Портрет Н
Кроме того, черты детектива имеет и сама судьба портрета: он таинственным образом исчезает со стены во время аукциона. В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет «работы высокого художника». Он всегда стремился изображать на своих портретах людей, живущих глубокой внутренней жизнью. Объединяющая составляющая обеих частей – портрет ростовщика, выполняющий в повести роль главного предмета, влияющего на судьбы многих людей. Портретов такой выдающейся личности, каким был Толстой, написано много.
Гоголя «Портрет» впервые была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 году. Было отвергнуто предположение об авторстве К. Лаша: сравнение с работами художника не выявило «никаких аналогий портрету». Эксперты, сравнивая оба портрета, пришли к выводу, что на них изображён один и тот же человек— Наталья Николаевна Пушкина-Ланская11.
Он является не только автором нескольких портретов Толстого, но и автором иллюстраций к его романам «Война и мир» и «Воскресение». В образе ростовщика его привлекает возможность создать портрет нечистой силы. Сам портрет заключён в золочёную бронзовую рамку, на его тыльной стороне, закрашенной в тёмно-серый цвет имеется подставка6.
Сам портрет заключён в золочёную бронзовую рамку, на его тыльной стороне, закрашенной в тёмно-серый цвет имеется подставка. Во второй части изложение автора начинается с описания книжной лавки, где все столпились, чтобы приобрести загадочный портрет ростовщика. Краткое содержание, анализ повести Портрет Гоголя были приведены выше.
Портрет написан на тёплом нейтральном фоне коричнево-охристой гаммы. Открытие Е. Павловой и бросающееся в глаза композиционное сходство между новооткрытым портретом и бывшей «работой Неффа» побудили специалистов к сравнительному исследованию обеих картин. Отец видит, какие демонические черты он придал портрету и в ярости хочет его изрезать, но в это мгновение пришедший приятель останавливает его и просит отдать портрет ему. Так, на его портретах мы видим богословов Флоренского и С. Булгакова, архиепископа Антония Волынского, религиозного философа Ивана Ильина.
Это небольшой рассказ о том как, один человек купил на последние деньги портрет, а после утратил свой талант. «дыхание страшной жизни» на портрете – это изнанка страсти человека к игре, опустошающая и разрушающая его изнутри в процессе погони за выигрышем. В литературе чаще встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер». «портрет Н. Орловой» (English: Portrait of Natali Orlova) — картина известного ленинградского художника Льва Александровича Русова (1926—1987), написанная автором в 1956 году, на которой изображёна Наталья Орлова, студентка художественного училища, в будущем художник и педагог.
Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его. Безусловно, для нас наиболее приемлемое значение слова «портрет» дано в словаре литературоведческих терминов. Характер портрет и, следовательно, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными. «портрет Н. Орловой» – один из лучших женских образов, созданных Л. Русовым в 1950-е годы.
Портрет Л. Н. Автором овального портрета окончательно был признан Макаров, полотно отнесено к раннему периоду творчества художника. Если раньше с картины исчезала фигура ростовщика, то теперь пропал сам портрет. Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя.
В данной части повести описывается происхождение портрета, чьё разрушительное действие было показано в первой части. Мастерство Гоголя сказывалось и в портретных зарисовках, в необычности качественных характеристик, в особенном внимании к цвету и тону в описаниях внешности. Портрет является и магическим предметом (тем самым, который наделен сверхъестественной силой) и предметом одержимости главного героя и его же проклятием.
Ждавший именно определенного хозяина, своего особенного обладателя и готовый служить ему, портрет словно бы наделен собственным разумом. На кону портрет «какого-то азиатца» с «необыкновенной живостью глаз». Причем эта тонкость в называниях цвета (и впечатления от него) сказывалась тогда, когда портрет давался с позиций определенного лица. Повесть Портрет Гоголя (2 часть), краткое содержание которой вы сейчас читаете, состоит из двух частей.
Смерть. » Через изменение семантики названия Э. По конденсировал онтологические смыслы новеллы в образе овального портрета, тем самым связав онтологическую проблематику с эстетической. В повести Гоголя «Портрет» представлены три различные судьбы художников, три живописцев, каждый из которых проходит испытание в форме своеобразного искушения таланта, приводящего к преображению художников: Чартков. «он опять подошел к портрету, с тем, чтобы рассмотреть эти чудные глаза и с ужасом заметил, что они точно глядят на него. В повести Портрет Н. В. Гоголя, анализ и краткое содержание которой вы прочли, писатель утверждает, что автор обязан нести ответственность за свое творение. Знаменитый стол с решёткой изображён на многих портретах Толстого, не только на картине Н. Н.
Бедный художник Чартков покупает портрет. 2. Не могу сказать, что поразила красота Натальи Николаевны, но наверное, ни один портрет не может передать обаяние личности при живом общении. Эксперты, сравнивая оба портрета, пришли к выводу, что на них изображён один и тот же человек – Наталья Николаевна Пушкина-Ланская. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.
Это иллюстрирует жизненный путь художника, автора портрета ростовщика. Пересказ «Портрета» Гоголя будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется классической русской литературой. Опираясь на результаты технологической экспертизы, Е. Седова пришла к выводу, что автор портрета на картоне – Нефф, дату же его создания специалисты определить затруднились. Пожалуй, первым прижизненным портретом Толстого является знаменитое полотно И. Н. Удивительно, но вскоре азиат сам появился на пороге его дома и попросил написать его портрет.
Опираясь на результаты технологической экспертизы, Е. Седова пришла к выводу, что автор портрета на картоне— Нефф, дату же его создания специалисты определить затруднились. Он научился рисовать портреты механически искажая черты лиц изображая не реальных людей, а заказные маски. И тут мы подходим к самым главным элементам повести – таинственному портрету старика и не менее таинственным снам главного героя.
«портрет Н. Орловой» после смерти Л. А. Русова и до начала 1990-х годов хранился у семьи художника, откуда поступил в частное собрание. Серов был лучшим портретистом среди современников, он обладал, повыражению Бориса Асафьева, «магической силой выявления чужой души». Простейший портрет — это скопированный с реально существующего человека натуралистический, паспортный портрет.
Как уже было сказано выше, он отходит от традиционных канонов написания портрета, становится автором портретов на заказ, учитывая все пожелания клиента. Было отвергнуто предположение об авторстве К. Лаша: сравнение с работами художника не выявило «никаких аналогий портрету»1112. В 2007 году «Портрет Н. Орловой» был воспроизведён в книге «Неизвестный соцреализм. Художник сообщает своему сыну Б. всю историю написания портрета и его влияния на людей и просит уничтожить ее при первой же возможности.
Это и прижизненные портреты и написанные после его смерти. Отец художника Б. – коломенский художник-самоучка, писавший картины для церкви, нарисовал портрет ростовщика, ушел в монастырь. «портрет Н. Н. Ланской» – одно из нескольких изображений вдовы А. С. Пушкина, написанных художником И. Макаровым.
Художник и не подозревал, что на свою беду приобрел портрет самого Духа Тьмы. Он создал один из самых простых и правдивых живописных портретов писателя, сидящего за письменным столом. «портрет Н. Н. Ланской»— одно из нескольких изображений вдовы А. С. Пушкина, написанных художником И. Макаровым. Как только портрет унесли, отец стал успокаиваться, а гнетущую силу картину стал ощущать на себе ее новый хозяин. Чартков Андрей Петрович – талантливый художник, который после приобретения портрета ростовщика загубил свой талант, начав рисовать портреты на заказ.
Автором овального портрета окончательно был признан Макаров, полотно отнесено к раннему периоду творчества художника. «портрет» (Гоголь Н. В. умеет захватить читателя) имеет и вторую часть. Из повести Портрет Н. В. Гоголя, краткое содержание которой вы сейчас читаете, мы узнаем о его странном занятии.
Гоголь, «Портрет», 2 часть: краткое содержание по частям, характеристика героев и анализ
Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». Глаза Мельмота на портрете, «светившиеся дьявольским огнём», выступили как символ нечеловеческих страстей, ставших причиной внутреннего разрушения и духовного опустошения героя. Молодой человек бросается к свертку, судорожно сжимает его в руке. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. В одну ночь молодому человеку приснилось, будто старик ожил и высунул мешок с золотом. Портрет, казалось, был не кончен но сила кисти была разительна.
«Портрет» – это плод размышлений писателя о роли творчества в жизни каждого человека. Однажды ростовщик обратился к нему с просьбой написать его портрет. Петербург в изображении Гоголя похож на негатив другого великого и при этом светлого города, Рима именно оттуда, с итальянского Юга на холодный и сумрачный Север, возвращается со своей итоговой картиной бывший соученик Чарткова именно перед отъездом сына в Италию седовласый, «почти божественный старец», автор злополучного Портрета, завещает разыскать картину и «истребить» ее.
Еще один портрет (1841), поступивший в 1899 в Русский музей от баронессы Нолькен, был выдан 20 июня 1941 на Лермонтовскую выставку (утрачен во время Великой Отечественной войны). С. 184). Затем портрет перешёл к старшей дочери Ланских Александре и хранился (по свидетельству её внучки, Марии Петровны) в её петербургской квартире. В комнате сумрак. Для Гоголя же, напротив, формы и сущность искусства оказываются главенствующими в этой повести над «ежедневной действительностью». Единственная «вина» Чарткова заключена лишь в том, что он не сумел устоять перед дьявольским наваждением, которое приблизилось к нему на опасное расстояние и засосало в себя, как трясина.
Все ему дивятся, а Чартков завидует работе своего друга. Лента и эмалевые серьги на портрете те же, что и на акварели Гау. В экфразисе портрета сделан акцент на «катастрофической живости» глаз.
В 1919 году некто Н. Романчиков предложил Б. Модзалевскому (в то время старшему хранителю Пушкинского Дома) приобрести «портрет Натальи Николаевны Пушкиной работы Неффа». Квартальный замечает страшный портрет, задевает его и оттуда выпадает один из таких свертков в синей бумаге с надписью «1000 червонных». К тому же, как считает Римская-Корсакова, портрет прямоугольной формы небольшого размера, который удобно переносить и можно поставить на стол, больше подходит на роль «походного подарка», чем овальный холст. Именно о стремлении дьявольской силы с помощью золота подчинить себе искусство размышляет в своей повести Гоголь. Портрет Ланской был куплен за 10 тысяч рублей6.
"Портрет" (Гоголь): описание повести из энциклопедии
По мнению Павловой, три овальных холста когда-то были частями целой композиции. Недаром Чичиков называет Коробочку «дубинноголовой».
Между тем в Государственном историческом музее хранятся три портрета, выполненные Макаровым в 1846 году также на прессованном картоне прямоугольной формы из них два – подписные («Портрет супругов Деллер», «Портрет Е. С. Шереметевой», «Портрет Варвары Шереметевой»). Проснувшись утром после многократного кошмара (из рам портрета выходит старик ростовщик, который пересчитывает свои червонцы), Чартков обнаруживает сверток с 1000 червонцами. ПересказЧасть IПовесть начинается с описания картинной лавочки на Щукином дворе. Повторение этого портрета (не датированное) находится в ГТГ.
Однако оно и не всесильно. В том же году он был напечатан в «Художественных сокровищах России» (под 6, автором был указан Макаров) в 1910 году – в собрании сочинений Пушкина под редакцией Венгерова (том 4). Во второй редакции углубляется социально-психологический анализ истории гибели художника (слишком «говорящая» фамилия которого Чертков заменяется на Чартков), усиливается сатирический элемент в описании его моделей до блеска доводит Гоголь прием метонимического замещения лица – «мундир, да корсет, да фрак», ставшие моделями художника, губят его мастерство, ставя перед необходимостью писать портреты «застегнутых лиц». Лента и эмалевые серьги на портрете те же, что и на акварели Гау. Зло неустранимо.
Главные герои и их характеристика
Гоголь Николай Васильевич (1809–1852) – великий русский писатель. Гоголю не удалось дать в первой редакции единую картину сочетания сверхъестественного с социальной и эстетической проблематикой повести «Портрет». По предположению экспертов, фальшивая подпись Неффа появилась между 1907 и 1919 годами.
Воспроизводился в «Альбоме пушкинской юбилейной выставки в Императорской Академии наук в С. -Петербурге», прошедшей в мае 1899 года ( 250: «Портрет масляными красками, собств. Был страстным поклонником изобразительного искусства Н. В. Гоголь. К сожалению, в этой статье будет изложено лишь ее краткое содержание. Родился в г. Сорочинцы (Малороссия).
Коллекция Государственного Русского музея
Он рассказал, что приходил хозяин комнат за деньгами. Контекст мотива «живого портрета» позволяет увидеть в нём «ключевое слово культуры», отражающее общие закономерности литературного процесса: природу и сущность художественных исканий эпохи 1820-1840-х гг. Возвращаясь к Манилову в седьмой главе — в рассказе о посещении казенной палаты, — Гоголь пишет: «Манилов поддерживал Чичикова и почти приподнимал его рукою, присовокупляя с приятною улыбкою, что он не допустит никак Павла Ивановича зашибить свои ножки».
По его мнению, это доказывали архивные данные и дореволюционные воспроизведения портрета (когда фальшивой подписи ещё не было). «Но точно ли был у меня талант. «Наконец и вся манера письма стоит ближе к весьма своеобразной манере Макарова, чем Неффа». Слева внизу на руку Ланской наброшен край красной накидки, подбитой мехом (аналогичную накидку Макаров изобразит на находящемся в ВМП её же портрете середины 1880-х годов, написанном маслом на основе акварели В. Гау 1842 – 1843 годов из ВМП). С. Римская-Корсакова с сожалением констатировала, что специалисты Центра им.
Ниже будут переданы только основные моменты его развития. Пламенный полдень был запечатлен в них. Более того имя его первой модели, Lise, напоминает читателю о «Бедной Лизе» Карамзина. Это пожаловали хозяин и квартальный надзиратель требовать оплаты за жилье.
Нет, не значит. Но профессор предупреждал Чарткова: «. С тех пор в его жизни стали происходить небывалые перемены. Запершись в комнате, он пересчитал деньги и стал думать, откуда они могли там взяться.
Между тем в Государственном историческом музее хранятся три портрета, выполненные Макаровым в 1846 году также на прессованном картоне прямоугольной формы из них два— подписные («Портрет супругов Деллер», «Портрет Е. С. Шереметевой», «Портрет Варвары Шереметевой»). Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: «Глядит, глядит», — и попятилась назад. А с нею -- и зло. Здесь он создает картину «Рождество Иисуса». «Портрет» (Гоголь назвал это произведение в честь необыкновенного предмета, фигурирующего в повести) поражает своим завораживающим сюжетом.
Он жил там же, где впоследствии жил Чартков -- на окраине Петербурга оба знали, что такое зависть (Чартков -- к соученику по Академии, портретист -- к собственному ученику, получившему заказ на роспись богатой церкви) оба оступились, попали в зависимость от дьявольских чар. Это открывает нам тему иллюзорности всего происходящего вокруг героя и реальности (мнимой или настоящей) его жизни. Художник на последний двугривенный покупает в картинной лавке на Щукином дворе старинный портрет «в больших, когда-то великолепных рамах» на портрете изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым», но наделенным «не северною силою». Искусствоведы видят подтверждение того, что картина написана в 1849 году, в наряде, выбранном Ланской: белый и красный вместе с синим – такая же цветовая гамма, как и на акварели В. Гау из альбома, созданного в том же году по случаю пятидесятилетия шефства Николая I над лейб-гвардии Конным полком (белый и красный – цвета парадной полковой формы, вместе с синим – цвета российского флага). В «Портрете» Гоголь идет дальше многих и показывает читателю сразу три сна, которые, как матрешка, скрыты один в другом. Отсутствие «парадности» подчеркнуто Гоголем уже во внешнем портрете Коробочки (хотя и портретом это можно назвать с натяжкой), запечатлевающем её малопривлекательный, затрапезный вид: «Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то сальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки».
Страшнее же всего была судьба тех, кто получал деньги из рук зловещего азиатца. Гоголевская реализация мотива «живого портрета» включена контекст его бытования в эпоху 1830-1840-х гг. Через экфразисное описание «живого портрета», а именно его «живых глаз», Гоголь показал механизм разрушения личности, когда происходит ослабление границ между божественным и дьявольским идеальным и материальным в природе человека.
Словари и энциклопедии на Академике
Реальности с точки зрения как обыденной (т. е. Но всё вышло совсем по-другому. «Портрет», смысл которого заключен автором в яркую и выразительную форму, повествует и о тайной власти денег над человеческой душой и о высоком творчестве, способном сделаться орудием зла в порочных руках.
Чартков видит портрет, написанный его другом: «Этот художник был один из прежних его товарищей, который от ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою своей, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек и помчался туда, где в виду прекрасных небес спеет величавый рассадник искусств, -- в тот чудный Рим, при имени которого так полно и сильно бьется пламенное сердце художника». Повесть Гоголя «Портрет» носит мистический характер. В ушах – белые эмалевые серьги.
Ланская писала мужу: «он, вероятно, вообразил, что ему придётся перенести на полотно лицо доброй, толстой старой маминьки и когда зашла речь о том, в каком мне быть туалете, он посоветовал надеть закрытое платье». Прототипом для «живого портрета» в повести Гоголя «Портрет» послужил ростовщик, пожелавший посредством портрета остаться в мире, приобрести бессмертие. В образе ростовщика также присутствует ген мифа об Агасфере.
«Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть с деньгами». Чарткова начинают тревожить странные, страшные сны. «Портрет» (Гоголь создал эту повесть в двух редакциях) рассказывает о том, что все, кто хранил у себя это плотно, подвергались дьявольским искушениям. «Портрет» – это история человека, предавшего высокое искусство. С. Римская-Корсакова с сожалением констатировала, что специалисты Центра им. Записки.
Две редакции «Портрета» совпадают по времени с увлечением Гоголя картинами «Последний день Помпеи» К. П. В 1972 году он был воспроизведён в «Литературной газете» как работа Макарова и приобретён московским Музеем А. С. Пушкина у художника и искусствоведа М. М. Успенского.
Он порицает Микельанджело и здесь Гоголь вновь использует тот же прием значимого имени. Ростовщик – это также человек сильных страстей, но это не носитель и исполнитель могущественной воли источника истинного зла в мире, он существо высшего порядка, он сам дьявол. Хотя мир, каким его изображает Гоголь, действительно искажен и устроен несправедливо купив страшную картину, Чартков неизбежно должен сбиться с пути. Апокалипсические и провиденциалистские мотивы ранней редакции сменяются заветами старого художника, проникающими в самую суть творчества, выделяющими нравственный его аспект: «Во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».
В распоряжении исследователей в 1970-х годах не было ранних работ И. Макарова, вот таким образом господствовало убеждение, что писал он только на овальных холстах. Ho даже техника им утрачена -- став врагом гармонии, он попросту разучился рисовать. В ушах— белые эмалевые серьги. Покусившись даже и на жизнь жены, несчастный покончил с собой. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. Нефф завершал рисунок интенсивной обводкой контуров, Макаров же выполнял его «лёгкими, почти незаметными» штрихами.
Не может передать всех ее нюансов краткое содержание. Чартков купил его, не понимая, зачем он это сделал. «Портрет» (Гоголь Н. В. ) повествует о молодом художнике Черткове, который неожиданно для себя самого приобретает в лавке работу неизвестного живописца. Молодой художник Чартков находится в крайней нужде, но на последние гроши покупает в лавке на Щукином дворе портрет старика, глаза которого «гладят, как живые». Он сначала «внутренне смеялся над этими уродливыми картинами», затем задумался, «кому нужны эти фламандские мужики, эти красные и голубые пейзажи, которые показывают какое-то притязание на несколько уже высший шаг искусства, но в котором выразилось все глубокое его унижение. » Чартков так долго застоялся, что проворный купец уже принялся связывать вместе несколько картин, чтобы продать ему. Эстетика мотива «живого портрета» также связана с проблемой теодицеи. С 1828 – в Петербурге. И не как равнодушный наблюдатель, а как писатель-гражданин, кровно заинтересованный в судьбах народа, страны, он отражал типические черты жизни.
И читатель постепенно проникается мыслью, что сам Чартков превратился в ангела -- падшего. Белинский оценил в повести только «современный дух», но сводил его к проблемно-тематической задаче «изобразить даровитого художника, погубившего свой талант, а следовательно и самого себя, жадностию к деньгам и обаянием мелкой известности». В повести Гоголя портрет также не вызывает «высокого наслаждения, которое объемлет душу при взгляде на произведение художника». Переехав в роскошные апартаменты на Невском проспекте, он пишет первый в своей жизни «модный» портрет. Для того чтобы понять творчество писателя в его живом, конкретном идейно-художественном своеобразии, необходимо выяснить его реальные связи с исторической действительностью идейной борьбой, литературным движением эпохи. В 1852 перед смертью сжег второй том «Мертвых душ».
(Этот портрет ныне считается найденным и хранящимся в частной коллекции)7. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Ему удалось выпроводить гостей, пообещав к вечеру заплатить и съехать.
Иордана: «Мы трое: Александр Андреевич Иванов позже Федор Антонович Моллер и я оставались вечерними посетителями Гоголя». возможность заявить о себе в мире. Усталый, он притащился в очень бедное и грязное жилище. Действие происходит в Петербурге. На этом заканчивается история, написанная Н. В. Гоголем.
О жизни и творчестве выдающихся художников
Ядром семиотики изображения во всех произведениях является страсть: у Метьюрина это страсть к познанию действительности, у Гоголя – к накопительству, а у Лермонтова – к игре. Он возвращается домой и пытается сам написать что-нибудь подобное. В новелле «Артусова зала» главным предметом рефлексии был феномен творчества как такового: его истоки, причины, свойства. Но трудностей возникало все больше и больше.
Берегись тебя уже начинает свет тянуть уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам. Остальные обладатели портрета также испытали на себе силу его негативного воздействия. По мнению Павловой, три овальных холста когда-то были частями целой композиции.
Он в ту же минуту велел вынести прочь ненавистный портрет». «Наконец и вся манера письма стоит ближе к весьма своеобразной манере Макарова, чем Неффа»15. К тому же, как считает Римская-Корсакова, портрет прямоугольной формы небольшого размера, который удобно переносить и можно поставить на стол, больше подходит на роль «походного подарка», чем овальный холст.
По его мнению, это доказывали архивные данные и дореволюционные воспроизведения портрета (когда фальшивой подписи ещё не было). Со временем крышка была утрачена, однако остались петли, с помощью которых она крепилась к футляру7. Это дух, ставший плотью, приобретший «наглядность», т. е. Однако Ланская предостерегала мужа, чтобы он не делал этого слишком часто, так как можно повредить красочный слой4.
Портрет Н. В. Потомком великого живописца и был рассказчик этой захватывающей истории. Гоголя из собрания Хомякова А. С. Здесь она и заказала свой портрет Карлу Лашу. Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза. Настроение его тут же испортилось, «досада и равнодушная пустота обняли его в ту же минуту».
6. Удивительные события описываются в произведении. Ho все эти темы сгущаются в один ключевой образ, встающий и со страниц «Портрета» и со страниц других петербургских повестей.
Лицо Юсуповой написано остро-реалистично, нонегротескно– Серов явно благоволил кмодели. Neff 1856» (рисовал Нефф), более свежая, выполненная поверх лака (так, на репродукции, опубликованной в 1907 году в приложении к «Новому времени», подпись отсутствует), не стали препятствием для приобретения картины. Дверь ему открыл Никита, натурщик, краснотерщик и выметатель полов в одном лице.
Ведь в центре повествования находится история его отступничества и морального крушения. Эффект, производимый глазами, выражается глаголами: «глядят, глядят даже из самого портрета», «еще сильнее глядели глаза», «глядит, глядит человеческими глазами», «они точно глядят на него» «два страшные глаза прямо вперились».
О первом сеансе с художником договаривалась старшая дочь Натальи Николаевны Мария. Гоголя, с которым был хорошо знаком. Будто портрет оживает и из него выходит старик – призрак с тяжелыми свертками, на которых написано «1000 червонных».
Слева внизу на руку Ланской наброшен край красной накидки, подбитой мехом (аналогичную накидку Макаров изобразит на находящемся в ВМП её же портрете середины 1880-х годов, написанном маслом на основе акварели В. Гау 1842—1843 годов из ВМП). Художником овладело «ненастное расположение духа». Казалось бы, Чарткова ждало прекрасное будущее, он должен был стать великим художником, так как у него было главное – талант, на что ему указывал еще и его профессор. Личная судьба портретиста, его -- душа спасены. Портрет ростовщика с живыми глазами – это символ материального начала в мире.
На её шее бриллиантовой брошью заколота синяя с золотом лента (на манер бархотки). И этот второй голос постепенно одерживает верх. Картина строга и проста.
Ночное видение в повести Лермонтова не тождественно изображению на портрете. В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Далее это объясняется тем, что художник во всей натуралистичности пытается запечатлеть «все самое тяжелое и гнетущее человека» : ростовщика, являющегося символом материального и бездуховного начала в мире.
Далее рассмотрим тему «снов во сне». Художник Берклингер в новелле «Артусова зала» стремится к тому, чтобы его картина «не означала что-либо, а была», чтобы всё изображенное «сочеталось в гармоническом целом, в один стройный аккорд небесной музыки, который и есть истинное просветление». Эстетические смыслы мотива «живого портрета» в контексте творчества Гофмана получили своеобразную трактовку.
Изображение старика с тех пор хранилось в доме живописца. (Этот портрет ныне считается найденным и хранящимся в частной коллекции). Юноша живет очень бедно, вечно должен за квартиру, но не стремится к легким заработкам, а хочет упорным и кропотливым трудом раскрыть свой талант. Разбогатев, Чертков быстро утрачивает былую юношескую живость. Её причёска (гладкие волосы, расчёсанные на прямой пробор) характерна для конца 1840-х – самого начала 1850-х годов.
В её движении, её гуще он черпал и пафос своего вдохновения и богатство содержания своих произведений. Когда «наступает час» Мельмота Скитальца, «зловещий блеск» в его глазах померк, каждая черта выдавала его возраст, волосы его поседели и были белы как снег, рот запал, мускулы лица ослабели, появились морщины, он стал воплощением немощной старости. «Вы всё имеете», прервал Манилов с такою же приятною улыбкою: «всё имеете, даже еще более». Neff 1856» (рисовал Нефф), более свежая, выполненная поверх лака (так, на репродукции, опубликованной в 1907 году в приложении к «Новому времени», подпись отсутствует), не стали препятствием для приобретения картины.
И далее: «Иванов, Моллер и я каждый вечер сидели у Гоголя» (Иордан Ф. И. Данные смыслы актуализируют в мотиве «живого портрета» вопросы о презренном и ничтожном в искусстве, о назначении художественного творчества и о необходимых свойствах подлинного художника. Известность писателю принес сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832). Культ эстетического идеала, введенного романтиками, был созвучен гоголевскому стремлению являть в своих произведениях представление о прекрасном в мире и человеке. По совету художника, Ланской должен был время от времени протирать его влажной губкой, чтобы убрать следы бумаги, в которую он был завёрнут. Тогда он приходит в бешенство: скупает лучшие полотна и зверски уничтожает их.
Чартков – юный, пылкий, любящий гениальных Рафаэля, Микеланджело, Корреджио. Направление фантастического реализма, заданное Гоголем, относительно мало проявилось в этом произведении. На её шее бриллиантовой брошью заколота синяя с золотом лента (на манер бархотки). В 1979 году в отношении Неффа это условие не могло быть выполнено: в то время исследователь его творчества Ю. Гудыменко только начинал работу над своей диссертацией13.
Повесть Гоголя «Портрет» – это произведение, написанное им под впечатлением от жизни в Петербурге. Мех, напоминающий беличий (в 1880-е годы этот вид был недорог и распространён среди небогатого русского дворянства), эффектно контрастирует с тёплой обнажённой плотью, а красная ткань накидки – с голубой лентой и белым платьем, образуя трио патриотических панславянских цветов. В отличие от Манилова Коробочку характеризуют отсутствие всяких претензий на высшую культуру, какая-то своеобразная, весьма «незатейливая» «простота». Изысканно-изломанный изгиб тела модели повторяется вволнистом очертании спинки дивана.
Впечатление почти то же произвели они и в народе. Он погружён в работу и ничего не замечает. Постепенно Чартков становится одним из «движущихся каменных гробов с мертвецом вместо сердца». Длина носа Натальи Николаевны на прямоугольном портрете была также несколько уменьшена.
7. Эстетика Гоголя неразрывно связана с миссионерской проблематикой. Макаров согласился с ней, что с дагерротипом мог бы поработать В. Гау, однако тут же сам предложил написать её портрет маслом, так как, по его словам, «уловил характер» лица Натальи Николаевны (Впоследствии Макаров, ставший модным портретистом, неоднократно писал детей и внуков Пушкиных-Ланских, а также её саму, причём не только с натуры, но и копируя работы других художников, как, например, при создании портрета Григория Пушкина в мундире Пажеского корпуса (1884). В 1972 году он был воспроизведён в «Литературной газете» как работа Макарова8 и приобретён московским Музеем А. С. Пушкина у художника и искусствоведа М. М. Успенского.
Картон с ещё не высохшими красками был отправлен в Ригу. Ланской»). О первом сеансе с художником договаривалась старшая дочь Натальи Николаевны Мария. У повести «Портрет» Гоголя много источников в романической литературе: повести Гофмана, «Мельмот-скиталец» Мэтьюрина, откуда почерпнут обладающий сверхъестественной силой портрет с живыми глазами, «Фантазии об искусстве» Вакенродера образ ростовщика подсказан Бальзаком. находился в Государственном историческом музее.
На основании сопоставительного анализа реализаций мотива в повести Гоголя «Портрет» и в произведениях мировой литературы можно сказать, что мотив стал репрезентантом переходной эпохи в мировой литературе, отразив в себе философско-эстетические поиски художников 1820- 1840-х гг. Несмотря на дряхлость его внешнего вида, глаза его «пронзительно сверкают», в них «блистает необыкновенная уверенность», они «обладают магнетическим влиянием». Модель портрета одета в белое бальное платье с открытыми плечами и руками. С образом Ростовщика неразрывно связаны три темы, особо волновавшие Гоголя во время работы над циклом «петербургских повестей»: непонятная, тайная власть золота над человеческой душой искусство, которое призвано быть «намеком о божественном», но может становиться и орудием зла стремление дьявольских сил ценой золота подчинить себе искусство. О неминуемой расплате за отказ от своего предназначения повествует Н. В. Гоголь.
Житейская страсть побеждает художник в нем начинает умирать. Брюллова и «Явление Христа народу» А. И. В скором времени Чартков погибает.
Из воспоминаний Ф. И. Ланская писала мужу: «он, вероятно, вообразил, что ему придётся перенести на полотно лицо доброй, толстой старой маминьки и когда зашла речь о том, в каком мне быть туалете, он посоветовал надеть закрытое платье»9. В портрете ростовщика Гоголь обозначил фронтир между материальным и идеальным в человеке, выявил ситуацию очеловечения вещи и овеществления человека через образ «живых глаз». Работу над «Мертвыми душами» Гоголь начал осенью1835 г., до того, как приступил к «Ревизору». Так кого же можно назвать главным героем повести, которую написал Гоголь («Портрет»). Очнуться его заставил стук в дверь. Её причёска (гладкие волосы, расчёсанные на прямой пробор) характерна для конца 1840-х— самого начала 1850-х годов. Проснулся ли Чартков от своего сна.
Модель портрета одета в белое бальное платье с открытыми плечами и руками. Длина носа Натальи Николаевны на прямоугольном портрете была также несколько уменьшена7. «Она была нетолько умна, воспитана, артистична, нобыла также воплощением душевной доброты Инаряду сэтими исключительными качествами она была сама скромность ипростота», – вспоминали оЗинаиде Николаевне Юсуповой (1869–1939) современники.
Диапазон существования данного мотива широк: мотив представлен в повести М. Ю. Сознание её охватывает чрезвычайно узкий круг жизненных явлений. «Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым. В том самом письме, в котором он рассказывал Пушкину о своем намерении приняться за комедию, Гоголь сообщал: «Начал писать «Мертвых душ». И с точки зрения замысла «петербургских повестей», с точки зрения цикла как художественного целого главным героем «Портрета» следует считать сам Петербург.
Чартков обращает внимание на закрытый и немного подзабытый портрет старого ростовщика. Натуралистичность изображенного на портрете сочетается с мастерством художника: все отмечают «высокую необыкновенную отделку глаз», «следы работы высокого художника», «высокую кисть художника». Цвета полотна очень сдержанны. Да и глаза запали глубже, как это бывает с возрастом». В результате позднейших изучений живописных работ Неффа и Макарова в инфракрасной области спектра были выявлены различия между подготовительными рисунками двух художников.
Вывод прост: нельзя богатство ставить как цель жизни: это приводит к гибели души. Ведь Чартков отрицает творчество художника, в чьем имени «зашифрован» образ сияющего ангела. В 1907 году его репродукция появилась в иллюстрированном приложении к журналу «Новое время», где публиковались воспоминания Араповой (с указанием художника— И. К. Макарова— и ошибочной датой создания— 1848). Увидев это произведение, Чертков поражается его гармонии и совершенству.
Она надеялась, что кто-либо из живописцев сможет исправить дагерротип. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтись. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон.
Но теперь остановил его на третьей главе. Несколько далее улыбка появляется вновь. На утро в рамке картины были обнаружены золотые червонцы. Лермонтова «Штосс», повести К. С. Аксакова «Вальтер Эйзенберг», в английском готическом романе Чарльза Метьюрина «Мельмот Скиталец», в творчестве Э. Т. А.
Значит ли это, что зло всесильно. Третьякову (в настоящее время находится в Ивановском областном музее).
Повесть «Портрет» предупреждает об опасности превознесения денег. В 1847 опубликовал «Выбранные места из переписки с друзьями» – сборник эссе, посвященный вопросам литературы искусства, философии, религии. Затем портрет перешёл к старшей дочери Ланских Александре и хранился (по свидетельству её внучки, Марии Петровны) в её петербургской квартире5.
По признанию Гоголя, сюжет «Мертвых душ», так же как и «Ревизора», был подсказан ему Пушкиным. Во второй редакции фантастика становится стилевым явлением апокалипсический образ антихриста, воплощенный в ростовщике, сменяется показом античеловеческих тенденций в современном обществе, созданием обобщающих социально-психологических характеристик (описание Коломны, мастерской художника-реалиста, аукциона). бодрствовал он или спал), так и точки зрения метафоры настоящего и декоративного (иллюзорного) искусства. Художник-мальтиец в новелле «Церковь иезуитов» указывает путь к истинному творчеству через постижение в природе «высшего начала, которое во всех существах пробуждает пламенное стремление к высшей жизни».
Здесь она и заказала свой портрет Карлу Лашу. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. «Позвольте вам этого не позволить», сказал Манилов с улыбкою». Моллер неоднократно писал портреты Н. В. Такова суть произведения: материальные блага губят в человеке творческую натуру.
Чартков объясняет, что платить ему пока нечем. Но Гоголь не приводит ни одного положительного примера, когда деньги принесли бы пользу.
С покупки старинного полотна начинается эта захватывающая история. Портрет, казалось, был не кончен но сила кисти была разительна. Хозяин буквально навязал ему этот портрет. Обдумывай всякую работу, брось щегольство – пусть их набирают другие деньги.
То есть портрет своей души, падшей Психеи. Он увидел чистое, непорочное лицо на портрете, абсолютно отличавшееся от его заказных работ. Да и глаза запали глубже, как это бывает с возрастом». Портрет, казалось, был не кончен но сила кисти была разительна.
Таким образом, общемировой контекст мотива «живого портрета» – свидетельство его жизненности и значимый материл для историко-литературных и общетипологических соотношений с повестью Гоголя «Портрет». Мех, напоминающий беличий (в 1880-е годы этот вид был недорог и распространён среди небогатого русского дворянства), эффектно контрастирует с тёплой обнажённой плотью, а красная ткань накидки— с голубой лентой и белым платьем, образуя трио патриотических панславянских цветов. Павлова предположила, что портрет на картоне написан К. Лашем в 1856 году из переписки Ланских известно, что в этом году художник рисовал Наталью Николаевну8: в первых числах января 1856 года Ланская приехала в Москву из Вятки (куда сопровождала мужа, формировавшего ополчение во время Крымской войны). Душа его словно раздваивается: в нем спорят истинный художник, мечтающий о трех годах спокойной и самоотверженной работы и двадцатилетний юноша, любящий кутнуть и склонный к модной бойкости красок. Гофмана, в новелле О. Бальзака «Неведомый шедевр» и в произведениях американского романтизма – новеллах Э. По «Овальный портрет» и В. Ирвинга «Таинственный портрет». Портрет изображает человека лет сорока, а перед Лугиным появляется «седой сгорбленный старичок».
По предположению экспертов, фальшивая подпись Неффа появилась между 1907 и 1919 годами. Однажды он увидел работу своего товарища, которая пробудила в молодом человеке былой интерес к настоящему творчеству, но было уже слишком поздно: рука не слушается, кисть выполняет лишь заученные штрихи. Портрет Ланской был куплен за 10 тысяч рублей.
В 1919 году некто Н. Романчиков предложил Б. Модзалевскому (в то время старшему хранителю Пушкинского Дома) приобрести «портрет Натальи Николаевны Пушкиной работы Неффа». Искусствоведы видят подтверждение того, что картина написана в 1849 году, в наряде, выбранном Ланской: белый и красный вместе с синим— такая же цветовая гамма, как и на акварели В. Гау из альбома, созданного в том же году по случаю пятидесятилетия шефства Николая I над лейб-гвардии Конным полком (белый и красный— цвета парадной полковой формы, вместе с синим— цвета российского флага). Гоголь осуществил переработку повести, отвечая на статьи Белинского и Шевырева о современной русской литературе и полагал, что «осталась только канва прежней повести, всё вышито по ней вновь». Через фигуру художника Берклингера был обозначен предельный интерес к самому процессу творчества как стремлению проникнуть в первичные законы творимой им жизни: «воссоздавать мир через материальные образы искусства, воображать мир, как если бы мир воспроизводил сам себя материально». Его же собственная жизнь вся стала как бы сном, находясь под властью денег и одержимости славой, Чартков забыл и о себе и об искусстве, предал все и (в интеллектуальном и духовном смысле) так и продолжал спать.
