Врубель Жемчужина Описание Картины

Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины

Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Именно к академическому периоду можно отнести многие рисунки и акварели художника, такие, как «Портрет З. А. Штукенберг» и «Портрет девочки» (1882). Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.

Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. А. Врубелю». Живопись, графика, старые фото.

Самые знаменитые 
картины Врубеля

Самые знаменитые картины Врубеля

По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Первое впечатление: сумасшедший. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.

Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Имелось в виду, конечно, вовсе не то, что отсюда можно научиться, как нарисовать квадрат льда говорилось об игре, сверкании преломленных лучей — не о предмете, а о колористической феерии, эффекте действия на глаз, то есть о мастерстве «иллюзионировать душу», в котором художник, подражая, соревнуется с природой. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.

В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.

Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода. Как мы видим, старец не совсем обычный. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Художник умер в Петербурге 1 апреля 1910 года. Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством.

Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Композиция её аналогична портрету Мани Дахнович: модель сидит в такой же позе на фоне ковра. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др.

Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.

На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом.

Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».

«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза».

«Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. Кирилле», «Св. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. В его даровании раскрылись универсальные возможности. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь.

Сочинение по картине 
Врубеля «Жемчужная 
раковина»

Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»

Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Конечно, Врубель писал не просто портрет. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.

Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).

Сочинение по картине 
Врубеля Жемчужная 
раковина

Сочинение по картине Врубеля Жемчужная раковина

Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.

Не последнюю роль в воспитании художника сыграл П. П. Чистяков, в классе которого Врубель занимался, начиная еще с 1882 года. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Живописное творение известного художника Врубеля, которое он сотворил в 1904 году, хранится в самом известном Московском музее – Третьяковской галерее. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.

Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Жемчужина»

Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»

Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. Работа не привела к улучшению. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.

Сон как будто бы стал продолжительнее. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Их личное знакомство произошло в 1898 году— благодаря приглашению Надежды Ивановны в Русскую частную оперу Мамонтова, возобновившую регулярные московские сезоны114. Своими рисунками к поэме Лермонтова «Демон», Врубель сумел открыть абсолютно новую страницу в развитии такого направления, как русская иллюстрация.

  1. Врубель Описание Картины Жемчужина
  2. Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
  3. Картины — Врубель, Михаил Александрович
  4. Немного биографии иособенности творчества
  5. Картина Жемчужина – Врубель Михаил
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия.

Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства.

Однако художник интуитивно почувствовал предел зыбких форм и бросил неоконченную акварель, отказавшись от написания исторической картины29. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.

Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством.

Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Основной сложностью, впрочем, было то, что творчество Врубеля не находило понимания у коллег по изданию. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.

Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.

Врубель Описание 
Картины Жемчужина

Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.

Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Представители рода Врубелей (от польск. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.

Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.

Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. И свою картину художник сначала назвал Сатир.

Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. Из Италии он вернулся, обуреваемый идеей писать пейзажи по фотографиям, результатом стал единичный заработок в 50 рублей85. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.

Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Помимо декораций к операм Римского-Корсакова, Врубель также выполнил серию скульптур, которая была навеяна ему такими произведениями композитора, как «Берендей», «Морской царь», «Весна», «Садко» и прочие. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.

Сам художник был очень недоволен недостойными своего дивного жилища царевнами. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры— и Демон поверженный, с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна»129. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.

Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов.

Многие образы Врубеля основаны именно на чертах его супруги. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики. Из чего следует, что природа для Врубеля – учитель и наставник в деле мастерства, а искусство – сотворчество наравне с природой. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.

Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Работа не привела к улучшению. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.

Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Особенностью композиции является её вневременность— трудно сказать, когда происходит действие. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.

Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга.

По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.

В. Серов обратился к Совету Академии о выплате Врубелю пособия, которое бы позволяло покрывать больничные расходы, составлявшие 75 рублей зимой и 100 рублей летом. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.

Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. Замечателен в этой связи эпизод, относящийся к 1904 году, к моменту нового (после киевских этюдов) «возвращения к натуре», к прямым натурным штудиям, когда создавалась «Жемчужина» и поразительные этюды к ней. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.

Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Михаил Александрович Врубель. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).

Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Да и название выбрано не случайно. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.

Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.

В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Это побудило его обратиться к театральной живописи и дизайну костюмов по воспоминаниям современников, он стал собственноручно одевать жену перед спектаклями, переделал костюм для роли онегинской Татьяны112. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов.

В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.

Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Также в очертаниях лилово-изумрудных стен виднеются силуэты других морских жителей и их царя.

По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. В состоянии Михаила Александровича перемен нет.

Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции.

Тщательно и творчески переработав наследие мастеров живописного жанра различных эпох и направлений, МихаилВрубель создал свою собственную художественную манеру. Да. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.

Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.

Свадебное торжество проходило в Женеве. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.

На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Кушает хорошо— и в своё время.

На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Сведомские безоговорочно признавали творческое превосходство Врубеля и не только приютили его у себя дома, но и делились заказами82.

nbsp Жизнь и творчество художника. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя.

Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.

Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Отныне Врубель целиком и полностью посвящает себя искусству. Однако больной держался и летом, вот таким образом по совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке140. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.

Сильное, грозное произведение. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.

Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Кирилле», «Св. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Михаил Врубель.

Результатом длительных изысканий живописца становится картина «Демон», образ которого в дальнейшем занимает одно из главных мест в жизни и творчестве Врубеля. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. »Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.

Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике64. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства. Состояние его несколько улучшилось к сентябрю— он перестал буянить и рисовать, стал вежлив— и было решено перевести его в клинику В. П. Сербского при Московском университете136. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.

Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).

Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Полезные программы для работы и бизнеса от макросов excel до специализированных. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения.

Спираль жемчужины устремляет взгляды к центруВрубель изображает раковину намного больше натуральных размеров и она напоминает ему морской терем с загадочными обитателями. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.

В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.

Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.

Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».

Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Чуть намечена фигура Нептуна.

В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.

Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.

Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. В 1906 художник ослеп.

Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы.

«Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана.

Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Именно работа с фресками оказала существенное влияние на Врубеля, как на монументалиста. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике.

В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». За годы, проведённые в мастерской Чистякова, резко поменялись мотивы поведения Врубеля: декоративный дендизм уступил место аскезе, о чём он с гордостью писал сестре26. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы.

Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.

Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Да.

Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.

Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.

Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.

Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга.

Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Многие его полотна словно состоят из отдельных фрагментов, каждый из которых, доведенный до крайнего совершенства, подсвеченный изнутри индивидуальным оттенком, складывается в единую гармоническую мозаику сюжета, напоминающую порой удивительное кристаллическое панно или витраж, каким-то чудом перенесенные на холст. Вместе с тем исключительно отточенная цветовая гамма, резкий, дробящийся контур, расколотое на многочисленные взаимосвязанные грани пространство картины были лишь инструментами в реализации самих сюжетов, наполненных высоким напряжением внутреннего драматизма, переплетением несовместимых порывов и течений в душе художника. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.

Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.

Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Берите все оттуда». Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы.

Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». В 1884 году Врубель был приглашен в Киев искусствоведом А. В. Праховым. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.

Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.

Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».

Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. При этом больше всего его занимало естествознание, которым его увлёк в Саратове учитель Н. А. Песков— политический ссыльный. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.

Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.

«Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Нет, не стоит писать. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.

Цинковые доски для икон Врубелю доставили из Киева, но художнику долго не удавалось отработать технологию и краска не держалась на металле. Да. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Представители рода Врубелей (от польск.

Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.

Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. При этом одиночество Врубеля объяснялось и сугубо социальной средой: модерн, будучи буржуазным видом искусства, ещё не имел в 1880-е годы своих потребителей в России.

Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.

На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр.

Кладбище Новодевичьего монастыря после революции очень сильно пострадало, было разрушено множество могил. В 1899 году Врубель пишет картину, которая в дальнейшем оказывается незавершенной — «Демон летящий», после которой в 1902 году им создается картина «Демон Поверженный», в котором он старается воплотить всю безысходность, тоску и крушение надежд. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Надежда Ивановна умерла в 1913 году (ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом.

Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.

Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). В его даровании раскрылись универсальные возможности.

По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Однако уже 12 февраля Врубель в собственноручном письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».

В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. А свет также дает о себе знать. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.

В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».

Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».

Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Прошение было удовлетворено157. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Михаил Врубель. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».

Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Савву похоронили на Байковой горе. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую».

Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.

Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Летом 1904 года Н. Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.

В Венеции состоялось случайное знакомством с Д. И. Менделеевым, женатым на одной из учениц Чистякова. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.

Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.

Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. Сильное, грозное произведение.

А свет также дает о себе знать. Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.

Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега.

Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Через несколько дней он полностью ослеп155.

С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».

Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. В конце июня 1885 года Врубель уехал в Одессу, где возобновил знакомство с Б. Эдуардсом, с которым когда-то посещал рисовальную школу. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».

Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни.

Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40. Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения.

Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями.

В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Когда она спрашивала, не надоело ли ему, он отвечал: «Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море.

.