Жан Оноре Фрагонар Картины
Вернувшись в Париж Жан Оноре Фрагонар представил публике картину «Смерть Кортеса». Художник Жан Оноре Фрагонар (Jean-Honore Fragonard) – великий французский живописец, в стиле рококо и гравёр, который написал около 600 картин (если не считать гравюры и рисунки).
Художник Фрагонар: интересные факты, картины с названиями
В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Не случайно Эрвин Панофский заключил свое глубокомысленное эссе об элегической традиции ссылкой на рисунок Фрагонара «Могила» (Вена, Альбертина). В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761-1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770-1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Их становится невозможно отличить от картин Буше. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо.
Оп. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Учился у Ж. Б. С.
Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765-1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
- Фрагонар Жан-Оноре – французский художник эпохи рококо
- Фрагонар Жан ОнореКартины и биография
- Картины и репродукции Жана Оноре Фрагонара
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Продолжая традиции галантного жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов.
Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Давидом, лишил его прежней популярности.
Дуайен отказался принять его, посчитав, вероятно, что писать подобные сцены – ниже его достоинства. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Говоря об этом, надо иметь в виду сильнейшие впечатления, которые он получил в Венеции.
- Жан-Оноре Фрагонар – (1732, Грасс – 1806, Париж)
- Щеколда, Жан Оноре Фрагонар, 1777
- Картины художника Жана Оноре Фрагонара (- )
- Поиск новых направлений в живописи
- Значение творчества художника Фрагонара интересные факты
Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Она оказывается в его жарких объятиях. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник.
Он изображён в облачении испанского идальго. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной.
- Все Картины Жан-Оноре Фрагонар по алфавиту
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Словари и энциклопедии на Академике
- Великий художник Фрагонар Жан Оноре
- О знаменитости:Французский художник и график
С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Техника офорта ему тоже была подвластна.
Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет. Он готов справиться с любым сюжетом, он остроумно компонует.
— Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее — Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Копирование Рембрандта, конечно, оставило некоторые следы (светотеневые контрасты, реквизит), но композиция в целом, с ее сложной группировкой и пышной архитектурной декорацией, сделана с явным расчетом на внешний эффект.
Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Главная цель Фрагонара — запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. В это время в моду входит классицизм.
Сцены семейной жизни в его исполнении очень далеки от воспитательных уроков Грёза и, за редким исключением, представляют собой своеобразное ответвление «галантного жанра». Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж.
К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Кроме того, Фрагонар не оправдал надежд, возлагавшихся на него после «Каллирои», о чем недвусмысленно сказано в том же отзыве, хотя и по поводу другой работы: «Г-н Фрагонар, тот, кто создал себе имя, должен иметь немного больше самолюбия». Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761-1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770-1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748-1752, Толедо, Музей искусств). Дидро не зря изощрялся в остроумии — работа не удалась.
Сначала ученик Ж. – Б. Шардена, а затем Франсуа Буше. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу. А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж.
Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Он очень грациозно вышел из сложного положения, в которое поставил его "прихотливый" заказчик. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Именно таков сюжет фрагонаровской картины «Прачки» (Амьен, Музей).
Золото широко, «в протирку» написанного полога, округлые формы и свободные складки постели, чуть холодноватые в тени и сияющие белизной на свету, редкие удары голубого, пятна зеленого и рыжего, рассчитанно нанесенные по контрасту, струящаяся фактура собачьей шерсти и ручейки складок задранной сорочки, восхитительное тело с гладкой упругой кожей, отливающей золотистыми рефлексами, — все это сделано столь искусно и с такой фантастической легкостью, что от раздражения фривольностью сюжета не остается и следа. Портрет — интересная и обширная область творчества Фрагонара. Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы).
Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок.
Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже – сепией) и офортов. Бок о бок с ним работает Маргарита Жерар, его свояченица и воспитанница (которая внушала художнику чувства более глубокие, нежели предполагает родственная близость).
Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Он остается верен излюбленной тематике, хотя на смену прежней «веселости» все чаще приходят элегические настроения. В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез».
Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». Мы не будем останавливаться на колористическом мастерстве и стиле, на который повлиял входящий в силу классицизм.
Великому художнику была уготована лёгкая смерть. эстетических переживаний. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час».
Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. Зримое присутствие художника в композициях Фрагонара лишний раз удостоверяет высокую степень личного авторского участия — свойство, которым искусство рококо в его лице поделится с грядущим романтизмом. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить.
Купидон, сын Венеры и бог Любви, по велению своей матери, возненавидевшей Психею за ее красоту, должен был принести ей несчастную любовь, но сам страстно влюбился в нее. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника».
1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765-1769, Париж, Лувр). Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. История создания "Качелей" весьма занимательна. Молодой художник был просто очарован лёгкой и весёлой живописью Буше. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ».
Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Сестры почувствовали страшную зависть и ревность, символом которой является летящая над их головами Фурия со змеями в руках (отсюда выражение – змеиный укол зависти). Повседневная сценка стала настоящим шедевром.
Его творчество начала 60-х гг. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».
Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». Фрагонару удалось передать незаурядность личности этого видного деятеля культуры века Просвещения, автора прекрасных литературных описаний своих путешествий в Италию, которые он иллюстрировал гравюрами по рисункам Ж. О. Однако такое совмещение воздействий — Буше и Рембрандт — само по себе выразительно. Вообще говоря, переимчивость, способность «заражаться» притягательными свойствами чужого дарования и умения самым удивительным образом сочеталась в натуре Фрагонара с творческой независимостью нужно было только время, чтобы «чужое» стало «своим». В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка.
На сей раз он был принят и мог с восхищением следить за блестящими импровизациями мэтра: Буше учил с кистью в руке. К известным работам относятся: Урок музыки, Пастораль (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), Купальщицы, Спящая нимфа, Амур, снимает рубашку с красавицы (La chemise enlevee), Молодой гитарист, Молодая читательница и Вдохновение, находящихся в Луврского музеи Семейство фермера и Поцелуй украдкой в музее Эрмитаж, При отсутствии отца и матери, Прятки, замолчал, Генрих IV и Габриэль и Ученые собаки в различных частных коллекциях. Именно в этот период автор создает множество декоративных панно, пишет чувственные портреты, осваивает технику миниатюры и пастели, начинает заниматься офортным гравированием. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Его память переполнена впечатлениями от окружающей жизни, от природы и от искусства.
На другом полюсе стиля Фрагонара — «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Ему- равным образом доступны эффекты широкого, как бы небрежного письма и ювелирная отделка мельчайших деталей.
В своих горячих тонах Фрагонар здесь — подлинный наследник Рубенса. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой.
Но это не лишает сцену правдивости. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Он представил ее несколько месяцев томуназад в Академию и был единогласно принят.
Такова «Прачка» из собрания Эрмитажа — этот маленький шедевр стоит многих сотен метров раскрашенного холста. Когда Фрагонар возвращается в Париж он выставляет картину «Смерть Кортеса», благодаря которой он становится членом королевской академии художеств. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Не зная фактов, было бы трудно представить себе, что конкурсная картина — «Иеровоам приносит жертвы идолам» (Париж, Школа изящных искусств) — исполнена той же рукой, которая живописала «Игру в жмурки» и «Качели». Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал».
Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы).
Нет нужды вдаваться в иконографию сюжета, восходящего и к традиционной теме «художник и модель» и к теме сводничества, которую разрабатывали, например, голландцы XVII века. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле.
Художник смог передать своё представление о любви. Подобно Ватто, Фрагонар открыл свою «Аркадию». В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Несколько месяцев спустя Фрагонар вернулся к Буше.
В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Напротив, даже грустя, он способен внушить ощущение счастья. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. В 80-е гг. На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». Главное, цель достигнута. В тающей массе деревьев и облаков свет и цвет составляют единое целое, воплощая материальный мир в поэтическое произведение.
Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта».
Архитектурные мотивы придают композиции листов известную упорядоченность, но в манере исполнения чувствуется сильный темперамент живописца. Отвергнутый Каллироей жрец проклял богов, те послали на страну чуму и Додонский оракул объявил, что для спасения от бед нужно принести Каллирою в жертву. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. Декоративное задание Фрагонар истолковал в свойственном ему чисто живописном духе, создав костюмированные портреты — олицетворения искусств («Писатель», «Актер», «Художник», «Пение»).
Почти все картины художника — небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св.
Одна из лучших картин галантного цикла — «Купальщицы». Но главное — он наслаждается. Эти качества делают их частью окружающей природы. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом.
Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными.
Вот таким образом любая из его «домашних сцен» дает представление о его искусстве в целом. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Серия портретов (1761-1765), т. н. «экспрессивные головы», — обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк).
Ее линии прихотливы извилисты. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. Шардена и Ф. Буше в Париже. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» — изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей.
Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг.
На этой должности он находился вплоть до самой смерти.
В 90-е гг. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру.
Иногда юмор Фрагонара сродни сатире Вольтера. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. Психея стала умолять Венеру простить ее и вернуть Купидона. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику.
в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Динамичные изящные линии, очерчивающие фигуры персонажей, повторяются в вихрящихся контурах деревьев или облаков.
Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Здесь между эстетикой и эротикой можно ставить почти что знак равенства. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить.
Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Танцовщице особым образом покровительствовал герцог де Субиз и многие другие представители европейской знати. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться – до того оно насыщено запахами, так гермети чески закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты.
Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. исполненных незадолго до отъезда из Италии или по возвращении в Париж (1761). 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Это действительно прекрасная вещь. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Известно, что он копировал «Данаю» и неоднократно повторял «Святое семейство» Рембрандта (оба оригинала теперь в Эрмитаже). Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Но революция (1789 – 99) разорила его. Жак Луи Давид в 1793 году так рекомендовал его Конвенту в качестве члена комиссии нового музея: «Пыл и оригинальность – вот что его характеризует. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты.
Картина также имела другое название «Тайная страсть». В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма.
Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники.
На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Посмотрим на несколько портретов. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. Серия портретов (1761–1765), т. н.
Перед нами характерная для живописца картина. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. В ее руках букет с вложенной в него запиской. В 1756 г. Фрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата основанной французской Академии, которую возглавлял в те годы Натуар.
Так решилась судьба мальчика. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С.
О ней много говорили, о ней писал Дидро в «Салоне 1765 года». Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Дело, конечно, в самой живописи, в артистизме импровизации, перед которым зачастую блекнут и декоративные излишества Буше и назидательные «постановки» Грёза и надуманная риторика академических «историй».
Жан Оноре Фрагонар (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг. ), французский художник, яркий представитель рококо. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Темперамент Фрагонара со всей силой проявился в серии работ, условно объединяемых под названием «фантастические портреты» («экспрессивные головы»). Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой.
Шардена, а потом Франсуа Буше. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. В 60-70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756-1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761-1765, частная коллекция), портреты.
Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. В 70-е гг. Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5. 4. 1732, Грае, Прованс, – 22. 8. 1806, Париж), французский художник и график. Сперва ученик Ж. -Б. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Психея рассказала о своем счастье сестрам и показала им дары Купидона.
Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». О детстве художника известно очень мало. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Легкомысленный в живописи, художник Буше был серьезными преподавателем и имел к ученикам строгие требования. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна).
Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. В 1780-е гг. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция).
Мазки чистого цвета, которые впоследствии вызывали восхищение импрессионистов, сочетаются со смешанной палитрой. Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится. Она же застенчиво и с опаской, что их увидят, подчиняется кавалеру, стараясь не слишком сближаться с ним. Крошечные изящные фигурки кавалеров и дам придают этим благоустроенным ландшафтам сходство с театром — сходство ничуть не навязчивое, не нарушающее тонкий баланс между разнообразием «естественных красот» и декоративной упорядоченностью композиции.
В 1756 году Фрагонар отправился в Италию и путь его туда традиционно лежал через французские города Лион, Дижон, Ним, Марсель, Тулон, Антиб и далее через итальянские Геную, Парму, Модену, Верону, Венецию, Феррару, Болонью, Флоренцию и Сиену. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской.
Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Язык рококо в версии Буше — с его технической маэстрией, нарядной декоративностью, фривольностью, культом «галантной» мифологии, пасторали и т. п. — стал для Фрагонара первоначальным образцом живописи вообще (хотя, как мы увидим, дело этим отнюдь не ограничилось).
Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Как сюжетика, так и стилистика ранних его холстов говорят об этом со всей очевидностью. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». Это позже будет восхищать импрессионистов. Он испробовал себя во всех жанрах, разве что кроме натюрморта.
Сделанные там рисунки — пожалуй, первое по-настоящему оригинальное проявление фрагонаровского таланта. Это маленькое полотно отличается подлинным космизмом образов, широтой и музыкальностью ритмов. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765-1769, Париж, Лувр). Фрагонар действительно любил фантазировать.
Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. После возвращения в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: Смерть Кореза (находится в Луврскому музее в Париже), за которую Королевская академия искусств приняла его в свои члены. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Почти всю жизнь выполнял работы для частных заказчиков, в том числе для мадам Дюбарри, самой очаровательной фаворитки Людовика XV.
Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства.
Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Отсюда все тот же веселый и резвый дух, дух игры, вселившийся в искусство Фрагонара и никогда не покидавший стен его мастерской. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка.
Его творческий темперамент поистине огромен. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше.
живописи — прежде всего голландской и фламандской. Школу Фрагонар прошел хорошую. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог.
В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII века: Бароччи, Солимэн, Пьетро да Кортона и особенно Тьеполо. Той же свободой отмечен ряд живописных вещей Фрагонара. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам».
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре.
Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Эта первая большая картина, сделавшая художника известным, была выставлена в луврском салоне в 1765 году. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое.
В конце 60-х гг. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. Он продолжал работать в разных жанрах, пытаясь модифицировать свой стиль в согласии с требованиями дня, свидетельством чего служат признаки неоклассицизма в композиционном строе поздних его вещей и особенно выспренность его аллегорий («Фонтан любви», «Обет Амуру», «Жертвоприношение розе»). Они высоко приподнимаются и открывают восхищённому взору прелестные ножки, которыми красавица с удовольствием даёт полюбоваться.
Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Или, по крайней мере, можно думать, что здесь сам Фрагонар, возмечтавший об Италии, принес необходимую жертву академическим «идолам». Таковы две луврские картины «Огонь и порох» и «Похищенная рубашка». Картины Фрагонара конца 70-х гг. Он исключительно отзывчив к разным живописным наречиям: среди его сильных увлечений — Рубенс, Рембрандт, Халс, Рейсдал, Тьеполо (не говоря о собственно французской традиции).
Его модели — артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Фрагонара и Г. Робера. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Его искусство оставалось весьма противоречивым. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме».
Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара.
Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. В Европе вряд ли найдется художник со столь пылким воображением».
Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. художник лишается и заказчиков и славы. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Не следует преувеличивать и роль сентиментализма, под влиянием которого оказался Фрагонар в семидесятые годы, что биографы связывают прежде всего с женитьбой художника (1769).
Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа.
Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Эту радость жизни и красоту мастер продолжает щедро дарить нам во всех своих живописных и графических творениях. Гюймар снискала славу лёгкостью, непосредственностью и кажущейся простотой исполнения танцев в балетных спектаклях. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником.
«Игра в жмурки» (Толидо, Музей искусств), «Качели» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Собирательница винограда» (Детройт, Институт искусств) — эти и другие вещи, демонстрирующие рано обретенное мастерство, вместе с тем свидетельствуют об исключительной силе влияния Буше, вплоть до полной художественной «мимикрии». В конце 70-х и в 80-е гг. Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах и написано как-то дрябло. Спохватились лишь пару часов спустя. — в особенности от Тьеполо. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен.
Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана. В возрасте 18 лет умерла его дочь. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом.
Вдохновленный старыми мастерами, Фрагонар обратился кБиблии. Он совсем юн и изящно манерен. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо.
Трудно сказать, что здесь преобладает — непосредственность впечатления или игра фантазии, жизнь или театр. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Как художник конца столетия Фрагонар суммировал и подытожил многие художественные тенденции своей эпохи и при этом перебросил мост к последующему искусству: явился во многом предшественником классицизма, романтизма и реализма ХIХ века. В действительности они хотели только одного – лишить сестру ее счастья. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара — портрет.
Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Картина имела успех.
За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии.
И последнее, о чём необходимо сказать. Круг замкнулся. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто — тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность.
Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр).
Одна из главных его черт — динамизм, которым охвачены и фигуры и вся красочная структура картины. И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу.
Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Порыв вдохновения передан энергичным разворотом фигур, экспрессия бьет ключом, светотень контрастна, колорит напряжен, удары кисти стремительны, мазки струятся, сверкают, образуют кипучие сгустки. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи.
Понятно, что все это никак не способствовало желанию участвовать в Салонах.
Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Диапазон его чрезвычайно широк. В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу». Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение».
Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие.
Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. В 1756 – 61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). Культивируя приемы живописной импровизации, он начал вырабатывать энергичную манеру письма, которую современники назовут его именем — «а la Fragonard». Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Это без слов видно на представленной репродукции. Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом.
Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ.
«Фрагонар вернулся из Рима Корее и Каллироя — его конкурсная картина. Впрочем, оба любили наблюдать мирное соседство высокой культуры и простого быта, где, скажем, античный фонтан может послужить «прачечной» и между древними изваяниями сохнет развешанное на солнце белье. Главными достоинства его живописи были свет и воздух.
Впрочем и здесь не обошлось без копий, но это были копии работ самого Буше. Рассеянные между ними облака так же желты и подтверждают точность сравнения. 1788 год стал очень тяжёлым для художника. Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Шардена. Ни это обстоятельство, ни предполагаемое соревнование с Грёзом, ни известное воздействие просветительскойэстетики в целом не изменили ничего по существу, а лишь добавили новые оттенки в протеистически многообразное творчество Фрагонара.
В гостиной собрались гости. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Теперь Грасс известен как один из центров французской парфюмерной промышленности, однако во времена художника город дышал отнюдь не духами — почти всё его население занималось дублением кож.
Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). В конце 70-х гг. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Сценка откровенно театральна. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние.
Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621-1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474-1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину.
Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво бодно и слишком ярко и слишком цветисто и слишком шаловливо. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон, Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Купающиеся наяды, Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей (Поцелуй украдкой, Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев (Бедное семейство, Музей изобразительных искусств им.
Он блестяще владеет техникой масляной живописи, сангиной, пером он занимается офортом. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Приглашение поступило к художнику буквально через несколько дней после появления в Салоне его картины "Святая Женевьева". По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса.
Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. Поздние годы Фрагонара, как и многих его сверстников, были омрачены известными событиями.
Осталось неизвестным, видел ли он его, так как полотно находилось в луврской мастерской Фрагонара. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета.
В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес).
Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов — «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Г-н Фрагонар, это чертовски пресно. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности.
Собственно, по французскому праву все долги, происшедшие из игры и пари, считаются недействительными, за исключением тех, которые произошли из игр имеющих целью духовные и телесные упражнения, как то: литературный спор, философский диспут, музыкальное пари, фехтование, бега, скачки и т. п. но и здесь суд имеет право, при чрезмерности ставки, отказать в иске. Но те, кто полагал, что он продолжит успешно начатое производство исторических «махин», сильно ошибались. Эта работа – исключение из правила. Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра.
Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Дочь сборщика податей Мари-Жанна Дюбарри была модисткой, затем поселилась в доме графа Д. Людовик XV приблизил её к себе, устроил её брак с братом графа Д. и в 1769 году представил ко двору. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). В соответствии со вкусами времени Фрагонар любил одевать своих героев в полуфантастические костюмы, по большей части воспроизводящие детали одежды времен Генриха IV.
Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Зелено-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. На подобные произведения был большой спрос. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура — статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, — чувствуется легкая насмешка. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше.
Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Юноша специально подстерегал её. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры.
А. С. Пушкина, Москва Дети фермера, Эрмитаж, Ленинград). Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Еще одна неотъемлемая черта его искусства — насыщенность светом. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая».
Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». А невезение и жизненные преграды, существенные изменения в моде и вкусах лишили былой популярности. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Это истинное наслаждение — рассматривать, как вылеплены кистью все детали: руки, погруженные в пенную массу, мыльный клок, свисающий наподобие малой архитектурной формы, мыльный пузырь, прозрачный и все же весомый (как и все у Шардена), сползший чулок и стоптанный башмак малыша Плотная фактура как бы удостоверяет совершенную добротность живописной материи. Шарден обладал поистине драгоценным сочетанием качеств: зоркостью и широтой взгляда, твердостью руки, абсолютным, так сказать, вкусом и исключительной художественной честностью.
Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти.