Бакст Портрет Зинаиды Гиппиус
В начале 1910-х годов Леон Бакст создал целую галерею портретов своих современников — Филиппа Малявина и Василия Розанова, Зинаиды Гиппиус и Жана Кокто, Сергея Дягилева и Айседоры Дункан.
Художник Лев Бакст— портрет писательницы Зинаиды Гиппиус
А этого Зинаида ни в коем случае не могла допустить. Я всегда знала, что Вы отлично умеете писать. Прелестны егоакварели-миниатюры иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Я пристально смотрю в пол.
Все посетители салона признавали авторитет Гиппиус и в большинстве своём считали, что именно ей принадлежит главная роль в начинаниях сообщества, сложившегося вокруг Мережковского. Искания Гиппиус не были лишь теоретическими: напротив, это она предложила мужу придать незадолго до этого созданным Религиозно-философским собраниям «общественный» статус. Рубежом стали 1909-1910 годы, когда бешеный успех «Русских сезонов» Дягилева в Париже сделал из Бакста, главного оформителя балетов «Клеопатра» и «Шехеразада», мировую знаменитость. Действие происходит ранней весной в Северной столице.
Бакст был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться. Сблизившись сА. На несколько лет супруги сделались непримиримыми противниками самодержавия, борцами с консервативным государственным устройством России.
Увлечение политикой не сказалось на мистических исканиях последней: лозунг создания «религиозной общественности» оставался в силе, предполагая соединение всех радикальных движений для решения задачи обновления России7. Розанов очень любит меня. Набоковой и автопортрет.
В числе новых знакомых Гиппиус были Я. П. Полонский, А. Н. Майков, Д. В. Григорович, П. И. Вейнберг она сблизилась с молодым поэтом Н. М. Минским и редакцией «Северного вестника», одной из центральных фигур в котором был критик А. Л. Волынский. В рассказе «Зеркала» (одноимённый сборник 1898 года) герои имеют своих прототипов среди персонажей произведений Достоевского. Существенное место в поэзии Гиппиус заняла тема «усилий по сотворению и сохранению души», со всеми неотделимыми от них «дьявольскими» искусами и соблазнами многими была отмечена откровенность, с которой поэтесса рассказывала о своих внутренних конфликтах. («Мы для новой красоты//Нарушаем все законы, //Преступаем все черты»). В. В.
В 1872 году у Гиппиусов родилась Ася (Анна Николаевна), ставшая впоследствии врачом. Перед ним, вспоминала Гиппиус, «все мои гимназисты совсем поглупели»15. Охотно покупал картины.
Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 8 (20)ноября1869 года в городе Белёве (ныне Тульская область) в обрусевшей немецкой дворянской семье6. Сборник рассказов Гиппиус «Алый меч» (1906) высветил «метафизику автора уже в свете неохристианской тематики» при этом богочеловеческое в состоявшейся человеческой личности здесь утверждалось как данность, грех само- и богоотступничества считался единым17. Приводилось даже какое-то его стихотворение, которое мне не понравилось. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом «Лебеде» М. М. Фокина (1907). Знакомясь ближе с новыми людьми, мы переходили от удивления к удивленью. Андрей Белый произвел на Бакста впечатление и своими произведениями и самим обликом.
Зинаида Николаевна Гиппиус — портрет
Его отец – Израиль Розенберг. Он рвался на дачу, но Дягилев не отпускал друга, требуя окончания портрета. Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектакляхРусских сезонов Дягилева.
Созданное художником литературное произведение включило как бы ненаписанные картины. Совместная работа с Вацлавом Нижинским над балетом Ашиль-Клод Дебюсси Послеполуденный отдых фавна (1912) открыла путь к новому экспрессионистическому балету. Дм. Книга эта, по словам современников "представляла собою верх технического совершенства". И нет кажется людей, более любящих святость семьи и святость любви». Под их влиянием художник увлекается акварелью.
- Портрет писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус
- Описание картины «Портрет писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус»
- Описание картины Леона Бакста «Портрет Зинаиды Гиппиус»
- Бакст (Розенберг) Лев (Лейб-Хаим) Самойлович (Израилевич)
- Леон Бакст: жизнь и творчество художника
- Бакст Лев СамойловичКартины и биография
- Русский сценический художник Бакст Лев Самуилович
Леон Бакст (1866 – 1924) – один из виднейших представителей русского модерна, художник, сценограф, мастер станковой живописи и театральной графики, родился в Гродно. Одни именуют его ученым-талмудистом, другие – коммерсантом средней руки. Дед был богатым портным. Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды". он только лежал у моих ног. Как странно.
Сборища «посвященных», среди которых были Л. С. Художественный отдел журнала возглавил Леон Бакст. Редактором журнала стал Сергей Дягилев. Выдаются также его Императрица Елизавета Петровна на охоте (1903), Коппелиус (1909), очень интересно написанный Ужин (1903) и два панно: Осень (1906) и Элизиум, эскиз занавеса (1906). Вскоре после нападения Германии на СССР Мережковский выступил по германскому радио, в котором призвал к борьбе с большевизмом (обстоятельства этого события вызвали позже споры и разночтения).
А главное, художником. Выдающимся мастером стиха считали её В. Я. Брюсов и И. Ф. Анненский, восхищавшиеся виртуозностью формы, ритмическим богатством и «певучей отвлечённостью» лирики Гиппиус конца 1890-х— 1900-х годов17. А в 1905 году, задолго до Коко Шанель, сделала короткую стрижку. Эти минуты просветления очень горьки. сопела на Бакста, а Вяч.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Учитель рисования в императорской семье
- Модный дизайнер известный всему миру
- Для чего нужны картины по номерам — гид потребителя
Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон. Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях «Русских сезонов», а затем «Русского балета С. П. Дягилева». Последовали новые публикации, в частности, рассказы «В Москве» и «Два сердца» (1892)15, а также романы («Без талисмана», «Победители», «Мелкие волны»), — как в «Северном вестнике», так и в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и других известных изданиях8. Обтянутые желтым шелком стены, старинная мебель, картины, декоративные растения, позолоченные клетки с канарейками – все здесь было "не как дома", все восхищало эмоционального мальчика.
С 1910 года художник живет в Париже и сотрудничает с театром С. Дягилева. «Но Дмитрию Сергеевичу казалось, что почти все его понимают и ему сочувствуют»10:169, — добавляла она. По другой версии, в могилу Бакста свела болезнь почек. Те, кто уважал и ценил ее, видели в ее смерти конец целой эпохи Иван Бунин, никогда не приходивший на похороны – он панически боялся смерти и всего, что с ней связано, – практически не отходил от гроба.
Не исключено, что он был и тем и другим одновременно. Как писала она в «Автобиографии», «меня занимало, собственно, не декадентство, а проблема индивидуализма и все относящиеся к ней вопросы». отказался меня писать просто ему нужно было, чтобы я был оживлен: до экстаза этот экстаз хотел он приколоть, как бабочку булавкою, к своему полотну для этого он с собой приводил из Мира искусства пронырливого Нувеля, съевшего десять собак по части умения оживлять: прикладыванием вопросов искусства, как скальпеля, к обнаженному нерву для оживления сажалась и Гиппиус от этого я начинал страдать до раскрытия зубного нерва, хватаясь за щеку лицо оживлялось гримасами орангутанга: гримасами боли а хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался к ним, схватываясь за кисть после каждого сеанса я выносил ощущение: Бакст сломал челюсть так я и вышел: со сломанной челюстью мое позорище (по Баксту – шедевр) поздней вывесили на выставке Мир искусства. Французское правительство наградило Бакста орденом Почетного легиона. Она очень любила мистификации. Судя по рукописи книги Шагала Моя жизнь, Бакст попросту обругал своего ученика.
Поэтическим документом времени, отразившим отношение Гиппиус к происходившему в 1917—1918 годах, стал сборник «Последние стихи. отказался меня писать просто ему нужно было, чтобы я был оживлен: до экстаза этот экстаз хотел он приколоть, как бабочку булавкою, к своему полотну для этого он с собой приводил из Мира искусства пронырливого Нувеля, съевшего десять собак по части умения оживлять: прикладыванием вопросов искусства, как скальпеля, к обнаженному нерву для оживления сажалась и Гиппиус от этого я начинал страдать до раскрытия зубного нерва, хватаясь за щеку лицо оживлялось гримасами орангутанга: гримасами боли а хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался к ним, схватываясь за кисть после каждого сеанса я выносил ощущение: Бакст сломал челюсть так я и вышел: со сломанной челюстью мое позорище (по Баксту – шедевр) поздней вывесили на выставке Мир искусства. Он проявил себя, как незаурядный пейзажист. Для осуществления задуманного решено было создать «новую церковь», где рождалось бы «новое религиозное сознание». Он и раньше поддерживал Шагала материально.
При ее активном содействии состоялся литературный дебют Александра Блока. Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи. Изнанка же – первый портрет Бакста: перекривленное от боли лицо». Ранние прозаические работы Гиппиус были в штыки встречены либеральной и народнической критикой, которым претила, прежде всего, «противоестественность, невиданность, претенциозность героев»17.
Начало литературной деятельности Зинаиды Гиппиус (1889—1892 годы) принято считать этапом «романтически-подражательным»: в её ранних стихотворениях и рассказах критики того времени усматривали влияния Надсона, Рескина, Ницше18. Шагаловские алогизмы, пресловутая шагаловская же "картиномания" его смущали. Ещё задолго до "Парижских сезонов", работая над портретом Дягилева, Бакст жаловался, что Дягилев совершенно не умеет позировать, следит буквально за каждым мазком и требует, чтобы на портрете он выглядел красивее, чем в жизни. Впрочем, обнаруживая среди героев первых прозаических сборников Гиппиус людей «символистского типа», занимавшихся поиском «новой красоты» и путей духовного преображения человека, критики замечали и отчётливые следы влияния Достоевского (не утраченные с годами: в частности, «Роман-царевич» 1912 года сравнивался с «Бесами»)8.
Здесь Зинаида Николаевна, женщина умная и трезвая, верно поняла истинное положение дел. Путь был нелёгким: четверым пришлось перенести четырёхсуточный путь в вагоне, «полном красноармейцами, мешочниками и всяким сбродом», ночную высадку в Жлобине в 27-градусный мороз14. Лев Самойлович навсегда остался поклонником Чехова.
Речь идет о следующем портрете Андрея Белого, созданном Бакстом в феврале 1906 года. В конце жизни Бакст взялся за воспоминания. Еврей – еще, куда ни шло. В Париже Бакст был чрезвычайно популярен. Основными мотивами ранней поэзии Гиппиус критики начала XX века считали «проклятия скучной реальности», «прославление мира фантазии», поиск «новой нездешней красоты». В дальнейшем, Лейб стал Львом.
«Я омрачила тебя, себя омрачила, отраженно— Дмитрия, но не прошу у вас прощенья, а только нужно, чтобы я же этот мрак сняла, если то мне позволят силы и правда», — отвечала ему Гиппиус. В Париже Бакст был чрезвычайно популярен. Другие предостерегали от однозначных оценок: «Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где— лицо, то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть— множество»30, — писал Р. Гуль.
«Да, это воистину были два разных мира. Клеопатра (1909), Шехерезада и Карнавал (1910), Видение розы и Нарцисс (1911), Синий бог, Дафнис и Хлоя и Послеполуденный отдых фавна (1912), Игры (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством исилой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Кузмин, В. Ф. Что это были за волны— не имею никакого понятия и за них не отвечаю. Мережковские, расставшись с Философовым, навсегда уехали во Францию8. Я пристально смотрю в пол. Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания.
Псевдоним является укороченным вариантом фамилии его бабушки – Бакстер. Осенью 1938году Мережковский и Гиппиус выступили с осуждением «Мюнхенского сговора». Гиппиус принадлежала и идея создания журнала «Новый путь» (1903—1904), в котором наряду с разнообразными материалами о возрождении жизни, литературы и искусства через «религиозное творчество» печатались и отчеты Собраний8. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним – сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). Она попыталась вступить в любовную связь с Дмитрием Философовым, спутником Мережковских исходя из того, что он человек с явным преобладанием женского начала (он был гомосексуалистом), а сама она обладает выраженно мужским характером. «Романов этих я не помню, даже заглавий, кроме одного, называвшегося Мелкие волны.
Вечером буду у него, там соберутся В. Иванов, Ремизов, Сомов, М. Волошин и др. Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках». Внезапно стало еще теплее и темнее.
8 января 1889 года в Тифлисе Гиппиус была обвенчана с Мережковским. За рубежом и в России вышли написанные по-французски (в сотрудничестве с Д. Мережковским и Д. Философовым) книга «Le Tsar et la Rvolution» (1909) и статья о русской поэзии в «Mercure de France»18. Позже он стал известным портретистом и революционным театральным декоратором, художником, «опьянившим Париж» и дизайнером, одна лекция которого стоила в Америке 1920-х годов две тысячи долларов. В них, подписанных мужскими псевдонимами (Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер, В. Витовт)15, Гиппиус оставалась последовательным проповедником эстетической программы символизма и философских идей, заложенных в её фундамент6. Духовно-религиозный максимализм Мережковских, выразившийся в осознании своей «провиденциальной роли не только в судьбе России, но и в судьбе человечества», достиг апогея в начале 1900-х годов. В статье «Хлеб жизни» (1901) Гиппиус писала: «Пусть же будет у нас чувство обязанности по отношению к плоти, к жизни и предчувствие свободы— к духу, к религии. Бакст обладал специальным даром создания костюмов.
Леон Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, на 58 году жизни. Мережковский «вскочил, ударил рукой по столу и закричал: Верно. » Идея Собраний получила, таким образом, последний, завершающий «штрих»10:171. И Баксту пришлось пойти на уступки.
В Москве ругаются литераторы на это пришлось вырезать кусок и вставить чужой рисунок (старинный) в мой. Бакст много и охотно занимался портретной живописью. Зинаида поступила в гимназию Фишер, где начала учиться поначалу охотно и с интересом8.
Закрытие «Нового пути» и события 1905 года значительно изменили жизнь Мережковских: от реального «дела» они окончательно ушли в домашний круг «строителей новой церкви»8, участником которого был теперь и близкий друг обоих Д. В. Философов при участии последнего и было сформировано знаменитое «троебратство», совместное существование которого длилось 15 лет. Гиппиус посвятила несколько стихотворений баронессе, открыто признавалась в своей влюблённости и находилась с подругой в отношениях, которые «современники называли и чисто деловыми и откровенно любовными»13. Архитектура декораций и одежда героев передавали самую суть той давней культуры. Но чувствовал он себя сыном России, во-первых и человеком, во-вторых.
И молодой художник зарабатывал на жизнь и оплату уроков в каком-то издательстве. 2. Он учился в студии Жерома и в "Академии Жюльена". Гиппиусы вынуждены были остаться в Тифлисе13.
