Произведения Саврасова
В дальнейшем в произведениях Саврасова через образы рек, деревьев, воздуха прослеживается душевное состояние мастера. Алексей Кондратьевич Саврасов, произведения которого знакомы всем с детства, показал удивительную красоту природы. В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: Лунная ночь. Список содержит информацию о живописных произведениях русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова (1830—1897).
Лучшим произведением на Первой выставке Товарищества передвижников 1871 года оказалось полотно Саврасова «Грачи прилетели».
Известные произведения Саврасова Алексея Кондратьевича
Этот образно-эмоциональный строй поистине многообразен. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. То, что нам кажется сейчас естественным, было завоевано в упорной и длительной борьбе. Приземистые старые ветлы пропитались густыми красно-коричневыми красками. Коровина, И. И.
но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя. Поселившись с семьей в 1870 году в Ярославле, некоторое время все наслаждались наступившим покоем, но уже в феврале 1871-го, очередная смерть (вторая по счету) забирает новорожденную дочь. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Боже, какая, бывало, разнообразная, разнохарактерная толпа собиралась в стенах Училища. Белила вспыхивают яркими солнечными зайчиками.
- Список картин Алексея Саврасова
- Алексей Кондратьевич Саврасов, биография и картины
- Художник Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 — 1897)
- Художник Саврасов — его биография и картины
- Алексей Саврасов: биография и творчество художника
С. 243. Поле с воронами, Сумерки. Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов».
В одних из этих работ просторы полноводной реки, заволжские дали, увиденные словно с высоты птичьего полета, призывают зрителя проникнуться вольным духом, чувством полноты жизненных сил (Разлив Волги под Ярославлем, 1871, ГРМ Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом, 1871, Нижегородский государственный художественный музей). В Москве Саврасов снова участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а после смерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного класса. В живописи стал особенно актуальным критически заостренный реалистический бытовой жанр, получивший особое развитие в Москве, прежде всего – в творчестве Василия Перова.
- Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 – 1897)
- История гениального, но невезучего художника Саврасова
- Сочинения по картинам Алексея Саврасова
- Картины Алексея Кондратьевича Саврасова
– О. И. ). Один из них, умиротворенный, отличающийся точностью и красотой передачи предвечернего освещения, Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (ГТГ) наглядно свидетельствует о близости Саврасову традиций Венецианова и его учеников, создававших произведения тихие и беспорывные, как русская природа (Гоголь о деревенских стихотворениях Пушкина). Огороды (1883, Пермская гос. Картина Печерский монастырь под Нижним Новгородом (1871, Горьковский гос. Тема Волги была продолжена, одним из лучших учеников Саврасова, Левитаном.
На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г. ) привлекли внимание две его картины: Вид в окрестностях Ораниенбаума и Морской берег в окрестностях Ораниенбаума, за которые художнику присваивается звание академика. Обе картины значительно отличаются от его прежних работ.
- Алексей Саврасов — душа, вложенная в пейзажи
- Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
- Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа
- Все Картины Алексей Саврасов по алфавиту
Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе на Швивой горке и был крещен в приходе церкви великомученика Никиты, что за Яузою. К огорчению отца, у подрастающего сына напрочь отсутствовало стремление связывать свою жизнь с торговлей и в лавке он трудился с большой неохотой, а когда выдавалась свободная минута, посвящал ее любимому занятию – рисованию. Сегодня многие его картины изучаются в школьной программе (например, картина Грачи прилетели). Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств.
Ступайте в природу, — говорил он нам. В нем должна быть история души. я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти. Сепия озаряет предметы золотистым светом.
- Биография художника Алексея Кондратьевича Саврасова
- Картины художника Алексей Кондратьевич Саврасов
- «Грачи прилетели» — описание картины
- «Лосиный остров в Сокольниках» (1869)
Саврасов был одним из организаторов Товарищества передвижных выставок, сыгравшего выдающуюся роль в русском искусстве. Так, летом 1849 года А. К. Тем не менее не стоит (как это иногда делают) преувеличивать степень падения художника. Все поздравляли художника с творческой удачей.
Он реже выставлялся, работал все более неровно. Картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871), Нижегородский государственный художественный музей. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. Интересно, что при подготовке картины (написанной за два года до появления репинских Бурлаков на Волге) Саврасов пользовался помощью Перова, которому в свою очередь помогал советами, а может быть и кистью при написании пейзажей в картинах Птицелов (1870) и Охотники на привале (1871). В. А.
- Пейзажист Алексей Саврасов: биография и творчество
- Популярность картин художника Алексея Саврасова
- Семья и живопись в жизни Саврасова
- Жизнь и творчество художника Алексея Саврасова, Краткое описание
- 12 мая (24 июня по новому стилю) 1830 год, Москва – 26 сентября (8 октября) 1897 год, Москва
- Словари и энциклопедии на Академике
Этот взгляд оправдался на нем самом. Этюдная работа над Грачами шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. художественный музей Латвийской ССР). 1861) и Евгения (род. 1867). Из собрания Государственной Третьяковской Галереи: Альбом / Авт. -сост.
Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню». Однажды критик Г. Урусов точно характеризовал ее: «Это пейзаж-поэма: тут выражена целая жизнь – и туча, как горе тепло и свет, как радость и надежда. ». Прилетевшие грачи принялись вить гнезда.
С. 9. Так, солнечная радость от майского цветения жизни слышится в звонких и пестрых красках, которыми художник изображает крестьян, затеявших «по вешнему по складу» гулянье на деревенской улице. Простой, почти убогий мотив. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан.
Казалось, она написана совсем легко, на едином дыхании. Художник просто сломлен этой чередой смертей.
Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда – Камень в лесу у Разлива и Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (оба 1850 год). Ему еще удавалось порой создавать замечательные картины, но чаще это были поверхностные произведения «на скорую руку» ради заработка.
При том, что пейзажная мастерская Саврасова представляла собой свободнейшее учреждение всей школы и учитель не связывал воспитанников ни жесткими требованиями, ни строгой дисциплиной, ученики горячо любили уроки этого огромного человека с мягким печальным взглядом карих глаз, похожего то ли на крестьянина, то ли на доброго доктора, то ли на бога (таким его запомнил Константин Коровин). М. В. В это же период семейство лишается казенной квартиры.
В центре изображена заурядная, с облупившейся краской колокольня. Тот же Померанцев свидетельствовал: При всем том, ознакомившись с последними работами А. К. К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад.
Левитана, Н. А. Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик. Перелет птиц (1874, Одесская картинная галерея). В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: Лунная ночь. Саврасова, ., отмечал у него прежде всего небывалый ранее в русском изобразительном искусстве подход к природе с тончайшей глубоко-мелодической (ощущение непрерывности течения и взаимопроникновения всех образующих пейзаж компонентов) чуткостью.
Мотив. Именно тут настроение — как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, — окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах. На момент рождения сына, Саврасовы (тогда еще Соврасовы), проживали в Гончарной слободе на Швивой горке, а вообще, в зависимости от того как шла торговля, семья часто переезжала и проживала на Якиманке, на Пятницкой улице, некоторое время и у Калужской заставы. Часто – это вариации на темы, уже встречавшиеся в его творчестве, особенно любимые художником весенние мотивы.
Вернувшись в 1855 году в Москву, Саврасов продолжил работу в любимых окрестностях первопрестольной. Художник поднял пейзажную живопись на огромную высоту, завоевал ей широкое общественное признание. И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, .
На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест. Показ «печали народной» приводит художника-демократа к новому взгляду на природу, понимаемую теперь как среда народной жизни и воспринимаемую сквозь призму сердечного сочувствия угнетенному народу. Тем не менее, самым значительным и знаменитым произведением этого периода, да, в общем-то и всей творческой деятельности художника стала картина «Грачи прилетели» (1871). В заключение его уволили из Училища, отобрав казенную квартиру. Но выживает только одна из дочерей –Евгения. Болото (1870, ГТГ), Закат над болотом (1871, ГРМ). Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г. ) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен Могилы над Волгой (1874, частное собрание). В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. Весна. К тому же на общем уровне его творчества негативно сказалось ухудшение зрения (к 1889 году художник, по его собственным словам, часами не видел форму предметов).
В таких условиях Саврасов завёл новую семью. Ему пришлось постигать секреты «живописания», оттачивать мастерство. Все меньше обращалось внимания на то, как пришел он к своей вершине. струны, которая могла бы обращаться в песню. Эти поездки стали мотивом создания прекрасных европейских пейзажей: «Вид в Швейцарских Альпах» (1862) «Озеро в горах Швейцарии» (1866).
К этапным произведениям этого времени относится картина Пейзаж с избушкой (1866). А. К. Родился в семье московского купца третьей гильдии. В эпоху реформ он был уже вполне зрелым, самостоятельно мыслящим и ищущим новые пути художником. На картине изображен пригородный лес. Саврасов исполнил в 1875 году, находится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.
Когда-то здесь стоял деревянный мост. Благодаря своему наставнику Саврасов из дилетанта превратился в художника. Картины. И все-таки до конца дней он создавал и новые замечательные произведения.
С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Но главная заслуга Саврасова в том, что он, будучи продолжателем лучших традиций русской пейзажной живописи, обладал огромным опытом самостоятельного изучения русской природы, ясно сознавая новые задачи, стоящие перед русским искусством, внес огромный вклад в развитие демократического направления. Это одна из картин, представляющих серию саврасовских «радуг». Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (Пейзаж с рекой и рыбаком, 1859). Болото, 1870, Серпуховской историко-художественный музей), то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ).
В итоге Саврасов успешно сдаёт экзамены и поступает в Училище. Алексей Саврасов был выгнан из училища и из казенной квартиры. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. 29 ноября 1850 года Саврасов заканчивает училище со званием неклассного художника, которое ему присвоили за пейзаж «Вид Кремля при закате луны» и этюд с натуры «Камень у маленького ручья».
Все более конкретным, бытовым становилось и восприятие природы. Ведь он так любил природу. Уж в Сокольниках фиалки цветут. Прежде всего, это полотна 1870-1871-х годов, на которых великая река является (как и в народных песнях и в творчестве многих русских писателей и поэтов) как бы олицетворением убогой и обильной, забитой и всесильной Руси.
Здесь проходили занятия воспитанников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца, то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны, то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ). Но путь в большое искусство оказался нелегким. Её он выполнил в духе импрессионизма.
Перова и В. В. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Пукирева, И. И. Перелет птиц (1874) и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж Закат. Маковского и А. М.
Молодого художника вскоре начали называть «надеждой русского искусства». Моргунова, родила двоих детей. Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен.
Стволы дубов в Останкине высохли. картину Могила на Волге. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы – быть ливню и грозе. Утверждение лирической темы как основы идейного и художественного образа природы становится в 1870-х годах главной и всепоглощающей целью мастера. В 1857 году в жизни Саврасова произошли важные изменения. Имя Саврасова известным сделала другая его работа, выполненная в 1851 году: «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» — по точному замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно.
Надо у природы учиться. В отзывах о его картинах не раз утверждалась новаторская роль его живописи, столь важная для формирования национального, самобытного искусства пейзажа. В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла. В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Именно благодаря этой картине мастер приобрел свою популярность.
Многие произведения Саврасова можно подолгу с удовольствием рассматривать. Первый биограф художника А. Солмонов, видимо, со слов самого Саврасова писал в 1894 году об охватившем мастера в ту весну творческом экстазе. Этот пейзаж принес художнику первое признание, сделал его знаменитым.
Надвигается гроза. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. Дышится легко и свободно. Скудная лестница, перед которой остановилась крестьянка, делается лестницей в небо. В воздухе уже чувствуется дыхание приближающейся грозы. Воробьева, шедшая от учителя художника – К. И. Оказавшись одиноким и практически исключенным из культурной жизни, Саврасов, по воспоминаниям Коровина, воспринимал действительность как ярмарку, темный страшный подвал.
Имя Карла Ивановича Рабуса ныне известно немногим. Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине Грачи прилетели (1871). передал момент чрезвычайно верно и жизненно.
Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ). Зима» «Весенний день» (1873), «Закат над болотом» (1871), «Радуга» (1875). Светославского, М. В. Картину «Радуга» А. К.
Юный Саврасов оказался на рубеже этих двух художественных школ: романтизма и реализма. Васнецова, С. А. Этой картиной заканчивается творческий период жизни русского художника 1860-х годов. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Так постепенно преодолевал Саврасов каноны, по которым обычно принято было писать пейзажи.
Картина исполнена в жанре «лирического» пейзажа, которому свойственны одухотворённость, щемящее настроение. Детские годы Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья. Величавый и торжественный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей. Ясный летний день. На лугах мирно пасется стадо.
На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена (1862). Такая двойственность для него весьма характерна. Замечательный русский пейзажист умер в 1897 году одиноким и нищим.
Великая княгиня Мария Николаевна (президент Академии художеств) приобрела его картину Степь с чумаками вечером (Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск) и предложила отправиться для написания видов с натуры в ее загородную резиденцию Сергиевка, находившуюся между Петергофом и Ораниенбаумом. Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль. В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Об этом произведении говорили много и все.
В ранних произведениях Саврасова еще встречаются известные его предшественникам пейзажные мотивы, но увидены они и использованы молодым художником уже по-новому. Тяжелый недуг одолевает жену. Рассматривать картину можно очень долго.
Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. Доходило до того, что отдельные критики высказывали удивление, как, мол, этакому «неумехе» удалось написать одну такую «порядочную картину». Становление художника происходило очень быстро. Это воплощение реализма и метафизики, а не просто любование природой. Настроение нужно. По возвращении в Россию он поселился в Москве, а с 1844 года по инициативе игравшего видную роль в художественной жизни Москвы Михаила Орлова (некогда близкого к декабристам) начал преподавать в МУЖВ, сумев плодотворно применить достижения западноевропейской культуры соответственно особенностям русской живописи и став учителем ряда замечательных пейзажистов. Саврасов проработал вблизи своего руководителя почти десять лет и в самый ответственный период духовного развития личности и таланта учитель был рядом.
А. К. Картины. В России после смерти Николая I началась «эпоха реформ». В эпохальные 60-е годы Саврасов был в центре внимания художественной жизни Москвы. Они гуляют по всему лесу. В 1848 году Саврасов написал виды Москвы с Воробьевых гор.
Началось «хождение по мукам» художника, он ночевал в ночлежках. С. 9. В 1894 году архитектор Александр Померанцев, также потрясенный случайной встречей с Саврасовым, писал в докладной записке в Академию художеств: "Достигнув преклонного возраста (Саврасову за шестьдесят лет), этот больной человек вынужден жить с женой и двумя малолетними детьми в обстановке столь жалкой, которая едва ли бы удовлетворила самого непритязательного ремесленника, вынужден подвергаться самым крупным лишениям.
Заметную роль играл Саврасов и в сосредоточившем в 1860-е годы наиболее живые культурные силы Москвы Обществе любителей художеств (МОЛХ), секретарем которого был ставший ему не только родственником, но и близким задушевным другом искусствовед Карл Герц. Тем не менее не стоит (как это иногда делают) преувеличивать степень падения художника. В рисунке «Вид Москвы с Воробьевых гор» (1848) художник изображает необъятные подмосковные дали с небольшими деревянными строениями и Новодевичьим монастырем и небо с несущимися белыми облаками, которые создают настроение романтической приподнятости. В подобном же духе исполнен пейзаж «Вид на Кремль в ненастную погоду» (1851).
Картина находится в Третьяковской галерее. Рябушкина, С. И.
Очевидна и близость между этой работой и монументальной элегией Левитана Над вечным покоем (1894). Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. Деньги, заработанные таким способом, не укрощали гнев отца и юноша, в очередной раз получив взбучку от отца, отправлялся на холодный чердак, где в холоде и часто без пищи, протекала его жизнь. К этому периоду относятся — Сельский вид (1867), Плоты (1868), Зимняя ночь (1869). Неврева, В. Е.
Событие произошло 12 (24) мая 1830 года в Москве и чрезвычайно обрадовало отца, надеявшегося, что его занятие торговлей обрело продолжателя и со временем, Алексей приобщится к торговому делу. В тот же год, после смерти Рабуса, Саврасову предложили руководство пейзажным классом.
Глубокая тишина отражена в картине, умытый мир как будто застыл и задумался. Художник пользовался разными техниками и приемами. Отдавал свои картины чуть не задаром. В браке родилось четыре дочери и один сын. Поступив в 1844 году в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ), он, по-видимому из-за болезни матери и протестов отца, желавшего видеть в сыне помощника в купеческом деле и даже выгонявшего его "из квартиры за страсть к живописи, на чердак", был вынужден прекратить учебу.
Английские и немецкие мастера привлекли внимание художника стремлением к правде и самостоятельности. Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Правда, они нередко окрашены в невеселые, драматические, сумеречные тона. В 1876 году от него ушла жена с детьми. По большей части это виды чудного приволья, открытых пространств, расстилающихся под высоким, ясным, золотистым у горизонта небом (Степь днем, ГРМ Украинский вид, ГТГ). Природа вечно дышит. Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: Ночка (1883), Лунная ночь над озером (1885), Вечер.
То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца (Проселок, 1873, ГТГ), то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны (Лунная ночь. Первоочередное значение в его образах получает влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры и световоздушная среда, органично объединяющая пространственные планы (Лосиный остров в Сокольниках, 1869 Лунная ночь. В его доме собирались «на чашку чая» и обсуждали вопросы искусства и общества писатели, художники искусствоведы В 1862 году Саврасов посетил Всемирную выставку в Лондоне, побывал во Франции, Дании и Швейцарии. Не только собственно пейзажи, но и исторические картины и портреты нередко несли в себе боль о разладе между красотой русской земли и горем, которым она полнится, утверждали образы людей, способных слиться с природой, почувствовать себя частицей восторга и блаженства земного (выражение из рассказа Перова Милентьич-птицелов).
Работая совместно с Пукиревым над учебником рисования для МУЖВ (издан в 1869 году), он ввел в него и подробное изображение изб, деревень, какие обязательны для художника изучающего русский пейзаж. Картина «Лосиный остров» принесла первую премию русскому художнику на конкурсе Общества любителей художеств, в 1870 году и была куплена П. Третьяковым. Они пошли дальше своего учителя. Зима (1870-е, ГТГ).
Шишкина и Н. В. Тут вмешался московский обер-полицмейстер генерала И. Лужина. Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу, под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда. Избрав традиционный романтический мотив, художник ищет поэтичность не во внешних эффектах, а в лирическом воспроизведении природы. Своим появлением на свет А. К.
художественный музей Латвийской ССР), Сельский вид (1867, ГТГ). Весной 1862 года по предложению Общества любителей художеств А. К. Саврасов выехал за границу, посетил Всемирную художественную выставку в Лондоне, побывал в Копенгагене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Париже, Мюнхене, прожил два месяца в горной Швейцарии. Отдельно следует упомянуть такие работы: Радуга, Зимний пейзаж. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо. Нестерова, Уфа).
главным образом относились к пейзажу как к красивому сочетанию линий и предметов. Саврасову за шестьдесят лет), этот больной человек вынужден жить с женой и двумя малолетними детьми в обстановке столь жалкой, которая едва ли бы удовлетворила самого непритязательного ремесленника, вынужден подвергаться самым крупным лишениям. В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы.
Картина отличается эмоциональностью и религиозным утверждением «земли» и «неба». На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. И в то же время приближающаяся гроза передана верно и жизненно. Близка Радуге по образному смыслу и картина У ворот монастыря (1875, ГРМ).
Но введенный художником жанровый мотив вносит в картину оживление. Весенняя тема так и останется любимой в творчестве художника и будет разработана им во многих последующих сюжетах. Первый раз в 1844 году, учёбу пришлось оставить из-за болезни матери, её сразила чахотка. Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках. Впервые очутившись в «северной Пальмире», Алексей был поражен строгой красотой Петербурга, ландшафтом побережья Финского залива. Однако он не оставил живопись. Он умер в больнице для бедных. — Там красота неизъяснимая.
Нет выше наслаждения созерцания природы. В этом направлении шла и литература: поздний Пушкин, Гоголь (друг Рабуса), Аксаков, молодой Тургенев.
Ещё одна известная картина Саврасова «Просёлок», её художник написал в 1873 году. Лужина, прослышавшего о необыкновенных художественных способностях Алексея, он смог продолжить образование в пейзажном и перспективном классе училища, возглавлявшемся Рабусом. Он стал реже выставляться, часто болел, у него ухудшилось зрение. И именно в этом новом виде его пейзажи приобретают действительно национальное выражение. – В. П. ) каждого образованного художника, общие идеи красоты и изучение произведений искусства прошлых эпох или современного со стороны гения художника, его века и духа народа. Почти каждый год приносит новые находки и открытия.
Является новаторским произведением живописи 1870-х годов. Мертвящее влияние оказали и постоянно недоброжелательное отношение академического начальства, непонимание сокровенных качеств искусства Саврасова многими критиками – ведь даже Владимир Стасов увидел в картине Грачи прилетели (высоко, впрочем им оцененной) холод, зиму, мутный белый блеск. Да, да. Поля по контрасту с темной землей залиты золотсто-жемчужным светом.
В юношеских произведениях Саврасова – Вид Москвы с Воробьевых гор (1848, ГТГ), Вид Кремля в ненастную погоду (1851, ГТГ) – сказалось внешнее влияние романтизма. Особым чувством меры и вкусом отличается написанный на основе подмосковных впечатлений Пейзаж с рекой и рыбаком (1859, Государственный художественный музей Латвии, Рига) – один из лучших в творчестве Саврасова и во всей русской живописи того времени. В пейзаже Разлив Волги под Ярославлем (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, разливы рек, подобные морям. В одних произведениях природа предстает обновленной, ликующей – Проселок (1873, ГТГ), Радуга (1875, ГРМ), в других – взволнованной, поэтически приподнятой – Вечер. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан.
По определению Б. Асафьева, художнику в этой работе свойственна «тончайшая и глубоко-мелодическая чуткость». По сравнению с предыдущим поколением ее менее волновали общественные противоречия. В молодом живописце увидели надежду русского искусства. Саврасов пристрастился к алкоголю, у него начинают болеть глаза. Поэтизируются берёзы, неказистые, в ветвях которых прилетевшие грачи вьют гнёзда.
К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов. Приглушен колорит, радуга еле заметна, однако сюжет картины полон очарования. Воробьева в 1843 году поступил в это училище.
Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы. Широкая, уходящая вдаль, могучая река с нависшей над ней тучею впереди одинокий крест и облетевшая березка – вот и все но в этой простоте целый мир высокой поэзии». Многие чувствуют близость между этой работой и «монументальной элегией» Левитана «Над вечным покоем», которая была написана Левитаном в 1894 году. Мастерская передача света и цвета, объемной пространственности, особое умение Алексея Кондратьевича выразить простыми, казалось бы, средствами радостное и пронзительное ощущение трепетания весеннего воздуха ярко проявились в его знаменитой картине «Грачи прилетели». К большому сожалению именно это полотно, ставшее одной из главных вершин творчества художника, вызвавшее целую бурю хвалебных откликов, заслонило в глазах публики другие талантливые произведения мастера. В целом раннее творчество Саврасова (Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду, 1851 Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким кулисным контрастам переднего и заднего планов.
Окончив петербургскую Академию художеств и довольно долгое время проведя в Германии, Рабус подружился с одним из крупнейших писателей-романтиков Людвигом Тиком и автором известного труда Иконография ботаники Карлом фон Рейхенбахом, впитал важнейшие идеи современной эстетики и живописи. вместе с учениками училища Зыковым и Дубровиным едет в Малороссию в Одессу. Волжские просторы произвели на него огромное впечатление. Пришли болезни, ухудшилось зрение.
Петров. Здесь нет ни борьбы стихий, ни поражающих контрастов освещения. Очень любил это произведение и Исаак Левитан, писавший: Возьмите. Кое-как смирившись внешне, мастер начинает работу над своим главным произведением – «Грачи прилетели».
Одна умерла в детском возрасте отскарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие— Вера (род. Ещё в ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. В конце 1876 года брак распался. В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Осенью 1857 года 27 летний Алексей Саврасов женился на 31 летней Софье Карловне Герц (1826—1895)— сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца. В то же время, подробно фиксируя многообразные формы трав и деревьев, добиваясь портретной достоверности изображений уголков Подмосковья, Саврасов не утрачивает теплоты и поэтичности мировосприятия (Летний пейзаж с дубами, 1859 Летний пейзаж с мельницей, 1859 Пейзаж с дубами и пастушком, 1860, все – ГТГ).
Они п и с а л и в и д ы, которые действительно требовали большого мастерства, определенных традиций, знания законов пропорций и перспективы и Саврасов тоже пройдет хорошую школу этого рода живописи, его учитель – один из лучших ее представителей. Знаменитый В. Г. Подобные отзывы больно задевали чуткую и ранимую душу художника.
Грозовые черные тучи почти скрылись за горизонтом, уступив место солнцу и голубому небу. Склонность к рисованию проявилась у мальчика рано. Саврасов 1830-1897. Нестерова и многих других живописцев, ваятелей и архитекторов связаны с этим училищем.
Дорожная слякоть и грязь неузнаваемо преобразились. Иней (1870-ые годы), Вечер. Сам художник не был очень доволен своей работой. Саврасов признан как мастер русского лирического пейзажа. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества.
Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен. КартинаЛосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника. В каждой лужице отражается небо. в 1830 году в Москве, в небогатой купеческой семье. Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке. Какая простота.
Влечение к искусству пробудилось рано, но путь в большое искусство оказался нелегким. В 1857 году Саврасов женился на С. К. Герц (сестре его приятеля Константина Герца). Ощущалась потребность противопоставить злобе дня подлинные ценности, правду сердца и именно Саврасов сумел помочь лучшим русским художникам нового поколения обрести себя, увидеть новые горизонты развития искусства.
Верба – символ воскресенья, бессмертия жизни. Здесь виден поиск идеала в обыденном. Ученик Саврасова, художник, которому было суждено сделать высшие выводы из начинаний Саврасова, – Левитан, справедливо писал о нем: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле» Федоров-Давыдов А. А. Занятия в пейзажном и перспективном классах профессора Рабуса помогли молодому художнику усвоить необходимые технические навыки. И кто мог подумать, что таким идеалом для художника может стать сама действительность. Словно обретя в работе над волжскими пейзажами и Грачами.
В 1858 году он стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. Так картину зритель увидел уже в 1893 году. Вдали будто сверкает белокаменный Кремль, эффектным светлым пятном выделяющийся на фоне быстро движущихся грозовых туч.
Романтика бессмертна. К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов. Колорит, если так можно выразиться, дождливый.
Саврасов опускался всё ниже. Его европейские пейзажи (Вид в Швейцарских Альпах, 1862, ГТГ Озеро в горах Швейцари, 1866, ГРМ) обнаруживают пристальное внимание к западным образцам и в то же время выгодно отличаются от многих модных в то время изображений величественных горных ландшафтов в духе Калама отсутствием шаблонной патетики, достоверностью, спокойной и внимательной манерой письма. Он был ответственным за перевозку шедевра А. Иванова «Явление Христа народу» из Петербурга в Москву в 1862 году в 1862 году общался на равных с известным по всей Европе швейцарским художником А. Каламом в 1867-м году был на парижской Всемирной выставке в 1869, совместно с художником В. Пукиревым, выпустил учебник «Курс рисования» в 1860-х годах участвовал в открытии Товарищества передвижных художественных выставок и после был членом его правления. — Да, да. Не случайно столь часто, едва ли не в большинстве работ, Саврасов с удивительным разнообразием – каждый раз по-новому, в неповторимом ключе – выдвигал на первый план выразительнейший, но не всегда осознаваемый нами во всей его значительности художественный образ: чистое отражение, повторение неба в воде.
С начала 1870-х годов в творчество Саврасова вошли новые темы и образы. Окрестности Ярославля» (1874). Подчас оно оборачивается жестоким наказанием, глубочайшей жизненной трагедией.
Постепенно, А. К. Саврасов все больше выезжает в провинцию, особенно в Поволжье. 3a последние десятилетия круг известных произведений Саврасова непрестанно расширялся. С. 26. К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад.
Все чаще пейзажисты обращаются к изображению преимущественно сельской среднерусской полосы, стремятся правдиво передать красоту родной земли. Много работает Саврасов в окрестностях Москвы: Вид в селе Кунцево (1855, ГТГ), Вечерний пейзаж (1861, Гос. Рабуса. Саврасов был прекрасным рисовальщиком.
И все-таки именно ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине Грачи прилетели. Довольно трогательно выглядит интерес художника к жизни крестьян. Рабус. Саврасов бывал под Нижним Новгородом и под Казанью, но больше всего любил места между Ярославлем и Костромой. В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи.
К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. Остроконечное здание ныне разрушенного памятника истории и архитектуры изображено Саврасовым ранней весной. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова.
Способность молодого художника бережно и вдумчиво осваивать традиции предшественников-романтиков и в то же время развивать их в направлении к большей естественности, безыскусности, реалистичности ярко проявилась и в работах следующего, 1851 года Перед грозой, В усадьбе (частное собрание, Москва) и особенно Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду (ГТГ), перекликающихся с грозовыми пейзажами Максима Воробьева, которому подчеркнутые эффекты контрастного освещения, ветра, ломающего деревья и т. д. помогали выражать драматические, бурные, несколько абстрактные чувствования. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память. Видеть красоту надо, понять, любить.
я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти. Картина поражала удивительным оптимизмом. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы.
Художник возвращается на родину переполненный впечатлениями и замыслами. Этой картиной была открыта «волжская» серия картин художника, созданной в самый плодотворный период его творчества. Саврасов 1830-1897. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище.
Именно в эти годы Саврасов окончательно стал на путь того утверждения красоты и значительности обычного и повседневного в природе интереса «к ежедневной, непритворной и неприбранной действительности», которое характерно для пейзажа передвижников. Игорь Грабарь так писал о преподавательской деятельности художника: Саврасов умел воодушевлять своих учеников и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской и дома и на натуре. В училище заговорили об успехах начинающего художника, в работах которого пробивалось «свое».
Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. Можно просто написать, что хочется, — хорошо только написать. Теперь от него остались рассыпавшиеся гнилые бревна.
Коровина и К. С. Сохранилось много журнальных рисунков, особенно созданных в последние годы жизни. – Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу. На заднем плане картины открывается Волга – с её голубой водой, островами, широкими песчаными отмелями и берегами. И уже в те годы современники Саврасова распознали исключительность эту его дарования. В год окончания училища летом 1854 года Саврасов выполнил две картины, которые показал на осенней выставке в Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума», в которой создан гимн величавой и суровой природе русского Севера и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые 24-летнему Саврасову было присвоено звание академика — первая из них в 1858 году была приобретена П. М. Третьяковым. Она освещена пропадающим солнцем и хорошо видна издалека.
В Школу сию, – гласил Устав 1842 года, – принимаются без различия ученики всякого состояния, свободного и крепостного и дается им одинаковое образование. Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы. В этот период художник пишет такие произведения, как «Проселок» (1873), «Дворик. Пришли болезни, ухудшилось зрение. В картине «Вид на Кремль в ненастную погоду» соборы и колокольня Ивана Великого кажутся белой сказкой. Во всех картинах Саврасов пишет птиц.
Картина Лосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника. И откуда только у нас не было учеников. В следующем году был выполнен один из лучших пейзажей Саврасова: «Пейзаж с рекой и рыбаком». Карл Рабус был известной фигурой в мире искусства в те времена.
В перерисовках гуашью с журнальных картинок опытный глаз профессора Рабуса усмотрел очевидные способности юноши, которого зачислили в «гипсовый головной класс» приготовительного отделения, а вскоре перевели в пейзажный. Композиционный центр картины – колокольня и голубые купола белокаменного монастыря. В московской академии царил демократический дух. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. Любопытна оценка, данная исполненным им близ Кунцева работам в статье со знаменательным названием Классико-романтический разговор по поводу выставки, анонимный автор которой увидел в творчестве молодого пейзажиста достоинства, могущие удовлетворить ценителей разных поколений и направлений: фантазия и выражение личных переживаний художника привлекут к себе внимание романтика, гармония и строгость рисунка – классика.
Наставником юного живописца был замечательный педагог пейзажного класса Карл Рабус (его имя было забыто). Лавочники охотно скупали его романтические пейзажи.
В 1848 году он вновь поступает в Училище. Уж распустился дуб. Зима». Чем дальше уходит в прошлое то время, когда жил и создавал свои картины и рисунки замечательный русский пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов, тем больший интерес вызывает его творчество и тем более отчетливо выступает роль художника в истории пейзажной живописи второй половины XIX века. Становление художника происходило очень быстро. В иных красота природы омрачается неизбывной памятью о рабской доле народа и в музыке работ Саврасова слышится протяжный стон бурлацкой ватаги, тянущей барку (Бабья лямка, 1871, частное собрание, Москва Бурлаки на Волге, 1871, ГТГ) сгущается над Волгой мгла грозового неба (Волга, 1870-е, ГТГ).
художественная галерея). Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. От этой поездки осталось множество интересных зарисовок. В 1844 году Алексей поступает в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ), которое совсем не было похоже на чопорную, холодно-официальную, далекую от реальной жизни, людских страстей и забот Петербургскую императорскую академию художеств, пребывавшую под постоянным строго-недремлющим оком самого самодержца всероссийского.
А еще через год Совет Московского художественного общества счел его мастерство достаточно зрелым для завершения обучения и получения звания художника, присвоенного Саврасову за Вид Московского Кремля при лунном освещении (1850, частное собрание, Москва) и Камень в лесу у Разлива (1850, ГТГ). Его способности привлекли внимание августейших особ. В них таится немало любопытных подробностей, которые, отнюдь не мешая общему впечатлению, только обогащают его.
В эти годы художник очень много работает над волжской темой. Изображённая Саврасовым слобода приглашает зрителя к сопричастности, кажется, будто возможно сбежать с косогора, ведущего к монастырю. Важной вехой в жизни художника был 1854 год. Простой, почти убогий мотив.
Одна за другой появляются картины Волга под Юрьевцем (1871, местонахождение неизвестно), Разлив Волги под Ярославлем (1871, ГРМ) и, наконец, Грачи прилетели (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми. Пейзаж Грачи прилетели есть лучший и он, действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов и барон Клодт и И. И. (Шишкин. Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. И это обстоятельство опять-таки способствовало забвению многого из наследия Саврасова. Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ).
Картина Грачи прилетели способствовала успеху Первой передвижной выставки. Картину «Лосиный остров в Сокольниках» Саврасов написал в 1869 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Весна.
картину Могила на Волге. Умер он в отделении для бедных 2-й городской больницы.
Спустя три года он приезжает на Украину уже вполне определившимся живописцем. Стоит отметить, что искусству Саврасова присуща своеобразная религиозность.
Он много и упорно работал в окрестностях родного города исследовал с кистью и карандашом в руках свои любимые Сокольники и Фили, Кунцево и Мазилово, Строгино и Братцево (подобные работы дают уникальный материал по иконографии некогда живописных, а ныне застроенных районов Москвы). К сожалению, от раннего периода творчества Саврасова сохранилось мало работ, но в них явно сказывается влияние школы романтизма. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам» А. Саврасов. – писал И. И. Левитан. А в творчестве Алексея Кондратьевича наметился серьезный спад. Он реже выставлялся, работал все более неровно.
Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Гражданская жена, Е. М. Пейзаж (оба 1880-ые годы), Сосны на берегу озера (1880-ые — 1890-ые годы) и Оттепель (1887 год) исполненные сложной техникой живописного рисунка. Болото, 1870). но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя. Именно в эти годы были написаны «Сельский вид» (1867), «Лосиный остров в Сокольниках» (1869) и др. Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств.
На заднем плане изображены бедные селения. Такова элегическая картина Могила на Волге (1874, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул). И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах. До Саврасова. Влечение к искусству пробудилось рано: к двенадцати годам Алексей самоучкой уже научился неплохо владеть кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, вроде Извержения Везувия или Бури на море (в духе Айвазовского), охотно раскупавшиеся по дешевой цене торговцами с Никольской улицы и у Ильинских ворот.
Дважды Саврасов поступал на учёбу в Московское училище живописи и ваяния. Тяжелая мрачная туча сама похожа на жизнь художника, в ожидании грозы. Исполненные там картины Морской берег в окрестностях Ораниенбаума (1854, частное собрание, Санкт-Петербург) и Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854, ГТГ) оказались настолько удачными, что осенью того же года Совет Академии присвоил за них 24-летнему художнику звание академика.
Он писал: «Возьмите. Нужна романтика. То бодро и жизнеутверждающе, то с каким-то щемящим грустным чувством воссоздает он это переживание соприкосновения человеческой души и жизни природы, когда оттенки цвета травы, ритм стволов и ветвей, тон неба становятся и оттенками чувств и мыслей, сопрягаются в целое и человек ощущает свою причастность к сокровенным поющим силам природы (Борис Асафьев), к тому, что поэт определял как натянутые струны между небом и землей.
Саврасова, . А вдали все чисто, но и там уже ощущается приход ветра и дождя. Но скромный, застенчивый Саврасов, не терпящий вообще похвал, только хмурился и молчал. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения и среди них – Рожь (1881, ГТГ), Зимний пейзаж (частное собрание), Северная деревня, Весна.
В 1850 году за картины «Вид Московского Кремля при лунном освещении» (1850) и «Камень в лесу у Разлива» (1850) Саврасову присваивается звание художника. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества. Показательно, что даже известный русский критик и искусствовед А. Н. Бенуа назвал Саврасова художником-неумехой, который каким-то чудом умудрился написать одну порядочную картину (Грачи прилетели).
Какой мох. Однако, особая важность того периода в творчестве Саврасова, когда им была создана картина «Грачи прилетели», в какой-то мере заслонила предшествующие достижения этого пейзажиста. Зеркальная вода, сочные луга, могучие леса, пасущиеся коровы — прекрасный многообразный мир природы, который радует, утешает и вдохновляет человека. Всегда поет и песнь ее торжественна. Касаткина, А. П.
Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как Старые сосны (1854), Сосны (из Гусарева) (1850-е годы), Старый дуб у обрыва над рекой (1857). И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, . Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Современник так описывал эту работу, ныне находящуюся в частной коллекции во Франции: Картина эта довольно обширных размеров (более сажени в ширину). Тем же светом пронизаны, напоены нежные блеклые краски неба.
Все эти художники в свое время тоже противопоставляли демократический дух своего искусства холодным красивостям академического пейзажа, с небывалой простотой, свободой и непосредственностью изображая родные равнины и леса, стога в полях и бедные хижины в связи с трудом и судьбой истомленного человека (Милле). Левитаном был опубликован некролог, отмечая, что «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества» Федоров-Давыдов А. А. Бескрайний сосновый бор, устремленный ввысь, говорит о богатстве русской природы.