Русский Академизм Прогулка Короля 1906
Прогулка короля, Александр Николаевич Бенуа, 1906
Поверхность покройте гуашью несколько раз, не дожидаясь высыхания краски. К этим темам художник обращался в своих исторических картинах и пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах, а также во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал. Виктор Васнецов (1848-1926), воссоздававший фантастический мир сказок и былин с жизненной правдивостью, лучшим Христом всех времен и народов считал ивановского Мессию.
Для сушки готовый планшет положите горизонтально на ровное место, бумагой вверх. «Художник обезумел, его затопила ночь искусства, потом – ночь смерти», – писал А. Блок5. Людовик XVI был лишь одним из «внуков великого актера», попавшим на сцену, – и потому очень естественно, что он был прогнан зрителями, причем провалилась и пьеса, недавно еще имевшая громадный успех»33. А что же человек.
Бенуа и его «Последние прогулки короля»
Если получились неровности, выровняйте влажным флейцем всю плоскость. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В 1956 году, в возрасте восьмидесяти шести лет, тридцать из которых Бенуа провел во Франции, он жалуется на пошатнувшееся здоровье, которое мешает ему гулять по «парадизу», где он некогда жил6. Восстановленный Нолаком Версаль был для Бенуа идеальным примером – наглядной иллюстрацией идеи «дворцов-музеев», которой он посвятил множество статей в 1917-1923 годах. Художник любовался им в своих работах версальского цикла, таких как «Фантазия на Версальскую тему» (1906), «Прогулка короля» (1906) и др. Кисти).
мирискусники наслаждались «скурильностями» всякого рода, то есть забавными и пикантными деталями. Презентация разработана к уроку МХК в 11 классе по программе Л. А. Рапацкой. Условность языка графики превращала эти сценки в своего рода видения.
Его глаза, заслоненные от мира стеклами очков, почти не видны. Этому способствовали гримасы и курьезы самого города -кирпичные брандмауэры, глухие стены и бесконечные заборы, пустыри, дворы-колодцы, доморощенные вывески и витрины, зловещие или нелепые надписи, фонари, контрасты старого и нового. Бенуа Александр Николаевич, Прогулка короля.
Описание работы «Прогулка короля»
Любимый прием – изображение хрупких молодых деревьев, вносящее ноты трогательности, чистоты, задушевности. В ходе урока учащиеся узнают истоки возникновения этого объединения, о просветительской работе на страницах журнала «Мир искусства» знакомятся с творчеством А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, Л. Бакста, С. Дягилева, Рериха. Самая художественно совершенная и глубокая в его творчестве картина «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890) органически соединяла лирический образ русской земли с образом иной, высшей реальности и открывала мистические свойства отечественной природы. музыкальность живописи становилась едва ли не высшей оценкой изобразительного искусства.
Одним из таких объединений являлось «Мир искусства» (1898-1904 гг. ), в которое входили в разное время чуть ли не все передовые русские художники: Л. Бакст, А. Бенуа, М. Врубель, А. Головин, М. Добужинский, К. Коровин, Е. Лансере, И. Левитан, М. Нестеров, В. Серов, К. Сомов и др. Тематически работы художника этих лет связаны с историей России и ее культуры. Ваш материал для работы гуашевыми красками готов.
Художник, критик историк искусства Александр Бенуа иего графическое произведение «Прогулка короля»
У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему. Размышляя о времени Людовика XIV, Бенуа писал: «Особого культа личности Луи Каторза. Но здесь вам понадобятся еще плакатные перья или палочки, заточенные в виде лопаточки. Искусство Борисова-Мусатова не имело опоры на литературу, его работы, как правило, не отличались развернутым сюжетом.
Революция 1905-1907 годов поставила перед русским обществом вопрос: что ждет Россию. Об этом в 1910 году языком поэта и мистика возвестил Блок. Вслед за ним необходимо назвать Виктора Борисова-Мусатова (1870-1905). Художника волновали «вечные спутники» человечества, такие как Фауст, Гамлет. Возможно именно впечатления от этой постановки предопределили «театральную» интерпретацию версальской темы в искусстве Бенуа, «задали» ракурс взгляда.
Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. На свой, национальный, лад Нестеров воплощал одну из сокровенных тем символизма – поиски «земли обетованной». «Красивая линия» – одно из предполагаемых названий возрожденного в 1910 году «Мира искусства».
