Сватовство Майора Картина Википедия
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». В ней борются противоречивые чувства. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.
Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. А переливчатые ткани на платьях. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке.
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Стерпится – слюбится. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Ах, уж эта кулебяка. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
Ж-4521)8910. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. / Нет, в светлицу уйду. »46. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар.
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
А дальше можно предполагать. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
Ах, уж эта кулебяка. Возможно, лента тут служит указанием на доблестное участие члена семейства – отца или деда ополченцем/партизаном в войне с Наполеоном (. ). Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.
А богатый купец не жалеет денег, чтобы породниться с дворянином. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.
Продолжатся (или не продолжатся) две династии – военная и купеческая. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. С одной стороны, она очень неловко чувствует себя в новом платье— главным образом из-за огромного декольте, которое открывает её плечи и грудь по описанию Федотова в рацее: «Ай, ай, ай. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.
По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Картина говорит: О том, как люди на свете живут, Как иные на чужой счет живут, Сами работать ленятся, Так на богатых женятся.
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился.
Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».
Браки по расчёту вообще самые крепкие. Сын был гордостью и надеждой семьи. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.
Георгиевская лента и Сватовство майора
/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Обнаружили его в Царском Селе уже совершенно больным. А дальше можно предполагать. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке.
Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Картина Сватовство майора: описание картины
В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41.
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Она немолода и, по-видимому имеет достаточно опыта в своём деле — правда, в кругу незнатных особ. Федотов вводит нас в купеческий дом. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.
Откуда лента здесь взялась. Он посоветовал начинающему художнику учиться и работать еще больше. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.
Столы накрыты, приготовлено вино, служанка вносит пирог. Но награждения лиц, не имевших чина и права получить армейскую награду, были очень редки. Все не столь однозначно с Купцом. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Кто-то скажет, что перед 8 Марта уместнее разговор о произведении, где героини, например, возвышенны, романтичны. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением.
чужой. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». В сватовстве майора, жениха-щеголя упрекнуть не в чем: жениться ради денег в то время было скажем в порядке вещей, это было модно, разве можно думать о какой-то там любви, пребывая без гроша в кармане. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.
Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.
О знаменитой картине "Сватовство майора"
Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. В описании его коллекции изданном в 1853 году, полотно фигурировало под названием «Приезд жениха». Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Он промотал состояние и теперь не прочь поправить дела.
По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора», которая была окончена в том же году.
Сватовство майора и шутовство художника
В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера». Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Для большего не хватало грамотности, связей.
Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». В описании его коллекции изданном в 1853 году, полотно фигурировало под названием «Приезд жениха». В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова — «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом.
Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. И зачем. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства.
В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.
Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Купец — дородный мужчина с окладистой бородой — находится в тени в углу комнаты. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили.
Это излюбленный приём Павла Федотова. Для большего не хватало грамотности, связей. «Особенности национальной женитьбы» в середине XIXвека.
Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Своих же персонажей, по отзывам близких людей художника, он любил. А седобородый батюшка-купец. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».
Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Дом, несомненно, богатый – одна люстра чего стоит. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. / Никогда с ними я не бывала». Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием.
«Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Таким образом создается своего рода композиция движения. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. В центре полотна находятся главные персонажи картины — купчиха и купеческая дочь.
А само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809–1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.
«Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств и за него Академия художеств присвоила Федотову звание академика. Грустная история. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.
Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». — стыд какой. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10–12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности.
Подобные браки случались тогда повсеместно. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности.
О знаменитой картине Сватовство майора
/ По-старинному — в сизом платочке. / Ой, стыд какой. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название — «Приезд жениха (Сватовство майора)». Действие происходит в передней, а не в гостиной или столовой, что не соответствует этикету, на наспех собранном столе – скатерть, предназначенная для декоративной функции в кабинетах и не для приема пищи, размер стола слишком мал для количества выставленных закусок, вечерние бальные наряды купчихи и дочери не соответствуют ни времени дня, ни тому, что происходит. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. / Ой, стыд какой. О набожности хозяев свидетельствуют лежащие на столике слева Псалтырь и Библия, а также стоящие на полочке иконы с лампадами. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.
Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга — «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы».
Публика смеялась от души. А картины.
/ По-старинному— в сизом платочке. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. И здесь – важный момент. Вот, кстати и он – в смежной комнате.
Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора.
Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.
Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента.
Вот-вот состоится (или не состоится) свадебный сговор. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Ведь они не виновны в падении нравов современности.
Армейский майор – это, как правило, командир батальона. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош.
Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до густых штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Брюллова. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло.
На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома — она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора». «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.
Описание картины «Сватовство майора»
С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6.
Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Только наверняка он «происхождения тёмного». По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как «средство поэтического претворения реальности». Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58.
Помогите описать картину Сватовство майора
ассигнациями в месяц». В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Все не столь однозначно с Купцом. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком, Он знакомей больше с армяком Как он бьётся, пыхтит, Застегнуться спешит Нараспашку принять — неучтиво». После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы.
Она пытается убежать перед приходом своего жениха, но мать вынуждает ее остаться в комнате. По-видимому, офицер хочет этого брака главным образом из-за приданого, чтобы поправить своё материальное положение, а купец таким образом может породниться с дворянином. А там, если помните, никакого туалета. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане.
Описание картины Сватовство майора
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора», которая была окончена в том же году. Наиболее колоритна фигура матери — «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».
Полотно Сватовство майора принесло отставному лейб-гвардии капитану Павлу Федотову (1815-1852), не имеющему официального художественного образования, звание академика живописи. Для большего не хватало грамотности, связей. Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). стоили. К тому же, отдавая Дочь за Майора, Купец по существу покупает для будущих внуков дворянскую грамоту.
Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. В собрании Государственной Третьяковской галереи была ещё одна копия, написанная Аполлоном Мокрицким. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Возникнет (или не возникнет) новая семья. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника.
В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Армейский майор – это, как правило, командир батальона.
Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»
/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.
Видимо, в псалтырь. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина.
Павел Андреевич Федотов Сватовство майора: Описание произведения
В комнате переполох — последние приготовления к встрече. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием.
Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.
В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».
Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Ах, уж эта кулебяка. На картине изображён интерьер богатого купеческого дома. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара».
Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46.
В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. В юности «забрили лоб». В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора». В центре полотна находятся главные персонажи картины — купчиха и купеческая дочь.
Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Всего на картине изображено восемь персонажей. / По-старинному — в сизом платочке. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора.
Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Им предстоит родиться благородными они избегут рекрутской повинности, никто не забреет им лоб. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств и за него Академия художеств присвоила Федотову звание академика. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. Вечные брачные архетипы с поправкой на старомосковский колорит.
Однажды к Брюллову принес свои рисунки молодой офицер Павел Андреевич Федотов. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Стерпится – слюбится. / Нет, в светлицу уйду. »46.
Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений.
- Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
- Сватовство Майора Картина Википедия
- СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
- Как с первого раза подобрать и выгодно купить обувь в интернете: 7 советов бывалого шопоголика
- Самое интересное в виде мозаики
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
Считается, что образ майора дался художнику относительно легко — с учётом его творческого опыта и наблюдений, сделанных во время десятилетней службы в лейб-гвардии Финляндском полку. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Художником показаны многие характерные черты купеческого быта.
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой.
- Портрет флигель-адъютанта Сергея Марина
- Без году 40 или три по тринадцать
- 25 МУДРЫХ МЫСЛЕЙ ИНДЕЙСКОГО НАРОДА
- Самые старые фотографии знаменитых городов мира
Только наверняка он «происхождения тёмного». А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Возможно, переживает, чтобы всё сладилось – подкручивает свои гусарские усы. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Кроме одного. Подобных вопросов возникает множество.
По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. А невесту – в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство.
Мать пытается удержать и образумить невесту и ее поза и выражение лица выдают властный и волевой характер – наверняка в этом доме всем заправляет именно она. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга — «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы».
- Коллекция Государственного Русского музея
- Художник Павел Андреевич Федотов
В ней борются противоречивые чувства. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название — «Приезд жениха (Сватовство майора)». Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники.
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Рядом с ней мы видим и самого купца – добродушного мужичка с окладистой бородой, который пытается застегнуть нарядную и не совсем привычную для него одежду, готовясь к появлению долгожданного гостя. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.
Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Люди начнут улыбаться, кланяться друг другу, говорить неискренние слова. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.
Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей».
Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком, Он знакомей больше с армяком Как он бьётся, пыхтит, Застегнуться спешит Нараспашку принять — неучтиво». Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809–1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов.
В ту пору, будучи офицером, Федотов получал жалование 300 руб. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26.
Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Естественно, что о каких-либо чувствах речь здесь и не идет. Ярчайшим образцом творчества стала картина Федотова «Сватовство майора», созданная в 1848 году. А он показывает на входящую сваху.
Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как «средство поэтического претворения реальности».
Эта жизненная ситуация стала сюжетом знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора». По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. ассигнациями в месяц». А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош.
Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Настал день – и он снова пришел со своими работами к Брюллову. ассигнациями в месяц». И зачем.
Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Кошка замывает гостей». чужой. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором».
В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. 5. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен.
И мундир надел с эполетами, а мог бы ведь по-простому, по-граждански – сюртук. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Постепенно сюжет сложился. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3.
Служанки шушукаются. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки. Еще не вошёл в залу. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона».
Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова — «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца.
Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.
В 1846 году Федотов написал свою первую картину — «Свежий кавалер», а в 1847 году — ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня3. Кроме одного. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Был похоронен на Смоленском православном кладбище7 в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка1.
Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». То есть эта картина является визитной карточкой художника.
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Скорее всего, ее слово в семье и является главным в решении любого вопроса. Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.
Вариант-повторение картины, написанный около 1851 года, находился в Царскосельском Александровском дворце, откуда в 1897 году он был передан в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей). Браки по расчёту вообще самые крепкие. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Именно благодаря этой произведению ему было назначено почетное звание академика.
В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Обе разряжены для приема жениха. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Со вчерашнего дня Ее нет для меня.
«Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. В первом варианте художник изобразил её шаржированно— глупой, капризной и неуклюжей, вызывающей насмешку. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать». Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах-«трениках». Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём.
Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). А росписи на потолке. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. В комнате переполох — последние приготовления к встрече.
Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. 58, 375, 4. Всего на картине изображено восемь персонажей. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930.
Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. В юности «забрили лоб». Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.
Не аристократический (мира аристократов выросший в Замоскворечье художник изнутри знать не мог), а именно купеческий. Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве. Стремясь к гармоничному сочетанию всех элементов картины, Федотов тщательно строит композицию используя классические принципы симметрии и равновесия26. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».
И здесь – важный момент. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Вариант-повторение картины, написанный около 1851 года, находился в Царскосельском Александровском дворце, откуда в 1897 году он был передан в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей). Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году.
Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Отсутствуют и другие делали: исчез замысловатый узор на скатерти, менее подробно выписаны висящие на стене картины и т. д. Федотов пытается снять перегружающие рассказ второстепенные подробности, чтобы сосредоточить внимание зрителей на главном и придать большую остроту представленной на картине ситуации57. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.
Он пока не видит того, что происходит в комнате, где разворачивается основное действие и ожидает приглашения войти38. А седобородый батюшка-купец. Браки по расчёту вообще самые крепкие. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Мы видим на картине Федотова высшую точку этой напряженной неопределённости и то, как каждый из акторов (действующих лиц) её переживает.