Пейзажист Шишкин
Начиная с 1-й Передвижной выставки, в течение всех двадцати пяти лет Шишкин участвовал на выставках своими картинами, дающими возможность сегодня судить об эволюции мастерства пейзажиста. Картины Ивана Шишкина— совокупность картин русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (13 (25) января 1832— 8 (20) марта 1898), который создал более пяти сотен полотен. Иван побывал в Германии и Швейцарии, где посетил мастерскую пейзажиста Коллера, но наибольшее впечатление на Шишкина произвели картины Александра Калама.
Правда, не все при этом могут назвать фамилию автора картины и это печально, потому что Иван Иванович Шишкин – один из самых известных русских пейзажистов. Иван Иванович Шишкин (1832—1898)— русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. 13 (25) января 1832 года, 180 лет назад родился будущий выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист Иван Иванович Шишкин.
Шедевры Ивана Шишкина: Самые известные картины великого русского пейзажиста
В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. И в этом уже проявляется своеобразие художника. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. В 1897 году Шишкин по состоянию здоровья уже не смог принять вновь предложенной прежней должности в Академии художеств. К этим картинам глаз привыкал и уже не искал в них чего-то особенного. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Русское богатство". И вот там якобы имело место вот что.
Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Природа дана здесь Шишкиным как бы в своей благорасположенности к человеку. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.
К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший.
География работ Шишкина чрезвычайно широка. Окрестности Москвы. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. В его произведениях встаёт дремучая Россия.
Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. По отношению к ним трудно говорить о научном бесстрастии художника.
Сосны придают картине величественное звучание. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Параллельно художник трудился над картиной «Полдень. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Шишкин, стремясь к точной передаче бесконечного разнообразия растительного мира, сумел создать целостные образы русской природы, раскрывая идею величия и красоты родной земли, своеобразия её лесов и полей («Рожь», 1878 «Лесные дали», 1884, – ГТГ).
На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Это довольно большая по размеру картина: 139213см. Шишкин обучался вначале в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И.
Иван Шишкин: самые известные картины великого русского пейзажиста
Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Вне всяких сомнений, одним из самых популярных полотен Ивана Шишкина считается«Утро в сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Все сковано морозом и погружено в тень. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.
Человек Шишкина прикреплён к земле. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали.
Потрясающий пейзажист Иван Иванович Шишкин
Так, А. Куинджи назвал метод Шишкина вредным для живописи. В январе 1893 г. после посещения, по желанию царя Александра III, беловежских лесов Шишкин выставил 58 этюдов (из них 17 «громадных»), наработанных за лето и осень. Он ищет выражения «характера» дерева, как портретист ищет выражения характера человека. Родился будущий художник в Елабуге. Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой». Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
Но в изобразительном искусстве конца XIX столетия наблюдалась уже иная, чем прежде, расстановка художественных сил. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Жизнь и творчество пейзажиста Ивана Шишкина, описание
Аналогична по своей теме, а главное по лирическому характеру трактовки образа, картина «Дождь в дубовом лесу» (1891). Третий альбом его офортов (1886 г. ) назвали «поэмами в рисунках». Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней". В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей.
Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках.
Лесной пейзаж кажется необъятным. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Но у Шишкина его голос всегда совпадал с голосом природы.
И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальность. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Характерный пример этого составляет одна из его ранних картин «Рубка леса» (1867). Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес.
Их он стремился передать как можно конкретнее. Родилась дочь Ксения. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. В этом браке родилось трое детей, но оба сына умерли еще в юном возрасте, ненадолго их пережила и мать. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Но семейное счастье художника оказалось недолгим. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Передвижники).
Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать. Природа насыщена сырым воздухом. От этого пронзительная любовь художника к русской природе уходила в тень. Отец выписывал сыну книги по искусству.
Иван Шишкин Иван Иванович Шишкин русский художник пейзажист
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Это было время тесной дружбы двух художников. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Быть грозе.
