За Туалетом Зинаида Серебрякова
Картина Зинаиды Серебряковой За туалетом. В описании картины «За туалетом» Серебряковой Зинаиды Евгеньевны уже было сказано, что на этом произведении нарисована сама художница.
Зинаида Серебрякова, За туалетом: описание картины
Картина наполнена светом, теплом и хорошим настроением. Возникает ощущение, что автопортрет написан для близких людей семейного круга. Много лет спустя Бенуа не преминул вспомнить, что уже тогда она «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи», неожиданно для всех представ перед современниками «готовой художницей». Однако эти портретные работы оказались лишь предшественниками произведения, сразу выдвинувшего ее в первый ряд русских живописцев этих лет, — автопортрета «За туалетом», характеризующего эпоху своего создания с такой же точностью, как «Девушка, освещенная солнцем» Серова — вторую половину восьмидесятых годов XIX столетия, а «Купание красного коня» Петрова-Водкина — начало 1910-х годов. Но они не зажжены, солнечного света достаточно.
6. Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного. Е. Дорош, конечно, прав в том, что «деревенский мир» с пушкинских времен до начала XX века внешне изменился сравнительно мало. Эта «зеркальность», отраженность изображаемого, двойная — хотя в данном случае непреднамеренная, подсознательная — отстраненность его от зрителя, пребывание модели и окружающего ее предметного мира, по выражению Д. Сарабьянова, «на грани посюстороннего и потустороннего бытия»является одним из излюбленных приемов модерна. Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза. Это придает картине особую атмосферу. Ее дед Николай Бенуа был известным архитектором, отец Евгений Лансере – скульптором, мать Екатерина Бенуа – художником-графиком, дядя Александр Бенуа – знаменитым художником. Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное»91011.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова, За туалетом
Но это всё кажется таким невзрачным, скучным и простым, по сравнению с их хозяйкой. Это «существование как отражение» служит ей (может быть, абсолютно подсознательно) своеобразной «защитой», границей между собой и зрителями, существование которой особенно характерно для целомудренной и скромной Серебряковой — человека и живописца. Глаза и улыбка героини говорят о радости жизни. 5. Браслет на руке ясности не добавляет – это универсальное украшение. Она скучала по любимому мужу, который находился в долгом отъезде, каждое утро мечтала о скорой встрече с ним.
Автопортрет (1909) Холст, масло. Отношения между СССР и странами Запада становились все более закрытыми. Серебрякова создает идеальный образ гармонически абсолютного человека, но это только мечта, мимолетная «реальность» отражения. Она не пыталась показать себя в лучшем свете. Они очень доброжелательно были отмечены в печати — в каталожной статье Г. К. Лукомского и в «Художественном письме» А. Н. Бенуа. Но мы вдруг видим, сколь громадны эти руки — чужие, совсем чужие в композиции сильные, почти мужские руки.
(Необходимо различать термины «модерн» и «модернизм» последний применяется обычно к новаторскому, «левому» искусству XX столетия, к искусству авангарда и обнимает множество его течений. ). Но молодость – самое лучшее, что может «украсить» любую женщину. Серебрякова подобно старым мастерам тщательно моделирует форму, пишет многослойно используя разнообразные градации цвета и тонкие светотеневые переходы.
26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура)21. 7. Женщина молода, полна энергии и задора. И, может быть, самая главная и наиболее привлекающая зрителя его черта — это «простая красота», которая «есть во всем».
Сочинение по картине Серебряковой «За туалетом»
Весь ее стан легкий и жизнерадостный. Она напоминает восточную красавицу из сказок. Можно даже с полным правом утверждать, что «За туалетом» — одна из вершин русского модерна или, как его часто именовали в те годы, Нового стиля, Art Nouveau во французском варианте или Yugendstil в немецком. Мы вдруг чувствуем, как тяжелы они худенькой фигурке. Через пять лет в России состоялась первая выставка работ Серебряковой.
Только вдоволь налюбовавшись самой девушкой, уже можно рассмотреть все нюансы. Сдержанный колорит портрета также оставляет его в «рамках» трёхмерной живописи реалистических полотен, а сочетание плоскостей и объёмов примиряет его с парадоксами нового стиля». Тенишевой, студии О. Э. В весенне-летнем сезоне Третьяковская галерея посвятила большой проект Зинаиде Серебряковой.
У нее достаточно тонкая талия. Разлука с двумя другими детьми угнетала Серебрякову. Автопортрет простотой и в то же время некоторой таинственностью трактовки образа. Модерн — стиль, пришедший в Россию из Западной Европы в начале девяностых годов и расцветший, особенно в архитектуре и прикладном искусстве, к середине 1900-х, — наложил свой отпечаток на творчество таких крупных русских живописцев, как М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, ранний В. Кандинский, а среди «мирискусников» — Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа.
А незадолго до смерти художницы и Евгений смог встретиться с матерью. Бенуа, по Италии. Возвращаясь к отзыву Бенуа, хочется подчеркнуть здесь два его положения. Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в селе Нескучное Курской губернии (сейчас Харьковская область).
Автопортрет «За туалетом»Зинаида Серебрякова написала в 1909 году в родном селе Нескучное (сейчас в составе Харьковской области). Она с раскрытой душой готова встречать новые впечатления и эмоции. Прямо с выставки картину приобрела Третьяковская галерея, где «Автопортрет. Дочь стала в то время главной моделью художницы. Искусствоведы автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Зинаиды Серебряковой: «Баня», «Жатва» и «Беление холста». Не менее важно, что Бенуа отмечает среди основных достоинств ее работ их настроение: «Они все веселые, бодрые и молодые».
Девушка слегла, повернута к зрителю, тем самым мы можем рассмотреть ее фигуру. В залитой солнцем комнате, счастливая, она непринужденно начала расчесывать волосы. Портрет втюрбане был написан вПариже уже после замужества. Иэта маска переходит напортреты еепоздних персонажей. Серебрякова захотела запечатлеть себя внезапно.
Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты22. Модерн — и это одна из его особенностей — широко предоставлял художнику «право на разновариантные стилизации», не принуждая его менять органически присущий ему взгляд на мир это дало Серебряковой возможность свободно (по всей вероятности, абсолютно безотчетно, но тем более естественно) использовать элементы стиля, обогатившие ее произведение, сделавшие его интересным и привлекательным. Девушка на портрете очень рада новому дню. Этот прием привносит оттенок интимности и одновременно создает необходимую отстраненность.
Зинаида Серебрякова «Автопортрет (За туалетом)»
Вся обстановка в комнате какая-то фантастическая искрящаяся светом и радостью. И, может быть, самая главная и наиболее привлекающая зрителя его черта — это «простая красота», которая «есть во всем».
Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством». Светлый, мажорный колорит делает «отраженный» мир ярким и воздушным. По словам Д. В. Сарабьянова, в этом автопортрете-картине «естественная красота жизни, существующая как бы сама по себе, становится своеобразным эстетическим критерием, определяя позицию художницы, ее взгляд и на себя и на все окружающее». Зинаида Серебрякова с юных лет начала рисовать. Предлогом для уже давно назревавшего разрыва между «москвичами» и «петербуржцами» (за исключением В. Серова, крепко связанного с основной группой «мирискусников») стали критические высказывания А. Бенуа в адрес некоторых «москвичей».
Именно молодостью освещено скромное помещение комнаты, в котором чувствуется тепло и уют. В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении». Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна16.
Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры»16. Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим»30. Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством». «За туалетом. Ее красивое движение в полуповороте очень изящно показывает тонкую талию.
В ее семье говорили: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Глубоко верны слова о «прирожденном мастерстве» Серебряковой — ведь она была, по существу, самоучкой, ставшей благодаря таланту, помноженному на упорный труд, великолепным и оригинальным живописцем, всегда идущим своим путем. По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного». Дверь в комнату выкрашена светлой краской.
«Улыбкой во весь рот» назвал он эту работу, вмиг заметивший и блестящее мастерство и необычное радостное настроение этой работы. На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания18. Возвращаясь к отзыву Бенуа, хочется подчеркнуть здесь два его положения. Зеркало — это мы, зрители. Это уже французский автопортрет. Серебрякова никак не демонстрирует свою принадлежность к собратьям по искусству.
Серебрякова писала: «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть «модным» или «немодным» и требуют от художников постоянного «обновления», а, по-моему, художник должен оставаться сам собой. ». Страна восхитила художницу. Е. Дорош, конечно, прав в том, что «деревенский мир» с пушкинских времен до начала XX века внешне изменился сравнительно мало. Очень хорошо проработано лицо, хорошо отражено состояние предчувствия.
Зинаида Серебрякова, «За туалетом» : краткое описание картины
Во время Второй Мировой войны переписка с ними и вовсе оборвалась. Кажется, что на ней не хватает украшения. Добиваясь осязаемой материальности в изображении таинственного мира, «существующего» по ту сторону зеркала, художница как бы стремится проникнуть в глубоко спрятанную тайну человеческой природы и самой жизни. Художница изобразила не реального человека, а его отражение в зеркале. И вместе с тем живая — и живительная — непосредственность видения решительно отличает «За туалетом» от таких, например, произведений, как «Ужин» Л. Бакста и его же портрет Зинаиды Гиппиус, где на первый план выступают стилевые поиски и изыски, делающие эти безусловно прекрасные работы типичными образцами чистого, «беспримесного» модерна.
Однажды Зинаида Серебрякова писала семейные портреты для бельгийского предпринимателя. На фоне самой художницы все эти детали невзрачные и совсем неброские. Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности».
О-бенто или японский способ показать, как сильно любишь своих детей, через еду
Глаза яркие, выразительные, сверкающие. Настроение передается и зрителю. Нет никакой грусти, огорчения или задумчивости. В 1900 году она окончила гимназию и поступила в художественную школу княгини Марии Тенишевой — в те годы здесь преподавал Илья Репин.
Стоит пузырек с духами, а по правую руку от девушки две свечи в красивых подсвечниках. Пространство комнаты наполнено оттенками белого цвета. Героиня красива.
Ночная рубашка на ней сидела свободно и спала с левого плеча, полностью его оголив. 1. Зинаида Серебрякова умерла в 1967 году в возрасте 82 лет.
Губы изогнуты в нежно улыбке. Как обычно, сдержанный и всегда безупречно объективный В. А. Серов высказался об этой работе: «Автопортрет у зеркала — очень милая, свежая вещь», — а к остальным выставленным полотнам художницы отнесся строже. Автопортрет «За туалетом», посланный Серебряковой в Петербург по настоянию брата Евгения, получил всеобщее признание на VII выставке Союза русских художников, где он экспонировался вместе с тринадцатью другими работами Серебряковой, созданными в 1906–1909 годах. ред. ): «Есть что-то ребяческое вэтом боковом взгляде «лесной нимфы», что-то игривое, веселое Икак само лицо, так ивсе вэтой картине юно исвежо».
Зинаида поймала себя на этом и решила оставить себя такой для мужа. За туалетом» (холст, масло 75х65 см) хранится до сих пор. В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер20. «Автопортрет вкостюме Пьеро» тоже впервые показывается навыставке. Браза в Петербурге и Академии Гранд-Шомьер в Париже обогатило ее навыками работы с натуры. Работа выполнена в светлых, теплых тонах, передающих солнечное морозное утро.
На крючок наброшена одежда. Еще более показательны ритмизованность решения картины и характерная для модерна «остановленность» действия во времени. В творчестве Серебряковой — и особенно в автопортрете «За туалетом» — мы встречаемся как раз со слиянием реалистического взгляда на мир (причем принципиально реалистического, что характерно для всего ее мироощущения) с несомненными и весьма существенными и даже типичными для произведений модерна чертами. Картина Зинаиды Серебряковой «За туалетом» представляет собой автопортрет художницы.
Полотно было с восторгом встречено как публикой, так и критиками, единодушно назвавшими ее чрезвычайно милой и свежей. С того дня прошло уже много лет, но картина не утратила своего обаяния, она по-прежнему свежа, гармонична и непосредственна, как и все творчество З. Серебряковой. Написанный в 1909 году и представленный на выставке, автопортрет вызвал истинный восторг. Эта работа считается эскизной кпортрету «Затуалетом»— да, тот знаменитый портрет сделан вдругой манере ицветовой гамме, нонанем есть таже самая улыбка, которая его отличает иона здесьже замечательно изображена. Загадкой остается то, какая будет прическа – кокетливая или строгая и чуть озорная. Зинаида Серебрякова «Автопортрет (За туалетом)» Картина была написана художницей зимой 1909 года, в семейном доме в Нескучном. Зеркало, куда смотрится женщина, нет в картине. Общая обстановка комнаты представляется какой-то фантастической и необыкновенной. Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах. При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет.
«Верх цинизма»: что говорят защитники киноцентра «Соловей» о его закрытии
Картина «Автопортрет. И молодая художница показала себя в первой значительной работе живописцем сугубо современным, хотя и далеким от новаторских левых течений, но прекрасно воспринявшим и по-своему претворившим в собственном творчестве достижения русской и западной живописи конца XIX — начала XX века. Слева от Зинаиды расположен умывальник с тазиком и кувшином. С искренним увлечением написан отраженный в зеркале незатейливый натюрморт («я забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете»): флакон духов, булавки, платочки, бусы и свеча в подсвечнике — кстати, единственный предмет изображенный дважды, «в натуре» и в отражении.
Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура (Александр Бенуа. — А. Р. ) — дальнейший комментарий к ее искусству. Более того, они сами стали создателями модерна в России в эпоху, которую в Германии называют Jahrhundertwende — «поворот столетий», что точнее определяет движение и характер времени, чем французское Fin de siecle («конец века»). Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками3.
Как живут российские сироты и почему это должно волновать каждого из нас
Модерн — стиль, пришедший в Россию из Западной Европы в начале девяностых годов и расцветший, особенно в архитектуре и прикладном искусстве, к середине 1900-х, — наложил свой отпечаток на творчество таких крупных русских живописцев, как М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, ранний В. Кандинский, а среди «мирискусников» — Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа. Мотив «зазеркалья» не вызывает чувства таинственности. ««За туалетом» Зинаиды Серебряковой – один из лучших автопортретов в русском искусстве, который принёс художнице, показавшей его на петербургской выставке 1910 года, шумную славу, – уже современниками её был оценён как первоклассное произведение. Они очень доброжелательно были отмечены в печати — в каталожной статье Г. К. Лукомского и в «Художественном письме» А. Н. Бенуа. Более того, они сами стали создателями модерна в России в эпоху, которую в Германии называют Jahrhundertwende — «поворот столетий», что точнее определяет движение и характер времени, чем французское Fin de siecle («конец века»).
Еще два абсолютно замечательных исчастливых портрета ввосточных тюрбанах. На ее молодом лице легкая и непринужденная улыбка. Но, по сути именно автопортрет «За туалетом» стал подлинным открытием нового дарования, отмеченным не только блестящей статьей Бенуа, но и рядом других отзывов. Это качество живописи Серебряковой — если не «веселость», то, во всяком случае, бодрость, — в ту пору вполне естественное и в последующие периоды ее весьма нелегкой жизни оставалось всегда неизменным, подчас вступая в резкое противоречие с ее повседневным мироощущением, да и с замкнутым, самоуглубленным характером.
Нос слегла закругленный. Она смогла приехать во Францию и, наконец, увидеть мать. —Прим. Художник Валентин Серов говорил об автопортрете, что это «очень милая и свежая вещь». На нее женщина поставила банку с зубным порошком, мыло, рядом повесила полотенце.
Исходит оно прежде всего от девушки – обаятельной, любующейся собой и радостной. Недаром Е. Е. Лансере в письме К. А. Сомову, сравнивая это произведение с более ранними работами сестры, дает ему очень точное определение: «Вещь несравнимо значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама deshabillee (в домашнем, утреннем платье, полуодетая, фр. — А. Р. ) расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи). Это было второе выступление художницы «на публике». От огромных блестящих карих глаз, приветливого лица героини исходит тепло. Шея элегантно повернута в сторону.
Бенуа же, безусловно выделяя автопортрет племянницы, замечал: «Другие произведения Серебряковой (были выставлены портреты крестьян, в том числе «Пастух» и «Нищий», портрет студента, пейзажи «Весной», «Зимний день», «Зеленя». — А. Р. )— дальнейший комментарий к ее искусству. Но, по сути именно автопортрет «За туалетом» стал подлинным открытием нового дарования, отмеченным не только блестящей статьей Бенуа, но и рядом других отзывов. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
На первом плане туалетный столик. На щеках виднеется румянец.
Гид по психотравмам: как неприятные события из детства портят взрослую жизнь
В декабре 1910 года в Петербурге открылась выставка воссозданного, но сильно отличавшегося от прежнего, «Мира искусства» с этих пор участие Серебряковой в организованных им выставках стало «само собой разумеющимся». Автопортрет» был создан Зинаидой Евгеньевной в 26 лет и сразу же отмечен признанием Александра Бенуа.
Муж мой Борис Анатольевич был на изысканиях в Северной Сибири — обещал приехать на Рождество в деревню и вместе вернуться с двумя детьми (сыновьями Женей и Шурой. — А. Р. ) в Петербург. Все, что ей удавалось заработать, она отправляла детям. Таких работ уСеребряковой виммиграции было очень много. Это эскиз кпортрету, который находится вОдесском музее.
Филип Гренинг — автор крутого трехчасового фильма с цитатами Хайдеггера и кузнечиками
После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом3, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины)4. И действительно, нотку Востока выдает в ней не только взгляд темных глаз и темно-каштановый цвет волос, но и уже надетый на руку переливающийся каменьями браслет. По словам Д. В. Сарабьянова, в этом автопортрете-картине «естественная красота жизни, существующая как бы сама по себе, становится своеобразным эстетическим критерием, определяя позицию художницы, ее взгляд и на себя и на все окружающее». Но художница не смогла на нее приехать по состоянию здоровья.
Но подлинно большой успех и признание любителей живописи, прежде всего круга «Мира искусства» во главе с Александром Николаевичем Бенуа, принесло ей портретное творчество конца 1900-х — начала 1910-х годов. И вместе с тем живая — и живительная — непосредственность видения решительно отличает «За туалетом» от таких, например, произведений, как «Ужин» Л. Бакста и его же портрет Зинаиды Гиппиус, где на первый план выступают стилевые поиски и изыски, делающие эти безусловно прекрасные работы типичными образцами чистого, «беспримесного» модерна. После этого заказа Зинаиде было сложно найти работу. Работа была хорошо встречена и критиками и более старшими коллегами Серебряковой. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Автопортрет «За туалетом», посланный Серебряковой в Петербург по настоянию брата Евгения, получил всеобщее признание на VII выставке Союза русских художников, где он экспонировался вместе с тринадцатью другими работами Серебряковой, созданными в 1906–1909 годах. Недолгое обучение в художественной студии княгини М. К. Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать».
Эта «зеркальность», отраженность изображаемого, двойная — хотя в данном случае непреднамеренная, подсознательная — отстраненность его от зрителя, пребывание модели и окружающего ее предметного мира, по выражению Д. Сарабьянова, «на грани посюстороннего и потустороннего бытия»является одним из излюбленных приемов модерна. Руки и волосы создают обрамление для лица. Вообще, портрет счастья— это портрет Серебряковой. Здесь и милые девичью сердцу безделушки – флаконы и коробочки и спицы и свечи. Зинаида Серебрякова За туалетом. Дорош признается: «При этом я думал не столько о Татьяне Лариной, сколько о Пушкине, первым открывшем деревенскую Россию — поэзию ее повседневного бытия Девушка с Автопортрета вот так по-пушкински свежо и ясно видит лежащий за окнами ее светлой комнаты деревенский мир, мало изменившийся за те восемь десятков лет, что отделяют Евгения Онегина от этой картины». В декабре 1910 года в Петербурге открылась выставка воссозданного, но сильно отличавшегося от прежнего, «Мира искусства» с этих пор участие Серебряковой в организованных им выставках стало «само собой разумеющимся». За туалетом».
Портреты за обещание рекламировать
Художница с ранних лет росла в атмосфере искусства. Она получила большой гонорар: денег хватило на путешествие с детьми в Марокко. — А. Р. ) в Петербург. «Автопортрет. По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его». Это качество живописи Серебряковой — если не «веселость», то, во всяком случае, бодрость, — в ту пору вполне естественное и в последующие периоды ее весьма нелегкой жизни оставалось всегда неизменным, подчас вступая в резкое противоречие с ее повседневным мироощущением, да и с замкнутым, самоуглубленным характером.
Столь свойственное искусству модерна и прежде всего его живописным панно и картинам, которые рассматривались их создателями не как самоценно художественные произведения, но как пространственно организующие элементы интерьера, – итак присущее модерну подчёркивание линейного начала – симметрии и уравновешенности в композиции, не носит у Серебряковой утрированного до «ковровости» характера. Не менее важно, что Бенуа отмечает среди основных достоинств ее работ их настроение: «Они все веселые, бодрые и молодые». Более полувека спустя Зинаида Евгеньевна Серебрякова писала искусствоведу В. П. Лапшину об обстоятельствах его создания: «В этот год (1909. Диспропорция растущего существа, этакий человечий «щенок» с большими лапами — он знает, что будет огромной собакой, а пока ему некуда деть их.
Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на «туалете»». Она была по-истине прекрасна. Оннаписан влегкой эскизной манере, когда из-под одного изображения проглядывает другое. Однако именно автопортрет «За туалетом» неопровержимо и убедительно доказывает, что в решительно захватившем в эти годы часть русской живописи модерне (уже, впрочем, оттесняемом ко времени написания автопортрета новыми, более «революционными» исканиями и течениями) характерные его содержательные и стилевые особенности зачастую органически соединялись «с реализмом и чертами импрессионизма». Французское общество восторгалось ар-деко, а работы Серебряковой не оценивались высоко.
Сверху него прибита полочка. Три свечи, чтобы усилить ракурс. Бенуа же, безусловно выделяя автопортрет племянницы, замечал: «Другие произведения Серебряковой (были выставлены портреты крестьян, в том числе «Пастух» и «Нищий», портрет студента, пейзажи «Весной», «Зимний день», «Зеленя». Еще более показательны ритмизованность решения картины и характерная для модерна «остановленность» действия во времени. Выставку работ Зинаиды Серебряковой можно посмотреть до 30 июля. — А. Р. ) расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи).
Глубоко верны слова о «прирожденном мастерстве» Серебряковой — ведь она была, по существу, самоучкой, ставшей благодаря таланту, помноженному на упорный труд, великолепным и оригинальным живописцем, всегда идущим своим путем. Она расчесывает свои красивые, густые волосы. За месяц до того она экспонировала две ранние работы — «Автопортрет» 1905 года и несколько более поздний «Портрет няни» — на выставке современных русских женских портретов, устроенной С. К. Маковским в редакции журнала «Аполлон».
— А. Р. ) находит, что в ней есть стиль» (имеются в виду, несомненно, стилевые особенности модерна). Женщина любит украшения. Многие современники кнему относились поэтически ипервым онем написал Александр Бенуа (основатель «Мира искусства» приходился художнице дядей. Предлогом для уже давно назревавшего разрыва между «москвичами» и «петербуржцами» (за исключением В. Серова, крепко связанного с основной группой «мирискусников») стали критические высказывания А. Бенуа в адрес некоторых «москвичей».
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Лицо ее очень свежее и радостное. Серебрякова писала: «Меня поразило все здесь до крайности. Ретроспективная выставка одной из первых профессиональных художниц России занимает два этажа Инженерного корпуса галереи. Художница изобразила себя за утренним туалетом.
От самой героини веет добром и счастьем. Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки3233. Как обычно, сдержанный и всегда безупречно объективный В. А. Серов высказался об этой работе: «Автопортрет у зеркала — очень милая, свежая вещь», — а к остальным выставленным полотнам художницы отнесся строже. Безусловно, глубоко справедливо и тонко прочувствовано сопоставление этой полной свежести искренней картины с поэтикой «божественного» Пушкина — самой большой литературной любви Серебряковой от юных лет до глубокой старости сопоставление, которое должно было глубоко ее порадовать. Вместо атрибутов живописи – на туалетном столике атрибуты женской красоты. Это было второе выступление художницы «на публике».
За туалетом», вместе с другими тринадцатью работами, был представлен З. Серебряковой на VII выставке Союза русских художников (1910). Модерн — и это одна из его особенностей — широко предоставлял художнику «право на разновариантные стилизации», не принуждая его менять органически присущий ему взгляд на мир это дало Серебряковой возможность свободно (по всей вероятности, абсолютно безотчетно, но тем более естественно) использовать элементы стиля, обогатившие ее произведение, сделавшие его интересным и привлекательным. Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура (Александр Бенуа. — А. Р. ) находит, что в ней есть стиль» (имеются в виду, несомненно, стилевые особенности модерна). Сорочка белоснежного цвета. И костюмы самых разнообразных цветов и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Александр стал брать заказы и писать интерьеры богатых домов, Катя взяла на себя быт.
Окружающие детали прописаны тщательно и вместе с тем как будто незначительны. За месяц до того она экспонировала две ранние работы — «Автопортрет» 1905 года и несколько более поздний «Портрет няни» — на выставке современных русских женских портретов, устроенной С. К. Маковским в редакции журнала «Аполлон». Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного.
- 10 автопортретов Зинаиды Серебряковой — самой важной русской художницы
- Шедевры живописи Зинаиды Серебряковой
- Автопортреты конца 1900-х— начала 1910-х годов
- Линор Горалик: «Мы живем вмире, вкотором ждешь катастрофу каждый день»