Русский Художник Куинджи
Русский художник Архип Иванович Куинджи написал огромное количество полотен. Куинджи Архип Иванович – известный русский пейзажист, родился 15 января 1841 г., учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени. Архип Иванович Куинджи — русский художник, мастер пейзажной живописи. Архип Куинджи (при рождении Куюмджи (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Архип Иванович Куинджи 15 (27)января1841 (по другой версии 1842), местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Украина— 11 (24)июля1910, Санкт-Петербург, Российская империя)— русский художник, мастер пейзажной живописи.
Архип Куинджи: жизнь и творчество художника
Для современников художника его картины были радостным откровением. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Читайте биографию живописца и готовьтесь к походу в музей. Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
и А. М. Мысль о «всеединстве» гораздо раньше Соловьева встречается у других философов: Алексея Козлова, Федора Голубинского, Виктора Кудрявцева, Панфила Юркевича, а также у Николая Михайловского. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»5.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат.
Эта перемена ориентиров особенно заметна в картинах Лунная ночь на Днепре, Дарьяльское ущелье, Ночное (1905 – 1908, ГРМ), Красный закат (1905 – 1908, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), видах Эльбруса при лунном и вечернем освещении и других. Изменившаяся стилистика Куинджи входит в согласие с новой поэтикой. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя.
Русский художник Архип Иванович Куинджи
«Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. Туман, осталась незавершенной. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре».
Неужели это художественное впечатление. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». Он преподавал в художественной мастерской, где его учениками были такие великие деятели, как Н. К. Рерих, А. А. Рылов, К. Ф. Богаевский.
В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении Осеннюю распутицу. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку. Крым» и многое другое.
Русский художник Куинджи Архип Иванович
Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. В июне того же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»6, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор.
Картина, названная Осень. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Ввысь устремились тополя. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.
Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство.
Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Они по-детски просты и естественны. Великая непостижимость вселенной притягивает художника. Опираясь в работе над ними на романтический опыт своих предшественников, он поначалу лишь «называл» тему, не углубляясь в нее, как например, в самой ранней из известных нам работ 1869 года «Исаакиевский собор при лунном освещении». Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами.
Русские художники – Архип Иванович Куинджи
Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. Непримиримый там, где дело коснется его художественных убеждений исполненный бурной энергии, властный, ни на вершок не сворачивающий с намеченного пути, – и мягко-сердобольный, снисходительный, нежный к людям и животным, особенно к страдающим, вечно готовый прийти на помощь чужому горю.
Архип Куинджи и Василий Суриков, русские художники
Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году.
«Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». В том числе две с одним названием. На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее.
Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Это был взрыв. Бездонный мир открывался ему непознанной тайной, загадочностью своего бытия. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников.
Крым», «Крым. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Кажется, что размышления архиепископа Никанора о том, что «природа заложила совершеннейший отпечаток космического разума в сокровенный разум человеческой души в виде смутных ощущений и предощущений неуловимых, но стимулирующих идей. », прямым образом относятся к пейзажам Куинджи. В 1879 году Куинджи пишет Север и в 1881 — Днепр утром.
Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России.
Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Созерцание неба окрашивалось у Куинджи теургическими мотивами. Рядом с этической проблематикой не менее важное место заняла космология. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Импрессионистической эту картину назвать нельзя. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Но развитие художника проходило стремительно.
Трудно найти в искусстве аналог куинджевскому наставничеству и учительству. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь».
На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды.
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)7. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат золотых дел мастер. Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат золотых дел мастер.
С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. Период молчания был занят интенсивной творческой работой. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств.
Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств.
Русская живопись художника Куинджи
Русский пейзаж второй половины XIX века психологичен, но не так идеален, как в романтическом искусстве Куинджи. Художник много путешествовал.
Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. О ее цене осведомился морской офицер. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. Первое прикосновение к краскам и кистям. Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича.
- Куинджи Архип Иванович – биография и картины
- Куинджи Архип ИвановичКартины и биография
- Архип Куинджи: биография и творчество
- Список картин Архипа Ивановича Куинджи
В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Кавказ».
Нет больше выставок Куинджи. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой).
Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys).
В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». И действительно, творчество А. И. Куинджи (1842-1910) — одна из самых ярких страниц украинского искусства второй половины XIX века. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Ведь Кавказ Куинджи символичен.
- Архип Иванович Куинджи — биография
- Архип Иванович Куинджи биография
- Художник Куинджи Архип Иванович
- АРХИП КУИНДЖИ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ В ПЯТИ КАРТИНАХ
Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Нервный динамичный мазок, способствующий передаче стремительности движения туч, создает сложную структуру полотна. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке.
Пейзаж После грозы полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека. И характер художника ничуть не изменился.
В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя».
Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Но наибольший успех на выставке имела картина Березовая роща.
- Картины Архипа Ивановича Куинджи
- Словари и энциклопедии на Академике
- Известные произведения Куинджи Архипа Ивановича
- Архип Иванович Куинджи Биография
Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». Таков был этот оригинальный человек.
Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам.
Куинджи работает, создавая новые краски, которые должны быть устойчивыми и не менять своего вида с течением времени и под воздействием воздуха. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Вид на гору Демерджи. После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант.
В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Христос в Гефсиманском саду (1901, Алупкинский дворец-музей) как бы завершает формирование философского пейзажа в творчестве Куинджи и в русском пейзаже XIX века. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. Когда-то Репин не побоялся назвать Куинджи гениальным художником, новатором, открывшим в пейзажной живописи целую эпоху, давшим «начало новому виду искусства». Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. Яйла», «Горный склон.
Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского Адольф Феселер. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета.
В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки.
Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.
Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»4. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща».
Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь». Неужели это творчество. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». В Березовой роще художник созерцает красоту.
Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым.
Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе. И это действительно было так – настолько необычной и, в то же время, до крайности правдивой казалась куинджиевская картина с ее темно-синим глубочайшим небом, стройными тополями, лунным светом на стенах хат, величаво-недвижным покоем, тишиной южной ночи и одиноким огоньком, теплящимся в окошке. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники.
Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Воздух обесцвечивает цвет. Однако эта спаянность не преследовала эффекта иллюзии.
В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире.
Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту. Французская пресса не обошла их вниманием — критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже.
Картина, названная Осень. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Отец Куинджи был сапожником.
Это видимый всем перелом в творчестве, экзотическое новаторство, присущее только ему одному. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость.
Крым», «Морской берег. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать».
После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет Березовую рощу и После грозы.
Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». И оно пришло, но в следующем столетии.
После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Не менее примечательны слова другого философа-народника Николая Чайковского, словно адресованные Куинджи с его побуждениями проникнуться тайнами вселенной: «Когда душа в своем оживлении сливается с душой целой вселенной, тогда-то мы и слышим Бога — прежде всего в самих себе, потом в других и в природе и в небе, то есть, чувствуем и мыслим космос как одно целое». В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря.
Интерес к решению «световых» задач прослеживается с первых же пейзажей Куинджи. Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов. Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях. Её мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал её Великому князю Константину Константиновичу, который взял произведение с собой в кругосветное путешествие.
Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Что это такое. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику. Короче, я не совсем понимаю Куинджи.
В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро».
Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием». В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. В 1875году Куинджи побывал во Франции, где заказал свадебный фрак с цилиндром. Я совершенный дурак перед этой картиной. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге.
Был членом «Товарищества передвижников». На могиле установили бронзовый бюст и надгробие— гранитный портал с мозаичным панно изображающим мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт гнездо змея. Часто изображается художниками и всегда по разному. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. У них не было детей, но было полное взаимопонимание.
Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи».
Вот таким образом реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. О Забытой деревне критики писали: Уныло так, что хватает за сердце. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще.
Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь. Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием.
Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. Далеко не всегда Куинджи нужны были исключительные состояния или явления природы и большие размеры холстов, чтобы передать разнообразие и безмерность окружающего мира. В. М. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию.
Краски горят на белых стенах хаты. Краски изменились чудовищно.
В конце концов победа осталась за Куинджи. Он словно хотел проникнуться таинствами неба. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины.
Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Петровская, 82). Формально чуть больше двух лет (1894-1897) он руководил пейзажным классом Академии художеств, но даже после вынужденного ухода из Академии, вплоть до кончины Куинджи, не распалось это исключительное содружество учителя и учеников.
Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Петербург жил открытием выставки. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус.
В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году.
Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Владимир Соловьев пытался сблизить философию и веру. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В это время он совсем отошел от классических традиций и подражания античности идеализации образа натуры. Но эта правда, проходя сквозь горнило могучей индивидуальности художника, претворялась в ней. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Ему удалось выучиться у учителя-грека греческой грамоте и некоторое время посещать городское училище. С ранних лет Куинджи увлекся живописью и рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах, обрывках бумаги. На протяжении пяти лет, с 1860 г. по 1865 г., Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии в Таганроге. В 1866 г. Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Система дополнительных цветов была применена и в картине Христос в Гефсиманском саду. Не прошло и десяти лет, как он отказался от заветов Айвазовского, которым он следовал в ранних произведениях, особенно в картине Вид Исаакиевского собора при лунном освещении и испытав себя на путях реалистического творчества, вышел к романтическому искусству нового этапа в полотнах Украинская ночь, Вечер на Украине (1879) и Лунная ночь на Днепре (1880, обе – ГРМ). Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. «Куинджи любил учеников.
Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича.
Берёзовая роща – символ России. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Цвет сообщает изображению зачарованную недвижность, необычайный покой какого-то неземного свойства. Как будто художнику, а не философу свойственно «живое видение совершенного бытия».
Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Между тем в Бога, в творца вселенной верили наиболее значительные мыслители: Петр Лавров, Михайловский, Алексей Хомяков, братья Иван и Петр Киреевские, Достоевский, Лев Толстой, Соловьев и даже материалист, почти «марксист» Николай Чернышевский. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный.
После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Заряженность эпохи проблемами бытия, проблемами мира, культуры — очевидна. Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер. Этой работой начался так называемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности.
Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре-ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Но связь его с умонастроениями философов XIX века очевидна. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин.
С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Природа в Березовой роще Куинджи реальна и условна. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт.
Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Однако искусство Куинджи не пыталось создать некий аналог философским утверждениям. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма.
Как художник-реалист, он ищет в природе такие мотивы и образы, которые наиболее полно выразили бы его замысел, не теряя своей жизненной правды. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Оптимизм картины словно выражал ту жажду отрадного, которая через некоторое время была отчетливо сформулирована В. А. Серовым и другими художниками мамонтовского кружка. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии.
Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. О нем говорили, как о маге и чародее.
Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Передвижники истолковывая жизнь искали ее смысла.
Туман, осталась незавершенной. Его просто-напросто не принимали в Академию. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Архип Иванович Куинджи всячески поддерживал начинающих художников, в том числе финансами и даже вывозил за границу за свой счет. Когда появляются картины «На острове Валааме», «Украинская ночь», «Север», «Ночь на Днепре», а затем и целая серия «лунных» пейзажей — «Дарьяльское ущелье», «Эльбрус», «Лунная ночь», «Пятна лунного света на снегу» и многих-многих других, становится ясно, что художник пластическим языком живописи исследует это природное явление, стремясь проникнуть в самую его суть. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой трудился 23 года.
Куинджи до крайности сократил резерв между угасающим академическим романтизмом и появлением нового романтического искусства. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении Осеннюю распутицу. Ответы на вопросы, хотя и не прямые, дает философия того времени. Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды. В картине Днепр утром Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды.
Кроме того, художник разработал яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов. Космология тесно соприкасалась с религией, точнее исходила из нее. Картина или действительность.
Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Эта особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Остаться не вовлеченным в этот поток сознания было невозможно. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем.
Нет сомнения, что повышенное внимание Куинджи к вопросам мироздания, его размышления о месте в нем человека – это своего рода реакция искусства на мировоззренческую проблематику. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченный «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Это я слилось, спаялось с искусством. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. Эта картина, представленная на академической выставке, была явно сильнее работ других художников и известность Куинджи выросла в разы. Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Куинджи пытался постичь конечное значение вещей.
В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). 21 марта 1879 года А. И. Куинджи и М. К. Клодт были избраны в ревизионную комиссию Товарищества передвижников, но уже к концу года Куинджи окончательно порвал с передвижниками.
Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Однако до конца жизни художник поддерживал дружеские отношения со многими передвижниками, часто присутствовал на их заседаниях, а в 1882 году на похоронах В. Г. Перова произнёс от их имени небольшую, но яркую, сильную и искреннюю речь, которую присутствовавшие, по свидетельству М. В. Нестерова, слушали благоговейно. А. И. Куинджи для ежегодных премий. Только с его именем связано такое понятие, как «школа Куинджи». Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров.
В настоящее время полотно, написанное в 1880 г. хранится в Государственном русском музее, а два других в Государственной Третьяковской галерее и Симферопольском художественном музее. С 1894 г. по 1897 г. Архип Иванович Куинджи работал профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. Скончался Архип Иванович Куинджи 24 июля 1910 г. Картины живописца хранятся во многих российских картинных галереях: Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Тульском областном художественном музее, Пермской государственной художественной галерее, Нижегородском государственном художественном музее, Чувашском государственном художественном музее, Вятском художественном музее им. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован.
А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах.