Ателье Курбе

Курбе Жан Дезире Гюстав (Courbet), французский художник, график, скульптор, общественный деятель. «Маленькие картины не создают репутации. Он весь бурлил в тридцатые-сороковые годы, а революция 1848 г. увлекла и Курбе. Как-то в Лувре – а там бродит много разных чудаков – Мане заметил (может быть, это Бодлер обратил его внимание) высокого тощего малого, который на манер Тальма драпировался в длинный коричневый плащ, одет был бедно, неряшливо, а на голове имел пыльный, выцветший цилиндр. Ибо, – уточняет он, – окраска теней имеет массу оттенков, она вовсе не однообразна».

«Любитель» самым недвусмысленным образом заявляет о намерении Мане не иметь никакого дела с исторической живописью, говорит о его стремлении искать модели в современной жизни. «Он загримирован, – говорит Мане о Бодлере, намекая на его румяна, – но какой гений таится под этим гримом. » Что же касается Бодлера, то этому провидцу, этому иконопоклоннику, этому поэту – ведь его первой подписной публикацией был «Салон 1845 года» – оказалось вполне достаточно изучить некоторые работы Эдуарда на улице Лавуазье, достаточно было окинуть художника своим взглядом ясновидца, взглядом, «пронизывающим насквозь, почти сомнамбулическим» (Barbey dAurevilly, в «Le Gaulois» от 3 июля 1872 года. ), чтобы понять, что представляет собой Мане. «Салон», «Салон», как раньше «Мореходная школа», «Мореходная школа» – всегда в кругу семьи одна и та же песня. Но Кутюр не оттаивает.

Их воздействие на Мане от этого не меняется. Рубенс – это «бог». В 1869 году он уедет в Вилье-ле-Бель, где проживет «в уединении, которое благодаря полному безразличию современников превратило его в заживо погребенного» (Альбер Вольф). самых разных работ. «Кончено. » – заявляет в возмущении Мане.

  1. Мастерская художника (картина Курбе)
  2. Гюстав Курбе — Мастерская художника
  3. Описание картины «Мастерская художника»
  4. Мастерская художника — Гюстав Курбе
  5. «Мастерская художника» Гюстава Курбе»

В былые времена в Салон было не так трудно попасть. Пушкина). Тщеславия в нем больше, чем гордости. К копиям относится предельно небрежно, раздает их направо и налево или попросту уничтожает (В результате сохранилась только дюжина копий Мане. ). Юрель – человек большой культуры, у него приятные манеры, выразительное лицо, решительный взгляд.

«Ага. – Я хоть на ноги встал». Париж всегда был политизированным городом. После чего заказы (кроме одного-единственного) были у него отняты. – Все ругают. ».

Он просил их о поддержке, о помощи, о том, что придало бы ему уверенности. Мане с грустью вспоминает о тех далеких временах, когда начинал рисовать, а дядюшка Фурнье помогал ему. За три дня до официальной публикации решения жюри Мане каким-то образом узнает, что его полотно отвергнуто. Это вызывает в обществе скандал.

  1. Воплощенный реализм – Гюстав Курбе
  2. Курбе, "Мастерская художника: реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей творческой
  3. Художник Курбе Гюстав: жизнь и творчество
  4. Курбе, Жан Дезире Гюстав (, ) – биография, картины с названиями
  5. Парижанин утверждает, что нашел голову от "порнографической" картины Курбе

Творчеству художника чужда идеализация. Она будет написана в 1859 году. Очень может быть, что именно ему художник был обязан замыслом неосуществленной картины. Увы.

От произнесенного ими «да» или «нет» зависит карьера или гибель тех, кто жаждет признания. Но Прудон всегда видел в любой картине только социологический трактат и нет оснований предполагать, что Курбе, задумывая и создавая «Дробильщиков камня» интересовался лишь социальным звучанием сюжета. Он воплощается в мастере «Турецкой бани» ( «Турецкая баня» – одна из самых известных картин Энгра. Как жаль, что он пошел на уступки.

