Три Креста Гравюра Рембрандта

Три креста (гравюра Рембрандта)

Однако зрителя это не смущает. Оставаясь вдвоем с этим внимательным молодым человеком – его последним учеником. и внезапно все замолкают и поднимаются со своих мест". Если рассматривать окончательное состояние офорта, учитывая и седьмое состояние (истолковывая бородатую фигуру как Ветхого Адама), то следует подчеркнуть два момента.

И над всем этим кишением естества высится неподвижная фигура Христа. Какова же была та задача, которую он перед собой ставил. Отец производит впечатление слепого. и все поймем. Полотна, начатые им до этого проклятого заказа, были закончены и мысль о новых сюжетах вызывала у художника лишь холодное презрение. Или он позвал художника к себе и позировал ему у себя на дому.

– Ныне отпускаешь своего слугу с миром". Писать для будущих поколений. Тяжкая боль изнуряла тело больного. Именно этой техникой в первую очередь определяется колорит листа.

И доказывал это многочисленными примерами. И работая над новым вариантом с иной композицией, Рембрандт творит и новый стиль. В притче ничего не сказано о слепоте отца. Сало таяло и капало на руки, на лежащую у ног палитру. Теперь он может свободно умереть.

В горниле судьбы он выковывает свой последний шедевр. Всю жизнь он оставался верным своему имени Петр – скала.

По словам Винтернитца, здесь Рембрандт затрагивает актуальные для того времени споры о свободе воли и предопределении если, как считали ортодоксальные кальвинисты, господствует предопределение, то предопределены и Страсти Христа, а значит, нет вины на тех, кто послал его на распятие (почему Рембрандт и убрал толпу на переднем плане). Контуры подчас пересекают друг друга. Это была поразительная по своей скрупулезности и физическому усилию работа.

Красивым жестом он заложил ладонь правой руки за разрез камзола на животе. Иисус же, опять возопив громким голосом испустил дух. Это был обряд, свершавшийся с такой чинностью, что ее не нарушала даже неловкость Рембрандта, отвечавшего на изысканные и разнообразные комплименты синдиков короткими неуклюжими фразами.

Христос перед народом 
 (гравюра Рембрандта)

Христос перед народом (гравюра Рембрандта)

И вот он уже в качестве ученика занимает клетушку позади мастерской учителя. Рембрандт был охвачен пламенным вдохновением. ". Таковы мраморные античные надгробия, в которых запечатлены последние рукопожатия друзей.

Опустив руку на плечо старшей девочки, он протягивает средней красный цветок.

Только теперь, наконец, думалось им, начнется настоящая жизнь. Там выросли новые дома, замощены проезды. Титус был разгорячен и только-только оправился от болезни. Напротив: то был некий идеальный свет, только мыслимый и воображаемый.

Эта картина невероятно красива. В огромном холсте нет ни одного места, не заполненного тончайшими изменениями цвета. Факт оставался фактом: его разыскали.

Рембрандт в восторге от успехов юного де Гельдера. Настороженное внимание выражено на слегка саркастическом лице председателя излагающего обстоятельства дела. При взгляде на следующую большую картину Рембрандта (длина сто шестьдесят семь, высота сто двадцать два сантиметра), возникает мысль, что изображенная на ней пара – не случайные посторонние заказчики, что они были близки художнику и дороги ему. Рембрандт здесь как бы протягивает нить, связывающую воедино все человечество. " Иисус же, опять возопив громким голосом испустил дух.

Но это обычно чисто декоративные фигуры, долженствующие внести в изображение элемент экзотики, находящейся за пределами обычного, элемент диковинного и причудливого. Офорты и живопись зачастую были взаимосвязаны. Столь большая доска, выполненная без травления, да еще так, что тональные градации в огромной степени определяют смысл всей композиции, должна была стираться при печати очень быстро, барбы в доске такого размера оказывались очень непрочными и навряд ли с нее можно было напечатать больше двух-двух с половиной десятков вполне удовлетворительных оттисков (особенно если вспомнить, что в первом и во втором состоянии было сделано уже не меньше чем по десятку отпечатков).

Три дерева (гравюра 
Рембрандта)

Три дерева (гравюра Рембрандта)

Деккер не был для Рембрандта просто моделью и не стал воплощением типа. Даже сухая игла приобретает столь не свойственную ей регулярность: вся группа перекрыта поверх резцовых линий такими же параллельными диагоналями (только лишь в противоположном направлении) иглы. Прошли и послесвадебные торжества и снова наступили будни. Человек у Рембрандта затерян среди этих сил, часто даже не сознавая, откуда они рождаются, - вот таким образом-то люди в его поздних офортах в растерянности, горечи и страхе теснятся друг к другу. В других местах Рембрандт налагает краски густыми массами, придавая им блеск эмали и драгоценных камней (так называемые пастозные мазки).

И прострет к нам руце свои и мы припадем. В офорте они выражены, может быть, отчетливее всего. Старшины цеха суконщиков изображены в момент обсуждения каких-то важных вопросов. Христос изображен по пояс, в позе пилигрима (паломника, богомольца или странствующего проповедника), в темной одежде и с посохом в руках.