До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
- Иван Шишкин: жизнь и творчество художника
- Самые знаменитые картины Шишкина
- Такие полотна, как "Ручей в лесу (На косогоре") (1880),
- Лесная природа в картинах Ивана Шишкина
- ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ЧАСТЬ 1- ИВАН ШИШКИН
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Ощущением своеобразного лесного уюта привлекает наиболее знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» (1889).
Так писались и «Сосновый бор. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». – взволнованно ответил художник. Его походы в кабак частенько заканчивались драками. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Но вернёмся к картине. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнёт корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит всё изящней и блистательней». Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
- Смотреть галерею Шишкина Ивана Ивановича
- Картины — Шишкин, Иван Иванович
- Биография и картины Ивана Ивановича Шишкина
- Русские художники: Шишкин Иван Иванович
- Творчество Ивана Ивановича Шишкина
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Высокий, стройный, красивый силач, с зорким взглядом, густой бородой и густыми волосами». Особого внимания заслуживают небольшие картины Шишкина с изображением дубов: «Дубки» (1886), «Дубовая роща» (1886), «Дубы. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу.
Картины Шишкина «Кама» и «Полесье», написанные в эти годы, произвели настоящий фурор среди публики и художественной общественности. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Его картинынаполнены единым поразительно сильным и ошеломляюще глубоким чувством – любовью к родной земле. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков.
- Интересные факты из жизни Ивана Шишкина
- Самое интересное в виде мозаики
- «Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»
- «Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»
- Возвращение на родину и пик карьеры
- Вид вокрестностях Дюссельдорфа, 1865
- Сосны, освещенные солнцем, 1886
Мотивами, к которым сам Шишкин, выражаясь его словами, «чувствовал наибольшее влечение, которые остались в воспоминаниях детства», были мотивы лесного пейзажа. Из Артели художников в 1870 году возникло Товарищество передвижных художественных выставок, как символ новой художественной эпохи. Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Говорил: "Сейчас только понял, что не туда попал.
Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Рожь. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Похоронили великого живописца в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года.
- Не получившийся чиновник и нашедший свой путь художник
- Петербург и Академия художеств в жизни Ивана Шишкина
- Личная жизнь и невосполнимые потери художника Шишкина
- Картины Шишкина Ивана Ивановича – самая долгая любовь в его жизни
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. Но удачный показ своих работ в Дюссельдорфе, Бонне, Аахене и Кельне задержал его отъезд, да и Академия художеств разрешила досрочное возвращение лишь летом 1865 г. По возвращении Шишкин представил на суд совета академии «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и получил звание академика. Нечего ждать пресловутого вдохновенья. У работы было очень много положительных отзывов. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи.
Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Эти места, относившиеся прежде к Вятской губернии, в древности были перекрестком исторических движений этносов, цивилизаций, языков и религий. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Но в ее сумрак проникают солнечные лучи, а земля под деревьями устлана мягким, пушистым мхом. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- 13 января (25 января – по новому стилю) 1832, Елабуга – 8 марта (20 марта) 1898, Петербург
- Известные произведения Шишкина Ивана Ивановича
- Безудержная любовь к родному краю
- Неповторимая точность исполнения
- Известные высказывания Ивана Шишкина
Каждое из них вызывало интерес зрителей. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Шишкин не облагораживал природу. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства.
Замшелые выкорчеванные пни, острые сучья, обломанные ветви создают сложную композицию, отмеченную контрастами света и тени. Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой». Не случайно художник дает в этой картине горизонтальную композицию и дополняет старый мотив ржаного поля громадными соснами. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса.
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. В. В. Верещагин, посмотрев этюд «Сосны, освещенные солнцем. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Картина «Корабельная роща» считается одной из вершин творчества художника.
Тогда же в Академию вернулись И. Репин, А. Куинджи, В. Маковский. И только получив большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за большое полотно «Кукко» (урочище на Валааме), Иван Иванович поверил в свои силы, но ехать сразу не решился, а вернулся в Елабугу, порадовав родителей званием «классного художника первого разряда». Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра.
Среди них – «Шалаш», «Мельница в поле», «Болотистая местность при закате солнца», «Речка». Его любовь к родине особенно эффектно проявилась во время посещения кабака в Мюнхене, где сидевшие за соседним столиком семеро немцев, глядя на него, бросили презрительное "руссише швайн" (русская свинья). В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика.
Только в Дюссельдорфе русский пейзажист оттаял душой. Это была ювелирная работа. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина.
Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. Идеи эти были глубоко восприняты Шишкиным. А «Утро туманное» (1885 г. ) И. Н. Крамской назвал «одной из удачнейших вещей Шишкина». В этюдах, написанных с натуры и имеющих самостоятельную ценность, Шишкин довел светотеневое решение своих картин до совершенства, тонко передавая изменчивое состояние природы («Сосны, освещенные солнцем», 1886, ГТГ).
К ним относятся Уголок заросшего сада. Особенно удавались художнику рисунки пером.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. В 1857 году Шишкин получил на экзамене малую серебряную медаль за две картины – «Вид из окрестностей Петербурга» и «Пейзаж на Лисьем Носу».
Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек. Природа может облагородить человека и непосредственно и в воспроизведении ее искусством. Несмотря на молчаливый нрав (товарищи дали ему прозвища: Монах, Семинарист), он имел множество друзей: А. Гине, В. Перов, Е. Ознобишин, К. Маковский. » «Нет, я вышел под дождь. Густые кроны бросают на них тень.
Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Между тем помимо Сосен, освещенных солнцем и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа Дубы. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень».
– Гроза застала меня дома. Дело в том, что в России в начале 60-х годов XIX в. началась эпоха Великих реформАлександра II – было отменено крепостное право, проведены другие реформы, молодёжь того времени жаждала изменений: «Мы ждём перемен», как пел Виктор Цой.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. «Работать ежедневно, отправляться на эту работу, как на службу. Близка по мотиву к «Полдню» одна из наиболее известных картин Шишкина, относящаяся уже к зрелому периоду его творчества – «Рожь» (1878). Вертикали пересекаются косыми линиями.
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя.
Здоровье его было подорвано. Излишняя реалистичность также сказывалась на общем настроении пейзажей, частично приглушая их эмоциональный фон, отодвигая на второй план колорит и сужая возможности, предоставляемые живописцу широкой цветовой палитрой. Именно вот таким образом талант художникапорой гораздо ярче проявлялся в одноцветных рисунках и офортах. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
Она оставила академию и начала заниматься с учениками Шишкина. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть.
«Иван Иванович. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».
Бельгии, Голландии, Швейцарии не вдохновляли Шишкина. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Лесная глушь (1872). Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Эскиз-вариант, хранящийся в Государственном Русском музее имеет авторскую надпись: Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги.
Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. Судьба ее в настоящее время неизвестна. И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало». Иван Иванович Шишкин был женат дважды. В своем творчестве И. И. К ним относятся "Уголок заросшего сада.
«БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Какая необычайная картина. Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией.
Интерес и любовь к своему краю отец Шишкина передал своему сыну – будущему художнику. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. В «Полдне» Шишкин был еще связан с венециановской традицией и в полужанровом мотиве и в композиционном решении картины. Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г». До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Иван Иванович, не дождавшийся от них ни объяснений, ни извинений, принялся обрабатывать их кулаками и железным шкворнем (металлическим прутом). В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Не позволяя себе раскиснуть, художник создавал одну картину за другой («Кама», «Дубки», «Вечер», «Речка», «Полесье», «Заря», «Ручей в березовом лесу», серия станковых рисунков). Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Картина "Полдень. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. К этому периоду творчества относится его талантливое полотно «Иней». Он решил учиться на художника.
Юный Иван Шишкин вырос среди родной вятской природы и больше всех занятий любил рисование, за что в семье был прозван «мазилкой». Суд оправдал россиянина. А. Беггров, в 1884 — 1885 гг. издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Он высоко ценил ее талант и посоветовал серьезно заняться пейзажами цветов и растений (в 1887 г. даже сам издал альбом ее рисунков). Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Их дом всегда был полон гостей.
Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Его отец был купцом, культурным человеком.
