Перов Василий Чаепитие В Мытищах

Картина Василия Перова Чаепитие в Мытищах, близ Москвы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова как раз из таких вещей.

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, Перов, 1862

Если чаепитие, то непременно «в Мытищах». Мастер решил привлечь внимание зрителя к различным противопоставленным элементам. Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем».

Все его существование полностью зависит от милосердия окружающих. И предстают-то герои этой «притчи», как на сценическом помосте народного театра. С ним маленький босой мальчик, но и к нему нет сочувствия. Тот же поппрезрительно отворачивается от просящих. Рубашка мальчика оборвана.

Отсюда же – прямое столкновение руки просящей и руки отталкивающей, помещённых в оптическом центре холста, над пересечением диагоналей и являющихся композиционным «замком» изображения. А, уж, грохот раздался такой, как будто Царь-пушка в Московском Кремле выстрелила. Но Перов был уязвлён и ответил однозначно сатирической картиной – «Чаепитие в Мытищах». Когда чай был готов, государыня подозвала находчивого старика и предложила ему «откушать» чаю с «царского стола». Василий Перов родился до заключения официального брака его родителей, вот таким образом ему дали фамилию своего крестного отца – Васильев. (1868).

Также виден раскрытый саквояж гостя, который готов принять дары. Даже место действия является вполне оправданным. Чудо-то, какое: сам варит, да еще и блестящий, словно зеркало. Поиски позитивного начала, начавшиеся в «Приезде станового», «Сцене на могиле», «Проповеди в селе», впервые получают здесь убедительное воплощение.

Перов, как известно, был художником, обличающим социальные проблемы своего времени. Он начищен до блеска. Но вот когда его повысят – он еще проявит себя во всей красе. Центральное место на столе занимает самовар. Вот тогда-то он тоже станет таким же горделивым и задиристым, как и его коллега.

В солдате нет ничего назойливого, в его лице природная доброта и стойкость характера, способность безропотно выносить не только «ужас войны», но и ужасы теперешней его жизни. Там и жил Перов в период работы над картиной. Использует Перов и чисто пластические, тонально-колористические «иносказания». Лицо монаха лоснящееся и красное. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта.

А протянутая в просящем жесте рука калеки так и не находит поддержки и опоры. Фото обоих полотен приложены к данному материалу. Её сняли с выставки и дели бы неизвестно куда, если б не Третьяков. Местный староста, седовласый восьмидесятилетний старик, встречавший императрицу «у заставы» с традиционным русским «хлебом-солью» был удручен едва ли не больше всех. Так же грубо, беспардонно будет прерываться в репинском «Крестном ходе в Курской губернии» порыв калеки-горбуна.

Что изображено на 
картине Перова «Чаепитие 
вМытищах»: маленькое

Что изображено на картине Перова «Чаепитие вМытищах»: маленькое исследование

Герои пьют чай. Композиция предельно ясна, что, вероятно и вызвало необоснованный и не очень понятный упрек в академичности.

Во-первых, через несколько лет началось строительство первого Московского Мытищинского водопровода, который начинался от ставшего отныне знаменитым на всю Россию «Громового» ключа. Но вот к столу подходятдвое. А кот. Пока вода нагревалась, старик ходил вокруг самовара, осматривая его со всех сторон.

Зритель видит поделённое столом напополам пространство, по одну сторону которого сидит зажравшийся священник, а по другую – тощие бедняки, старик и мальчик. Ему ещё по сану не положено за столом чаи прихлёбывать. С тех пор источник этот и зовется в народе «Святым» или «Громовым». При этом создавалась она по заказу городской управы. Мастера зовут Борис Кустодиев, а произведение его называется «На террасе».

Чаепитие в Мытищах 
Василий Григорьевич 
Перов

Чаепитие в Мытищах Василий Григорьевич Перов

На заднем плане видна суетливая торопливая фигура, принадлежащая монастырскому послушнику. А что же сытый и довольный поп, который учит в своих проповедях любви. На нем — потрепаннаяшинель, один стоптанный и запыленный солдатский сапог. И там и здесь она непримирима. Картина выдержана главным образом в невыразительных тонах.

Композиция находится в круге, который создан деревьями сада. Именно этот момент и тревожит живописца, вот таким образом он пишет такую яркую картину. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Эту работу иногда путают с «Чаепитием в Мытищах». Так вода из Мытищ стала популярной, а питье чая из этой воды превратилось в некийритуал.

Картина «Чаепитие 
в Мытищах»: особенности

Картина «Чаепитие в Мытищах»: особенности

Едва ли не каждый мытищинский дом предлагал проезжающим отдых в тени раскидистых деревьев у самовара, возле которого хлопотала приветливая «самоварница» – так в Мытищах называли молодых прислужниц, разливавших и подававших гостям ароматный напиток. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Выталкиваемый на улицу отец, станционный смотритель – у Пушкина «и кто-то камень положил в его протянутую руку» – у Лермонтова вынесенный «почти без движения» от «значительного лица» Акакий Акакиевич – у Гоголя «кто-то крикнул швейцару: Гони. Серо-зеленоватые тона использованы, чтобы передать обычность ситуации и ее жизненность.

Екатерина любила такие пешие «походы» и пока была молодой и не обремененной государственными заботами, частенько «прохаживалась» в Троицкий монастырь. Знаменитая картина Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» была написана на рассвете его творческой карьеры, после окончания московского училища живописи и зодчества, в 1962 году.

Императрица «благосклонно» выслушала рассказ старика и распорядилась принести воды из «Святого» ключа. В рисунке он проще, одномернее, напоминая агинского «Капитана Копейкина» или калеку, просящего милостыню на фоне безучастной, равнодушной толпы в рисунке И. Бугаевского-Благодарного. Между селами Тайнинским и Пушкино такая «дорожная гостиница» находилась в Больших Мытищах.

Ему не нужно ничего говорить, сама его поза свидетельствует об искренности его веры. Предприимчивые сыновья мытищинского старосты, получив в наследство от отца медный самовар из царского обоза, развернули во дворе своего дома настоящее самоварное производство и скоро, почти в каждом мытищинском доме, сиял и пыхтел свой самовар, на котором не хватало лишь фирменного клейма: «Сделано в Мытищах». Лучшей в Большом Мытище (так произносили в старину название села) считалась вода из отмеченного особой часовней Святого (Громового) ключа. Интересна также композиция картины. Теперь вы знаете, что изображено в работе «На террасе», а также чему посвящена картина «Чаепитие в Мытищах».

От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра. Автор – Василий Григорьевич Перов – здесь отказался от богатой палитры. Но как на грех к столу подошёл старый слепой солдат-инвалид и мальчик-поводырь. В этом отношении Мытищи были прекрасной «натурой» для художников-реалистов.

Чаепитие в Мытищах, 
Перов – обзоры картин

Чаепитие в Мытищах, Перов – обзоры картин

Таковой явилась и картина «Чаепитие в Мытищах». То ли он проходил мимо, то ли специально зашел сюда на чай —неизвестно. Среди богомольцев встречались люди со всех концов России. В «Чаепитии в Мытищах» вырабатывается перовский язык повествования, сочетающий элементы прямого текста (обличения, назидания) с подтекстом, ассоциациями, лишь постепенно открывающимися зрителю. Главный же герой делает вид, что происходящее к нему вовсе не относится. На заднем плане картины также изображен священник с чашкой чая в руках.

Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. Подошли не просто так, а выклянчить хоть что-нибудь. Посреди этого съестного изобилия царил кипящий самовар. Справа же – в зоне «просящих» – более строгий, «бедный» пластический и фактурный модус.

Но самое главное — нагруди мужчины приколот орден героя Крымской войны. Вокруг стоят конфеты, печенье и яблоки. Не будь этого и мы имели бы ранний вариант «Монастырской трапезы», легко встающий в один ряд с «Возвращением с приходского совещания» Г. Курбе, карикатурами О. Домье на отнюдь не духовных служителей духа, с такими картинами, как «В жаркий день» Г. Седова, «Дьякон, провозглашающий долголетие» Н. Неврева, «Именины дьячка» Л. Соломаткина и более поздними «Поминками у купца» Ф. Журавлёва, «В монастырской гостинице» А. Корзухина – этими то более, то менее острыми типами монахов-чревоугодников, забавными «мелочами архиерейской жизни». Наконец, грустный «взгляд» слепого и сытый, не желающий видеть – смотрящей на него служанки. За время, остающееся до поездки, Перов заканчивает «Сельский крестный ход на Пасхе» и пишет «Чаепитие в Мытищах» (1862).

От такого «прямого текста» – не вызывающая разночтений характеристика персонажей, общей ситуации. Здесь у самой дороги, на невысокой горке близ Владимирской церкви, царские слуги ставили шатры и ждали, когда «их величества» соизволят прибыть в Мытищи. И эту особенность дарования Перова почувствовал Достоевский. К тому же, по старинному обычаю, пройти его нужно было пешком.

Благодаря начищенному до блеска самовару, каплям прозрачной воды на жестяном подносе, блестящей ложечке в стакане с чаем, легкости и чистоте, пронизывающей всю картину, невидимый душевный мир кажется реальным ивполнеощутимым. Но Перов «присочиняет» и, как показывает эскиз-набросок картины (из коллекции Государственной Третьяковской галереи), образ солдата-нищего удаётся найти не сразу. После того, как в Х1Х-м веке художник Василий Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах», это словосочетание стало нарицательным и общеупотребительным. Впрочем, столь откровенно антиклерикальная работа так и не была принята. Во-вторых, многочисленные богомольцы, совершавшие ежегодные пешие паломничества в Троицу, по примеру своей государыни, тоже стали останавливаться в селе Большие Мытищи, чтобы освежиться знаменитою «громовою» водой и размочить в ней свои дорожные сухарики. Идея диалога рук, так полно реализовавшаяся в «Чаепитии», появилась у Перова в «Проповеди в селе» : хладнокровно, бесцеремонно слуга отталкивает глухую старуху. Так, слева – в «зоне монаха» – плотные, лоснящиеся, округлые предметы, начиная от медного самовара, круглого чайника и до круглого же живота, надутых щек, обтянутого атласом клобука, красного глиняного кувшина с блестящими боками из которого служанка доливает воду в самовар.

Чаепитие в Мытищах, 
близ Москвы

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы

Картина оказалась так хороша, что ее тотчас купил для своей галереи П. М. Третьяков. Есть на полотне и масса других не менее интересных деталей. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться. Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Это способствовало быстрому развитию «сферы обслуживания».

Художник был очарован разнообразием сцен и типажей на Троицкой дороге и сам прошел пешком весь путь до монастыря (88, 7). Вокруг монаха, стремясь ему угодить, суетится девушка. Один занят разговором с пожилой женщиной, второй — попивает чай. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку.

Вот приходит человек, он нищ и слеп. В протянутую им шапку никто не кинет даже самую мелкую монету. Нечего подпускать к себе кого попало. Через десять минут слуги заправили большой медный самовар «громовою водицей».

Описание картины 
«Чаепитие в Мытищах, 
близ Москвы»

Описание картины «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»

На что Академия резонно ответила, что «последние шесть лет картина здесь не выставлялась». Одна из известнейших — «За чайным столом». Именно Мытищинская вода считалась самой вкусной, а чаепитие в этом подмосковном месте было очень популярным. Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. В то же время язык, образный строй картины, действительно, роднит её с притчевой, доходящей до прямолинейности, простотой метких, разящих высказываний на тему жадности, душевной чёрствости – «сытый голодного не разумеет». Здесь можно было увидеть самые разные человеческие типы.

Все они имеют антиклерикальную направленность. Это — попрошайки: мужчина и мальчик. Мужчина — бывший солдат, с костылем и без одной ноги. Видя замешательство старосты, Екатерина решила подбодрить старика: «Чай не пьешь, откуда сила. » На что находчивый мытищинец, со смирением в голосе, ответил своей государыне: «А у нас, в народе, говорят так: «Чай попил – совсем ослаб. » Но долго отказываться от предложения императрицы было неудобно и старик, перекрестившись и зажмурившись, «залпом» выпил чашку остывшего уже чаю. Он метко изображал людские пороки даже в самых незамысловатых и обыденных сценках. Данная картина Перова вызвала в социуме настоящий бунт и негодование. По всей видимости, они хотели попросить у священника хоть немного денег.

Картина Перова "Чаепитие в Мытищах"

Василий Григорьевич Перов подсмотрел здесь сюжет для известной картины «Чаепитие в Мытищах». В русской литературе мотив столкновения просящего и тех, кто «не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах» – один из важнейших.

За столом расположилась дружная и большая семья. Дело в том, что русские крестьяне до начала Х1Х-го века почти не употребляли чай, а многие даже считали «за грех» хранить и готовить его в своем доме. Высокомерно отвернулся. 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Картина выдержана в невыразительных, серо-зеленых тонах и это подчеркивает обычность, жизненность изображенной ситуации. Современники называли Перова сатириком-жанристом, глубоко понимающим русскую жизнь.

Такова сила искусства и сила традиции истоки которой, возможно, действительно зародились в подмосковных Больших Мытищах. Однако, старик, взяв чашку, не спешил отведать «ароматного напитка». Отныне, практически, любое застолье, заканчивающееся чаепитием, «в народе», зовут не иначе, как «чаепитием в Мытищах». Там отталкивающая рука противостоит глухому, здесь – слепому.

Чаепитие в Мытищах, 
близ Москвы — Василий 
Перов

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы — Василий Перов

Дача Третьякова, кстати сказать, находилась неподалеку от Мытищ, близ станции Тарасовская. Это произведение произвело огромное впечатление на прогрессивную публику того времени. Последняя работа до сих пор по-настоящему не оценена.

Для понимания перовского замысла важно утверждение Собко, что всё было взято прямо с натуры, а солдат с поводырём – «присочинён». Наш не любит оборванной черни» – у Некрасова. На полотне изображен священник, который игнорирует просьбу нищего инвалида. Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. Он совсем уж утомился от трудов своих праведных и потому уселся за стол попить чайку. Картина «Чаепитие в Мытищах» явно имеет сатирический оттенок.

В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. Она обеспокоена появлением попрошаек и пытается прогнать их. Он ищет образ, который западал бы в душу. Здесь зритель видит чудесный летний день и семью, которая расположилась на террасе. Могут рассказать о многом ордена, которые видны на шинели солдата изрядно изношенной.

Картина Чаепитие 
в Мытищах, близ 
Москвы Василия Перова

Картина Чаепитие в Мытищах, близ Москвы Василия Перова

Вмиг завертело, закружило и показалось даже, что «конец света» настал, а когда буря улеглась, то увидели крестьяне чудо: недалеко от дороги из земли на высоту трех метров бил самый настоящий фонтан. Художник вовсе не имел в виду, что все священники таковые. На полотне изображен толстый священник с достаточно отталкивающей неприятной внешностью. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова. Важно отметить, что рука, которую протягивает гость за подаянием, направлена в пустоту. Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы».

Слева гамма, включающая красное, розовое, зелёное справа аскетическая, монохромная слева доминантой является чёрное (силуэт монаха усиливается, продолжается в фигуре послушника) справа – тональные отношения светлого, усиливающиеся пятном неба. Картина «Чаепитие в Мытищах» кроме прочих персонажей демонстрирует зрителю служанку. По преданию, он возник чудесным образом — от удара молнии. Оно волной накрывает и обучаемых ими людей. В работе, полной деталей, нюансов и мелочей, нет ничего случайного. Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет.

В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. Так как сан этого священника ниже, за столом пить чай ему еще не положено. Это первое дошедшее до нас народное преданье о «чаепитии в Мытищах» имело весьма значительные последствия для села. Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты.

Описание картины 
Перова «Чаепитие 
в Мытищах, близ

Описание картины Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»

Местные жители предлагали паломникам свои услуги. Во времена художника показать данную проблему, было весьма смело и даже опасно. Есть в композиции «Чаепития» и другие «подтекстовые» противопоставления: просящие руки (солдата и мальчика) и две – подносящие блюдце ко рту (иеромонаха и послушника) крест за воинские заслуги на рваной одежде нищего и трижды повторённый крест – у попа и прислужницы щегольской саквояж монаха и солдатская фуражка у мальчика рука, поигрывающая ложечкой и рука, сжимающая костыль сверкающий ботинок, выглядывающий из-под сутаны и пыльный кирзовый сапог, босые ноги, «деревяшка». В первоначальном «нищем» сильнее выражено его военное прошлое, силуэт с приподнятыми прямыми плечами более агрессивен, движение наступательно: он с силой опирается на плечо мальчика так, что у того подгибаются колени и получается невольный поклон.

На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет». А вот этому люди и не научены своими духовными наставниками. За спиной священника стоит и пьет чай тожесвященнослужитель, но, судя по более скромной одежде и потому, что он не сидит состаршим по сану рядом на скамье, — это может быть монах.

В её облике тупое, мещански активное неприятие чужого «неисходного горя» («счастливые глухи к добру»). В связи с выставкой 1861 года он пишет, что у Перова «всё правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту». На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. Он тихонько стоит и похлебывает чай за спиной своего товарища, старшего по чину.

И в картине мы видим нищего с мальчиком, не «объясняющих» замысел, а вызывающих эту трудно завоевываемую симпатию. Властям картина показалась возмутительной. Тем дело и кончилось.

В ракурсах персонажей, а также в манере письма видны ирония автора, сарказм и сатира. В русском изобразительном искусстве, кроме «Нищих» и «Слепцов» И. Ерменёва и сатирической графики – у Перова нет предшественников. Главный герой при этом делает вид, будто к нему происходящее совсем не относится. Нет, этого староста допустить никак не мог, а потому, на свой страх и риск, решил обратиться к «царице-матушке» с предложением отведать водицы из местного родника. Родник этот не простой, а «Святой» – так его величают в народе за то, что появился он не по человеческому хотению, а по «божественному промыслу».

В этом отношении она близка фольклорному духу лубка, сатирическим картинкам И. Теребенева, едкой журнальной карикатуре – наиболее демократическим, свободолюбивым проявлениям «неофициальной» культуры.