Венеры Боттичелли

Неописуемое очарование испытывает каждый, кто смотрит «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. «рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника Сандро Боттичелли. А лицо Венеры, прекрасное лицо Симонетты Веспуччи, стало для многих символом боттичеллевского настроения. И сегодня Венера Боттичелли продолжает вдохновлять художников, фотографов, моделей.

Свою «Венеру» Боттичелли смог лишь слегка оживить за счёт румянца и развивающихся волос. Библиографическое описание: Бисов А. А., Туманцева В. А. Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли // Молодой ученый. Неописуемое очарование испытывает каждый, кто смотрит Рождение Венеры Сандро Боттичелли. Венера Боттичелли – один из самых красивых образов, когда либо созданных.

Самая знаменитаякартина Боттичелли Рождение Венеры в нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю. Моделью для Венеры Боттичелли служила Симонетта Веспуччи – возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. И открыли для себя Рождение Венеры и Весну Боттичелли.

Великое полотно «Рождение Венеры» великого мастера Сандро Боттичелли выставлено в галерее Уффици, Флоренция. «рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Такой гороскоп считается наследием друидов, которые ж. «Рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. К сожалению, большинство картин Сандро Боттичелли погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы, но «Рождение Венеры» чудом уцелела и сейчас она украшает зал картинной галереи Уффици во Флоренции. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.

«рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Венера Боттичелли появилась лишь спустя 9 лет после ее кончины, а ведь богиня на ней так свежа и красива. С тех пор история европейской культуры стала длиннее почти на столетие искусство стало еще раздробленнее и изощреннее и, вглядываясь в лицо боттичеллиевской Венеры, мы все острее понимаем тоску художника по недосягаемой цельности. Венера Боттичелли сочетает в себе внешнюю красота богини и внутреннюю красоту Мадонны.

В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5).

В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Так, радуясь наступающему дню, мы не можем не сожалеть об угасшей красоте рассвета, так, взрослея, не можем не вздыхать о минувшем детстве. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным».

Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана).

  1. Рождение Венеры (картина Боттичелли)
  2. История одного шедевра: «Рождение Венеры» Боттичелли
  3. «Рождение Венеры»: удачная попытка единения христианства и античности
  4. «Рождение Венеры» — тайна картины великого итальянского художника Сандро Боттичелли

Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного». Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года.

Изобразить прекрасное лицо без модели достоверно практически невозможно: тени, блики играют на коже по-разному. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью.

  • 14 символов, зашифрованных в «Венере» Боттичелли
  • «Рождение Венеры» – тайный язык знаменитого полотна
  • Рождение Венеры, Сандро Боттичелли
  • «Рождение Венеры» — любовь и боль Боттичелли
  • Описание картины «Рождение Венеры»

Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». И это напоминает поединок за новорожденную.

В это же время он увлекается идеями неоплатонизма, оказавшими существенное влияние на его творчество. Выше: что вы искали. Но еще жива была память о недавней трагедии: в 1478 г. заговорщики из семейства Пацци убили любимца всего города, младшего брата Лоренцо Великолепного Джулиано, а сам тиран лишь случайно избежал гибели и жестоко расправился с заговорщиками. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты.

  • Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли
  • Боттичелли Сандро, «Рождение Венеры» и скрытые на ней символы
  • Описание картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»
  • Рождение Венеры картина Сандро Боттичелли
  • Ангел Флоренции: кем была загадочная Венера Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 683 дня. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты.

была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Настоящая фамилия художника – Алессандро Филипепи, а Боттичелли (Бочоночек) – это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов.

  1. Реферат: Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"
  2. Волошин Максимилиан Александрович
  3. РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ Сандро Боттичелли
  4. Боттичелли – эстет с большой буквы
  5. Сандро Боттичелли, «Весна» и «Рождение Венеры»
  6. «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли – история и значение
  7. Другие картины Сандро Боттичелли

В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма.

Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения).

Боттичелли с печалью оглядывался на античность – эпоху великого начала европейской культуры, когда единство представлялось естественным состоянием всего сущего. Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Лента в волосах — традиционный символ девственности, согласно Овидию (43 г. до н. э. — 18 г. н. э. ), «скромности знак». Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная»– «Venus pudica». вы можете запросить все в системе с коробкой.

Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 697 дней. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований.

  1. «ЛЮБОВЬ СОЕДИНЯЕТ ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ»
  2. «ВОСХИЩЕНИЕ КРАСОТОЙ И БОЛЬ ПОТЕРИ»
  3. 7 человек, с которыми нам однажды придется расстаться
  4. Анализ и интерпретации рождения Венеры
  5. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

До сих пор исследователи и историки так и не сошлись во мнении — откуда Сандро Боттичелли взял сюжет для картины. Создавать образ для любой картины нелегко. В них видели не иную, по-своему совершенную, эстетику, а лишь неумелость и примитивизм их изобразительный язык казался грубым и невнятным. Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного.

И все же это так. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — свободой движения). Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом.

  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта

На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Любовь Джулиано и Симонетты стала для флорентийцев событием века, хотя она длилась недолго и кончилась печально. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. 1 ВЕНЕРА.

Согласно философии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником типа «Venus Pudica». На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.

Флорентийка Симонетта Веспуччи стала для величайшего художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли таким же божеством, как Беатриче для Данте или Лаура для Петрарки. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия (232-304 «О пещере нимф»), означает «душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир» (сравн. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Описание Бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Как вышла из воды, ты видеть мог, Она, рукой придерживая правойСвои власы, другой — прикрыв сосок, У ног святых ее цветы и травы Покрыли свежей зеленью песок. В произведении Флавия Филострата «Картины» (III в. н. э. ) упоминается, что «внешний вид Афродиты полон стыдливости».

  1. Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  2. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  3. 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  4. Самые красивые города в вечернем освещении

Античная богиня становится аллегорией христианского откровения, через которое спасается душа. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность.

Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи.

  • Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов

Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.

Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Картина Рождение Венеры написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. В образе Венеры, как и в других женских персонажах, художника преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки (спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции).

Влечет Зефир влюбленный раковину к брегу. С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 697 дней.

  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  • Напишите отзыв о статье Рождение Венеры (картина Боттичелли)
  • Отрывок, характеризующий Рождение Венеры (картина Боттичелли)
  • 13 книг, которыми вдохновлялись известных корпораций: Марк Цукерберг, Билл Гейтс, Илон Маск и другие
  • Колоссальные древнейшие моаи раскрывают ученым свои тайны
  • Рождение Венеры (картина Боттичелли) Информацию О

Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу.

Картина «Рождение Венеры» написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) «художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет». И Боттичелли донес до нас священную память о ней. – одна из четырех богинь времен года, Весна. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). – первый весенний цветок, также один из символов Венеры.

  • Сандро Боттичелли Рождение Венеры

В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Дивную богиню повели на Олимп. Золотая ассистка, сплошь покрывающая картину (она не видна на репродукциях), символизирует лучи Божественного света.

Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Мы ловим кроткий затуманенный взгляд Венеры, стремясь постичь ее мысли, разгадать ее чувства, но кажется, что на безоблачно ясном лице нет ни тени чувств, ни проблеска дум. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью.

Рождение Венеры 
 (картина Боттичелли)

Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры– жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой– похожа на мрамор. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов.

«Спящая Венера»), что, как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. – возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви.

Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).

Изящная фигура приковывает внимание. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Варнавы работы Боттичелли).

Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. «Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию.

Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. – позволила Боттичелли полностью сосредоточиться на главном: сложнейшей перекличке ритмов. Согласно трактовке Э. Панофского, в картине «Аллегория Весны» Боттичелли воплотил образ «Венеры Природной» («Venus Genetrix» или «Venus Humanitas» — в определении М. Фичино), а «Рождение Венеры» представляет собой «Явление Венеры Небесной» как дочери Урана (Неба).

(Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну.

Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи— двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры». Венера достигает берега в раковине (любимая форма художников Итальянского Возрождения), которую подгоняют по морю зефиры.

Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство. Реализм не для Боттичелли, что понятно из позы и фигуры Венеры, он предпочитает гуманизм и декоративную эстетику из византийских традиций.

Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника.

Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Весна (или Ора) в «Рождении Венеры», возможно, символизирует це-ломудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, — чувственную, плотскую. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Центральной фигурой картиныСандро Боттичелли «Рождение Венеры»стала сама богиня красоты.

На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами. Картина написана через четыре года после «Аллегории Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены времен года. Был он, что называется, не от мира сего. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви.

Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. В тот краткий миг, который изобразил на холсте художник, богиня уже существует, но еще не пришла в этот мир, еще находится вне земных волнений, страстей, действий. Картина написана художником темперой на холсте в 1482 г. по заказу герцога Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи для его виллы в Кастелло. Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:В пене воздушной пригнало ее дуновеньеЗефира Влажною силой своей. И Оры в златых диадемах, Радостно встретив богиню, нетленнойодели одеждой. Очевидно также, как и в связи с картиной «Аллегория Весны» использование «Стансов» А. Полициано (1454—1494), поэта при дворе Медичи во Флоренции:Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды проплыла средь пенных вод, Создание иного небосклона, Лицом, с людьми несходная, встает В прелестной позе, глядя оживленно, В ней девственница юная. Самая знаменитая картина Боттичелли связана с сюжетом о рождении богини любви из морской пены и называется «Рождение Венеры».

ТАМ В белом Оры берегом идут, Им ветер треплет волосы златые. И флорентийцы Высокого Возрождения уже перестали видеть в природе и любви сатанинские соблазны, которые заставляли трепетать монахов в кельях. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Для брата Лоренцо Медичи, Джулиано, он расписал знамя для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче.

Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере).

Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Вот таким образом она изображена обнаженной — согласно греческой иконографии «Афродиты Анадиомены».

Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Его дыхание наполняет ветер цветами. Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение).

Она много лет украшала его виллу Кастелло. Будущий великий художник родился во Флоренции в 1445 году в семье дубильщика и поначалу хотел быть ювелиром. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника.

То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью.

На картине Сандро Боттичелли царствует обнаженная женщина, сотканная из ритмов мягких линий и целомудренно прикрывающая грудь и лоно. Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух.

Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно.

Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Контуры век и бровей, крылья носа, пальцы, лунки ногтей, пряди волос, травинки, прожилки листьев – все это художник прорисовывает тончайшими легкими линиями, непостижимым образом не впадая при этом в мелкую детализацию. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы.

И все же это так. Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). Верил в озарения и не заботился о богатстве. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью.

Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 683 дня. Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры).

Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером.

Ора – одна из трех Гор, нимф времен года и судя по расшитым ее одежду цветам, покровительствует именно тому периоду года, когда сила и могущество Венеры достигает своего апогея. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».

«Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Был он, что называется, не от мира сего.

Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Не построил своего дома, не свил семьи. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом.

Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. «Легенды и мифы Древней Греции»). В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку.

Не построил своего дома, не свил семьи. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет ора. Большинство историков искусства сходятся на мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшим виллой Кастелло в 1486 году.

Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Громко приветствовали её боги. Очень популярная в то время теория любви и красоты обсуждалась в бесчисленных ученых трактатах и литературных салонах. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно.

Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха.

«Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. К сожалению, этот штандарт не сохранился. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». Неудивительно, что красотой ее сражен северный ветер, без памяти влюбленный в жену.

Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Увидев Венеру, хочется защитить девушку, покориться и стать надежной опорой богине. Ассисткой прописаны волосы Венеры и Оры, узоры одежд, морские волны и травы на берегу.

Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Что же. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Она родилась в городке Портовенере, расположившемся на территории Лигурийского побережья. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.

Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа.

Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. Симонетта умирает от чахотки, а через два года, в тот же апрельский день, когда была погребена прекрасная Симонетта, оплакиваемая всей Флоренцией, Джулиано был заколот в собореножом наемного убийцы. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами— в них заворачивали как новорождённых, так и умерших.

Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию.

Верил в озарения и не заботился о богатстве. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что три столетия, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии».

Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).

Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Но флорентийцы не хотели верить, что прелестные и нежные Черты Симонетты будут навсегда утрачены.

Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.