Презентация по МХК на тему Творческие искания русских художников Мир искусства (11класс)
Образы «Последних прогулок Людовика XIV», безусловно, вдохновлены, а иной раз и позаимствованы из текстов и гравюр времени «короля-солнца». «. Это гений, наделенный даром проникновения в иные миры, «откуда измеряются времена и сроки» 4. Он как будто противопоставляет их бронзовой скульптурной группе изображающей детей играющих в воде. Собираясь поставить сказку Перро «в стиле Людовика XIV», директор императорского театра Всеволожский заказал музыку П. И. Чайковскому. Самому Бенуа, пожалуй, ближе ли- бертинаж XVIII столетия, чем декадентство конца XIX века: от праздника Монтескью, «короля» декадентов, он увлекает нас в прошлое – фантастическое иллюзорное, театральное. Как и для них, для Бенуа «иллюзия становится хозяйкой в жилище царственной тоски» 20, но странная осязаемость этих иллюзий («я доходил подчас до чего-то близкого к галлюцинации» 21), пожалуй, отличает его работы от картин французских художников, зачастую сближающихся с условностью театральных постановок.
Знаменательна для произведения символизма, как европейского, так и русского, его связь с литературой, в данном случае с поэмой М. Лермонтова «Демон». Что же мы видим на картине. Л. Бакст в картине «Древний ужас» написал богиню любви Афродиту на фоне бушующей стихии. Рисуйте гуашью на белой рисовальной бумаге, оберточной или на сером картоне. Весной 1894 года Монтескью снял особняк на Парижской улице и стал устраивать вечера иногда принимая гостей прямо в дворцовом парке – Нолак доверил ему ключ от «святая святых» версальской жизни.
Фоном его картин служат старинные усадебные особняки, парки. Отдав дань, как и другие мастера «Мира искусства», культу старого Петербурга изображению его величия и гармонии, Добужинский позже открыл для себя изнанку города, поразившую его своей печалью. Он пытался найти образы общечеловеческого «мирового», а также «русского» Христа, но ему, как и всем передвижникам-реалистам, мешала привязанность к жизнеподобию. Свои композиции художник строил, прибегая к неожиданным точкам зрения, выбирая странные ракурсы используя поэтику намеков и иносказаний (любимый прием «Мира искусства»).
Прогулка короля — Александр Бенуа
Король в «Прогулках» Бенуа – одинокий старик, оставленный придворными и цепляющийся за духовника в предчувствии близкой смерти. Вслед за Александром Ивановым он мечтал написать явление Христа народу. Ведущие мастера этого круга – Александр Бенуа (1870-1960), Лев Бакст (1866-1924), Константин Сомов (1869-1939), Мстислав Добужинский (1875-1957) – были универсальны по дарованиям.
Такова, например, его версальская серия 1897-1898 годов.
Презентация – Творческие искания русских художников
Любопытно, что впервые Бенуа увидел Версаль в виде театральной декорации. Символисты отдавали предпочтение мифам, легендам, сказкам. Но несколько работ с образом Христа оказались не столь глубокими, как этого хотелось бы автору. Блок восславлял его художественный язык – «дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности». Их привлекали не великие исторические свершения, а скорее «дней минувших анекдоты», прогулки вельмож, королей, царей и цариц на фоне старинной архитектуры, регулярных парков. Еще передвижники часто использовали литературные сюжеты в своих картинах.
«Медный всадник» Пушкина – Бенуа, «Белые ночи» Достоевского – Добужинского стали образцами соответствия полиграфических и художественных элементов. А он рвется к новой деятельности, его ждут зарубежные театральные триумфы. «Иномирие» особенно ощутимо в картине «Дмитрий-царевич убиенный». «Лиловый сумрак рассеивается открывается пустая равнина – душа, опустошенная пиром.
- То, что время пощадило, то, что память сберегла
- Картины — Бенуа, Александр Николаевич
- Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960)
- Хрупкое искусство железного века
- Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)
- Акварельный мир искусства Александра Бенуа
- Объединения художников серебряного века
Добужинский в большом рисунке «Поцелуй» также пророчествовал о торжестве любви и красоты в гибнущем мире изобразив влюбленную пару в рушащемся городе. Наклеивание начинайте с середины планшета, равномерно натягивая во все стороны. «МЫ НЕМНОГИЕ ЗНАЮЩИЕ, ТО ЕСТЬ СИМВОЛИСТЫ» 2.