«Волна» написана в драматической контрастной манере кьяро-скуро: мощным еолнэм бушующего моря вторят тяжелые грозовые тучи. По его словам, он «хотел знать, чтобы мочь». Разочарование побудило его построить на собственные средства «Павильон реализма» на территории Всемирной выставки и организовать в нем показ своих работ. Мане лихорадит – он хочет стяжать свои первые лавры. Пейзажи Курбе проникнуты ощущением строгого величия и материальности природы (Море у берегов Нормандии, 1867, ГМИИ). Они связаны с его родным городом Орнаном (почему Курбе иногда и называют мастером из Орнана).

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Информация – Культура и искусство

Первые значительные полотна художник создал в период 1849-50 года: Послеобеденный отдых в Орнане, Дробильщики камня (не сохран. ), Похороны в Орнане. Свободный, гордый, независимый юноша изображен в гроте из диких скал. На первую выставку в Салоне Курбе Гюстав представил свой автопортрет с собакой. «Так, значит, Бодлер меня тоже ругает, – восклицает Мане. «Я остановился, чтобы посмотреть на двух человек, разбивающих камни у дороги. Вне Салона надеяться не на что. Курбе писал каждую из своих моделей отдельно.

Верный демократическим идеалам своей эпохи, К. придаёт социальной тематике критическую заострённость, приближаясь к гротеску в картине «Возвращение кюре с приходской конференции» (уничтожена, эскиз 1862 — Публичное художественное собрание, Базель) и в серии антиклерикальных рисунков (1863). Курбе удалось передать стихийную мощь природы, леденящий холод. Взмах руки с кистью вызывает ассоциации с жестом Бога из «Сотворения Адама» Микеланджело. Он с друзьями основывает социалистический клуб и создает эмблему народа.

Мастерская художника 
 (картина Курбе)

Французский художник: пейзажист, жанрист, портретист. Потому, что поддержка Кутюра ободрила бы его, внушила бы уверенность. Изящен силуэт стоящей в профиль девушки с поднятыми руками к самой верхушке решетки. Старик по имени Гажи провел всю жизнь, работая на дорогах вблизи Орнана. После ее поражения Курбе был брошен в тюрьму, приговорен к колоссальному штрафу за разрушение Вандомской колонны, в которой восставшие видели символ реакции.

После длительных судебных разбирательств художника приговорили к уплате огромной суммы на восстановление Вандомской колонны. Посещал ателье К. Штёбена в Париже, но как художник формировался в основном самостоятельно. Напротив, в Бельгии, Англии и Германии (особенной во Франкфурте и в Мюнхене) его творчество было принято с восхищением. Остальные работы художника в Салон не приняли. Вместо фимиама – проклятия и яд, вместо пристойной торжественности – судебный процесс.

Этот военный, убежденный республиканец, рьяный поклонник Гюго, не чужд общения с музами. Какой пример подал строптивцу Мане Шарль Бодлер. Поэт глядит на художника.

А быть может, он угадал, почуял родство внутреннее. И к двадцати годам он уже многое знал и умел. Семь раз выставлял он свою кандидатуру в Институт – и все безуспешно.

Перед зрителем крупным планом изображена открытая вульва неизвестной. Правительство императора поручило ему большой заказ. Как-то вечером 1858 года «майор» представляет Мане странному человеку – безбородое лицо, кривящиеся губы, необычайно черные, горящие каким-то магнетическим блеском глаза – эфир и опиум успели опалить лихорадочным жаром глаза автора «Цветов зла» – скандальной книги, которая годом раньше стоила поэту исправительного дома, – Шарлю Бодлеру. Он устанавливает свой мольберт в Лувре перед «Автопортретом» Тинторетто («один из самых прекрасных портретов в мире», – говорит он), перед «Юпитером и Антиопой», «Мадонной с кроликом» Тициана.

Живописная фактура Курбе оказала влияние на кубистов. Вот таким образом Эдуарда еще сильнее мучат угрызения совести. С 1837 посещал рисовальную школу Ш. А. Флажуло в Безансоне. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри.

Самоубийство «мальчика с вишнями» его потрясло. Существует свидетельство самого автора «Мастерской» о том, что он пытался запечатлеть на полотне себя, своих близких, а также представить общество, в котором ему пришлось жить.

В защиту выступил писатель Шанфлери: «Курбе пробил двери в Салон своими семью картинами. В начале 1857 года «Le Figaro» организует кампанию против Кутюра. Ему присуждена почетная медаль, критики поют ему дифирамбы Теофиль Готье возносит его «на вершины искусства, на золотой трон с пьедесталом из слоновой кости, где пребывают увенчанные лаврами гении, достигшие полноты славы и удостоившиеся бессмертия». Но на баррикады Гюстав не пошел.

Курбе, как и О. Домье, отверг присужденный ему орден Почетного Легиона. «Вывод один, – говорит Бодлер, – надо быть самим собой». и не способна освободить человека от самого срубого физического труда. ». Мане хвалит работу, но тем не менее находит ее колорит «тяжеловатым, слишком засоренным полутонами».

Вчера никто не знал его имени, сегодня оно у всех на устах. «М-да, м-да», – поэт больше не хочет ничего говорить. «Г-н Колларде, как вы отнесетесь к тому, чтобы я сделал ваш портрет. » Ну разумеется. Кроме того, Гюстав явно нравился самому себе (он действительно был красив и пользовался успехом у женщин).

Он бездумен и слеп, он не относится к тем, кому ведомы тайны предзнаменований. Художественный критик Теодор Пеллоке рассказывал однажды в ресторанчике – трубка в зубах, вокруг головы облако табачного дыма, – что ему как-то от кого-то довелось узнать (Пеллоке не помнит имен собственных), будто Кутюр работает теперь у мольберта не иначе как одетым «в треуголку, украшенную галунами и зеленый костюм времен Людовика XV, на боку охотничий нож, а на ногах огромные берейторские сапоги, почти скрывающие нижнюю часть тела» (По словам Фирмена Майяра. ). Он пишет тщательно и, обуздывая собственные склонности идет на некоторые уступки. Но что дано предвидеть Мане.

«. Полотна «Дробильщики камней» (1849) и «Похороны в Орнане» встретили отклик только у молодых журналистов, вроде Манса и у писателей, таких как Бодлер. Процесс против «Цветов зла», равно как и процесс имевший место шесть-семь месяцев тому назад, против автора «Мадам Бовари» означал разрыв Литературы с большой буквы с моралью банальной и обывательской. Здоровому человеку это не требуется и рассматривать этот опус не хочется. – «Дорогой Бодлер, я всегда вам это говорил, – восклицает Мане.

Он печатает «Манифест реализма» и к нему как к мэтру примыкают все, кто проповедует реализм в живописи. За светской внешностью Бодлер угадывает муки, терзающие художника. С подчёркнутой правдивостью изображает К. женщин из народа в картине«Купалыцицы» (1853, Музей Фабра, Монпелье), смело помещая обнажённые фигуры в реалистическом пейзаже. Фигура художника расположена в центральной части картины — он сидит перед мольбертом.

Но Делакруа не просто возбуждает его любопытство, он почти пленяет. У Курбе большие замыслы, он чувствует уверенность в своих силах. Коварный люэс делает свое страшное дело.

Прежде всего, конечно, знание, которым наделяют они всех тех, кто к ним обращается, но к тому же еще и опору, возвышенный пример. Вы отказываетесь видеть последовательность промежуточных тонов». Какое разочарование. Мане чрезвычайно любит подростка, ему привлекательна эта «живая шаловливая физиономия», принимающая порой грустное, меланхолическое выражение. Убедительная предметность, осязаемость натуры типичны для пейзажей К., в которых особенно важна роль цвета как организующего элемента картины («Зимний пейзаж», 1867, Лувр «Хижина в горах», около 1874, Музей изобразительных искусств им. Этюд «Христос с посохом» подарен молодому священнику, наставнику герцога Масса, аббату Юрелю, который часто бывает у родителей Мане. Цветовые акценты делаются на белых и красных одеяниях служителей церкви. Знаток литературы и искусства, предпочитающий в них ценности сугубо «неофициальные», он приглашает в свой салон на улице Трюден писателей, художников, скульпторов и музыкантов – Лежон почитает лишь те умы и таланты, которые далеки от конформизма.

На ней изображены и певчие и кюре и мэр города и жители в черных траурных одеждах. Ночами читает Вергилия и сам сочиняет сонеты. Что обрел Мане в этом диалоге с великими мастерами. Делакруа уже пятьдесят шесть лет, но его битва с врагами все еще не закончена.

Вернувшись из Италии, Мане продолжает усердно копировать произведения старых мастеров. В 1855 он написал большой групповой портрет «Ателье», где изобразил себя за работой в окружении персонажей своих картин и друзей-единомышленников.

Планы не осуществились из-за начавшейся революции. Хочешь не хочешь, но всем этим господам в зеленых фраках ты должен понравиться.

Он тоже знает, что такое кожа черного цвета. Также художник создавал социально-критические произведения Возвращение кюри с приходской конференции (1862, эскиз, не сохран. ). Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе. Париж становится городом развлечений.

В 1850 г. выставил в Салоне картины «Дробильщики камня» и «Похороны в Орнане», которые принесли ему успех и славу главы реалистической школы живописи. У счастливчика Баллеруа взяли четыре картины. В поздних фигурных композициях К. (главным образом ню и сцены охоты) появляются черты эротизма и салонности («Травля оленя», 1867, Метрополитен-музей «Источник», 1868, Лувр). «Не могу понять, почему ты так хочешь понравиться Кутюру», – говорит ему Пруст. Кутюр, настроенный в тот момент миролюбиво, не воспринимает критику всерьез.

Да, кстати и Баллеруа собирается переехать в Кальвадос. Процветает коммерция. – Вот кто отобьет у вас вкус к нездоровой пище».

Он не прочь повеселиться, любит шутки, не чурается смелых выражений. Г-н Колларде будет позировать на улице Лавуазье. К будущему году я должен написать большую картину», — пишет он родителям в 1845 году. Он осведомляется, каких художников они предпочитают и подчеркнуто настойчиво советует изучать Рубенса, «этого Гомера живописи», «отца пламени и энтузиазма в искусстве, где он затмевает всех не столько совершенством, какого достиг в том или ином отношении, сколько тайной силой и жизнью души, какую вносит во все» (Спустя некоторое время Делакруа сформулирует свое мнение о Рубенсе в «Дневнике» (20 октября 1853 года)»).

Вот одна из предполагаемых исследователями моделей для полотна «Происхождение мира» (Гюстав Курбе), фото которой здесь представлено. По мнению другого эксперта, картины не принадлежат кисти одного мастера, поскольку в работе Курбе видна некая "дикость", мазки большой кистью, а лицо женщины с другой картины выписано более тонко, тщательно и академично – похоже, что это работа современника Курбе, но не его самого. Что бы там ни было, а уроки автора «Римлян» еще крепко сидят в нем – да разве могло быть иначе. Стремление к обобщению приводит Курбе к созданию столь сложного произведения, как Мастерская художника (1855, Лувр, Париж), не случайно названного им реальная аллегория.

Что скажет отец. Пример роскошной жизни задает двор. А разве иначе возможно. Об этом говорят мастерски выполненные автопортреты начала 1840-х годов (Автопортрет с черной собакой, 1844, Париж, Музей Пти Пале Человек с трубкой, 1847, Монпелье, Музей Фабра). Все, что он делает, будь то копии или оригинальные произведения, выносится на суд Кутюра.

Испытал влияние испанской и голландской живописи 17 в. Совершил поездки по Голландии (1847) и Бельгии (1851). Наиболее известные произведения Гюстава Курбе Деревенские барышни (1851). В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. Композиции этого периода отличаются пространственной ограниченностью, статичным равновесием форм, компактной группировкой или вытянутым в виде фриза (как в «Похоронах в Орнане») расположением фигур, мягким, приглушённым цветовым строем.

Все голосовали против него, все, кроме одного человека: Делакруа, совсем недавно избранного наконец в Институт (На следующий день после своего избрания в 1857 году Делакруа писал одному из корреспондентов: «Льщу себе надеждой, что смогу тут (в жюри Салона) быть полезным ибо мое мнение будет здесь почти одиноко, а это тот самый случай, когда не придется сказываться больным». ). Вот этак многие начинают и кончают жизнь». Отец болен, его свалил ревматизм. «Я усердно тружусь, – писал он в январе 1870 года. – спрашивает он, забыв обо всех уступках.

Париж быстро меняет свой облик. «Реализм, по своей сути, — признавал сам художник, — искусство демократическое». Следует «созерцать Рубенса, вдохновляться Рубенсом, копировать Рубенса». Персонаж этот чем-то Мане привлек. Следующий Салон откроется через семь-восемь месяцев, 15 апреля 1859 года. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах.

для выполнения. Хочется просто быстро забыть подобную гадость. Разрешение выставляться в Салоне – это гарантия, своего рода патент на талант. Стремление раскрыть значительность, поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит К. к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен («Послеобеденный отдых в Орнане», 1849, Музей изящных искусств, Лилль «Похороны в Орнане», 1849, Лувр, Париж «Деревенские барышни», 1851, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Здесь Курбе проявил себя как тонкий колорист. Мане – а рассказ был посвящен ему – хладнокровием Бодлера отнюдь не отличался. Увлечение темой труда, понимаемого как процесс не только изнуряющий, но и возвеличивающий человека, побуждает К. искать образы героизированные, обобщённо-характерные и пластически выразительные («Дробильщики камня», 1849, картина погибла, ранее — Картинная гал., Дрезден «Веяльщицы», 1854).

Он уверен, да, да, совершенно уверен – это Кутюр оговорил его перед членами жюри. В самом деле, Мане давно пора, как считает его мать, «проявить себя», доказать свой талант. Сосредоточив все внимание на процессе похорон, а не на деяниях покойного или на посмертном существовании души, художник проявил себя полным реалистом. Как далеко оказался Мане от Кутюра, от академических чинных почестей. Жан Дезире Гюстав (10. 6. 1819, Орнан, Франш-Конте, — 31. 12. 1877, Тур-де-Пейльц, Швейцария), французский художник.

1870, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Художнику с помощью друзей удалось бежать в Швейцарию, где он, больной, разбитый духовно, продолжал работать вплоть до самой смерти (к этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах», 1870-е, другие горные пейзажи, несколько значительных картин). Возможно, в силу этого наиболее «правдоподобным» элементом в картине кажется именно пейзаж, созданный живописцем.

Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье. Однако он не жертвовал ради них ничем из того, что было только его достоянием. в Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. Справа расположены близкие друзья и люди, которые поддерживают художника. Систематического художественного образования не получил.

Между тем критики скептически отнеслись к представленной Paris Match сенсации. Представитель и теоретик реализма.

Одержимый желанием создать «шедевр», он памятует о заветах Кутюра и требованиях, предъявляемых академическим жюри. В некоторых произведениях Курбе проявились черты салонного искусства-Источник (1868, Лувр). Фигуры на полотне выполнены почти в натуральных размерах. А. С. Пушкина, Москва) и для натюрмортов («Фрукты», 1871, Галлегея Танхаузер, Нью-Йорк). За это он поплатился изгнанием в Швейцарию в 1873 году.

Бой оленей». В Салон 1849 года художник представил семь работ, в том числе большой холст «Послеобеденный отдых в Орнане» (Лилль, Музей изящных искусств), на котором изобразил себя, отца и своего друга, слушающих игру знакомого скрипача. Насмешки удваиваются. Он взбешен, но никому не обмолвился даже словом. Курбе принят в 1843 году в жюри Салона.

– Но разве я не был самим собой в Любителе абсента. Ранние картины Курбе, вдохновлены литературой, в том числе романтической (Гете, Гюго) («Автопортрет с черной собакой»). Усилению этого ощущения способствует и кулисоподобное решение заднего плана.

Мане изо всех сил хочет понравиться учителю, старается исправно употреблять его живописные приемы. А потом все стало бы просто, считает он. Он воспринимает себя скорее как «сына Мане», чем просто Мане. Пространство исключительно сложной композиции, выдержанной в теплых коричневых тонах, вызывает у зрителя чувство неопределенности: это не реальное пространство, а нечто вроде «мировой сцены», средоточие различных пространственных и временных плоскостей, в котором действующие лица появляются лишь на мгновенье. Начиная с 1853 года префект Сены Османн прокладывает улицы, выравнивает кварталы, разбивает скверы. Пейзажи Курбе проникнуты ощущением строгого величия и материальности природы (Море у берегов Нормандии, 1867, ГМИИ).

Сделав своим девизом «правду в искусстве», Курбе следовал реалистическим принципам творчества во всех жанрах, будь то портрет, пейзаж или натюрморт. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. Живя с 1839 в Париже, писал с натуры в частных ателье. В Париже он написал «Мастерскую художника», которая, судя по ее композиции и по присутствию персонажей, наделенных аллегорическим значением (особенно обнаженной женщины), могла быть принята за академическую работу. В «Любителе» есть что-то такое, что отдает дисциплиной ателье и школярством.

При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон. На Всемирную выставку 1855 года ее не принимают, хотя жюри отобрало для нее одиннадцать работ Курбе. Старик стоит на коленях парень тащит корзину со щебнем.

Как хотелось бы ему жизни легкой и ничем не отягощенной, но в действительности все идет наоборот. К числу лучших произведений Курбе последнего периода относится картина «Возвращение кюре с приходской конференции» (1863), где он сатирически показывает пьяных церковников. Неподалеку от него, на табурете, устроился писатель Шанфлери.

Этот трагический случай станет у Бодлера сюжетом для жестокого рассказа «Веревка» (Опубликованная впервые спустя несколько лет после этого случая в «Le Figaro» от 7 февраля 1864 года «Веревка» будет затем включена в сборник «Le Spleen de Paris». ). Наконец-то вы поняли. Премьера пьесы, где впервые прозвучало это слово, состоялась в марте 1855 года.

К тому же скованная поза героя картины искусственна и отдает мелодрамой. Но не берут на выставку картину «Ателье», в которой Курбе выражает свои художественные принципы. В романе «Биез из Серина», написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги. Письмо к Вею указывает, что, хотя художник жалел несчастных тружеников и сознавал всю трагичность их безысходно тяжкого и нищего существования, его в той же мере привлекала чисто живописная сторона сцены.

Ж. Прудон, Ж. Шанфлёри) принцип общественной значимости искусства-произведения Встреча, Здравствуйте, господин Курбе. Делакруа, тридцать пять картин которого озаряют стены огромного зала, «вершин» этих, как видно, не достиг. Этот неосуществленный замысел тоже не способствует успокоению Мане. Когда «Мастерскую» отвергло жюри Салона, Курбе устроил собственную выставку, которая, однако, не имела успеха. Пройдя недолгий этап близости к Романтизму (серия автопортретов «Влюблённые в деревне», 1844, Музей изящных искусств, Лион), К. полемически противопоставляет ему (как и академическому Классицизму) искусство нового типа, «позитивное» (выражение К. ), воссоздающее жизнь в её течении, утверждающее материальную значимость мира и отрицающее художественную ценность того, что нельзя воплотить ощутимо-предметно.

– восклицает он. После выставки 1855 года – «этого глотка горечи» – его мизантропия усилилась, язвительность возросла. «Ведьма с эбеновыми бедрами, дитя черных ночей»: у Бодлера связь – связь бурная, сплошные ссоры и примирения – с мулаткой Жанной Дюваль. Уровень его неприязни к прочим художникам дошёл до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. Но до самой смерти, последовавшей в 1879 году, у него были верные клиенты-американцы.

В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. Но пусть в картине есть красивые черные тона, густые и бархатистые (По словам Поля Мантца. ), – от этого она не перестанет быть кутюровской. Курбе был замечательным мастером реалистического портрета, создателем разнообразных и оригинальных по характеру работ: «Раненый», автопортрет (1844), «Любовники на лоне природы» (1844-45), романтический автопортрет с женой (1845), «Портрет Бодлера», «Портрет Прудона» (1853-55) и др. В 1867 году публика проигнорировала экспозицию в Павильоне реализма на Всемирной выставка.

На переднем плане, на столе, расположился увлеченный чтением поэт Бодлер. Развивается промышленность. За это он поплатился изгнанием в Швейцарию. На другой стороне – молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Этот прием многократно и безуспешно был заимствован художниками у Леонардо.

Повадки священнослужителя, вид жреца – жреца дьявольского, священнослужителя черной мессы – Бодлер являет собой личность скандальную. 1850-е – наиболее благоприятный период для творчества Курбе, когда созданы самые выдающиеся его произведения, например, «Дробильщики камня» – метр шестьдесят пять на два пятьдесят девять. Курбе, наряду с показом «реальности», не отказывается и от классических аллегорических обобщений. Пусть в те времена «Малых кавалеров» принимали за работу Веласкеса, на самом деле они написаны Масо – какая разница. Но и с художественной стороны картина отмечена мощной пластикой форм, удачным цветовым решением.

И на что бы он мог еще опереться. Думается, что обе стороны были правы: показывая нищенскую жизнь своих соотечественников их изнуряющий труд с явным сочувствием, Курбе, несомненно, создал картину широкого социального значения. По обе стороны от него размещены две группы фигур. «Высказавшись подобным образом, Кутюр поступил хорошо, – утверждает он. Тогда и прозвучало впервые слово «реализм», а одна из работ, «Послеобеденное время в Орнане», получила вторую золотую медаль. Судьба картины оказалась трагичной: купленная кем-то из фанатиков (с целью уничтожения), она бесследно исчезла и сегодня известна только по репродукциям.

Число отвергнутых несметно. Впечатляет также высоко вознесшееся над стоящими людьми распятие на заднем плане. Дружба Мане и Бодлера, возникшая в силу потаенных импульсов исполнена грядущих знамений. Мане дорожит его обществом.

Сын богатого фермера. Он теряет всякое спокойствие.

После того как художник изучил приятные черты Александра в живописных набросках, рисунках и лависах, он резюмирует свои наблюдения в картине «Мальчик с вишнями»: здесь преломились самые разные влияния, начиная с голландских мастеров и Шардена и кончая даже Мурильо – он, кстати, Мане совсем не нравится. Его непрерывно гложет теперь скрытая тревога. Одной рукой приходилось его поддерживать, а другой – обрезать веревку. На картине изображен торс женщины без лица.

Это давало ему возможность не полностью «сойти со сцены». Не хочется долго останавливаться на этой работе. Осенью 1856 года ему было показалось, что судьба вот-вот улыбнется вновь.

«Ах, тут, по крайней мере, все ясно. А Сюзанна. В 1919 г. прах Курбе был перезахоронен в Орнане. В 1873 г. эмигрировал в Швейцарию. Здесь тоже не вполне удалось задуманное.

Все горожане старались попасть на картину-эпопею. Он хотел соразмерить с ними свою индивидуальность. Здесь царит культ женщины. Мане пристраивается у Веласкеса, пытаясь воспроизвести «Инфанту Марию-Маргариту» – дело нелегкое – и «Малых кавалеров». «Каждый день я завтракал и обедал вместе с их величествами».

Курбе осуществлял на практике выдвигавшийся современной художественной критикой (П. Редко можно встретить более полное выражение нищеты и мне тотчас же пришла в голову мысль о картине», — писал художник о замысле Дробильщиков камня. В период Парижской коммуны Курбе активно участвовал в событях: и как художник и как общественный деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». Ведь он еще не знает, что он – Мане. Пока его самостоятельность дальше не простирается. Ему просто необходимо добиться успеха.

Прим. А. С. Чего бы это ни стоило, но он заставит учителя отозваться о работе с похвалой. Со спокойным высокомерием он смотрит прямо на зрителя.

Курбе тщетно пытался заслужить признание критики, берясь за более приятные сюжеты («Деревенские барышни», «Купальщицы» и «Борцы»), которые написаны в более энергичном и свободном стиле. Появление этой картины вызвало бурную реакцию со стороны Церкви. Только успех может служить для него оправданием. Это триумф «энгризма».

Аббат считает себя ценителем живописи, он знаком со многими художниками и нередко заглядывает на улицу Лавуазье – любопытствует, над чем работают сейчас Мане и Баллеруа. Вот там и следует нанести решительный удар. Отсюда значительность, чувство спокойного достоинства тех, кого писали реалисты.

Вздохи матери он слышит заранее. И вправду в нем как бы сосуществует одновременно несколько натур: живой, элегантный молодой человек, который развлекается, шутит и состязается в остроумии с бездельниками, завсегдатаями Бульвара мальчик, который покорно слушается своего папеньку и аккуратно, каждый день в определенный час возвращается в родительский дом на улице Клиши (В 1852 году г-н и г-жа Мане переехали с улицы Птиз-Огюстэн (переименованной тогда же в улицу Бонапарта). (1854, Музей Фабра, Монпелье), Ателье (1855, Лувр)- аллегорические композиции, в которых Курбе представил себя в окружении персонажей своих картин и друзей. Делакруа высоко оценил живописные достоинства картины, но эту «двойственность» счел за ее недостаток: «небо вроде бы настоящее, а остальное — картина».