Царство Флоры Картина

Картина «Царство Флоры» уже второй раз выставляется в Москве. К 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне приурочен показ картины Никола Пуссена «Царство Флоры» из собрания Дрезденской галереи. Полотно «Царство Флоры» из Картинной галереи старых мастеров в Дрездене – одно из центральных произведений в художественном наследии Никола Пуссена (1594-1665). Картина Николя Пуссена Царство Флоры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Сохранился подготовительный рисунок к картине «Царство Флоры» (Виндзор, Королевская библиотека), где французский мастер наметил все основные элементы композиции будущего полотна.

А. с. пушкина покажут картину «Царство Флоры» великого мастера XVII столетия, родоначальника стиля классицизм в живописи Николы Пуссена. В картине «Царство Флоры» художник избежал самой печальной развязки, как, например, в его произведениях «Нарцисс и Эхо» (Париж, Лувр), «Венера и Адонис» (Кан, Музей изобразительных искусств) с изображенными на земле погибшими героями.

Описание картины «Царство Флоры»

Для Пуссена это бы отвлекало зрителя от основной темы картины. По-видимому, это должно означать, что обнажённый Юпитер в венке (но с дубинкой на плече) и мучители— язычники и варвары. Из сопоставления следует, что описание Беллори неточно.

Особой известностью пользовалась серия «Вакханалий» исполненных в сер. Образ природы как олицетворения высшей гармонии бытия проходит через все творчество Пуссена. воск оказывается в слое идеальности, которому он культурно не принадлежит. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Около 1618 года он отправился в Рим, но добрался лишь до Флоренции. По мнению Ю. Золотова, в этих работах Пуссен отходил от заданных самому себе жёстких схем и обогащал собственное творчество138. Все они расположились вокруг богини Флоры, которая воплощает цветение и молодость.

Царство Флоры (картину 
называют также Метаморфоза 
растений)

Царство Флоры (картину называют также Метаморфоза растений)

Марк Фумароли также не сомневался в искренности религиозных чувств художника, тогда как Тюилье полагал, что в собственно религиозных полотнах Пуссена отсутствует «благодать»189. В итоге он вернулся в родительский дом и, видимо, вновь поступил к Варену. За ними – Адонис в сопровождении собак, он с удивлением взирает на кровоточащую рану. Имеющиеся между ними параллели слишком общи и случайны, чтобы иметь решающее значение.

Похожим образом было исполнено и «Вознесение Богородицы» 1650 года. Оба автопортрета снабжены пространными латинскими надписями. Огромную сумму в 2000 скуди он завещал наследнику семейству Даль Поццо— Фердинандо. Только в середине XX века выяснилось, что «Замечания о живописи», то есть так называемые «модусы» Пуссена, — не что иное, как выписки из античных и ренессансных трактатов4. Но есть продолжение. Адонис (анемона) с копьем и охотничьими собаками отодвигает плащ, чтобы открыть свое раненое бедро. Это позволило художнику придать фигурам выразительность.

Опишите картину 
,, царство Флоры

Опишите картину,, царство Флоры

«Флора» — картина на сюжет из поэмы Овидия «Метаморфозы», где описываются всевозможные изменения, произошедшие с миром со времен его сотворения. В «Соборовании» персонажи представлены в древнеримских одеяниях, как и в «Крещении».

Всю свою жизнь Пуссен писал очень медленно исключительно в одиночку19. Пологу вторит строгость архитектурного фона, но показательно, что Пуссен не вполне справился с перспективным построением: правая стена как бы вывернута (по Ю. Золотову) на плоскость, а капители пилястров размещены несообразно замковому камню арки. Эразма» он получил гонорар в 400 скуди, «Смерть Германика»— 60, «Царство Флоры»— 100 и за «Чуму в Азоте»— 110 скуди (за «Похищение сабинянок» Пьетро да Кортона получил 200 скудо).

Презентация – Богиня 
Флора на картинах 
художников

Презентация – Богиня Флора на картинах художников

Потом реставрационные работы велись в советских музеях. Сюжет картины «Армида и Ринальдо» извлечён из XIV песни поэмы Тассо: Армида находит Ринальдо спящим на берегу Оронта. От переписки с коллегами-художниками также почти ничего не осталось170.

Тем не менее иконологическая трактовка дала огромные практические результаты: в 1939 году вышел первый том научного каталога графики Пуссена, подготовленный В. Фридлендером и Э. Блантом. В королевской коллекции Пуссен впервые мог познакомиться и с античным искусством22.

Репродукция картины 
Пуссен Никола на 
холсте – Царство

Репродукция картины Пуссен Никола на холсте – Царство Флоры

Особенно значителен цикл из 4 картин «Времена года» (ок. Негусто.

Из ранних работ П. достоверны лишь рисунки на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия исполненные для итал. Основным мотивом является жажда, выраженная в особой группе фигур: мать, лицо которой искажено страданием, передаёт кувшин для ребёнка, а измождённый воин покорно ждёт своей очереди. Все эти картины утрачены2324. Тяжёлая работа привела к болезни, от которой Пуссен оправлялся почти год. А из его крови появились белые гвоздики. Этот подход был представлен именами Э. Панофского и Э. Гомбриха.

После этого французский художник решительно отказался от монументального жанра и полностью перешёл к так называемой «кабинетной живописи», рассчитанной на частных заказчиков. 1630-хгг.

В Царстве Флоры она приобретала характер поэтической аллегории, в «Смерти Германика» связывалась с этической, героической проблематикой. Когда Бернини увидел эту картину (во Франции в 1665 году), она напомнила ему колористику и композиции Тициана. Основным парижским заказчиком Пуссена, в конечном итоге, оказался кардинал Ришельё.

Картина изображает Германика на смертном одре в окружении его семьи и верных воинов. С точки зрения Ю. Золотова, качество этой картины не слишком высоко. 1625–27, Лувр, Париж), «Ринальдо и Армида» (1625–26 или 1-я пол. Петра и Марцелла, где пять персонажей сидят за дуговидным столом рисунок подписан «Трапеза первых христиан». Перед ней мы видим и других мифических героев.

Вопрос о религиозности Пуссена также до конца не разрешён исследователями. Эпикурейские мотивы почти исчезли из тематики его полотен, выбор античных сюжетов диктовался интересом к трагедии, влиянию Рока на судьбы людей. Сюжет его взят из поэмы Тассо Освобожденный Иерусалим. Здесь все соразмерно, легко читается с первого взгляда и все значительно. По-видимому, в 1634—1637 годах Пуссен участвовал в дискуссии о барокко в Академии Св.

Опишите картину,, 
царство Флоры

Опишите картину,, царство Флоры

Первоначально Пуссен был обласкан властями предержащими. Действие картины происходит в саду на фоне фонтана и перголы (специального навеса для вьющихся цветов), которые образуют своеобразную сцену. Все фигуры составлены в тесную группу, занимающую практически всю композицию полотна.

На другом холсте изображена женская фигура, о смысле которой ведутся споры. В 1626 года в расчётных книгах кардинала Франческо Барберини впервые фиксируется имя Пуссена в связи с получением гонорара за картину «Разрушение Иерусалима». Картина освещена улыбкой Флоры и светом исходящим от Аполлона. Из его крови появились гиацинты.

В «Аркадских пастухах» символы смерти волновали героев, в «Рождении Вакха» поющие нимфы не замечают ни гибели Нарцисса, ни трагедии Эхо. Идея энциклопедической выставки Пуссена впервые была отрефлексирована и реализована в СССР в 1955—1956 годах (Музеем изобразительных искусств и Эрмитажем). «Соборование» было начато в 1644 году, а в марте 1648 года был закончен «Брак», на котором завершилась и серия. Никола Пуссен – французский художник, родоначальник живописи классицизма.

1650–1655, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и др. ). Петра– «Мученичество св. А другая появилась позже.

Опишите картину 
,, царство Флоры 
"

Опишите картину,, царство Флоры "

Он касается раны на своей голове, которую ему случайно нанес божественный друг. Текст Ирины Антоновой начинался так: «Мы не просто хранили эти полотна» А около картины и стенда, прямо на полу, расположилась стайка ребятишек лет десяти. Для своих образованных заказчиков в 1630-х годах Пуссен исполнил значительное число полотен на античные мифологические и литературные темы, такие как «Нарцисс и Эхо» (Лувр), «Селена и Эндимион» (Детройт, Институт искусств) и цикл картин по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобождённый Иерусалим»: «Армида и Ринальдо» (ГМИИ, Москва) «Танкред и Эрминия» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Луки (её ректором был Пьетро да Кортона) и, вероятно, был одним из лидеров антибарочного движения в Риме, в которое входили и болонские академисты89. «Чума в Азоте» была одной из заметных удач Пуссена того времени: в Риме с картины была снята копия, а Беллори включил её описание в биографию художника. При этом копирование идеальной модели осуществляется красками. Аполлон дарует поэту указующий жест, а сам поэт демонстративно поднимает очи горе и заносит перо над тетрадью.

На охоте его растерзал кабан и из капель его крови выросли анемоны. Таким образом, стиль и манера, по Пуссену, должны быть адекватны природе сюжета180. средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. По Ю. Золотову, романтизированная версия биографии сглаживала «острые углы» парижской жизни Пуссена17. «Весна»— это Эдемский сад с Адамом и Евой, «Лето»— моавитянка Руфь на поле Вооза, «Осень»— посланцы Моисея возвращаются из земли Ханаанской (Чис. 13:24), «Зима»— всемирный потоп.

Тогда же в мае он обучал молодых художников, как обмерять античные статуи149. Пуссен не был педантом и доверял глазомеру, не применяя точной разметки полотна. Далее он перешёл к Жоржу Лаллеману, но также не сошёлся с ним характерами. «Битвы» настолько отличались от прочих римских произведений Пуссена, что выдвигались теории, что он исполнил их ещё во Франции.

Пуссеновские пейзажи проникнуты ощущением грандиозности и величия мира. Напротив, папа Иннокентий X не особенно интересовался искусством и предпочитал испанских художников. кредо П. выражено и в его мыслях об иск-ве (напр., в связанном с муз. «Весна»— земной Рай, время перед Грехопадением и дарованием Закона «Осень»— Земля Ханаанская, живущая по Божественному Закону «Лето»— время отпадения от Закона «Зима»— конец времён и Страшный суд. Уже в одной из ранних картин «Смерть Германика» (1626—1628, Миннеаполис, Институт искусств) он обращается к приемам классицизма и предвосхищает многие свои поздние работы в области исторической живописи. Собственно королевские заказы были чрезвычайно неопределёнными.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

По свидетельству С. Бурдона, локальный цвет и на свету и в тени Пуссен передавал одной и той же краской, меняющейся только в тоне. Новые работы свидетельствовали об интенсивных поисках в области раскрытия трагического в живописной сцене. Небо заволакивают тёмные облака их тень ложится на гору, озеро и деревья135.

Этот круг объединяло тяготение к классической античности45. По завещанию, душу свою Пуссен препоручал Пресвятой Деве, апостолам Петру и Павлу и ангелу-хранителю шурину Луи Дюге оставлял 800 скуди, второму шурину Жану Дюге— 1000 скуди, племяннице (дочери сестры жены) 20 скуди и дом со всей обстановкой другой племяннице— 1000 скуди их отцу Леонардо Керабито— 300 скуди и так далее155. Бородатый пастух указывает пальцем на высеченную на надгробии надпись «Et in Arcadia ego», его юный спутник в смятении, а пастушка— зрелая женщина— задумчива и серьёзна. Для археологических изысканий Пуссен обратился к трактату А. Бозио «Подземный Рим» (1632).

Веласкес в «Менинах» изобразил себя непосредственно во время творческого акта. Пуссен стремился в Италию изучать античное и ренессансное искусство.

Судя по размерам и композиции, пару ему составляет «Пейзаж с Гераклом» (хранящийся в ГМИИ), но о последнем не упоминается в источниках. Зрелый Пуссен назвал этот метод «алфавитом живописца»39. «Пейзаж с Полифемом» был исполнен для Пуантеля в 1649 году.

В довершение всех бед Пуссена сильно изранили в уличной драке, едва не лишив возможности заниматься живописью47. Пуссен воплотил этот жанр как эпический, а Лоррен— как идиллический130. Обстоятельства его жизни после возвращения из Франции неизвестны, неизвестно и по какой причине, ещё не достигнув 50-летия, он составил завещание (30 апреля 1643 года). С конца 1642 по 1645 год в Риме жил Шарль Лебрен— будущий глава Академии живописи, который также активно искал ученичества и консультаций у Пуссена, особенно испытывая затруднения в копировании произведений античного искусства. Картина была благосклонно принята не только заказчиками, но и простыми римлянами62.

Жесты воинов (один сдерживает плач) создают общую атмосферу суровой скорби. Здесь собраны герои мифов и эпоса, которые после смерти превратились в цветы. По Ю. Золотову, данный сюжет был вообще чрезвычайно редким в живописи XVII столетия, но Пуссен явно им дорожил исполнив два варианта этой картины, сходное по сюжету полотно «Парнас» и ряд зарисовок. Посещение самой галереи было закрыто.

Описание картины 
Николы Пуссена «Царство 
Флоры»

Описание картины Николы Пуссена «Царство Флоры»

Точная дата прибытия Пуссена в Италию неизвестна. А. С. Пушкина». Марино был связан с неортодоксальными мыслителями Италии, в том числе Джордано Бруно и Джулио Ванини идеи последнего в какой-то степени повлияли на образный строй и содержание поэмы «Адонис». За влюбленной парой мы видим Адониса с собаками, он держит в руках копье.

Оно должно быть благородным, ни одно из его качеств не может быть получено от мастера. Пуссен изобразил всех семерых нисейских нимф, поместив их перед пещерой Ахелоя. И я был молод, красив, счастлив и беззаботен – помни о смерти. Все это полнится жизнью и беззаботностью.

  1. Царство Флоры, Никола Пуссен, 1630-1631
  2. Никола Пуссен, Царство Флоры, 1631
  3. Картина Царство Флоры Николя Пуссена
  4. Презентация на тему: Царство Флоры 5 класс
  5. Николя Пуссен: жизнь и творчество художника
  6. Пуссен НиколаКартины и биография

Но даже канонические сюжеты позволяли ему изображать окружающую его действительность, наполняя полотна безукоризненно выполненными характерными образами, пейзажами и планами. Теория модусов предполагала определённые правила изображения для каждого типа сюжетов. Эразма» (1628–29, Ватиканская пинакотека). Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников.

Картина также известна под названием «Весна», а сам Пуссен называл ее «Садом цветов». Рим-Париж, 1580—1660». По Ю. Золотову, это заметно при созерцании картины «Моисей источающий воду из скалы», поздний вариант которой 1649 года был описан Беллори (с гравюры) и ныне хранится в Эрмитаже.

  • Картина Никола Пуссена «Царство Флоры»: описание
  • Рисунок акварелью собирателя открыток
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы

1630), «Царство Флоры» (ок. В раннем варианте (1628—1629, Чатсворт, собрание герцогов Девонширских), более эмоциональном, полном движения и драматизма, сильно выражено смятение молодых пастухов, которые словно предстали перед лицом смерти, вторгшейся в их светлый мир. В центре картины перед нами, в грациозном танце с прекрасным цветочным венком на голове, престала богиня весеннего цветения Флора. С точки зрения И. Е. Прусс, в парижских работах Пуссен «мучительно преодолевал собственные устремления» и это приводило к явным творческим неудачам109.

Очень хочется в это верить. По-видимому, выбор «Метаморфоз» имел глубокое мировоззренческое значение. Ю. Золотов отмечал, что сам момент чуда для современного зрителя отодвинут на второй план. В завершающем эту серию полотне «Зима» («Потоп») размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии. Художник для Пуссена — прежде всего мыслитель, он видит ценность человека в силе его интеллекта, в творческой мощи.

  1. Отправить запрос на изготовление копии
  2. Слайды и текст этой презентации
  3. Гастроли шедевра классицизма из Дрезденской галереи
  4. Выставка: «Никола Пуссен «Царство Флоры»
  5. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  6. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  7. Никола Пуссен и живопись Классицизма

Нарцис смотрит на зеркальную поверхность воды в сосуде, который держит нимфа Эхо. Скончался и похоронен в Риме. Тем не менее, лебреновская трактовка осталась на века и была использована ещё в 1914 году в монографии В. Фридлендера, в которой отдельная глава была посвящена «модусам» Пуссена4. Здесь Пуссен передает философские размышления на темы смерти и бренности бытия.

Царство Флоры, Никола 
Пуссен, 1630-1631

По-видимому, не меньше, чем Писание, Пуссена вдохновляли «Метаморфозы» Овидия, в которых также сильны аллегории годичного цикла. Эрминия, только что сойдя с коня, устремляется к возлюбленному и взмахом сверкающего меча отсекает прядь своих белокурых волос, чтобы перевязать ему раны. Беллори описывал её как аллегорию Живописи (на что указывает диадема), а обнимающие её руки символизировали дружбу и любовь к живописи.

Апполон, находясь в горе превратил капли крови своего друга в геоцинт. Однако и Беллори и Фелибьен были апологетами академического классицизма. Через все творчество Пуссена проходит тема жизни и смерти. Дата рождения Никола Пуссена в точности не известна.

темы, воспевающие поэтич. Беллори утверждал, что Пуссен сам признавал, что являлся «студентом» Даль Поццо и музея и даже исполнял для собрания зарисовки античных памятников.

«Рождение Адониса» демонстрирует все ведущие черты стиля Пуссена вообще. Незадолго до кончины к Пуссену приехал внучатый племянник из Нормандии, но вёл себя настолько нагло, что художник отослал его назад. Это полотно принадлежит и принадлежало Дрезденской картинной галерее. Сюжет картины «Смерть Германика» основан на второй книге «Анналов» Тацита: славный полководец пал в Сирии от яда завистливого императора Тиберия.

За нею находятся знаменитые своей грациозной красотой юноши: возлюбленный Венеры Адонис (с копьём) и любимец Аполлона Гиацинт. Картина «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), навеянная мотивами Метаморфоз Овидия изображает героев античных мифов, которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини Флоры. Но прежде всего— о содержании. Илер Падер в 1654 году посвятил Пуссену панегирик в поэме «Говорящая живопись» и в том же году Пуссен вошёл в число тех 14 академиков Святого Луки из числа которых выбирался глава Академии122. Из Филострата был заимствован образ Пана играющего на флейте в роще наверху.

Уходящий из жизни Германик принимает клятву верности и мщения от римских легионеров, суровых, сильных и полных достоинства людей. Первоначальный графический набросок с этим решением сохранился в Берлине. Один из этих рисунков, а именно «Рождение Адониса», был описан Беллори и послужил основой для идентификации этой серии.

Это открывало простор для самых фантастических интерпретаций: так, в сложном символизме картины «Et in Arcadia ego» различные авторы усматривают близость Пуссена к хранителям тайны крестной смерти Христа, которую он зашифровал или что он являлся посвящённым, которому было известно местонахождение Ковчега Завета193. Конфликт Вуэ и Пуссена был и конфликтом официозного барокко, которое символизировало мощь совершенной монархии и камерного интеллектуального стиля, востребованного в среде «Республики учёных», чьи неформальные кружки и культурные интересы восходили к эпохе Ренессанса103. Она стала подсолнечником (по латыни Helianthus annuus), который поворачивает свои цветки вслед за солнцем.

Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества (так называемый «академизм»). Очевидной чертой творческого процесса Пуссена была его осмысленность. Искания Пуссена прошли сложный путь. Их полемика началась в связи с анализом картины «Аркадские пастухи». Центральный эпизод здесь типологически близок картине «Пейзаж с человеком, убитым змеёй». В частности, ранняя картина Пуссена «Венера и Адонис» известна в трёх вариантах, ни один из которых не считался оригиналом. Тайники были найдены, картины вывезены в СССР, где хранились 10 лет.

Одним из наиболее загадочных для потомков и исследователей Пуссена полотен были «Аркадские пастухи» исполненные по заказу кардинала Джулио Роспильози— будущего нунция в Испании и Папы Римского79. Хотя ещё Беллори отметил влияние на Пуссена «Чумы по Фригии» Маркантонио Раймонди, к которому восходят и глубинная композиция с лестницей и жесты отчаяния изображённых персонажей, объяснения требует мотив такого обращения.

произведений). Важнейшим следствием второго явления в столицу для Пуссена стало знакомство с Александром Куртуа (Alexandre Courtois), камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки.

ПУССЕН (Poussin) Николa (июнь 1594, Лез-Андели, Нормандия– 19. 11. 1665, Рим), франц. Ранненого в поединке Танкреда поддерживает его верный друг Вафрин. Об аналогичных трудностях писал и сам Пуссен, обращаясь к Шантелу. Зима изображает потоп, гибель жизни. Картина «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), навеянная мотивами Метаморфоз Овидия изображает героев античных мифов, которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини Флоры. Судя по сообщениям Зандрарта, Пуссен особенно близко дружил с Клодом Лорреном.

После разметки делался первый подмалёвок жёсткой круглой кистью. и евангельские сюжеты, П. выражает (в духестоицизма) мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека иокружающего мира («Св.

Прижизненные воспоминания о Пуссене оставили также римский художник Джованни Баттиста Пассери (опубликованы лишь в 1772 году) и Бонавентюр дАргонн. Миф о самовлюбленном Нарциссе известен всем, а вот нимфу ошибочно называют Эхо. Кураторы выставки «Пуссен и Бог» (2015)— Николя Милованович и Микаэль Санто— поставили вопрос о глубинной вере и побудительных импульсах живописи художника.

Это, по-видимому, свидетельствует, что Пуссена не интересовала теологическая символика. Иоанн на Патмосе», ок. Значение имущества Пуссена для своего времени и последующих эпох огромно. 1635 «Израильтяне, собирающие манну», ок.

Цветовая гамма построена на зелёных и серых тонах и «отличается вялостью». В собрании Даль Поццо было около пятидесяти картин Пуссена87. Было предложено 11 вариантов, но Фишер настоял на «Царстве Флоры», – рассказывает Ирина Антонова.

1622–24, Королевская б-ка, Виндзор). Своеобразие живописи Пуссена, несомненно, отчасти граничит с тем, что в ней сохраняются следы двух противоположных движений (в сторону идеальности и в сторону натуралистической имитации) и того материала, в котором движение к идеальности осуществляется и для которого он не предназначен, — воска54.

Смилака представлена с вьюнком, а Клития— с гелиотропом. В работах П. 2-го римского периода усиливается этико-филос. Если излагать историю вкратце и сухо, то выйдет так. Возможно, что это одна из «Вакханалий», в которых совершенствовался художник.

Беллори утверждал, что в Вечном городе француз обосновался весной 1624 года. С их точки зрения, Пуссен— «художник-художник, сила души которого проявлялась в споре аскетичной манеры и творческой свободы гения кисти»189. В 1648 году по заказу Серизье Пуссен исполнил два пейзажа с Фокионом: «Перенесение тела Фокиона» и «Пейзаж со вдовой Фокиона». Картина упоминается в инвентаре 1722 г. Эта картина под названием «transformazione de fiori» подробно описана в книгах XVII века Беллори и Фолибьена. По сравнению с ранними вариантами Пуссен увеличил формат картин и расширил их по горизонтали (соотношение длины к ширине 6:4 против 5:4 первой серии), что позволило сделать композиции более монументальными.

«Весна» (в этом пейзаже изображены Адам и Ева в раю) — это цветение мира, детство человечества. Окончательным центром композиции стал сам Германик, к которому обращены все остальные фигуры их жесты и движения (у изголовья— жена и дети, слева— воины). Пуссен же представил себя с атрибутами ремесла, но в процессе творческого раздумья. Кавалер дАженкур в 1728 году добился установки бюста Пуссена в Парижском Пантеоне194.

Творческая практика оказалась гораздо шире нормативных положений доктрины. Полотно Пуссена воплощает мысль о бессмертии природы, дающей жизни вечное обновление. Центральное действо обрамляют слева и справа группы из трёх дев, беседующих между собою.

Иными словами, невозможно говорить об упадке творчества Пуссена. Писанием копий полотен Пуссена занимался некто Кароселли73. Фигуры молодых людей похожи на античные скульптуры. Царлина, перенести на живопись177. Сюжет вновь был ветхозаветным (1Цар. 5:1-6): филистимляне, захватив Ковчег Завета, поставили его в своей столице в капище Дагона, за что Господь Бог наслал на них чуму.

Свет на этой картине льётся от центра и Орион направляется навстречу нему. Также выделяются благодарные старцы, приникшие к воде. Послание кардинала Пуссену не сохранилось, но во фрагменте ответного письма Пуссен излагал свои условия: 1000 экю годового жалованья, столько же на переезд в Париж, сдельный гонорар за каждую законченную работу, обеспечение «подобающего жилища», гарантия, что художника не привлекут к росписям плафонов и сводов, контракт на 5 лет.

По мнению П. Дежардена, это «настоящая агиография». Очевидно, что если бы Пуссен делал простую иллюстрацию к библейскому тексту, за «Весной» должна была сразу следовать «Зима», а «Осень» предшествовать «Лету». Сама площадка действия обрамлена перголой, типичным атрибутом сада того времени. Это позволяет понять соответствующие пассажи в переписке.

Даже Ноев ковчег («Зима») может интерпретироваться как Церковь, то есть Тело Христово147. В этом контексте было зачитано письмо Пуссена о «модусах», хотя сам художник не пытался приспособить теорию музыкальных ладов для иерархии произведений изобразительного искусства. Однако первые биографы не упоминали об ученичестве у Варена. Гастроль приурочена к 60-летию «Выставки картин Дрезденской галереи в ГМИИ им. На следующий день Пуссену было отправлено личное королевское послание, в котором об условиях не говорилось, художнику предоставлялось лишь звание Ординарного живописца, а об обязанностях неопределённо утверждалось, что он должен «способствовать украшению королевских резиденций».

В 1955 г. было принято решение передать коллекцию Германской Демократической Республике. К нему обращены движения наяд, составляющие ритмическое взаимодействие.

Он покинул Пуату и чтобы выплатить неустойку по контракту исполнил несколько пейзажей для замка Клиссон в Нижней Луаре изображения святых Франциска и Карла Борромео для церкви капуцинов в Блуа, а также «Вакханалию» для графа Шиверни в том же городе. В картинах 1640-х годов и более позднего времени эта тема насытилась философской глубиной. С конца 1650-х годов состояние здоровья Пуссена непрерывно ухудшалось, а тон писем становился всё печальнее.

В полотнах П. с сер. Пейзаж залит пламенеющим блеском вечерней зари. Одна бригада реставраторов тут же вылетела из Москвы для спасения картин на месте. Крупнейшей работой 1640-х годов для Пуссена стала вторая серия «Семи таинств», написанная по заказу того же Шантелу. В то же время в «Битвах» сильно барельефное начало, что, по-видимому, не случайно: Пуссена привлекла возможность продемонстрировать анатомические познания. По замечанию Т. Каптеревой, «художественная жизнь французской столицы отличалась в то время большой пестротой и отсутствием крупных и своеобразных живописцев»18.

Слева изображен Аякс Великий, герой Троянской войны. Каждый пейзаж имеет символическое значение. Ритм локальных пятен и их уравновешенность достигались тем, что они не усиливали друг друга по контрасту и были сгармонизированы в общем уровне цветовой насыщенности. Так что его судьба уникальна.

Собственно, всё. Костелло187188. 23 января 1628 года датирована первая сохранившаяся расписка самого Пуссена за «картину с разными фигурами». Судя по описанию, у Пуссена был собственный домашний музей, включавший более 1300 гравюр, а также мраморные и бронзовые античные статуи и бюсты156, шурин оценил стоимость всего этого в 60 000 французских экю157.

Правда, лишь на два месяца. Сфинкс олицетворяет «неясность вещей загадочных». При этом фигуры на переднем плане даны в сопоставлении с античной статуей воина и трактованы так же, как она. С 1612 обучался в Париже в мастерских Ж. Лаллемана, затем Ф. ван Элле.

Предметом его первостепенного интереса были античные руины и скульптуры. 17 декабря все благополучно прибыли в Париж99100. Когда в 1782 году Пуссену был установлен бюст в Риме, на постаменте была помещена латинская надпись— «художнику-философу»195. Все детали рождают чувство глубокого драматизма, что, видимо и имел в виду Беллори125. Передавая Вакха нимфе Дирке, он указывает одновременно на Юпитера в небесах, которому Юнона преподносит чашу с амброзией. Несмотря на исчезающе малое число свидетельств, можно сделать вывод, что брак Пуссена был удачным, хотя и бездетным4872. Латинское название— буквально: «И в Аркадии я»— допускает множественное толкование.

Используя мифологич. Они делают наброски фрагментов полотна Пуссена. Если верить Шантелу, он долго рассматривал полотна, а затем указав на лоб, сообщил, что «сеньор Пуссино работает отсюда».

Трагическая «Зима» — последнее произведение художника. Художник изобразил пастухов, неожиданно обнаруживших гробницу с надписью «И я был в Аркадии» — напоминание о недолговечности жизни, о грядущем конце. Именно Лебрен первым заявил, что Пуссен соединил графическое мастерство и «естественное выражение страстей» Рафаэля с гармонией красок Тициана и лёгкостью кисти Веронезе. Беллори утверждал, что Пуссен исполнил несколько иллюстраций для поэмы Марино «Адонис», сохранившихся в римской библиотеке кардинала Массими38. Перечисленное не исключало мистических и даже оккультных мотивов. Образы объединены общими строем чувств. С его точки зрения, главный мотив картины не в показе Гнева Господня, а в том, что люди, даже испытывая отвращение к смерти и умиранию, не спасаются бегством, а движимы человечностью и состраданием. галерея, Лондон и др. ).

С 1623 жил в Италии, вначале в Венеции, с весны 1624 вРиме. Это Хронос, римлянам известный как Сатурн. Э. Блант также предлагал и символику четырёх времён суток, но она крайне неочевидна. При всех разногласиях с французскими живописцами именно эта среда позволила Пуссену, который провёл в Риме практически всю последующую жизнь, сохранить национальные корни и традиции45. Тон Пуссена в последующих апрельских письмах 1642 года становился всё резче. За Нарцисоом мы видим Клитию, которая по преданию была наказана отцом за прелюбодейство. Цикл «Четыре времени года» рассматривается как своего рода живописное завещание Пуссена.

Её главной целью был новый взгляд на религиозную живопись французского классика200. Действие вновь вынесено на передний план, отделённый от внутреннего пространства синим пологом. Пуссен подошёл к работе как истинный новатор, построив изображение чуда диалектически.

обстоятельствах, что предвосхитило суровую гражданственность позднегоклассицизма («Смерть Германика», ок. По сообщению Роже де Пиля (1699), около трёх месяцев молодой Пуссен провёл в мастерской фламандца Фердинанда ван Элле, но расстался с ним, поскольку ван Элле специализировался на портретах— жанре, который и впоследствии мало интересовал художника. Композиция строго продуманная, симметрична и ритмически уравновешена. Эти решения, описанные в письме 1642 года Сюбле де Нойе, Ю. Золотов предлагал называть пуссеновским «конструктивизмом». Об отношениях сына с родителями не осталось никаких свидетельств во всяком случае, уехав в Италию, он полностью порвал всякую связь с малой родиной, а родных именовал «грубыми и невежественными»13.

Миф об Аркадии, стране безмятежного счастья, нередко воплощался в искусстве. дю Плесси де Ришельё («Вакханалия», 1636, Нац. Фигуры размещены свободно, а интервалы между ними ритмически выразительны. работ в королевских дворцах (прежде всего в Большой галерее Лувра) П. исполнил также серию аллегорич. В 1640-х годах Пуссен стал брать заметно больше церковных заказов, что могло быть граничит с его мировоззренческими исканиями (о которых ничего не известно), так и с конкретной ситуацией на рынке искусства. Основой сюжета вновь послужили овидиевы «Метаморфозы»: герои, погибая, обращаются в цветы.

А с 1945 г. по 1955 г. хранилось в ГМИИ им. Пейзаж на заднем плане, скорее, фон, нежели окружающая среда94. «Смерть Германика» демонстрировала необычайно интенсивную эволюцию Пуссена как художника и мастера70. В то время как Флора, окружённая амурами, рассыпая цветы танцует в центре картины, Аякс бросается на свой меч (у Гомера Аякс наделён неистово-воинственным характером).

Обращаясь к античным, библейским и евангельским сюжетам, П. строго отбирает худож. вдохновение, гармонию природы и человека они отмечены особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы, – «Нарцисс и Эхо» (ок.

Когда же сознание вернулось к нему, он бросился на собственный меч. По описанию Беллори, Пуссен вёл в Риме почти аскетический образ жизни. стихии, призвано раскрыть смысл истории человечества («Пейзаж с Полифемом», ок. Неопределённое положение Пуссена продолжалось до 1655 года121. Жан Дюге описал и художественные произведения, оставшиеся от Пуссена. Руководит же вакханалией сама богиня цветов и весны Флора, которая исступленно танцует в своем священном саду – то есть, в загробном мире, где безумные герои и жертвы жестоких богов обрели вторую жизнь в виде растений.

– И конечно, дорога каждая минута, что мы проводим у этой картины». «Мое естество, — отмечал он, — влечет меня искать и любить вещи прекрасно организованные избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». Пуссен редко изображал страдания Христа. Расхожее мнение об упадке творчества Пуссена после возвращения в Рим, по Ю. Золотову, не выдерживает критики именно в 1642—1664 годах были созданы многие известные его произведения и целые циклы.

Начиная с 1938 г. нацисты стали прятать шедевры мировой живописи. Одна осталась с военных времён, это указатель «Мин нет». Фигуры смуглых сатиров, прелестных нимф, веселых амуров полны того мягкого и плавного движения, которые мастер называл «языком тела». Его картины стали цениться и многие желали иметь у себя хотя бы повторение.

Картина «Парнас» явно исполнена под влиянием фресок Станцы делла Сеньятура. В раннем варианте (1628—1629, Чатсворт, собрание герцогов Девонширских), более эмоциональном, полном движения и драматизма, сильно выражено смятение молодых пастухов, которые словно предстали перед лицом смерти, вторгшейся в их светлый мир. Впрочем их общение не было близким и ограничилось всего тремя визитами. Известности «Четырёх сезонов» способствовало то, что «Лето» и «Зима» были избраны для лекций в Королевской академии живописи в 1668 и 1671 году как наглядные образцы для обучения молодых художников.

В памяти поколений остались искусство художника и неразрывно слитый с ним его образ в созданном им позднем «Автопортрете» (1650, Париж, Лувр). В 1640–42 работал в Париже, где ЛюдовикXIII назначил его руководителем всех худож. Ещё ранее, в 1836 году, статую Пуссена установили во Французской академии наук197.

Ю. Золотов обращал внимание на то, что Пуссен и в Риме оставался самым значительным по дарованию художником. Фигуры на холсте как бы выводятся на плоскость силуэтами, создавая причудливый узор. эстетикой 16в. Пуссен получил возможность работать в больнице и изучать анатомию. Пуссена также представили маркизу Саккетти, но он не проявил интереса.

Главный литературный источник сюжета о Флоре – «Метаморфозы» Овидия. Ее одеяние зеленого цвета, а голову, как и положено, украшает цветочный венок. Любви антиохийской царевны, амазонки Эрминии к рыцарю-крестоносцу Танкреду посвящено эрмитажное полотно (1630-е). С альбомами и карандашами.

По заказу Ватикана П. исполнил алтарный образ для собора Св. В Царстве Флоры она приобретала характер поэтической аллегории, в «Смерти Германика» связывалась с этической, героической проблематикой. Спереди справа изображена пара: белокурый юноша Крокус и Смилака, ставшая вьюнком.

Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство художника-творца проникнут автопортрет П. (1650, Лувр). Пуссен стал первым учителем Гаспара Дюге, который затем взял его фамилию. Передача индивидуального сходства не препятствует созданию глубоко обобщенного образа. 1630, Эрмитаж, С. -Петербург), «Спящая Венера» (ок. При этом пропорции главных героических фигур он искажать для соблюдения перспективы не стал, хотя в остальном справился со сложным архитектурным проёмом в виде четырёхлистника108.

Художнику были заказаны две картины для его парадного кабинета, в том числе аллегория «Время, спасающее Истину от посягательств Зависти и Раздора». 1628, Ин-т искусств, Миннеаполис). 1630-хгг., ГМИИ), «Танкред и Эрминия» (ок. Вряд ли найдется человек, знакомый с творчеством великого художника Николы Пуссена и при этом не слышавший о его «Царстве флоры». В картинах 1640-х годов и более позднего времени эта тема насытилась философской глубиной. Картина «Рождение Вакха» известна по описанию Беллори, который подчеркнул, что сюжет её двойной— «Рождение Вакха и смерть Нарцисса». Вода, хлынувшая на землю, неумолимо поглощает все живое.

Новизна «Чумы в Азоте» заключалась в том, что художник впервые включил в одно полотно множество главных и второстепенных эпизодов, свободно вписанных в единое пространство. Впрочем, в счёт неустойки от контракта у Пуссена отобрали дом в Тюильри. Уже в одной из ранних картин «Смерть Германика» (1626—1628, Миннеаполис, Институт искусств) он обращается к приемам классицизма и предвосхищает многие свои поздние работы в области исторической живописи. Муза, стоящая рядом с Аполлоном — живое олицетворение прекрасного.

По мнению Т. Каптеревой, картина «Вдохновение поэта» (написанная между 1635—1638 годами)— пример того, как отвлечённая идея реализовывалась Пуссеном в глубоких, обладающих силой эмоционального воздействия образах. трагедии с большим количеством персонажей («Похищение сабинянок», ок. Высказывалось предположение, что сюжет был навязан художнику заказчиком.

Таким образом, это тип автопортрета для потомков, выражающий формулу non omnis moriar («нет, весь я не умру»)139. Экспозиция была приурочена к 350-летию кончины живописца, причём именно религиозная живопись оказалась за эти века наименее известным и одновременно самым пластичным видом его искусства, так как традиционно внимание исследователей было привлечено его мифологемами и аллегориями. Одновременно его биограф Беллори разъяснял, что художник стремился написать книгу, в которой обобщил бы свой опыт, но откладывал это намерение к моменту, «когда не сможет больше работать кистью». Беллори считал главным достоинством этой картины «размышление над естественными действиями (итал. azione)». Кровь Аякса, например, стала гвоздикой, символом военных потерь и подвига.

Флора – старинная итальянская богиня цветов, в аллегориях четырех времен года она олицетворяет весну (превращение греческой богини цветов Хлориды в римскую Флору – сюжет знаменитого полотна Сандро Боттичелли «Весна»). 1630) и «Оплакивание» в мюнхенской Пинакотеке (ок. Естественно, что эта работы вызвала нападки. для кардинала А. Ж.

Сразу за Нарциссом стоит Клития, которая наблюдает за колесницей Аполлона. Сам Пуссен держит руку на папке, по-видимому, с рисунками— атрибуте его ремесла. Слева – царь Аякс, потерявший разум по воле Афины и пронзивший себя мечом (капли его крови превратились в белые гвоздики).

Более чем. Причины, по которым между 1648—1651 годами Пуссен обратился к пейзажному жанру, неизвестны однако количество и качество исполненных работ таково, что используется термин «пейзажный взрыв». Латинские надписи явно подчёркивают торжественность самого изображения. Доска эта висела не на самом видном месте, но всё же она была. Картина изображает Германика на смертном одре в окружении его семьи и верных воинов.

Шесть картин по заказу Даль Поццо Пуссен исполнил в Риме, а седьмую— «Крещение»— увёз в Париж и передал заказчику только в 1642 году. Идол же при этом был чудесным образом разбит на куски. Пушкина. В коллекции Виндзорского замка сохранились 11 графических листов (9 горизонтальных и 2 вертикальных) и 4 батальные сцены. учении о «модусах», определяющих структуру и эмоциональную направленность худож.

При этом в живописи Рафаэля господствовали пластические формы и линия. Четвёрка лошадей бога солнца, на которую смотрит Кифия, виднеется над облаками в зодиаке. Безмятежна и природа. К наследию Микеланджело и Тинторетто Пуссен остался абсолютно равнодушен55.

Примечательны строения на горизонте, одно из них явно напоминает римский Замок св. В эрмитажной картине группа трёх воинов на переднем плане слева воплощает энергию и решимость, ей соответствуют обнажённый воин с мечом и фигуры, движущиеся от центра вправо на московском полотне. Пуссен, по-видимому, демонстрировал, что слава Христова просветлит всё человечество92. На выставке было представлено 99 работ, в том числе 63 картины, 34 рисунка и 2 эстампа. Для «Рукоположения» был избран эпизод вручения ключей апостолу Петру, а таинство брака было обручением Иосифа и Марии. В списке упоминаются около 400 графических произведений и эскизов.

Действительно, сюжет полотна весьма многоплановый. По Беллори, поэт приютил художника в своём доме, «деятельно помогая ему в сочинении сюжетов и передаче эмоций» статус его при этом не определялся. Равным образом, он отвергал перенапряжение форм и их конфликт впоследствии это легло в основу противостояния «пуссенистов» и «рубенсистов». Вокруг нее порхают Амуры, осыпая всех сидящих прекрасными цветами. Крупнейший представитель классицизма 17в.

Все действующие лица расположены подобно рельефу. Именно этот момент и запечатлел художник. Цветовая гамма подчинена продуманному соотношению красочных пятен.

Исследователи XXI века в большей степени склонны проводить христианскую интерпретацию творчества Пуссена, особенно его философских пейзажей, созданных на склоне лет «для себя», вне всякого влияния вкусов и требований заказчиков. "Картина Пуссена представляет нам три божественных силы, управлявшие в античном мире вечными циклами рождения и смерти, перевоплощения и воскрешения, это своего мистическое толкование языческих вакханалий во славу Приапа или Вакха — бога плодородия, которому и посвящен алтарь изображенный на картине. 1641–42, Худож.

В то же время критики-классицисты считали этот цикл «трудным» и даже «недостаточно законченным», в чём видели творческий упадок художника на закате его дней. Геоцинт изображенный на картине с грустью рассматривает эти цветы.

Марино считал очевидным глубокое внутреннее сродство между живописью и поэзией и опубликованный в Париже в 1623 году «Адонис» в какой-то степени реализовывал эти постулаты. 1630-хгг. Секретарь и брат жены Жан Дюге получал вдвое меньше.

