижней рубахи надевали еще одну — верхнюю, которая расширялась книзу, благодаря вшитым в бока клиньям. Порты — длинные, неширокие, сужающиеся книзу штаны, которые подвязывались на талии шнурком — «гашником». Ряды пластин соединены между собой с помощью двойных уплощенных колец. С них начинается костюм. Верхний мир представляет собой пространство из девяти ярусов, где на высшем девятом восседает верховный Бог Юрюнг Аар Тойон – Белый господин, создатель Вселенной.
160). На прямом, почти цилиндрическом венце помещены вместе с именующими надписями резные золоченые изображения Спаса Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи (Деисус), Архангела Михаила, Архангела Гавриила, двух херувимов, двух евангелистов и св. Самым тяжелым оскорблением для женщины было сорвать с нее головной убор.
Часто к поясам подвешивали украшения и небольшую сумку-кошелек калиту. 153). В Х-ХI веках она имела форму длиннополой рубахи с короткими рукавами. Из-за низко вырезанного ворота виднелось жемчужное ожерелье рубахи. Такая причёска называлась «под горшок».
Нижней (а у крестьянок и верхней) одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Богатырь одет в броню (кольчугу), состоящую из железных, каменных, а иногда и деревянных пластин с четко определенной формой. Николая Чудотворца.
Наиболее важным среди них являлся шлем (шелом) – металлический колоколовидный или сфероконической головной убор с длинным навершием (шпилем). Парадным, богато украшенным головным убором на каркасе был кокошник. Шеломы. Но не ходили же они в своих доспехах и в пир и в мир.
Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью (рис. Для изготовления требовалась основа (рубаха) из кожи, на которую плотно крепились тонкие железные ламели. Изменялся шлем за счет дополнительных защитных приспособлений: бармица (кольчужная сетка), наносник (металлическая пластина). Нижнее платье носят очень широкое сверху, где протянут шнур, по произволу распускающий и стягивающий его. Зато сапоги, сохранили свое название и актуальность по сей день.
Пройма была прямой, рукав не имел оката. Воин в юшмане, на правой руке наручи, к шлему прикреплена бармица. XI-XIII века / Художник Владимир Семенов /13. Его закрепляли под подбородком, оставляя свободными концы, украшенные богатой вышивкой.
Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Под кольчугу надевали стеганую одежду, смягчающую силу удара. Чаще всего в русских летописях упоминаются наряду с палицей булава, шестопер, кистень.
Для зимы свиту делали на меху. Знать также носила небольшие прямоугольные или округлые плащи «корзно» имевшие византийско-римское происхождение. К верхним пластинкам груди и спины прикреплены петли и ремни, при помощи которых доспех закрепляется на плечах. Надетые на уровне талии «добрыми молодцами» и воинами, они подчеркивали стройность фигуры спущенные на линию бедер с большим напуском верхней части одежды, пояса акцентировали полноту, дородность, высоко ценимые в эстетических представлениях боярства.
Самострелы были более эффективным видом метательного оружия. Царские облачения настолько живописны, ярки и богаты, что в описаниях иностранцев их сравнивали с «солнцем, убранным звездами». XI век / Художник Владимир Семенов /5а. Кольчуга. Куполообразной формы, тулья кованае из одного куска железа, наносник прикован отдельно. После принятия христианства на Руси распространяются византийские обычаи, а также и византийская одежда. Древнерусский костюм этого периода становится длинным и свободным, фигуру он не подчеркивал и придавал ей статичность. Русь торговала с восточными и западноевропейскими странами и знать одевалась, в основном, в привозные ткани, которые называли «паволок».