Плотогоны Картина

В 1962 году на выставке «30 лет МОСХа» на Манеже представляет картину «Плотогоны». В 1962 году на выставке «30 лет МОСХа» в Манеже представил картину «Плотогоны».

20558 Андронов Плотогоны картина живопись искусство открытка СССР чистая 1983 год

В творчестве Андронова 60-70-х гг. Егоршиной словно приносит нам вечный струящийся свет голубого северного неба. "Наши будни", 1960 В. Е. Попков. Васнецовым иВ. Б. Исследователями верно замечено, что Попков первым из поколения, вошедшего в искусство в 1960-е гг., сделал эти раздумья о жизни основной темой живописи.

Проносятся мимо негостеприимные берега с чернеющими могильными крестами. СССР, 1979)– оба в Москве. пр.

Описание картины 
Николая Андронова 
«Плотогоны»

Описание картины Николая Андронова «Плотогоны»

Точнее, пространстве-времени. "Арбат", 1977). Андронов превращает рабочих в «типаж»: исчезает индивидуальность их образов, появляются мужественность и надежность, типичные для всех. Резкому изменению «суровый стиль» подвергся по своему содержанию в дальнейшие годы, когда такие художники как Никонов, Коржев, Васнецов, Салахов, Андронов и Иванов, продолжая традиции сюжетно-тематической картины, обратились к героизации и поэтизации жизни этого народа их трудовых будней.

Портреты безупречно похожи, то есть близки изображенной модели. Захаров). Некоторые мастера в противоположность навязываемой соцреализмом тематической картины обратились к «низким» в академической иерархии жанрам — портрету, пейзажу, натюрморту. Самым значительным этапом в его творчестве стали середина и конец 1960-х годов. В США предшественник попарта Джаспер Джонс «вторгся в ранее нетронутое пространство чистой живописи», по выражению критика Люси Липпард, нейтрализовав разрыв между искусством и жизнью. «Автопортрет в музее».

П. Филатчев. Они существуют в пространстве цивилизации, а не природы интеллекта, а не тела. Холодно посверкивают из сумрака волчьи глаза. Но все же основным руслом работы мастера оставалось станковое творчество, связанное с творческими командировками и частными выездами в «глубинку» (Сибирь, 1960 Костромская и Вологодская области, 1960-е годы).

  1. Картина Плотогоны, Николай Иванович Андронов
  2. Художник Андронов Николай Иванович
  3. АНДРОНОВ Николай Иванович (Москва)
  4. Картина Николая Андронова (9 букв)
  5. Суровые романтики и проза жизни

Упрочил свой авторитет, работая как художник-монументалист (фреска и мозаика в интерьере кафе «Печора» (совместно с женой, художницей Н. А. Егоршиной 19671977), огромная мозаика на тему революции 1917 на фасаде кинотеатра «Октябрь» (совместно с А. В. Васнецовым и В. Б. Элькониным 1967), мозаичное оформление интерьера издательства «Известия» (Человек и печать, 1978 совместно с Васнецовым), – авторам последней работы была присуждена Государственная премия СССР в 1979). Как и у Дейнеки, это изображение нового (а не ветхого) человека, человека будущего. Есть у Николая Ивановича автопортреты на фоне икон. Сама здешняя природа у Андронова начисто лишена идиллистичности. "Плотогоны", 1959– 1961. И. Андронов.

П. Оссовский, А. В. Васнецов, Т. Ф. Нариманбеков, М. К. Аветисян и др. Параллельно с возникновением «сурового стиля» происходит и широкомасштабное восстание прикладников в борьбе за независимость от логики сталинского холста и рамок станковой живописи. Споры, впрочем, сопровождали их творчество и в конце 1950-х годов. Ему кажется, что «на переднем плане у костра вот-вот появятся фигуры двух великанов поэтов героического времени – Маяковского и Блока в страстном идейном поединке».

  • Николай Андронов (Плотогоны, 1958—1961)
  • Волошин Максимилиан Александрович
  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство

В 1960-е он создает цикл «Русские женщины», соединив лирическое отношение к миру с четкой, ясной композицией. Мощный культурный подъём, но не всё так хорошо. Бобриков назвал «суровый стиль» советской Реформацией.

"Автопортрет в красной рубахе", 1965 Н. И. Андронов. Голос Андронова был весьма влиятелен в делах правления МОСХ. Неспроста в его семейных портретах, автопортретах возникают мотивы деревенской бани. Благотворно сказалось и обращение к народным, национальным истокам искусства.

Художник переживает своеобразный дауншифтинг, радикально демократизируя и социальный состав персонажей и свое место в их ряду. Герой в своем свитере с крестчатым узором, как и на ризах святого, по духу принадлежит той же почве, что создала древний иконный образ. Таким возродился Андронов всего через несколько лет после погрома, учиненного ему ревнителями социалистического реализма. Портрет часто вбирает в себя свойства других жанров или сам вторгается в них, что особенно заметно в автопортретах (как правило, они широко представлены на выставках 1960-х и позже 1970-х гг. ): в них поражает острый самоанализ иногда беспощадная ирония, безжалостность приговора самому себе. Потому она, как все вещи, самозаконна».

  1. Андронов Николай Иванович, художник
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Плотогон Прохор Картузов (часть 1-я)
  4. Словари и энциклопедии на Академике

Чуть зазеваешься, оступишься на скользком бревне и поминай, как звали. РАХ (1997). Таким уверенно продолжал расти и крепнуть от выставки в выставке. Так появляются проникновенные пейзажи. Виктор Иванов посвятил свое творчество советской деревне военных и послевоенных лет.

«Суровый стиль» близок живописи группы «Общество станковистов» (ОСТ) и ее ярчайших представителей – Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Это неправильное искусство выставляют в правильном окружении. Очень многообещающим было творчество рано погибшего Виктора Ефимовича Попкова (1932–1974).

Особая значимость первых двух произведений объясняется, в первую очередь, тем, что они подверглись жесткой критике после выставки «XXX лет МОССХ» в московском Манеже. Андронов, А. В. Их прозвали фабрикой уродов. Иванов, П. Ф.

  1. Смотреть онлайн Плотогоны / 2010 в хорошем качестве 720

Порой даже точнее. И притом обладают достоинством как редкой психологической адекватности, так и типичности. Собаки», 1971 «Пожар», 1973) и меланхолич.

Родители Прохора жили в одной из деревушек, коих так много в верховье Волги. Одно из течений в живописи, возникшее в СССР в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Моральный ориентир. Первая традиция, хронологически наиболее ранняя в суровом стиле (и потому более близкая к сталинской), гуманистическая по риторике и при этом национальная — русская — по внутренней мифологии, представлена картинами Коржева и братьев Ткачевых (и близкой им ранней деревенской прозой).

Картина Плотогоны, 
Николай Иванович 
Андронов

Отличительной чертой портрета является, пожалуй, некоторая подвижность его границ. Есть в ней и известная сырость, незавершенность, некоторая схематичность. «Автопортрет с Николой» – тот же человек поколения и сам Николай Иванович, но словно уже за порогом свершившихся перемен. кровоизлияние в МОСХ. Поначалу властью воспринимались несерьёзно, как курьёзы.

Впрочем, Прохор Картузов на судьбу не роптал и жизни своей вне великой реки не мыслил. Художники «второстепенных» жанров писали открытые письма, выступали на заседаниях СХ СССР, создавали теоретические статьи о форме и смысле своей деятельности. К какому бы жанру ни обращался Попков, каждое его произведение звучит остросоциально. Художники разрабатывают новый, так называемый "суровый стиль" (термин искусствоведа А. Каменского) ибо именно в это время выявилось стремление художественно воссоздать действительность без обычной для предыдущих десятилетий парадности, сглаживания всех трудностей, без поверхностной фиксации бесконфликтных малозначительных сюжетов, укоренившейся манеры изображать борьбу "хорошего с лучшим", а также без иллюстративности, "литературщины", ставших почти нормой, т. е. Другой студент Белютина, Леонид Мечников, после столкновения студии с Первым секретарем ЦК Никитой Хрущевым на выставке «ХХХ лет МОССХ» в Манеже (1962), обводит карандашом то место, куда руководитель страны плюнул в разгар полемики с экспериментаторами.

Это люди в белом (белая одежда — лабораторный халат — выступает в первую очередь как знак преодоления всего черного, земляного, хтонического). Этот период отмечен поисками новых художественных и эстетических идеалов. Первые упоминания творчества Николая Андронова в прессе также, в общем, положительные. Сюжетом для работ «Сурового стиля» в основном была трудовая жизнь простого народа. После нее довелось уже и лично узнать Андронова. "Автопортрет с кистью", 1966 В. В. Батенин. Т. Н. Насипову, А. В. Волкова, Н. И. Нестерову больше интересует городской пейзаж (Н.

Однако положительный отзыв Германа Недошивина в 1960 году о картине Никонова «Наши будни» сопровождается в журнале «Творчество» уточняющей сноской: «Картина Никонова, безусловно, страдает утрированием образов. Связка формализма и космополитизма в эпоху оттепели смягчается, но не отменяется совсем. Для «сурового стиля» характерны монументализированные пронизанные острыми линейными ритмами композиции, лаконичные, обобщённые формы, энергичный ритм, масштабные пятна цвета.

Расстрел демонстрации в Новочеркасске 1962 года и множество подобных случаев в других регионах СССР, описанных в монографии Владимира Козлова «Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе», свидетельствует о проблемах переходного периода от тоталитарной и популистской одновременно модели Сталина к послевоенной эпохе, обнаружившей нужду в экономической реформе. Например, картина Павла Никонова «Октябрь» (1955 – 1956), на которой изображены революционные солдаты на отдыхе в несколько условных петербургских декорациях, получила благословение пионера революционной темы Павла Соколова-Скаля. Туда же засовывают Новую реальность.

Практики Фонтаны и Джонса тоже регулярно описываются как насилие, вторжение в далекую от повседневной жизни сферу, попытка проткнуть эту сферу и выпустить из нее воздух (вернее, воздушную перспективу или самоценность художественных средств). Очевидны отсылки к искусству «Бубнового валета» и для искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, отмечающего у художников «сурового стиля» еще и «тяготение к монументализму и суровой правде». Голицын, Г. Ф. Один из фигурантов критической статьи «О художниках-пачкунах» в газете «Правда» 1936 года счастлив видеть полотна французских модернистов снова и надеется, что их освобождение из запасников станет свидетельством реставрации профессиональных навыков его молодости и что «настоящее искусство» одержит победу над продукцией станковистов сталинской эпохи. Его героизм предполагает скорее замкнутость, спокойствие, молчаливую усталость (Строители Братска Попкова, Полярники братьев Смолиных) — за которыми скрыто внутреннее напряжение, вызванное необходимостью скорее нравственного, чем физического усилия. С горки мы видим избы, притулившиеся внизу.

Приблизим к себе их окна. Но в целом это значительное произведение». Завоевал известность картиной «Плотогоны» (1961, Третьяковская галерея), ставшей одним из изо- манифестов «сурового стиля» официальные по теме «трудовые будни» превратились здесь в образ гордого творческого самоутверждения Но все же основным руслом работы мастера оставалось станковое творчество, связанное с командировками и частными выездами в «глубинку» (Сибирь, 1960 Костромская и Вологодская области, 1960-е годы). Такие атаки на холст, частые и системные на Западе, в СССР производились крайне редко. Для Фонтаны важной мотивацией служило превращение модернистской картины в товар.

художник, д. чл. Коржев, В. И. Хочется даже сказать так: отказавшись от посягательств на большую картину «манежных» выставок, Николай Иванович, монументалист по натуре, долгие годы все же писал некую грандиозную суперкартину, добившись в итоге, что она собралась воедино из множества лучших его живописных произведений.

Вот таким образом люди здесь воспринимаются как все пролетарии перед первым общим шагом в историю. На сей раз результат голосования оказался в пользу кандидатуры, вызывавшей резкое осуждение «предержащих» и «правоверных». Николай Иванович Андронов – выдающийся русский художник второй половины ХХ века. Еще крупнее.

Точно так же выставки «Бубнового валета» благодаря плотной развеске походили на одно продолжающееся на стене произведение. И нам. В цикле этом доминируют безлюдные пейзажи интерьеры «избы-студии», «сельские натюрморты» и меланхолические автопортреты (Автопортрет с тараканом, 1969, Краеведческий музей, Истра). 1929), советский художник. Андронов Николай Иванович (р. Учился в ИЖСА (1948-52) и МХИ (1952-54).

Калинин, В. Сидур и др. ). Вот таким образом имя его, когда-то гремевшее по всей Волге, забыто, а громкие дела так и остались не вписанными в историю Руси. Сюжеты работ, выполненных в «суровом стиле», как правило брались из трудовой жизни простых людей. «Суровый стиль», оставаясь продолжением традиции сюжетно-тематической картины, резко изменил ее установленное в рамках социалистического реализма содержание. В конце 50-х начале 60 годов прошлого столетия на территории бывшего СССР «суровый стиль» был одним из течений в искусстве. И в самой формуле и в факте ее переработки на уровне художественной администрации видна зависимость от формулировок «старших братьев» и «родителей». 1924) "В кафе Греко"" (1974).

Н. И. Андронов — один из представителей «сурового стиля» в советской живописи, возникшего как реакция на официальный социалистический реализм. Оба момента – желание надеть маску, переодеться в некоего персонажа и стремление создать произведение, у которого иллюстративные и сюжетные аспекты были бы менее важны, чем архитектонические, – характерны и для «сурового стиля». 1925), его путь от триптиха "Коммунисты" (1957–1960), в котором через изображение единичного факта и вымышленного героя художник стремился передать суровое время "классовых боев", до картин "Егорка-летун" или "Беседа" (1975–1985): их трактовка вряд ли может быть однозначной, они как бы приглашают зрителя к размышлению. Здесь изображены люди, только что спасшиеся от смерти, еще не вышедшие из состояния «подведения итогов». У Попкова тема смерти трактуется по-пушкински, как "печаль", которая "светла". сочиненный, как у В. М. Сидорова в "Дне Победы" (1975): дом, дерево, человек представлены в простой устойчивой композиции, четко обрисованы эго только знак, символ, рассчитанный на ассоциации зрителя.

Беспокойство и пессимизм, которые они проецируют вовне даже в самых статичных композициях, соотносимо с политическим положением рабочих в эпоху оттепели. Художники «сурового стиля» (Н. И. Тальберг. Сходные устремления проявились в скульптуре (Д. М. – он как бы ставит диагноз.

Его же «Под старой яблоней» (1967) показывает пример единства конкретного и вневременного, бытового и символического. Это понятно ибо искусство прежде всего исследователь человеческой души. Основной сюжет «сурового стиля» – это правильное понимание героизма, которое не способно признать героизм в героических позах и могучих плеч телесного «совершенства». Раз уж родился в верховьях Волги, не жди другой судьбы.

Работает также в области монументального искусства (мозаика Человек и печать в новом здании газеты Известия в Москве, 1977, совместно с А. В. Васнецовым Государственная премия СССР, 1979). Мы можем предположить, что на место примитива – лубка и городской вывески, которыми вдохновлялся «Бубновый валет», – пришел соцреализм в своей массе, превративший образ рабочего в часть массовой визуальной культуры., но вовсе не творческая индивидуальность, осознающая себя таковою». Правда, есть и характерные исключения из этого правила. Нетипичная постановка фигуры спиной – смелая живописная декларация.

В своем творчестве он придерживался проблематики сурового стиля, одновременно сочетая «мужественное, суровое восприятие действительности с лирическим индивидуально-психологическим характером повествования». Послевоенные художники Запада хотели вернуть картину в состояние невинности и погруженности в «реальное». Позднейшая критика считает лучшими произведениями «сурового стиля» несколько картин. Успев сделать несколько работ по заказу правительства Муссолини итальянец Лучо Фонтана начинает серию «Пространственных концептов» (1949 – 1968) – поверхностей с разрезами и отверстиями, сделанными при помощи ножей и шила. Он критикует так называемую тональную манеру, то есть академическую иллюстрацию: «Тональная (или тоновая) манера плоха в любых руках и плоха тем, что она обычно излишне черна (по тону она отрывается от страницы текста) что рисунки, как правило, делались слишком большими, чтобы параднее выглядели на выставках и при сильном уменьшении становились неясными, неразборчивыми что печатались они другим способом, чем текст и на другой бумаге (иногда и в другом полиграфическом предприятии. ) что таким образом абсолютно уничтожалась книга как цельный организм».

Он подолгу жил и работал в вологодской деревне близ Ферапонтова монастыря. Заслуженный художник РСФСР (1978). «Картина не есть подобие чего-то. Формулировка Владимира Серова (президент Академии художеств СССР в 1962 – 1968 годах.

Еще более радикальная работа Джонса, «Картина, укушенная человеком» (1961), представляет собой покрытую воском поверхность со следами зубов, предположительно, самого художника. Таким образом, недостатки иллюстраций проистекают из ориентации художников на «станковое» произведение. Теме единения людей в труде посвящена картина «Бригада отдыхает» (1965) идее любви — «Двое» (1966), «Лето.

Член декоративно-прикладной секции МОССХ Евгений Рачев даже предложил выделить из Союза художников отдельный, независимый Союз прикладников, ссылаясь на опыт стран «народной демократии». Нужно понять, чего ему это стоило. Попов, Б. А.

Отметим, что прорыв к «жизни» в противовес «иллюстративности» и «парадности» картины сталинской эпохи был одной из целей обновления советской живописи в 1950-е. Параллельно с этим принципиально иное место, по сравнению со сталинской эпохой, занимают в картинах социалистического реализма рабочие и женщины. Выстукивают погребальные песни красноголовые дятлы. В автопортрете "Шинель отца" (1972) мы видим пример тонкой художественной метафоры, соотнесение прошлого и будущего. Это уже изображение нового человека, человека, который своими руками творит будущее.

Подчеркнуто монументализированы. В середине 1960-х годов, задолго до модных веяний, Николай Андронов открыл и полюбил «свой» русский Север. Виктор Попков пришел в советскую живопись в конце 1950-х годов. Наконец, свое место в искусстве занял пейзаж "концепционный", т. е. Во многих произведениях 1950 – 1960-х годов мы видим тип композиции, который предполагает размещение действующих лиц (или предметов) картины по прямой линии, горизонтально.

Герой этой традиции не то чтобы старый (ветхий), а скорее первоначальный, существующий от сотворения мира человек, обладающий только телом (созданным из праха земного), удел которого — именно физический труд (хлеб в поте лица). Творчество Андронова — затаённая исповедь, плач о русском Севере художника. В конце 50-х – начале 60-х гг.

Александров) и графике (И. В. Художники нового поколения игнорируют оппозицию между авангардом и китчем, описанную в знаменитой статье критика и теоретика Клемента Гринберга «Авангард и китч» (1939). Это рабочие будни изображение усталых рабочих, но при этом «истинную значительность и монументальность смысла обычных будней грандиозного строительства» автор выявляет художественными средствами — острыми, резкими пересекающимися ритмами, контрастами силуэтов, сдержанным колоритом. В 1960 написана его известная «Строители Братска».

Тот же критик, хорошо знавший Андронова, прав, полагая, что: тема «проводов», не отпускавшая мастера с 1965 до 1995 года, стала его концептуальным ответом романтическому пафосу, «футуристическим интенциям» (Мочалов) «Плотогонов», рождавшихся на рубеже 1950 – 1960-х годов. Форма проще, жестче, монументальнее.

Физическая дискретность подобных холстов, а зачастую совсем небольших работ исполненных на бумаге, картоне, преодолевается внутренним строем каждой из них. М. Ромадина "Млечный путь", 1965–1969), И. М. Орлова "Летний вечер", 1973). «Картины Джонса с номерами, как и флаги с мишенями, еще четче демонстрировали насыщенность поверхности, схожую с двухмерными объектами анонимных практиков народного искусства, – отмечает в монографии о попарте и фольклоре Томас Кроу.

"Автопортрет", 1974 и др. ). В статье «Современная тема – это главное. » редакция журнала «Искусство» пишет о картине «Строители Куйбышевской ГЭС» : «Конечно, картина эта не лишена недостатков. Мочалов2, то было переосмысление идеализма молодости, надежд эпохи «оттепели». Т. Салахов. Героическое начало в произведениях этого стиля рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней (отсюда и название стиля). Герои картин – цивилизованные люди, чаще ученые и физики, а не первопроходцы и рабочие. В статье для журнала «Творчество» он хвалит полотно Никонова, а также вплетает в интерпретацию важнейшие для «оттепели» фигуры.

Самый, пожалуй, знаменитый художник «сурового стиля» – Виктор Попков – учился у лауреата Сталинской премии Евгения Кибрика, бывшего ученика Павла Филонова и автора картины «Ленин приехал. » (1956). Ф. Никонова, И. И. Андронова, В. Ф. Стожарова. с А. В. Тип человека земли представляют не только колхозные крестьяне, это и выбравшиеся из-под земли шахтеры и рабочие черной металлургии это и солдаты из окопов (война здесь тоже понимается как тяжелый физический труд). Принципиально иначе трактует человека интернациональная традиция левого искусства 1920-х годов (наследие живописи и графики ОСТа и особенно идеологии радикального конструктивизма ЛЕФа) — близкая таким художникам начала 1960-х, как Оссовский и Салахов и некоторым молодым критикам (Тасалов, Гастев, Турбин). Наиболее заметными из художников этого круга были братья Смолины — Александр и Пётр.

Сейчас суровый стиль уже показан не в теле, а скорее в интеллекте. Он возродил технику изготовления красок из глины Бородаевского озера (на котором стоит Ферапонтов монастырь) и сам пользуется ими. Он мечтал о картине, которая не была бы ни объектом, ни формой, не имела бы «ничего общего с буржуазным потреблением, красотой объекта на продажу». К ним принадлежат, в первую очередь, «Геологи» Павла Никонова, «Плотогоны» Николая Андронова и «Строители Братска» Виктора Попкова. Он продолжил духовную традицию русской живописи.

В. Е. Попков создает триптих "Ой, как всех мужей побрали на войну" ("Воспоминание. Художники возвращались из поездок с массой этюдов или уже готовых полотен. Возьмем крупнее.

Выставки «принимались» (допускались к открытию) специально присылаемыми функционерами из партийных органов, городского управления культуры, служебной страстью которых было снимать со стен так называемые спорные вещи. Ведь в каждом автопортрете – без тени комплиментарности. Павел Никонов — еще один видный мастер направления. В 60-х годах прошлого столетия «суровый стиль» начинает специализироваться. автопортреты («Автопортрет с тараканом», 1969).

Лишая героев индивидуальности, художник не ставит задачей и проникновение в их психологию. Этот прием «рельефно подчеркивает сконструированность иллюзии», которой является картина-пространство. Большинство упоминаний их работ в ранней периодике оттепели – негативные. Официальная риторика тем не менее постепенно меняется.

Начинается принципиально по-другому восприниматься интернациональная традиция «левого искусства» 20 годов прошлого столетия. Свою картину «Стачка» (1964) они посвятили историко-революционной тематике. Две композиции «Проводы» были среди крайне немногочисленных крупноформатных картин, которые Андронов исполнил в свой «послеманежный» период.

Оба художника занимались в студии Элия Белютина, возникшей около 1955 года и впоследствии названной «Новая реальность». Суровый стиль получал у разных художников свою окраску. Картина становится похожей на плакат. Развитие наиболее радикальных футуристических идей советской молодежной культуры, в 1961 году тоже соединенных в идее коммунизма, трактуемого в данном случае как своеобразная технократическая утопия. Его герои — люди цивилизации, физики, то есть скорее ученые и инженеры, чем рабочие-строители или первопроходцы (хотя противопоставление интеллектуала и человека земли здесь не имеет иерархического характера в суровом стиле нет и намека на осознанную элитарность или корпоративность).

В его же картине «Геологи» (1962) по выражению советского критика, «декларативная агитационность сменяется пафосом глубокой духовной созерцательности». Это были первые попытки заговорить в искусстве "человеческим языком" – после помпезных произведений послевоенного времени. Плоскостная композиция у художников «Бубнового валета» исходит, помимо прочего из мещанской фотографии на память.

Преподавал в Московском текстильном институте (1956-58). Близко к манере Пластова работают Владимир Стожаров и Владимир Гаврилов. Герои полотен «сурового стиля» – геологи (Павел Никонов), строители (Виктор Попков), ремонтники (Таир Салахов), рыбаки (Петр Оссовский) – всегда во множественном числе и идентифицированы через профессию, а не общественное положение. Наиболее ранняя традиция «сурового стиля» – гуманистическая по риторике и национальная по внутренней мифологии, отображена в работах братьев Ткачевых и Коржева (для них наиболее близкая ранняя «деревенская проза». "Полярники", 1961 позже "Стачка", 1964 Т. Т. Салахов.

1962 год – выставка Новая реальность (Янкилевский, Неизвестный и т. д. ). Возникает соблазн истолковать этот вектор творческих интересов мастера как спасительное бегство, в принципе совершенно понятное, от той травли, какой подвергала «левую» молодежь система Хрущева, Ильичева, Серова и иже с ними, тем более что Николаю Андронову от них досталось в полной мере. Не имея отношения к арсеналу производственных технологий рабочего и домохозяйки, эта работа тем не менее находится в одном ряду с практиками Фонтаны, который «отрицает тенденцию высокого модернизма к сублимации и игнорированию тела». В нем – та же вера и сила, но резко углубились морщины на лбу, в мучительном изломе застыли кисти поднятых рук, то ли держащих голову, то ли взывающих к небесному покровителю.

НеоОСТовская живописная стратегия. "Ремонтники", 1963). Выезжая в свою летнюю студию в с. Ферапонтово (Вологодской обл. ), создавал плотные по цветовой фактуре, драматичные образы сев.

Васнецовым и, конечно, Н. А. Полны глубокого покоя, некоторой сказочной таинственности пейзажи Е. И. Зверькова ("В лесном краю", 1974). Подчеркивает силуэты героев.

В его образном мире пустеющая северная деревня постигается словно некое сердце России. Элькониным, 1967) и в интерьере изд-ва «Известия» (совм. – Монотонный и трудоемкий процесс погружения обрывков ткани в горячий воск больше напоминал домашнее рукоделие, нежели блеск масляной живописи». Примерами этого могут служить "Вечер в старой Флоренции" Т. Н. Яблонской (1973), "Вечер" братьев Смолиных (1974), более ранние работы Д. Д. Жилинского "Семьяхудожника Чернышева", "Под старой яблоней" (обе – 1969), "Семья Капицы" (1979) наконец, групповой портрет Виктора Ивановича Иванова (р. Себе. Работал как монументалист– мозаики на фасадах кинотеатра «Октябрь» (совм.

Как хорошо известно, художник работал с естественными пигментами, нередко смешивая масло и темперу, акварель и гуашь с ферапонтовскими землями, тем самым повышая качество природно-географической и исторической достоверности рождавшейся формы. Лишь позднее нам стало ясно, как абсолютно точно утверждает в своей недавней статье Л. В. Точнее, он фиксирует лишь одну его грань — мужественность и готовность к созидающему труду — и закрепляет ее за своими «типичными» персонажами. Ф. Никонов. У моря» (1964) — программное произведение, соединяющее строгость и уравновешенность композиции с экспрессивной интенсивностью цветов. Начало проблематизации этой сферы было положено Моисеем Каганом, автором труда по теории культуры «Морфология искусства». Для зрителя ощутима связь между тем, кто находится в горнице у окна, «ойкуменой» природы и этими храмами.

Шаховской, Ю. В. Только бежал он от того, что уже не в силах был считать настоящей жизнью, к действительности подлинного бытия своей страны и ее народа. АНДРОНОВ Николай Иванович (30. 4. 1929, Москва– 10. 11. 1998, там же), рос.

В конце 1950х его статус круто меняется: Пластова объявляют ведущим художником деревенской темы. Страсть к переодеваниям в «рабочего», надевания его маски, созданной, по сути, предыдущим поколением, – искренняя, без снижения и иронии игра в труд. Пристрастие к русскому импрессионизму. Тут следует обратить внимание на ряд моментов. Этот посыл принципиально важен художнику. Скалят жёлтые зубы бобры. В то же время лояльные советской власти образца 1920-х группы художников, особенно беспредметных (конструктивисты, супрематисты, ранний «Бубновый валет»), остаются либо вне истории, либо упоминаются в качестве отрицательных героев с теми же характеристиками, что и в сталинское время.

Героем такой традиции был, не то слово что «старый», а скорее первоначальный человек, который существует от времен сотворения мира и обладает лишь телом, который создан из «праха земного» и уделом которого является труд («хлеб в поте лица». Художница «опредмечивает» чувство любви — к природе, к родным и близким, ко всему окружающему. Особое место в отечественном пейзаже тех лет занимает северный пейзаж. Отказ от законченности картины для художника сталинского периода было немыслимо. Нередко их вмешательство грозило лишить экспозицию самых интересных работ. с А. В.

Поиск типа «современного человека», по мнению современника, являлся главной задачей «сурового стиля», ведь картины Попкова и Андронова – это «тип молодого современника, человека гражданской совести. В. Е. Попков пишет свою "Северную часовню" (1972). Оно современно и способом выражения, выразительным строем: простотой композиции, в которой виден путь от конкретного, фактического, к большому, обобщенному, к строгому отбору деталей напряженностью и смысловой наполненностью цветовых соотношений смелыми композиционными средствами недосказанностью. рус. "Строители Братской БЭС", 1961 А. А. и П. А. Смолины.

Мы как бы проходим путь от пейзажа к автопортрету. Ключевую роль в соотнесении пространств – интимных, домашних и природных – Андронов отводит изображению окон. Представляет декларацию нового времени, нового человека. Главным источником мотивов для него с годами стало Ферапонтово на Вологодчине, где он оборудовал летнюю студию.

От картины к картине она повторяет нам: люди, остановитесь, вслушайтесь в себя, в природу и вы ощутите себя обогащёнными открытием другой, духовной жизни. И. Нестерова. В 1974 г. он пишет одно из лиричнейших своих произведений, пронзительных по чистоте тона (хочется сказать: звука), – "Пушкин в Михайловском" ("Осенние дожди"). В цикле этом доминируют безлюдные пейзажи интерьеры «избы-студии», «сельские натюрморты» и меланхолические автопортреты («Автопортрет с тараканом», 1969, Краеведческий музей, Истра).

В качестве своеобразного синтеза тезиса о вредности «формализма» и антитезиса о наличии недостатков («парадности») выступает понятие о «творческой индивидуальности», которую должен иметь художник, а различия в манере и стиле разных советских художников становятся предметом отдельных статей. Он был одним из основоположников «сурового стиля». Модорова. «Суровостильцев» могла на деле вдохновлять лапидарность исполнения, характерная для самых именитых соцреалистов, которую на словах они спешили отрицать. выделяются драматические пейзажи (Ночь в Солигаличе), серия остроаналитических автопортретов. Героизм здесь, скорее всего, показан в спокойствии, замкнутости, молчаливой усталости, за которыми видны внутреннее напряжение, которое, скорее всего, вызвано нравственным усилием, а не физическим. Яркими представителями таких сюжетов являются известная картина братьев Смолиных «Полярники» и картина Попкова «Строители Братска». "Портрет композитора Кара Караева", 1960, "Портрет Д. Шостаковича", 1976 И. А. Серебряный.

Наиболее «левая» часть молодых художников знала и «Бубновый валет». Эти мастера влияние сурового стиля не испытывали и предпочитали этюды с натуры. Это люди, одетые в белые одежды. Должен, признаться, что даже я, пытливый историк и мученик архивов, впервые услышал фамилию «Картузов» всего несколько лет назад, да и то случайно.

Картины этих художников больше напоминают плакаты. Учился вИЖСА (1948–52), МХИ (1952–54) уФ. А. В 1966–1968 гг. Промышленную необходимость того или иного предмета быта оценивали в торговом отделе при Моссовете, «где совершенно художников нет и где не смотрят на художественные качества». Изображены люди нелёгкой судьбы.

У мастера множество автопортретов-картин: "Работа окончена" (1971), "Павел, Игорь и я", "Мать и сын" (1970), "Ссора", "Приходите ко мне в гости" и др. Это всегда ясно чувствуется в цветовом и тональном строе его пейзажей, а в отдельных случаях даже подчеркивается названиями работ, к примеру, «Сосны, которым рубили ветви, чтобы взять шишки на семена». Потенциально они готовы «выйти из своих рамок» и выглядят органическими слагаемыми более крупных пространств, которые нетрудно вообразить: стол с фигурой – часть комнаты, внутреннее пространство избы так или иначе сопоставлено с природной средой вовне, фрагментарно взятый пейзаж легко представить частью широкой пейзажной панорамы.

Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Егоршиной. Алексей Бобриков называет «суровый стиль» советской Реформацией: «Он демонстрирует протестантский тип героя — взрослого и ответственного, обладающего собственным опытом, личной верой и вообще развитой внутренней мотивацией (и потому не нуждающегося во внешнем идеологическом стимулировании со стороны партии-церкви), хотя и действующего в рамках общего преобразовательного проекта». Искусство трудно ограничить рамками одного направления и далеко не все художники последующих лет испытали влияние "сурового стиля". Никонов, Т. Т.

Примером является творчество Гелия Михайловича Коржева (р. провинции («Зимняя ночь. Но к 60-м гг. "Житие живописца Батенина", 1968 Л. Н. Кириллова.

Значительной серией в творчестве Попкова стал цикл, посвященный вдовам-солдаткам: триптих «Ой, как всех мужей побрали на войну» («Воспоминания», «Одна», «Северная песня», 1966—1968), написанный экспрессивно. Термин «суровый стиль» был введён критиками (в частности, А. А. Его «Штаб Октября» (1965) по своему образно-эмоциональному характеру близок к «Стачке» Смолиных.

Июль» (1969), «Мой день» (1968). Сюжеты раннего сурового стиля построены на своеобразном понимании героизма — не признающем героической позы и телесного совершенства (могучих плеч пролетарских циклопов сталинской эпохи). К тому же он сформировался еще и в замечательного педагога. Хрущёв сталкивается с сезаннизмом и другими новейшими экспериментами.

Салахов) обратились к поэтизации и героизации жизни простых людей их трудовых будней (геологов, нефтяников, моряков и т. п. ), подчёркивая силу воли, энергичность, драматизм жизни своих современников и старших поколений. Полярники изображены в состоянии предельной усталости после долгой и изнуряющей работы в бесконечную полярную ночь. Стоит отметить, что Хрущев критиковал художников студии от лица народа в целом и пользовался, как и Джонс при создании «Картины, укушенной человеком», наиболее доступным человеку инструментарием. Советский художник (художница) и занимался своим делом относительно централизованного работодателя и заказчика – творческого союза, осуществлявшего процедуру оценки и признания результатов. В первом номере журнала «Искусство» за 1956 год была опубликована его статья «О сущности и специфике прикладного искусства». Коварна и стремительна Волга в своих верховьях.

Основа их выразительности показана в большой плоскости цвета и линейных контурах фигур. «Механическое повторение жеста Фонтаны, отнимающее у произведения семантическую глубину и подлинность, может стоять в одном ряду с трудом неквалифицированного и анонимного технического работника», – отмечает Энтони Уайт в монографии о художнике. Их полотно «Полярники» (1961) в этом отношении весьма характерно. Символической кульминацией драмы российской жизни предстают у Андронова бесконечные проводы здоровой молодой поросли этой страны к полям все новых и новых сражений. На этой выставки случайно побывал западноевропейский корреспондент, который написал небольшую заметку, что было шоком для Хрущёва (в Европе все об этом знают, а у нас нет. ). Вокруг некоторых из этих работ, представленных на выставке 30-летия МОСХа ("Наши будни" Никонова, "Плотогоны" Андронова), развернулась жесткая полемика и искусство художников несправедливо получило резко отрицательную официальную оценку не только со стороны руководителя государства Н. С. Хрущева, но и в специальном постановлении пленума ЦК КПСС, принятом в 1963 г. "Суровый стиль" был порождением "оттепели" и свидетельствовал как будто бы об определенных шагах по пути демократизации общества.

Завоевал известность картиной Плотогоны (1961, Третьяковская галерея), ставшей одним из изо-манифестов «сурового стиля» официальные по теме «трудовые будни» превратились здесь в образ гордого творческого самоутверждения. Его картина «Плотогоны» (1961) стала одним из манифестов сурового стиля. И в своем умозрении и в соответствующем ряде произведений мастера. В пару к нему ставится Аркадий Пластов, художник, которого в послевоенные годы критиковали за «импрессионизм, формалистически понятый».

Одно из первых популярных полотен художника — «Наши будни» (1960). Также по-своему обращается Попков и к истории, к памяти. Изображение характеризуется отвлеченностью, внеконкретностью.

Васнецов, Г. М. Кроме того, процесс поиска сопровождался определенными живописными издержками. Васнецовым, 1978, Гос. «Иные из бубнововалетских портретов начала 1910х годов образовывали в совокупности как бы некий серийный, то есть продолжающийся из картины в картину автопортрет всего сообщества, персонажами которого могли становиться и члены бубнововалетского окружения», – замечает Глеб Поспелов. Альтернатива этому известная ныне как «суровый стиль», возникала прямо на глазах делегатов съезда. На уровне подцензурных работ имеет смысл говорить о борьбе со станковостью в искусстве и связанным с ней восстанием прикладников, боровшихся за автономию и самостоятельность своих областей.

Хотя инструменты и ремесло были в центре внимания профессиональных художников, осознающих постоянную необходимость классового подхода и отображения труда использование этих средств не рассматривалось как демократизирующая практика институтами контроля и распределения заказов потому, что советский художник, как тогда считалось, создает не произведения, а само общество (отсюда вопрос Хрущева скульптору Эрнсту Неизвестному в ходе столкновения в Манеже: «Почему вы так уродуете лица советских людей. »). Если до этого художественная продукция студии представляла собой экспрессионистские этюды, созданные в согласии с ретроспективистскими тенденциями оттепели, то включение физиологической жидкости в работу сближает ее с картиной-вещью в понимании Фонтаны и Джонса (или, вернее интерпретаторов их творчества). Недаром этот простой групповой портрет исследователи назвали "образом поколения".

Как и природа, человек возрождается в хороших делах, в своих детях он остается на земле. У представителей «сурового стиля» встречается и ориентация на автопортрет и портрет коллег в образе рабочих (так, например, Андронов в картине «Плотогоны» изображает художницу Наталию Егоршину). Недавний «отверженный», «формалюга», как его величало масловское болото (мастерские на Нижней Масловке), возвращенный без лишнего шума в ряды СХ, он становился одним из лидеров московского творческого сообщества рядом с такими его руководителями, как И. А. Очищение правдой жизни, которую художник имел редкое, непреклонное мужество воспринимать в ее истинном драматизме. Стынет кровь в жилах у плотогона, да делать нечего – молись и на Бога надейся.

Ряд мастеров воспринимали формальные приемы (монументализма, например) поверхностно. Художник создал особый мир, пространство которого наполнено символикой цвета и ритма.

Состоялась и выставка их «Группы семи», также вызвавшая большой резонанс. выступил с лаконически-монументальными по образному решению, напряжёнными по цвету произведениями, воплощавшими суровую героику трудовых будней (Плотогоны, 1961, ГТГ). Противопоставление Пластова и Дейнеки становится общим местом художественной публицистики. Это проповедь.

Его «Семья. Пространство картины сакрально для соцреализма ибо она – дом высшей реальности, временное место жительства изображенных на ней персонажей и вместилище «должного» или, если воспользоваться формулировкой из статьи «О художниках-пачкунах», «подлинной действительности». Насколько «суровой» была «правда» молодых соцреалистов.

Собаки», 1971, Русский музей «Зимнее окно ночью», 1972, Музей изобразительных искусств, Архангельск «Пожар», 1973, Картинная галерея, Вологда). Её полотна — это приглашение зрителя прислушаться к своей душе, проникновение в таинственную красоту отражений. Основным источником «сурового стиля» было изобразительное искусство СССР 1920-х годов, то есть досталинского периода, творчество А. Дейнеки, Г. Нисского и других. их уже невозможно игнорировать. Еще в 1960-е годы началось буквально паломничество живописцев на Север, открывший художникам свою неброскую красоту. У него разбитые и черные от работы руки, набухшие вены и на руках и на растоптанных ногах.

Это не означает, конечно, что все художники указанного направления похожи один на другого: Павла Никонова не спутаешь с Николаем Андроновым, а Виктора Попкова – с Гелием Коржевым, как не спутаешь Эдуарда Мане с Эдгаром Дега, а Клода Моне с Огюстом Ренуаром, хотя все они объединены в истории искусства под именем импрессионистов.