А А Иванов Картины
Иванов Александр Андреевич картины
Следующий отход от «Явления Христа народу» состоялся в 1845 году, когда возникла необходимость создать запрестольный образ для строящегося в Москве храма. Но и здесь есть момент, который, безусловно, выходит за рамки академического канона. В истории человеческого рода встречается одно абсолютно исключительное явление. Острые социальные проблемы всегда занимали художника. – Методика, которую он выбрал, действительно, была не из простых.
В двенадцать лет он поступил в младший класс Академии художеств. «Ближайший ко Христу» – это мужчина в бурой хламиде, с растрёпанными тёмными волосами, с усами и бородкой. Стасов: «Иванов всех слушал, но никого не слушался». Но трудно человеческой слабости устоять на духовной высоте. Император АлександрII дважды приезжал смотреть «Явление Христа народу», лично беседовал с художником и высказал ему похвалу и благодарность. Один, далеко от отечества, независимо от всякого постороннего влияния, никем не поддержанный и непонятый никем, Иванов совершал и совершил в области своего художества то, над чем в одно время с ним трудились столько горячих убеждений, столько твёрдых воль, столько ясновидящих умов то, на что столько положено сил и потрачено столько благородных жизней (вспомним хоть Гоголя).
Но, слава Богу, есть целый ряд изданий, где «библейские эскизы» хорошо представлены. В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств. В пейзажных этюдах Иванов добился огромных успехов в изображении пространства.
Создавая свой шедевр, художник совершил подвиг. Вот на средине картины, в тени, полузакрытый другими лицами старик, силящийся приподняться и взглянуть на возвещаемого Христа и вы говорите: «Ныне отпущаеши раба Твоего с миром»: вы высказали мысль Иванова. Но многие совсем некритично воспринимают его слова, обращенные к Герцену: «Я утратил ту религиозную веру, которая мне облегчала работу, жизнь () Мир души расстроился, сыщите мне выход, укажите идеалы». Было то густо, то пусто, причем особенно густо не было никогда, а пусто (стакан кофе с черствой булкой или чашкой чечевицы на весь день) бывало довольно часто, поскольку он не писал картин на продажу. А чтобы удостовериться, нет ли здесь какого обмана, так как под таким видом может пробраться ленивый и ничего не делающий человек, следите за его собственной жизнью его собственная жизнь скажет все. Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Огромное значение имела для художника дружба с Н. В. Гоголем. С этим вопросом тесно связана и тема арестантов: «Беглый», «Бунт в деревне», «Отправка арестантов». Иванов, один из лучших живописцев начала XIX века и ведущий преподаватель Академии художеств. Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге. Это Магдалина – образ потрясающей выразительности. В учебе отличался заметными успехами, получая награды за свои произведения, а за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса. Художник с головой погрузился в новую работу, но заказ в итоге достался Брюллову.
При желании в нём и правда можно узнать Николая Васильевича. Появляется целый цикл картин, посвященных этой сложной трагичной тематике: «Переселенцы. Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос». Художник мучительно переживал свой провал.
Он хотел написать большую и сложную картину, посвященную первому явлению Мессии народу, но перед этим попробовал свои силы над меньшим по объему произведением Явление воскресшего Христа Марии Магдалине (1834 г. ). По матери Иванов был немец, так что не знаю, какая кровь тут сыграла большую роль. В Русском музее находится его «Явление Христа Марии Магдалине». Но надо понимать, что так было в самом начале работы над картиной, в 1830-е гг. В полном соответствии со своей ранней картиной, когда Иисус обращается к Марии: «Не прикасайся ко Мне ибо Я еще не восшел к Отцу Моему а иди к братьям моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».
Его учителем был отец — А. И. Александр Иванов (1806-1858).
Александр Иванов — художник одной картины
В ней и правда, гораздо больше «академического», чем в первом полотне. Последняя из названных мною фигур, весьма второстепенная в картине, особенно замечательна: она показывает всю добросовестность, с которою Иванов изучал природу вглядитесь в её движение и вы почувствуете, что так может двигаться только человек идущий с некоторою поспешностью по колена в воде. Первые уроки получил от отца, а с 1817 по 1828 год учился в Академии художеств.
И тогда суровый немец хлопнул по столу рукой (в два часа ночи) и радостно сказал: «Этто отфет. Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям. Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев. В сравнении со всеми прообразами (помните – опять «сравнения и сличения». ) образ Христа всегда оказывается самым значительным, вершиной духовных и культурных достижений человечества. Он был обрадован и удивлен высокой оценкой своей работы, так как считал картину «Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения» только началом творческих поисков. Возникает вопрос, где и как продать картину Иванова, ведь это не бытовая вещь, нужная всем.
Ранние работы Иванова («Приам испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824), «Иосиф, толкующий сны» (1827), выполненные в традициях академического классицизма, обеспечили ему статус «пенсионера» Общества Поощрения Художеств, что позволило художнику поехать в Италию для знакомства с шедеврами классического искусства и дальнейшего совершенствования мастерства. При всём том невозможное совершилось. Но и содержание сюжета, его смысловые акценты менялись. Из полной сосредоточенности всей картины уже можно заключить о достоинстве группировки. Для выделения главных объектов он традиционно использует световоздушные эффекты.
Оценка, скупка и продажа картин Иванова
Как только узнал я, что картина Иванова привезена, я поехал в Петербург. Однако, поездка чуть не сорвалась. И наконец она уже тут. Он оглядывается на Христа, который идёт сзади.
И вот почему я теперь пишу вам. Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года.
Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, отец, профессор живописи, определил его в Императорскую Академию Художеств в качестве «постороннего» ученика под своим наблюдением. Сострадательнейшие из них говорили: «Сам же виноват пусть бы большая картина шла своим чередом, а в промежутках мог бы он работать малые картины, брать за них деньги и не умереть с голода», – говорили не ведая того, что художнику, которому труд его, по воле бога, обратился в душевное дело, уже невозможно заняться никаким другим трудом и нет у него промежутков, не устремится в мысль его ни к чему другому, как он ее ни принуждай и ни насилуй. Зато как живо и естественно сделалось всё движение переднего плана. Эта картина стала жизненным подвигом художника. Все эти годы Иванов жил очень скромно, практически бедно.
Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево. Вам достаточно описать холст, подготовить фотографии и прислать их нам. И тогда я рассказал ему про Иванова, всю эту историю с «библейскими эскизами», как он сравнивал источники и что у него получилось в результате: по краям сюжеты, с которыми сравнивается Евангелие, а в центре – Христос как центр и вершина «лестницы» несовершенных прозрений о Нем. В продолжение более шести лет я ничего не мог работать для света. попутно изучая основы библии. в живописцах, которых ещё почти нельзя называть художниками.
Могу рассказать в связи с этим замечательный случай. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины. Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам», – и отходил в сторону. Вот так Иванов оказался актуальным для религиоведов и богословов XXI века. Рафаэль не сочинял группы превосходнее группы Предтечи и трёх лиц, находящихся позади его.
– Художник, график. Но, как видите, сам он упорство и методичность относил к русскому характеру. Немцы могли только учить, а не творить в этой области и их уроки были небесполезны. простоты детского, а не абсолютного возраста.
Описание картины Александра Иванова «Братья Иосифа находят серебряный кубок»
Не было возможности маленькому народцу, брошенному на перепутье всех великих народов, устоять против характера и убеждений всего древнего человечества слабому отстоять свою духовность в продолжение многих веков против сил, беспрестанно его порабощавших вещественно преданию о Боге едином и о строгости нравственного закона удержаться в этой стране, которая изо всех стран мира представляла самое полное, самое разнообразное развитие многобожья, действующего посредством ужаса и фанатизма на воображение и посредством всех соблазнов разврата на чувственность человека ещё менее возможно было ему удержаться в таком народе, которого все страсти, все стремления постоянно влекли к наслаждениям жизни вещественной и к поклонению видимым богам. Брата Сергея он даже просил прислать из Москвы прориси древних икон. Художник-мыслитель, один из величайших русских художников. Картина «Явление Христа народу» была показана сначала в Зимнем дворце, потом в Академии художеств, но была встречена холодно. А Академия художеств присвоила Иванову звание академика живописи. Он работал над ней более двадцати лет и создал действительно непревзойденный шедевр.
Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе. Картина была написана в Обществу поощрения художников.
Описание картины Александра Иванова «Семь мальчиков в цветных одеждах»
Несколько эскизов (прежде всего: «Благовещение», «Преображение», «Хождение по водам», «Тайная вечеря», «Бичевание», «Распятие») – настоящие шедевры. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Пожелаем счастливого пути людям этого направления. Это не искусство в привычном понимании этого слова, это дизайн, который по определению не может претендовать на духовность, на откровение, способное, если уж не перевернуть жизнь человека полностью, как хотел Иванов, то, по крайней мере, сильно взволновать, духовно обеспокоить, «встряхнуть» его.
Он сам эту картину не очень любил. Иванов Александр Андреевич. ». Уже дело его стало, наконец, всем объясняться.
Разъединённость протестантства лишает человека возможности жить духом в полном и свободном причастии действительно христианского созерцания (ибо само протестантство есть только мир личного анализа). Способ сей согласен и с выбором предмета и с именем русского и с любовию к искусству». В 1830 г., написав требующуюся картину, Иванов отправляется в Италию. Их, может быть, невольный аскетизм воспитывал чистоту стремлений в их учениках.
Картина была выставлена в Зимнем дворце. В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили. Уехал бы он Бог знает куда (хотелось ему на Восток и снова в Рим) мы, может быть и не встретились бы более: всё равно. Всякое положение верно, всякое движение исполнено выразительности. Автор картин на религиозные и мифологические сюжеты, пейзажей и портретов.
Многие даже подозревали, что работы, представляемые молодым Ивановым, пишет за него отец. Сын повторял судьбу отца. Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. Достоинство уже начинает обнаруживаться всем. Нет ничего натянутого или мёртвого или академического.
Деньги все вознаградятся. Ему много раз приходилось выпрашивать продолжение пенсиона. А источник музыки, как бы сама безмолвная музыка – это Аполлон.
Описание картины Александра Иванова «Явление Христа Марии Магдалине»
– Это недоразумение, это очень поверхностный взгляд. В этом вся жизнь народа, вся сила его самостоятельности. Многие из новейших поняли этот недостаток и хотели его избегнуть. В 1845 году его мастерскую посетил император НиколайI.
Однако Иванов не спешил возвращаться на родину: он был захвачен «всемирным сюжетом», призванным преобразить духовно не только искусство, но и все общество. Тогда только приобретает художник самого себя. «Иоанн видел Иисуса идущего», очевидно, в некотором удалении и Иванов так и передал происшествие, как оно рассказано. Христос в «библейских эскизах» Иванова всегда в центре изображения.
Описание картины Александра Иванова «Явление Христа народу»
Зато истина эта бесконечна и всеобъемлюща в ней заключается знание единого Бога и отношений Бога к Своему созданию — человеку, знание духовности человека и обязанностей его к Богу. Это ещё не иконопись в её высшем значении (ибо иконопись не допускает многосложности) но это совершенство живописи эпической, т. е. Чистый натурализм, хоть бы рембрандтово «Снятие с Креста» или «Распятие» Остада, религиознее и нравственнее всего этого.
В большой семье Ивановых (у них родилось десять детей из которых до абсолютнолетия дожили пятеро) Александр Иванов был старшим среди братьев. В этом отношении, бесспорно, всего замечательнее то обстоятельство, что главное лицо всей картины, Спаситель, поставлен на далёком плане.
- Иванов Александр АндреевичКартины и биография
- Картины — Иванов, Александр Андреевич
- Музеи ЕвропыГосударственный Русский музей
- «Исторический художник» Иванов
Иванова заподозрили в том, что он делает это нарочно, чтобы получить побольше денег. Урок этот нужен, чтобы видели все другие, как нужно любить искусство. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от бед и страданий, указывая на приближающегося Бога-Сына.
Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Но в зале Третьяковской галереи, посвященном Иванову, висит и картина «Приам испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» – эта работа продолжалась 20 лет. Не ожидавший такого положительного исхода Александр Иванов в 1830 году едет за границу, посещая европейские страны, такие, как Австрию и Германию много открывает для своих познаний, но более всего художник был очарован Италией, где он надолго остановился, жил и работал, восхищался полотнами Микеланджело, в частности пораженный произведением Сикстинской капеллы и Сотворения мира копировал их. Хотя Иванову предложили написать евангелистов, эта тема ему была неинтересна.
- Русский художник Иванов Александр Андреевич
- Александр Андреевич Иванов 1806–1858
- Художник Иванов Александр Геннадиевич
- Иванов Александр Андреевич (1806-1858)
Предопределил пути развития исторического жанра в отечественном искусстве. Официальным руководителем Иванова по Академии был профессор Ф. Е. Егоров. В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку.
Академик Императорской Академии художеств (с 1836). Итак, еще с этих, а вероятно еще с более ранних пор, Хомяков связывал с Ивановым горячие надежды на зачатие новой русской школы живописи. В ней предчувствие иконописия и далее этого никто не доходил. В 1858 Александр Иванов вернулся в Петербург. Он живёт единственно одною мыслью и для одной мысли.
- Варварская галерея / Иванов Александр Андреевич (1806 – 1858)
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- 16 июля (28 июля по новому стилю) 1806 год, Петербург – 3 июля (15 июля по новому стилю) 1858 год, Петербург
- Известные произведения Иванова Александра Андреевича
- Подпишитесь на нашу почтовую рассылку
- Цена работ Иванова, рекорды на аукционах
Ходоки», «Обратные переселенцы». Фигура Христа, например, подобна ожившей статуе. Если случится, что один, отделившись от всех других, займется крепче всех своим делом, хотя бы даже и своим собственным, но если он скажет, что это, по-видимому, собственное его дело будет нужно для всех, считайте его как бы на службе и выдавайте насущное прокормление. А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии.
Ради Христа, разберите, что это все значит. Начав свое творчество в Италии с двух ставших известными картин (Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением, 1831—1833 Явление Христа Марии Магдалине после воскресения, 1835), Александр Иванов следующие двадцать лет трудится над главной картиной русской живописи — Явление Христа народу. На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. Так, в конце 1830-х годов он пишет свои первые акварели с бытовыми сюжетами. Не говоря о том, что многие «библейские эскизы» по художественному качеству и содержанию превосходят все, что Иванов делал до этого.
Так как он был художником, а не иллюстратором чьих-то идей. Это различие слишком часто упускается из виду критикою: между тем оно очень важно. Но все-таки абсолютно очевидно, что эти вещи не вдохновляют, они лишь оформляют среду.
- 7 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ХУДОЖНИКЕ АЛЕКСАНДРЕ ИВАНОВЕ
- ХудожникИванов Всеволод Борисович
- КартиныИванова Всеволода Борисовича
- Всеволод Иванов (художник)Все фотографииКартины Всеволода Иванова118
- Художник Иванов Александр Геннадьевич
Окрыленный успехом картины Явление воскресшего Христа Марии Магдалине, Иванов принялся за осуществление монументального программного произведения Явление Христа народу (1837-57), выдвигающего проблемы всемирно-исторического значения. Он поражал учителей успехами в рисовании и живописи. А существовал я дотоле, – не позабудьте, – единственно доходами с моих сочинений. Но и за три года Иванов не закончил работу.
Таков характер всех произведений эпических и всех эпосов истинно народных. Когда Рим посетил наследник престола, будущий император АлександрII, Иванов, оставшийся к тому времени совсем без средств к существованию, обратился к нему с просьбой о пособии. Его стремление должно быть — прийти «в меру возраста, в мужа совершенна». Тут было не одно любопытство и даже не одна любовь к искусству: нет. Не хвалился он ранним величием ибо (в отличие от всех других народных преданий) помнил себя ещё отдельною семьёю и помнил своё постепенное размножение до небольшого народца. Его обучала мать и для него нанимали учителей.
И все же от многих его произведений «веет вечностью, веет простором» – как от полей и гор в известной песне. Но за эту картину его признала Академия, все включая отца – профессора Академии – были в восторге от этой картины. Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской.
Для многих из них Иванов искал по два-три прототипа иногда они были не только мужские, но и женские (. ). Автор легенд наивен, но никто не употребит слова «наивен» об Апостолах. Кстати, сохранились его чрезвычайно интересные тексты – «Мысли при чтении Библии», они опубликованы. стенной церковной. Художник уже всем надоел своими просьбами, его начали избегать. В это время он начал работать над своим самым знаменитым и масштабным полотном «Явление Христа народу» (1837-1857), работа над которым затянулась на долгих 20 лет.
Потому он картину и не закончил. Английские и французские дорафаэлиты ещё хуже немецких. Иванов не впадает в ошибку современных нам дорафаэлитов. входит в более высокие сферы.
Иванов не впал в искушение выдвинуть Его вперёд (что, конечно, было бы возможно): нет. Снова обращаясь к Библейско-евангельской теме художник работает над эскизами к неосуществленной им картине Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина (1831-33). В частности, он неожиданно стал говорить о кризисе в протестантизме.
Иванов трактовал древние легенды как историю духовного и нравственного развития человечества. И действительно, вот она, лучше, прекраснее, чем говорили. Гоголь ему пенял, что так он никогда не закончит картины. Смысл всей этой работы олицетворял всю сущность библейской истины, во время крещения народа у реки Иордан Святым Иоаном Крестителем и вдруг группа людей среди которых были еще не совсем верующие совершающие ритуал омовения оказываются в благоговейном изумлении и удивлении, Святой Иоан указывает рукой на Явление Миссии, Воскресший Иисус Христос спаситель и защитник рода человеческого, надежда всех обездоленных приближается к народу.
Под руководством профессора Егорова Ф. Е. Двадцать лет работал А. Иванов над своим произведением. С моей души я уже снял его этим самим письмом: теперь он повиснул на вас. В мае 1857 года он вернулся на родину. При этом постарайтесь собрать как можно больше информации о провенансе (истории владения) картины, найти историю ее создания и описать так, чтобы произведение можно было легко найти по каталогу.
Он был учеником иконописцев и в то же время смел уметь (я сказал ему это слово перед его картиною и он молча пожал мне руку). Такого рода оценка до меня не касается. Не случайно число его этюдов к картине исчислялось сотнями.
Эти картины наряду с такими произведениями как: Беллерофонт отправляется в поход против Химеры (1829), Явление Христа Марии Магдалине (1835) — принадлежат раннему периоду творчества Иванова и обладают всеми присущими классицизму чертами: уравновешенной композицией, распределением фигур и предметов по планам, плавным рисунком и локальным цветом, эмоциональной выразительностью в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем. Ведущее значение для Иванова имеют образы искусства итальянского Возрождения. Рафаэлевская же полнота и лёгкость видна в драпировках, несмотря на некоторое однообразие и излишнюю прямолинейность в одежде двух или трёх лиц.
За эти-то подвиги нужно, чтобы ему была выдана награда. Какой уж тут кризис веры. Гоголь во многом повлиял на представления Иванова о просветительских задачах искусства. В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени. Он так работал над картиной, как ни один другой художник.
Он так и писал: «Я художник, пытающийся создать новый иконный род». И жизнь и смерть мастера трогательна, торжественна, великолепна. Мы видим приход Спасителя к толпе лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных (по словам художника), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Вот вся суровая красота Ветхого Завета в самом пророке: вот кроткая сила Завета Нового, зарождающаяся в двух из его будущих служителей и несказанная любовь, загорающаяся в одном из них вот целая лестница сословий — от богача до раба и целая лестница умственных развитий от высочайшего разума, созерцающего мир Божественных откровений, до дико-детской улыбки дремлющей души, смутно чующей своё Божественное начало и всё и все служат великой Божьей судьбе, являющейся вдали в лице Агнца Божия.
Но всё, что человек прививает себе насильно, остаётся бесплодным в художестве. Они чувствовали свою слабость и хотели ей помочь искусственным путём. Александр Иванов был старшим ребёнком.
То одни персонажи были вокруг Христа, то другие. Это очень сильно поддержало Иванова. За годы работы у Иванова от переутомления развилась тяжелая болезнь глаз. Надо вспомнить, что говорил об Иванове известный художественный критик В. В. И мы с ним вместо того, чтобы спать, полночи проговорили. Основой для него предполагался Рафаэль, то есть живопись Высокого Возрождения.
Оттого-то он и кажется чем-то таким новым в живописи, что всем восклицание «Как это ново. » невольно приходит на язык даже без ясного понимания. Искушение лежало в самом торжестве. У них всякий предмет из жизни Церкви переходит в образ, отражаясь не в личном, а в церковном созерцании, но (не говоря даже об односторонности римско-католического настроения) эти древние художники Западной Европы, вследствие той эпохи, которой они принадлежали, представляют образцы простоты ещё на степени наивности, т. е. Я знаю и отчасти испытал сам.
Пишу к вам об Иванове. CIV). На первый взгляд он поражает своею живостью и естественностью.
Он хорошо знал русский язык, русскую культуру. Сам Иванов любил эту картину. Любовью обнимает он все произведения всех школ, невольно увлекаясь ими, а должен отрешиться от них, чтобы отыскать в самом себе то, что действительно ему самому присуще, что лежит (как говорят англичане) в сердце его сердца, что потребовало бы художества и создало бы художество, если художество ещё не существовало. Он и сам продуцировал новые идеи. Кризис веры у него действительно был. Одним из первых в мировом искусстве разрешил ряд чисто живописных проблем. Для этого доходили они в иных случаях, так сказать, до безнравственного отношения к самой вере, позволяя художественному требованию изменять их религиозные убеждения и перекидывать их из присущего им протестантства в чуждое им латинство: постоянно же старались они об одном — о ближайшем подражании наивности древних живописцев (полуиконописцев), как в отношении к строгости и отчётливости выражения, так и в отношении к развитию внешнего символизма (так, например, Овербек подкидывает херувимов под ноги Спасителя для выражения безопасного шествия Его между раздражённых евреев). Однако известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура».
В 1831 году Иванов поселился в Риме. Его находки (возьмите этюд Драпировки, лежащие на круглом столе) сделали бы честь многим новаторам живописи конца XIX века. Больно.
Художник уже задумал картину «Явление Христа народу», которая стала главным трудом его жизни. Если бы мне можно было приблизительно выразить своё мнение о картине Иванова относительно к другим великим памятникам живописи, я сказал бы, что по высоте идеала она уступает, может быть, двум-трём (например, Мадонне Сикстинской, высшему, по моему мнению из всех произведений искусства, хотя и не выдержанному в мелкой фигуре Св. Варвары) но что по совершенству сочетания всех достоинств, замысла, выражения, рисунка и колорита, а ещё более по строгости и трезвенности стиля, она не имеет равной в целом мире. Для современного человека они могут стать неожиданным глотком чистого воздуха, глотком живой воды. И дело не в том, что не закончены некоторые детали: лицо раба с веревкой на шее на переднем плане или отражение в воде одежды юноши в левом нижнем углу картины (Иванов «переодел» его, а отражение осталось прежним). Действительно, написание картины «Явление Христа народу» заняло у него более двадцати лет жизни. Ему нельзя не воспринять в себя этот мир, если он действительно рождён быть художником ему необходимо оторваться от него, чтобы достигнуть творчества и сделаться деятелем свободным. Тут замолкает голос пророков: он был уже не нужен.
Никогда вещественный образ не облекал так прозрачно тайну мысли христианской. Также Гоголя можно узнать в «Дрожащем отце» или «Рабе». Пелену за пеленой, слой за слоем, хлам за хламом (часто даже видимо прекрасный хлам) должен он скидывать с души, чтобы допросить её истинную сущность и получить от неё ответ. Иванов тщательно изучал Священное писание, особенно Новый Завет. Гоголя, с которым А. Иванова связывали дружеские отношения). Что за непостижимая судьба этого человека.
Отец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна. Устройте же это дело не то – грех будет на вашей собственной душе. Картина уже считалась императорским заказом и придворные чиновники обвиняли живописца в том, что он, несмотря на взятие с него письменного обещания, не дописывает картину.
Картина вызвала восторг. Завершает ранний период творчества художника картина Апполон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением (1831-34), созданная Ивановым уже в Риме, которая отличается необыкновенно тонкой композиционно-колористической гармонией и поэтической возвышенностью трактовки образов античного мифа. Я не против них (за некоторым исключением) и не собираюсь метать в них громы и молнии: пусть каждый человек выражает себя как хочет. Через три дня 3 июля 1858 г. Александр Андреевич Иванов скончался.
Первоначально учился у отца, затем в Академии художеств у А. Е. Егорова (1817-1828). Не скупитесь. Они были уничижаемы, преследуемы изгоняемы, убиваемы но они совершили подвиг, к которому были призваны и силою слова, как железными удилами и железным бичом, возвращали заблуждающуюся толпу от безумного разврата идолопоклонства к строгой разумности единобожия. Проще всего сделать это на площадках, которые посещают состоятельные ценители живописи.
Это античность, воспринятая через Возрождение. Есть у него и еще одна известная картина, хотя тоже неоконченная: «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». Он не хотел ни пленять, ни удивлять, ни поражать зрителя: он вовсе и не думал о зрителе. Он поддержал художника, но годы шли, для продолжения работы нужны были деньги.
Пенсионер Академии в Италии (1831-1858). В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля. Вся семья жила художественными интересами.
Он идет своей собственной дорогой и никому не помеха. Иванов трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие. А не прошло месяца и самого Иванова уж нет. Вся работа производилась во мне и собственно для меня.
Страдания плена, благодетельное влияние пророческих песен, никогда не умолкавших во время этого плена, глубокое отвращение от многобожия, ругавшегося над его страданиями, обновили душу уцелевшего народа. По заданию Общества поощрения художников Иванов выполнил в Риме копию фрески «Сотворение человека» Микеланджело в Сикстинской капелле, поразив своим мастерством и итальянских и русских художников. Картина говорит зрителю о прекрасном. Уже в одиннадцать лет Александр Иванов становится вольноприходящим учеником Академии (1817—1828), после окончания которой он уезжает в Италию (1831) и пребывает там практически до конца отпущенной ему жизни.
Так приобрёл Иванов силу и ясность замысла но этого было не довольно. Однако она показывает, что Иванов и в юности был отнюдь не рядовым художником. Нужны были новые усилия для исполнения его. Он был тогда еще студентом Академии художеств, мы бы сказали, что это не более чем курсовая работа.
В 1830 послан за границу, побывал в Австрии и Германии. Но это мимоходом: собственно же я говорю об этом явлении в живописи. Это акварельные работы «Призвание Авраама», «Благовещение», «Сон Иосифа» и многие другие. Получив за успехи в рисовании две серебряных медали, молодой художник был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную им по программе картину: Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора, а в 1827 г. — большой золотой медалью и званием художника XIV класса, за исполнение другой программы: Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона. Безвременная смерть помешала осуществлению грандиозных замыслов художника.
Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика. Н. В. В 1835 году Иванов написал картину «Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения» и отправил ее в Петербург. Основная масса работы оставалась за кадром. Более того, он о ней высказался так: «Это всего лишь начаток понятия о чем-то порядочном».
Окрыленный такими успехами чувствуя свой дар, молодой художник много работает учитывая ошибки и недочеты развивая свой талант и не напрасно в 1827 он создает картину Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона, за это произведение не смотря на критику руководства академии к некоторым деталям работы художника, Иванова награждают большой золотой медалью. Александр Иванов внес заметный вклад в развитие европейского искусства. Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы. Ещё выше рисунка драпировок стоит рисунок тел. А некоторые этюды по силе даже превосходят то, что оказалось потом на картине. Да и чего им опасаться Иванова.
Еще одна важная деталь, о которой забывают: у него были большие проблемы со здоровьем. Он не хотел также и того, чтобы что-нибудь в картине напоминало об Иванове (как, например, всё в картинах Буонаротти напоминает о нём самом). Официальным руководителем Иванова по Академии был профессор Ф. Е. Егоров. Родился в Петербурге в семье художника А. И. Иванова. Мои сочинения связались чудным образом с моей душой и моим внутренним воспитаньем.
Александр Иванов родился в семье известного художника Андрея Иванова. Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам. Он добился естественного сочетания объёма и пространства использовав достижения пленэрной живописи и сохранив при этом выразительность и насыщенность цвета. В течение нескольких лет он выполнил две картины: «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831-1833) и «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1834-1836). Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н. Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет.
Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса исполнено печалью. Молодой Иоанн, готовый увлечь Андрея навстречу Христу старец, собирающий последние силы, чтобы увидеть Провозвещаемого юноша, выходящий из воды и следящий глазами за рукою Предтечи человек идущий к берегу из воды Иорданской, будут всегда служить образцами полнейшей естественности. Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эти картины наряду с такими произведениями как: Беллерофонт отправляется в поход против Химеры (1829), Явление Христа Марии Магдалине (1835) — принадлежат раннему периоду творчества Иванова и обладают всеми присущими классицизму чертами: уравновешенной композицией, распределением фигур и предметов по планам, плавным рисунком и локальным цветом, эмоциональной выразительностью в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем. И, действительно, пытался создать новую иконопись. – Это было его желанием.
Но результат превзошел ожидания: виден совершающийся переворот в ее душе, многоплановость образа, переживаний, вполне осознанное лишь во второй половине ХХ века состояние «уже, но еще не». Это ложь, я в этом уверен.
Похоронен Иванов в Петербурге, на кладбище Девичьего монастыря. «Куда он пишет такую картину, – недоумевал поэт, – ведь ее и повесить-то будет некуда». Именно «появление», а не торжественное «явление», похожее на театральное действие: вот, Он появился но здесь нужно скорее ставить вопросительный, а не восклицательный знак. Израиль остался верным Завету и впал в самообольщение гордости.
Аполлон, бог, покровительствующий искусству, в картине Иванова олицетворяет музыку, одухотворяющую мир. Но я скажу более: зато как ясен стал весь глубокий замысел картины. Она вызвала восторг публики, все поставили ее в один ряд с «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова.
Работая над картиной, художник создает множество этюдов, чудесных пейзажей (например, Ветка), портретов (один из них — Н. В. Кстати, авторское название картины не «Явление Христа народу», а «Появление Мессии». Дальше Кипарис изображенный с открытым ртом: он воспроизводит мелодию своим голосом, т. е. Новое содержание требовало новой формы: нельзя было ни рисунка, ни краски занимать от старых школ и прежних художников: надобно было и тут опять оторваться от прелести их техники и создать технику, соответствующую требованиям и характеру основной мысли.