Врубель Жемчужина Картина
Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют). Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Купить картину или постер "Жемчужина", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Обстановка в клинике Усольцева вообще не должна была напоминать пациентам об их недугах их не подвергали стеснительному режиму и жили они в одном доме с семьёй своего врача.
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»
Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов изображенных им на своде, плотью и кровью.
Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Берите все оттуда».
Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет.
«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Это уже восхищает и поражает. На рубеже столетий путем последовательной и энергичной эволюции он пришел от импрессионистического этюда к картине-панно нового стиля, найдя в этом стиле органическое средство для выражения символического образа.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. »Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника.
- Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
- Врубель Описание Картины Жемчужина
- Картины — Врубель, Михаил Александрович
- Картина Жемчужина – Врубель Михаил
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Сильное, грозное произведение.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Кирилле», «Св.
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Сам художник был очень недоволен недостойными своего дивного жилища царевнами. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. А свет также дает о себе знать. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Савву похоронили на Байковой горе. Представители рода Врубелей (от польск. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Представители рода Врубелей (от польск.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Это уже восхищает и поражает. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Работа не привела к улучшению. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Благодаря ей состоялось знакомство великого живописца со знаменитым русским композитором Римским-Корсаковым.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются.
Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Это был сценический образ его жены и на картине отражен блестящий момент перевоплощения белоснежной птицы в пленительную красавицу. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
Свадебное торжество проходило в Женеве. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Современники с восторгом принимают творение, выставленное в 1905 году на выставке Союза художников. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Как мы видим, старец не совсем обычный. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром.
Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Известно, что никто не позировал Врубелю и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня – неизвестно. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Прошение было удовлетворено157. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Замечателен в этой связи эпизод, относящийся к 1904 году, к моменту нового (после киевских этюдов) «возвращения к натуре», к прямым натурным штудиям, когда создавалась «Жемчужина» и поразительные этюды к ней.
Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Надежда Ивановна умерла в 1913 году (ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.
Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович.
В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство.
На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138. Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. А. Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза». В фантастический сказочный мир или в седую древность, эпоху былинных героев, которая и сама уже давно стала сказкой, погружают вас его картины. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В частности, Врубель пишет картину «Царевна Лебедь». «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.
За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов.
Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Полезные программы для работы и бизнеса от макросов excel до специализированных.
Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике64. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина.
Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. из ее глубины. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую».
Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. А. Врубелю». Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др.
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Стремясь к реализации в самых различных начинаниях, Врубель помимо написания картин создал целый ряд монументальных росписей, выполнял театральные декорации, занимался графикой, скульптурой, пробовал себя в качестве архитектора. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
С другой стороны, если перевернуть картину, можно увидеть точную конфигурацию человеческого уха. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством.
Да. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы.
Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям— классическим и современным. Судя по письмам Забелы Римскому-Корсакову, Врубель ударился в загул, пьянствовал, транжирил деньги и легко срывался по любому поводу.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Сама по себе раковина уже есть морским чудом.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Работа не привела к улучшению. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре. Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.
Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Занимается Михаил у П. П. Чистякова, который оказал большое влияние на становление русского живописца. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.
Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. По складу личности и художественного мышления он был ярко выраженным индивидуалистом, ему чужды были идеи социальной справедливости, соборности, православного единства, питавшие других художников его поколения. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд.
Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Нет, не стоит писать. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы.
Состояние его несколько улучшилось к сентябрю— он перестал буянить и рисовать, стал вежлив— и было решено перевести его в клинику В. П. Сербского при Московском университете136. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Михаил Врубель. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Михаил Врубель. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».
nbsp Жизнь и творчество художника. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
В 1906 художник ослеп. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Это произошло благодаря сочетанию природной одарённости Врубеля и его позднему приобщению к художественному миру России вообще172. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Кирилле», «Св. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов.
Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Живопись, графика, старые фото. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.
Состояние его несколько улучшилось к сентябрю— он перестал буянить и рисовать, стал вежлив— и было решено перевести его в клинику В. П. Сербского при Московском университете136. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Первое впечатление: сумасшедший. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
Через несколько дней он полностью ослеп155. Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Сильное, грозное произведение. Цинковые доски для икон Врубелю доставили из Киева, но художнику долго не удавалось отработать технологию и краска не держалась на металле. По мнению Н. А. Дмитриевой, лучшие произведения врубелевского московского периода пришлись на последние три-четыре года XIX века— благодаря Забеле и её увлечению Римским-Корсаковым113.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
А свет также дает о себе знать. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. В старой столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк. Из Италии он вернулся, обуреваемый идеей писать пейзажи по фотографиям, результатом стал единичный заработок в 50 рублей85. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
«Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.
В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Если русский литературный символизм, за редкими исключениями являет собой идейное единство, то символизм в русской живописи явление не менее пестрое и противоречивое, чем европейский, а иногда даже переживает острые идеологический конфликт со своей литературной основой. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.
Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову.
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте.
Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы— везде он оказывался в своей стихии. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой.
Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Имелось в виду, конечно, вовсе не то, что отсюда можно научиться, как нарисовать квадрат льда говорилось об игре, сверкании преломленных лучей — не о предмете, а о колористической феерии, эффекте действия на глаз, то есть о мастерстве «иллюзионировать душу», в котором художник, подражая, соревнуется с природой. Кушает хорошо— и в своё время. Однако самостоятельные работы Врубеля были отвергнуты А. В. Праховым, который прекрасно понимал их значение. Его фрески оставались недооцененными, а панно и картины вызывали подчас негодование и глумление обывателей. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Замысленный сюжет был прост: возле заснувшего патриция перемигиваются виночерпий и юный кифаред. Сон как будто бы стал продолжительнее.