С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ). Рассказ вышел совсем не дурной: назывался он La cle». В своей новой знакомой Мережковский тут же обрёл единомышленника, «понимающего с полуслова то, в чём даже он и сам не был до конца уверен», для Гиппиус (согласно Ю. Зобнину) явление Мережковского имело «онегинский» характер до того все её «романы» кончались горестной записью в дневнике: «Я в него влюблена, но ведь я же вижу, что он дурак»10:74. Его неудержимо тянуло в Европу. Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового.
Главным в романе стала не сюжетная линия, а настроение главного героя, его переживания. Она сама была поэтична насквозь»10:140. «Стихи её— это воплощение души современного человека, расколотого, часто бессильно рефлективного, но вечно порывающегося, вечно тревожного, ни с чем не мирящегося и ни на чём не успокаивающегося»19, — отмечал позже один из критиков. «Маленький человек с большим горем», — такими словами вспоминали здесь девочку, постоянно носившую печать печали на лице15. По другой, для совершения церковного обряда бракосочетания стал православным.
Среди теплой влажности, в грязно-черной, теплой тишине, прохожие казались странны, таинственны. Французское правительство наградило Бакста орденом Почетного легиона. И. А. Бунин, подразумевая стилистику Гиппиус, не признающую открытой эмоциональности и часто построенную на использовании оксюморонов, называл её поэзию «электрическими стихами», В. Ф. Ходасевич, рецензируя «Сияния», писал о «своеобразном внутреннем борении поэтической души с непоэтическим умом»6.
Некоторые исследователи считали, что творчество Гиппиус отличает «характерная неженственность» в её стихах «всё крупно, сильно, без частностей и мелочей. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Императивы: «выразить и отдать всю душу» идти до конца в любом опыте, в том числе в экспериментировании с собой и людьми, — считались основными её жизненными установками17. А. СомовымиС. Дневник 1911—1921» (Берлин, 1922) и «Сияния» (Париж, 1939)7. В 1889 году Лейб-Хаим Розенберг стал Леоном Бакстом.
Все, о чем говорилось выше, граничит с первым этапом жизни и творчества художника. И он на каком-то этапе отказался от сотрудничества. Меня зовут эротоманом – тоже клевета. От матери он унаследовал любовь к книгам и читал их запоем, что попало. Вот талант. ». Труппа оставалась в Париже, а Бакст находился в это время в Швейцарии.
Лучшие критические статьи были впоследствии отобраны ею для книги «Литературный дневник», (1908). 21 Гиппиус в целом негативно оценивала состояние русской художественной культуры, связывая его с кризисом религиозных основ жизни и крахом общественных идеалов предыдущего века. 16. Даже не о внутренней разности я сейчас говорю, а просто о навыках, обычаях, о самом языке, — все это было другое, точно другая культура Были между ними люди своеобразно глубокие, даже тонкие. Зинаида была старшей из четырёх дочерей.
Летом 1904 года Лев Самойлович работал над портретом Дягилева, для чего временно поселился в редакции журнала «Мир искусства». В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров. В Петербурге Мережковский познакомил Гиппиус с известными литераторами: первый из них, А. Н. Плещеев, «очаровал» двадцатилетнюю девушку тем, что во время одного из ответных визитов принёс из редакторского портфеля «Северного вестника» (где он заведовал отделом поэзии) некоторые стихотворения— на её «суд строгий»10:100.
Да, конечно, он был еврей. Сборник «Последние стихи. Будут читать новые вещи». Обычная трансформация еврейских имен в русскоязычной среде. Как талмудист – не еврейское это дело "человечков малевать".
Некоторое время спустя Гиппиус, по её выражению, «отреклась от декадентства» и всецело приняла идеи Мережковского, прежде всего художественные18, став одной из центральных фигур нарождавшегося русского символизма, однако сложившиеся стереотипы («декадентская мадонна», «сатанесса», «белая дьяволица» и др. ) преследовали её в течение многих лет14. Все биографические источники отмечают немедленно возникшее между ними взаимное ощущение идеальной «интеллектуальной совместимости». Дружба с поэтессой Зинаидой Гиппиус не раз подвергалась испытаниям.
Городецкий, М. А. Художественное творчество Гиппиус в годы эмиграции (согласно энциклопедии «Кругосвет») «начинает затухать, она все больше проникается убеждением, что поэт не в состоянии работать вдали от России»: в её душе воцаряется «тяжелый холод», она мертва, как «убитый ястреб». Была издана книга, посвященная творчеству Бакста. Мы решились вставить в Вашу рамку одну старинную гравюру. Он иллюстрировал детские книги.
События 1905 года стали во многом переломными в жизни и творчестве Зинаиды Гиппиус. Получив мандат на чтение лекций красноармейцам по истории и мифологии Древнего Египта10:296, Мережковский получил разрешение на выезд из города и 24 декабря четверо (включая В. Злобина, секретаря Гиппиус) со скудным багажом, рукописями и записными книжками— отправились в Гомель (писатель при этом не выпускал из рук книгу с надписью: «Материалы для лекций в красноармейских частях»)14. Эти стихотворные послания («Лети, лети, подарочек», «На дальнюю сторонушку» ит. п. ), не представлявшие художественной ценности имели, тем не менее, общественный резонанс7. Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существование. Единомышленники отмечали и особую манеру «поэтического письма, недоговоренности иносказания, намека, умолчания», манеру играть «певучие аккорды отвлеченности на немом пианино», — как назвал это И. Анненский. Душа в той стадии голода (да и тело. ), когда уже нет острого мученья, наступает период сонливости»11.
Скандал стал обсуждаться в литературных кругах Петербурга, последовал ряд отвратительных инцидентов (при участии, например, Минского, начавшего распространять о своей недавней возлюбленной сплетни и его протеже поэта И. Коневского-Ореуса, принявшегося писать на поэтессу поэтические пасквили). Так в 1906 году вышел сборник рассказов Гиппиус «Алый меч», а в 1908 году (также в Петербурге)— написанная во Франции всеми участниками «троеобратства» драма «Маков цвет», героями которой стали участники нового революционного движения18. Художник вспоминал события тридцатилетней давности. А. Белый говорил, что в нём «воистину творили культуру.
А этого Зинаида ни в коем случае не могла допустить. В Париже поэтесса начала организовывать «субботы», которые стали посещать старые друзья-писатели (Н. Для широкой литературной общественности имя Гиппиус стало символом декаданса— особенно после публикации «Посвящения» (1895), стихотворения, содержавшего вызывающую строку: «Люблю я себя, как Бога»6. Леон Бакст – стало звучать как наиболее парижское из парижских имен". Но Гиппиус приняла на свой счет излияния художника, включив описание этого эпизода в «Дневник любовных историй». Михаил Кузмин вспоминал: «Если не считать, что Лид.
Дягилев был диктатором. Впоследствии итальянские впечатления заняли важное место в мемуарах Гиппиус, наложившись на светлые и возвышенные настроения её «самых счастливых, молодых лет»11. Профессора, в большинстве своем, строго придерживались классических канонов. Провалил конкурс на серебряную медаль. Единственной опубликованной при жизни книгой так и остались путевые заметки «Серов и я в Греции». В 1910 году вышло «Собрание стихов. В произведениях 1920-х годов преобладала эсхатологическая нота («Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение», — согласно энциклопедии «Кругосвет»).
Брюсову оформление понравилось. Но у Зинаиды Николаевны никогда дело не шло дальше поцелуев. Имела место и литературная составляющая – не случайно на афише «Шехеразады» стояли слова «либретто Бакста». Эту наружность несколько лет спустя я назвал бы боттичеллиевской. Не всегда сотрудничество поэта и художника было столь успешным. Сделано это было накануне выхода книги. Из интимного дневника Гиппиус Contes d amour (1893) видно, что ей нравилось ухаживание и тянуло к некоторым мужчинам, но одновременно они ее отталкивали.
В последние дни одного такого визита, в 1911 году, Гиппиус купила дешёвую квартиру в Пасси (Rue Colonel Bonnet, 11-bis) это приобретение имело впоследствии для обоих решающее, спасительное значение. Воплощением этой идеи явилась организация Религиозно-философских собраний (1901—1903), целью которых было провозглашено создание общественной трибуны для «свободного обсуждения вопросов церкви и культуры неохристианства, общественного устройства и совершенствования человеческой природы»23. Для нее самым важным всегда было равенство и союз душ – но не тел. Бакст был завсегдатаем в так называемом «доме Мурузи», где у Зинаиды Николаевны сложилось что-то вроде литературно-философского салона. Хотя, как пишут, не вполне одобрял его и был строг в оценках.
Он пишет ей пылкие стихи и дает отставку любовнице. Во время одного из приездов Леон Бакст познакомился с "Невскими пиквикианцами". Так художник создал обложку для книги стихов Сергея Городецкого «Перун» (СПб., 1907), фронтиспис к книге стихов Константина Бальмонта «Зовы древности» (СПб., 1906), обложку к книге стихов Максимилиана Волошина «Anno mundi ardentis» (М., 1916), фронтиспис для сборника стихов Александра Блока «Снежная маска» (СПб., 1907). Кроме того, Бакст оказался отрезанным от труппы Дягилева. В новелле «Златоцвет» (1896) рассматривается убийство по «идейным» мотивам во имя полного освобождения героя: «Она должна умереть С ней умрёт всё— и он, Звягин, будет свободен от любви и от ненависти и от всех мыслей о ней». После чего ушел из Академии.
Бакст был завсегдатаем в так называемом «доме Мурузи», где у Зинаиды Николаевны сложилось что-то вроде литературно-философского салона. Органичней всего талант Бакста проявился всценографии. Даже Луначарский с ней борется и тщетно: только плачет (буквально, слезами. )»). Она попыталась вступить в любовную связь с Дмитрием Философовым, спутником Мережковских исходя из того, что он человек с явным преобладанием женского начала (он был гомосексуалистом), а сама она обладает выраженно мужским характером. Дягилева, Зинаиды Гиппиус, К. Сомова, Е. И. «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Видение розы» и «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. кн.
Так мог сказать только настоящий писатель, художник, человек. Совет возымел действие и 1883 году юный Розенберг поступил вольнослушателем в Академию художеств. Во многом именно «молитвенность» давала повод критикам для нападок: утверждалось, в частности, что, обращаясь к Всевышнему (под именами Он, Невидимый, Третий), Гиппиус устанавливала с ним «свои, прямые и равные, кощунственные отношения», постулируя «не только любовь к Богу, но и к себе»17. Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль.
Тогда же, оставаясь верной своим идеям, она объявила о создании бесцензурного сборника «Литературный смотр» (опубликованного год спустя), призванного объединить в себе «произведения всех отверженных другими изданиями писателей». А. Л. Волынский, между тем, сохранил о тех годах самые светлые воспоминания.
Не случайно на ее портрете 1906 года работы Бакста ноги занимают такое важное место. Но они так слиты, что я ничего не знаю. И хотя понятно, что эти лавры Вас не соблазняют, Вы писали же еще что-нибудь. Сергей Павлович привез в Париж несколько балетов. Поэзия, как определил её Баратынский, — есть полное ощущение данной минуты»20— писала поэтесса в эссе «Необходимое о стихах». Ещё он обучал рисованию детей состоятельных родителей. Поэтесса мечтала о «примирении любви и вечности», но объединяющую роль отводила смерти, которая только и может спасти любовь от всего преходящего.
Но всё-таки ярче всего выразился талант Бакста в его театральных постановках по словамАлександра Бенуа, они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensembleем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы. Две других сестры— Татьяна Николаевна (1877—1957), художница, написавшая, в частности, портрет А. Блока (1906) и скульптор Наталия Николаевна (1880—1963)— остались в Советской России, где подверглись аресту и ссылке после освобождения из германского концлагеря они работали в Новгородском художественном музее реставрации15. В 1900 году журнал опубликовал статью З. Н.
Клеопатра (1909), Шехерезада и Карнавал (1910), Видение розы и Нарцисс (1911), Синий бог, Дафнис и Хлоя и Послеполуденный отдых фавна (1912), Игры (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством исилой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. На протяжении полутора десятилетий перед революцией 1905 года она представала перед публикой— сначала пропагандисткой сексуального раскрепощения, гордо несущей «крест чувственности» (как сказано в её дневнике 1893 года) затем— противницей «учащей Церкви», утверждавшей, что «грех только один— самоумаление» (дневник 1901), поборник революции духа, осуществляемой наперекор «стадной общественности»6. На первой выставке, которая прошла в 1889 году, представился под псевдонимом Бакст. «Пакт о ненападении», заключенный 23 августа 1939 года между СССР и Германией, Гиппиус назвала «пожаром в сумасшедшем доме»10:427.
Нередко «внезапные догадки» исходившие из триумвирата инициировались именно Гиппиус, служившей, как признавали и остальные члены этого союза, генератором новых идей8. Не гневайтесь на нас. По другой, для совершения церковного обряда бракосочетания стал православным. После чего она устроила семью из троих – Зинаида, ее муж Мережковский и Дима. «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Видение розы» и «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Его стиль восприняли законодатели парижской моды. В 1890-х выставлялся в Обществе русских акварелистов. Гиппиус оригинальнее как автор стихов, чем как автор рассказов и повестей.
1914—1918» (1918 год)6. Появление и развитие «нового религиозного сознания» Гиппиус обосновывала необходимостью устранить разрыв (или бездну) между духом и плотью, освятить плоть и тем самым просветлить её, упразднить христианский аскетизм, вынуждающий человека жить в сознании своей греховности, сблизить религию и искусство17. «Жестокая первая любовь» – таково черновое, рабочее название автобиографического романа, работу над которым Бакст начал в 1923 году. В эти годы центральной темой её творчества становится проповедь новых этических ценностей. Этот процесс имел большое значение для истории русского символизма в целом22:122-123. Идея обновления во многом себя исчерпавшего (как им казалось) христианства возникла у Мережковских осенью 1899 года.
А потом вижу, что не могу— и думаю: дай что-нибудь дурное сделаю, но очень, очень дурное, до дна дурное», «Знайте, что обижать ничуть не плохо». Ее смерть вызвала взрыв эмоций. Бессмысленно, но это так. Мы живем буквально впроголодь вот уже несколько дней и заложили обручальные кольца», — сообщала она в одном из писем 1894 года (в другом сетуя, что не может пить прописанный врачами кефир из-за отсутствия денег)10:115. В 1902 году в письме Валерию Брюсову она замечала: «В 1880 году, то есть когда мне было 11 лет, я уже писала стихи (причем очень верила во вдохновение и старалась писать сразу, не отрывая пера от бумаги).
Художник планировал опубликовать воспоминания под названием «Весна в Петербурге». Теперь, опять. ». Непосильный труд подорвал его здоровье.
Баксту это не нравилось. Рубежом стали 1909-1910 годы, когда бешеный успех «Русских сезонов» Дягилева в Париже сделал из Бакста, главного оформителя балетов «Клеопатра» и «Шехеразада», мировую знаменитость. Например, носила мужские наряды (такой изобразил ее на известнейшем портрете Лев Бакст) или шила себе платья, на которые в недоумении и ужасе оглядывались прохожие и в Петербурге и в Париже, до неприличия явно пользовалась косметикой – на нежную белую кожу накладывала толстый слой пудры кирпичного цвета. Наше положение было безвыходное». То ли развеяться и отдохнуть, то ли для заведения новых связей и обмена впечатлениями.
Формула «любви и страдания» по Гиппиус (согласно «Энциклопедии Кирилла и Мефодия») соотносится со «Смыслом любви» В. С. Соловьева и несёт в себе основную идею: любить не для себя, не для счастья и «присвоения», а для обретения в «Я» бесконечности. Дружеский кружок эстетствующей молодежи и мэтров, куда входили многие мирискусники, устраивал «вечери» «на башне» Вячеслава Иванова и его жены Л. Д. 1893-99 гг. В 1882 году Анастасия Васильевна с дочерьми переехала в Москву. Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи. Это и мировая война.
Например, носила мужские наряды (такой изобразил ее на известнейшем портрете Лев Бакст) или шила себе платья, на которые в недоумении и ужасе оглядывались прохожие и в Петербурге и в Париже, до неприличия явно пользовалась косметикой – на нежную белую кожу накладывала толстый слой пудры кирпичного цвета. Затем был поставлен балет «Фея кукол» (1903) имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Они прекрасно понимали идею Собраний, значение встречи», — писала она. Всё это время Гиппиус преследовали проблемы со здоровьем: она перенесла возвратный тиф, ряд «бесконечных ангин и ларингитов».
Но они так слиты, что я ничего не знаю". Только здесь, после скучного крымского лечения, в вихре «веселья, танцев, поэтических состязаний, скачек» Зинаида сумела оправиться от тяжёлого потрясения, связанного с утратой отца14. Имя Бакста, ведущего художника «Русских сезонов», гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. Портрет был помещен в журнале «Аполлон», где сотрудничали выдающиеся представители творческой элиты Серебряного века.
Леон Бакст был не только замечательным портретистом. З. Гиппиус, «узнав об этом радиовыступлении, была не только расстроена, но даже напугана»27, — первой её реакцией стали слова: «это конец». Подлинная поэзия, считала Гиппиус, сводится к «тройной бездонности» мира, трем темам— «о человеке, любви и смерти». Розанова зовут эротоманом – это гнусная клевета. В рассказе «Среди мёртвых» показана необыкновенная любовь героини к умершему художнику, чью могилу она окружила заботой и на которой, в конце концов, замерзает, соединившись, таким образом, в своём неземном чувстве со своим возлюбленным22:121-122. В 1909 году Бакст вновь перешёл в иудаизм из христианства12.
Точнее этюдов. Сборник «Чёрное по белому» (1908), вобравший в себя прозаические произведения 1903—1906 годов, был выдержан в «касательной, туманно-импрессионистической манере» и исследовал темы достоинства личности («На веревках»), любви и пола («Влюбленные», «Вечная женскость», «Двое-один») в рассказе «Иван Иванович и черт» вновь были отмечены влияния Достоевского8. Но в качестве зятя иудея Бакста не воспринимал. «Теперь мы в ужасном, небывалом положении. Многие отмечали при этом, что увлечения Гиппиус абсолютно не обязательно подразумевали физическую близость напротив (как отмечал В. Вульф), даже в Акиме Волынском «её пленило то, что он, подобно ей, собирался сохранить свою телесную чистоту»13.
Не все оценивали снисходительно литературные опыты Бакста. Организаторы Собраний трактовали противопоставление духа и плоти так: «Дух— Церковь, плоть— общество дух— культура, плоть— народ дух— религия, плоть— земная жизнь». Позже она вспоминала: «Мы решили однажды (Бакст зашел случайно) написать рассказ и тут же за него принялись.
Эта метафора становится ключевой в последнем сборнике Гиппиус «Сияния» (1938), где преобладают мотивы одиночества и все увидено взглядом «идущего мимо» (заглавие важных для поздней Гиппиус стихов, напечатанных в 1924). Прочесть друзьям новые стихи, рассказы, пьесы и обсудить их собирались теперь не просто художники, поэты, писатели, а члены общества «Друзья Гафиза». Во время одного из приездов Леон Бакст познакомился с Невскими пиквикианцами. Отец, в меру сил, противился.
Прочесть друзьям новые стихи, рассказы, пьесы и обсудить их собирались теперь не просто художники, поэты, писатели, а члены общества «Друзья Гафиза». «Третья книга рассказов» (1902) Гиппиус вызвала существенный резонанс критика в связи с этим сборником заговорила о «болезненной странности» автора, «мистическом тумане», «головном мистицизме», концепции метафизики любви «на фоне духовных сумерек людей ещё не способных её осознать»8.
По словам Г. В. Адамовича, Гиппиус была «вдохновительницей, подстрекательницей, советчицей исправительницей, сотрудницей чужих писаний, центром преломления и скрещения разнородных лучей»14. Принято считать, что Гиппиус «нравилось очаровывать мужчин и нравилось быть очарованной» более того, ходили слухи, что Гиппиус специально «влюбляла в себя женатых мужчин» для того, чтобы получить от них в доказательство страсти обручальные кольца из которых потом делала ожерелье. «Естественная и необходимейшая потребность человеческой души всегда— молитва. Зимой 1919 года Мережковские и Философов начали обсуждать варианты бегства. Леон Бакст разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей. Учился Бакст не слишком усердно. Помочь ему не смогли.
Событие это было замечено, Баксту льстили отзывы уважаемых литераторов. Ранняя проза Гиппиус была собрана в двух книгах: «Новые люди» (СПб., 1896) и «Зеркала» (СПб., 1898). Фамилия бабушки была Бакстер. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа.
Но неизвестно почему— имя запомнилось», — писала Гиппиус имея в виду стихотворение «Будда» («Бодисатва») в первом номере «Вестника Европы» за 1887 год10:68. Нувель и К. А. Квартира Мережковских в доме Мурузи стала важным центром религиозно-философской и общественной жизни Петербурга, посещение которого считалось почти обязательным для молодых мыслителей и писателей, тяготевших к символизму.
К счастью, эскиз обложки сохранился, что дает возможность реабилитировать Бакста. Лейба Хаим Розенберг родился в белорусском городе Гродно. Для нее самым важным всегда было равенство и союз душ – но не тел. Чаще всего, конечно, собирались «на башне» у поэта и литературоведа Вячеслава Иванова на Таврической улице в Петербурге.
Жил он, в основном за счет продаж своих картин. Интерес к вопросам пола и еврейства сблизил таких разных людей, как Бакст и Розанов. Вышло pele-mele. Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму «Сердце маркизы». Гиппиус «Торжество во имя смерти».
В корне происходившего Гиппиус усматривала некое «Громадное Безумие» и считала крайне важным сохранить позицию «здравого ума и твердой памяти»6. Ещё, в качестве причины называют "отёк легких". По прошествии многих лет он писал: «Знакомство моё с Гиппиус заняло несколько лет, наполнив их большой поэзией и великой для меня отрадой Вообще Гиппиус была поэтессой не только по профессии. Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, любивший светскую жизнь и роскошь. Н. Бенуа, К.
То, о чем шла речь в переписке с Гиппиус. Примечательна и замена семантического компонента люди (в первой строфе) на мы (в заключительной), подчеркивающая причастность лирического героя к потенциальным жертвам красоты зла19. Она и муж просили издателя, Брюсова, взглянуть на обложку до ее печати. По одной версии, он перешел из иудаизма в лютеранство.
Однажды утром в редакцию зашли Мережковские и застали там только что вставшего Бакста. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаЛеон БакстГоды жизни: 08 февраля 1866 — 28 декабря 1924Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникПервыми «взрослыми» работами Леона Бакста стали иллюстрации для детских книг. При этом и Гиппиус имя Мережковского было уже знакомо. Зинаида Николаевна портрет одобряла.
Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль. Конечно, я распорядился Вашу подпись с обложки снять. Жилось Баксту в Париже трудно. Ненавидевшие Гиппиус приходили, чтобы лично убедиться в том, что она мертва. Брак был неудачным, хотя в нем родился сын художника – Андрей. Мережковский обиделся, сославшись на любопытство только, а не на поверку.
С 1919 года она жила в эмиграции, где публиковала работы на историко-религиозные темы («Святой Тихон Задонский», 1927). В том же 1893 году Леон Бакст приехал в Париж. Своим триумфом "Русские сезоны" Дягилева были, в первую очередь, обязаны исключительным по красоте постановкам Бакста. Они декларируют новые ценности: «Я бы не хотела доживать совсем» «А болезнь— это хорошо Надо ведь умирать от чего-нибудь», рассказ «Мисс Май», 1895.
Но на корешке – объяснение. Ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного Сергея Есенина. В середине 90-х совместно с Сергеем Дягилевым, Александром Бенуа и другими художниками стал основателем художественного объединения «Мир искусства». При этом многие отмечали, что дом Мережковских в Петербурге был «настоящим оазисом русской духовной жизни начала XX столетия».
Увлечения, влюбленности случались у обоих супругов (в том числе и однополые). Cest tout». Оттого он с таким уважением и льнет к большевикам, — хотя ничего не знает, — что чувствует, что в России его перескакали») и, услышав, что в одной из «чрезвычаек» работают женщины (Стасова, Яковлева), решила чуть ли не посочувствовать одному из большевистских вождей: «Царствует особенная, — упрямая и тупая, — жестокость. 1903—1909», второй том сборника Зинаиды Гиппиус, во многом созвучный первому.
Громкая парижская слава Бакста, его мировая известность мало что значили для России. Бердяев, С. М. Очень рано у Льва появилась тяга к живописи. Единственной опубликованной при жизни книгой так и остались путевые заметки «Серов и я в Греции». Поэт Михаил Кузмин в своем дневнике 1908 года дает достаточно уничижительную оценку: «Был мил и бестолков, читал свое сочинение говно, конечно».
Все здесь когда-то учились». Занятие живописью считалось малоприбыльным. Однако, тот факт, что они были «созданы друг для друга», не следует понимать (как уточнял В. Злобин) «в романтическом смысле». Утром мать разбудила невесту криком: «Вставай. Если в прозе она сознательно ориентировалась «на общий эстетический вкус», то стихи Гиппиус воспринимала как нечто крайне интимное, созданное «для себя» и творила их, по собственным словам, «словно молитву»8.
В эти дни она активно контактировала с редакторами многих столичных журналов, посещала публичные лекции и литературные вечера8, познакомилась с семьёй Давыдовых игравшей важную роль в литературной жизни столицы (А. А. Давыдова издавала журнал «Мир Божий»), посещала Шекспировский кружок В. Д. Спасовича, участниками которого были известнейшие адвокаты (в частности, князь А. И. Урусов), стала членом-сотрудником Русского Литературного общества15. Изменившаяся жизненная позиция З. Гиппиус проявилась в эти дни необычным образом: она— от лица трех женщин (используя в качестве псевдонимов имена и фамилии прислуги)— стала писать стилизованные под лубок «простонародные» женские письма солдатам на фронт иногда вкладывая их в кисеты. Глубокое впечатление произвела на неё предпринятая в те дни с разрешения Синода поездка с мужем на Светлое озеро, для полемики со староверами-раскольниками: «То, что пришлось видеть и слышать, так громадно и прекрасно— что у меня осталась одна лишь печаль— о людях, вроде Николая Максимовича (Минского), декадентов Розанова— литераторах, путешествующих за границу и пишущих о неприложимой философии и ничего не знающих о жизни, как дети»10:173. Она вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама. Однако неожиданно от него пришло письмо с извинениями: «Ваш рисунок цензура запретила. Смерть Дмитрия Сергеевича явилась для Зинаиды Николаевны сильнейшим ударом.
Гиппиус написала для него вводную статью «Опыт свободы», в которой констатировала плачевное состояние как русской прессы, так и положения дел во всей русской эмиграции «младшего поколения»15. Кн. Поначалу Гиппиус достаточно скептически относилась к внезапно проявившемуся «клерикализму» мужа позже она вспоминала, как «вечерние посиделки» 1899 года превращались в «бесплодные споры», не имевшие смысла ибо большинство «мирискусников» были весьма далеки от религиозных вопросов. Революция (наперекор Блоку, увидевшему в ней взрыв стихий и очистительный ураган) была описана ею как «тягучее удушье» однообразных дней, «скука потрясающая» и вместе с тем, «чудовищность», вызывавшая одно желание: «ослепнуть и оглохнуть». Но они так слиты, что я ничего не знаю. Бакст был против. Но её герои унаследовали проблематику не только Достоевского, но и Мережковского. Она же и была, в сущности, автором идеи о «тройственном устройстве мира», которую Мережковский развивал в течение десятилетий15.
Бог создал нас с этой потребностью. Фамилия бабушки была Бакстер. Печальная участь постигла нарисованную Бакстом весной 1903 года обложку альманаха «Северные цветы». То ли в знак протеста.
Минский, ушедший из ленинской редакции, К. Д. Бальмонт и др. ). Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания. Николай Гиппиус скоропостижно скончался в Нежине в 1881 году вдова осталась с большой семьей— четырьмя дочерьми (Зинаида, Анна, Наталья и Татьяна), бабушкой и незамужней сестрой— практически без средств к существованию. Выше моих ног его нежность не поднималась. Л. Я. Гуревич свидетельствовала, что Гиппиус «пишет катехизис новой религии и вырабатывает догматы»22:126.
История этого разрыва и реконструкция идейных коллизий, которые привели к октябрьским событиям, сделавшими неизбежной конфронтацию былых союзников по литературе, составила суть мемуарного цикла Гиппиус «Живые лица» (1925). Предложив увидеть в случившемся «падении» «обязательное искушение», «провиденциальное испытание», посланное всем троим для того, чтобы они организовали свои отношения на «высших, духовных и нравственных основаниях» именно Гиппиус (как пишет биограф Д. Мережковского) сумела придать «бытовой семейной истории высокий смысл» религиозного перехода к новому «состоянию жизни, завершающему человеческую историю», связанному с преображением плоти и переходом от «любви» к «сверхлюбви», наполнив феномен «троебратства» религиозным смыслом10:200. Последний считал, что «ни один мужчина никогда не посмел бы одеть абстракции таким очарованием»11 и что в этой книге наилучшим образом воплотилась «вся пятнадцатилетняя история лирического модернизма» в России6. Образ хозяйки салона «поражал, притягивал, отталкивал и вновь притягивал» единомышленников: А. Блока (с которым у Гиппиус сложились особенно сложные, менявшиеся отношения), А. Белого, В. В. Розанова, В. Брюсова. С этим журналом, ориентировавшимся на новое направление «от позитивизма к идеализму», были связаны первые литературные опыты писательницы. Дм.
Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом «Лебеде» М. М. Фокина (1907). Ещё он обучал рисованию детей состоятельных родителей. Розанов пристально смотрит в пол.
И как коммерсант. Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержаниемпортретов: Вел.
Это было связано не только с необходимостью постоянно находиться при балетной труппе, но и с тем обстоятельством, что он, как еврей, не имевший так называемого права на жительство, не мог оставаться надолго в Петербурге. Широко известно утверждение Гиппиус о том, что супруги прожили вместе 52 года, « не разлучаясь ни на один день»8. Я – его. Союз с Мережковским, как отмечалось впоследствии, «дал смысл и мощный стимул всей её исподволь совершавшейся внутренней деятельности, вскоре позволив юной красавице вырваться на огромные интеллектуальные просторы»14, а в более широком смысле— сыграл важнейшую роль в развитии и становлении литературы «Серебряного века»6.
Она попыталась вступить в любовную связь с Дмитрием Философовым, спутником Мережковских исходя из того, что он человек с явным преобладанием женского начала (он был гомосексуалистом), а сама она обладает выраженно мужским характером. Бакст обратил внимание на недюжинный талант молодого Шагала. В декабре 1906-го Бакст сообщал жене: «Сегодня у меня был поэт Кузьмин, просил сделать ему обложку на стихи.
В декабре 1905 года вышла последняя книжка «Нового пути» к этому времени Гиппиус уже печаталась, в основном, в брюсовских «Весах» и «Северных цветах»14. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения Мир искусства (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала Мир искусства. Из интимного дневника Гиппиус Contes d amour (1893) видно, что ей нравилось ухаживание и тянуло к некоторым мужчинам, но одновременно они ее отталкивали. Свой литературный и духовный идеал критик находила в той литературе и искусстве, которые развились «до молитвы, до понятия Бога». 22:163 Считалось, что эти концепции были во многом направлены против писателей, близких к руководимому М. Горьким издательству «Знание» и в целом «против литературы, ориентирующейся на традиции классического реализма»6.
Все это она – Зинаида Гиппиус. Конечно, талант художника затмил талант литератора.
Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет8. Позже «Новый энциклопедический словарь» отмечал, что первые произведения Гиппиус были «написаны под явным влиянием идей Рескина, Ницше, Метерлинка и других властителей дум того времени»18. Вскоре после рождения сына семья Розенбергов переехала из Гродно в Петербург. Это был кружок самообразования, организованный известным русским художником историком искусства, художественным критиком Александром Бенуа. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. У Покровского сквера меня все толкало на Могилевскую, на Сенную.
Призвание художника Гиппиус видела в «активном и прямом воздействии на жизнь», которой следовало «охристианиться». Что было делать. Я очень хороший, очень благодарный Ваш читатель». Заседания носили интимный характер, что возбуждало всеобщее любопытство. Подобного рода раздумья на «вечные темы», определившие тональность многих стихов Гиппиус 1900 годов12, господствовали и в двух первых книгах рассказов Гиппиус, основными темами которых были— «утверждение истинности лишь интуитивного начала жизни, красоты во всех её проявлениях и противоречиях и лжи во имя некоей высокой истины»12. Шагал, хотел было, поехать вслед за учителем в Париж. Тогда же, в письме З. А. Венгеровой Гиппиус жаловалась: «Подумайте только: и Флексер и Минский, как бы и другие, не считают меня за человека, а только за женщину, доводят до разрыва потому, что я не хочу смотреть на них, как на мужчин, — и не нуждаются, конечно, во мне с умственной стороны столько, сколько я в них Прихожу к печальному заключению, что я больше женщина, чем я думала и больше дура, чем думают другие»10:86. В 1903 году Бакст сошелся с вдовой художника Гриценко Любовью Павловной.
Мережковский и Розанов быстро охладели к изданию, а после того, как Булгаков отклонил статью Гиппиус о Блоке под предлогом «недостаточной значительности тематики стихов» последнего, стало ясно, что роль «мережковцев» в журнале сошла на нет. Роман Гиппиус с критиком Акимом Волынским (Флексером) приобрел скандальный оттенок после того, как тот стал устраивать возлюбленной сцены ревности, а получив от неё «отставку», начал мстить Мережковскому используя «служебное положение» в «Северном вестнике». Непредвиденные, а порой и забавные случаи происходили не только с обложками. 1914—1918» (1918) подвёл черту под активным поэтическим творчеством Гиппиус6, хотя за границей вышли ещё два её поэтических сборника: «Стихи. Ты ещё спишь, а уж муж пришел. » Только тут Зинаида вспомнила, что вчера вышла замуж13. К началу XX века у Гиппиус и Мережковского сложились собственные, оригинальные представления о свободе, метафизике любви, а также необычные неорелигиозные воззрения, связанные, прежде всего, с так называемым «Третьим заветом». Мне жаль только было, что книжечка такая маленькая.
В Париже он стал символом успеха, законодателем моды, популярным художником. Она обновляет такие рифмы, как любовькровь (Крик, 1896) или вливает новую жизнь в так часто использованное поэтами слово мгла, прибавив к нему эпитет безрадужная (Стекло, 1904). Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину.
Отсюда в 1885 году мать увезла дочерей в Тифлис, к брату Александру. То ли окончательно разуверившись. Время от времени он приезжал в Петербург. При том, что «телесную сторону брака отрицали оба», у обоих (как отмечает В. Вульф) «случались увлечения, влюбленности (в том числе и однополые)».
Но у Зинаиды Николаевны никогда дело не шло дальше поцелуев. Радостное волнение вызывали также рассказы родителей, возвращавшихся из итальянской оперы. В кружок входили Константин Сомов, Дмитрий Философов, Сергей Дягилев и некоторые другие художники искусствоведы и литераторы, образовавшие со временем, знаменитое художественное объединения "Мир искусства". Союз с Д. С. Мережковским «дал смысл и мощный стимул всей исподволь совершавшейся внутренней деятельности» начинающей поэтессе, вскоре позволив «вырваться на огромные интеллектуальные просторы»14.
Я же решил ее, Зиночку, вовсе не рисовать, сделать просто голую девицу (античную) и ту не поспел к сроку, послал ему, Брюсову, телеграмму, что отказываюсь». Стихи мои всем казались испорченностью, но я их не скрывала. Покойный вице-президент Академии Художеств, граф Иван Иванович Толстой (впоследствии городской голова) возмутился, печать подняла шум и Бакст был оставлен в покое. «Какая рожа. »— будто воскликнул Мережковский (если верить воспоминаниям В. Злобина)10:68. Вновь и вновь просила она прислать ей что-нибудь еще.
Нередко приятели просили Бакста нарисовать обложку к сборнику стихов или рассказов. Журнал просуществовал недолго, причём его закат был обусловлен марксистским «влиянием»: с одной стороны— (временный, как оказалось) переход Н. Минского в ленинский лагерь, с другой— появление в редакции недавнего марксиста С. Н. Булгакова, в руках которого оказалась политическая часть журнала. Здесь будущий Бакст пробыл с 1883 по 1887 год.
И стали широко использовать его. Из интимного дневника Гиппиус "Contes d amour" (1893) видно, что ей нравилось ухаживание и тянуло к некоторым мужчинам, но одновременно они ее отталкивали. Своего сына Израиль Розенберг назвал Лейб-Хаимом. После появления программной работы Д. С. Мережковского «О причине упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892), творчество Гиппиус приобрело отчетливо «символистский» характер8 более того, впоследствии её стали причислять к числу идеологов нового модернистского движения в русской литературе.
Поэтессе портрет понравился она решила заказать Баксту оформление сборника стихов, готовящегося в издательстве «Скорпион». Мальчик рос болезненным и отличался заметной неуравновешенностью характера. «Преступность» и «запретность» в творчестве и образе (согласно популярному штампу) «декадентской мадонны» особенно живо обсуждались современниками: считалось, что в Гиппиус уживались «демоническое, взрывное начало, тяга к богохульству, вызов покою налаженного быта, духовной покорности и смирению»14, причём поэтесса, «кокетничая своим демонизмом» и чувствуя себя центром символистского быта и его и саму жизнь «воспринимала как необыкновенный эксперимент по преображению реальности»14. В качестве авторской хроники «телесного и духовного умирания старого мира» Гиппиус оставила дневники, воспринимавшиеся ею как уникальный литературный жанр, позволяющий запечатлеть «само течение жизни», зафиксировать «исчезнувшие из памяти мелочи», по которым потомки смогли бы восстановить достоверную картину трагического события6. Многие критики, впрочем, относились к этому периоду творчества писательницы серьёзнее, чем она сама, отмечая «двойственность человека и самого бытия, ангельского и демонического начал, взгляд на жизнь как на отражение недосягаемого духа» в качестве основных тем, а также— влияние Ф. М. Достоевского. Израиль Розенберг был человеком толерантным. Одни именуют его ученым-талмудистом, другие – коммерсантом средней руки.
Право, мне стоит прислать и его. Художник, заваленный работой, не выполнил обещания. Гораздо более ярким и спорным, чем прозаический, был поэтический дебют Гиппиус: стихотворения, опубликованные в «Северном вестнике», — «Песня» («Мне нужно то, чего нет на свете») и «Посвящение» (со строками: «Люблю я себя, как Бога») сразу получили скандальную известность7. В 1888 году Зинаида Гиппиус с матерью вновь отправилась на дачу в Боржом.
Ив. Зиновьевой-Аннибал. Французам было не до "Русских сезонов". он только лежал у моих ног. Голова моя ему не нужна, сердце – непонятно, а ноги казались достойными восхищения.
Она не поняла Герберта Уэллса («Я убедилась в нищенстве его воображения. Его уход связывают с рядом причин. Каждый человек, осознает он это или нет, стремится к молитве. Отец, судя по всему, отказался от дальнейшего финансирования творческих метаний сына. Творчество Гиппиус при всём своём внутреннем драматизме и антиномичной полярности, при напряжённо-страстном стремлении к недостижимому всегда являло собой не только «изменение без измены», но и несло в себе освобождающий свет надежды, огненную, неистребимую веру-любовь в запредельную правду конечной гармонии человеческой жизни и бытия. Я набросал на днях его портрет цветными карандашами. После этого актуальная общественная проблематика, «гражданские мотивы» стали в творчестве Гиппиус, прежде всего, прозаическом, доминирующими7.
Ценил его как художника. В действительности, однако, как отмечал Ю. Зобнин, «дело всегда ограничивалось изящным и очень литературным флиртом, обильными эпистолярными циклами и фирменными шуточками Зинаиды Николаевны»10:139, за склонностью к романтическим увлечениям которой скрывалась прежде всего разочарованность семейной будничностью: после салонных успехов ей «стало казаться оскорбительным ровное, лишенное романтических аффектов чувство Мережковского»10:74. После ухода из «Мира искусства» Зинаида Николаевна выступала в качестве критика в журналах «Новый путь» (фактический соредактор), «Весы», «Образование», «Новое слово», «Новая жизнь», «Вершины», «Русская мысль», 1910—1914 годы, (как прозаик она публиковалась в журнале и раньше), а также в ряде газет: «Речь», «Слово», «Утро России» ит. д. Вечером буду у него, там соберутся В. Иванов, Ремизов, Сомов, М. Волошин и др. Для журнала «Мир искусства», где Бакст заведовал художественно-оформительскими работами, он создал не только марку журнала и обложку, но и заставки, виньетки, концовки к произведениям В. Розанова, К. Бальмонта, Н. Минского.
В 1899—1901 годах Гиппиус сблизилась с кружком С. П. Дягилева, группировавшимся вокруг журнала «Мир искусства», где она и стала публиковать свои первые литературно-критические статьи. Сборник рассказов 1896 года она полемически озаглавила «Новые люди», подразумевая тем самым изображение характерных идейных устремлений формирующегося литературного поколения, заново переосмысливающего ценности «новых людей» Чернышевского. В Париже Леон Бакст прожил шесть лет. Молодые поэты, проходившие нелегкую проверку личным знакомством с «мэтрессой», действительно испытывали серьёзные психологические затруднения: Гиппиус предъявляла к поэзии высокие, предельные требования религиозного служения красоте и истине («стихи— это молитвы»)7 и в своих оценках была предельно откровенна и резка.
Его кисти принадлежат портреты известных деятелей литературы и искусства: Левитана, Дягилева, Розанова, Зинаиды Гиппиус, Айседоры Дункан, Жана Кокто, Константина Сомова, Андрея Белого. Елены Владимировны и Вел. Вообще, она позволяла себе все, что запрещалось остальным.
Критика отметила здесь «мотивы трагической замкнутости, отрешённости от мира, волевого самоутверждения личности». Она попыталась вступить в любовную связь с Дмитрием Философовым, спутником Мережковских исходя из того, что он человек с явным преобладанием женского начала (он был гомосексуалистом), а сама она обладает выраженно мужским характером. Лев – Леоном. Гиппиус невольно способствовала развитию литературного дарования художника.
Многие тогда не понимали и не чувствовали сути розановских идей. Популярность Бакста, его большая слава, трагически отразились на его судьбе. С давних времен цветы миндаля служат символом красоты, надежды и возрождения. Зинаида Николаевна никак не хотела верить, что перед ней единственное «писание» художника. Покойный вице-президент Академии Художеств, граф Иван Иванович Толстой (впоследствии городской голова) возмутился, печать подняла шум и Бакст был оставлен в покое. Её герои кажутся непривычными, одинокими, болезненными, подчёркнуто непонятыми.
«Да, самодержавие— от Антихриста»7, — писала в те дни Гиппиус. Новый знакомый, как вспоминала впоследствии Гиппиус, отличался от остальных её почитателей серьёзностью и молчаливостью11. Художник просил: «Если возможно, сохраните формат книжки согласно обложке, не уменьшая ее – будет красивее и стильнее». Часто посещал он и литературные вечера у Василия Розанова, с которым постепенно подружился и создал чудесный портрет писателя. Отмечалось, что этот супружеский союз сыграл важнейшую роль в развитии и становлении литературы «серебряного века»614. Судя по рукописи книги Шагала "Моя жизнь", Бакст попросту обругал своего ученика. Но несомненными шедеврами являются его работы «Ужин», «В кафе», «Древний ужас». В 1918 году Леон Бакст покинул группу Дягилева.
Бакст, Н. А. кн. Лев Самойлович навсегда остался поклонником Чехова. Где же это еще. Дягилева, Зинаиды Гиппиус, К. Сомова, Е. И.