Пир Ирода Донателло

Донателло достигает подлинной классичности в рельефе Пир Ирода, созданном по возвращении из поездки в Рим. Позже Донателло создает пять статуй для кампанилы Джотто, «Пир Ирода» (около 1427), «Мадонну Пацци» (около 1420) и другие знаковые произведения. Донателло, развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности («Пир Ирода»).

Описание рельефа донателло «пир ирода»

Теперь можно обратиться и к традиционным средствам выразительности. Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, по обеим сторонам которой располагалось шесть статуй святых. Италии этот тип изображения пришел на смену готическому полиптиху. Музыканты вообще обозначены лишь призрачным намеком на то, что находятся в помещении. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции.

Получив известность после исполнения обществ. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Эта бестия не успокоится, пока «не получит добычу»5. Георгия с драконом» (1-й пример использования в скульптуре линейной перспективы) Д. пытался воссоздать органическое единство мира и героя в нем. В 20 – е годы XV века в конкурсе на украшении Сиенской купели вместе с уже признанным мастером Гиберти принимали участие еще два скульптора, которым предстояло прославиться в грядущие десятилетия – уроженец города Сиены Якопо делла Кверча (1374 – 1438) и великий флорентинец Донателло (1386 – 1466). В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло.

Энциклопедия Кольера 
– донателло

Энциклопедия Кольера – донателло

Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Вверху изображены летающие ангелы. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Ладислао Дураццо) испытала влияние произведений поздней готики (работ Дж.

Во второй части этой книги я упоминаю о возрожденческой традиции, в которой женщина и мужчина, связанные любовным чувством изображаются в виде Саломеи и головы Иоанна Крестителя и хотя при этом я обсуждаю в основном XVIвек, однако логично предположить, что своими корнями подобные изображения уходят вXV столетие. На бронзовых с позолотой рельефах пределлы алтаря представлены деяния св. традиции (Panofsky. Композиция рельефа «Передача ключей ап. В прослеживании этих отличий состоит самый простой путь к пониманию искусства прошлого. Антония (Санто).

  1. Образ Саломеи в изобразительном искусстве
  2. Большая подборка прикольного видео и коллекций мультфильмов с
  3. Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения
  4. История произведений искусства (2 сезон: 11 серия из 22) Пир Ирода Донателло / 039 / 2008 /
  5. Скульптор Донателло: биография, работы, фото
  6. Брунеллески, Купол собора во Флоренции, 1420-36

Эта скульптура, вероятно созданная под влиянием античной статуи Гермеса (Палаццо Веккьо) (Либман. традиции («Давид», 1409, Нац. 1963.

Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателлоисполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427 годы), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Ее голова увенчана короной с изображением херувимов.

  1. Клод Моне / Цвет времени / Телеканал Культура
  2. Донателло, Конный памятник кондотьеру Гаттамелате
  3. Мазаччо, Чудо со статиром в капелле Бранкаччи
  4. Возрождение Сказочной Руси Иван Царевич часть 1
  5. Описание рельефа Донателло «Пир Ирода»
  6. Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло
  7. Поездка в Рим, второй флорентийский период

Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. политику и питавших общественное сознание в XV в. ).

Теперь на одном из них лежала отсеченная голова Иоанна. Ап. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Самые радикальные новшества отличают рельеф работы Донателло «Пир Ирода». Наиболее традиционно «Крещение Христа» работы Гиберти.

Настал удобный день, когда Ирод, по случаю рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь и дам тебе и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Таковы статуи, украшающие надгробия правителей Вероны XIV в. Скалигеров и Донателло, возможно, посетил Верону — один из ближайших к Падуе городов. Альбрехт Дюрер дважды обращался к истории Иоанна Крестителя.

Этот рельеф напоминает о традициях позднеготического ювелирного искусства. Hom. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. 1430-хгг., ц. Санта-Кроче оба– во Флоренции). Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире.

Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Удачно передано движение ангела. Скульпторов Высокого Возрождения больше привлекало изображение цветущей и мускулистой наготы. Современники называли Д. «великим подражателем древних». Художник Ганс Мемлинг поместил сюжет с Саломеей на левое крыло «запрестольного образа», в настоящее время хранящийся в Музее Мёмлинга (Брюгге, Бельгия).

  1. Часть 117 ТЕ Смерть Иоанна Крестителя

В соответствии с лаконичными описаниями Евангелий от Марка и Матфея (Матф. Ирод устроил пир, на котором танцевала его падчерица Саломея. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. комментариях XV-XVI вв.

мастеров, а также с убедительным правдоподобием, свойственным античности. 1), записи Джованни Чинелли-Кальволи, замечания Антонио ди Туччо Манетти в биографии Филиппо Брунеллески, а также сведения, содержащиеся в предисловии к «Трем книгам о живописи» Л. Б. Альберти и в жизнеописаниях художников и скульпторов в сочинении Б. Фацио (см. : Baxandall. Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). В XVIII веке семейство Донни выставило ее на продажу как этрусское божество.

Сероватая, но чистая скатерть – скорее всего из домотканого льна, оловянная посуда и кружки, нож с деревянной ручкой, глубокая миска и приземистый глиняный кувшин создают композицию, которая оказывается ничуть не менее интересной, чем «богатые» натюрморты. Линии в «Битве св. В последней сцене Саломея при виде головы Иоанна теряет сознание и падает на руки слуге15. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. В Риме среди прочего Д. сделал надгробие Джованни Кривелли, архиеп. Запечатлевая историю Саломеи, Донателло наполняет ее поразительной эмоциональной силой. Jena, 1929) и в др. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата).

Образ Саломеи в 
изобразительном 
искусстве

Конный памятник (1447–53) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европ. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. В содружестве с архитектором Микелоццо он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425—27, баптистерий, Флоренция). Д. одним из первых используя язык рим. 1386, Флоренция – 13. 12. 1466, там же), скульптор итал.

и Сев. Он так был восхищен ее танцем, что опрометчиво пообещал выполнить любое ее желание. Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427 годы), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения.

Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Эти оттенки отличаются лишь по светлоте. Его наиболее достоверная реконструкция создана по аналогии с главным алтарем ц. Сан-Дзено Маджоре в Вероне, спроектированным Андреа Мантеньей (1456-1460) и алтарем падуанской ц. Эремитани (1452-1453 работа ученика Д. – Джованни да Пиза), в котором использованы принципы антикизированного архитектурного обрамления алтаря Кавальканти. Иеремии увидели Франческо ди Томмазо Содерини, в прор. Основные «модели» в этих картинах – охотничьи трофеи, фрукты и роскошная посуда, а вместо сервировки по всем правилам в большинстве случаев мы видим рукотворный хаос, скрывающий, на самом деле, не только сложную композицию, но и огромное количество аллегорий и скрытых символов.

В«Танце Саломеи» (ил. 11) Пизано – вполном соответствии с иконографией – изображает только мужчин: за пиршественным столом сидят трое взрослых бородатых людей, повернувших головы влево, чтобы видеть молодую женщину, которая танцует, видимо, неподалеку от Ирода. Луки как «скульптор и золотых дел мастер» и привлечен к строительству собора Санта-Мария дель Фьоре. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Георгий» (1407) – в фигуре «Пиппо Спано» (1450-1455), позднее конного памятника Б. Коллеони работы Андреа Верроккио (Пьяцца-Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции).

Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. По Хрисологу, Ирод, глядя на танцующую Саломею, понимает, что она— его родная дочь, плод его кровосмесительной связи с Иродиадой: «ведь будь она чужим ребёнком, можно было бы обнаружить хоть следы целомудрия»67.

Причина – в скудности археологического материала: каменные орудия (большая часть из которых использовалась на охоте, а не в жилище), да черепки керамики, украшенной простенькими ямочными или текстильными (с отпечатками тканей) орнаментами – вот, как правило и вся добыча археологов. Жесты и пластика поз, обнаруживающие сильные душевные порывы от немого отчаяния до неистовства («Распятие»), выражают суть повествования. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло.

И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Универсальность интересов Д. позволяла ему реализовывать свои замыслы в различных жанрах (многофигурный алтарь, надгробие, медальоны для Палаццо Медичи-Риккарди, картон для витража «Коронование Богоматери», проект убранства для празднества по случаю коронации имп. мастеров, а также с убедительным правдоподобием, свойственным античности. P. 164-167), в «Дневнике Полициано» (A. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Это один из первых ренессансных конных монументов.

Венецианский сенат постановил выполнить волю полководца и для ее осуществления был приглашен Донателло. Так, стилистическая концепция статуи ап. Саломея словно выполняет волю свыше, подчиняясь своему року. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище.

трудах и лит. Его 1-м самостоятельным произведением стала скульптура пророка с фиала Порта делла Мандорла (1407) в Орсанмикеле. В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Д. происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439, Музей собора алтарь «Благовещение», 1-япол. Вазари, считал ее одним из своих лучших произведений.

Одним из наиболее радикальных новаторов в живописи был швейцарец Конрад Виц (1400. В Средние века в ветхозаветных пророчествах усматривали аллегории Страстей Христовых. Скульптура Д. известная как Амур-Аттис (1-я пол. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. музей Барджелло).

Та отвечала: головы Иоанна Крестителя» (Мк. «Пир Ирода» является одним из ключевых изображений в серии Иоанна Крестителя. 1971. 1423-1425), Аввакума (1427-1435), группы «Жертвоприношение Авраама» – ренессансная образность соединяется с натурной точностью, остротой линейного рисунка и выразительностью формы, родственными искусству сев. Но если уже в 1443 г., как мы отмечали, Донателло почувствовал себя одиноким во Флоренции, то еще с большей силой должен был он ощутить свое одиночество десять лет спустя. В рассматриваемой композиции св.

7: 9): «После сего взглянул я и вот, великое множество людей, которых никто не мог перечесть из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем. ». Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. 30-х гг. Марк»). Как и на известной нам средневековой купели (стр. Часто изображаются музыканты играющие на флейте и тамбурине.

Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Работал в городах Центр. В работах Донателлоформируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале XV века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурныйили пейзажный фон.

фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Драматич. Особенно это заметно в изображении св.

В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло.

1420-хгг., Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (ок. Возрождения, способствовавший становлению искусства раннего Возрождения и формированию индивидуальной манеры отдельных художников (Андреа Вероккио и Микеланджело). В то время она была послушницей августинского монастыря Святой Маргариты вПрато. 1430– нач. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. находится во Флорентийской академии), материалах и техниках.

Это поможет читателю скоординировать сведения о конкретном периоде и представить его себе в целостности. 1957. 1415, Флоренция, Нац.

Жесты и пластика поз, обнаруживающие сильные душевные порывы от немого отчаяния до неистовства («Распятие»), выражают суть повествования. Фра Липпи пользовался, в основном, тремя цветами: белым, красным и темно-синим. Таковы были заданные мною правила исключения, так сказать негативные рамки книги. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Изображения жизни святых следуют параллельно друг другу и каждое состоит из трех уровней.

ворот флорентийского баптистерия. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Удивительна судьба этого города. представления о человеческой личности («Св.

Сигизмунда (1433, рис. «Царь опечалился», но исполнил обещанное. Часто изображаются музыканты играющие на флейте и тамбурине. Италии. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Марк», 1411–13 «Св.

Иоанн Богослов. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Она — воплощение грациозности и легкости.

Один из интересных примеров разработки сюжета— рельефные бронзовые панно двери входного портала веронской церкви Сан-Дзено (XIв. ). ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). В отличие от «Св. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).

Людовика Тулузского (ок. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. В Падуе Д. создал первый светский монумент эпохи Возрождения — конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447—53), отличающийся величественной простотой построения, спокойствием и мужественной целеустремлённостью образа.

Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. или пейзажный фон. Он восторженно отзывался о статуе «Св. Слева, принимая от палача блюдо с головой Иоанна Крестителя, она смотрит в сторону.

Антония. По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотрите Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 года ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425 года) «Передача ключей апостолу Петру» (вторая половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430 года, Государственные музеи, Берлин). Это один из первых ренессансных конных монументов. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. 6, 17-20), дочь Иродиады (имя её не названо) танцевала на пиру у своего отчима Ирода.

Саломея, дочь Иродиады, стала танцевать перед гостями, дабы развлечь их. Примеч. 1423—1425) и св. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).

Георгия» и «Св. Ведь эта книга замышлялась не как антология прекрасного, а как руководство для вступающих в еще не ведомые им края и такому читателю примелькавшиеся, «затасканные» примеры послужат знакомыми разметками незнакомого маршрута. Немало дурных дел совершили они в жизни.

XIV – нач. В конце XVI в. алтарь был разобран. Саломея тем временем продолжает исполнять свой необузданный танец.

Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Мощные консоли несут мраморную балюстраду кантории, украшенную мозаикой и позолотой. Иоанна Богослова, словно сидящего на наклонной поверхности, в профиль воспринимается как барельеф (поскольку спина статуи срезана), но при этом обладает монументальностью.

Ведь эта книга замышлялась не как антология прекрасного, а как руководство для вступающих в еще не ведомые им края и такому читателю примелькавшиеся, «затасканные» примеры послужат знакомыми разметками незнакомого маршрута. н. путти) является одним из величайших шедевров Донателло. и Донателло. С исканиями Д. тесно связано творчество сиенца Якопо делла Кверча, работы к-рого выделяются пластической насыщенностью и образной мощью (рельефы портала собора Сан-Петронио в Болонье, 1425-1438). Возможно, это означает, что Саломея, в отличие от них, была принцессой или что Андреа Пизано, работая над «Пиром Ирода», не придавал значения последовательности античного пиршества.

XIV – нач. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Недавно на тех блюдах те же слуги приносили гостям угощение. Мозаика, хотя и художественно замечательная, не содержит новых трактовок истории Саломеи. Несмотря на то что 30-е гг.

Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Возможно источниками вдохновения послужили статуя Марка Аврелия (II в. ) в Риме, надгробные конные монументы Сев.

Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека.

На панели «Саломея показывает голову Иоанна Иродиаде» Андреа Пизано следует евангельскому изложению изображая Иродиаду вне пиршественного зала. «Она вышла и спросила у матери своей: чего просить. Возрождение). В статуе и рельефе на ее цоколе «Битва св.

Ирода. Отрешенно и скорбно смотрит на нас хрупкая Мадонна, увенчанная странной тяжелой короной из фигурок херувимов. Он словно отстраняется от нее, вытянув руки, держащие блюдо.

Панели, сюжетно связанные сСаломеей и казнью Иоанна Крестителя, относятся к правой двери (ил. 10): это «Танец Саломеи» (ил. 11), «Обезглавливание Иоанна, голову Иоанна показывают царю Ироду» (ил. 12) и«Саломея показывает голову Иоанна Иродиаде». P. 143). Антония. Фигура Богоматери на троне выполнена в виде единого блока. Отметим здесь такие работы, как Битва Георгия с драконом, Мадонна Пацци, Пир Ирода, Вознесение Марии и другие.

Италии. С исканиями Д. тесно связано творчество сиенца Якопо делла Кверча, работы к-рого выделяются пластической насыщенностью и образной мощью (рельефы портала собора Сан-Петронио в Болонье, 1425-1438). XV в. во Флоренции ознаменованы интересом к фламанд. Георгия с драконом» (Нац.

Эта Саломея была единственной женщиной, которая когда-либо правила Иудеей единолично. музеи, Берлин). По замечанию Э. Панофского, Д., реализовав свои художественные намерения, «обесценил это выдающееся общественное начинание». Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. На нижних уровнях написано мученичество (или страсти) обоих святых: справа – обезглавливание Иоанна Крестителя, слева – побивание камнями Стефана Первомученика. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. 30-х гг.

В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Справа показан Иоанн в темнице, по традиции он одет в звериную шкуру. Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. Юстин (Iust. Ее изящная фигурка словно наполнена божественным светом, ее ноги едва касаются земли.

