Портреты Шаляпина
На другом портрете Коровина Шаляпин также изображён в свободной позе сидящим в кресле, закинув ногу на ногу. Оригинальный портрет— 215 x 172см, масло на холсте слева внизу подпись: «Ф. И. Шаляпину. Отзывы о портрете Шаляпина, конечно быля самые, что ни на есть положительные, многие критики и современники выражали свое почтение мастеру и все как один заявляли о этом произведении как о вершине творчества Кустодиева. Картина художника Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» была создана в 1921 году в Петрограде— так назывался город в течение 18 августа 1914 —26 января 1924, до того носивший название Санкт-Петербург, а после того Ленинград, потом снова Санкт-Петербург.
Это «Портрет Федора Шаляпина» (1917г. ) и «Ф. Сегодня Картина Кустодиева Портрет Шаляпина исполненная художником дважды, первая в 1921 году находится в Париже, вторая картина 1922 года красуется в Русском музее в Петербурге. Замечательный портрет, который очень понравился Шаляпину тем не менее был продан Коровиным коллекционеру М. Терещенко, к великому огорчению первого и большой радости последнего. Великий живописецсоздавал картину Портрет Шаляпина по фрагментам, не имея возможности даже увидеть ее целиком.
Шаляпина находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года. Но если вы хоть раз услышите голос, то поймете, что «Портрет Шаляпина» – ни что иное, как памятник величайшему таланту. Шаляпина» находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года.
«портрет Ф. И. Шаляпина» (авторские названия — «Новый город», «Ф. Огромный портрет (3х4) купил сам Шаляпин и увез его в эмиграцию в Париж, а в 1922 году было написано повторение полотнаПортрет Шаляпина, но уже меньшего размера. В Виши им был написан один из лучших портретов Шаляпина. Картина Кустодиева Портрет Шаляпина, была выполнена автором в 1921 г. и несомненно считается одной из самых наилучших работ художника. Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой.
Оригинальный портрет— 215 x 172см, масло на холсте слева внизу подпись: «Ф. И. Шаляпину. Валентин Серов и Александр Головин, Леонид Пастернак и Николай Богданов- Бельский, Константин Коровин и Борис Кустодиев, Илья Репин и Исаак Бродский создали обширную галерею шаляпинских портретов.
10 неизвестных: Репин за портретом Шаляпина и фото "Девочки с персиками"
На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны. М. В.
С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным.
такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. На руках у Марины обезьянка.
Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины. Сам он высоко оценивал данную работу и дорожил портретом, ставя его выше всех прочих из своей большой коллекции картин русских художников. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов.
Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет
Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен». Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.
Ф. И. Шаляпин очень дорожил этим портретом: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – говорил Федор Иванович. Прекрасным выражением понимания и восприятия художником Шаляпина явился «Портрет в светлом костюме», созданный в 1911г. Долгожданная весна уже не за горами. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста».
Константин Коровин: портреты Фёдора Шаляпина
На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Не сказать, чтобы художник старался польстить своей модели. Уменьшенный портрет неоднократно представлял творчество Кустодиева на художественных выставках в Швеции, Канаде и Америке. В то же время портрет нравился и самому Кустодиеву, вложившему в него много душевных и физических сил.
Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Стоит, как вылитый, по несколько часов». Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26.
Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Мастеру приходилось просить усаживать кошку на возвышение, чтобы мопс, глядя на нее мог «позировать» художнику. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника.
Дни, когда Федор Иванович позировал художнику, были незабываемыми для Головина. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58.
С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти. «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры. Низ имеет большое пространство. По словам художника, Шаляпин «удивительно умеет позировать. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).
Ольга Михайловна была дочерью художника.
О мистической связи Шаляпина со своим портретом
Вера Васильевна Якунчикова (в замужестве Вульф) сфотографирована в той же позе и на фоне того же пейзажа на реке Клязьме, который мы видим на картине художника В лодке, но в другом ракурсе. Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года. Рядом — церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.
Считалось, что художник уничтожил его, но в 2009 году картину обнаружили в Чехии. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли.
Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Чем нарушил этикет. На руках у Марины обезьянка. Таков в его изображении Федор Шаляпин. Коровин ценился далеко не всегда.
- Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
- Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
- Описание картины Бориса Кустодиева «Портрет Шаляпина»
- Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
- Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины
Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Можно сказать, отец очень чутко отнесся к ее натуре, работая над портретом дочери. Это заметно по заснеженным сугробам. XX век (СПб., 2001), энциклопедия «Шедевры русского портрета», авт. Далее были портреты Шаляпина в роли Демона (1906 г. ) в одноименной опере, Олоферна (1908 г. ) в «Юдифи».
Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания («Распятие»), натюрморты. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти.
- Описание картины «Портрет Шаляпина»
- ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев
- Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс
- КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ ШАЛЯПИНА
- Описание картины Кустодиева «Портрет Шаляпина»
- Краткое описание Портрет Шаляпина
Уменьшенный портрет хранится в Русском музее176, куда был передан в 1927 году из Государственной Третьяковской галереи43. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Особенно близок Шаляпину был Константин Коровин. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. И все-таки барство это показное и никак не умаляет широты огромной души великого артиста, в которой так явственно и так сильно выражалась творческая натура, столь характерная для русского нрава и русского народа в целом.
Весь его облик, дышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дна. Вдобавок Кустодиева очень воодушевила мысль о работе с таким всемирно известным артистом как Шаляпин1718. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды. Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа — яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку.
- Коллекция Государственного Русского музея
- Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
- Описание настроения картины Портрет Шаляпина
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
- Портреты Фёдора Ивановича Шаляпина в русской живописи
- Серов Валентин Александрович (художник)
- Добавить комментарий Отменить ответ
Кустодиеву удалось передать изобразить на полотне биографию, сам творческий, по-национальному глубоко своеобразный дух Шаляпина исполнителя народных песен, волжанина, прошедшего большой путь от театриков и балаганов на провинциальных ярмарках до лучших оперных сцен мира. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Видно, что его одежда сшита из бобрового меха. Цикл портретов, созданный А. Я. Головиным, является повествованием о творчестве артиста. Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне.
Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Один из них – «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, находящийся в Третьяковской галерее. И даже ученик Коровина – Б. В. Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным.
Акварельный портрет Марфы и Марины Шаляпиных хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город.
Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Молодая девушка задумчиво сидит, откинувшись на спинку кресла. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина.
Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Эту картину художник исполнил дважды в 1921г и 1922г. Наоборот зима для художника, это веселое катание на санях, балаганы, карусели, праздничные народные гуляния, яркость и красочность.
Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Кустодиев высказал желание присутствовать на всех репетициях, для чего Шаляпин каждый раз доставал моторный грузовик, лично сносил художника в кресле с четвёртого этажа, усаживал в автомобиль и доставлял в театр, где сам же и вносил в ложу на руках. В том же году Кустодиев создал для себя уменьшенную копию-повторение портрета, которая впоследствии активно выставлялась по всему миру, тогда как оригинал хранился в личной квартире Шаляпина в Париже.
С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Впоследствии Шаляпин собирался написать третью книгу, на этот раз о целиком театре, но не успел — он скончался в 1938 году. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Через четыре года Головин пишет второго шаляпинского Мефистофеля в опере А. Бойто (1909 г. ). Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». Серов изобразил открытое лицо певца. Знаменитого артиста рисовали часто (В. А.
И. Пружан, В. Князева (М., 1980), «Портрет в русской живописи», авт. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». В этой стране живут грузные купцы либо в меховых шубах и шапках, либо в поддевках и цилиндрах, красавицы-купчихи. Хвалебные отзывы слышны крайне редко.
Сам же Воинов немало сделал для пропаганды выставки, а в особенности представленного на ней творчества Кустодиева. И все они, кроме одного, начиная с самого раннего, летние, напоенные солнцем и светом. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. В 1902 году писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам-«властителям формы» с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, создать ему «прекрасную долговечную статую».
В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана». Но не сам сюжет, очень популярный в мировой живописи, занимает Головина. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.
Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем. У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. Мейерхольдом одноименной оперы М. П.
его балаганы, купцы и купчихи, его сдобные красавицы, ухари и молодцы — вообще все эти типично русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции.
Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина. Л. А. Ефремова (М., 2005), «Портрет в России. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература». Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю.
Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров. Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики». Мейерхольдом одноименной оперы М. П. Весь его облик дышит радостью бытия, эта радость подчеркнута убранством стола, украшенного букетом роз, вазой с фруктами, хрустальным графином, высокой бутылкой с золотистым ликером и бокалом, в котором сверкает вино.
После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Создавал скульптуры из дерева. Изящная трость и французский бульдог у его ног усиливают это впечатление. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23.
Это портреты артиста в жизни. На нем одеты замшевые ботинки, сразу понятно, что не по погоде. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века.
Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749.
Для Кустодиева Шаляпин был кумиром с юных лет и другом. Другой написан в 1911 году на французском курорте Виши и хранится в Русском музее. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен».
Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. Пастернак, К. А. На мизинце у Шаляпина дорогой перстень. К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом.
Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа. Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил.
Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Именно такой он изображает дочь на живописном портрете. Но самый известный из театральных портретов кисти Головина конечно же «Борис Годунов», написанный в 1912 году.
Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. Шаляпин обут в не предназначенные для зимней прогулки ботинки из серой замши и чёрного лака на пуговках — по последней моде, да явно не по погоде. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен — он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища».
Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Но ни о каком третейском суде он не помышляет. Его «Портрет художника И. Я.
Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Е. А. Панкратова (Л., 1973), «Русский портрет конца XIX-начала XX века», авт. Чтобы это показать, несмотря на лёгкий морозец, шуба растёгнута нараспашку — под нею виден строгий концертный костюм.
На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе». Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца.
В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров. Редкая выносливость, поразительное терпение. Толстым.
Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324.
Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. По свидетельству П. И. Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая.
Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Художник долгое время жил думами о выполненной работе и в 1922 году создал для себя копию картины, авторское повторение портрета в уменьшенном формате.
В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана». Ими сохранён в веках облик артиста и его сценические образы. «Ни на что на земле непохожий. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Несколько раз он писал Федора Ивановича Шаляпина (1873–1938) – в ролях Мефистофеля, Демона, Фарлафа, Олоферна. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался.
Так оно и было в действительности. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле).
Первый план картины укрупненный. Художник вспоминал, что портрет был написан им с большим напряжением всего за одну ночь. Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад.
Наоборот, он передал в этой работе весь характер его музыки: среди выдающихся произведений композитора – самые русские оперы Борис Годунов и Хованщина. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы.
Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру Терещенко, чем огорчил Шаляпина. Естественно, что такая личность привлекала внимание многих художников. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Экий я мерзавец — буржуй. Несмотря на всю парадность портрета, он отличается выражением самой сущности Шаляпина, демонстрацией его поистине народного духа, того, что став знаменитым артистом, Шаляпин остался русским человеком.
Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился». Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека.
Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов. Головин обращается к языку ассирийских рельефов, пытаясь придать образу монументальность.
Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха». Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию.
Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. На портрете надпись: «Ф. И. Шаляпину Б. Кустодиев 1921». Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве». Мусоргского в Мариинском театре (1912). Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Это любимая композиция художника.
Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.
В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.
Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Пошел в магазин. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И.
Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице еще морозно. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Зато из письма Репина его другу, писателю Корнею Чуковскому, мы знаем, что портрет был погублен: Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом.
За широкой спиной Шаляпина развернулась картина народного празднества, гуляний, торговли и веселья, в общем встречи и празднования весны — масленица в самом разгаре с разноцветными балаганами, цирком, каруселью, лихими катаниями на разукрашенных санях и русских тройках прямо на ярмарочной площади с лотками и прилавками, которые уже тогда начали уходить в прошлое. Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом.
Скорее всего, девочке сложно было много часов подряд позировать художнику, вот таким образом легкая и быстрая манера письма была очень кстати. Нельзя без волнения думать о величии нравственной сили, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной». его балаганы, купцы и купчихи, его сдобные красавицы, ухари и молодцы – вообще все эти типично русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Здесь же были созданы и шесть портретов Шаляпина в ролях. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак.
Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи». С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения. Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета.
Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища». Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах. Здесь фигура духа также дышит жуткой, сверхчеловеческой мощью. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. На руках у Марины обезьянка.
И. М. Гофман (М., 1981). его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Художник позволил себе долю лукавства и показал самовлюбленность известного певца.
Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме. Альбом «Александр Головин», авт. -сост. Однако, для больного художника это была невероятно трудная работа, самый настоящий беспримерный творческий подвиг, хоть и привнёсший в его жизнь светлые и радостные моменты.
Серов, Л. О. Работы А. Головина, посвященные Ф. И. Шаляпину, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-квартире И. Бродского (Санкт-Петербург), Театральном музее. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. Примечательно, что в СССР воспроизводились репродукции не с подлинника, а с авторской копии. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское.
Первый из них – в роли Мефистофеля в опере Гуно (1905 г. ). Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И.
Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева — центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха». Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух». Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Рентгеновское обследование показало, что от первоначального портрета Шаляпина на холсте остались собака Булька и подпись автора.
Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет». Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок.
Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Лучшие портреты К. Коровина появляются в 1900- годы.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1. У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге». Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным.
Его Портрет художника И. Я. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». На пальце— перстень. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.
Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Сюжет заимствован из Ветхого Завета (Книга Юдифи, 13, 4–10): отважная израильтянка Юдифь, проникает в стан врагов и, соблазнив царя Олоферна, отрубает ему голову. В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина. Предложили мне выбрать. Это красочно иллюстрированные альбомы «Театральный портрет конца XIX-начала XX века», авт. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры.
Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся – а не только воротник и шапка – на бобровом меху мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать.
Кустодиев высказал желание присутствовать на всех репетициях, для чего Шаляпин каждый раз доставал моторный грузовик, лично сносил художника в кресле с четвёртого этажа, усаживал в автомобиль и доставлял в театр, где сам же и вносил в ложу на руках. Но наиболее известен хранящийся в Третьяковской галерее «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, также в графическом исполнении. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов.
По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста». Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Толстым. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.
Прямое противопоставление серой и скучной жизни. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. По подсчетам специалистов, существует более 300 различных изображений Ф. И. Шаляпина.
Это позволило Серову справиться с произведением за несколько сеансов. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову.
А рядом с ним стоит веселый мопс. Шаляпин изображен в гриме и костюме библейского царя Олоферна в опере А. Н. Серова «Юдифь». Афиша о его концерте внизу холма. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.
С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения. Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Видно, как группа людей весело катаются на санях. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию.
Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. Дворищина. Терещенко, чем огорчил Шаляпина.
Наугад и ощупью Кустодиев создал удивительное полотно, по сути не видя ни разу его целиком при достаточном отдалении. Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. В отличие от Шаляпина, картина нарисована в ярких тонах, только один певец омрачает ее своей темной одеждой. На его плечах теплая шуба, на голове шапка из меха, рука его опирается на трость. Солидный мужчина, своим видом вызывает восхищение и восторг у окружающих. Его высокомерие говорит о том, что он знает себе цену, но и в тоже время он очень любит свой народ. С какой теплотой он смотрит на людей. На картине изображена семья, можно предположить, что они остановились для того, чтобы посмотреть на певца. Все боятся подойти к нему. Эта картина навивает меня своим величием, окунуться в мир классической музыки, узнать историю происхождения и уметь разбираться в исполнителях и произведениях. Не смотря на то, что Шаляпин изображен надменным, я считаю, что он трепетно относится к своим поклонникам, уважает каждого человека, ведь в каждом из нас скрыт свой талант. Кому то даются науки, у кого-то золотые руки, а кто-то своим пением способен пробрать до мурашек. Мне несомненно понравилось это произведение. Оно притягивает не только своим величием, но и праздничной атмосферой. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.
такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Все нарядно, празднично, ярко и даже деревья в снежных кружевах. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Образ этого волжанина, начавшего свой путь на ярмарках и в балаганах провинциальных городов, выглядит у художника олицетворением силы и одаренности русской натуры.
В. Калмыкова (М., 2010) и другие. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость.
Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол». Мусоргского в Мариинском театре (1912). Первоначальное название картины — «Новый город». Увидеть этот портрет можно в альбоме «Валентин Серов» (М., 2008).
Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце. В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек). Венцом летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина стал портрет, написанный Б. М. Кустодиевым. До последних дней его жизни портрет висел в кабинете над большим камином из резного дерева в парижской квартире певца в доме 22 на авеню дЭйло.
Народ вывалил на улицу для встречи весны. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Портрет в роли Бориса Годунова исполнен в период постановки В. Э. Сложно коротко рассказать о всех известных и малоизвестных портретах Ф. И. Шаляпина. во Франции в курортном городке Више, где друзья тогда отдыхали.
В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. «Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина», – говорил художник. Певецизображен на фоне типичной для кустодиевских картин ярмарочной, разгульной жизни. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии.
Несколько раз он писал Федора Ивановича Шаляпина (1873–1938) – в ролях Мефистофеля, Демона, Фарлафа, Олоферна. Портрет в роли Бориса Годунова исполнен в период постановки В. Э. В Русском музее хранится один из первых графических портретов, выполненный В. Серовым в 1897 г., где Шаляпин в роли Грозного из оперы «Псковитянка». Изображение оказалось скрыто под портретом мадам Ревуар, написанным поверх первого.
В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт.
Особенно выразителен величавый жест героя. Точнее, дебют этот не состоялся. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Здесь состоялось его первое вокальное выступление.
Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». И он рисовал, рисовал много.
Везде стоят лотки и ярмарочные прилавки. Коровин, И. Е. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух».
Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе».
Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина.
Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Главная ценность картины – ее живописность.
Альбом «Константин Коровин» (М., 2001). Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». Обладал Шаляпин и литературным даром.
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Не мог выбрать похуже — выбрал получше».
Но зима еще цепляется и не хочет уступать ей место. Шаляпина нельзя было назвать очень религиозным человеком, но интерес к пению пришел к нему после того, как он однажды случайно зашел на вечернее богослужение в церковь и услышал церковный хор. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Но в театре приняли условия русского баса. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов.
Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. На фотографии Вера Мамонтова чуть старше, но все так же юна и непосредственна. Недаром Федор Шаляпин говорил:.