Они задуманы в сумрачном и мощном стиле. Свадьба Титуса – последнее радостное событие в жизни Рембрандта. Некоторые черты барочности – в расширяющемся книзу столбе света, в светлой арене в центре, в пространственной форсированности с почти иллюзорно выбегающими вперед объемными фигурами, - все эти качества ранних состояний в новом варианте художником отвергнуты. Он замыкает, таким образом, двойную цепь своей блестящей деятельности.

На продажу картин старый, больной и отверженный обществом Рембрандт уже не рассчитывал. Все усилия Рембрандта принесли, таким образом, плоды ни одно из его исканий не оказалось тщетным.

Гравюра Рембрандта 
«Три креста» выставлена 
на торги с оценкой

Гравюра Рембрандта «Три креста» выставлена на торги с оценкой в 560-720 тысяч долларов

Она окончила свою речь. Их молодое счастье было еще безоблачно. Даже несмотря на то, что по злой воле ростовщиков и сутяг, обесчещенный в глазах так называемой приличной публики, вызывавший злобу и недоверие у всех тех, кого не устраивал его светлый гений, он жил теперь на задворках Амстердама в районе тогдашнего амстердамского гетто. Над деревянным карнизом, над головами синдиков, тянется полоса белой штукатурки.

Узкая горизонтальная, не бросающаяся в глаза размытая коричнево-оливковая полоска поверхности царского стола, загороженного Урией, как бы отодвигает от нас сидящих за столом Давида и писца и еще более приближает Урию. Улыбается и он в ответ тихой, полной молчаливого расположения улыбкой.

Напишите отзыв о 
статье Три креста 
 (гравюра Рембрандта)

Напишите отзыв о статье Три креста (гравюра Рембрандта)

Ему приятно это ощущение насквозь проникающего тепла. Героями картины называют Исаака и Ревекку, Иакова и Рахиль, Вооза и Руфь, Товия и Сарру.

Неистовые удары сердца прогнали сон и взломали тонкий ледяной покров забвения. Он раньше других уходил спать и во сне разговаривал, как дитя. По вечерам они сидели рядышком и рассказывали друг другу о своем детстве и юности. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом:. До сих пор неизвестно, кого, собственно, картина изображает.

Отрывок, характеризующий 
Три креста (гравюра 
Рембрандта)

Отрывок, характеризующий Три креста (гравюра Рембрандта)

Он покачивает головой: и знакомых совсем не осталось. Особенно психологически точно раскрыт образ Амана. Надо было спешить, время уходило.

Напишите отзыв о 
статье Три дерева 
 (гравюра Рембрандта)

Напишите отзыв о статье Три дерева (гравюра Рембрандта)

Это не простой фокус и не занятная иллюзия. В мирном труде тихо и ясно текла их жизнь. Он был поражен до глубины души. Полгода неослабного творческого горения, радости творческого труда.

Так сама композиция офорта утверждает его тему как Обращение сотника. Об этом написано немало книг и, вероятно, будет написано ещё не меньше.

Отрывок, характеризующий 
Три дерева (гравюра 
Рембрандта)

Отрывок, характеризующий Три дерева (гравюра Рембрандта)

Никто, кроме Магдалены, не обратил на это внимания. Что они обсуждают.

Резец гравера совершил чудеса. Он уже представлял каждую деталь. Контраст озаренной внутренним сиянием седобородой головы выпрямляющегося Симеона на первом плане слева и погруженного в тень темного покрывала лица Марии на втором плане справа подчеркивает и оттенок трагических предчувствий, звучащий в картине и светлый оптимизм всего ее образного содержания. Между ним и черным отвращением, которое грозило превратить в соблазн каждый нож, каждое окно верхнего этажа, каждый пузырек со снотворным, стояло только одно – надежда вынести из всеобщего крушения одну вовеки незабвенную минуту, когда Титус – в минуту своей смерти – обнял его. Эсфирь еще целиком находится во власти пережитого вот таким образом, смотря на нее, нам не нужно знать смысл ее слов. У рамы намело горку снега.

Слепота героев Рембрандта это, говоря словами Гете, "зрячесть, обращенная внутрь". Но именно в этом ужасе, в этом отчаянии раскрывает Рембрандт тот человеческий порыв, который объединяет людей и приводит их к общности и близости. Лицо незрячего старца мудро и вдохновенно.

Плакальщики справа стеснены в единую, без промежутков группу. Рембрандт Харменс Ван Рейн — великий голландский художник. И не будь он гением, его должно было бы признать безумцем.

Это – альбом стандартов, на него должны ориентироваться производители. Но кашель Титуса становился все надрывнее. Однако в шестом состоянии Рембрандт радикально перерабатывает доску.

И неотделим от этого световой строй Трех крестов.

Три креста (гравюра 
Рембрандта) Информацию 
О

Три креста (гравюра Рембрандта) Информацию О

О чем идет речь у синдиков. Он колоссален: дан "крупным планом", как говорят в кино. Отчасти из-за чрезвычайных обстоятельств, связанных со смертью Флинка.

Здесь снесены какие-то здания, галереи. Люди старшего поколения поумирали или были забыты.

  • Рембрандт Харменс ван Рейн картины с названием (офорт)
  • Рембрандт Харменс Ван Рейн – офорты, картина Распятие, 2028 см, на бумаге
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Образ Амана сложен. Художник запечатлел момент молчания персонажей, но это молчание – затишье перед бурей. У него где-то был запрятан старинный бюст Гомера. Ощущение, которое даже после порчи картины получает мощный, но немного мрачный резонанс в обилии как бы опускающегося на героев сверху космического ночного пространства.

В Голландии мужчины и женщины, наконец, засмеялись на портретах Франса Хальса. Последнее из дошедших до нас произведений Рембрандта – картина "Симеон во храме" (высота девяносто восемь, ширина семьдесят девять сантиметров), Стокгольм. В "Давиде и Сауле" – единственный видимый глаз царя, пытающегося утереть слезы. Выставка – это изобретение восемнадцатого века.

Разумеется, они ничем не напоминают фамильные портреты Мартина Дая и Матильды ван Дорн. Персонажи этой картины вызывают разногласия среди исследователей. Число действующих лиц в последних его картинах невелико. Эта открытая в начале двадцатого века картина находится в Гаагском музее (ее высота сто восемь, ширина восемьдесят два сантиметра). Сколько ему было тогда лет. Менее чем через год Корнелия Рембрандт выходит замуж за амстердамского художника Корнелиса Сейтгофа.

  • Вержбицкий Анатолий – Творчество Рембрандта
  • "Под знаком Рембрандта" Художественное собрание семьи Мосоловых
  • Вермеер Солдат и смеющаяся девушка 1657
  • 200Гравюры Рембрандта доставлены в Беларусь
  • Карраччи, Распятие и Оплакивание

Сильные барбы иглы дают ту бархатистость черного, которая вносит глубокое драматическое звучание и одновременно заставляет сиять светлые места вместе с тем краска, застрявшая в барбах, слегка расплывается при печатании, словно следы кисти, отчего штрихи, обрисовывающие отдельные персонажи, кажутся особенно живыми, почти подвижными, лишенными жесткой определенности (это ясно ощущается в хороших оттисках первого состояния), что придает фигурам сотника или бегущих на нас мужчин особую естественность и выразительность. Две особенности луврского автопортрета сразу же бросаются в глаза. Наконец-то честолюбие и гордость художника вновь получат заслуженное удовлетворение. Мы не знаем, кто передал ему от имени магистрата заказ на картину для ратуши.

113) и Фауста (В. Но прежде, чем солнце ушло от задернутых занавесями окон, он уже проснулся.

  1. Вермеер, «Молодая женщина с кувшином воды»
  2. Праздник русской березки в Поварово

Во всех этих листах основа, некоторое как бы первобытие сцены – черное. Сияет лицо старого отца, озаренное счастьем любви и прощения. Но здесь нет единого события (как, например, в "Синдиках"), хотя каждый из персонажей осуществляет какое-либо действие. Здесь не важно, что это шелк или бархат.

Артаксеркс освещен слева сверху, а свет, падающий на Эсфирь идет прямо от зрителя. Погодите-ка, я, кажется, слышу шаги. Свою романтику он строит на базе реального. Имя его опять будет у всех на устах. Он повсюду следовал за ним по пятам: как бы не случилось с учителем беды.

Рембрандт Харменс 
ван Рейн картины 
с названием (офорт)

Ранние и поздние состояния, отделенные друг от друга чуть ли не десятью годами, воплощающие разные эмоциональные и пластические концепции имеющие, по сути дела, разное содержание и смысл, - это два различных произведения Рембрандта, но только выполненные на одной доске. Однако и фигура сотника из итальянской гравюры и фигура, взятая из Св. Но любопытнее всего, что этот метод аналогичен и временной структуре офорта. Как всегда, воображение рисовало художнику все происходящее очень конкретно.

Тоска по отнятому у Рембрандта семейному счастью пробивается сквозь жизнеутверждающие образы созданной в 1668-1669-ом годах картины "Семейный портрет" из Брауншвейгского музея герцога Антона Ульриха (длина картины сто шестьдесят семь, высота сто двадцать шесть сантиметров). Думается, что подобные споры в достаточной мере бессмысленны. Рядом с кишением толпы, с рванувшейся на дыбы белой лошадью в центре, на втором плане, римские легионеры словно бы издавна стоят на возвышенности, перед распятиями и угадывающейся на дальнем плане пропастью.

Теперь все позади – и отпевание и похороны и долгое возвращение на Лаурирграхт. Кое-кто из прохожих здоровается с ним, насмешливо улыбаясь.