Подход Пуссена к библейским сюжетам, несомненно, был вдохновлён христианской экзегезой. Вместе они в 1616 году вновь прибыли в Париж. Его сопровождал Кассиано даль Поццо, впоследствии— один из главных покровителей художника. В диссертации Тодда Олсона (Мичиганский университет, 1994) доказывалось, что парижские неудачи Пуссена и его конфликт с кругом Вуэ имели не эстетическую, а политическую природу.

Действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе. Распродажей домашнего собрания Дюге занимался ещё в 1678 году149. В одной композиции были объединены два источника: «Метаморфозы» Овидия и «Картины» Филострата, причём в овидиевой поэме данные мифологические события последовательно следуют один из другим и позволяют художнику построить сюжетный мотив на контрасте141. Мари происходила из разбогатевшей крестьянской семьи и была неграмотна. Согласно К. Кларку, композиция «Аполлон, коронующий Вергилия», предписанная заказчиком изначально была такова, что даже талант Пуссена-рисовальщика «не мог сделать этот тип тела интересным»106.

Никола Пуссен родился на хуторе Вийер (Villers) в двух с половиной милях от Лез-Андели в Нормандии8. Фреар де Шамбре в 1650 году опубликовал трактат «Параллели между древней и современной архитектурой», в котором буквально превозносил Пуссена. Сюжет «Пейзажа с Полифемом», по-видимому, также восходит к «Метаморфозам» Овидия— их XIII песне, в которой Галатея рассказывает о влюблённом в неё Полифеме.

«Чума» стала во многих отношениях новаторской для Пуссена. Знаменитый пейзажный цикл Четыре времени года выполнен художником в последние годы жизни (1660—1664, Париж, Лувр). «Царство Флоры» сам автор именовал «Садом» богини Беллори называл картину «Превращением цветов». В этих акцентах находят выражение внутренние переживания героев. Сохранилась посвятительная надпись на графическом автопортрете, подаренном патрону после его личного визита в мастерскую художника после тяжёлой болезни.

В 1626 году в его мастерской квартировали Пьер Меллен, братья Франсуа и Жером Дюкенуа. Сразу после пассажа о покровительстве Даль Поццо в биографии Беллори идёт описание цикла «Семь таинств». Оказалось, это ученики изостудии «Мусейон» при ГМИИ. Издание писем художника, выпущенное Дидо в 1824 году, биограф Пуссена— Поль Дежарден— именовал «фальсифицированным»3. Никола Пуссен (фр. Nicolas Poussin в Италии его именовали Никколо Пуссино (итал. Niccol Pussino) 1594, Лез-Андели, Нормандия— 19 ноября 1665, Рим)— французский художник, один из основоположников живописи классицизма. Ю. Золотов отмечал, что диспуты о живописи Пуссена во французской Академии живописи зачастую сводились к оценке, насколько сюжет картины точно передаёт литературный первоисточник, что именовалось «правдоподобием»4.

Датировки всех этих полотен и их повторений чрезвычайно различны. На полотне трижды повторён мотив спасения ребёнка. Если под «Я» понимать усопшего, главный смысл картины переносится в конфессиональную плоскость и она напоминает о вечном счастье в царствии Небесном. Окончательное завещание было заверено 21 сентября 1665 года, оно аннулировало предыдущее, от 16 ноября 1664 года, составленное после смерти жены и заменившее волю 1643 года (там всё имущество переводилось на Анн-Мари Пуссен). Адонис смертельно ранен, но при этом довольно спокойно рассматривает своё ранение.

«Пейзаж с Полифемом» (1649, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) воспринимается как торжественный гимн природе. В письме Нодэ к Даль Поццо упоминалось о неких препятствиях со стороны Шантелу из-за чего Пуссен даже не взял с собой ничего, кроме дорожной сумки и не стал забирать для передачи римским друзьям ни книг, ни произведений искусства.

Второй автопортрет датирован юбилейным 1650-м годом, художник охарактеризовал себя просто «живописцем из Андели». Как известно, когда герой умер, благодаря воле его возлюбленной Афродиты из капель его крови проросли прекрасные цветы. Действие дилогии происходило, соответственно, в Афинах и в Мегаре.

По-видимому, Пуссен был обычным для того времени клиентом, обязанным своему патрону «личным служением»37. На портрете исполненном для Пуантеля (ныне в Берлинской картинной галерее, воспроизведён в начале статьи), Пуссен именует себя «римским академиком и первым ординарным живописцем короля Галлии». Ю. Золотов отмечал, что «Битвы» характерны ещё и главенством декоративного принципа. Миф об Аркадии, стране безмятежного счастья, нередко воплощался в искусстве. Нет сомнений, однако, что в «Четырёх сезонах» подчёркнутая необычность ландшафта раскрывает Христа, присутствующего во всём мироздании и каждой его детали.

Фелибьен также подчёркивал уважение Пуссена к цветовым решениям венецианского классика. Первые два года Пуссен был лишён покровителей— кавалер Марино рекомендовал француза кардиналу Франческо Барберини, но в 1624 году первый патрон отправился в Неаполь, где скончался, а кардинал в 1625-м был направлен легатом в Испанию. Он носил с собой записную книжку и в момент появления замысла делал первичный набросок.

Вдобавок итальянец стремился доказать влияние на Пуссена итальянской академической школы5. Пуссен мог читать на латинском языке (в том числе сочинения по философии и свободным искусствам), но не говорил на нём, однако, по утверждению Беллори итальянским языком владел так, «словно родился в Италии»123. Гравировал их Клод Меллан. Однако на «Похищении сабинянок» обнаружены следы перспективной разметки свинцовым карандашом. Они кружатся в хороводе под аккомпанемент лиры, на которой играет старик.

Ниже располагается широкое дерево, обвитое зеленью и чистейшие струны фонтана. Художник изобразил пастухов, неожиданно обнаруживших гробницу с надписью «И я был в Аркадии» — напоминание о недолговечности жизни, о грядущем конце. В письме Шантелу от 20 ноября 1662 года он заявил, что посылаемое ему полотно «Христос и самарянка» является последним. и лит. Сюжет луврской картины «Триумф поэта» (Париж, Лувр) как будто граничит с аллегорией — увенчание лавровым венком юного поэта в присутствии бога Аполлона и Каллиопы, музы эпической поэзии. На пересечении диагоналей помещён некий монумент, смысл которого неясен исследователям.

В 1640-х годах существенно поменялось жанровое соотношение в живописи Пуссена. И отлично помню несколько памятных досок, которые были установлены около здания галереи. Натурализм и «вещественность» Караваджо отталкивали Пуссена, Фелибьен цитировал фразу «он явился, чтобы погубить живопись». Решение сюжета было целиком авторское, античных атрибутов здесь представлено немного66.

Пушкина Ирины Антоновой: «Я часто бывала в Дрездене.

Эвридика же отпрянула от змеи, отбросив кувшин, в позе её выражен страх. Пуссен делал выписки из сочинений Цакколини (приспосабливая его музыкальную доктрину к живописи) и Витело иногда теоретизировал в письмах. Ж. Тюилье в дальнейшем подготовил полный научный каталог картин Пуссена. Если в 1950-е годы он писал о близости Пуссена к либертенам, то спустя десятилетие заявил о созвучии религиозной темы в искусстве художника и августинианства.

Рыбак с удочкой, услышав крик Эвридики, оглядывается на неё. Время посеребрило темные волосы стареющего мастера, но не лишило твердости осанки, придало чеканную и мужественную строгость крупным чертам лица, проницательную зоркость взгляду, укрепило чувство мудрого самообладания и спокойного достоинства. После кончины Пуссена эти картины видел Бернини. Действительно, на этой гравюре охотник также показан на возвышении и окружён облаком.

По мнению К. Богемской, во французской живописи XVII века возник жанр «идеального пейзажа», который представлял эстетический и этический ценный образ бытия и человека в их гармонии. Пространство в картине решено сложно: Орион движется от гор к морскому берегу и как раз находится у начала крутого спуска (его масштаб передан фигурами двух путников, виднеющихся только наполовину). Важной составляющей отношений Даль Поццо и Пуссена была возможность для художника пользоваться «Музеем-картотекой»— собранием документов, памятников и свидетельств, освещавших все стороны жизни, быта, культуры и политики античного Рима86. На первом плане Нарцисс любуется своим отражением в сосуде с водой, который держит нимфа.

В религиозной живописи Пуссена после его возвращения в Рим заметно проявление темы человечности. Vita di Pussino из книги Беллори была издана на французском языке только в 1903 году. По мнению Ю. Золотова, данная композиция развивала один из мотивов «Аркадских пастухов». Микаэль Санто— куратор выставки «Пуссен и Бог» (Лувр, 2015) — замечал, что Пуссен в образе Христа на вечере представил не только Церковь, которая христианами понимается как Его тело, но и человека— первого священника и мученика, Спасителя всего человечества. В своей картине Пуссен изображает Флору в танце, грациозно парящей и разбрасывающей цветы. 1637–39, оба– Лувр и др. ). Классицистич.

Введение полога, по-видимому, означало, что художник осознал ненужность воссоздания дворцового пространства67. Предположительно, Никола получил образование в латинской школе иезуитов в Руане.

Гиакинт (гиацинт) поднимает руку к своей голове. Образ Христа, который современники сочли едва ли не языческим, на самом деле был попыткой решить в классических формах традиционный (византийский, а не католический) образ Христа Пантократора и напрямую продолжал концептуальные эксперименты Пуссена, начатые в «Смерти Германика»105. Основой послужило Второе послание к коринфянам (2Кор. 12:2), но при этом решение сюжета было нехарактерным для Пуссена, зато имело множество параллелей в искусстве барокко, для храмовой архитектуры которого мотив прорыва в иную— высшую реальность— позволял достигать множества эффектов.

Нигде нет спасения. Его картины 1620-х годов «Избиение младенцев» (Шантийи, Музей Конде) и «Мученичество Святого Эразма» (1628—1629, Ватикан, Пинакотека) близки к караваджизму и барокко преувеличенно драматической трактовкой ситуации и образов, лишенных идеальности. Так, в письме Шантелу от 2 июля 1641 года Пуссен сообщал, что, работая над картинами из жизни святых Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия, он внимательно изучал их жития163. Смысловой центр композиции – танцующая Флора в тунике зеленого цвета.

Мать— Мари де Лезман (Marie de Laisement) — была вдовой вернонского прокурора, у неё была дочь Маргарита. По этой причине чрезвычайно сложно судить о мировоззрении Пуссена. Контрастом стало увлечение Пуссена «Вакханалиями» Тициана, которые он видел в Венеции и несколько образцов которых хранились в Риме.

Беллори именовал композицию «Счастье, подвластное смерти» и классифицировал сюжет как «моральную поэзию» не исключено, что такие интерпретации исходили от самого Пуссена. 1649, Эрмитаж «Орион», ок. В письме 2 августа 1655 года упоминается, что в Риме нет художников, равных Пуссену, несмотря на «ошеломительную» стоимость его полотен. Столичные художники не слишком терпимо относились к «чужакам», борясь с ними, в том числе путём штрафов и судебных исков.

Более жизнерадостным является «Пейзаж с Диогеном», основанный на стаффажном эпизоде из трактата Диогена Лаэртского: увидев, как мальчик черпает воду горстью, философ-киник оценил согласие этого способа с природой и отбросил свою чашу как явное излишество133. Пуссену в ней посвящены 136 страниц in-quarto.

Ренессансные интересы Пуссена были сосредоточены на творчестве Рафаэля и Тициана. «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» не упоминается в биографических источниках. художник и график.

Но не личное горе, а гражданственный пафос — служение родине и долгу — составляет образный смысл этого полотна. Именно к этому периоду относится программное полотно «Смерть Германика», собравшее воедино все присущие европейскому классицизму черты. 1660–65, Лувр), в котором путь человечества выявлен через судьбы библейских героев. В античной образной системе, творчески воспринятой Пуссеном, образность «Вдохновения» можно воспринимать как дифирамбическую. На грунт наносились углем или мелом общие контуры фигур, групп и архитектурных деталей. Его покровительство позволило 30-летнему художнику спокойно работать и развиваться3435. Одного этого достаточно, чтобы прийти на него взглянуть.

Первым было написано «Вознесение святого апостола Павла», второй вариант того же сюжета на увеличенном холсте был написан в 1649—1650 годах для Лувра. П. Мариетт отмечал, что идей у художника всегда было великое множество и один сюжет рождал «бесчисленное количество замыслов» беглых эскизов было для него достаточно, чтобы закрепить то или иное решение. О детстве и юности будущего художника почти не осталось сведений.

Кавалер, как и Пуссен, недосягаемым образцом искусства считал творчество Рафаэля36. Все осеняет чудесное темно-голубое небо с легкими белыми облаками. В таком случае следует допустить, что Пуссен глубоко изучал экзегезу Августина Блаженного. Пуссен не стремился к энергичной фактурности, его сдержанные мазки моделировали формы166167. Подобно красочному живому венку персонажи картины окружают танцующую богиню. Ее золотистые волосы повторяют танец богини, а голубая лента передает движение.

1631–1632, обе– Дрезденская КГ). Тогда цикл виден в правильной последовательности: «Весна»— Воздух, дыхание Бога, давшее жизнь Адаму «Лето»— Огонь, солнечное тепло, дарующее урожай «Осень»— Земля, чудесное плодородие земли Ханаанской Зима— Вода и всемирный потоп. В творчестве П. 1-го римского периода (1624–40) преобладают просветлённо-поэтичные картины на мифологич. В диссертации А. Матясовски-Лэйтс доказывается, что Пуссен сознательно выстраивал свой публичный образ как последователь стоицизма и в этом плане был укоренён в ренессансном мировоззрении. Никола Пуссен — одно из главных действующих лиц французского классицистического искусства. Напряженность мимики и стремительность движения отличает экспрессивное «Снятие с креста» в Эрмитаже (ок.

картин для кабинета кардинала Ришельё («Время спасает Истину отпосягательств Зависти и Раздора», ок. Высказывалось предположение, что одним из источников Пуссена была гравюра Джованни Баттиста Фонтана «Диана, преследующая Ориона». Однако Беллори утверждал, что «Я» в сочетании с черепом означает Смерть, которая властвует повсюду, даже в блаженной Аркадии. Фигуры смуглых сатиров, прелестных нимф, веселых амуров полны того мягкого и плавного движения, которые мастер называл «языком тела».

В 1632 году Пуссен был избран членом Академии Святого Луки74. Линии сходятся в центре, где находится голова воина на фоне базы правой колонны.

Все действующие лица расположены подобно рельефу. Пуссен гордился тем, что по сравнению с первой серией очень оригинально решил «Покаяние», в частности описывал оригинальный сигмовидный триклиний. В самом конце 1640-х годов Пуссен исполнил два автопортрета. 1644–45, Ин-т искусств, Чикаго). Художник изобразил четырех женщин, олицетворяющих наслаждение, богатство, бедность и труд.

Согласно греческому мифу, Хронос был до Зевса царем богов. Курьёзный случай произошёл с картиной «Ревекка у колодца», которую критик упрекнул в том, что на полотне отсутствуют верблюды из канонического первоисточника при этом на данном обсуждении присутствовал лично основатель Академии Кольбер.

Затем, в 1647 году он исполнил вторую серию по мотивам первой90. Первые биографии Пуссена опубликовали его римский друг Джованни Пьетро Беллори, который занимал пост библиотекаря королевы Христины Шведской и Андре Фелибьен, познакомившийся с художником в Риме, в период пребывания в должности секретаря французского посольства (1647 год), а далее— на посту королевского историографа. Документы также свидетельствуют, что Пуссен хорошо зарабатывал: за «Мученичество св. Существует также версия, что на ритмическое построение композиции сильно повлиял так называемый «Саркофаг Мелеагра», который Пуссен мог видеть на Римском Капитолии68.

Первым важным заказом этого периода стало «Мученичество св. Однако М. Алпатов и Ю. Золотов критиковали иконологический подход, как восходящий к традиционной академической трактовке Пуссена как «послушного иллюстратора»186. Венчание прошло 1 сентября 1630 года в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина. Развитие мастера очевидно: несколько «Вакханалий» демонстрируют тонкость цветовых решений— явное влияние венецианской школы61. Петра— главного храма католической церкви. В тот момент в Риме находилось множество французских художников, в том числе Клод Лоррен.

Вступив на путь классицизма, Пуссен подчас выходил за его границы. Подавляющее большинство его картин написано на историко-мифологические сюжеты. Также именно Лебрен пытался найти античные иконографические прототипы персонажам полотен Пуссена, заложив традицию академической «подгонки неабсолютной натуры».

Со 2 апреля по 29 июня 2015 года в Лувре проходила выставка «Пуссен и Бог». Уже в Париже он на сходный мотив исполнил фронтисписы к сочинениям Вергилия и Горация. В собрании Эрмитажа сохранился и набросок Пуссена с росписи из Катакомб св. Она не сохранилась, но в 1638 году мастер повторил полотно, хранящееся ныне в Вене. поэта Дж. Марино (бистр, перо, ок.

В 1945 г. Дрезден отошёл в советскую зону оккупации. И вот одно из этих полотен снова в Москве. Пространство раскрыто в трёх направлениях, образуя как бы трансепт базилики, в один из нефов которой вдвинут Ковчег, а лестница и фигура в синем подчёркивают пространственный момент. Вся эстетика Пуссена прямо противостояла барокко, он не скрывал негодования от вошедших в моду плафонов, пространство которых «прорывало» свод. Как и обычно, это не мифологическая иллюстрация, а самостоятельная поэтическая структура. В процессе написания картины Пуссен пользовался услугами натурщиков158. Другая влюблённая парочка, Крокос и Смилакс, расположилась справа на переднем плане.

Мазок его пластически выразителен, красочная паста передаёт не только нюансы цвета, но и индивидуальные предметные формы. Жрец в белых одеждах показывает на обломки ложного бога, а живые торопятся убрать мёртвых. музей, Лилль). Такого образного решения не предложил ни один из предшественников Пуссена ни во Франции, ни в Италии. Фабулы как таковой у картины нет, в неё главенствует мотив созерцания. «Царство Флоры» – одна из ранних работ, написанных Пуссеном по прибытии в Рим в 1624.

Аббат Фуке— брат сюринтенданта финансов — для украшения Во-ле-Виконта обратился к Пуссену. Это соотносится с его постоянным мотивом жизни по природе и разуму143. К тому же всё это напоминает самую, пожалуй, проникновенную песню о павших героях.

Наверху— на небесах— чудо по молитве святого совершает Христос. Равным образом ни один из современников не упоминал о каком-либо аллегорическом подтексте картин данного цикла, каких-либо требованиях заказчика или чём-то подобном144. По-видимому, это намёк на текст Овидия— факел Гименея чадил, предвещая несчастье. Ныне они интерпретируются как эскизы для овидиевых «Метаморфоз»— это самые ранние сохранившиеся произведения Пуссена. Эпитафию на надгробии составил Беллори153. Хотя изначально она замышляла убийство рыцаря, волшебницей овладевает страсть.

Эта биография Пуссена ценна также тем, что содержала личные воспоминания Фелибьена о его внешности, манерах и бытовых привычках. Примечательно, что все детали (включая мраморную колонну) имеют соответствие в тексте поэмы93. Цветовая гамма насыщенная, но сдержанная, её определяют тёплые золотистые тона. Отмечаемая всеми без исключения «сдержанность» манеры Пуссена коренилась в его личности и выражалась на практике в отстранённости как от вкусов французского королевского двора, так и контрреформационного Ватикана причём отстранённость с течением времени только возрастала181. В данном каталоге была сдвинута хронология многих произведений художника и опровергнута теория «поворота от человека к природе», поскольку к пейзажному жанру Пуссен обратился ещё в 1630-е годы199.

Судя по описанию, сделанному в мае 1665 года художником А. Брейгелем, Пуссен в последний год своей жизни не занимался живописью, но продолжал общаться с людьми искусства, прежде всего, К. Лорреном, с которым мог и «выпить стакан доброго вина». На луврской картине сюжет решён весьма торжественно, что легко объяснимо: путто держит в руках «Одиссею», а у его ног лежат «Энеида» и «Илиада» муза, таким образом, — это Каллиопа. У фонтана помещена герма Приапа, отсылающая к овидиевым «Фастам», где, собственно и описан сад Флоры77. Оригиналы писем хранятся во Французской национальной библиотеке2.

Цветовое решение «Вдохновения» вообще ближе всего «Триумфу Флоры», особенно эффектом золотистых бликов. персонажей, как бы олицетворяющих разл.

Как правило, дружеские визиты привязывались к утренним часам. В письме от 8 августа, адресованном Кассиано даль Поццо, Пуссен не скрывал радости: он испросил разрешения вернуться в Рим, чтобы забрать жену и был отпущен «до следующей весны»115. Картина построена на излюбленном художником контрасте синего, красного и оранжево-желтого. Юноша на переднем плане, склоняющийся над своим отражением в воде, – Нарцисс. Согласно античному преданию, люди в Аркадии никогда не умирали, но у Пуссена обитатели земного рая впервые осознают свою смертность81. П. стремился выявить нравственные стимулы действия своих героев в драматич. Барочный декор, применяемый для римских постановок Расина и Корнеля, равно как и в живописи Вуэ, был абсолютно неприемлем для Пуссена. 1627).

«Причастие» трактовано как изображение Тайной вечери, причём апостолов Пуссен расположил на ложах, как и было принято в те времена. Пуссен полностью отказался от темных фонов. В сохранившихся работах, примыкающих к «Битвам», композиции Пуссена точно так же лишены глубины, а передний план их перегружен фигурами.

Сюбле имел прямое отношение к Фронде, с кругом либертенов (включая Нодэ и Гассенди) общался в Париже и Пуссен. Поскольку ведущим элементом стиля Пуссена всегда была композиция, Ю. Золотов отмечал, что в «Царстве Флоры» много перемен по сравнению с римскими работами предшествующего десятилетия. развёрнутое повествование напоминает сцену из классич.

Однажды жена обманула его: вместо младенца Зевса подсунула мужу запеленутый камень. Друзьям он откровенно писал, что, кажется, совершил безрассудство98. Эразма» для Собора св. В композиции можно найти известные параллели «Царству Флоры», а техническое решение уравновешивание сцен, с расположением их на дополнительных оптических осях, аналогично142. 5 ноября президент Академии прочитал пространную речь о картине Пуссена «Сбор манны», которая окончательно ввела римского затворника в академическую традицию, связав его с Рафаэлем в преемственности.

Людовик XIII при встрече откровенно заявил, что Пуссен составит конкуренцию Вуэ (дословно он сказал: фр. Voil, Vouet est bien attrap, «Ну вот, теперь Вуэ попался»101), что вновь вызвало опасения художника. На берлинском автопортрете Пуссен явил себя в образе академика, на что указывает чёрная мантия, в руке он держит книгу, подписанную по-латыни «О свете и цвете» (лат. De lumine et colore). Ангела, над ним поднимаются клубы дыма. Впрочем, в окончательный вариант эти детали не вошли. Упрекали Пуссена и в «недостаточном богатстве» оформления175176.

«Здесь – помню, здесь – не помню». Про мины осталось как было, а про спасение полотен – нет». Много позднее Кассиано даль Поццо даже призывал Пуссена «оставить в покое мраморы»50. Первым серьёзным заказом от Сюбле де Нойе было «Чудо святого Франциска Ксаверия» для новициата иезуитского коллежа. Она изображена словно в танце, являясь воплощением легкости и красоты.

Вокруг нее те персонажи мифа, которые, умерев, превратились в цветы. Даже некоторая сложность интерпретаций не лишает полотно легкости восприятия. В 1658 году для Пассара был исполнен «Пейзаж с Орионом».

Среди них выделялся приапический идол, найденный у Порта Пиа. Ему предсказали, что его свергнет собственный сын. Сюжеты «Семи таинств» относятся к самой консервативной части католической иконографии.

Рядом стоит Гиацинт – друг Аполлона. Однако круг общения Пуссена был иным— более «эзотерическая» культурная среда, наследники классических гуманистов. Там рассказывалось о том, что сокровища Дрезденской галереи были спасены Советской армией. Художник черпал вдохновение в творчестве классических и современных поэтов, в театральных представлениях, в философских трактатах, в библейских темах. Из ее правой руки рождаются цветы, а сам жест задает движение на картине. Луврской выставке предшествовал научный коллоквиум 1958 года (СССР на нём представлял М. В. Алпатов), материалы которого были изданы в двух томах.

Любовь Эрминии уподобляется героическому подвигу. Особенно если учесть слова президента ГМИИ им. Виктор Кузен рассматривал Пуссена в одном контексте с Эсташем Лесюэром и привязывал их к идеалу «христианского спиритуализма», ключом к которому являлся цикл «Семь таинств». Тем не менее, нельзя отрицать, что выбор как минимум трёх сюжетов тесно связан с христологией: Он— новый Адам («Весна»), Сын человеческий, сын Иессея, внук Руфи («Лето»), а равно сын Давида, владыки Ханаанского («Осень»). Чуждый карьеризма и внешнего успеха, Пуссен прожил достойную, благородную жизнь.

Она обрамлена виноградом и плющом, которые прикрывали младенца от пламени, в образе которого Юпитер явился Семеле. Эти последние части— от художника и им нельзя научиться. Центральный персонаж— ослеплённый Орион— движется на ощупь, хотя им руководит поводырь. С кардиналом они сотрудничали до самого отъезда художника в Париж в 1640 году75.

На полотне много персонажей и все они фигурируют в рассказе Овидия. По другой версии, знакомство с Куртуа произошло ещё в 1612 году21. Источником мифологического пейзажа явилась X песнь «Метаморфоз» Овидия. Если верен данный вариант, тогда Пуссен радикально порвал с трактовкой аркадской темы, доставшейся ему как от Античности, так и Ренессанса80.