Картина также находится вКиевском музее русского искусства. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение. Больше Шишкин в Европу не ездил. Он напряженно работал, встречался с друзьями, нравился многим женщинам. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан).
Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Густая лесная чаща изображена здесь пронизанной светом восходящего солнца, в котором как бы тает суровость могучих елей. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Такова, например, картина «В лесу графини Мордвиновой» (1891). Особенный, тихий, погожий выдался день.
В творчестве молодых живописцев росло стремление к новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных образных решений. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Разумеется, пускаться здесь в какое-то подобие анализа его творчества – с моей стороны и самонадеянно и глупо будет. Потому приведу один исторический анекдот (вроде как в старом значении этого слова). С 1857 года Шишкин продолжил образование в Императорской академии художеств и в 1860-м был отмечен большой золотой медалью за два вида местности Кукко, на Валааме. А их было немало. Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». Такова музыка поля в Шишкинском шедевре.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. К числу лучших произведений Шишкина относится и картина «Сосны, освещенные солнцем» (1886, этюд). Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина.
Натурализм поднялся здесь до своих вершин. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. У него умерли сыновья. В октябре 1868 г. Иван Иванович обвенчался с Евгенией Александровной Васильевой, «милой Женькой», простой и хорошей женщиной. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Талант великолепного рисовальщика, внимательность и цепкость взгляда помогали Ивану Ивановичу изображать мельчайшие части растений, камней, неровностей почвы в их естественной совокупности, что придавало его полотнам максимальную реалистичность. С особой любовью Иван Шишкин изображал деревья, приобретавшие под его карандашом или кистью уникальную индивидуальность и крайнюю достоверность форм листвы, ветвей, стволов, элементов окружающей местности – хвороста, папоротников, трав, фрагментов почвы. Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Не разрешалось писать картины на собственный сюжет. Много работал Шишкин и за границей. За лето он «написал разных картин до 50-ти штук клеевыми и масляными красками».
Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Иван Иванович Шишкин воплотил в своём творчестве величие и безбрежность российских лесных просторов. Невероятная тишина царит в пейзаже.
Золотое поле и несколько одиноких сосен были изображены с невероятной детализацией и в целом картина выглядит словно фотография. Есть нечто приближающее Шишкина к ученому-ботанику в том, как детально изучает и воспроизводит он различные породы деревьев и трав («Сосновый бор», 1872 «Дебри», 1881). Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Ее иногда называют картиной-завещанием.
Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. Приближается страшная гроза.
В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Сосновый бор». Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого.
Природа – сама благородство. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Они вносят и в колорит и в композицию картины ноту суровой величественности севера. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев.
Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. – спросила она. Для своих детей Шишкин был самым нежным и любящим отцом.
Живые облака, легкий ветер, мокрая земля – все просто, естественно и достоверно. Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Зрители и критики увидели, что Шишкин «не исписался, не выдохся и в колорите он истинный виртуоз».
Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Внушительные дубы достойны восхищения.
Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. С другой стороны, благодаря тому, что Шишкин не довел, с его точки зрения, эту вещь до полной законченности, мы можем видеть, как поэтичен был «рационалист» Шишкин в своем непосредственном восприятии природы. Но передний план разработан в картине с обычной для Шишкина тщательностью. То же чувствует и зритель, глядя на это полотно. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». А художник, чтобы опять не потерять душевного покоя, приступил к работе над «Рожью» (1878 г. ).
Почерневшие стволы дубов буквально окутаны влагой, по дорогам струятся потоки воды, капли дождя пузырятся в лужах. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Мастер смело экспериментировал. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков.
– Вы тоже попали под дождь. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Облик этот был многолик. Общий холодный тон картины как бы несет в себе дыхание северного лета. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи. Шишкина.
Часто писал с натуры. Во второй половине 1880-х годов в работах Шишкина стали появляться новые оттенки. Через три года Шишкин вновь вернулся в Академию уже в качестве профессора – руководителя пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Характерно, что в ряде его картин этого периода появляется изображение человека. Картина Полдень.
Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Его картина поет. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Это указывает на то, какие высокие требования предъявлялись в то время к этюду.
Мастерство Шишкина общепризнанно, техника его настолько совершенна, что вызывает восхищение у зрителей и художников. В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Мокрицкому.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Но счастье вновь отвернулось от художника. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Интересно отметить, что эта картина Шишкина рассматривалась самим автором как этюд. Шишкин был и оставался до конца непревзойденным знатоком дерева, художником, не имевшим соперников в изображении хвойного леса. Художник одушевляет деревья. Учился Ваня прилежно, но из гимназии ушел раньше срока – ему претила чиновничья жизнь. Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезенных из поездки на Восток. Несмотря на успех его персональной выставки, где были собраны только черновые этюды (300 шт. ) и более 200 рисунков, друзья настойчиво советовали Шишкину обратить внимание на выразительные средства при передаче световоздушной среды. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году. Все вокруг погружено в зимний сон. С юности им владела страсть к живописи и в 1852 году он покидает родные места и едет в Москву, в Училище живописи и ваяния. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты.
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Он изучал свой родной край, о котором составил «Записки достопримечательностей разных». В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
Над землёй летают ласточки. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры.
Шишкин умел изображать национальные черты русского пейзажа. Картина «Лесные дали» (1884) написана широкими планами, обобщенно трактованными в глубине, что прекрасно передает ощущение перспективы. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Первое место занимает Шишкина Рожь. Уже в это время художник много работал с натуры в окрестностях Петербурга и на Валааме. Это произведение принесло художнику немалую известность и было выставлено в Дюссельдорфском музее на равных с полотнами других более известных европейских мастеров.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Он писал друзьям: «Полюбить природу чужого народа – что изменить своей церкви». Шишкин тяжело переносил утрату и лишь через 7 лет женился во второй раз.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Вечер» (того же времени). К занятиям подходил серьезно, работал без устали. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Но все чаще и чаще в адрес создателя «Утра в сосновом лесу», «Золотой осени», «На севере диком» иллюстратора книги Д. Н. Китайгородова «Беседы о русском лесе» сыпались обвинения в превращении его в художника-фотографа. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Многие его пейзажные работы были выполнены с тоской по дому и очень напоминали русские виды. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
Савицким). Распри и интриги вынудили художника подать в отставку. Мачтовый лес в Вятской губернии". Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Шишкин бросил работать, запил.
Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Горе постепенно отпустило художника. Сестрорецк», сказал: «Да, вот это живопись. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания.
Братцево» (1866 г. ). Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Но облачное небо уже начинает светлеть.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Лес занимает собой все пространство картины, целиком поглощая внимание художника. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А. «Главнейшее дело пейзажиста, – говорил Шишкин, – есть прилежное изучение натуры, вследствие чего его картина с натуры должна быть без фантазии».
Иван Шишкин рассудил по справедливости и под картиной подписались оба художника.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Третьяков считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Природа выражает музыку человеческой души. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
Они, как открытая книга, распахивают перед нами всю глубину души, всю уникальность личного авторского мировосприятия. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Рисунок должен следовать за ней во всех ее прихотях формы».
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. — Ср. Последнюю свою работу он так и не закончил. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. «Рожь» дает уже чисто шишкинское ощущение широкого размаха русской природы.
В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Картина эта называется «Первый снег» (1875). От пейзажей «Вид на острове Валаам», «Сосна на Валааме» повеяло заброшенной, дикой красотой, мощной духовной силой, суровостью и величием природы. С Крамским у них были особенно теплые отношения. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. «Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника.
Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Все это развивало поэтическое воображение мальчика. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни». Однако отец Шишкина выделялся из этой среды широкими культурными интересами. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
У них родилась дочь, а затем двое сыновей. Шишкин сдержан и величественен. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
На протяжении всех последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды, к которым относился как к самостоятельным законченным художественным произведениям. Шишкин стал общепризнанным мэтром пейзажа. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса».
Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватые рефлексы от неба, скользящие лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого в природе покоя. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Шишкин изображает его не издали, но забираясь в самую чащу, движимый стремлением изучить его «изнутри», во всех многочисленных деталях. Его картины «Сосновый лес», «Сосновый бор» (звание профессора 1873 г. ), «Святой ключ близ Елабуги», «Горелый лес», «Песчаный берег», «Ручей в лесу», «Родник в сосновом лесу», «Лес», «На опушке леса», «Вырубка леса» – дали ему право занять первое место среди мастеров пейзажа.
В их числе «Сосновый бор» (1872), отмеченный в свое время Крамским как «лучшее и характернейшее произведение русской школы», картина «Лесные дали» (1884) и многие другие. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи.
Это было выступление против мёртвого академизма. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г. ), а через год смерть унесла младшего – Константина.
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Благодать. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Мелкая, скрупулезная техника уступает место мягкому обобщению форм.
Но не только в живописи он был мастер. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства).
В окрестностях Москвы» (1869). С 1852 по 1856 год Шишкин обучался в Московском Училище живописи и ваяния. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". И только на пейзажах Шишкина она заговорила множеством оттенков и звуков. В этом же году Шишкин написал и представил работу «Корабельная роща», ставшую для него последней.
Еще в 1857 г. художник увлекся литографией, серьезно занимался офортом, разработал новый в России способ гравирования – так называемый рельефный штрих или «выпуклый офорт», позволяющий печатать репродукции одновременно с текстом. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Это снова лесной интерьер (внутренний вид), но проникнутый абсолютно иным настроением, чем обычные шишкинские чащи.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом».
Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Член-учредитель ТПХВ (см. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги.
В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Она изображает любимый мотив Шишкина – густую лесную чащу.
Картина имела большой успех и была приобретена государем. Наружность его была типично великорусская, вятская.
Крупнейшей фигурой русской пейзажной живописи второй половины XIX века является Иван Иванович Шишкин (1832–1892). Раздолье, простор, угодье. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Родина художника – Прикамье – одна из наиболее богатых лесом областей России. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Его первые пейзажи с натуры заслужили всеобщую похвалу.
В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Пейзажи Шишкина были созвучны картинам исторического бытового и портретного жанров передвижников. В лучших своих произведениях он воспел национальный пейзаж героического характера («Корабельная роща», 1898, ГРМ). Такие его картины, как «Сосны, освещенные солнцем», «Опушка», «Чернолесье», «Папоротник», по праву стали жемчужинами русского пейзажного искусства. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу.
Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя.
Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца.
При Третьякове она была выставлена в залах галереи на мольберте. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. За поразительное умение изображения воздуха и света его называли «художником полудня». После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Не столько создание объективной картины мира, сколько выражение своей любви к этому миру, раскрытие его привлекательности для человека составляет теперь основную задачу Шишкина. Задний фон мрачен.
Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Иван Иванович Шишкин родился в г. Елабуге на Каме в купеческой семье. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Всё это, конечно, способствовало его широкой известности.
Художник Шишкин, как ни кто другой видел в природе леса все потаенные красоты в диких заросших местах куда редко ступала нога человека. Парит. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником.
И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. На обороте подготовительного рисунка Иван Иванович написал: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать, русское богатство». Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов.
Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа. Да и к купеческим делам он был непригоден. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает.
Его репутация была безупречной. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. На картине изображен не просто сосновый лес. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Таким образом был открыт целый мир ранее неведомых предметов, поэтических вдохновений и восторгов. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Солнечный свет золотит стволы деревьев, рассыпается яркими зайчиками по траве. Через три года на основе этого этюда Шишкин создаст картину «Полдень» – бескрайний простор и воздух, напитанный покоем, покорят зрителей (это первое полотно Шишкина, приобретенное П. М. Третьяковым для своей галереи).
«Верстовой столб русской пейзажной живописи», –говорил о нем Крамской. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.
Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. А правда ли, нет ли со шкворнем – не копал. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина как зеленый могучий лес, заражал он всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Богато нюансирован цвет. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. «Утро в сосновом лесу» постоянно экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве.