Перов Спор О Вере
Картина Спор о вере Василия Перова
Симеон Полоцкий пользовался только чистовой «челобитной», которая была не окончена. Названное «Жезл правления» обличение написал Симеон Полоцкий, участник никоновского «новодела». Стефана, обвиняя архиерея, кроме всего проч., в том, что тот «отрешил его от церкви и лишил всякого дохода». М., 1667), к-рые упрекали Д. в невежестве, незнании «грамматики» и «философии». Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне.
(М., 2003р). Этот человек, воспитанный в исключительно тяжелых условиях жизни, громкой славой своего имени обязан был только самому себе. Искусствовед Леонид Дитерихс писал, что, несмотря на незаконченность картины, «Никита Пустосвят» является одним из сильнейших полотен в русской исторической живописи, как со стороны «проникновения» (по выражению Лескова), так и с точки зрения техники и красок43. Можно легко прочитать характер любого из них. С появлением Федотова был подписан смертный приговор старому направлению. С. 13-265) и Симеону Полоцкому (Симеон Полоцкий. Архиеп. 9-13 дек.
Софья Алексеевна и патриарх возражали Д., но большинство собравшихся его поддержали. Старообрядцы признают Никиту «столпом правоверия», православные иерархи отзывались о нём как о грубом, вредном и невежественном (Пустосвят) расколоучителе. Спор о вере», Ге отмечал, что Перов «перешёл к истории и сделал только две вещи, которые не кончил, но которые имели громадное значение»4849.
На ногах его— лапти и онучи, одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. Искусствовед Алла Верещагина писала, что «композиция строится на противопоставлении левой и правой частей картины: раскольников и официального окружения Софьи и патриарха». В 1682 году он добился проведения «прений о вере». Неточное понимание старообрядчества дает и «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова. Стоящий по правую руку от Софьи молодой боярин— по-видимому, князь Василий Голицын29.
В Перов Спор о вере В Перов Спор о вере Власть и церковь в веке Церковный раскол доклад по теме История
Перов изобразил его сидящим на полу. Среди других недостатков Обухов упоминал бросающуюся в глаза жёсткость живописи, «некоторый композиционный разлад», а также условность образов некоторых персонажей— в частности, царевны Софьи и архиепископа Афанасия9. Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи— в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия»8. Читалась их челобитная о погрешностях в новых книгах. Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, управляемого гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята»34. Суздальский священник Никита Добрынин (старовер) был противником преобразований.
Никита отличался особым мастерством оратора и после окончания «прений о вере», он вышел победителем, но, несмотря на это, царевна Софья приказала схватить бунтаря и казнить, что было исполнено на следующий день. Многофигурная композиция картины отличается высокой сложностью и невероятной глубиной вложенной в неё мысли. К оценкам названных авторов, видимо, восходит несправедливое прозвище Д. Пустосвят. Их действия возглавил находившийся в это время в столице Д. 23 июня он вместе со «старцами» и стрелецкими выборными пришел во дворец с требованием созвать Собор для разбора челобитной. Федором назван в числе «ревностных обличителей» 60-х гг. Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима3228. Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили раскольников к месту спора.
Картина Спор о вере – Перов Василий
Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят. Историк искусства Николай Собко писал, что Перов оставался недоволен многим в картине, особенно в её правой стороне и «замышлял многое переписать тут на-ново, да смерть помешала исполнить ему это намерение»21. Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования. Помимо этого, «сумятице фигур в нижней части картины противостоит верхняя часть— выше всех возвышается правительница». Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы»13.
Нечто подобное мы видим и в истории русского искусства. Особую экзальтацию вызвал вопрос о троеперстии. Выше: что вы искали. Собор утвердил обличение «великой» челобитной Добрынина. При этом, по словам Лескова имеется в виду «проникновение в самую задушевную суть исторического момента, который она изображает»542.
Описание картины Василия Перова «Спор о вере»
арх. Т. 9. При этом, однако, Стасов признавал, что Перову плохо удавались, по его определению, «многосложные» сцены и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды»45. 21 нояб. Пробовал обличать Добрынина и митрополит Газы (Иерусалимский патриархат) Паисий Лигарид, но его работа не была напечатана.
После чтения челобитной было решено продолжить прения 7 июля. По свидетельству Саввы Романова (со слов Д. ), Д. работал над челобитной в течение 7 лет (МДИР. По словам Леняшина, «не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием»48.
- Ошибка установки соединения с базой данных
- Большая подборка прикольного видео и коллекций мультфильмов с
- Рядом расположены достопримечательности
- Известия императорского археографического общества
- Словари и энциклопедии на Академике
А между этими картинами висит огромное полотно «Никита Пустосвят. Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись». мая 1666 г. на Большом Московском Соборе.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Как бы то ни было, во время выставки некоторые специалисты получили возможность ознакомиться с картиной «Никита Пустосвят». из них опасались, что «старцы» не смогут убедить власти и отвечать придется всем.
- Все видео по теме Перов, Василий Григорьевич
Однако этот же традиционализм сыграл роковую роль в судьбе правительницы. Чуть правее центра картины, с крестом в руке— Никита Пустосвят. Обсуждая композицию окончательной версии картины искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что в ней художник пришёл «к академическому приёму расположения фигур по овалу, несколько разомкнутому спереди, с заполнением углов холста второстепенными группами»33. Я не с тобою говорю, а с патриархом». Л. 42-43 об. Великая работа живописца представляет боярыню фанатичкой.
Д. одним из первых обратился к детальному сличению старых и новых книг и обрядов и к систематическому подбору доказательств в пользу первых (обширная 5-я соловецкая челобитная была подана позднее – в 1667). Тем не менее, Собор не освободил Никиту от прещений, наложенных на него Стефаном. Только профессор Субботин издавший её впервые в полном виде (в «Материалах для истории раскола» т. IV), показал, что она богата содержанием обвинения против церкви изложены тщательно и искусно и автор по начитанности, находчивости и способности излагать мысли простым и ясным языком может занять место среди раскольничьих писателей наряду с протопопом Аввакумом и дьяконом Фёдором Ивановым. суздальский священник выдвинулся в первые ряды стрелецкого восстания («хованщины»). Искусствовед Леонид Дитерихс отмечал, что фигура Пустосвята «одна могла бы быть целой картиной» по его словам, «во всей русской школе живописи нельзя найти другой, подобной ей, где бы так поразительно верно разгадан был характер этого фанатика раскола»6.
Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Спор о вере»— самым большим по размеру из всех своих полотен10— в 1880—1881 годах121112.
XVII – нач. Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ. В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича, задумали, опираясь на стрельцов, восстановить «древлее благочестие».
29 июня договорились проводить прения в Грановитой палате. С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно. Мне понравилась картина Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать. Опасаясь казни, Д. и Федор 2 июня 1666 г. принесли покаяние перед игум. В 1883 году полотно было включено в каталог посмертной выставки произведений Перова, проходившей в Санкт-Петербурге: по одним источникам, оно там экспонировалось25, а по другим— нет1. Николо-Угрешского мон-ря Викентием, Д. написал также «Покаянный свиток».
«Спор о вере» и «Боярыня Морозова» способствуют заблуждению, показывая староверов упрямцами, отстаивавшими второстепенные детали обряда. Помимо «Никиты Пустосвята», в этом ряду упоминалась также его другая картина— «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей). В ответ Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах. » Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий, но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься.
Стефана (что он делает «не по правилам святых отцев»). Но прямо напротив висит потрясающая картина Перова «Христос в Гефсиманском саду». Вятский еп.
XVIII в. причисляют его к первым борцам за «старую веру». Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. Кроме того, соборный протопоп Симеон с причтом свидетельствовали, что Д. «церковный денежный доход и хлебный емлет весь сполна» (МДИР. Значит, царевне Софье и Василию Голицину не хватило самого главного, а именно политической воли для реализации своих реформаторских замыслов. изменником и еретиком, не поминал его на вечерне и на многолетии.
На полу сидит потрясенный речью священника архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов), противник староверов (он приложил руку к щеке и отстраняется от разгневанного Никиты).
Никон, патриарх Московский и всея Руси) в 1-й пол. Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения. В авг. И не так важно, прав или не прав Никита. По ее приказу Никита был схвачен и казнен. 1659 г. в суздальском соборе назвал архиеп.
Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания»46. Ч. 1. Диак. В сентябре 1880 года Перова в его московской мастерской навестил художник Иван Крамской. При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году114. Василий Перов родился до заключения официального брака его родителей, вот таким образом ему дали фамилию своего крестного отца – Васильев. Оправданный по следствию Стефан отрешил Никиту от места и грамоту об этом велел дьяку читать публично Никита изорвал грамоту избил дьяка, проклял Стефана и снова послал государю челобитную, с подробнейшей «росписью» преступлений архиепископа. 1667 г. Д. был воссоединен с Церковью, но запрет на священнослужение не был снят.
В челобитной Д. обратился не только к печатным книгам (старым и новым), но и к древним рукописям и памятникам иконописания и стенописи. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Есть головы положительно хорошие»1319. Что до художника Перова, то специально-критическое отношение к староверам он вряд ли имел изображая карикатурно и служителей официальной Церкви, как в «Сельском крестном ходе на Пасхе». Мнение Симеона было всецело принято Собором 1666 года, на котором была прочитана, в присутствии самого автора, «Челобитная», с возражениями на неё и сделаны попытки к вразумлению Никиты. Обстановка была напряженной, в рядах стрельцов не было единства, мн.
Художник не отвергает Христа, напротив, он страстно стремится укрепиться в вере. Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. В последний год своей жизни Перов сильно болел и, по выражению Алексея Новицкого, картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках»17. Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому. Более всех – архиепископ Афанасий (Любимов).
Искусствовед Владислав Зименко в целом также считал картину «Никита Пустосвят» малоудачной, тем не менее признавая выразительность ряда представленных на ней образов, среди которых он выделял экспрессивную фигуру самого Никиты Пустосвята, «страстное сухое лицо которого с острой, резко выдающейся вперёд бородой гневно обращено к противникам истинной веры». Сложив пальцы двуперстно, староверы, как по команде, вскинули руки вверх, крича: «Сице, сице, тако, тако» Софья, патриарх, все противники староверов были ошеломлены. В 1887 году, сравнивая суриковскую «Боярыню Морозову» с перовским «Никитой Пустосвятом», художественный критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят— «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей»7. Этого ему было мало и он осудил архиепископа прямо в храме, вызвав смятение верующих.
В основу сюжета картины положен «спор о вере»— историческое событие времён московской смуты 1682 года, также известной как Хованщина. 15 нояб. Ведь в глазах общественного мнения уходящей московской эпохи Петр Алексеевич был законным, «богом данным» царем и царевна Софья Алексеевна по достижении им абсолютнолетия превращалась в простую узурпаторшу, свергнуть которую не составило большого труда.
XVII в. (Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции (тексты) // Древнерус. М., 1906. Направление этого художника было более чем серьезно. В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа.
Рядом с ней— патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят. 18 мая этого года инок Сергий (Крашенинников), Савва Романов и др. Полотно «Никита Пустосвят» также принимало участие в выставке произведений Перова, посвящённой 150-летию со дня рождения художника.
На следующий день был казнен Пустосвят. В этой схватке «ясно одно— непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти»31. Так и произошло в действительности: Софья не смогла смириться с существованием оппонента-проповедника, столь фанатично преданного своим идеям и верованиям и вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен3829. Эта группа молодых художников составила так называемую Петербургскую артель художников, часть членов которой впоследствии перешла в состав нового Товарищества передвижных выставок в качестве его основателей. Стефан, отвечая на обвинения, утверждал, что следовал благословению патриарха Никона.
Перед входом в Грановитую палату, на Красном крыльце, раскольники столкнулись со священниками, которых не пускали в помещение в возникшей потасовке изрядно досталось и самому Никите Пустосвяту, которого один из священников схватил за волосы. Староверы просили устроить дебаты на Красной площади. В челобитных к государю и к Собору, просил о прощении и 26 августа 1667 года, по приказу царя, был освобождён и привезён в Москву, без возвращения сана. Царевна Софья Алексеевна и патриарх Иоаким согласились устроить диспут. Высоко оценивая картины «Суд Пугачёва» и «Никита Пустосвят. Удивительную нетерпимость к ревнителям старины проявил и преемник Федорова архиепископ Неофит (Соснин), опровергая тем самым в глазах историков образ того благостного старца, каким Соснина показал Лесков в «Мелочах архиерейской жизни».
Челобитная вызвала ряд опровержений, наиболее известные из них (написаны в 1666-1667) принадлежат Паисию Лигариду (опубл. : МДИР. На следующий день был казнен Пустосвят. Было любопытно узнать, что же произошло в год, когда молодая, двадцатипятилетняя. В жизни каждого общества бывают моменты, когда наступает пора менять идеалы и стремления. Продолжая борьбу с богослужебной реформой, Д. составил челобитную на новоисправленные книги с обличениями «нововводных книг Никона, бывшаго патриарха», в первую очередь «Скрижали» (М., 1656). В 1667 году «Жезл» был напечатан. 29 мая (10 июня) 1882 года Василий Перов скончался от чахотки и в том же году картина была приобретена у его наследников Павлом Третьяковым1.
Стефана. Александр, оппонент Никона, провел новое расследование, подтвердившее «вины» архиеп. К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура». В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва». С. 80). На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий.
В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные8. Царевна при этом, перебивая чтеца, делала критические заявления. Вернувшись в Суздаль, Д. вновь подал челобитную с приложением новой «росписи винам» архиеп.
Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» (1879, ГТГ) искусствовед Нонна Яковлева отмечала, что перовский образ царевны Софьи— «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная она благообразна и светла даже в гневе» «она стоит над схваткой, смиряя её»35. В «Истории России с древнейших времён» Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины. вы можете запросить все в системе с коробкой. Т. 1. Согласно приведённой информации, большая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть— в московской коллекции А. И. Балк40.
решили подать челобитную с целью восстановления в Москве «старой веры». Николая Чудотворца мон-ре. В частности, художник Владимир Осипов (ученик Павла Чистякова) высказал следующее мнение об этом произведении Перова: «Какие прекрасные вещи его молодости, какая добросовестность выписки.
На этот раз и свидетели подтвердили многие показания Никиты и сам Стефан, вызванный в Москву, на Соборе 1660 года во многом сознался, за что и был переведён из Суздаля в Москву, «для архиерейских священнослужений». Перед глазами стоит уже пожилой проповедник, который своими словами всколыхнул людей. Никанор, в «Описании раскольнич. Л., 1985. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра. Это парадоксально, но это факт. Вспомним историю отказа от конкурса на большую золотую медаль тринадцати молодых людей, по преимуществу очень талантливых и вот таким образом имевших надежду получить ее.
Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят— «растерзанный исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения»35. он принес покаяние на Соборе. Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения. По словам Зименко, художник и сам чувствовал несовершенство своих последних картин, многократно перерабатывая их, а иногда даже уничтожая законченные варианты47. Тем не менее полотно осталось незаконченным. Стефана, сторонника патриарха Никона, к этому времени оставившего кафедру.
В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. Сочувствует ли автор произведения Никите или нет. Пустосвят изображён как выходец из народа из бедного провинциального духовенства.
В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом). Картина, под названием «Никита Пустосвят (из времён царевны Софьи Алексеевны)», действительно фигурировала в каталоге выставки24, но по какой-то причине там не экспонировалась1. 1659 г., когда он в Москве подал челобитную на Суздальского архиеп.
Когда в 1862 году открылось дело арестованного старообрядческого епископа Геннадия (Беляева) и министр внутренних дел решил передать дело в Екатеринбургский уездный суд, Соснин возмущался: «Что же сделает суд. Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским, с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола. 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Несмотря на то что Д. не был связан с первоучителями старообрядчества (о нем не упом. В 1682 г. бывш. Спор о вере». Перов попытался не передавать своих симпатий, это заметно с того, как аккуратно и точно выписан портрет каждого, кто изображен на картине. Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами и чтоб церкви Божии были в мире и согласии».
Т. 4. Жезл правления. Находясь под запрещением, принялся за составление «Челобитной», которая была окончена в конце 1665 года. Потому сообщил царю Алексею Михайловичу, что Стефан, служа в храме, во время «Трисвятого», держит крест не в правой руке, а левой, точно пренебрегая символом христианского спасения. На прениях, проходиших 5 июля и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату. «Соборный священник Никита» наряду с протопопами Аввакумом, Даниилом, свящ. апр. - нач.
Стефана гос. Диспут проходил бурно. Писатель Николай Лесков в письме к редактору «Художественного журнала» Николаю Александрову отмечал, что с его точки зрения как человека, «несколько разумеющего историю раскола», картина Василия Перова «Никита Пустосвят» представляет собой «удивительный факт художественного проникновения».
В статье о Перове, включённой в 13-й том «Русского биографического словаря» историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной16, вдовой художника. Именно этот момент диспута запечатлен на полотне художника. Ч. 1. После смерти царя Фёдора Алексеевича, происшедшей 27 апреля 1682 года, обострилась борьба за власть между боярскими родами Милославских и Нарышкиных. По случаю рождения 27 авг.
Согласно каталогу Третьяковской галереи, картина «Никита Пустосвят. Происходило это оттого, что с «Челобитной» знакомились лишь по тем выдержкам, какие заключались в «Изобличениях» Симеона Полоцкого. Между тем староверы все больше воодушевлялись. Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу. Однако 7 июля стрельцы, принявшие сторону Софьи Алексеевны, отказались от защиты «старой веры» и выдали Д. 11 июля «за оскорбление царского величества» Д. был казнен в Москве. В картине показан «отчаянный поединок сильных характеров, который может разрешиться только катастрофой— смертью главного героя»37.
Видно, как автор выдвигает двух основных героев этой сцены, благодаря нехитрому приему – освещение. (1868). соч») также долго видели в нём лишь «невежественного раскольника». царевна пришла к власти. И. А. Хованским, по старому обряду. книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Д. впервые выступил с обличением богослужебной реформы в Русской Церкви (см. В «Винограде российском» Д. причислен к мученикам: «Аще и поползнеся прежде сих Никита, / но омывся кровию, яко цвет Дафнита, / дивно в рай с Савватием страдальца взыдоста» (Денисов С. Виноград российский.
Первый, как незнакомый со славянским языком, читал её, вероятно, только в латинском переводе Симеона Полоцкого и составил против неё 31 «отражение». Староверы не промолчали. Главным недостатком полотна Обухов считал «полное отсутствие живых авторских интонаций», отстранённую позицию художника по отношению к тому, что изображено на картине— положительные явления спокойно им констатируются, а по отношению к отрицательным сторонам нет прямого осуждения. Федор, читавший челобитную в черновике, назвал ее «великой», что, по-видимому, относится не только к ее внушительному объему, но и к содержанию – к 1665 г. это было самое обширное и обоснованное сочинение в защиту старых обрядов. Искусствовед Владимир Обухов отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя— «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь». Стасов высоко ценил это полотно и считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине»44.
Александр провел расследование. В результате этого стрелецкого бунта Софья Алексеевна была объявлена регентшей при малолетних царях Иване и Петре, а начальником Cтрелецкого приказа был назначен князь Иван Андреевич Хованский. Лазарем и диак. Николай Собко сообщал, что художнику Михаилу Боткину удалось уговорить Перова послать «Никиту Пустосвята» (вместе с полотном «Первые христиане в Киеве») на Всероссийскую промышленно-художественную выставку21, которая открывалась в Москве 20 мая 1882 года, за несколько дней до смерти автора23. Главным же делом Добрынина было служение в Рождество-Богородицкой церкви Суздаля.
К челобитной Д. приложил «роспись» нововведений архиеп. Бывали примеры героических поступков. Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников— «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы». Встречаются упоминания об этом полотне и в воспоминаниях художника Михаила Нестерова, который описывал, как ученики натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал Перов, заходили к нему на именины: «Учеников встречал именинник со своей супругой, приглашал в мастерскую, где во всю стену стоял Пустосвят, а по другую Пугачёвцы» (имелась в виду картина «Суд Пугачёва»)20. Справа от него— монах Сергий с челобитной. В качестве исключения Леняшин приводил мнение художника Николая Ге, который считал, что при переходе от обыденного жанра к религиозному, а затем к историческому талант Перова «развивался и он поднимался всё выше и выше». 1659 г. направленный в Суздаль Вятский еп.
С. 377). Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Последующие исследователи (напр. Ч. 1.
В глубине изображён князь Иван Хованский32. С. XI). О челобитной стало известно властям.
В свою очередь и Полоцкий, несомненно, руководствуясь «отражениями», написал «Жезл Правления», где рассматриваются взгляды Никиты в 30 «возобличениях». Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15, 3 23см, 1880)39. В 1681 г. Собор ответил отказом на прошение Д. разрешить ему священнодействовать.