Шинель Отца
У художника Владимира Попкова, лидера 70-х, погибшего при странных обстоятельствах, есть знаменитая картина «Шинель отца». Это автопортрет художника, примеряющего семейную реликвию — старую отцовскую шинель. Картина «Шинель отца» не просто бытовой сюжет примерки гардероба, эта работа отражает глубокую философскую идею.
Описание картины Виктора Попкова «Шинель отца»
Попков тормознул на улице Горького инкассаторскую машину, приняв её за такси Шёл 1974 год. Точнее, усталость, смешанная с гордостью. В каждой картине – характер и судьба. Тут же, лежа на полу, скомпоновал линейный эскиз.
Пушкин. Как такое могло произойти. Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». Мы тут- первые.
А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно). Они плохо приспособлены к условиям войны. Урбанистическая красота неоново-нейлоновых 1960-х полиняла и оказалась пустышкой.
Именно вот таким образом столь популярной в те годы оказалась Болдинская тема в биографии поэта. Смерть снимает противоречия между ними и уж «нет ни эллина, ни иудея». Он и смотрит на этих людей снизу вверх, не с уничижением – с восторгом.
Краткое описание картины шинель отца
Произведения, принадлежащие кисти Виктора Попкова, отличаются своеобразием и необычностью. Работа окончена- одна из таких картин. Работая над этой картиной, Попков признался:«Знаешь, я сегодня рисовал и плакал». Я лермонтовский возраст одолел, И пушкинского возраста предел Оставил позади и вот владею Тем возрастом, в котором мой отец, Расчёта миномётного боец, Угрюмо бил по зверю и злодею.
Мне уже было около семи лет и это было на квартире в Померанцевом переулке. Так это сейчас модно- во всём винить режим. Так это сейчас модно – во всём винить режим. Здесь она отождествляет что-то вечное, не подвластное ни мировым катаклизмам, ни временному разрушению, ведь «всё приходящее, а музыка вечна». Этот автопортрет отражает не позицию одного человека, пережившего личную трагедию, а демонстрирует чувства и переживания целого народа, преодолевшего одно большое горе, а художник как раз является частью этого народа. Он парадоксально делит персонажей «поперек традиции»: не на русских и немцев, а на «варваров» (тех, кто стреляет, убивает, несет смерть увы, в их числе — группа партизан) и тех, в ком нет жажды убивать.
Виктор Попков «Шинель отца» Своеобразный автопортрет художника
Поводом для картины послужила шинель отца его жены. (Напомню, что одиозный и неоднозначный социалистический реализм включал в себя ряд направлений и ответвлений ибо сам по себе являлся не стилем, но методом).
Сам ее силуэт, внутренне очень схожий с дивной (черной в дождь) деревянной церковью, послужил поводом для картины Одна. «Шинель отца» ярко иллюстрирует душевное состояние человека, произносившие эти слова, отражает позицию художника и его мироощущение на тот момент его жизни. Герой картины, примеряя шинель, пребывает в глубокой задумчивости, ведет внутренний диалог с самим собой, размышляет о взаимоотношениях приватной истории частного человека с беспощадной и трагической историей его страны, с памятью и временем, войной и миром, жизнью и смертью. То как написана фигура, руки, выражение лица отражает сосредоточенность и важность мгновения, художник будто застыл в своих размышлениях. Обычно вспоминают Строителей Братска, Шинель отца и Осенние дожди- три знаковых и узнаваемых полотна. Вновь прибывший, да еще такой штатский с виду человек, никому не нужен.
Депрессивный колорит ещё больше подчёркивает безотрадность бытия. Камера обращается к небу. Минорное время, осень жизни, как и осень года воспринимались, как наилучший фон для поисков нужной краски и правильной ноты. Да, романтика, но она должна быть именно суровой, романтикой преодоления ибо, как пелось в песне: И снег и ветер и звёзд ночной полёт. Меня мое сердце в тревожную даль зовёт.
