Репин И Е Картины
Илья Ефимович Репин – биография и картины
Много учился на написании портретов близких и друзей. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Зритель становится участником происходящего. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством. Действительный член Академии художеств с 1903. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Имя Репина стало широко известным.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Л. Н. Толстого». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Однако в Советской России он оставался «своим». Вперед, так как искусство только тогда сильно и действительно нужно людям, когда оно шагает с ними в ногу, когда оно «объясняет жизнь», помогая человеку понять себя и происходящее вокруг. Писал портреты, жанровые и исторические картины.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Мир борцов за свободу, революционеров, вступивших в схватку с царизмом, предстает в картинах «Не ждали», «Отказ от исповеди перед казнью», «Арест пропагандиста», «Сходка революционеров». Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея., Остроумова-Лебедева. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Там он и умер в 1930 году. Над письмом склонился предводитель казаков.
Умер русский художник в Пенатах. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Казалось, она спит.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Когда Репин писал Крамскому: «я ваш», в Петербурге заканчивался знаменитый «Процесс 193-х» — «дело о революционной пропаганде в империи». Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине.
Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Америка—Франция—Россия. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
7 знаменитых картин Ильи Репина
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Картины Перова, Мясоедова, Максимова будили возмущение «свинцовыми мерзостями русской жизни» будили они и сострадание и любовь к обездоленному люду.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы.
Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Они словно противопоставлены друг другу. В картине интересно решена проблема пространства смежных комнат и пересекающихся взглядов её героев. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. В этих изменениях немалую роль играло искусство. Все заняты. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Берег Волги. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Репин продумывал композицию картины до мелочей. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны.
Илья Репин – биография, фото, личная жизнь, картины художника
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Репин запечатлел момент написания письма.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Она ушла из жизни в 1931 году55. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Музыка переносила его в мастерскую, к картине. О чем эта история. Третьяков»109. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
«Отступничество» в картинах Ильи Репина
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Евреинов и художник Ю. Анненков. Внимание художника тяготит их. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
- Илья Репин: биография и факты из жизни
- Картины Репина с названиями история создания, сюжет
- Персоны и личности (интересное о известных)
- Русские художники: Репин Илья Ефимович
- Загадочный Репин — 10 интересных фактов
- Все Картины Илья Репин по алфавиту
- Топограф иконописец, студент Академии художеств
- Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Репин дважды подавал прошения об отставке.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Картины Репина (фото) с названиями
- «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
- «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
- «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
- «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
- Краткая характеристика творчества
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Более десяти лет русский художник работал над этой картиной, внося изменения в композицию картины, уточняя её историческое содержание. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). И вот уже перед нами не царь, а отец.
- Жизнь и творчество художника Ильи Репина, описание
- Известные произведения Репина Ильи Ефимовича
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Широко известное и признанное произведение И. Е.
Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Вперед, так как движется, неустанно меняясь, человеческий разум. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Мне минутами становилось страшно».
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
"Вперед. Эти «берущие за душу» картины несомненно стояли перед глазами тех, кто уходил тогда «в народ», чтобы нести туда свет правды и знания.
Всё это сформировало творчество Репина, тогдашние взгляды на народ, на интеллигенцию, на культуру. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график.
Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Она была закончена только в 1891 году.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
И это не скрывает Репин. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Среди его натурщиков, послуживших прототипами запорожцев, были историк Д. Яворницкий (писарь) и кучер Тарновских (щербатый и одноглазый казак Голота), артист Ф. Стравинский (есаул) и обергофмейстер камергер Г. Алексеев (сидящий на бочке), профессор А. Рубец («Тарас Бульба») и отставной поручик (казак с бандурой и картами), художники Я. Ционглинский (в золотистой куртке) и Н. Кузнецов («Остап»), военный юрист А. Житкевич («Андрей») и старичок, повстречавшийся на Александровской пристани. Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Репин встречал их по средам. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. М. Бунакову. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В конечном варианте оно одухотворённое.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Наиболее полное и художественно абсолютное выражение получил он в широкоизвестной картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
С 1913 – академик. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Родом из семьи военного поселенца. Работал весь день, не замечая времени.
Публике картина понравилась. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Этюд получился превосходный. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход.
В его глазах читается печаль, тоска. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Рассмотрим "ближний круг". Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. художественный музей им. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Пенаты были превращены в мемориальный музей. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». я работал завороженный. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Глаза ясные и добрые. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Так ли это – судить зрителям. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Репин был очень дружен с Мамонтовым. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Третьяков.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Центральная группа словно недовольна своей ролью. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Вся центральная часть написана самим Репиным. За окном летний день. Каждый день сотни зрителей заполняют залы музеев и к сердцу каждого из них находят свою дорогу атаман Серко, писарь, судья, «Тарас Бульба» и его сыновья, казак Голота и все остальные запорожцы.
К обоим Репин относился сочувственно. Стасов присылает ему все, что он просит. Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. Не доносчик ли.
Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Комната небогатой интеллигентной семьи. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Убийство свершилось.
Первый факт. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Действительный.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Общение с прежними друзьями было только заочным. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
" – нет слова более животворного для искусства, чем это краткое слово. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
По своему сюжету «Бурлаки на Волге» — это жанровая картина, написанная тщательно, со многими деталями и подробностями. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Гоголевский Андрей мягко улыбается.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Вегетарианцем стал и сам Репин. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я.
Мир нужды, бесправия и гнета — такой была Российская империя и такой показал ее художник в картинах «Бурлаки на Волге», «Проводы новобранцев», «Крестный ход в Курской губернии» и других. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Но действительность жестоко била по благородным и юношески-наивным порывам одиночек и под этими ударами выковывались новые, другие люди — не сострадатели, а борцы, которых русский фараон Володя Ленин впоследствии назвал «блестящей плеядой революционеров семидесятых годов». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Пятый факт. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Про Льва Толстого писатель Максим Горький как-то сказал: «Толстой — это целый мир». Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба».
Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Восстановлен в 1962 году.
Работал в плакате и в книжной графике. Вперед, так как жизнь не стоит на месте. Репин никуда не делся.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. По многим музеям мира разошлись многочисленные этюды, эскизы, рисунки к «Запорожцам»: эскиз картины — в Третьяковской галерее, первый вариант — в Харьковском художественном музее, основная картина — в Русском музее в Ленинграде. Кто только не прошел через мастерскую Репина.
А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров. Каждый персонаж переживает что-то своё. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы.
О картине появилось много статей в периодической печати. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Регулярно участвовал в выставках передвижников.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца – легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В его взгляде осуждение и тревога. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Жил в Москве и Петербурге последние годы жизни — в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. На что получил насмешливое письмо. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Он идет прямо к матери. Учился в Высшем. Репин считал сам эту картину красивой. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. С полным правом эти слова можно отнести и к Репину, его творчество — это миры. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.