Павел Андреевич Федотов Фото
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ (1815–1852) (1 фото)
Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Совет Академии единогласно признал художника академиком, в кругу художников на нового академика стали смотреть как на честь и гордость русской школы газеты и журналы затрубили ему восторженную хвалу повсюду, от аристократической гостиной и до каморки рыночного торговца, говорили о работах молодого жанриста.
Анкор, еще анкор. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. Считается, что тем самым они чтили память русского художника.
В Свежем кавалере. Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь.
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу.
Федотову все это было не по сердцу и дома он отводил душу изображая самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора. Жизнь Федотова кончилась трагически. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. Академическая выставка1848 года доставила Павлу Андреевичу, кроме почёта и известности, небольшое улучшение материального положения: в дополнение к пенсии государственного казначейства было отпущено по 300 руб.
Русская живописьВсе фотографииФедотов, Павел Андреевич88
Любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на друзей и товарищей, рисует на них карикатуры. Почти одновременно с Вдовушкой Федотов написал: Анкор, еще анкор. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца.
- Художник Павел Андреевич Федотов картины
- Федотов Павел АндреевичКартины и биография
- Сообщество «Сообщество любителей литературы»
- Федотов Павел Андреевич (1815 – 1852)
Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Они сильно отзываются влиянием Хогарта. Высокоталантливый художник, родоначальник критического реализма в русской живописи Павел Андреевич Федотов родился 22 июня 1815 г. в Москве, в большой семье очень бедного чиновника, отставного воина Екатерининских времен.
В прессе началась травля художника. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.
ассигнациями в месяц». Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Она внутренне сосредоточена и серьезна.
Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. (в 1819 г. Отец – Андрей Илларионовичполучает дворянство по «заслуженным воинским чинам»он был старым суворовским солдатом, получившим чин поручика при отставке. 1826 – Павел Федотов принят в Первый кадетский корпус. 1833 – заканчивает кадетский корпус с чином прапорщика и отправлен в Санкт-Петербург в лейб-гвардии Финляндский полк. 1834 – получение билета на право занятий в рисовальных классах Академии художеств. 1837 – получение билета на право копирования в Эрмитаже. 1838 – получает чин подпоручика. 1840 – первая встреча с Карлом Павловичем Брюлловым. 1840-1842 – ряд акварелей из воинского быта. 1841 – получает чин штабс-капитана. 1843 – выход в отставку в чине капитана. в месяц». Представившись живущим неподалеку помещиком Василием Васильевичем Тарновским, сосед осведомился у челяди, не здесь ли нанимает дачу господин Маковский и объяснил, что желает забрать прославленного живописца из «непотребной дыры», предоставив в его распоряжение свою Качановку — для вдохновенного творчества. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Картина была создана в год трагической смерти художника. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому. Вещи вокруг строго отобраны и ни одна из них не кажется лишней: и цилиндр с положенными в него перчатками, опрокинутый Женихом, когда он резво бросился к ногам Невесты и предметы обстановки. С беспощадной сатирой характеризует он своих персонажей: старую деву, ее жениха -- франтовато одетого горбуна и обрадованных родителей., например, продиктована характером замысла. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству.
- Краткая биография Федотов Павел Андреевич, картины
- Русский художник и график Павел Андреевич Федотов
- Художник Павел Федотов – анатомия безумия
- Павел Федотов: жизнь и творчество художника
- Презентация на тему: Павел Андреевич Федотов
- Федотов Павел Андреевич (1815-1852)
- Картины Павла Андреевича Федотова
- Военная служба и первые картины
Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает.
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Выставка. Когда все деньги вышли, тогда только приятели догадались, что художник ненормален и нуждается в строгом надзоре. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика.
- Описание творчество художника Федотова и его известные картины
- Словари и энциклопедии на Академике
- Интересные факты из жизни художника
- 22 июня (4 июля по новому стилю) 1817 год, Москва – 14 ноября 1852 год, Петербург
- Известные произведения Федотова Павла Андреевича
Его детство прошло в бедности и постоянной нужде. Многому бы народ научил, да цензура мешает — писал художник в те годы.
Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). Почти сразу Гренев умирает.
Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Именно здесь начинался будущий художник, о чем Федотов напишет в своих воспоминаниях: «Все, что вы видите в моих картинах, было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве». Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста». Судьба не дала ему ни душевного равновесия, ни материального благополучия, ни простых человеческих радостей, ни даже смерти достойной.
Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Девушка изображена за игрой на клавесине.
Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником.
И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Запрещены были и литографии с его картин. Федотов сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, солдатские песни (будучи офицером), сочинял романсы и перекладывал их на музыку. А вслед за майором в комнату втащили огромную корзину с шампанским и разными закусками, которыми он решил угостить своего знаменитого биографа. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет.
Федотов и раньше думал об отставке, но после слов Крылова, эта идея не давала покоя. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Решение далось не просто. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. С ранних лет он предавался созерцанию.
Многие картины остались незавершенными. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Но результаты были бы ещё более поразительны, если бы судьба дала ему лучшие условия и жизнь его не прервалась бы столь жестоко и преждевременно. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Ему было всего 37 лет.