Гоголевская эстетика мотива «живого портрета» в отличие от романтиков имеет тесную связь с этикой, его не удовлетворяет только их «отвлеченная идеальность». Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Чартков не выносит вида этого простого, но замечательного шедевра. Возникшее эстетическое напряжение между истиной и красотой о мире и о человеке в искусстве активизировало неустанные эстетические поиски Гоголя. М., 1918.
Этим можно объяснить беды Чарткова и заёмщиков ростовщика. Мотив «живого портрета» в данный период является не просто повествовательной единицей, а представляет собой систему смыслов, связанных с антропологическими, онтологическими и эстетическими проблемами творчества. Автор сборников «Миргород», «Арабески», «Петербургские повести», «Ревизор», «Женитьба», поэмы-романа «Мертвые души» и др. Причиной кризиса художника, сотворившего портрет ростовщика, подтолкнувшей к осознанию греха, стало не просто соприкосновение с мировым злом, а именно с сотворенным им самим «ужасным отрывком действительности», представшим в образе ростовщика. Тогда Чертковым овладевает безумная зависть и злоба.
у тебя есть талант грешно будет, если ты его погубишь. Эпитет этот очень метко характеризует существо поместной владетельницы. Иванова, что отразилось в создании образа «высокого творения» (выставочная картина прежнего товарища Тарткова и «главный образ в церковь» художника-монаха, одновременно автора страшного портрета), причем писатель стремится передать не зримо-живописные частности, а «силу создания», контраст между «божественным» искусством и модными поделками, с одной стороны и натурализмом (портрет ростовщика), с другой.
Смерть его ужасна: страшные глаза старика мерешились ему всюду. Очевидная неверность сведений о бытовании портрета, сообщённых Феоктистовым, а также явно фальшивая подпись Неффа «Pin. её дочери А. П. Араповой, рожд. Он богат, принят в аристократических домах, о художниках изъясняется резко и высокомерно. Далее искусствовед Е. Павлова, сравнив новую картину с двумя достоверно атрибутированными Макарову овальными портретами дочерей Ланской (Марии и Натальи Пушкиных) из Всесоюзного музея А. С. Пушкина в Ленинграде, доказала, что он выполнен им же.
В том же году он был напечатан в «Художественных сокровищах России» (под 6, автором был указан Макаров) в 1910 году— в собрании сочинений Пушкина под редакцией Венгерова (том 4). Портрет, подписанный 1841 г., хранился в Полтавском государственном историко-краеведческом музее (пропал в годы Великой Отечественной войны). Итак, художник отдает деньги, необходимые на пропитание, за произведение искусства. Далее искусствовед Е. Павлова, сравнив новую картину с двумя достоверно атрибутированными Макарову овальными портретами дочерей Ланской (Марии и Натальи Пушкиных) из Всесоюзного музея А. С. Пушкина в Ленинграде, доказала, что он выполнен им же. Нефф завершал рисунок интенсивной обводкой контуров, Макаров же выполнял его «лёгкими, почти незаметными» штрихами.
Художник в ужасе покидает дом ростовщика, а на следующий день узнает, что тот умер. На этом эскизе была изображена мифологическая героиня Психея в переводе на русский Психея означает Душа.
В 1907 году его репродукция появилась в иллюстрированном приложении к журналу «Новое время», где публиковались воспоминания Араповой (с указанием художника – И. К. Макарова – и ошибочной датой создания – 1848). Искусство живописи определяет и стилевое решение повести, например, введение цветовой характеристики. Ланской»). Сюжет произведения позволяет назначить на эту роль художника Черткова.
Гоголь как никакой другой художник в русской литературе выражает «дух нравственного беспокойства». Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика».
Пламенный полдень был запечатлен в них. «Между ростовщиками был один -- существо во всех отношениях необыкновенное, поселившееся уже давно в сей части города. Жизнь чудной красавицы, ради свадьбы с которой её избранник сделал заём у ростовщика (ибо родители невесты видели препятствие браку в расстроенном положении дел жениха), жизнь, отравленная в один год ядом ревности, нетерпимости и капризами, явившимися вдруг в прежде благородном характере мужа.
Сразу после этого жизнь художника наладилась. Но «извнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче», словом, в Чарткове проявились человеческая слабость, жажда блеснуть, щегольнуть, пожить в свое удовольствие. её дочери А. П. Араповой, рожд. Павлова предположила, что портрет на картоне написан К. Лашем в 1856 году из переписки Ланских известно, что в этом году художник рисовал Наталью Николаевну: в первых числах января 1856 года Ланская приехала в Москву из Вятки (куда сопровождала мужа, формировавшего ополчение во время Крымской войны).
Воспроизводился в «Альбоме пушкинской юбилейной выставки в Императорской Академии наук в С. -Петербурге», прошедшей в мае 1899 года (250: «Портрет масляными красками, собств. Портрет загадочным образом исчез, возможно, был украден. Не обманулся ли я. » – восклицает он. Вот таким образом роль фантастики в «Портрете» не велика.