Слепцы Картина Брейгель
«Слепые» картина Питера Брейгеля Старшего
Даже речка не подёрнулась всплеском от упавшего в её воды поводыря. Картина описывает притчу прямо и без всяких полунамёков. В соответствии с этим наблюдается превращение фигурного мотива от прочного, как глыба, стояния к податливому сдаванию и, наконец, к массе, статически и органически не контролируемой начиная с управляемого или полууправляемого тела вплоть до катящегося камня или, в духовном выражении, «в этих жутко индивидуализированных удивительных головах, — как говорит Ромдаль, — видно ступенчатое нарастание страха» и все это делается еще более страшным и захватывающим в связи с тупой безвыразительностью, свойственной слепым.
Художественно-исторический музей. Начавшиеся было бунты и выступления быстро сошли на нет. В основу «Слепых» легла библейская притча о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью.
В 50-х годах он, подобно многим европейским художникам, совершил «образовательное» путешествие в Италию. Низкое хмурое небо выполнено в оттенках серого. 3). И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества.
Описание картины «Слепые (Притча о слепых)»
Жареный поросёнок бегает с кухонным ножом, заткнутым за пояс по траве семенит на маленьких ножках яйцо всмятку с предусмотрительно воткнутой в него ложечкой «кактус» сделан из золотистых булок крыша шалаша покрыта пирогами На пороге шалаша сидит рыцарь с открытым ртом, ожидая, что ему в рот влетит жареный голубь. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Для мрачного сюжета художник подобрал неяркие приглушенные тона. Чтобы понять, о чем говорит брейгелевская «Притча о слепых», нельзя упускать из виду культурный и исторический контекст, в котором создавалась эта картина. После картины «Притча о слепых» Брейгель исполнил только одну картину — «Сороку на виселице» (1568 Дармштадт, Музей), где сплелись и последние разочарования художника и стремление возвратиться к былой гармонии и сознание невозможности такого возвращения.
Мрачные раздумья переполняли сознание художника. «притча о слепых» – диагноз Брейгеля Старшего духовному состоянию общества. На картине изображена не более чем утопия благополучной жизни.
«Притча ослепых» Брейгеля-старшего: история создания картины
Следствием является жуткое, быстрое нарастание падающего движения. В картине мы видим буквальную иллюстрацию этого.
Второй слепой по инерции тоже не может удержаться от падения. Слепцы – последняя картина мастера. Художник не принимал заказов на портреты известно только одно его произведение в этом жанре – «Голова крестьянки». По дороге посетил Швейцарию и Францию и написал несколько пейзажей. Он — как некогда Савл — прозрел.
Художественно-исторический музей. Еще ужасней и глубже бездна, в которую человека часто увлекает его собственная глупость. Под предлогом уничтожения еретиков были замучены и убиты тысячи простых людей. Весь остальной мир спокоен и вечен – чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. Они еще не знают, что случилось впереди.
Конвульсивны и лихорадочны жесты слепцов. У идущего перед ним наблюдается полная (по-видимому, врождённая) слепота. В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. И «взгляд» его завершает путь остальных — жизненный путь всех людей.
Описание картины Питера Брейгеля «Притча о слепых»
Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. В это время и создается картина «Слепые», в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела. Этот взгляд завершает путь слепцов— жизненный путь людей. Они не только физически ущербны, неполноценны, так как слепы они страшны, безобразны, отталкивающи настолько, что не возбуждают сочувствия».
Источник сюжета — Евангелие от Матфея (15, 12-19). Весь остальной мир спокоен и вечен – чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. Под предлогом уничтожения еретиков были замучены и убиты тысячи простых людей. Следующий за ним слепой падает на него. Еще ужасней и глубже бездна, в которую человека часто увлекает его собственная глупость.
В Одесском музее копия картины Брейгеля оказалась подлинником
«Притча о слепых» (1568) «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму». Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. Иной житель Львова уверен, что жилые кварталы Донецка обстреливают из гаубиц ополченцы. В немецких сказках – Schlaraffenland, при дословном переводе, буквально страна ленивых обезьян, от sluraff – лентяй, affen – обезьяны и land – земля. Идея впервые появилась как пародия на рай в сатирической поэме Себастьяна Бранта «Корабль дураков», созданной в 1494 г., однако ещё в V в. до н. э. подобные идеи присутствовали у поэтов Телеклеида и Ферекрата. Брейгель, Питер Старший Страна лентяев 1567гСтарая пинакотека, МюнхенСтихотворное изложение сказки о вымышленной стране бездельников было дано Гансом Саксом и появилось в 1536 г. в Нюрнберге. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму.
Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества. Это была принципиально новая концепция эстетической ценности природы, которая (возвеличивая природу) вместе с тем подчеркивала, что человек — величина бесконечно малая и незначительная. Возрождение. Широко известна древнеиндийская история «Слепые и слон».
В картине мы видим буквальную иллюстрацию этого. Рот приоткрыт.
100 великих картин (с репродукциями)
Кисти Брейгеля приписывают сорок пять картин. Искусствоведы также обращают внимание на то, что двое (второй и четвёртый) в цепочке не просто слепые— они были ослеплены насильственно. Широко известна древнеиндийская история «Слепые и слон». Человечна природа, а не люди. Из книги «Картинки по Брейгелю» ПРИТЧА О СЛЕПЫХСтрашно но хорошо сделанаПритча о слепцахбез единого всплеска красногов композиции гдегруппа нищих по диагонали внизведет друг другачерез весь холст, от левого краячтобы свалиться в канавукоторой и обрываютсякартина и композиция возвращаяк слепоте и незрячестиявленной в лицахв грязной щетине изгоевих жалких пожиткахна заднике чуть различимызаводь прачка крестьянскийдомишко шпиль церквилица подняты словно бык свету небесничего лишнего скупостькомпозиции где одинза другим держась за посохуверенно бредут навстречу катастрофеПеревод с английского: Антон НестеровУильям Карлос Уильямс (William Carlos Williams) – один из крупнейших американских поэтов XX века, лауреат Национальной книжной премии (1950, первое присуждение), Пулитцеровской премии (1963, посмертно) и ряда других наград. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
Искусство Нидерландов 16-го века Картина «Притча о слепых». Возможно именно оно послужило основой для прозаической интерпретации этой сказки изданной в Антверпене в 1546 г. и имеющей много общего с сюжетной канвой картины Питера Брейгеля. В левом углу внизу можно прочесть (на увеличенной копии) подпись художника и дату – 1567 год. Как и многие другие работы Брейгеля, эта картина тоже имеет в своей основе нидерландскую пословицу – (дословный перевод) "нет ничего более глупого, чем ленивый сластёна". Чтобы попасть в страну лентяев, нужно было проесть проход в горе из каши изображенной на картине в правом верхнем углу. В это время и создается картина «Слепые», в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела. К этим работам относятся «Калеки», «Крестьянин и разоритель гнезд» и, конечно, «Притча о слепых». На полотне наглядно изображена притча из Евангелия от Матфея, где говорится следующее: «если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму». Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. Сюжет полотна описывает одну из притч, которая гласит: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».
Есть ли у картины «Слепые» Питера Брейгеля Старшего тайный смысл
На картине – шестеро слепых, которые двигаются цепочкой, держась друг за друга. Глухие плащи двух последних мужчин выполнены в наиболее спокойных и темных оттенках. Вероятно, он слеп от рождения.
Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Убеждение в слепоте не ведающего своей судьбы человечества он выразил в этой картине. И взгляд его завершает путь остальных – жизненный путь всех людей.
Описание картины Питера Брейгеля «Притча о слепых» (Слепые ведут слепых)
Пейзаж статичен и безмятежен, отсутствуют посторонние фигуры людей и животных. Письмо подробно и детализировано. Это относится и к его картине «Битва Поста и Карнавала», на которой веселятся маленькие, суетные фигурки гуляк, ряженых, монахов, торговок, музыкантов, зрителей игроков, пьяниц. «А исходящее из уст – из сердца исходит сие оскверняет человека. Глаза правды — это особый орган зрения. В 1963 году семья переезжает в Брюссель, где художник останется до конца своих дней.
В настоящее время находится в Национальной галерее Неаполя. Брейгель откровенно и безжалостно показал это на своей картине. Эти нищие — не крестьяне и не горожане. Они еще не знают, что случилось впереди. Апогеем творчества Брейгеля считается картина «Слепые», написанная им в 1568 г. Удивительно, но наивысшего мастерства художник достиг в годы своего разочарования в жизни и людях.
Глухие плащи двух последних мужчин выполнены в наиболее спокойных и темных оттенках. Единство человека и природы здесь распалось окончательно. Но в то же время часто незрячий выступает как олицетворение веры (не зря ее часто называют слепой). В отличие от Италии, на Севере пока не возникает гуманистического светского мировоззрения. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города.
- «Притча о слепых» Питера Брейгеля
- Притча о слепых Питера Брейгеля Старшего: Аллегория, которая заставляет задуматься
- ПРИТЧА О СЛЕПЫХ — ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ
- История одного шедевра: «Притча о слепых» Брейгеля-старшего
- Картина Питера Брейгеля Старшего «Притча о слепых»
- Слепые Картина Питера Брейгеля Старшего
Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Отчасти в этом сказался кризис былой веры в человека, но вместе с тем (в результате великих географических открытий) и беспредельное расширение мира и кругозора. Как и весь народ, художника охватило отчаяние и эта безысходность обрела наиболее полное выражение в его картине «Притча о слепых». В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев.
Яркой охрой светится глина у обрыва. 114 x 163 см. При помощи офтальмологов было установлено, что третий слева поражён лейкомой роговицы (в просторечье – бельмом). Это и понятно: слепые ведут слепых.
хуления». Споры вокруг личности и творческого наследия Брейгеля Старшего не умолкают до сих пор. Посох, который связывал его с идущим перед ним, тот выпустил. Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян.
Человек обретает зрение благодаря своей безграничной вере. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства. И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер. Третьи — что его творчество воплощает в себе народные традиции, выделяя в нем создание крестьянского жанра, за что художник и получил прозвище «Мужицкий».
- Картина «Притча о слепых» Питера Брейгеля Старшего с большим разрешением 8200
- Открытка (плейкаст) «Брейгель Питер Старший «Слепые»»
- Притча о слепых — Питер Брейгель Старший
- Самое интересное в виде мозаики
- Все, что ты можешь вообразить — реально
- Словари и энциклопедии на Академике
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
И «взгляд» его завершает путь остальных — жизненный путь всех людей. Картина Брейгеля – не единственный сюжет в искусстве на тему незрячих.
Этот взгляд завершает путь слепцов – жизненный путь людей. Источник сюжета — Евангелие от Матфея (15, 12-19). Последние идут спокойно ибо еще не ведают о грозящей беде.
Чтобы понять, о чем говорит брейгелевская «Притча о слепых», нельзя упускать из виду культурный и исторический контекст, в котором создавалась эта картина. Чаще всего мы предпочитаем уклониться от такого удара истины. И взгляд его завершает путь остальных – жизненный путь всех людей.
Брейгель открывает зрителю цепи вздымающихся гор, безбрежные морские просторы, вереницы плывущих в небе туч. Одежда слепых таких же блеклых тонов, как и окружающая природа – все та же палитра серого. Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках.
К этим работам относятся «Калеки», «Крестьянин и разоритель гнезд» и, конечно, «Притча о слепых». Они пребывают в мире и покое. Как это ни удивительно, подобные высказывания можно встретить довольно часто.
- Последние комментарии (всего 5)
- «Романтики с большой дороги»: интервью с группой
- 19-й фестиваль «Новое британское кино»
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Картина Слепые (Слепцы) Питера Брейгеля Старшего с описанием
- Притча о слепых Картина Питера Брейгеля
Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер). В ней Брейгель накануне ухода из этого мира будто выразил отношение к людям. XVI столетия, свидетельствуют именно о его меняющемся мировоззрении. И, наконец, самый последний нищий — падающий. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму.
Жилы на шее вздулись. Между этими двумя полюсами и развертывается теперь трагическая судьба. И «взгляд» его завершает путь остальных — жизненный путь всех людей. Старший Брейгель родился в нидерландском городе Бреда в начале XVI века. Движение, понималось так, раздвигало раму. Начавшиеся было бунты и выступления быстро сошли на нет.
Провал справа выступает как контрапункт возвышенности. Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. Слепцы не по физическому недостатку, а по своей недальновидности, объединяясь и надеясь друг на друга, которых не ведёт «видящий», неминуемо упадут в «яму». Человек обретает зрение благодаря своей безграничной вере. Одежда слепых таких же блеклых тонов, как и окружающая природа – все та же палитра серого. Старик благочестив.
Кисти Брейгеля приписывают сорок пять картин. Третий явно встревожен. Вена. Эти нищие — не крестьяне и не горожане. Идею и композицию подчеркивает колорит картины. Сразу было казнено более восьми тысяч человек.
Каков пятый — неизвестно, он сейчас «не от мира сего». Художник сумел подчеркнуть цветом динамическую диагональ. Для Брейгеля они были неотъемлемой частью пейзажа. Кажется, ещё мгновение – и земля уйдёт из-под их ног. Духовно слепым людям противопоставлен прозревший слепой, который пронзительно смотрит на «зрячих» своими физически пустыми, но наполненными огромной духовной энергией, глазницами.
Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. По существу, Брейгель берет реальный факт. Но поза его еще устойчива. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
Такими посохами передается движение от одного слепого к другому. Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других. На лице застыл тревожный вопрос. Произведение Брейгеля, согласно общепринятому толкованию, основано на библейских строках: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Жареный поросёнок бегает с кухонным ножом, заткнутым за пояс по траве семенит на маленьких ножках яйцо всмятку с предусмотрительно воткнутой в него ложечкой «кактус» сделан из золотистых булок крыша шалаша покрыта пирогами На пороге шалаша сидит рыцарь с открытым ртом, ожидая, что ему в рот влетит жареный голубь. В связи с этим вспоминается восходящая к Евангельскому тексту сентенция: «Где кошелек, там и сердце».
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Такими посохами передается движение от одного слепого к другому. Весь остальной мир спокоен и вечен — чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых».
И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер. хуления». В соответствии с этим наблюдается превращение фигурного мотива от прочного, как глыба, стояния к податливому сдаванию и, наконец, к массе, статически и органически не контролируемой начиная с управляемого или полууправляемого тела вплоть до катящегося камня или, в духовном выражении, «в этих жутко индивидуализированных удивительных головах, — как говорит Ромдаль, — видно ступенчатое нарастание страха» и все это делается еще более страшным и захватывающим в связи с тупой безвыразительностью, свойственной слепым. Все слепые этой цепочки искали ответ на вопрос, что происходит. «Взгляд» его пустых глазниц обращен к зрителю. Так, еще в Библии встречается притча про слепого Вартимея. Второй слепой по инерции тоже не может удержаться от падения.
Его лицо спокойно. Художник не принимал заказов на портреты известно только одно его произведение в этом жанре – «Голова крестьянки». Слепые и калеки часто просили милостыню по деревням и проселочным дорогам. После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон».
Последние идут спокойно ибо еще не ведают о грозящей беде. Между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения.
Картина Брейгеля – не единственный сюжет в искусстве на тему незрячих. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер.
БиблияГениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых». Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в «Притче о слепых» (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Следующий за ним слепой, падает на него.
Дерево, масло. Как и весь народ, художника охватило отчаяние и эта безысходность обрела наиболее полное выражение в его картине «Притча о слепых». Убеждение в слепоте не ведающего своей судьбы человечества он выразил в этой картине. Только невозмутимая природа – свидетель разыгрывающейся драмы, которая в сравнении с вечностью является всего ничтожным эпизодом.
Так строится на подвижном контрапостном действии барочной пространственной диагонали грандиозная по трагизму тема. Какой ответ получит слепой. Террор и беззаконие царили в стране. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
А действительность тогда была ужасной. Притча носит не прямой характер, а скорее — аллегорический. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала.
Он приостановился. Этот взгляд завершает путь слепцов – жизненный путь людей. Весь остальной мир спокоен и вечен — чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.
Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Мрачные раздумья переполняли сознание художника. Только один из слепцов, уже падающий, обращает к зрителю свое лицо.
Единство человека и природы, отчасти присутствовавшее во «Временах года», здесь распалось окончательно. Так как слепые ведут слепых, так как они чувствуют падение, так как падение это неизбежно. И в контраст принятой композиции с помощью планов (дальний, средний, ближний) – статуарной композиции, диагональ воспринималась как образ движения. «А исходящее из уст – из сердца исходит сие оскверняет человека. Слепые, связанные друг с другом руками, положенными на плечи и шестами, образуют цепь, которая внезапно, благодаря тому, что вожак оступился, натягивается с большою силою. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду.
В пейзаже преобладает сильно приглушенная охра, пыльная зелень. Третий, связанный со вторым посохом, тоже последует за своими предшественниками. Произведение Брейгеля, согласно общепринятому толкованию, основано на библейских строках: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Это относится не только к знаменитой серии «Времена года», но и к другим полотнам Питера Брейгеля Старшего.
Нарастание тревоги и опасения подчеркивается широко распахнувшимися полами его плаща. Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. «Страна лентяев» – сказочная страна, широко распространена во многих сказках стран Европы. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Напряжение нарастает вместе с цветом.
Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Брейгель видит духовную красоту лишь в природе. Первый долг человека по отношению к государству — уважение к существующему порядку.
Его плащ запахнут. Ни единого просвета нет между облаками. Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста.
