Пейзажист Саврасов

Алексей Николаевич Саврасов — художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского пейзажа настроения в русской живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) входит в число знаменитых пейзажистов России и основателей направления передвижников. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)— выдающийся русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, учитель Исаака Левитана. Алексей Кондратьевич Саврасов Русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)— русский художник-пейзажист, один из членов-учредителейТоварищества передвижников, автор хрестоматийного пейзажа «Грачи прилетели».

В статье «Алексей Саврасов: биография и творчество» — кратко о жизни и картинах знаменитого российского пейзажиста. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)— русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели».

Алексей Кондратьевич Саврасов Русский художник-пейзажист один из членов-учредителей

Мертвящее влияние оказали и постоянно недоброжелательное отношение академического начальства, непонимание сокровенных качеств искусства Саврасова многими критиками – ведь даже Владимир Стасов увидел в картине Грачи прилетели (высоко, впрочем им оцененной) холод, зиму, мутный белый блеск. Приземистые старые ветлы пропитались густыми красно-коричневыми красками. КартинаЛосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника. К сожалению он пристрастился к вину.

Своим появлением на свет А. К. Саврасов. Многие произведения Саврасова можно подолгу с удовольствием рассматривать. Все в картине строго и точно, все свидетельствует о спокойной ясности. но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя.

Коровин, И. И. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы – быть ливню и грозе. Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов». Художника притягивает ранняя весна.

художественный музей Латвийской ССР), Сельский вид (1867, ГТГ). Весной 1862 года по предложению Общества любителей художеств А. К. Саврасов выехал за границу, посетил Всемирную художественную выставку в Лондоне, побывал в Копенгагене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Париже, Мюнхене, прожил два месяца в горной Швейцарии. Не только собственно пейзажи, но и исторические картины и портреты нередко несли в себе боль о разладе между красотой русской земли и горем, которым она полнится, утверждали образы людей, способных слиться с природой, почувствовать себя частицей восторга и блаженства земного (выражение из рассказа Перова Милентьич-птицелов). Такова элегическая картина Могила на Волге (1874, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул).

Во время обучения, в 1850 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. Тот же Померанцев свидетельствовал: «При всем том, ознакомившись с последними работами Саврасова, я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти бедственные для него годы не утратил своей способности и мастерства по части пейзажной живописи то же должен сказать и о виденных мною его рисунках». Становление художника происходило очень быстро. Коровин и К. С. Этот пейзаж принес художнику первое признание, сделал его знаменитым.

  1. Список картин Алексея Саврасова
  2. Алексей Саврасов: биография и творчество художника
  3. Художник Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 — 1897)
  4. Алексей Кондратьевич Саврасов, биография и картины
  5. Алексей Саврасов – родоначальник реалистического пейзажа в России
  6. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 – 1897)

Но путь в большое искусство оказался нелегким. Нет выше наслаждения созерцания природы. Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в1862 году. Примером служит работа «Пейзаж с рекой и рыбаками». Саврасов пишет и панорамные работы – «Печорский монастырь под Нижним Новгородом», «Разлив Волги под Ярославлем», «Оттепель.

Детские годы Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья – семья жила то на Якиманке, то на Пятницкой улице, то у Калужской заставы. Постепенно, А. К. Саврасов все больше выезжает в провинцию, особенно в Поволжье. Тем не менее не стоит (как это иногда делают) преувеличивать степень падения художника. Это расцвет творчества Саврасова.

  • Алексей Кондратьевич Саврасов ( )
  • Алексей Саврасов — душа, вложенная в пейзажи
  • Алексей Саврасов и Иван Шишкин, великие художники
  • Мастер лирического пейзажа Алексей Саврасов (1830-1897)
  • Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа
  • История гениального, но невезучего художника Саврасова
  • Пейзажист Алексей Саврасов: биография и творчество
  • Биография художника Алексея Кондратьевича Саврасова

Один из них, умиротворенный, отличающийся точностью и красотой передачи предвечернего освещения, Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (ГТГ) наглядно свидетельствует о близости Саврасову традиций Венецианова и его учеников, создававших произведения тихие и беспорывные, как русская природа (Гоголь о деревенских стихотворениях Пушкина). Весенняя тема так и останется любимой в творчестве художника и будет разработана им во многих последующих сюжетах. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо. Болото (1870), Дворик. И в той и вдругой картине Саврасов пытается передать прежде всего сложный мир жизниприроды, а не только открывающийся взору вид. Вид в селе Кунцеве под Москвой. Она освещена пропадающим солнцем и хорошо видна издалека.

Саврасов обязан родителям – Кондратию Артемьевичу, торговцу-галантерейщику и обычной мещанке Прасковье Никифоровне. Имя Саврасова известным сделала другая его работа, выполненная в 1851 году: «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» — по точному замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Левитан, Н. А. Событие произошло 12 (24) мая 1830 года в Москве и чрезвычайно обрадовало отца, надеявшегося, что его занятие торговлей обрело продолжателя и со временем, Алексей приобщится к торговому делу.

  1. Картины художника Алексей Кондратьевич Саврасов
  2. Художник Владимир Стожаров (1926 – 1973)
  3. Описание картины Алексея Саврасова «Лето»
  4. Описание картины Алексея Саврасова «Дубы»
  5. Описание картины Алексея Саврасова «Летний пейзаж»
  6. Описание картины Алексея Саврасова «Море»

И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, . Позже к этому приему придет Мауриц Эшер, который исследовал симметрию и бесконечность. Уж в Сокольниках фиалки цветут.

Зима (1870-е) — предвестие этюдной пейзажной живописи рубежа веков, «Сухарева башня» (1872), «К концу лета. – В. П. ) каждого образованного художника, общие идеи красоты и изучение произведений искусства прошлых эпох или современного со стороны гения художника, его века и духа народа. др. я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти. На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест.

Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль. Он окончил Московское училище живописи в 1850 году и на протяжении двадцати лет, до появления «Грачей», в его творчестве ничто, кажется, не указывало пути к созданию подобной картины. Ему пришлось постигать секреты «живописания», оттачивать мастерство.

Но выживает только одна из дочерей –Евгения. Она писалась художником в мастерской в течение довольно длительного времени. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Наверное, даже когда он закрывал глаза, они стояли перед его мысленным взором. Надо у природы учиться.

Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ). В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. В училище заговорили об успехах начинающего художника, в работах которого пробивалось «свое». Четко видна колокольня Ивана Великого: капля золота — купол, другая капля — отражение купола в воде. Она не являлась непосредственным видом с натуры.

я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти. Простой, почти убогий мотив. В московской академии царил демократический дух. Он проживет еще многие годы, но судьба его будет трагична и беспросветна.

Окрестности Ярославля» (1874)f. Имя Карла Ивановича Рабуса ныне известно немногим. Из родной Москвы и удаляться никуда не пришлось в поисках дремучего леса. Их имена и работы стали значительными вехами в русской живописи (К.

Саврасов постепенно отходит от первоначальных романтических традиций, где деревья пишутся с пышными кронами, где стоят огромные валуны, поросшие невысокой травкой, а весь тон картины темен и только слегка проблескивает нежная голубизна неба, покрытого тучами, – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854). Влечение к искусству пробудилось рано: к двенадцати годам Алексей самоучкой уже научился неплохо владеть кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, вроде Извержения Везувия или Бури на море (в духе Айвазовского), охотно раскупавшиеся по дешевой цене торговцами с Никольской улицы и у Ильинских ворот. Художник воспитал много учеников, которые разлетелись из-под его крыла. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров). И тем, не менее, значение Саврасова в истории русской живописи велико.

  1. Описание картины Алексея Саврасова «Вид в Швейцарских Альпах»
  2. Описание картины Алексея Саврасова «Рассвет в степи»
  3. Описание картины Алексея Саврасова «Могила на Волге»
  4. Описание картины Алексея Саврасова «Зимний пейзаж» (Оттепель)

В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Семья Художник родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца 3 -й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Этюдная работа над Грачами шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Исполнены они с исключительным графическим мастерством, хотя и различныпо приемам, прослеживается здесь и постепенное усложнение художественных задач. Тем не менее не стоит (как это иногда делают) преувеличивать степень падения художника. На заднем плане Саврасов пишет деревья, вдалеке синее море.

Природа вечно дышит. Особым чувством меры и вкусом отличается написанный на основе подмосковных впечатлений Пейзаж с рекой и рыбаком (1859, Государственный художественный музей Латвии, Рига) – один из лучших в творчестве Саврасова и во всей русской живописи того времени. В этом смысле «Грачи» как раз представляют собой «не видную» картину: это антивидопись, принцип, по которому специально выбирается нечто невзрачное и эта невзрачность многообразно акцентируется. К этапным произведениям этого времени относится картина Пейзаж с избушкой (1866).

  • Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
  • Картины Алексея Кондратьевича Саврасова
  • Все Картины Алексей Саврасов по алфавиту
  • Популярность картин художника Алексея Саврасова
  • Семья и живопись в жизни Саврасова
  • Словари и энциклопедии на Академике

В перерисовках гуашью с журнальных картинок опытный глаз профессора Рабуса усмотрел очевидные способности юноши, которого зачислили в «гипсовый головной класс» приготовительного отделения, а вскоре перевели в пейзажный. Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе на Швивой горке. Позже к этому приему придет Мауриц Эшер, который исследовал симметрию и бесконечность. К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. Пришли болезни, ухудшилось зрение. В браке родилось четыре дочери и один сын.

Осенью 1857 года 27 летний Алексей Саврасов женился на 31 летней Софье Карловне Герц (1826—1895)— сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца. В год окончания училища летом 1854 года Саврасов выполнил две картины, которые показал на осенней выставке в Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума», в которой создан гимн величавой и суровой природе русского Севера и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые 24-летнему Саврасову было присвоено звание академика — первая из них в 1858 году была приобретена П. М. Третьяковым. Лучшими примерами того являются три пейзажа, написанные Саврасовым в 1861 году — Вид на Москву от Мазилова, Пейзаж с мельницей и Вечерний пейзаж.

  • Как с первого раза подобрать и выгодно купить обувь в интернете: 7 советов бывалого шопоголика
  • Самое интересное в виде мозаики

Отдельно следует упомянуть такие работы: Радуга, Зимний пейзаж. В его сторону обращена одинокая женская фигура. На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. И всюду этот сопрягающий высокое и низкое, небесное и земное мотив помогает Саврасову выразить драгоценное чувство единства мира, ощущение поэтической сущности жизни, причастности любого, самого неказистого уголка родных просторов красоте божьего творения, всеобщему бытию, глубокому смыслу прекрасной природы.

Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен. А вдали все чисто, но и там уже ощущается приход ветра и дождя. Несмотря на кажущуюся простоту и доступность, творчество Саврасова сложно, глубоко и доступно пониманию далеко не каждого.

Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик. Речка, когда невольно следишь за ее течением, впадает в озеро или в более крупную реку. Зима (1870-е, ГТГ). Изначально свойственная Саврасову «виньеточная» манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов. Он реже выставлялся, работал все более неровно.

Список картин Алексея 
Саврасова

Влечение к искусству пробудилось рано: к двенадцати годам Алексей самоучкой уже научился неплохо владеть кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, вроде Извержения Везувия или Бури на море (в духе Айвазовского), охотно раскупавшиеся по дешевой цене торговцами с Никольской улицы и у Ильинских ворот. Заметную роль играл Саврасов и в сосредоточившем в 1860-е годы наиболее живые культурные силы Москвы Обществе любителей художеств (МОЛХ), секретарем которого был ставший ему не только родственником, но и близким задушевным другом искусствовед Карл Герц. Какой мох. Отблески неба с опаловыми облаками превратили мокрую землю со стоячими лужами в красочное месиво, переливающееся многоцветными оттенками. Великая княгиня Мария Николаевна (президент Академии художеств) приобрела его картину Степь с чумаками вечером (Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск) и предложила отправиться для написания видов с натуры в ее загородную резиденцию Сергиевка, находившуюся между Петергофом и Ораниенбаумом.

Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. Изящно и прихотливо изогнуты стволы и ветви, тянущиеся к небу. Сквозь прозрачный и влажный воздух проступают мягкие косые лучи ещё холодного весеннего солнца. На переднем плане пасечник, ульи и вишни в цвету (не только одни японцы видят красоту цветущей вишни), в то время как сами ветви деревьев еще обнажены. Ни одна в мире академия немогла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне, — писалСаврасов в одном из писем. Из всего, что увидел Саврасов в Англии, самым значительным было знакомство санглийским пейзажным искусством. Становление художника происходило очень быстро.

И кто мог подумать, что таким идеалом для художника может стать сама действительность. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню». Одна умерла в детском возрасте отскарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие— Вера (род. художественная галерея). Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. Пукирев, И. И.

«Вид на окрестности Ораниенбаума» стал поворотным в творческой судьбе художника. Саврасов был прекрасным рисовальщиком.

М. В. На первый взгляд разработанный в ней мотив может показаться малопривлекательным для пейзажиста: низкая изба под соломенной кровлей с прилегающим крытым двором. Тяжелая мрачная туча сама похожа на жизнь художника, в ожидании грозы.

1861Работа «Летний пейзаж с мельницами», выполненная в мягких тонах, оченьреалистично передает тепло летнего вечера на опушке леса, перед которым выстроилсяряд мельниц. Болото (1870, ГТГ), Закат над болотом (1871, ГРМ). Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г. ) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен Могилы над Волгой (1874, частное собрание). В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. В это же период семейство лишается казенной квартиры. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова.

На Волге в 1871 мастер создает этюды к ряду лучших своих работ (Печерский монастырь под Нижним Новгородом, Художественный музей, Нижний Новгород), в том числе к знаменитой картине Грачи прилетели (Третьяковская галерея), ставшей самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Можно просто написать, что хочется, — хорошо только написать. Дышится легко и свободно. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа ибезграничная любовь к своей родной земле". «Эпоха реформ», наступившая в стране сразу после поражения России в Крымскойвойне и смерти императора Николая I, открыла новый этап в творчестве художника. Менялось отношение к изображению и восприятие природы, которое становится болеебытовым.

Появлению картины предшествовали этюды с натуры, написанные художником в Ярославле и в селе Молвитиново близ Костромы. Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» — Соврасов (в частности, А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850 -х годов). От него вынуждена была уйти жена с дочерьми, а в 1882 году за этот же порок он был уволен из училища. Лужина, прослышавшего о «необыкновенных художественных способностях» Алексея, он смог продолжить образование в пейзажном и перспективном классе училища, возглавлявшемся Рабусом. Болото, 1870).

Настроение нужно. В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Раннее творчество Саврасова (Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду, 1851 Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким «кулисным» контрастам переднего и заднего планов. Саврасову за шестьдесят лет), этот больной человек вынужден жить с женой и двумя малолетними детьми в обстановке столь жалкой, которая едва ли бы удовлетворила самого непритязательного ремесленника, вынужден подвергаться самым крупным лишениям. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне.

Лишь спустя почти десять лет, природаполучила своё собственное значение и звучание, в её неразрывной связи с судьбойХудожник ещё продолжал писать возвышенно поэтические картины изображаяприроду в романтическом духе, но теперь на его полотнах все чаще встречалисьрусского народа. сельские виды. В некоторых известных работах шестидесятых годов нетрудно уловить приметыпроисходивших в его творчестве перемен к раскрытию сюжета, новое появляется и ввыборе мотивов и в способах их воспроизведения. Лучшими примерами того являются три пейзажа, написанные Саврасовым — "Вид наМоскву от Мазилова", "Пейзаж с мельницей" и "Вечерний пейзаж". но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя. Однако последние десятилетия жизни оказались для художника тягостными и скорбными. Интересно, что при подготовке картины (написанной за два года до появления репинских Бурлаков на Волге) Саврасов пользовался помощью Перова, которому в свою очередь помогал советами, а может быть и кистью при написании пейзажей в картинах Птицелов (1870) и Охотники на привале (1871). Поэзия обыденной жизни. Этот пейзаж принес художнику первое признание, сделал его знаменитым.

Очень характерны и дошедшие до нас слова Саврасова о том, что основные источники необходимого живописцу чистого понятия об искусстве – это собственное убеждение (подчеркнуто Саврасовым. В картине «Вид на Кремль в ненастную погоду» соборы и колокольня Ивана Великого кажутся белой сказкой. Очевидна и близость между этой работой и монументальной элегией Левитана Над вечным покоем (1894). Видеть красоту надо, понять, любить.

В юношеских произведениях Саврасова – Вид Москвы с Воробьевых гор (1848, ГТГ), Вид Кремля в ненастную погоду (1851, ГТГ) – сказалось внешнее влияние романтизма. Березки чуть-чуть не затопил паводок. В написанной двумя годами позже картине Проселок (1873) — обновление природы после пронесшейся грозы. Казалось, она написана совсем легко, на едином дыхании.

Этюд», «Аллея». В 1870-е годы Саврасов много преподает в родном Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Перов и В. В. Тяжелый недуг одолевает жену. Сергей и Константин Коровины, Исаак Левитан, Сергей Светославский, Михаил Нестеров и другие юноши, поступившие в его мастерскую или работавшие в соседнем классе у Перова, с воодушевлением восприняли призыв Саврасова идти в природу, наполнять свои произведения отрадным чувством единения с ней. Стволы дубов в Останкине высохли.

Рябушкин, С. И. Этот взгляд оправдался на нем самом. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан.

Предшественником Саврасова в изображении русского пейзажа можно считать А. Г. Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: Ночка (1883), Лунная ночь над озером (1885), Вечер. Осенью 1857 года 27 летний Алексей Саврасов женился на 31 летней Софье Карловне Герц (1826— 1895) — сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца.

И удачно женится. В них таится немало любопытных подробностей, которые, отнюдь не мешая общему впечатлению, только обогащают его. Всегда поет и песнь ее торжественна.

В 1850 году Саврасов закончил училище и получил звание художника. К тому же на общем уровне его творчества негативно сказалось ухудшение зрения (к 1889 году художник, по его собственным словам, часами не видел форму предметов). В то же время, подробно фиксируя многообразные формы трав и деревьев, добиваясь портретной достоверности изображений уголков Подмосковья, Саврасов не утрачивает теплоты и поэтичности мировосприятия (Летний пейзаж с дубами, 1859 Летний пейзаж с мельницей, 1859 Пейзаж с дубами и пастушком, 1860, все – ГТГ). От этой поездки осталось множество интересных зарисовок. В эти же годы в творчестве Саврасова начинает наблюдаться некоторый кризис и спад.

В 1894 году архитектор Александр Померанцев, также потрясенный случайной встречей с Саврасовым, писал в докладной записке в Академию художеств: «Достигнув преклонного возраста (Саврасову за шестьдесят лет), этот больной человек вынужден жить с женой и двумя малолетними детьми в обстановке столь жалкой, которая едва ли бы удовлетворила самого непритязательного ремесленника, вынужден подвергаться самым крупным лишениям Он за последние годы попал в руки некого эксплуатирующего его талант торговца, который, продавая его картины по дорогой цене, сам оплачивает их грошами, постоянно держа художника в состоянии задолженности Картины. Она была сразу высоко оценена многими художниками. Через два года Саврасов пишет еще одну, ставшую знаменитой картину – «Проселок». Подростком писал пейзажные картинки на продажу. Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств.

Дорожная слякоть и грязь неузнаваемо преобразились. Все эти художники в свое время тоже противопоставляли демократический дух своего искусства холодным красивостям академического пейзажа, с небывалой простотой, свободой и непосредственностью изображая родные равнины и леса, стога в полях и бедные хижины в связи с трудом и судьбой истомленного человека (Милле). Картину тут же, с выставки, приобрел Третьяков для своей галереи. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества. То, что нам кажется сейчас естественным, было завоевано в упорной и длительной борьбе.

Только над дальним Кремлем, написанным намеренно в центре, небо чуть светлее. При том, что пейзажная мастерская Саврасова представляла собой свободнейшее учреждение всей школы и учитель не связывал воспитанников ни жесткими требованиями, ни строгой дисциплиной, ученики горячо любили уроки этого огромного человека с мягким печальным взглядом карих глаз, похожего то ли на крестьянина, то ли на доброго доктора, то ли на бога (таким его запомнил Константин Коровин). То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца, то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны, то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ). Саврасов получает известность и уважение собратьев по цеху.

Одна из любимых тем романтического пейзажа. 1861) и Евгения (род. 1867). И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, .

Простой, почти убогий мотив. И это было его главным несчастьем. Художник продолжает писать скромные пейзажи – «Дворик. С небольшого косогора к речке спускается нежно зазеленевшая березовая роща.

В 1844 году Алексей поступает в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ), которое совсем не было похоже на чопорную, холодно-официальную, далекую от реальной жизни, людских страстей и забот Петербургскую императорскую академию художеств, пребывавшую под постоянным строго-недремлющим оком самого самодержца всероссийского. – писал И. И. Левитан. Они еще не покрылись листвой. Картина Грачи прилетели способствовала успеху Первой передвижной выставки. Перелет птиц (1874, Одесская картинная галерея). В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: Лунная ночь.

— Там красота неизъяснимая. Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда — Камень в лесу у Разлива и Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (оба 1850 год). В пейзаже Разлив Волги под Ярославлем (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, разливы рек, подобные морям. В одних произведениях природа предстает обновленной, ликующей – Проселок (1873, ГТГ), Радуга (1875, ГРМ), в других – взволнованной, поэтически приподнятой – Вечер. Легкие тени берез лежат на чуть потемневшем, но все ещё чистом белом снегу.

Нестерова, Уфа). Одна умерла в детском возрасте от скарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие — Вера (род. Правда, они нередко окрашены в невеселые, драматические, сумеречные тона. Картины. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров).

На момент рождения сына, Саврасовы (тогда еще Соврасовы), проживали в Гончарной слободе на Швивой горке, а вообще, в зависимости от того как шла торговля, семья часто переезжала и проживала на Якиманке, на Пятницкой улице, некоторое время и у Калужской заставы. В 1857 году в жизни Саврасова произошли важные изменения. Нестеров и мн.

Здесь нет ни борьбы стихий, ни поражающих контрастов освещения. Нижняя часть показывает нам зловещий изломпочвы, выступающий вперед. Саврасову удалось приблизить их с помощью контраста между белыми стенами и грозовым небом. В 1852 году, после поездки по южным губерниям России, он написал картины «Степь днем» и «Рассвет в степи». Некоторые из его картин, связанных с образом Волги имеют поистине масштабный, эпический характер. Все чаще пейзажисты обращаются к изображению преимущественно сельской среднерусской полосы, стремятся правдиво передать красоту родной земли. Много работает Саврасов в окрестностях Москвы: Вид в селе Кунцево (1855, ГТГ), Вечерний пейзаж (1861, Гос.

Неврев, В. Е. Зима», «Весна. Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям (Пейзаж с рекой и рыбаком, 1859, Латвийский художественный музей, Рига). Целая плеяда замечательных русских художников воспитывалась и преподавала в МУЖВ (В. Г., отмечал у него прежде всего небывалый ранее в русском изобразительном искусстве подход к природе с тончайшей глубоко-мелодической (ощущение непрерывности течения и взаимопроникновения всех образующих пейзаж компонентов) чуткостью. Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870).

Увлеченныйсложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов поновому используетдоступные ему приемы живописи. Тем же светом пронизаны, напоены нежные блеклые краски неба. Мотив. На Волге» (1873), Радуга (1875). Так постепенно преодолевал Саврасов каноны, по которым обычно принято было писать пейзажи.

Порой его картины дают нам возможность словно услышать весенний гомон грачей, пение жаворонка, трепещущего над полем, журчание первых мартовских ручейков, ропот ветвей под порывами ветра. Поле с воронами, Сумерки. Картина «Лосиный остров» была удостоена первой премии на выставке Московского Общества любителей художеств. Одна за другой появляются картины Волга под Юрьевцем (1871, местонахождение неизвестно), Разлив Волги под Ярославлем (1871, ГРМ) и, наконец, Грачи прилетели (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми. Пейзаж Грачи прилетели есть лучший и он, действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов и барон Клодт и И. И. (Шишкин. 1830 – 1897 гг. Саврасов – крупнейший русский пейзажист. Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как Старые сосны (1854), Сосны (из Гусарева) (1850-е годы), Старый дуб у обрыва над рекой (1857). Родился в Москве 12 (24) мая 1830 в семье мелкого купца.

Картина поражала удивительным оптимизмом. Но новатором в этой области, не ставящим столь хитроумные задачи, был, несомненно, А. К. Еще тянет от земли прохладой, а воздух, наполнивший картину, уже прогрелся.

Его европейские пейзажи (Вид в Швейцарских Альпах, 1862, ГТГ Озеро в горах Швейцарии, 1866, ГРМ) обнаруживают пристальное внимание к западным образцам и в то же время выгодно отличаются от многих модных в то время изображений величественных горных ландшафтов в духе Калама отсутствием шаблонной патетики, достоверностью, спокойной и внимательной манерой письма. Все более конкретным, бытовым становилось и восприятие природы. Он ведет пейзажный класс.

В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен. Москвой", а в 1858 году "Вид в окрестностях Москвы при закате солнца". Он вывел пейзажную живопись из разряда второстепенного на должную художественную высоту. Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках.

Способность молодого художника бережно и вдумчиво осваивать традиции предшественников-романтиков и в то же время развивать их в направлении к большей естественности, безыскусности, реалистичности ярко проявилась и в работах следующего, 1851 года Перед грозой, В усадьбе (частное собрание, Москва) и особенно Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду (ГТГ), перекликающихся с грозовыми пейзажами Максима Воробьева, которому подчеркнутые эффекты контрастного освещения, ветра, ломающего деревья и т. д. помогали выражать драматические, бурные, несколько абстрактные чувствования. художественный музей Латвийской ССР). Он реже выставлялся, работал все более неровно. Он за последние годы попал в руки некого эксплуатирующего его талант торговца, который, продавая его картины по дорогой цене, сам оплачивает их грошами, постоянно держа художника в состоянии задолженности.

Прилетевшие грачи принялись вить гнезда. Их имена и работы стали значительными вехами в русской живописи (К. 44. 5 x 60 смГосударственная Третьяковская галереяПолотно «Камень в лесу у Разлива» является несколько необычным пейзажем, производящим впечатление иллюстрации к какойнибудь русской народной сказке. Произведение поделено на две части.

По большей части это виды чудного приволья, открытых пространств, расстилающихся под высоким, ясным, золотистым у горизонта небом (Степь днем, ГРМ Украинский вид, ГТГ). На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г. ) привлекли внимание две его картины: Вид в окрестностях Ораниенбаума и Морской берег в окрестностях Ораниенбаума, за которые художнику присваивается звание академика. Обе картины значительно отличаются от его прежних работ. Но настоящую славу ему принесла скромная картина «Грачи прилетели».

1861) и Евгения (род. Маковский и А. М.

Касаткин, А. П. В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. Весна.

Близка Радуге по образному смыслу и картина У ворот монастыря (1875, ГРМ). В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, окончил его в 1854. Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине Грачи прилетели (1871).

Впервые очутившись в «северной Пальмире», Алексей был поражен строгой красотой Петербурга, ландшафтом побережья Финского залива. Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы. По сравнению с предыдущим поколением ее менее волновали общественные противоречия.

Главной темой по-прежнему остается природа, близкая и созвучная человеку и воспринимаемая через его чувства. струны, которая могла бы обращаться в песню. Пришли болезни, ухудшилось зрение. Болото, 1870, Историко-художественный музей, Серпухов).

Тот же Померанцев свидетельствовал: "При всем том, ознакомившись с последними работами А. К. Этюдная работа над Грачами шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память. Уж распустился дуб.

Тот же Померанцев свидетельствовал: При всем том, ознакомившись с последними работами А. К. В 1848 году был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Поселившись с семьей в 1870 году в Ярославле, некоторое время все наслаждались наступившим покоем, но уже в феврале 1871-го, очередная смерть (вторая по счету) забирает новорожденную дочь.

Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. В 1870–1875 совершал ежегодные творческие поездки на Волгу. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. Прошло совсем немного времени и художник Саврасов получил приказ прибыть в Санкт-Петербург – художник должен был поселиться на даче великой княгини и написать несколько видов. С начала 1870-х годов в творчество Саврасова вошли новые темы и образы. Он быстро стал лучшим учеником пейзажного класса, которым руководил К. И. Рабус.

Иней (1870-ые годы), Вечер. В браке родилось четыре дочери и один сын.

Ступайте в природу, — говорил он нам. Все поздравляли художника с творческой удачей. Жил в Москве. Словно обретя в работе над волжскими пейзажами и Грачами. Но если у Венецианова поэтика носила более идиллический, условный характер, то Саврасов, сохраняя поэтичность мировосприятия, переводит изображение из бытийственного плана в реально-бытовой.

передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Картины. В иных красота природы омрачается неизбывной памятью о рабской доле народа и в музыке работ Саврасова слышится протяжный стон бурлацкой ватаги, тянущей барку (Бабья лямка, 1871, частное собрание, Москва Бурлаки на Волге, 1871, ГТГ) сгущается над Волгой мгла грозового неба (Волга, 1870-е, ГТГ). Перелет птиц (1874) и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж Закат. Весенняя тема так и останется любимой в творчестве художника и будет разработана им во многих последующих сюжетах. Особняком в творчестве художника стоит работа «Рыбаки на Волге».

Поступив в 1844 году в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ), он, по-видимому из-за болезни матери и протестов отца, желавшего видеть в сыне помощника в купеческом деле и даже выгонявшего его "из квартиры за страсть к живописи, на чердак", был вынужден прекратить учебу. И в то же время приближающаяся гроза передана верно и жизненно.

В этот период появились его картины: самая знаменитая— «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871)d, «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875)e, «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Болото, 1870, Серпуховской историко-художественный музей), то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ). Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы.

До Саврасова. Да, да. Но более всего привлекают его внимание стволы, сучья, ветви деревьев. Светославский, М. В. В следующем году был выполнен один из лучших пейзажей Саврасова: «Пейзаж с рекой и рыбаком». Но путь в большое искусство оказался нелегким. К этому периоду относятся — Сельский вид (1867), Плоты (1868), Зимняя ночь (1869).

Нужна романтика. Прежде всего, это полотна 1870-1871-х годов, на которых великая река является (как и в народных песнях и в творчестве многих русских писателей и поэтов) как бы олицетворением убогой и обильной, забитой и всесильной Руси. В 1858 году он стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. Великолепна цветовая насыщенность холста, богат живописный тон.

Его знаменитая картина "Грачи прилетели" (1871) поражает такого рода соединением "обыкновенности" мотива и редкостной поэтичностью его истолкования. Художник возвращается на родину переполненный впечатлениями и замыслами.

Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. Березки чуть-чуть не затопил паводок. Поля по контрасту с темной землей залиты золотсто-жемчужным светом. Саврасов вновь использует старый прием –сообщает большую протяженность первому плану с помощью уходящей вдаль дороги.

Английские и немецкие мастера привлекли внимание художника стремлением к правде и самостоятельности. Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню». В самих композиционно-образных принципах саврасовских работ ощущается особая интенсивность его чувства универсальных сил бытия, связи лучшего на земле и в душе человека с небом и льющимся с него светом.

главным образом относились к пейзажу как к красивому сочетанию линий и предметов. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. Природа для живописи там в высшей степени интересна, так отзывался о красоте местной природы Саврасов и он целиком сосредоточивается на открывающихся перед ним пейзажах и на способах их живописного выражения. За ними среди серых бревенчатых изб возвышается шатровая колокольня сельской церкви. Именно тут настроение — как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, — окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: все это деревья, вода и даже воздух, а душа естьтолько в "Грачах". «Грачи прилетели»1871.

Здесь прорисованы не только деревья и вода, но даже воздух и дух весеннего настроения. Окрестности Ярославля» (1874). Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена (1862).

Саврасов. То бодро и жизнеутверждающе, то с каким-то щемящим грустным чувством воссоздает он это переживание соприкосновения человеческой души и жизни природы, когда оттенки цвета травы, ритм стволов и ветвей, тон неба становятся и оттенками чувств и мыслей, сопрягаются в целое и человек ощущает свою причастность к сокровенным поющим силам природы (Борис Асафьев), к тому, что поэт определял как натянутые струны между небом и землей. «Грачи» были исключительной удачей Саврасова.

Саврасов признан как мастер русского лирического пейзажа. Кое-как смирившись внешне, мастер начинает работу над своим главным произведением – «Грачи прилетели». Но как красива картина, как трогательно-нежен едва уловимый ритм тянущихся ввысь березок. Волжские просторы произвели на него огромное впечатление. Венецианова.

И все-таки до конца дней он создавал и новые замечательные произведения. Важной вехой в жизни художника был 1854 год. По возвращении в Россию он поселился в Москве, а с 1844 года по инициативе игравшего видную роль в художественной жизни Москвы Михаила Орлова (некогда близкого к декабристам) начал преподавать в МУЖВ, сумев плодотворно применить достижения западноевропейской культуры соответственно особенностям русской живописи и став учителем ряда замечательных пейзажистов. Белила вспыхивают яркими солнечными зайчиками. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества.

характер и особенности украинской природы. «Степь днём»1852г. Холст, масло 74 х 104, 5Государственный Русский музейСанктПетербургВ картине «Степь днем» Саврасов прекрасно передал ощущением степного зноя. Выжженная солнцем трава и начинающий пересыхать ручей, будто обдают зрителяжаром. Именно тут настроение — как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, — окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах. Саврасова, . – О. И. ). Очень любил это произведение и Исаак Левитан, писавший: Возьмите.

Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине Грачи прилетели (1871). Поступив в 1844 году в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ), он, по-видимому из-за болезни матери и протестов отца, желавшего видеть в сыне помощника в купеческом деле и даже выгонявшего его «из квартиры за страсть к живописи, на чердак», был вынужден прекратить учебу. ненастную погоду. Родился в семье московского купца третьей гильдии. Имя Саврасова известным сделала другая его работа, выполненная в 1851 году: «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» — по точному замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно.

ПослеАнглии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами. Сохранилось много журнальных рисунков, особенно созданных в последние годы жизни. Летний пейзаж с дубами. 1855 год, Государственная Третьяковская галерея, МоскваКартина «Летний пейзаж с дубами» служит примером удачного соединенияживописцем найденных ранее мотивов окруженной деревьями поляны и «звонкой»выжженной степи. В целом раннее творчество Саврасова (Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду, 1851 Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким кулисным контрастам переднего и заднего планов. Но скромный, застенчивый Саврасов, не терпящий вообще похвал, только хмурился и молчал.

Саврасов известен главным образом как автор картины Грачи прилетели (1871), положившей начало во второй половине XIX века лирическому пейзажу с его характерными чертами: изображение провинциальной России интерес к «уголкам» природы, вид которых непременно рождает воспоминание о чем-то похожем, виденном в реальной природе и милом сердцу. Саврасова, . Высшей точкой здесь общепризнанно является творчество Левитана, затем идут пейзажи Константина Коровина и далее — мастеров Союза русских художников.

Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. Холст, масло 62 х 48, 5Государственная Третьяковская галереяМоскваПолотно «Грачи прилетели» изображает скромный пейзаж, знакомый до мельчайших подробностей любому жителю средней полосы России и в то же время, наполненный высокой поэзией и лиризмом. Душа и боль русского человека явственно чувствуется под пасмурным и промозглым небом самой окраины глухого провинциального городка. Дебютом Саврасова был Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду (1851), показанный на выставке училища и выполненный целиком в русле романтической традиции: затененный первый план, предгрозовое освещение и панорамный вид на дворцы и храмы Кремля, ветер, переданный наклоненным деревом, развевающейся юбкой незнакомки, рыжей пылью, поднятой в воздух.

В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Этой лирической линии русского пейзажа суждена была долгая жизнь. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы. И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» он был удостоен звания неклассного художника.

Юный Саврасов оказался на рубеже этих двух художественных школ: романтизма и реализма. «Саврасов создал русский пейзаж и эта его заслуга никогда не будет забыла в области русского художества», -сказал о художнике Левитан. Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в семье московского купца. К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. Остроконечное здание ныне разрушенного памятника истории и архитектуры изображено Саврасовым ранней весной. Васнецов, С. А. Шишкин и Н. В.

С первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни. Показательно, что даже известный русский критик и искусствовед А. Н. Бенуа назвал Саврасова художником-неумехой, который каким-то чудом умудрился написать одну порядочную картину (Грачи прилетели). На горизонте расположена узкая светлая песчаная коса.

К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов. В 1894 году архитектор Александр Померанцев, также потрясенный случайной встречей с Саврасовым, писал в докладной записке в Академию художеств: "Достигнув преклонного возраста (Саврасову за шестьдесят лет), этот больной человек вынужден жить с женой и двумя малолетними детьми в обстановке столь жалкой, которая едва ли бы удовлетворила самого непритязательного ремесленника, вынужден подвергаться самым крупным лишениям.