ассигн. Выпрыгнувший из нее незнакомец был довольно примечательной наружности — с длинными, по-казацки вислыми усами и в накинутом на плечи просторном сером плаще, называемом на Полтавщине «кобеняк», который украшала крупная алмазная пряжка. Портрет Анастасии Михайловны Гриневой. В ней была покорность страданию, даже растворенность в страдании, но не было высокой духовности, способной поднять человека над любыми страданиями, на которые обрекает его жестокость жизни и слабость собственной плоти. Рисунки Федотова являются своеобразным дневником художника. Толчком к возникновению замысла картины явилась судьба овдовевшей сестры Федотова, на руках которой после смерти мужа осталось двое маленьких детей.
Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Наступил самый тяжелый период в его жизни. В этой картине художник отразил явления, характерные николаевской России.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище в мундире штабс-капитана лейб-гвардии Финляндского полка. Это было мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. В этой картине в полном объеме проявился талант Федотова. Знакомство с Петрашевским. 1850 – поездка в Москву. После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.
Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. От многого -- военной карьеры, богатства, личного счастья -- отказался Федотов во имя искусства.
Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. На картине (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Так он прослужил десять лет. Через 3-4 года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где усердно изучал формы человеческого тела, срисовывая их с гипсовых моделей. Так были признаны заслуги Федотова как художника-жанриста. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен. Картина эта была готова к академической выставке 1849 г., на которой была экспонирована вместе со Свежим кавалером и Разборчивой невестой. Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника. Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим.
Можно сказать, что «Портрет отца» гораздо примитивнее, чем следовало бы ожидать от Федотова в 1837 году: он несколько робок и даже коряв. Так, в Завтраке аристократа (1849, ГТГ) напряженная поза светского хлыща, показанного в центре, торопливый жест его рук, прячущих кусок хлеба от нежданного гостя, раскрывают никчемность и ничтожество аристократа, промотавшего состояние. Когда картины Федотова были показаны больномуБрюллову, знаменитый художник их принял восторженно. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка» использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное – придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту. Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Поздравляю вас, -- сказал он Федотову, -- Вы меня обогнали. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.
(1850 — 1851) и Игроки (1852). Наступал последний, самый трудный период в жизни художника. Художник оказался без средств к существованию, но он продолжал творить.
Замыслы будущих картин возникали у него один за другим, но не всем из них было суждено осуществиться. У отца его был маленький деревянный домик человек он был бедный, семья была большая и дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора. Житейский, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества — женитьба бедного майора на богатой купеческой дочери — приобретает в этой картине обобщающее значение.
В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации.
Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. Все кругом были хорошо знакомы, новости домашние тотчас же становились достоянием соседей.
Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов. Нет чувств, нет желания. Убедительность и простота композиционного решения отличают рисунок Набережная Васильевского острова зимой. Зайдя на минутку, засиживались часами за непременным чаем. В доме царила легкая и не обидная простота общения.
Эти портреты всегда бывали очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов. Портрет был написан в Москве, когда Федотов получил отпуск, впервые за три года службы и неслыханно продолжительный, с 20 августа по 20 декабря — «по домашним обстоятельствам», фактически же в поощрение дальнейшей работы над картиной Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года, эскиз которой понравился Михаилу Павловичу. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе.
Успех выставки. Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Картина эта называлась Свежий кавалер.
Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. Художник родился в небогатой московской семье 4 июля 1815 года. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие.
От альбомов разрозненных набросков и рисунков Федотов перешел к созданию крупных произведений.
В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов. Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Этот счастливый майор, конечно. Благодаря К. Брюллову, а еще больше своим достоинствам, работы Федотова доставили ему от Академии звание кандидата в академики и позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину Сватовство майора (1848)и денежное пособие для ее исполнения.
Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется. Он умер тридцати семи лет в психиатрической лечебнице.
Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500руб., повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного. Картина имела большой успех на выставке. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный.
На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию.
Ужасная нищета подтолкнула Федотова к тому, что он начал писать копии собственных картин. как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1846, ГТГ).
Нет помощи семьи. «Портрет отца» можно понять, лишь вникнув в подробности биографии Федотова: отец протирает очки, собираясь читать газету и газета эта вовсе не простая — это, если вглядеться в мелкие, тщательно выписанные буквочки, номер «Русского инвалида» от среды 13 декабря 1833 года, того самого дня, когда сын был произведен в прапорщики, получил первый офицерский чин, — дня триумфа родительских упований. Более широкой и темпераментной становится живописная манера художника, более активной делается роль цвета в освещении. Завтрак аристократа (Не в пору гость) Предельно выразительной становится и композиция в картинах Федотова, которая служит выявлению основного смысла, концентрирует внимание на главных персонажах.
Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. На следующий день его не стало. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог.
Павел стал задумчивым и молчаливым. В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ.
«Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Потянулись годы однообразного и утомительного учения (1834 — 1844). В один из дней к крыльцу подкатила запряженная четверней коляска с форейтором.
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. Так родилась серия Нравственно-критических сцен из обыденной жизни (1840-е гг. ), которая была исполнена в технике сепии: Болезнь и смерть Фидельки, Житие на чужой счет, Крестины, Модный магазин, Мышеловка, Первое утро обманутого молодого, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант.
Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям), пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Решившись на отказ от военной карьеры, от обеспеченного положения, он обрекал себя на полуголодное существование. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. То есть эта картина является визитной карточкой художника.
Вторая встреча с БрюлловымКарл добивается от Академии художеств помощи художнику. 1848 – «Сватовство майора». За долги семья вынуждена была продать дом. Не увидели свет рисунки Федотова из Нравственно-критической серии. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург.
В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Всё было естественно и натурально. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. Выйдя из полка, Федотов стал заново устраивать свою жизнь.
К концу 40-х годов Федотов стал зрелым мастером имевшим свое творческое лицо. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Но не мог найти того, что мне хотелось. Эта серия по разнообразию тем, по широте охвата действительности, по остроте критической мысли и мастерству исполнения считается одной из самых значительных в творческом развитии художника.
Не было бы Федотова — русская живопись, быть может, еще долго бы не обращалась к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами. последняя не оконченная картина художника. Художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью.
Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Анкор, еще анкор. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Наступил самый тяжелый период в жизни художника. В последние годы жизни Федотов пишет портретов, лучшим из которых является портрет Н. П. Жданович (1849).
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Эти портреты всегда бывали очень похожими. Знакомство с А. Островским, встреча с Гоголем. 1850-1851 – «Анкор, ещё анкор. »1851 – ухудшение материального положения родных художника. «Вдовушка». 1851-1852 – «Игроки». 1852 – начало болезни. 1852, 14 ноября – смерть тридцатисемилетнего художника в клинике для душевнобольных.
Любое проявление критической мысли преследовалось. А. Заурвейда. В последние годы жизни Федотов обращается к созданию портретов.
Через некоторое время творческий потенциал художника раскрывается в полную силу, создав такие произведения, как 1846 г Свежий кавалер, 1847 г Разборчивая невеста. В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника -- Вдовушка (ГТГ). Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять.
Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Жизнь в полку была трудной, а здоровье — слабым. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Он остается без средств к существованию.
Он превзошел всех своих товарищей и обратил на себя внимание начальства. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
Глубокое одиночество словно заточенного в этой душной избе человека создают ощущение полной безнадежности, безысходной тоски. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура. Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил Сватовство майора и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте.
Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Он настойчиво трудился совершенствуя свою художественную технику. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви.
Это было сколь нельзя более кстати, так как обстоятельства родных Федотова в это время ухудшились и он должен был усиленно тратиться на них. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения в технике. Как то летом 1837 года великий князь Михаил Павлович, возвратившись в Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили шумной овацией.
Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Жизнь в полку была трудной, но, несмотря на строгие требования тогдашней фронтовой и казарменной службы, он находил время для своего любимого занятия — рисования.
Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. В 1851 — 52 гг. Родоначальник критического реализма в русской живописи. Впрочем, Федотов не придавал большого значения своим стихам и не пускался с ними в печать, позволяя их списывать только приятелям и близким знакомым. Так родился замысел серии Нравственно-критических сцен из обыденной жизни исполненных в технике сепии: Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счет, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, Модный магазин, Мышеловка Болезнь и смерть Фидельки, Крестины (1840-е, ГТГ). Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова.
По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». В1834 году в званиипрапорщика был направлен на службу влейб-гвардии Финляндский полк вСанкт-Петербург, где прослужил 10 лет. В свободное от службы время упражнялся дома, рисуяакварельные икарандашные портреты своих сослуживцев, сцены полковой жизни и карикатуры. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.
Лучший из них -- портрет Н. П. Жданович (1849, ГРМ). В глубокой задумчивости стоит она, облокотясь о комод. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды. Творческий метод художника – ни шагу без натуры. Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий – долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка.
Рядом гитара. Однако живопись военных сцен не была истинным призванием художника. В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой.
Болезнь прогрессировала и осенью1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича вбольницу Всех скорбящих наПетергофском шоссе. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Художник предпочитал холст или бумагу. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве.
Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. 1844 – ряд сепий, в том числе «Болезнь Фидельки», «Смерть Фидельки». 1846 – «Свежий кавалер». 1846-1847 – «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант». 1847 – «Разборчивая невеста». Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека— все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника являласьжанровая живопись.
Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Печальная развязка наступила быстро.
Положение усугубилось-скончался отец. Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Однако такое отступление стоит подороже иных побед. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище. Летом 1837 года великий князь, вернувшись в Санкт-Петербург из поездки за границу для леченья, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину.
В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Заказ оказался роковым. В январе 1834 года в звании прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет.
Кроме того, он сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку и, в пору своего офицерства, солдатские песни. В конце 40-х годов Россию охватила реакция.
в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. основной фонд моего дарования.
Такая принципиальность художника. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. ассигнациями в месяц».
Он работал лихорадочно быстро. Но улучшения не наступило.