С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Он назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу.
Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Последние годы жизни художника прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой.
Голова приподнята.
Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. «А исходящее из уст – из сердца исходит сие оскверняет человека. Нидерланды (Фландрия). Кажется, ещё мгновение – и земля уйдёт из-под их ног.
И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер. Широко известна древнеиндийская история «Слепые и слон».
Судорожны и неуверенны их жесты. Старик благочестив. На полотне наглядно изображена притча из Евангелия от Матфея, где говорится следующее: «если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму».
Брейгель с потрясающим мастерством и чутким пониманием передал выражение его лица. Мир спокоен и вечен. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Но весь этот веселящийся Вавилон занятен столь же, сколь и ничтожен. Проел — попал — наслаждайся.
И хотя зрелище это облечено в бытовую сцену, ее внутренний человеческий смысл поднимается до трагедии вселенского масштаба. Композиция картины выстроена по диагонали. Источник сюжета – Евангелие от Матфея (15, 12-19).
Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. Отчасти в этом сказался кризис былой веры в человека, но вместе с тем (в результате великих географических открытий) и беспредельное расширение мира и кругозора. Но весь этот веселящийся Вавилон занятен столь же, сколь и ничтожен. С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Но в то же время часто незрячий выступает как олицетворение веры (не зря ее часто называют слепой). Это относится и к его картине «Битва Поста и Карнавала», на которой веселятся маленькие, суетные фигурки гуляк, ряженых, монахов, торговок, музыкантов, зрителей игроков, пьяниц.
Картина оставляет довольно гнетущее впечатление. В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Единство человека и природы, отчасти присутствовавшее во «Временах года», здесь распалось окончательно. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства.
Только один из слепцов, уже падающий, обращает к зрителю свое лицо. «Крестьянская свадьба», а затем «Крестьянский танец» написаны Брейгелем с иронией, переходящей местами в грубоватый юмор, однако роль крестьянина в них уже становится значимой. Он неторопливо равномерно отмеряет шаги. Проел — попал — наслаждайся. Но зрячие оправдывают свое нежелание помочь слепым и войти с ними в контакт, лицемерно ссылаясь на слова Христа: «Оставьте их».
Вероятно, Брейгель соотносил этот сюжет картины с теми спорами, которые кипели тогда вокруг деталей религиозного обряда. «Притча о слепых» — картина имеющая другие названия — «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведёт незрячего». На картине Питера Брейгеля «Слепые» средь белого дня слепой поводырь сбился с пути и рухнул в реку. И хотя он старается придать своей картине строй ясный и холодный, ее цвет — стальной, но с нежным сиреневым дрожащим отливом— выдает ее трагическую и напряженную безысходность. Напряжение нарастает вместе с цветом. Туда же с неотвратимой неизбежностью движется и цепочка ведомых им нищих слепцов.
Кроме того, ощущается значительное влияние церкви на искусство. В шести фигурах представлено шесть различных фаз падения. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. И все, что сейчас происходит впереди, можно попытаться узнать только пальцами руки. Чем дальше, тем неувереннее становятся их судорожные жесты и быстрые движения, а земля уже уходит из-под ног. Так, еще в Библии встречается притча про слепого Вартимея. Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Судорожны и неуверенны их жесты. Террор и беззаконие царили в стране. Всеми силами своего опыта хождения вслепую он пытается понять, что они почувствовали. Источник сюжета — Евангелие от Матфея (15, 12-19).
В 1963 году семья переезжает в Брюссель, где художник останется до конца своих дней. Картина «Слепые» была написана в 1568 году. И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер. Картина описывает притчу прямо и без всяких полунамёков. Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Все достигли предела своих желаний: двое спят, третий грезит. Произведение Брейгеля, согласно общепринятому толкованию, основано на библейских строках: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Весь остальной мир спокоен и вечен — чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. Еще ужасней и глубже бездна, в которую человека часто увлекает его собственная глупость.
Для мрачного сюжета художник подобрал неяркие приглушенные тона. «Взгляд» его пустых глазниц обращен к зрителю. Притча рассказывает о трех людях, которым дали дотронуться до различных частей тела слона, на основании чего каждый вынес вердикт, как выглядит животное и каждый из них был не прав. Он бредет автоматически в привычной безмятежной задумчивости, почти полудреме. Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других.
Высокое Возрождение было ж в оппозиции к Раннему Возрождению. Между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. И все искусствоведы отмечают на его картинах пейзаж. Народные массы ответили героическим сопротивлением.