К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. В конце 1876 года брак распался. Не стало одного из самых глубоких русских художников С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле И эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта» (Исаак Левитан, 1897 из некролога на смерть Саврасова). Этюдная работа над Грачами шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам. В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоленияакадемических традиций и самостоятельного решения художественного замысла. Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда —Камень в лесу у Разлива и Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумяженскими фигурами. «Камень в лесу у "Разлива"»1849Холст, масло. картину Могила на Волге. Но новатором в этой области, не ставящим столь хитроумные задачи, был, несомненно, А. К.

Художник пользовался разными техниками и приемами. Лавочники охотно скупали его романтические пейзажи. Влечение к искусству пробудилось рано, но путь в большое искусство оказался нелегким.

Исполненные там картины Морской берег в окрестностях Ораниенбаума (1854, частное собрание, Санкт-Петербург) и Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854, ГТГ) оказались настолько удачными, что осенью того же года Совет Академии присвоил за них 24-летнему художнику звание академика. К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов. На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух.

В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Из его мастерской вышли такие художники как И. Левитан и К. Коровин, которые высоко почитали своего учителя. Работая совместно с Пукиревым над учебником рисования для МУЖВ (издан в 1869 году), он ввел в него и подробное изображение изб, деревень, какие обязательны для художника изучающего русский пейзаж. Тем не менее не стоит (как это иногда делают) преувеличивать степень падения художника. Их прихотливые изгибы, когда они тянутся к солнцу их переплетения.

Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ). В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. Огороды (1883, Пермская гос. Весна. Колорит, если так можно выразиться, дождливый.

То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца (Проселок, 1873, ГТГ), то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны (Лунная ночь. После этого он создаёт самое большое своё полотно «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». Ещё в ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. 1867).

На 1-й Передвижной выставке его картина «Грачи прилетели» была замечена сразу. Они писали виды, которые действительно требовали большого мастерства, определенных традиций, знания законов пропорций и перспективы и Саврасов тоже пройдет хорошую школу этого рода живописи, его учитель – один из лучших ее представителей. Детские годы Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья. Художник внимательно лепит кривые стволы, передает разнообразные формы прячущихся в тени камней, трав и грибов.

В одних из этих работ просторы полноводной реки, заволжские дали, увиденные словно с высоты птичьего полета, призывают зрителя проникнуться вольным духом, чувством полноты жизненных сил (Разлив Волги под Ярославлем, 1871, ГРМ Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом, 1871, Нижегородский государственный художественный музей). Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей.

Лишь по едва заметному розоватозолотистому отсвету солнца на бугре у забора, мы может догадаться, что пейзаж запечатлен в период заката. Мягкая, тонко разработанная лаконичная колористика полотна, в которой в пределах одного цвета почти незаметно чередуются холодные и теплые тона, необычайно достоверно передает состояние природы, только начавшей просыпаться от долгого зимнего сна, благодаря легкому дуновению теплого ветра. Художник воспитал много учеников, которые разлетелись из-под его крыла. Художник просто сломлен этой чередой смертей. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения и среди них – Рожь (1881, ГТГ), Зимний пейзаж (частное собрание), Северная деревня, Весна.

Он много и упорно работал в окрестностях родного города исследовал с кистью и карандашом в руках свои любимые Сокольники и Фили, Кунцево и Мазилово, Строгино и Братцево (подобные работы дают уникальный материал по иконографии некогда живописных, а ныне застроенных районов Москвы). Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (Пейзаж с рекой и рыбаком, 1859). Фоном картине служат обширные поля, покрытые талым снегом. Пейзаж (оба 1880-ые годы), Сосны на берегу озера (1880-ые — 1890-ые годы) и Оттепель (1887 год) исполненные сложной техникой живописного рисунка. Более тридцати пяти лет проведет Саврасов в училище живописи, ваяния и зодчества – одном из самых передовых учебных заведений России, центра художественной жизни Москвы.

«Половодье» (1868) – это великолепная картина пробуждающейся природы, которая «сквозь сон встречает утро года». Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда – Камень в лесу у Разлива и Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (оба 1850 год). Саврасов же вновь избирает самый прозаический вид и наполняет его патетикой. А еще через год Совет Московского художественного общества счел его мастерство достаточно зрелым для завершения обучения и получения звания художника, присвоенного Саврасову за Вид Московского Кремля при лунном освещении (1850, частное собрание, Москва) и Камень в лесу у Разлива (1850, ГТГ).

Город Кимры на Волге». Именно тут «настроение» – как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, – окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах». В этом направлении шла и литература: поздний Пушкин, Гоголь (друг Рабуса), Аксаков, молодой Тургенев. Особенно благоприятна для освоения родной природы была атмосфера культурной жизни Москвы, этой большой деревни где с конца XVIII века жили традиции карамзинского сочувствования с природою, где с особым вниманием и любовью изучали русскую почву, быт народа. Современник так описывал эту работу, ныне находящуюся в частной коллекции во Франции: Картина эта довольно обширных размеров (более сажени в ширину).

Сепия озаряет предметы золотистым светом. Этот пейзаж удивительно мелодичный по рисунку, тонкий и богатый по цветовому строю, он полон как бы хрустальной тишины, проникнут чувством покоя и красоты бытия. САВРАСОВ, АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ (1830–1897), художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского «пейзажа настроения» в русской живописи.

Романтика бессмертна. — Да, да.