Чаепитие В Мытищах Близ Москвы
Картина Чаепитие в Мытищах, близ Москвы была написана известным русским художником – передвижником Василием Григорьевичем Репиным в 1862 году. Картина Василия Перова Чаепитие в Мытищах, близ Москвы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, Перов, 1862
А, уж, грохот раздался такой, как будто Царь-пушка в Московском Кремле выстрелила. А что же сытый и довольный поп, который учит в своих проповедях любви. В этом отношении Мытищи были прекрасной «натурой» для художников-реалистов. Властям картина показалась возмутительной. Так вода из Мытищ стала популярной, а питье чая из этой воды превратилось в некийритуал.
Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра. В XIX веке все, кто направлялся из Москвы в Троицу, обычно делали первую остановку в Мытищах. Но Перов был уязвлён и ответил однозначно сатирической картиной – «Чаепитие в Мытищах».
Чаепитие в Мытищах Василий Григорьевич Перов
Через десять минут слуги заправили большой медный самовар «громовою водицей». То ли он проходил мимо, то ли специально зашел сюда на чай —неизвестно. Картина оказалась так хороша, что ее тотчас купил для своей галереи П. М. Третьяков. В рисунке он проще, одномернее, напоминая агинского «Капитана Копейкина» или калеку, просящего милостыню на фоне безучастной, равнодушной толпы в рисунке И. Бугаевского-Благодарного. Посреди этого съестного изобилия царил кипящий самовар. Так же грубо, беспардонно будет прерываться в репинском «Крестном ходе в Курской губернии» порыв калеки-горбуна. В «Чаепитии в Мытищах» вырабатывается перовский язык повествования, сочетающий элементы прямого текста (обличения, назидания) с подтекстом, ассоциациями, лишь постепенно открывающимися зрителю.
Так, слева – в «зоне монаха» – плотные, лоснящиеся, округлые предметы, начиная от медного самовара, круглого чайника и до круглого же живота, надутых щек, обтянутого атласом клобука, красного глиняного кувшина с блестящими боками из которого служанка доливает воду в самовар. В первоначальном «нищем» сильнее выражено его военное прошлое, силуэт с приподнятыми прямыми плечами более агрессивен, движение наступательно: он с силой опирается на плечо мальчика так, что у того подгибаются колени и получается невольный поклон.
Картина «Чаепитие в Мытищах»: особенности
В ракурсах персонажей, а также в манере письма видны ирония автора, сарказм и сатира. Впрочем, столь откровенно антиклерикальная работа так и не была принята. Есть на полотне и масса других не менее интересных деталей.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Там и жил Перов в период работы над картиной. Дача Третьякова, кстати сказать, находилась неподалеку от Мытищ, близ станции Тарасовская. Картина «Чаепитие в Мытищах» явно имеет сатирический оттенок. На что Академия резонно ответила, что «последние шесть лет картина здесь не выставлялась». Местные жители предлагали паломникам свои услуги.
Картина Перова "Чаепитие в Мытищах"
А протянутая в просящем жесте рука калеки так и не находит поддержки и опоры. По всей видимости, они хотели попросить у священника хоть немного денег. Фото обоих полотен приложены к данному материалу.
В солдате нет ничего назойливого, в его лице природная доброта и стойкость характера, способность безропотно выносить не только «ужас войны», но и ужасы теперешней его жизни. Вот приходит человек, он нищ и слеп. К середине Х1Х-го столетия самоварная промышленность в Больших Мытищах вполне окрепла и если раньше богомольцы брали с собой в дорогу сибирские медные чайники, а кто побогаче – тульские самовары, то теперь необходимости в этом не было: через Мытищи со своим самоваром не ездят.
Что изображено на картине Перова «Чаепитие вМытищах»: маленькое исследование
Где-то сзади два помощника этого попа суетятся, договариваясь о том, чтобы суметь как можно больше унести с этого только для них гостеприимного дома. Один из них на ходу пытается угоститься чаем, другому некогда и это сделать, видно ранг его настолько низок, что ему это не положено. Такая иерархия, когда даже внутри идет отбор на высшие ступени и низшие звенья тех, тех говорит о равенстве перед Всевышним, свидетельствует о загнивании. Оно волной накрывает и обучаемых ими людей. Именно этот момент и тревожит живописца, вот таким образом он пишет такую яркую картину. Пока вода нагревалась, старик ходил вокруг самовара, осматривая его со всех сторон. Вокруг стоят конфеты, печенье и яблоки. Во-вторых, многочисленные богомольцы, совершавшие ежегодные пешие паломничества в Троицу, по примеру своей государыни, тоже стали останавливаться в селе Большие Мытищи, чтобы освежиться знаменитою «громовою» водой и размочить в ней свои дорожные сухарики.
А вот этому люди и не научены своими духовными наставниками. Композиция находится в круге, который создан деревьями сада. Вот тогда-то он тоже станет таким же горделивым и задиристым, как и его коллега. Это — попрошайки: мужчина и мальчик. Мужчина — бывший солдат, с костылем и без одной ноги. Он ищет образ, который западал бы в душу. Тем дело и кончилось.
Важно отметить, что рука, которую протягивает гость за подаянием, направлена в пустоту. В русской литературе мотив столкновения просящего и тех, кто «не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах» – один из важнейших. Во-первых, через несколько лет началось строительство первого Московского Мытищинского водопровода, который начинался от ставшего отныне знаменитым на всю Россию «Громового» ключа.
Чаепитие в Мытищах, Перов – обзоры картин
Для понимания перовского замысла важно утверждение Собко, что всё было взято прямо с натуры, а солдат с поводырём – «присочинён». Таких обездоленных нередко можно было встретить на дорогах Руси. Рубашка мальчика оборвана.
Тот же поппрезрительно отворачивается от просящих. Герои пьют чай. Художник вовсе не имел в виду, что все священники таковые.
За время, остающееся до поездки, Перов заканчивает «Сельский крестный ход на Пасхе» и пишет «Чаепитие в Мытищах» (1862). Там отталкивающая рука противостоит глухому, здесь – слепому. Но Перов «присочиняет» и, как показывает эскиз-набросок картины (из коллекции Государственной Третьяковской галереи), образ солдата-нищего удаётся найти не сразу. Интересна также композиция картины. Наконец, грустный «взгляд» слепого и сытый, не желающий видеть – смотрящей на него служанки.
Теперь вы знаете, что изображено в работе «На террасе», а также чему посвящена картина «Чаепитие в Мытищах». И предстают-то герои этой «притчи», как на сценическом помосте народного театра. Знаменитая картина Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» была написана на рассвете его творческой карьеры, после окончания московского училища живописи и зодчества, в 1962 году. Все они имеют антиклерикальную направленность.
Наш не любит оборванной черни» – у Некрасова. Ему не нужно ничего говорить, сама его поза свидетельствует об искренности его веры. Её сняли с выставки и дели бы неизвестно куда, если б не Третьяков.
Оно волной накрывает и обучаемых ими людей. Лоснящееся лицо служителя церкви, богатый стол и протянутая пустая рука вояки, он так и не дождется подаяния.
18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С тех пор источник этот и зовется в народе «Святым» или «Громовым». Справа же – в зоне «просящих» – более строгий, «бедный» пластический и фактурный модус. В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль.
Картина «Чаепитие в Мытищах» кроме прочих персонажей демонстрирует зрителю служанку. В протянутую им шапку никто не кинет даже самую мелкую монету. В то же время язык, образный строй картины, действительно, роднит её с притчевой, доходящей до прямолинейности, простотой метких, разящих высказываний на тему жадности, душевной чёрствости – «сытый голодного не разумеет». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Это способствовало быстрому развитию «сферы обслуживания». Поиски позитивного начала, начавшиеся в «Приезде станового», «Сцене на могиле», «Проповеди в селе», впервые получают здесь убедительное воплощение. Родник этот не простой, а «Святой» – так его величают в народе за то, что появился он не по человеческому хотению, а по «божественному промыслу».
Художник был очарован разнообразием сцен и типажей на Троицкой дороге и сам прошел пешком весь путь до монастыря (88, 7). Местный староста, седовласый восьмидесятилетний старик, встречавший императрицу «у заставы» с традиционным русским «хлебом-солью» был удручен едва ли не больше всех. Едва ли не каждый мытищинский дом предлагал проезжающим отдых в тени раскидистых деревьев у самовара, возле которого хлопотала приветливая «самоварница» – так в Мытищах называли молодых прислужниц, разливавших и подававших гостям ароматный напиток. Не будь этого и мы имели бы ранний вариант «Монастырской трапезы», легко встающий в один ряд с «Возвращением с приходского совещания» Г. Курбе, карикатурами О. Домье на отнюдь не духовных служителей духа, с такими картинами, как «В жаркий день» Г. Седова, «Дьякон, провозглашающий долголетие» Н. Неврева, «Именины дьячка» Л. Соломаткина и более поздними «Поминками у купца» Ф. Журавлёва, «В монастырской гостинице» А. Корзухина – этими то более, то менее острыми типами монахов-чревоугодников, забавными «мелочами архиерейской жизни».
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы
И там и здесь она непримирима. В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. Его жест обращён в пустоту, становясь символом отчаяния всех бездомных, убогих, голодных, взывающих к сочувствию, взывающих понапрасну, безответно и безнадёжно, но тем самым, как это встречается у героев Достоевского, предъявляющих, правда, чаще в мечтах, свой социально-нравственный счёт сильным мира сего. Дело в том, что русские крестьяне до начала Х1Х-го века почти не употребляли чай, а многие даже считали «за грех» хранить и готовить его в своем доме.
Данная картина Перова вызвала в социуме настоящий бунт и негодование. За столом расположилась дружная и большая семья. На заднем плане видна суетливая торопливая фигура, принадлежащая монастырскому послушнику.
В её облике тупое, мещански активное неприятие чужого «неисходного горя» («счастливые глухи к добру»).
Есть в композиции «Чаепития» и другие «подтекстовые» противопоставления: просящие руки (солдата и мальчика) и две – подносящие блюдце ко рту (иеромонаха и послушника) крест за воинские заслуги на рваной одежде нищего и трижды повторённый крест – у попа и прислужницы щегольской саквояж монаха и солдатская фуражка у мальчика рука, поигрывающая ложечкой и рука, сжимающая костыль сверкающий ботинок, выглядывающий из-под сутаны и пыльный кирзовый сапог, босые ноги, «деревяшка». Предприимчивые сыновья мытищинского старосты, получив в наследство от отца медный самовар из царского обоза, развернули во дворе своего дома настоящее самоварное производство и скоро, почти в каждом мытищинском доме, сиял и пыхтел свой самовар, на котором не хватало лишь фирменного клейма: «Сделано в Мытищах». Но самое главное — нагруди мужчины приколот орден героя Крымской войны. На заднем плане картины также изображен священник с чашкой чая в руках. Здесь зритель видит чудесный летний день и семью, которая расположилась на террасе.
Могут рассказать о многом ордена, которые видны на шинели солдата изрядно изношенной. Вмиг завертело, закружило и показалось даже, что «конец света» настал, а когда буря улеглась, то увидели крестьяне чудо: недалеко от дороги из земли на высоту трех метров бил самый настоящий фонтан. По преданию, он возник чудесным образом — от удара молнии. В русском изобразительном искусстве, кроме «Нищих» и «Слепцов» И. Ерменёва и сатирической графики – у Перова нет предшественников. Идея диалога рук, так полно реализовавшаяся в «Чаепитии», появилась у Перова в «Проповеди в селе» : хладнокровно, бесцеремонно слуга отталкивает глухую старуху. Он начищен до блеска.
Описание картины «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»
Отныне, практически, любое застолье, заканчивающееся чаепитием, «в народе», зовут не иначе, как «чаепитием в Мытищах». Лицо монаха лоснящееся и красное. Все его существование полностью зависит от милосердия окружающих. Слева гамма, включающая красное, розовое, зелёное справа аскетическая, монохромная слева доминантой является чёрное (силуэт монаха усиливается, продолжается в фигуре послушника) справа – тональные отношения светлого, усиливающиеся пятном неба. Она обеспокоена появлением попрошаек и пытается прогнать их.
Автор – Василий Григорьевич Перов – здесь отказался от богатой палитры. Когда чай был готов, государыня подозвала находчивого старика и предложила ему «откушать» чаю с «царского стола». Обличая духовную пустоту, обжорство и ханжество церковников, автор в полной мере на стороне обиженных и несчастных. Лучшей в Большом Мытище (так произносили в старину название села) считалась вода из отмеченного особой часовней Святого (Громового) ключа.
Описание картины Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»
Использует Перов и чисто пластические, тонально-колористические «иносказания». Это первое дошедшее до нас народное преданье о «чаепитии в Мытищах» имело весьма значительные последствия для села. И в картине мы видим нищего с мальчиком, не «объясняющих» замысел, а вызывающих эту трудно завоевываемую симпатию. (1868).
С ним маленький босой мальчик, но и к нему нет сочувствия. Нечего подпускать к себе кого попало. Императрица «благосклонно» выслушала рассказ старика и распорядилась принести воды из «Святого» ключа. Екатерина любила такие пешие «походы» и пока была молодой и не обремененной государственными заботами, частенько «прохаживалась» в Троицкий монастырь. Подобное чаепитие происходило у него на глазах, когда он ходил к Троице-Сергиевой лавре.
Один занят разговором с пожилой женщиной, второй — попивает чай. Если чаепитие, то непременно «в Мытищах». Серо-зеленоватые тона использованы, чтобы передать обычность ситуации и ее жизненность.
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы — Василий Перов
Мастера зовут Борис Кустодиев, а произведение его называется «На террасе». Среди богомольцев встречались люди со всех концов России. Высокомерно отвернулся. При этом создавалась она по заказу городской управы.
Так как сан этого священника ниже, за столом пить чай ему еще не положено. Выталкиваемый на улицу отец, станционный смотритель – у Пушкина «и кто-то камень положил в его протянутую руку» – у Лермонтова вынесенный «почти без движения» от «значительного лица» Акакий Акакиевич – у Гоголя «кто-то крикнул швейцару: Гони. Он тихонько стоит и похлебывает чай за спиной своего товарища, старшего по чину. В связи с выставкой 1861 года он пишет, что у Перова «всё правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту». И эту особенность дарования Перова почувствовал Достоевский.
Картина Чаепитие в Мытищах, близ Москвы Василия Перова
Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Но вот когда его повысят – он еще проявит себя во всей красе. Но вот к столу подходятдвое. Нет, этого староста допустить никак не мог, а потому, на свой страх и риск, решил обратиться к «царице-матушке» с предложением отведать водицы из местного родника. От такого «прямого текста» – не вызывающая разночтений характеристика персонажей, общей ситуации.
На нем — потрепаннаяшинель, один стоптанный и запыленный солдатский сапог. Именно этот момент и тревожит живописца, вот таким образом он пишет такую яркую картину. Видя замешательство старосты, Екатерина решила подбодрить старика: «Чай не пьешь, откуда сила. » На что находчивый мытищинец, со смирением в голосе, ответил своей государыне: «А у нас, в народе, говорят так: «Чай попил – совсем ослаб. » Но долго отказываться от предложения императрицы было неудобно и старик, перекрестившись и зажмурившись, «залпом» выпил чашку остывшего уже чаю. На полотне изображен толстый священник с достаточно отталкивающей неприятной внешностью.
Отсюда же – прямое столкновение руки просящей и руки отталкивающей, помещённых в оптическом центре холста, над пересечением диагоналей и являющихся композиционным «замком» изображения. К тому же, по старинному обычаю, пройти его нужно было пешком. Последняя работа до сих пор по-настоящему не оценена. Василий Григорьевич Перов подсмотрел здесь сюжет для известной картины «Чаепитие в Мытищах».
Мастер решил привлечь внимание зрителя к различным противопоставленным элементам. Вокруг монаха, стремясь ему угодить, суетится девушка. Однако, старик, взяв чашку, не спешил отведать «ароматного напитка». Также виден раскрытый саквояж гостя, который готов принять дары. На полотне изображен священник, который игнорирует просьбу нищего инвалида.
В этом отношении она близка фольклорному духу лубка, сатирическим картинкам И. Теребенева, едкой журнальной карикатуре – наиболее демократическим, свободолюбивым проявлениям «неофициальной» культуры. Картина выдержана главным образом в невыразительных тонах. Главный герой при этом делает вид, будто к нему происходящее совсем не относится. Эту работу иногда путают с «Чаепитием в Мытищах».
Здесь можно было увидеть самые разные человеческие типы. Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Во времена художника показать данную проблему, было весьма смело и даже опасно. Между селами Тайнинским и Пушкино такая «дорожная гостиница» находилась в Больших Мытищах. Центральное место на столе занимает самовар.
Здесь у самой дороги, на невысокой горке близ Владимирской церкви, царские слуги ставили шатры и ждали, когда «их величества» соизволят прибыть в Мытищи. Чудо-то, какое: сам варит, да еще и блестящий, словно зеркало. После того, как в Х1Х-м веке художник Василий Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах», это словосочетание стало нарицательным и общеупотребительным.