Колорит, самое красочная поверхность, воплощает смысл сцены, повествовательное начало оказывается настолько не существенным, а смысл настолько многозначным, что сюжет картины – часто не ясен (Еврейская невеста, Падение Амана, Семейный портрет), в других случаях не ясна реальная ситуация (Ассур, Аман и Эсфирь, Синдики). Для кого ему было писать, когда даже показать работы было некому.

Полгода неотступно находились перед его внутренним взором герои рождающегося творения. Непревзойденный по психологизму ряд поздних рембрандтовских автопортретов начинается еще раньше и открывается он венским автопортретом 1652-го года (его высота сто двенадцать, ширина восемьдесят два сантиметра).

И вспоминает все, чему мастер обучал его. И все же он работал со все возрастающей мощью. В снах своих де Гельдер слышал, как они шепчутся между собой. Левая из его рваных сандалий упала с ноги. вы можете запросить все в системе с коробкой. Зритель воспринимает амстердамскую чету в самой непосредственной, осязательной близости. Она сравнительно невелика – длина девяносто три, высота семьдесят один сантиметр.

И вот завеса в храме раздралась надвое, сверху до низу и земля потряслась и камни расселись и гробы отверзлись и многие тела усопших святых воскресли (Матф. Костюмы и шляпы черного цвета, но сквозь черное чувствуются глубокие рыжие тона.

Иногда наоборот — офорт дублировал живописное полотно. Но Рембрандт вряд ли надеялся, что картины всеми забытого художника дойдут до потомков. Его фигура так вкомпонована в прямоугольник холста, что кажется движущейся прямо на нас. Он завершает свое творчество примирением с самим собою и созданием шедевра. Вскоре после этого днем, когда у постели больной дежурил Титус – последние дни молодой человек безотлучно сидел рядом с Гендрикье, потрясенный, худой, почти такой же бледный, как она – Рембрандт отправился к старому другу, поэту Иеремиасу Деккеру. Его бывшее когда-то таким свежим и юным лицо стало старчески одутловатым и сморщилось.

53), Звезды Рождества (В. До чего похоже. Де Гельдер понимал, что его уход равносилен бегству и стыдился своей трусости.

Последние три ночи, с тех пор как Рембрандт получил известную заранее весть, он не смыкал глаз. Именно это событие определяет судьбу и самого первого человека (не случайно, конечно, что Рембрандт даже в последнем состоянии, заштриховав фигуру Адама, оставил ее все же в достаточной мере ясно читаемой. ) и нас, самых последних людей. Рука двигалась тяжелее, но как-то лихорадочнее. Почти в крайней бедности, скитаясь из одного случайного убежища в другое из гостиницы в гостиницу, Рембрандт пишет лучшие свои автопортреты. Прежде всего, - пространственная организация гравюры.

Боже мой, Боже мой. Его правая рука согнута и приподнята, пальцы трепетно вытянуты. Неопределенные страхи преследовали его до глубокой ночи, не оставляя даже во сне.

Три креста вплотную подведены к этим качествам поздней рембрандтовской живописи (еще Ш. Блан заметил, что Рембрандт в последнем состоянии этой доски фактически живописует офортом), но дальше офорт выражать эти качества не мог, - и гравюра оказывается с этого момента недостаточной и даже лишней для Рембрандта. Казалось, он уже не принадлежит к миру живых.

Именно вот таким образом развитие действия приобретает ни с чем не сравнимую наглядность.

На страннике одежда, которая когда-то была богатой, а теперь превратилась в рубище. Мы знаем, как Рембрандт писал эту картину. И в этом, может быть, главная причина того, что как раз в начале шестидесятых годов, сразу же за четвертым состоянием Трех крестов, Рембрандт оставляет офорт (напомним, что последняя датированная гравюра, Женщина со стрелой, выполнена в 1661 г. заказной портрет ван Линдена ничего, конечно, в этом не меняет). Юный ученик – как восковая пластинка, на которую мастер наносит свои знаки и штрихи.

В результате этой разработки глубина всей многофигурной сцены сведена к минимуму. Затем вошедший неторопливо направлялся по широкому ковру к художнику, пожимал ему руку, выражал благодарность и занимал свое место за столом, озаренным свечами и солнцем и следующий терпеливо ожидал все это время за дверью. Такие картины, по замыслу устроителей, должны были напоминать об успешно закончившейся борьбе Нидерландов против испанских захватчиков. Большие воротники и манжеты рукавов – белые, но сильно оттенены коричневым.

270), через всю серию ночных сцен и вплоть до Негритянки (В. Но только Рембрандт способен был изобразить смеющегося старика, да еще использовать в качестве натуры для такого портрета самого себя. Но он не попадает на царя, значит, это – луч. То есть этим усиливается, подчеркивается обращение Пилата к нам, зрителям мы все становимся участниками драмы, мы все в ответе за предпочтение Вараввы (в отступление от иконографических традиций введенного Рембрандтом в сцену суда Пилата), за Страсти Христа.

В "Добром Самаритянине" – фигура раненого. Он идет дальше медлительным, но упругим шагом. Все существующее от него приобретает свою окраску и видоизменяется в подчинении ему.

Композиция и колорит портрета отличаются строгой простотой. Человек оригинального склада выступает перед нами в портрете Герарда де Лересса работы 1665-го года, ныне находящегося в нью-йоркском Метрополитен-Музее (высота портрета сто двенадцать, ширина восемьдесят семь сантиметров). Справа расположены последователи Христа.

Если ночные сцены обнаруживают большую эмоциональную концентрацию, если Лист в сто гульденов – более тонко лирически нюансирован, если Христос перед народом замечателен глубиной своей концепции, то Три креста уникальны своей масштабностью: горечь и трагизм, рождаясь у распятия, как бы расходятся волнами, вибрациями по всей земле (для передачи этого оттенка как раз и служит центробежная композиция). 27, 17) – развертывается перед дворцом Пилата, во дворе. Несколько неожиданно для ночной сцены картина выделяется своей светлотой. Скоро у них родятся сын Рембрандт и дочь Гендрикье. Для обсуждения какого вопроса они собрались. Опять появился жар.

Исстрадавшийся в странствиях, вернулся в отчий дом сын. И вот завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу и земля потряслась и камни рассеклись".

Здесь же мы познакомимся с одной из сторон его творчества, которую он посвятил офортам. – Изумительно, правда. Никто из участников сцены не смотрит друг на друга и никто не замечает зрителя. Это знал еще Лев Толстой, который передает душевное состояние Анны Карениной после размолвки с Вронским, перечисляя, как на улицах Москвы она, озираясь по сторонам, машинально читает вывески.

И синдики стоят на страже качества товаров, сопоставляя их со стандартными образцами. Все пятеро в черных костюмах с широкими прямоугольными белыми воротниками и в широкополых черных шляпах изображены лицами к зрителю, сидящими в десятке метров от него за сдвинутым вправо столом, крытым тяжелым оранжево-красным ковром. И это – вторая особенность луврского автопортрета. Они воспринимаются как итог его жизненного пути. Выйдя из дома, Рембрандт чуть ли не ощупью двигался в этом море летнего солнца. Он то легок, то резок.

Боже мой. – думал он. Для чего ты меня оставил.

Человеческие фигуры разговаривают, хотя остаются неподвижными и губы их не шевелятся. Эта пульсация света и мрака придает всему листу внутреннее движение, которое ощущается при первом же взгляде на гравюру. И стоять будут вечно – время для них растянуто до бесконечности. Жизнь художников в Амстердаме протекала по-новому.

Такова была его последняя поэма, ставшая впоследствии знаменитой – "Апология скупости". Прежде всего, в ряде небольших этюдов их сохранилось около десяти, он работает над погрудным изображением Христа (музеи в Гааге, Детройте, Филадельфии, Кембридже из штата Массачусетс, Берлине, Нью-Йорке, Мюнхене, Милуоки из штата Висконсин). Титуса донимал кашель. Мы видим только его голову, усталым движением склонившуюся на плечо друга.

И крайней точкой в гравюре на этом пути оказываются Три креста. Веяние конца Вселенной. Так и книга образцов должна послужить своего рода "маяком" для суконщиков. Медленно, мерно тек песок в часах.

И как раз Три креста воплощают это начало полностью, гораздо глубже, чем другие гравюры, так, что дальнейшее углубление в этом направлении кажется уже и невозможным. Это мы и находим в поясном луврском автопортрете 1660-го года (высота сто одиннадцать, ширина восемьдесят пять сантиметров). Коричневые тона сменяются фисташковыми (зеленоватыми), оливковыми (то есть желто-зелеными с коричневатым оттенком), серо-голубыми. Эта техника позволяет Рембрандту еще глубже отразить душевную драму своего друга.

Плоскости под Христом и всадником не складываются ни в какие реальные формы. Здесь красное по отношению к другим цветам – это трагедия.

Разве только легкая тень улыбки у них возможна. Бегущие на зрителя две мужские фигуры даны темными объемными силуэтами, причем если в первом состоянии это достигается чернотой барб (а подчас и сильной затяжкой), то в третьем состоянии, когда барбы уже стерлись, Рембрандт прорабатывает обе фигуры иглой и резцом, восстанавливая этот эффект. Однако мысль об этом вызывала у Рембрандта не горечь, а лишь ясную грусть. И лишь введя в седьмом состоянии фигуру Ветхого Адама, он ощущает, что тема офорта воплощена, смысл его завершен, - и Рембрандт наконец подписывает и датирует доску.

Так исключительная по смелости композиция, ее новизна находят подкрепление в свободе живописного выражения.

Рембрандт точно онемел. Он оберегал Рембрандта, не отступая от него ни на шаг. И на этом сероватом, мертвенном фоне высится распятие со светлой фигурой Христа. Нельзя было без боли смотреть на затуманенные, слезящиеся глаза Рембрандта.

Свет померк в глазах этого человека. Тени умерших бродили по дому. Портрет выполнен на дереве (его высота семьдесят один, ширина пятьдесят шесть сантиметров).

Начиная с Бегства в Египет (В. Он хорошо знал эти обезображенные черты, потухшие глаза, отпечаток драмы на лице. Звездой коллекции Хаммера явилась картина Рембрандта "Юнона" – по признанию специалистов, эта картина является самым лучшим из тысяч произведений мирового искусства, еще оставшихся в американских частных коллекциях (высота рембрандтовской "Юноны" сто двадцать семь, ширина сто семь сантиметров).

Я думаю, господам будет приятно, если вы встанете вон там, сбоку от картины. Здесь красное или серебристое, золотое или темно-оливковое – уже не красота предметности. Притворился даже, что спит, – зачем напрасно беспокоить ближних. Гендрикье печется о нем, как родная мать.

В левой половине картины изображены трое. За чердачным окном гудела непогода, выл шалый зимний ветер, бросая ледяную крупу в стекло. Идут. Одновременно кажется, что в этой удивительной технике уже таится предчувствие так называемого пуантилизма конца девятнадцатого века – техники живописи разноцветными точками, которые должны сливаться в определенный чистый тон в глазу зрителя (французские художники Жорж Сера и Поль Синьяк).

В "Благословении Иакова" это дряхлая благословляющая рука умирающего. В молодые годы переселившийся из Фландрии в Голландию, честолюбивый юноша примкнул сначала к Рембрандту. По утрам он, кряхтя, вставал и с трудом принимался за работу. У Рембрандта нет никакой идеализации.

В нем нет мастерства, в нем нет живописи, в нем – жизнь. 27, 45-52). Аарту де Гельдеру, когда он стал учеником Рембрандта, было семнадцать лет.

У Рембрандта они дышат чистотой и целомудрием. Связь с внешним миром оборвалась. Итак, все они индивидуальны и во всех них чувствуется сходство.

Блудный сын стоит на коленях в нескольких шагах, слева, спиной к зрителю. В них нет также свежести оттенков и отчетливости красок портретов Брейнинга и Сикса. Застоявшаяся тишина долгих вечеров угнетающе действовала на меланхоличного ученика. Абсолютно иное впечатление – лирической задушевности и глубокой человечности – производит написанный в том же 1661-ом году портрет двух негров (его высота семьдесят восемь, ширина шестьдесят четыре сантиметра), он находится в Гааге.

Искусство этого великого художника поистине разнообразно.

Лоб его как бы излучает свет – это самое светлое место в картине. Не случайно величавый царь и беззащитная царица образуют общую группу. В отличие от кельнского автопортрета, он прост, спокоен и собран. Драматическая коллизия становится предельно емкой.

Рембрандт будит его спозаранку. Этот рассказ незакончен, но в нем подразумевается счастливый конец. Это значит, что Рембрандт заранее перерисовывает их зеркально, для того чтобы в отпечатке получилось так, как надо, а это, скорее всего, возможно, если был законченный рисунок-эскиз всей композиции (отсутствие сколько-нибудь значащих изменений во втором и третьем состояниях подтверждает это).

Фигуры мужчины слева и девушки справа почти лишены движения. Быть может, самое замечательное в "Синдиках" – это передача световой и воздушной среды. Легкая тень от полей шляпы, падающая на лоб и глаза, своим прозрачным затемнением сообщает портрету абсолютно необычный характер.

Цвет и свет слились в женской фигуре воедино, обрели наибольшую силу и звучность. Суждено ли было ему обрести успокоение.

Иудейка Эсфирь была взята в жены персидским царем Артаксерксом. Снег не таял. Наполненная прежде народом, левая часть офорта осталась почти пустой. Так в его коллекции находились работы Дюрера, Сегерса, Кастильоне и других.

Это жестокий ответ. Золотые блики на богатых восточных одеждах вызывают впечатление тревожного мерцания. Все персонажи даны фрагментарно, только она нарисована целиком все фигуры словно бы состоят из перемешанного света и мрака, лишь она светлым и объемным силуэтом выделяется на темном фоне.

Ему кажется, что у него еще никогда не было таких учеников. Никто ни до, ни после этой картины не мог этого сделать. Тревога овладела Магдаленой. Визирь затаился, но оцепенелая поза выдает его состояние – он понял, что обречен.

Оно всегда было готово прощать. Именно свет выступает ее главным связующим началом, объединяя фигуры в некое высшее, нерасторжимое единство. Это прежде всего проблема использования света. Того и гляди, потеряешь рассудок, если еще поживешь в этом доме, обойденном судьбой.

И заканчивают они в одно и то же время. Быть может, виной тому его странная внешность. Перед нами поистине портреты титана. Ему кажется, что они говорят не о нем, а о ком-то постороннем.

Де Гельдер, одержимый поклонник творчества Рембрандта, являлся их страстным противником. Свет, как понимал его Рембрандт, был не что иное, как лучезарность. Так исчезло нагромождение подробностей из которых трудно было извлечь основной смысл.

Освещены его дрожащие руки, налагаемые на сына. Выйдя из-за левого края картины, та подносит матери широкую низкую корзину с цветами. Эрмитажная картина Рембрандта стоит рядом с шедеврами мирового искусства.

Один из последних автопортретов, музей в Кельне из бывшего собрания Карстаньена, написан, вероятно, в 1668-ом году (его высота восемьдесят два, ширина шестьдесят три сантиметра). Прошлое казалось неправдоподобным. Каждое слово обожаемого Рембрандта доходит до сердца ученика.

Его скрюченные от подагры пальцы еле держали свечу. Фигура старика слева непосредственно переходит в силуэт вздыбившегося коня.

В нем нет ни старческой немощи, ни творческой возбужденности. И среди них первый – из собрания Фрик в Нью-Йорке (1658-ой год), второй – луврский (1660-ый год), третий – кельнский (1668-ой год) и последний в Гааге (1669-ый год). Выше: что вы искали.

Так самое пространственное решение гравюры несет в себе визионерское начало, заметное уже в ранних состояниях и резко усиливающееся в окончательном варианте. Но даже внутри яркого светового пятна слева свет не одинаков. Другой погрудный автопортрет Рембрандта, самый последний из дошедших до нас, написан в год смерти и находится в гаагском музее Маурицхейс (его высота пятьдесят девять, ширина пятьдесят один сантиметр).

Полное отсутствие позы и все – как живые. Гроб, скрывший земные останки Титуса ван Рейна, был опущен в могилу у Западной церкви, неподалеку от того места, где лежала Гендрикье и старик Рембрандт, тяжело опираясь на руку Корнелии, так как земля тянула его вниз, вернулся домой, к утешениям, которые для него, неутешного, приготовили Аарт де Гельдер и Магдалена ван Лоо – к горячему чаю с водкой и расстеленной в полдень постели, к задернутым занавесям и прохладному мокрому полотенцу для его жгуче-воспаленных глаз. И он отвечает: никто не умирал, ничто не уходило, была бесконечная щедрость мира. В четвертом состоянии перерисована каждая фигура. (Матф.

Делаются попытки найти библейские аналоги. А чтобы сделать остаток от гигантского "Цивилиса" пригодным для продажи какому-нибудь частному лицу, он вырезает из картины ее бывшую центральную часть с главными фигурами, придав ей современные размеры (высота сто девяносто шесть, длина триста девять сантиметров). Глаза его потускнели и глубоко запали. Крайний справа держит в положенной на стол левой руке мешочек с деньгами – это кассир.

Может быть, этот неожиданный заказ позволит ему покончить с затянувшейся тяжбой. Он внимательно вглядывается в улицы, по которым давным-давно не ходил.

Он ни к кому ни с одним словом не обращался, даже с де Гельдером разговаривал только в виде исключения. Он покорно принял все заботы. Недаром в рембрандтовских библейских повествованиях экзотическая обстановка, восточные костюмы служат не больше, чем театральной бутафорией – занятной и нарядной. Бездействие героев скрывает напряженную интенсивность их душевного состояния. Это, несомненно, портрет не просто мыслящего, убежденного, готового на подвиг человека. Решительность и энергия сквозят в лице его соседа, второго справа.

К началу пятидесятых годов повествовательное, нарративное начало, воплощаемое в линейном, рисующем офортном стиле, все меньше и меньше удовлетворяет художника новый стиль определяется колористическим подходом, выражением драматической атмосферы (о чем мы только что говорили). Тлеющий жар ее кирпично-розового тона выражает скорее горение чувства, чем материал одежд. Головку ее венчает сверкающая золотая корона. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: "Боже мой. С картинами этого живописца вы можете познакомиться тут — Рембрандт картины.

В доме царила гнетущая тишина. Мы чувствуем в изображении этих людей отчужденность и враждебность их окружения. Но ее красота – это не красота "Флоры". И этот-то свет и управляет композицией Рембрандта. Спустя недолгое время они покидают Голландию и переселяются далеко за океаны, в Индонезию, в поселок Батавию (ныне Джакарта).

Глубже всех понял Рембрандта Федор Михайлович Достоевский. Однако в отличие от Трех крестов Рембрандт в этой гравюре идет к окончательному результату постепенно, как бы нащупывая конечную цель, будучи все время неудовлетворен каждой из стадий (недаром существует сравнительно мало оттисков каждого состояния: Рембрандт словно бы все время помнил о малотиражности сухой иглы и оставлял возможность дальнейшей продолжительной работы на доске), - тогда как в Трех крестах он вдруг, на полпути, решительно и полностью меняет самое концепцию офорта. Рембрандт для де Гельдера – точно старший друг.

Он продолжает верить в правду картины. Сумерки заливали мастерскую синим, мерным светом. И в этом Христос перед народом также близок к Трем крестам. Наиболее неожиданной, как бы выходящей из границ искусства семнадцатого столетия, является картина "Апостол Варфоломей" (высота восемьдесят восемь, ширина семьдесят пять сантиметров).

Хохочущий беззубый старик. С наибольшей силой чувства героев раскрываются здесь через цвет. Но существует несколько слабо, почти без затяжки напечатанных оттисков (например, в Британском музее, в Нью-Йоркской библиотеке Пирпонта Моргана), а также макулатурный оттиск в Британском музее, по которым ясно видно, что за исключением нескольких особенно глубоких штрихов все остальные тщательно выскоблены мастером, расчищая поле для новой работы.

Он что-то обдумывает, беспокойно решает про себя, не находя ответа. Написанные в последние годы автопортреты Рембрандта занимают особое место в его искусстве.

Насколько противоречив и трагичен портрет Лересса, настолько же полон спокойной ясности образ молодой женщины в поясном портрете, датированном 1666-ым годом и хранящемся в Лондоне (высота шестьдесят девять, ширина пятьдесят девять сантиметров). Встреча сына с отцом происходит как бы на стыке двух пространств: перед картиной подразумевается незримо участвующее, безграничное пространство исхоженных сыном троп, весь чуждый ему и враждебный мир. Рембрандт охотно принимает его. На покрывающем стол ковре перед председателем лежит раскрытый альбом образцов сукна.

Всякий другой погиб бы в буйной игре такого творчества. На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. Последние дни жизни Рембрандта – предел человеческих испытаний.

Для чего ты меня оставил. Даже за столом он сидел будто один, не принимая участия в общей беседе. Иначе говоря: свидетели распятия – это словно диахронический срез (пользуясь нынешним термином) всего человечества.

По-видимому, это изображение на картине, стоящей (слева в глубине) на скрытом чернотой мольберте. Еще никогда он не создавал столь сияющей, цельной и правдивой вещи.

Начальный этап работы Рембрандта над Тремя крестами включает первые три состояния гравюры. После смерти Титуса в рембрандтовском доме стало тише, чем когда бы то ни было.

Грустно улыбается младенцу стоящая в тени молодая мать. Мастер прибегает к фронтальной композиции. Как мучительно много произошло за эти годы. По коридорам люди скользили, как тени. Голова Давида качнулась вправо и взгляд тоже устремлен в противоположную от Урии сторону.

Как своеобразный итог этих опытов, в котором преодолены все следы традиционной условности образа, можно рассматривать большую портрет-картину из собрания Баш в Нью-Йорке (высота девяносто шесть, ширина восемьдесят два сантиметра). Но не красноречивость повествования определяет впечатление от этой картины. Вспоминаются слова Апокалипсиса: И небо скрылось, свившись как свиток (Откр. Расширяющийся книзу столб света, падающий откуда-то сверху, словно бы раздирает композицию посередине, как завесу в храме, ярко освещая фигуру распятого Христа, высветляя профильный силуэт доброго разбойника, очерчивая светлый круг фигур у подножия. Слева видны римские солдаты верхом на конях, спешился и встал на колени только изумленный сотник. Рембрандт улыбается.

и заплачем. Они дружно выступают здесь поборниками такого качества, которое не посрамило бы цех. Георгия Дюрера даны в офорте в том же направлении, что и в оригинальных работах.

При этом он словно слышит горькие слова: "Вы пытались меня уничтожить, унизить как художника, но я был и остаюсь художником и я горжусь своим ремеслом живописца". Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Глаз растроганного человека видит в мире нечто иное, чем глаз наблюдателя-аналитика. Картина осталась незаконченной и к тому же сильно испорчена. Так Рембрандт ван Рейн начал в 1668-ом году работу над величайшим произведением мирового искусства – эрмитажным полотном "Возвращение блудного сына". "Боже, видели очи мои свет, – сказал старый Симеон, возвращая ребенка матери.

Особенно выразительно окруженное темным кольцом берета лицо. Сон действительно пришел к нему.

Простое, некрасивое, непритязательное, но одухотворенное добротой и умом лицо, аккуратно зачесанные назад короткие черные волосы, широко раскрытые темные глаза, задумчивый, все понимающий, слегка грустный, устремленный на нас взгляд, большой нос, толстые, неправильной формы губы, острый подбородок. Широкими, застывшими массами они стоят на первом плане, тесно соприкасаясь друг с другом. Мастер отнюдь не скрывает отрицательных качеств в своей модели.

Это усилило ненависть Амана к иудейскому племени. Сидящая напротив нас молодая женщина держит платок в сложенных на книге руках. Здесь также все эпохи человечества словно бы сосуществуют в одном временном моменте. Пройдя через ряд парадоксов, он достигает цели.

Рембрандт провел рукой по глазам: как давно это было. Подчеркнутая глубина, некоторая даже пространственная иллюзорность, бывшие в Трех крестах прежде, сменяются странной плоскостностью. Такой метод создания красочной поверхности, как мы знаем, называется лессировкой. Люди эти мечутся в смятении, создавая хаотическую игру линий и пятен, почти растворяясь в сверкающей мгле.

Прохожие останавливаются, здороваются с ним. В чем заключается своеобразие этой картины Рембрандта и огромная сила ее воздействия.