На 5 рельефах сев. Италии (напр., памятник П. Савелли в венецианской ц. Санта-Мария Глориоза деи Фрари). Мраморный рельеф Пир Ирода (ок. 1435-1439). Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Постоянное перемещение художественных ориентиров является путеводной нитью книги, в которой я стремился показать, как каждое произведение соотносится с предшествующими — через подражание им или противодействие.

Не будь таким малодушным. » Кажется, ее злит его реакция – иабсолютно обоснованно. В творчестве мастера наступил новый период. 1), записи Джованни Чинелли-Кальволи, замечания Антонио ди Туччо Манетти в биографии Филиппо Брунеллески, а также сведения, содержащиеся в предисловии к «Трем книгам о живописи» Л. Б. Альберти и в жизнеописаниях художников и скульпторов в сочинении Б. Фацио (см. Фра Липпи не случайно выделил Саломею. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику.

для посмертных монументов стенного надгробия (гробница Бальдассаре Коссы, антипапы Иоанна XXIII, 1425-1427 совместно с Микелоццо – флорентийский баптистерий) Д. отлил из бронзы конную статую, вознесенную на 9-метровом цоколе. Фигура Богоматери на троне выполнена в виде единого блока. Также интересно заметить и степень прорисовки разных персонажей. Д. вел инженерные работы во время осады Лукки (1430). Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре.

Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Учитель церкви добавляет детали к характеристике танца принцессы, покоряющей Ирода: «она изгибается всем телом и вращает ногами, как будто у неё не было позвоночника»6. Архитектура полностью симметрична.

Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. Возможно, Д. имел связи с влиятельным в Падуе в XV в. орденом францисканцев и был приглашен попечительским советом миноритского собора Сан-Антонио, для к-рого им был исполнен большой, свободно стоящий алтарь (1485-1552 разобран в XVII в., существует его краткое описание у Микеле Санмикели).

Пизано и Тино да Камаино в Сиене, Пизе, Прато, Пистое). 1971), работы Д., посетившего Рим (1431-1433), отражают влияние античного искусства. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. То же самое относится и к фигурам. При этом пришлось пожертвовать преимуществами броского литературного стиля. для посмертных монументов стенного надгробия (гробница Бальдассаре Коссы, антипапы Иоанна XXIII, 1425-1427 совместно с Микелоццо – флорентийский баптистерий) Д. отлил из бронзы конную статую, вознесенную на 9-метровом цоколе.

С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Вот таким образом сходство с декорациями здесь лишь условно. Справа— тюрьма, где лежит обезглавленное тело, над которым склонились двое мужчин9. Ирода.

Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Слева Ирод возлежит с гостями перед столом с корзиной фруктов. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Др.

К скульптуре ап. Величайшее его создание – многостворчатый алтарь (полиптих) для собора в Генте (илл. 1408-1415 гг. Луки как «скульптор и золотых дел мастер» и привлечен к строительству собора Санта-Мария дель Фьоре. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой).

Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е).

Аввакуме (т. Св. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. A. Wesselski. ремесленных цехов, Д. всё чаще стал получать частные заказы. P. 10-11).

Выполненная по заказу цеха оружейников для той же церкви статуя св. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах —статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). 30-х гг.

На лице его застыла гримаса страдания. По замечанию Э. Панофского, Д., реализовав свои художественные намерения, «обесценил это выдающееся общественное начинание». возможностям такой рельеф приближается к живописи (см.

de Lucae, XXVII, 3) добавил к ним свои рассуждения. В кон. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. н. Мадонна Пацци, 1422), напоминающих профили менад на классических камеях, а также в «Благовещении» алтаря Кавальканти (1-я пол.

Кроме того, самые знаменитые произведения чаще всего и являются величайшими и если книга поможет читателю увидеть их заново, это будет куда полезнее знакомства с малоизвестными творениями. Изобретение масляной живописи – его заслуга. 1963. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. XV в., ц. Санта-Кроче, Флоренция) и для рельефов парапета кафедры для певчих (1433-1438, Музей кафедрального собора, Флоренция).

Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Иоанн Богослов. 1971. Ее голова увенчана короной с изображением херувимов.

Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Совсем недавно они восхищались танцем Саломеи. Позитивные же задачи должны предстать из нее самой. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

Третье правило также потребовало некоторого самоотречения. Композиции, полные импульсивного движения, уподоблены «пластическим видениям». Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Во Флоренции выполнял лепные работы в ризнице ц. Сан-Лоренцо (1433-1443, 4 медальона в парусах свода с сюжетами о евангелистах, бронзовые врата). Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Альбрехт Дюрер дважды обращался к истории Иоанна Крестителя. cum Tryphono iudaeo, XLIX) повторил евангельские сообщения, Ориген же (Orig.

средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (кон. Иоанн Богослов. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики.

Учитель церкви добавляет детали к характеристике танца принцессы, покоряющей Ирода: «она изгибается всем телом и вращает ногами, как будто у неё не было позвоночника»6. Возможно источниками вдохновения послужили статуя Марка Аврелия (II в. ) в Риме, надгробные конные монументы Сев. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. В рельефе видят политическую аллегорию, связываемую с личностью папы Мартина V, олицетворявшего в глазах современников «libertas Ecclesiae», звавшего к крестовым походам против гуситов и пытавшегося восстановить могущество папской власти. иск-ве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя имп.

