Боярыня Морозова Суриков Анализ Картины

Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Люди потянулись к ней взорами. Люди потянулись к ней взорами. Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения., они уже видят эту большую картину. Она почти не смотрит на боярыню. «А то раз ворону на снегу увидел. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. И тут встает вопрос.

Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих.

(14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. Картина ожила.

Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Его лица не видно. Но боярыня отказалась. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил уРогожского кладбища. Имущество было конфисковано, адвое братьев сосланы.

Суриков увидел ее одетой в черное в темных санях и как ее везут по снегу (Волошин 1985 Никольский 1918). Могли среди провожающих встретиться люди с таким же накалом духовной стойкости. Последней каплей дляцаря стал ееотказ отучастия вегосвадьбе сНатальей Нарышкиной. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Ностав монахиней вконце 1670 года, Морозова начала отказываться отучастия вподобных «светских» мероприятиях.

Анализ картины Боярыня 
Морозова

Анализ картины Боярыня Морозова

(Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Знак – крещение двумя перстами – главный символ приверженцев старых обрядов. Замысел этой картины, как и других картин у В. И. Ее глаза полны слез. Все в рефлексах, лиловых и розовых.

Тогда ее выслали из Москвы и вскоре убили. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях.

Кроме того усиливается центр картины — фигура Боярыни. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Очертания оружия образуют в изобразительном поле самостоятельную систему. Это был раскол из-за убеждений и веры. И вот приехала к нам начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. (8) Церковь.

По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.

В этой связи не кажется случайной основная конфигурация формируемая главными движениями и линиями изображения. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Почему Суриков избрал именно такую композицию. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой.

Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Сложность и подчинение общему движению, в котором народ провожает свою героиню, образует сложное движение и напластования картин, подобных птице.

Летопись земли Русской: 
семь исторических 
фигур вкартинах

Летопись земли Русской: семь исторических фигур вкартинах Василия Сурикова

И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. В это время она уже решилась на такой же поступок (Урусова погибла вскоре после Морозовой), но художник намеренно не выделяет этот момент, а Урусову изображает в профиль и не слишком разрабатывает ее образ, тогда как гораздо менее значительные персонажи даны в фас с отчетливой характеристикой их эмоционального состояния. Живя в большой усадьбе в подмосковном селе Зюзино, прославилась своей благотворительностью. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры.

И как вставил ее в картину- она всех победила». Но то был выход не для Сурикова. «Действительные размеры каждого предмета найти нужно, — говорил Суриков. — В саженной картине одна линия, одна точка фона и та нужна. Очень трудно ее лицо было найти. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины.

Василий Суриков, 
Боярыня Морозова: 
описание картины,

Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории

Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. Системы признаков крестного двуперстия организуют картину и формируют ее ритм. В изображенных событиях знак старой веры является одновременно символом сопротивления власти. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». В движении есть живые точки, а есть мертвые.

Все лицо мелко было. Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. Людская масса едина, но ни одно лицо не растворяется в ней, художник достигает удивительной гармонии в изображении массы и отдельной человеческой личности: каждый в толпе по-своему воспринимает событие, каждое лицо -- новый голос в едином трагическом хоре.

Особенно в отношениях цвета. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики.

Помогите написать 
анализ картины Сурикова 
Боярыня Морозова

Помогите написать анализ картины Сурикова Боярыня Морозова

Чуть меньше расстояние — сани стоят. Боярыня отрешается от всего земного, что и выражает черный цвет. Все это говорит о редкой углубленности работы Сурикова, который в процессе создания картины не только стремился к изобразительному совершенству, но и уточнял свое понимание события, а главное — выстраивал идейно-смысловое содержание произведения. Ведь к тому времени, когда художник писал картину, церковная реформа, так остро воспринятая народом в XVII веке, уже никого не волновала, в том числе и самого художника. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей.

Светлые части изображения вверху и внизу указывают на снежную зиму. В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). Эти слова Сурикова очень важны. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства.

История картины 
Сурикова «Боярыня 
Морозова»

История картины Сурикова «Боярыня Морозова»

Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги изменить некоторые обряды. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье.

Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. Очертания Богородицы противостоят картине языческих сил. Картина в целом формируется как разнообразие чувств: различие сочувствия и злорадства. А началом такой трактовки события послужила исторически достоверная деталь.

Царь повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имения и земли. Дознание шло девять лет. Снег внизу, на переднем плане усилен сложными тенями. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах.

Боярыня Морозова 
картина Сурикова

Боярыня Морозова картина Сурикова

Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Василий Суриков изобразил на картине не персонаж – боярыню Морозову, а историю церковного раскола на Руси в ХVIIвеке. Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Но Суриков мучается: Не то, не то. Это движение ведет в будущее согласно Библии к Судному дню. По замыслу художника эти их эмоции противоположны. Тарабукина.

В произведении Сурикова совмещается несколько различных картин. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне.

Естественно, я говорю о староверах православных. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Греческую красоту можно и в остяке найти». Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова.

Арестованных в то время возили в санях на специальном возвышении («стуле») и боярыня изобразительно оказывалась как бы в отрыве от стоявшего внизу народа. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Среди сочувствующих — нищенка и юродивый в правой части композиции. «Я написал много этюдов все лица характерные. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом.

Описание картины 
Сурикова «Боярыня 
Морозова»

Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

Без устали работал Суриков на натуре. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Чтобы подчеркнуть значение главной фигуры, Суриков пожертвовал исторической точностью и изобразил Морозову одиноко сидящей в санях. Стасов, — «оскорбленные и униженные» (Стасов 1952: 400) другие — злорадствующие народные персонажи. Почему же Суриков избрал подобный сюжет.

Все на картине будто напряглось. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Его интерес к этой теме был не случаен. Подобных скрытых знаков немало и в картинах мастеров русского искусства (Somov 2005). Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала».

Эти два человека формируют основное настроение сострадания и сочувствия народа героине. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Это сама героиня и юродивый.

Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описаниюАввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Юродивыйсрисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления.

Это математика. Рис. Знаки Боярыни Морозовой наглядны их можно выделить в изображении графически, проанализировать с помощью геометрических и пропорциональных построений, связать с важными символами истории. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. В этот жест несёт главный смысл в картине. Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977). Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало.

Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Юродивый благословляет Боярыню. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Это значит, что сила и значительность образа Морозовой стала выше силы и значительности образов толпы.

Позже у Сурикова появилась мысль связать Морозову не с царем, а с народом. Суриков наделяет юродивого такой душевной силой, которая, быть может, соперничает со страстной внутренней напряженностью самой Морозовой. Этюд, хранящийся в Государственной Третьяковской галерее, некоторые исследователи считают портретом, тетки Сурикова, раскольницы Авдотьи Васильевны написанной по памяти.

В толпе терялось. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Все лицо мелко было. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. (1) Феодосия Морозова. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Все на картине будто напряглось.

Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Но, как и в других шедеврах искусства, многое здесь остается малоизученным.

Суриков неоднократно удлинял холст. Боярыня была арестована иотправлена вЧудов монастырь надопрос. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни.

Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Но не только юношеские воспоминания повлияли на присутствие звериных мотивов в картине. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. На ее лице глубокая скорбь.

Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Хмурое небо нависает над Красной площадью. От эскиза к эскизу он менял направление движения дровен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов – вправо), менял положение фигуры Морозовой.

Картина содержит коннотации, связанные с главной идеей, но имеющие собственные значения. Путь в будущее, неопределенный и туманный, предвещает метель. Приглядел для работы соседний переулок. Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова.

16 символов, зашифрованных 
в картине «Боярыня 
Морозова»

16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова»

Писать не Исус, а Иисус – с двумя и. Когда царь Алексей Михайлович задумал жениться, он назначил боярыню Морозову исправлять на свадьбе почетную должность. Однако. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность.

Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Еще в седой древности в искусстве существовал прием остановленного движения и именно его осуществил Суриков в «Боярыне Морозовой». Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник.

Сообщение «Боярыня 
Морозова» по картине 
Сурикова

Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова

Фанатичность и непокорность боярыни проявляются еще и в резкости поднятой руки (Алленов 1997). До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини.

При диагональной композиции большинство людей оказывается в непосредственной близости от зрителя, а лица в толпе изображены в фас, что немаловажно для создания образных характеристик. Брейгель использовал при создании картин образы хищных птиц и монстров из фантазий своего предшественника Иеронима Босха. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Допринятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в«новообрядной церкви» набогослужении. Далее головы (вплоть до поднятой руки Морозовой), написанные в общем голубоватом тоне.

Сочинение по картине 
Боярыня Морозова 
Сурикова 7 класс

Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления. Я на картине сперва толпу написал, а ее после, - рассказывал Суриков. - И как ни напишу ее лицо – толпа бьет.

Однако говорить о полной иллюзии движения в картине было бы неверно. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной.

Вот пять женщин в правой части картины. Это и отразил художник на картине. Написал порядочное количество. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.

Описание картины 
Боярыня Морозова 
Сурикова: анализ,

Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения

Суриков, следуя правде, был бы вынужден показать людей в профиль и они заслонили бы друг друга (как в левой части картины). Ведь сколько времени я его искал.

Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Не смею, - отвечал стрелец. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали.

Незадолго до открытия Николай II с императрицей Александрой Федоровной приобрели картину за 40 тысяч рублей. С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа. Но она не была отрезана от внешнего мира: ей передавали еду и одежду, она даже получала письма от протопопа Аввакума.

Там, в Преображенском, все меня знали. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. «На снегу писать – все иное получается. Это настоящая математика. Потом боярыню Морозову написал». В девичестве она была Соковнина.

По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика 7. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей.

Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Каменный храм построили в 1703 году. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею.

Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. В колорите русской зимы глаз художника впервые обнаружил неисчерпаемое богатство.

Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. От правого нижнего угла картины (жестяная тарелка для подаяния у ног Юродивого) диагональ идет цо нижнему краю фигур Юродивого и Нищей, затем по саноотводу, за который держится левой рукой боярыня, по ее руке, по крупу лошади и, наконец, по скату крыши, скрывающемуся в левом верхнем углу холста. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Картина вызывает восторг. Но Смута добралась и туда. Ермак с 1579 года служил купцам Строгановым, охраняя их владения от сибирских татар, а затем возглавил поход через Уральские горы.

Их защитница и покровительница на Руси, начиная с эпохи владимирского князя Андрея Боголюбского — Богородица. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками.

Другие картины Василия 
Ивановича Сурикова

Другие картины Василия Ивановича Сурикова

Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Но смеялись немногие. Портретный этюд был написан всего за два часа. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область).

Этому отвечает благословляющая рука юродивого (справа). С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой.

В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Сквозь пелену облаков, очертания хомута, полозья саней проступает крупная, организующая всю плоскость изображения конфигурация, напоминающая трубящего ангела (Рисунки 8 и 9). Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Именно контур воспринимается зрителями вначале, сразу, вдруг и уже потом приводится анализ того, что в данный контур художником заключено.

Надо полагать, по двум причинам. Толкуют о какой-то неправильности в положении рук, о каких-то неверностях рисунка я не знаю, правда ли это, да и можно ли думать об этом, когда впечатление вполне охватывает и думаешь только о том, о чем думал художник, создавая картину: об этой несчастной, загубленной мраком женщине». Некоторые пользовались широкой известностью и большим влиянием в народе. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». «Черная ворона на белом снегу» образует силуэт Боярыни, который, в свою очередь, лежит в основе пропорционального построения элементов картины (Рисунки 3 и 4). В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить.

(3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. За ними несколько человек даны в темной цветовой гамме. Двуперстиям уподобляются группы провожающих Боярыню людей (Рисунок 5).

Образ женщины на 
картине, представляющей 
староверов

Образ женщины на картине, представляющей староверов

Но нет. «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова — картина известная всем. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней.

Каменный храм построили в 1703 году. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь.

Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Ведь сколько времени я его искал. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте.

Описание картины Боярыня Морозова

Скрытая труба создает эффект сильного трубного звука. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. Лицо ее представлено в виде строгого профиля.

И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. «Боярыня Морозова». В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви.

Все ее части, все детали оказываются связанными единым дыханием морозного московского дня. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Сурикова. Композиция «Боярыни Морозовой» построена по диагонали. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение.

Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Силуэт Богородицы проступает в цветной мозаике толпы.

Работа над картиной: 
центральный образ

Работа над картиной: центральный образ

(2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Небо в картине более темное и более теплое, чем снег. И вот однажды В. И. Их взаимное расположение охватывает все поле изображения.

Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями.

Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Произошел раскол. Даже пестрые купола храма Василия Блаженного контрастируют с лаконичными белокаменными башнями Кремля. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе.

Исследователи отмечали то, что черная одежда Морозовой противопоставлена цветной толпе и выражает презрение к человеческим чувствам (Кеменов 1963: 110). Называли себя староверами. Что значит – победила. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Они подобны знакам с двумя перстами.

Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Она к старой вере стала склонятся.

Жизнь, унижение 
и смерть боярыни 
Морозовой

Жизнь, унижение и смерть боярыни Морозовой

Обратимся сначала к русской истории трехсотлетней давности. Картина ожила. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано.

Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Картина потрясающая. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Этот образ и вошел в картину. Морозову подвергли пытке.

Описание картины 
Сурикова Боярыня 
Морозова

Описание картины Сурикова Боярыня Морозова

Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. И как вставил ее в картину – она всех победила». Морозову окружает атмосфера народной любви. Зрители не видят птицу в картине.

Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Вот таким образом выразить защиту народа — значило ввести в картину изображение Богородицы. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота.

Некоторые подробности 
работы над картиной

Некоторые подробности работы над картиной

Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Впереди на коленях старая нищенка. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Все взгляды направлены на Боярыню, все здесь выражает то, что эта поездка последняя. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее.

Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Она не хотела изменять старой вере. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». (1) Феодосия Морозова. Эта метафора получила развитие в изображении.

Женщины в картине 
Боярыня Морозова

Женщины в картине Боярыня Морозова

(8) Церковь. В правой части холста люди (до женщины в желтом платке) составляют первую группу, характеризуемую сочетанием темных цветов. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю.

Изучая литературу о Сурикове, я заметила, что никто из исследователей не обращает внимания на чернобородого человека рядом с княжной Урусовой. 5. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани.

Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон – от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Коннотации символов крестного знамения, скрытые в архитектуре, показаны в специальных исследованиях (Барбышев 1991).

Юродивый в картине 
Боярыня Морозова

Юродивый в картине Боярыня Морозова

Ее увозили в ссылку. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.

Черная фигура Боярыни с поднятой рукой с крестным знаком противопоставлена белому снегу — всему снежно-светлому фону. Исход битвы предрешен.

По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Так и моя бабушка говорила. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры.

И чувствуешь здесь всю бедность красок». Например, в «Тайной Вечере» – росписи Леонардо да Винчи — исследователи находят инициалы Марии Магдалины. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Очень трудно ее лицо было найти.

Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. И как вставил ее в картину- она всех победила. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Мозаика толпы и пейзажа скрывает морды волков, оленей и других обитателей леса (Рисунки 10 и 11).

Жест юродивого отвечает этому знаку. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.

Но важна не только символическая сторона скрытого знака. Черная ворона многое определяет в картине и связана с другими знаками. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Обозначенный выбор пути боярыни Морозовой к своей гибели наводит на мысль о пути каждого из участников события. Женщины сочувствуют. Сам дух истории живет в его картинах.

Образ боярыни дался Сурикову не сразу: «. Суриков сообщает объединяющую живописность всей картине. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». Звук трубы возвещает о его наступлении. В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина.

После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Для того чтобы наиболее выигрышно показать московский народ. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу.

Уж слишком ярки и выразительны оказались образы в толпе и они оттесняли лицо Морозовой. Например, в первых эскизах художник изобразил Морозову, которая жестом протянутой руки с двуперстием как бы обращается к царю (его палаты были изображены справа).

Важно найти замок, чтобы все части соединить. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков.

В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7). По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь.

Подобных трубящих ангелов, возвещающих о наступлении Судного Дня, можно видеть в росписях русских соборов (Наумова 2013). Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. И этому веришь. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем.

А ведь портрет Леонардо символизирует жизнь этого герцогства. «Не идет у меня лошадь, да и только. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Безусловно, могли.

Стрелец в картине 
Боярыня Морозова

Стрелец в картине Боярыня Морозова

Главный символ этого дня — трубящий ангел. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества.

Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Я с нее написал этюд в садике в два часа. Острые контуры ее черного силуэта, напоминающие клюв и крылья, распространяются на организацию различных элементов картины (Рисунок 2). Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Я с нее написал этюд в садике в два часа.

Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. Перейдем теперь к вопросу о том, как решена картина в цвете. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Люди любви и добра противопоставлены в картине злорадствующим и злым. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение.

Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане.

И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России.

Странник в картине 
Боярыня Морозова

Странник в картине Боярыня Морозова

На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. От эскиза. к эскизу он менял направление движения дровен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов — вправо), менял положение фигуры Морозовой. Центральная фигура полотна, боярыня Морозова, будто раскалывает толпу на две части, притягивает взгляд фанатичным взором и всей своей позой демонстрирует неповиновение и протест. Здесь юродивый, который повторяет этот жест боярыни Морозовой, нищенка, которая тянется за санями.

Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Таким образом выражалась идея их божественного происхождения.

По новым правилам верующих заставляли креститься тремя перстами. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. (8). Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ.

Детали в картине 
Боярыня Морозова

Детали в картине Боярыня Морозова

Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова.

я на картине сперва толпу нарисовал, а ее после. Знаете, что значит симпатичное лицо. Нравилось им, что я казак и не курю.

Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. Но враги и насмешники одиноки в толпе. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Получалось, что народ – лишь фон столкновения между Морозовой и царем. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню.

Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Но вскоре скончался её сын Иван. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Как отмечали исследователи, удаление их из толпы произвело бы совсем другое впечатление (Кеменов 1963: 111). Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями.

Мальчишки в картине 
Боярыня Морозова

Мальчишки в картине Боярыня Морозова

А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Фигуры людей их группы, позы, движения, жесты, участки цвета отображают эмоции людей. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. «Пишу татар.

После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова.

Василий Суриков 
картина Боярыня 
Морозова

Василий Суриков картина Боярыня Морозова

Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Произведение поражает воображение зрителя – этому способствует не только энергетика полотна, но и необычайные размеры – более 5 метров в длину и 3 метра в ширину. Затем следует группа в ярких, светлых одеждах (до стрельца).

Исключительный по силе образ Морозовой господствует в картине, но не затмевает собой народной толпы. Знак получает развитие во всей композиции картины (Рисунок 6). Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины.

Ведь сколько времени я его искал. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Такое внимание к следам характерно для острого взгляда Сурикова.

Два поднятых перста боярыни – благословление людей. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Все лицо мелко было.

Боярыня подняла руку с двумя перстами. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Морды и шкуры зверей служили одеждой и масками обрядов сибирских шаманов. И отверженные тянутся душами к своей заступнице.

Но к основному черно-белому созвучию присоединяется удивительное богатство глубоких, напряженных фиолетовых, темнолиловых, огненно-красных, розовых, коричневых, желтоватых и яркосиних тонов в одеждах толпы и внимательно разработанных рефлексов и переходов цвета на снегу, в небе, на стенах домов и на лицах. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири.

/ Сочинения / Разное 
/ Картины / Описание 
картины Сурикова

/ Сочинения / Разное / Картины / Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». В портрете «Дама с горностаем» под основным изображением проступает герб Миланского герцогства. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено.

Основную роль и здесь сыграли пропорции. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Именно такой раскольницей стала боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды».

  1. Картина «Боярыня Морозова», Суриков
  2. История одного шедевра: «Боярыня Морозова» Сурикова
  3. Слишком много места внизу полотна
  4. Создание образа женщины в санях

На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». Нравилось им, что я казак и не курю. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону.

Активные цветовые конфигурации и линии картины формируют контуры трубы ангела, его рта и щек. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого.

  1. Еще один образ, выделенный в произведении
  2. Похвальное слово святому священномученику и исповеднику Аввакуму
  3. О жизни и творчестве выдающихся художников

Это то, где черты лица сгармонированы. Его бег поможет поехать дровням. Художник создавал облик народной толпы с помощью групп, а не отдельных фигур. Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985).

Картина «Боярыня 
Морозова», Суриков

Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Еще в седой древности в искусстве существовал прием остановленного движения и именно его осуществил Суриков в «Боярыне Морозовой». Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах.

Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. «Персты твои тонкостны. Эта «вторая картина» имеет свои особые элементы.

Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Очень трудно ее лицо было найти. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. В толпе терялось.

(16) Икона «Богоматерь Умиление». Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля. В толпе терялось». Этот эффект достигается художниками во многих картинах, где изображаются люди и духовые инструменты. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело.

В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа. А почему же художник не показал их в толпе.

Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». А потом начнешь колею писать. Суриков ставит ту же тему на историческом материале.

С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. Это Феодосия Морозова. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.

В ту пору в русской церкви произошел раскол. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.

Нельзя думать, что увиденная ворона и написанная картина так уж тесно связаны. (12) Колорит картины. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну.

До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Они будто составляют единое целое: ощерились ружья казаков, кипит Иртыш, ханские воины напуганы. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Образ боярыни шёл к нему из Сибири и вел за собой вереницу живых типов русских красавиц, мальчишек с веснушчатыми рожицами, бородатых мужиков в тулупах с суровыми лицами. С увлечением работал художник над пейзажем картины.

Портретный этюд был написан всего за два часа. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове».

Другой скрытый знак развивает символизацию народа — всех униженных и оскорбленных. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Прасковья Морозова – дворянка того времени – одна из тех, кто выступал против царя, за что и была арестована и заточена в Пафнутьево-Боровском монастыре. Контурная линия неоднозначна.