Весь замысел без изменений вошел в картину Воспоминания. В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова. Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл "Мезенские вдовы". Он то месит на палитре «это дивное мешево, это колоритное тесто красок» (В.
Шинель отца, Роман Сорокин, 1976
Главных персонажей озвучили актеры, специально приглашенные из Германии. «Иной раз, хоть и стоишь у холста с кистью в руке, но это не работа, – признается он. Фронт отступает, ситуация на грани паники и потери контроля, раненых спешно эвакуируют.
Алексей Герман-младший снял фильм, отчетливо противостоящий идее дозволенности насилия, некоей его романтизации, воплощенной в «Чистилище» Александра Невзорова, в «Войне» Алексея Балабанова. Прежде всего, война снята с точки зрения немца, то есть врага. Родился 9 марта 1932года в Москве в семье рабочего.
Урбанистическая красота неоново-нейлоновых 1960-х полиняла и оказалась пустышкой. Помню, тогда кое-кто говорил, что Попков стал писать скучно. Я помню имя моей классной руководительницы – Серафима Петровна Полетаева и фамилию директора – Шибанов. Вспомним «Проверку на дорогах» Германа-старшего, ту нечеловеческую ненависть к врагу-немцу, которую партизаны перенесли на своего земляка, попавшего в плен и сбежавшего к своим.
Попков Виктор Ефимович (Шинель отца)
Новые герои были без пафоса, без красивых жестов и античной стати. На одном из них осталась фраза: "Трагичность радостная". «Двадцатый век врывается в творчество каждого художника. Однако семейные тайны ремесла не заслоняют влияний и других творческих традиций.
Шутка- шуткой, но Русь никогда не была атеистической- русский, советский человек искал Бога и свой путь в религии даже тогда, когда это, мягко говоря, не поощрялось. Три сюжета на лоскутном одеяле. Меня мое сердце в тревожную даль зовёт. Космос, Гагарин, Вселенная- гордость. Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным.
- "Война — преходяща, а лирика — вечна"
Мы тут – первые. Как и все "шестидесятники", Виктор Попков много ездил по стране. Впрочем, красивую жизнь они тоже, скорее всего, никогда не видели, разве что в кино. Это простой и страшный фильм о войне, трагизм которого заключен уже в магии отстраненного взгляда в минувшую эпоху «без драматургии, без сюжета» (по выражению одного из персонажей).
Автопортрет художника «Шинель отца» (1972) стал одной из работ, олицетворяющих творчество Виктора Попкова. Тогда эта страшная, нелепая, ничем не объяснимая история не получила должной общественной огласки. Пушкин у Виктора Попкова тоже одинок- последняя работа носит знаковое название Осенние дожди. Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления.
И думает, думает. Его (А. Германа-младшего. Есть завязка, занимающая полфильма и естьсильный, выразительный финал.
Космос, Гагарин, Вселенная – гордость. И всё это – на русском, деревенском исконно-посконном фоне. Снова поездки.
Попков тормознул на улице Горького инкассаторскую машину, приняв её за такси Шёл 1974 год. Все промерзли насквозь и кашляют. И примерно в то же время дедушка по материнской линии был убит на фронте. «Вот они какие. » – словно восклицает художник.
Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». С метаниями от агрессивного атеизма до истовой веры в Бога. Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. Мучительны его раздумья о своем ремесле, о том, что такое истина в искусстве. 1970-е годы – эпоха любования осенью, эстетизация печали и грусти.
У шинели был неповторимый сырой и едкий запах. Но для начала ему необходимо было преодолеть путь композиционных поисков и смысловых решений.
С метаниями от агрессивного атеизма до истовой веры в Бога. И, наконец, Америка – вечное притяжение и отторжение. Отец, на мой взгляд, человек, которому эта пластика наиболее удается».
У дебютанта Германа просто генетическая предрасположенность к работе с фактурами. Если нет жизненного толчка, я не могу писать. Смыслы – разные, фон – един. На листах, на холстах появляются пейзажи и натюрморты, портреты и наброски композиций.
Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей. Он увлекал за собой то, что живо, неравнодушно, дерзновенно и направлено к постижению тайн природы и души человеческой». Пройдя уже достаточный творческий путь, в возрасте 40 лет Виктор Ефимович Попков пишет свой автопортрет, которому дает название «Шинель отца». Наконец и он исчез, был разобран и растворился в мусорной свалке. Как такое могло произойти.
Рассеянно слушая жалобы водителя на недуги, перенесенные им в прошлом (излюбленная тема беседы с медиками), доктор созерцает скучный чужой ландшафт за окном машины, трясущейся по бездорожью. Он не упивается жестокостью. Художник устало закрыл глаза, а за окном – тёмная, неласковая громада ночной Москвы – с высоткой МИДа и узнаваемым силуэтом Киевского вокзала. Жил в Москве.
Я знаю художников, которым в первую очередь важно «как». Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал». В авторский текст вплетены выдержки из Эриха-Марии Ремарка, Генриха Бёлля (а также из «Записок врача» Михаила Булгакова, любовь к этому автору — семейная).
Именно вот таким образом они изображали неказистых мужиков и баб, на лицах которых написана безмерная усталость. Я, может быть и хотел бы избежать этих тревог, этого бешеного ритма современности, но нельзя этого делать. Суриков), то увлекается лубком. Навстречу следуют люди, машины, зенитки, обозы с беженцами, бронетранспортеры с орудиями и солдаты в камуфляже.
Он стремится писать так, чтобы каждый человек, труженик и созидатель, понял: художник уважительно и благодарно именно ему протягивает руку. Навязчивый звуковой лейтмотив кашля и визуальный размах заснеженной лесостепи, в тумане которой потерялись люди, оторвавшиеся от огромных социальных конгломератов (армий, народов), неожиданно превращают экран в почти условное пространство экзистенциального тупика. Особенно вдохновляла его Сибирь, где он был в Братске и на Иркутской ГЭС и целина.
Такое стремительное движение в глубину не было обвалом, уничтожающим все на своем пути. Однако же – сон, переутомление, депрессия. Так вот, суровый стиль заявил о себе в эпоху Оттепели, на волне борьбы с украшательством и архитектурно-художественными излишествами. Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции.
Именно вот таким образом столь популярной в те годы оказалась Болдинская тема в биографии поэта. Элементы «цирка» в канве сугубо драматического высказывания использование стилистики гиперреализма вызывают отчетливые ассоциации с фильмами Германа-старшего, с «Проверкой на дорогах» особенно. В картине нет ни героя, ни антигероя. Попавшие в окружение военный врач, девушка из актерской бригады в смешной шапке-ушанке, цитирующая Пушкина, актриса в белом берете и беличьем полушубке (совсем как у героини Людмилы Гурченко в фильме «Двадцать дней без войны») — отнюдь не шекспировские герои. В картине выражены сокровенное личное переживание, благодарная память об ушедших, неразрывная связь и духовное родство поколений. Тема последствий войны не оставляла художника и в этой картине он задает вопрос своему поколению: достойно ли оно подвига отцов, по плечу ли его современникам эта солдатская шинель. Некоторые искусствоведы видят в «Шинели отца» отголоски былых споров о связи поколений. Там белым-бело. «Последний поезд» — фильм, над которым витает тень отца автора.
Так рождаются картины «Бригада отдыхает», «Студенты на практике», «Полдень», «Семья Болотовых». Пили бражку, чай, заедали лепешками.
Отец Попкова был фронтовиком. Они вспоминали молодость. 1970-е годы- эпоха любования осенью, эстетизация печали и грусти.
Но появилась картина «Двое» и все поставила на свои места. Шофер видавшего виды «Опеля», буркнув: «Простите за опоздание, доктор Фишбах. », грузит чемоданы в машину с серебристым значком «Z» на грязном капоте. Алексей Алексеевич, воспитанный Алексеем Юрьевичем, не скрывает, что им с отцом нравятся одни и те же фильмы Андрея Тарковского, Александра Сокурова, Акиры Куросавы «Последний поезд» вызывает ассоциации с фатальным маршрутом «Поезда-беглеца», лес из которого нет выхода, — со сталкеровской «зоной», а опыт «бытия в небытии» напоминает сумеречно-серую магию «Камня» Александра Сокурова. Депрессивный колорит ещё больше подчёркивает безотрадность бытия. Пушкин. Впрочем, красивую жизнь они тоже, скорее всего, никогда не видели, разве что в кино.
В принципе изнеможение и обречённость творческого человека далеко не всегда связаны с его недовольством политическими реалиями. Уже многие годы художник бережно хранит его шинель, как память о близком человеке.
Самоотверженно работал Виктор Попков и все яснее вырисовывался перед ним замысел картины, которую он назвал «Строители Братской ГЭС». Когда его арестовали, он был заместителем военного прокурора Москвы. Новые герои были без пафоса, без красивых жестов и античной стати.
В принципе изнеможение и обречённость творческого человека далеко не всегда связаны с его недовольством политическими реалиями. Замысел картины был подсказан режиссеру известным немецким киноведом Гансом Шлегелем. И, наконец, Америка- вечное притяжение и отторжение. Резоны и страхи, устремления и вкусы советского интеллигента-шестидесятника. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок.
Точнее, усталость, смешанная с гордостью. Моя жизнь не в прошлом и не в будущем, а в настоящем». Но он не понимает, что сделал уверенные шаги на пути к фатальному финалу.
Этот кашель — своеобразная звуковая доминанта в окружающем мире, густо насыщенном разнородными шумами (обрывками фраз, мелодий, скрипом снега под ногами тяжко передвигающегося толстяка). Однако же- сон, переутомление, депрессия. И агрессия коллеги кажется ему неадекватной.
Смыслы- разные, фон- един. «Последний поезд», возможно, помимо воли автора, полемизирует со стереотипами изображения войны, сложившимися в последние годы, когда стали появляться фильмы о войне в Чечне. Однако начать мне хочется всё же с Лоскутного одеяла – с вещей и символов. К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. Судьба, как и творчество Виктора Попкова, созвучны судьбам многих шестидесятников, тех, кому так называемая "оттепель" дала возможность раскрыть свое творческое "я" и кто так и не успел договорить чего-то, возможно, самого главного.
К этой теме художник относился с огромной серьезностью и уважением. Я так не умею. В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране.
Офицера встречают. Однажды к ней пришли гости, такие же пожилые женщины, как и она.
Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи. Сюда уже после ареста отца отвела меня мать – в первый класс. Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью. Он не всходил на вершины искусства медленно, тяжело, он скорее низвергался вниз.
Однако начать мне хочется всё же с Лоскутного одеяла- с вещей и символов. А также – трагическое мироощущение, печать обреченности, лежащая на героях и мире. Директор Шибанов, как и мой отец, был фронтовиком. В картине «Шинель отца» отражено стремление мастера через простой сюжет рассказать о серьезном: об ужасах войны и о трагической судьбе целого поколения. (Напомню, что одиозный и неоднозначный социалистический реализм включал в себя ряд направлений и ответвлений ибо сам по себе являлся не стилем, но методом).
Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972). И всё это- на русском, деревенском исконно-посконном фоне. Полная утрата ориентиров делает бессмысленными понятия «вперед» и «назад», «наступление» и «бегство». Вдовы.
Немецкие войска отступают. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля»— «Строители Братска» (1960—1961 также известна как «Строители Братской ГЭС»234). Я любил прижиматься лицом к влажной шинели отца, когда вечерами он приезжал с работы. Резоны и страхи, устремления и вкусы советского интеллигента-шестидесятника. Бытовые сцены превращались у него в бытийные. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (1952—1958) у Е. А. Кибрика.
Надо сказать, что такой проблемы для Попкова не существовало. Шинель «ушла» довольно рано. Три сюжета на лоскутном одеяле.
Работа окончена – одна из таких картин.