Исчезла строгая торжественность готических статуй (стр. 30-х гг. Саломея, дочь Иродиады, стала танцевать перед гостями, дабы развлечь их. Но в XVв.

Самостоятельную творческую деятельность начал ок. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора. Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Д. исполнил гробницу антипапы ИоаннаXXIII во флорентийском баптистерии (1425–1427), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итал. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. н. Цукконе) – Джованни ди Бардуччо Керикини, в прор.

По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотрите Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святогоГеоргия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 года ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425 года) «Передача ключей апостолу Петру» (вторая половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430 года, Государственныемузеи, Берлин). Неаполя). На бронзовых с позолотой рельефах пределлы алтаря представлены деяния св. Вот таким образом его определяли и как Меркурия (Вазари) и как Персея (Чинелли, 1677) Сатира (из-за хвостика) и как Купидона (возможно, в руках держал лук и стрелы) и как фавна и как Айона и Приапа, как Пана, юного Геркулеса (змея под ногами), Атиса, возлюбленного богини Кибелы. Марку» с Ор Сан Микеле. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников.

Иоанна Богослова, словно сидящего на наклонной поверхности, в профиль воспринимается как барельеф (поскольку спина статуи срезана), но при этом обладает монументальностью. Богато украшенные стрельчатые арки обрамляют сцены. Такой светильник горел довольно ярко, долго и равномерно, давая минимум копоти. Один из интересных примеров разработки сюжета— рельефные бронзовые панно двери входного портала веронской церкви Сан-Дзено (XIв. ). К этому времени ушло поколение его современников изменились вкусы заказчиков и работы Д. последних лет словно выпадают из контекста развития флорентийской пластики.

Его наиболее достоверная реконструкция создана по аналогии с главным алтарем ц. Сан-Дзено Маджоре в Вероне, спроектированным Андреа Мантеньей (1456-1460) и алтарем падуанской ц. Эремитани (1452-1453 работа ученика Д. - Джованни да Пиза), в котором использованы принципы антикизированного архитектурного обрамления алтаря Кавальканти. Новаторская концепция алтаря утвердилась в качестве образца в живописи (т. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Голов pа повернута слишком неестественно. А Брунеллески он был обязан многим.

(Музей кафедрального собора, Флоренция) (ок. После возвращения из Рима, в начале второго флорентийского периода творчества Донателло создал алтарь Кавальканти c классически сдержанным рельефом Благовещение (ок. 1435) для церкви Санта Кроче. Скульптура Д. повлияла на живопись Андреа дель Кастаньо. Созданию этого иллюзионистического эффекта способствует постепенное уплощение рельефа к центру и введение фигур, фланкирующих центральные сцены («Положение во гроб») такую композиционную особенность стали использовать в XVI в., как и др. В IV веке падчерица Ирода упоминается наряду с мимами и жонглёрами.

1424— 1427, Флоренция, баптистерий). У последней нет четко выраженной оси. Здесь на столе мы видим фарфоровые (привезенные из Китая: тогда фарфор не делался в Европе), либо – вероятнее – фаянсовые тарелки, украшенные нежной росписью. С. 281).

Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. В ней чувствуется рука самого Донателло. Возможно, что художник сам резал доски для ксилографий.

заказов Флорентийской республики и гор. Так впоследствии эту сцену будут изображать художники Италии, начиная с Джотто4. Во-первых, я писал только о тех произведениях, которые мог показать в иллюстрациях.

В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Амвросий Медиоланский подробно повествует как о пире Ирода, так и танце его падчерицы, называя его «семенем раздора» (pignus regale).

Никколо да Уццано был выдающимся общественным деятелем, лидером оппозиционной партии семейству Медичи, банкиром, Флорентийцы долгое время ревниво относились к портрету, опасаясь выдвижения отдельных личностей из гражданского коллектива и то, что изображение Никколо да Уццано встречается в фресках церкви Санта Мария дель Кармине, Палаццо Медичи-Риккарди, церкви Сант Эджидио, а впоследствии и в мемориальных нишах Галлереи Уффици, свидетельствует о глубоком уважении сограждан и признании его важной роли в жизни города. Манускрипт с фрагментами из евангелия Матфея, выполненный на пурпурном пергамене золотыми буквами, датируется VI веком (Национальная библиотека Франции, Париж). В остальных случаях остается лишь строить догадки – более или менее достоверные. Отдельные рельефы Сиенской купели демонстрируют разнообразие их творческой манеры. : Baxandall. В содружестве с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо в 1425-27 Донателло создает гробницу папы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (Донателло выполнил лишь лежащую фигуру папы), ставшую классическим образцом для всех позднейших гробниц эпохи Возрождения, призванных увековечить славу умершего. В этом заключается главное отличие от фрески «Чудо со статиром», выполненной Мазаччо по схожей схеме.

50 скульптур. К слову, надо заметить, что эмоциональное напряжение фрески нарастает по мере развития сюжета слева направо. Петра и завершения ряда других заказов. С. 100. Рядом с ним рельеф Кверчи «Захария в храме» поражает мощью творческого темперамента художника, пластической энергией телесных форм.

Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. С большим мастерством скульптор выполнил складки одеяний Марии и ангела. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Вместо традиц. В Амьенском соборе, на северной стороне хоров помещены четыре рельефа (XVв. ) с эпизодами из жизни святого Иоанна. Он указывает на женщину (неизвестно, Саломея ли это или Иродиада), которая принимает у палача голову Иоанна на блюде.

Д. вел инженерные работы во время осады Лукки (1430). Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Рельеф купели.

С наступлением утра на берегу явился Иисус, однако ученики не узнали его. В таком случае Филиппо Липпи может оказаться родоначальником этой традиции. Аквилеи (1433 изображение полустерто), установленное в ц. Санта-Мария ин Арачели. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы.

Работал в городах Центр. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Так подчеркнута глубина рельефа. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Восхищённый танцем Ирод обещал исполнить любое её желание. иллюстрацию в ст.

216-217 илл. Одновременно с началом работ в Иль Санто (1443) Д. приступил к исполнению оплаченного Венецианской республикой монумента (кенотаф) кондотьеру Гаттамелате. В XV веке сюжет был распространён в районе исторических Нидерландов (современные Бельгия, Нидерланды, Люксембург и (частично) северная Франция) и Германии, а также Латинских земель. Универсальность интересов Д. позволяла ему реализовывать свои замыслы в различных жанрах (многофигурный алтарь, надгробие, медальоны для Палаццо Медичи-Риккарди, картон для витража «Коронование Богоматери», проект убранства для празднества по случаю коронации имп.

Георгия (1415-1417, Национальный музей, Флоренция) наделена «изумительным движением, оживляющим камень изнутри» (Вазари. 1450-хгг., Палаццо Веккьо, Флоренция). 1415 ранее размещался у подножия статуи св. В самых ранних работах скульптора ещё ощутимы отголоски готич. Здесь начинается следующий этап его творчества.

Возможно, Д. имел связи с влиятельным в Падуе в XV в. орденом францисканцев и был приглашен попечительским советом миноритского собора Сан-Антонио, для к-рого им был исполнен большой, свободно стоящий алтарь (1485-1552 разобран в XVII в., существует его краткое описание у Микеле Санмикели). Отдельные рельефы Сиенской купели демонстрируют разнообразие их творческой манеры. Медальоны в Старой сакристии церкви Сан Лоренцо (1428-1443). Саломея по наущению своей матери, Иродиады, потребовала голову Иоанна Крестителя. Энергичная пластика объемов, естественность и в то же время угловатая напряженность поз, характерность (возможно, портретность) персонажей способствовали созданию столь ярких образов, что флорентийцы находили их «прототипы» среди сограждан: в прор.

В рельефе видят политическую аллегорию, связываемую с личностью папы Мартина V, олицетворявшего в глазах современников «libertas Ecclesiae», звавшего к крестовым походам против гуситов и пытавшегося восстановить могущество папской власти. А вот старейшие бронзовые ворота баптистерия изготовленные Андреа Пизано и ныне расположенные с южной стороны имеют особенности, позволяющие поместить старый сюжет на новый уровень психологической сложности, особенно в отношении интерпретации личности Саломеи. Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. Рельеф купели.

Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Вероятно, декор дверей был выполнен немецкими мастерами. Она трясёт своей гривой, не человеческими волосами». Свой рельеф Донателло изобразил с большой естественностью, простотой и задушевностью. В античные времена вместо свечей использовались масляные лампы.

Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). 144).

В 1425—38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Работа Д. перекликается с фреской Мазаччо в капелле. В прослеживании этих отличий состоит самый простой путь к пониманию искусства прошлого.

В средние века почти на тысячу лет обнаженная фигура как нечто греховное была практически исключена из сферы искусства.

Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Художник сознательно помещает основную сцену в центре фрески. Пир Ирода танец Саломеи (Мк., 6:21-28). Донателло является истинным создателем так называемого «живописного рельефа».

работал в бронзолитейной и ювелирной мастерской Лоренцо Гиберти, которому он помогал делать модели рельефов вторых дверей флорентийского баптистерия. Hom. Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (ок.

Манускрипт с фрагментами из евангелия Матфея, выполненный на пурпурном пергамене золотыми буквами, датируется VI веком (Национальная библиотека Франции, Париж). Положение рук ангела и Марии перекликаются. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Антония (Санто). 1425) «Передача ключей апостолу Петру» (2-я пол.

На заднем плане, под дворцовой аркой художник показал танец Саломеи на пиру Ирода1617. Именно такая женщина была способна на подвиг. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал.

Д. одним из первых используя язык рим. Возрождения, способствовавший становлению искусства раннего Возрождения и формированию индивидуальной манеры отдельных художников (Андреа Вероккио и Микеланджело). Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. В начале 1420-х годов Донателло обратился к технике литья из бронзы. По своим изобразит. XV вв. Творчеству Д. присущи новаторство, стремление к эксперименту, необычная динамичность эволюции. Опознаваемы античные мотивы отдельных эпизодов.

Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. политику и питавших общественное сознание в XV в. ). После падения Медичи и конфискации дворца в 1495 г. статую перевезли во двор Палаццо Веккьо и установили на мраморной колонне, в 1777 передали в Галерею Уффици, сейчас хранится в Национальном музее Флоренции.

Людовика Тулузского, заказанная ему советом гвельфской партии в 1422 для украшения одной из ниш в Ор Сан Микеле (впоследствии перенесена в Санта-Кроче, ныне хранится в музее при церкви) — один из самых прекрасных памятников, в которых отразилось ренессансное понимание святости как личного подвига. 1440-хгг. 1962. Иоанна Богослова близок образ ап.

кафедры представлены сюжеты, выбор и размещение к-рых далеки от традиционных: «Христос перед Каиафой», «Христос перед Пилатом», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад», «Вознесение». Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Антония. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии.

Хоквуда (1436, Санта-Мария дель Фьоре), заменившую работу А. Гауди и Дж. Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. Главный персонаж в этой сцене –Саломея, которая изображена в трех разных положениях. Главное действие происходит в центре композиции.

Иоанна Богослова (1408-1415, Музей кафедрального собора, Флоренция) противоречила традиции «интернационального стиля», в соответствии с к-рой были выполнены и установлены на фасадах собора и на 2 сторонах колокольни ок. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Иосии – Поджо Браччолини. Даже великан-стражник на переднем плане, по сравнению с Саломеей, выглядит недописанным.

Блаженный Августин (Vв. ) добавляет новую деталь— передавая голову Иоанна Крестителя Иродиаде, Саломея кладёт её на лоно матери. Описание пира, данное Ювенком, заложило основы иконографии сюжета. Так или иначе, но в его «Танце Саломеи», как и уДжотто, Иродиада отсутствует. В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале XV века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе. По наущению матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя.

н. Мадонна Пацци, 1422), напоминающих профили менад на классических камеях, а также в «Благовещении» алтаря Кавальканти (1-я пол. Марка Аврелия, которую Д. видел в Риме. (Музей кафедрального собора, Флоренция)Ап.

Справа показан Иоанн в темнице, по традиции он одет в звериную шкуру. Зажженные свечи и сегодня придают ужину неповторимую романтическую атмосферу. Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Д. : «Битва св.

статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. У последней нет четко выраженной оси. 14, 3-5 Мк. Пребывание в Падуе (1443-1453) граничит с работами Д. в соборе Сан-Антонио (Иль Санто 1447-1450) и созданием конного монумента (1443-1453) кондотьеру Эразмо да Нарни, прозванному Гаттамелатой. Петру» (1430, Музей Виктории и Альберта, Лондон), служившего пределлой первоначального алтаря капеллы Бранкаччи (Einem.

Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Для образа Саломеи, получающей голову Иоанна от палача, Липпи написал Лукрецию в более зрелом возрасте: здесь она мать, женщина в возрасте и во всеоружии жизненного опыта. Первая его работа в этом материале — статуя св. Хоквуда (1436, Санта-Мария дель Фьоре), заменившую работу А. Гауди и Дж. В целом знаменитая кантория (кафедра для певчих) во флорентийском соборе, украшенная рельефными изображениями пляшущих младенцев-ангелов (т. Произведения Д. изучали Микеланджело и Рафаэль.

Петра, созвучна программе декора капеллы, в к-рой подчеркнута идея величия Флоренции («Florentine empire» – один из мифов, определявших гос. Она трясёт своей гривой, не человеческими волосами». Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Покровительство Медичи дало ему возможность создать последние шедевры.

Пизано и Тино да Камаино в Сиене, Пизе, Прато, Пистое). 1430, Гос. Dialog. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта).

Эта скульптура, вероятно созданная под влиянием античной статуи Гермеса (Палаццо Веккьо) (Либман. Марка (1412 год), св. Фигуры, слегка удлиненные по правилам готического искусства, тем не менее абсолютно реалистичны в силу тщательно соблюденных пропорций, а лица исполнены эмоциональной выразительности. Кроме того, она является самым светлым пятном на всей фреске. Энергичная пластика объемов, естественность и в то же время угловатая напряженность поз, характерность (возможно, портретность) персонажей способствовали созданию столь ярких образов, что флорентийцы находили их «прототипы» среди сограждан: в прор.

Все три сцены у Мазаччо располагаются в совершенно разных плоскостях, тогда как Фра Липпи помещает своих героев на единую плоскость. Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол.

Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. Ирод восседает за пиршественным столом, справа и слева от него сидят двое мужчин, царю подносят отрубленную голову Предтечи. Ипполита в «Refutatiо» – сочинении, доступном на Западе со времени Флорентийского Собора (1439) (Janson. ремесленных цехов, Д. всё чаще стал получать частные заказы. Такую отстраненное состояние мы можем увидеть у всех трех изображений Саломеи.

Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Георгия (ок. Но даже с учетом вышеизложенного, я вынужден был многим пожертвовать. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. 6:24). Марк был таким, то он «мог бы поверить тому, что тот написал». дАрриго.

1962. 1427 г. (баптистерий кафедрального собора, Сиена)В 1412 г. Д. был принят в гильдию св. и Сев.

Она вышла и спросила у матери своей: чего просить. пластики, воплотил в своих статуях гуманистич. находку Д. - «обрезы» фигур краем рамы, придающие композициям незавершенность (напр., разбойники на крестах в сцене «Снятие с креста»).

Позитивные же задачи должны предстать из нее самой. Несколько слов о том, какое место отводится в книге разным видам пластических искусств. Таковы были заданные мною правила исключения, так сказать негативные рамки книги.

Их форма практически не менялась на протяжении тысячелетий. По его совету они закинули сеть по правую сторону лодки и на сей раз она так наполнилась рыбой, что они не смогли вытащить ее. XV в. во Флоренции ознаменованы интересом к фламанд. Мы получили это. Др. музей Барджелло). Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. В танцовщицы шли девушки из знатных семей.

Художник сознательно помещает основную сцену в центре фрески. они были приостановлены. В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Д. происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439, Музей собора алтарь «Благовещение», 1-япол. скульпторов. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора.

Целое море жизненной силы должно было кипеть в художнике, создавшем эти фигуры. Ироду пришлось выполнить свое обещание. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики.

В нем идет повествование о смерти Иоанна Крестителя. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Антония Падуанского и конным памятником кондотьеру Гаттамелате (см.

1408-1415 гг. Монументальная и суровая простота композиционно безупречной группы достигнута обобщенностью форм, сочетающейся с тщательной проработкой деталей и портретностью лица всадника.

1998. 1425) «Передача ключей апостолу Петру» (2-я пол. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Созданию этого иллюзионистического эффекта способствует постепенное уплощение рельефа к центру и введение фигур, фланкирующих центральные сцены («Положение во гроб») такую композиционную особенность стали использовать в XVI в., как и др. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Выглядит это так, будто солдат говорит Ироду: «Вот то, что вы просили. н. sacra conversatione у Дж. Образом послужил памятник Марку Аврелию.

Ап. В 1403—07 гг. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Донателло отправляется в 1443 году в Падую.

Polizianos Tagebuch: 1477-1479 / Hrsg. Монохромная цветовая гамма также не отличается разнообразием. К тому же эта версия, близкая к портрету, давала возможность показать контраст между прелестью молодой девушки и устрашающим видом мёртвой головы. Критические замечания всегда эффектнее одобрительных и включение в книгу толики безобразного придало бы ровному изложению приятное разнообразие. Этому немало способствовала близость к знаменитому архитектору Брунеллески Ф., с которым Донателло, вероятно, познакомился в самом начале XV в. С этого времени молодой скульптор начал стремительно подниматься к вершинам своего мастерства, завоевывая авторитет не только совершенством исполнения, но также смелостью творческого мышления, новаторским подходом к искусству ваяния.

Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Микеланджело, по свидетельству историографа, сказал, что если ап. В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»).

иск-вом. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Бронзовая статуя Амур-Атис (1430-е). Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Георгий» (1407) – в фигуре «Пиппо Спано» (1450-1455), позднее конного памятника Б. Коллеони работы Андреа Верроккио (Пьяцца-Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции). 1415 ранее размещался у подножия статуи св.

В пляске путти у Донателло есть победоносный, героический размах. Медальоны, особенно в сочетании с гербами рода Медичи перегрузили композицию интерьера. музей Барджелло, ок. Наиболее известны их них – кратер (сосуд для смешивания вина с водой именно в таком виде оно подавалось к столу), ойнохойя (кувшин с тремя носиками, позволяющий удобно разливать вино «на троих»), пиксида (использовалась для хранения пряностей), котила (чаша для питья с двумя горизонтальными ручками), ритон (сосуд для питья в виде рога, часто украшенный головой животного) и канфар (кубок с двумя ручками своеобразной формы использовавшийся преимущественно в ритуальных целях: считалось, что из канфаров пили боги).

В Сиене Д. исполнил серию рельефов для баптистерия, показав безупречное владение перспективой (напр., «Пир Ирода», 1427, - более простой по композиции, нежели «Пир Ирода», 1441, Музей Викар в Лилле). тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. возможностям такой рельеф приближается к живописи (см. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Ксилографии «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1510), где Саломея изображена принимающей голову Иоанна и «Принесение Саломеей Ироду главы Иоанна Крестителя» (1511), где дочь передаёт Иродиаде свою страшную ношу, по тонкости исполнения и художественным качествам близки к гравюре на меди. Ее изящная фигурка словно наполнена божественным светом, ее ноги едва касаются земли. Выполненные в технике низкого рельефа, они отмечены живописной мягкостью и свободой трактовки.

Д., развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображений (рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423—27). Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Достаточно сравнить, как написаны фоны с деревьями и постройками, чтобы увидеть различия. По сторонам изображены благочестивые донаторы в молитвенных позах (илл. Её миловидность и невозмутимость вступают в диссонанс с драматической ситуацией.

К наиболее классическому периоду творчества Донателло относится и знаменитая бронзовая отдельно стоящая статуя Давида, которая была сделана для палаццо Медичи и находящаяся в данное время в Барджелло. Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Его суть состояла в новой рецептуре приготовления красок. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год).

1427 г. (баптистерий кафедрального собора, Сиена)Пир. Затем следуют эпизоды с танцем, усекновением головы и её поднесением Иродиаде. Антония Падуанского, описанные в хранящейся в соборе книге Секко Полентоне: «Чудо с ослом», «Чудо с заговорившим младенцем», «Чудесное исцеление непокорного сына», «Сердце скупого». Во-первых, я писал только о тех произведениях, которые мог показать в иллюстрациях. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Фигуры ангела и Марии выполнены в невысоком барельефе на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом.

XV в., по заказу Аньоло Дони Национальный музей, Флоренция), может расцениваться как аллегория Времени, соотносящаяся с текстом Гераклита, приведенным у св. Пять фигур находятся в музее собора. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Миловидное лицо не выражает никаких эмоций.

Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Пир. Марка (1411-1413), предназначенный для наружной ниши ц. Орсанмикеле. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Небольшая бронзовая статуя Давида (1-я пол. 1967), освященной во имя ап.