Например, английские танцовщики Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс взяли русские псевдонимы (соответственно Антон Долин, Алисия Маркова и Лидия Соколова), под которыми и выступали в труппе Дягилева. Мечтателями о прошлом, «ретроспективными мечтателями» назвал художников «Мира искусства» критик Сергей Маковский. Сознательной попыткой обратиться к символизму было творчество художников «Голубой розы»», объединения, названного по имени выставки, состоявшейся в 1907 году в Саратове.
- Тема: «В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм», (урок 15-16)
- Читайте также: Станковая живопись
- Александр Бенуа и возрождение Версаля
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Словари и энциклопедии на Академике
А. Блок, часто использовавший понятие «музыка» в своих сочинениях (например, всем известное выражение «Слушайте музыку революции»), по словам современников, даже не имел слуха. В картинах и церковных росписях художник мечтал сказать русскому народу «заветное слово о нем самом». Бенуа, «искусный русский художник» 27, трактует версальскую тему не столько как погружение в прошлое, что было свойственно его французским коллегам, сколько как своеобразную «инкрустацию» 28 версальских пейзажей персонажами в старинных костюмах, порой едва обозначенными – некими силуэтами, выделяемыми контражуром. Несколько лет спустя Бенуа нарисует столь же непочтительный словесный портрет Людовика XIV: «скрюченный старик с отвислыми щеками, с плохими зубами и лицом изъеденным оспой» 31.
Благодаря ей язык символизма обладал свойством повышенной внушаемости, суггестивности. Те, кто пишет о родственных чертах Версаля и Санкт-Петербурга, часто забывают, что их сближала и сходная судьба – пренебрежение к этим некогда величественным городам во второй половине XIX века. Вся фигура словно зажата в немыслимо тесном пространстве. Речь пойдет о музыке и живописи "серебряного" века. на земли мир в человецех благоволение».
- Слайды и текст этой презентации
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Серия акварельных рисунков о Петербурге (1902-1903 годы)
- Городские темы: Петербург 18 столетия
Для работы с гуашью лучше всего пользоваться фарфоровой или пластмассовой палитрой с лунками для красок по краям или просто ровной белой доской небольшого размера (30x40 см). В 1905 году, живя в Версале, Бенуа признается своему племяннику: «Я упоен Версалем, это какая-то болезнь, влюбленность, преступная страсть» 11. у меня не было. На его появление повлияли древние памятники христианского искусства, росписи и иконы киевской Софии, византийские мозаики, цикл акварелей на библейские темы (1840-1850-е) Александра Иванова.
Изобразив Сергея Павловича у самого края холста в «пол-оборота» Бакст изображает элегантную внешностиь портретируемого, а с другой стороны – приоткрывает пространство дальнего плана и дает возможность рассмотреть интерьер петербургской квартиры. Фигурки амуров написаны бронзовой краской, они объемны и рельефны. Во многом под воздействием В. Васнецова сложилось творчество Михаила Нестерова (1862-1942). Угадать, определить в 1906 году Дягилева начала 1910-х оказалось под силу только Баксту. Прелестная маркиза (возможно, госпожа Помпадур. ), жеманясь, смотрит на зрителя из зеленой аллеи выглядывает черная лукавая мордашка то ли негритенка, то ли человечка в маске.
Александр Николаевич вспоминал, что его впечатления «приобретали небывалую, почти до физического страдания дошедшую остроту» 14. Темы его картин – материнство, детство, нерожденные младенцы. Кисти круглые и плоские (см. Графики, оформители книги, монументалисты, прикладники, театральные художники, писатели, художественные критики, они стремились к созданию «красивых целостностей», то есть к синтезу искусств в одном произведении. Равнодушный к столь дорогим сердцу Монтескью «жалобам камней, мечтающих истлеть в забвеньи» 29, Бенуа не запечатлел ни обветшания дворца, ни запустения парка, которые еще, безусловно, застал.
Впрочем и самого Бенуа Версаль вдохновлял на эксперименты в области театра. Человек одинок в этом мире. Как и художников Поля Эле, Мориса Л обра или Анри Ле Сиданера, как и поэтов Анну де Ноай, Анри де Ренье или Альбера Самена, Бенуа вдохновляет в Версале не пышность королевского двора, но осенняя тишина, когда «молчащий парк» 17 одевается «печальным и прекрасным убором» 18. Переживания, возникающие при созерцании созданных им образов Версаля (и, возможно, вдохновлявшие самого Бенуа), пожалуй, ближе всего к переживаниям Шарлотты Моберли и Элеоноры Йордан, «столкнувшихся с самым необычайным на свете явлением» 23.
Обратившись к версальской теме, Бенуа, возможно, стремился воссоздать (при помощи памяти истории и собственного воображения) то эстетическое потрясение, которое он пережил в двадцать лет. Петербург – удивительный город имеющий себе мало подобных по красоте». Исторической точности он предпочитает полеты фантазии – и вместе с тем его фантазии исторически точны. Предусмотрено задание сравнительного характера, тестовое задание, учащимся нужно доказать, что «мироискуссникам» удалось сказать свое неповторимое слово в истории русской культуры, получившее название – Мир искусства. А при работе на большой плоскости используйте флейц — плоскую щетинную кисть. Но старческая усталость эпохи.
пустая далекая равнина, а над нею – последнее п редостережен ие – хвостатая звезда» 8. Сезоны Дягилева — особенно первые, в программу которых входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» — сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское. Первым был Пьер де Нолак, поэт и хранитель версальского замка с 1892 по 1920 год. ХУДОЖНИКУ ОТВОДИЛАСЬ РОЛЬ ТЕУРГА.
В 1910 году умер М. Врубель. «Эхо прошедшего времени» (1903) – одна из работ К. Сомова. Жуковского в Новом Кучук-Кое в Старом Крыму. Само название выражало романтические устремления молодых живописцев. Тема урока: «Творческие искания русских художников» Мир искусства. Приезжая в Версаль, Бенуа встречается с теми, кому Версаль был обязан новым расцветом – Пьером Нолаком, его преемником Андре Ператом3, Анри де Ренье, поэтом и, пожалуй, самым известным прозаиком этого времени4, с Полем Эле, тончайшим гравером, «таким же поклонником Версаля», как сам Бенуа 5 и, наконец, с Робером де Монтескью, которому он посвятит не одну страницу своих воспоминаний.
Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). У Борисова-Мусатова это не очень красивая современница, жена, сестра, подруга («Гармония», 1900 «Гобелен», 1901 «Водоем», 1902-1903 «Призраки», 1903).
Вопросы героя из «Мушки» Мюссе, попавшего в Версаль: «Что, если за этими тяжелыми занавесями в глубине бесконечной сияющей галереи спит вот уже сто лет принцесса. По примеру своего французского коллеги, который, приехав в Версаль, не последовал совету художника Гослена: «Не усердствуйте, пишите о Версале книги, но оставьте в покое музей, который никого не интересует», – Бенуа стал активно защищать от вандализма и произведения искусства и сам императорский дворец47. Мартыновой, 1897-1900) К. Сомова – портрет, типичный для символизма. День его первой встречи с Версалем, напишет он потом в Петрограде, «остался в моей памяти, как один из самых полных и счастливых дней всей моей жизни» 9, «я приехал из Версаля одурманенный, почти больной от впечатлений» 10. Художники «Мира искусства» в своих работах попытались дать ответ.
СТРЕМЛЕНИЕ ВЫРАЗИТЬ В ИСКУССТВЕ ИНТУИТИВНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В ИНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, БУДЬ ТО СОН, МЕЧТА, ВОСПОМИНАНИЯ, СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ, ИЛИ В ИНОЙ, ВЫСШИЙ МИР В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА ПОЛУЧИЛО НАЗВАНИЕ «СИМВОЛИЗМ». Ирония, свойственная мироощущению художников этого круга, разрушала веру в чудо. Но так и должно быть: «Художники как вестники древних трагедий приходят оттуда к нам, в размеренную жизнь, с печатью безумия и рока на лице» 6. Его знакомство с парком и дворцом состоялось не в 1896 году, а в 1890 и не во Франции, а в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре на балете «Спящая красавица». Подобно Васнецову и Нестерову в Абрамцевском кружке художников состоял и михаил Врубель (1856-1910). Затем смочите бумагу с обеих сторон губкой, пока она не ляжет ровно.
Но выступает он скорее не в роли трагического героя, а в роли стаффажного персонажа, статиста, чье почти эфемерное, призрачное присутствие подчеркивает незыблемость декораций и сцены, с которой уходит некогда великий актер, «безропотно вынесший бремя этой чудовищной комедии»32. Ему враждебен огромный капиталистический город, который стирает его индивидуальность. «Правда Версаля оказалась более изумительной и чудесной, нежели все вымыслы» 12, – пишет он далее, но при этом, «в сущности, эти настроения (в Версале) были в известной степени возобновлением или продолжением тех, что овладевали мной в Петергофе, в Ораниенбауме, в Царском Селе» 13, «маленьких Версалях» под Петербургом, где работал отец художника, архитектор Николай Леонтьевич Бенуа.
В статье «Сложные вопросы» 7, по сути программной, С. Дягилев, организатор объединения, журнала, затем «Русских сезонов» в Париже, рядом со старыми «богами» – Джотто, Шекспиром, Бахом -призывал ставить имена Достоевского, Вагнера, Пюви де Шаванна. Более того, по собственному признанию художника, это потрясение сделало его балетоманом впоследствии он станет одним из инициаторов и создателей «Русских балетов» 36. «Тени», скользящие по версальскому парку, для Бенуа скорее сродни воспоминаниям, чем фантазиям 22. «Версальское» наследие Бенуа насчитывает более шестисот рисунков, акварелей, пастелей, гуашей, гравюр и полотен, свидетельствуя, что «божественный Версаль»7, по крайней мере до 1926 года, оставался постоянным источником его вдохновения8. Прогулка короля 1906.
Эпоха символизма подходила к концу. В 1918 году Бенуа был назначен хранителем художественной коллекции Эрмитажа: тогда, возможно, ему и пригодились «уроки» дру- зей-«версальцев», разумеется, не Монтескью, противника самой идеи восстановления и реставрации, а Пьера де Нолака, восстановившего Версаль после четырех революций. Своего рода «землей обетованной», вернее «красивой целостностью» был для А. Бенуа Версаль, резиденция короля Людовика XIV, классицистический ансамбль архитектуры и парковой природы. Самый талантливый мастер этого круга П. Кузнецов (1878-1968) был учеником В. Борисова-Мусатова, также как П. Уткин и А. Матвеев и на первых порах продолжал и развивал его пластические идеи.
Осенью 1896 года Александр Бенуа, приложивший немало усилий для воскрешения Петербурга, открывает «скучный версальский парк» Мюссе, ставший благодаря Барресу, Монтескыо, Анри де Ренье, Эле, Нолаку, Лобру, Болдини – приютом поэтов и мудрецов»2. Сами нездешние миры Блок описывал в красках Врубеля – «пурпурно-лиловые», «пурпурно-лиловый сумрак», «сине-лиловый мировой сумрак».
Человек наглухо замкнут в жесткую оболочку респектабельного платья, он ушел в себя. Эти английские леди, прогуливаясь 10 августа 1901 года по Трианону, «встретились» с Марией Антуанеттой сродни этим удивительным «встречам» и упоминания Бенуа о «странных наваждениях» 24 Версаля: перед ним, пишет Бенуа, проходят «образы того, что происходило здесь когда-то (или что могло происходить) среди этой грандиозной и поэтичной обстановки» 25, что он увидел «создателя всего этого мира, самого короля Людовика и его окружение» 26. Но мистическая связь с иными мирами оказалась утрачена. В пейзажах Петербурга, Вильно, Лондона, серии фантастических изображений «Городские сны» художник сумел передать таинственную и зловещую душу города, враждебного человеку.
при этом не имелась в виду реальная музыкальность автора. Художник в них увидел горькую поэзию и тайну. «СИМВОЛИСТ УЖЕ ИЗНАЧАЛА – Т Е У Р Г, ТО ЕСТЬ ОБЛАДАТЕЛЬ ТАЙНОГО ЗНАНИЯ, ЗА КОТОРЫМ СТОИТ ТАЙНОЕ ДЕЙСТВИЕ» 1. Лирический гротеск – так называли их сюжетные картины современники. Выражению невыразимого и непостижимого более всего соответствовала музыка.
Так же, как и им, художнику близки «печальные и зыбкие воспоминанья о короле, что бродит по дворцу и по аллеям» 19. Наиболее близким к символизму можно считать М. Добужинского. В отличие от трагического, полного роковых предчувствий творчества Врубеля Борисов-Мусатов искал свою «землю обетованную». Шествие торжественной процессии превращено в плоскостной гротескный орнамент. Критик Сергей Эрнст приводит слова художника: «Маленькая финальная вариация Гердта в «Спящей красавице» открыла мне весь XVIII век, Версаль, Людовика XIV, открыла мне больше, чем все фолианты и музеи» 35.
Темы художника – течение времени, «романтическое» вторжение природы в классицистический парк Ленотра его занимает – и забавляет – контраст между изысканностью парковых декораций, в которых «каждая линия, любая статуя, малейшая ваза» напоминают «о божественности монархической власти, о величии короля-солнца, о незыблемости устоев» 30 – и гротескной фигурой самого короля: сгорбленного старика в каталке, которую толкает ливрейный лакей. Искусство -- «отраженный» мир представляется более одушевленным, чем исторически достоверные образы минувших эпох. Символизм нес в себе предчувствие великих катаклизмов XX века. ОНО ОХВАТИЛО ВСЕ СФЕРЫ ТВОРЧЕСТВА – ЛИТЕРАТУРУ, ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКУ. «Голубое царство нерожденных младенцев» – один из эпизодов пьесы м. метерлинка «Синяя птица».
На смену журналам символизма «Весы» и «Золотое Руно» пришел «Аполлон», пропагандирующий классическую ясность. Ему удается передать «щемящую тоску по чему-то виденному, промелькнувшему, неуловимому» 38, так растрогавшую Жана Кокто. Им удалось осуществить его в книге и в театре. В зеркальной глади водоема отражается их фантастически-грандиозная тень. Во имя одухотворения природы и человека Нестеров преображал действительность, делал ее бесплотной, прибегая к разбеленным, словно затуманенным краскам, упрощая и утончая, ритмизируя формы и линии используя говорящие сопоставления или контрасты. «мелодия грусти старинной» – так называл сам художник содержание своих работ. Вторым «спасителем» Версаля оказался Робер де Монтескью.
Там, в глубине освещенного кабинета можно увидеть мольберт и картины на стене, что сразу вызывает цепь ассоциаций: за плечами Дягилева – «Мир искусства» историко-художественная выставка русских портретов в Таврическом дворце. Отчасти благодаря ему Версаль стал и излюбленной темой французской поэзии символизма. После успеха 37 «Последних прогулок Людовика XIV» Бенуа пишет либретто «Павильон Армиды» – варицию на темы «Освобожденного Иерусалима» Тассо и «Омфалы» Теофиля Готье – и рисует костюмы «по мотивам» рисунков Луи-Рене Боке (1717-1814). Пафос их определен «историческим сентиментализмом» по отношению к старому Петербургу: «Хотелось бы, чтобы художники полюбили Петербург и, освятив, выдвинув его красоту, тем самым спасли его от погибели, остановили варварское искажение его, оградили бы его красоту от посягательств грубых невежд.
Творчество Бенуа-художника посвящено, главным образом, двум темам: «Франция эпохи "короля-Солнца"» и «Петербург XVIII – начала XIX века», которые воплотились в определенном виде исторической живописи, создающем особый «ретроспективный» взгляд на прошлое. Уистлере, П. Пюви де Шаванне, Э. Мунке, О. Бердслее и др. ). В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Врубель – самая крупная и типическая фигура русского символизма. Образ города, созданный М. Добужинским близок Петербургу Ф. Достоевского.
Не наносите слишком толстого красочного слоя: он легко растрескивается и осыпается. Углы закрепите кнопками. Лучшей картиной его символистского периода стал «Голубой фонтан» (1905). Самым «блестящим и значительным» 1 гостем Версаля стал Николай II: его визит 8 октября 1896 года был своего рода символической акцией, утверждающей неразрывность исторических связей французского и русского двора.
Размышляя о природе своей страсти к прошедшим временам, Александр Бенуа называет два главных истока. «Дама в голубом» (портрет Е. М. От пейзажа веет какой-то механической усталостью и серостью.
Врубелевские «Царевна Лебедь» (1904), «Пан» (1899), «Принцесса Греза» (1896), «Вольга и Микула» (1896), «Богатырь» навеяны сказочно-мифологическими сюжетами. 48x62 С именем А. Н. Бенуа связано возникновение в 1898 объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он являлся. В своих «фантазиях на тему Версаля» Бенуа остается «человеком театра» 45, бережно хранящим впечатления от петербургского спектакля – и в этом, возможно, прав Сергей Маковский: «русская призма», сквозь которую Бенуа увидел поэзию Версаля, – это прежде всего «волшебный фонарь» 46 русского театра, блестящих петербургских театральных постановок. В своих камерных графических произведениях они искали красоту прошлого, обращаясь к европейскому, послепетровскому, периоду развития России. Кажется, ничто не может потревожить тихий пруд, в зеркале которого отражаются и скульптурная группа фонтана и чинная процессия монарха и его приближенных.
Одна из его программных работ называется «На Руси (Душа народа)» (1914-1916). К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Высыхает гуашь при комнатной температуре в течение часа. В журнале публиковались статьи об английских, французских, скандинавских символистах (Дж.