Четыре Апостола Дюрер
Четыре апостола» – последнее живописное произведение Дюрера, его духовное завещание современникам и потомкам. «четыре апостола»— картина немецкого художника Альбрехта Дюрера закончена в 1526 году и является его последней крупной работой. Реферат по предмету Культура и искусство на тему: Описание картины Альбрехта Дюрера Четыре апостола понятие и виды, классификация и структура, 2017-2018 год.
«Четыре апостола», Альбрехт Дюрер — описание картины
Она написана на двух узких вертикальных досках, скрепленных между собой. Сюжет – апостолы Иоанн, Петр, Павел и евангелист Марк – вполне традиционный (хотя, как мы увидим позднее, здесь есть нюансы, свидетельствующие о протестантских симпатиях художника). Отсутствие центральной композиции кажется настолько странным, что долгое время искусствоведы считали, будто «Четыре апостола» – это правая и левая части незаконченного триптиха.
Костры, на которых сжигали людей и казни на городских площадях стали бытовым явлением. В трехчастных алтарях (триптихах) фигуры апостолов, евангелистов, святых располагаются справа и слева от главной композиции (например, «Распятия»). Разъединенные по отдельности, они производят впечатление незаконченное и неспокойное. Мы снова видим, как Дюрер объединяет средневековые каноны с творческими новациями.
Апостолы и евангелист предстают титанами, способными вершить судьбы мира. К тому же его, зажиточного и высокочтимого бюргера, пугали народные выступления. Париж. Так, Иоанн олицетворяет юность.
Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу.
Описание картины Альбрехта Дюрера Четыре апостола
Но на алтаре он не может быть изображен дважды. Курфюрст Максимилиан I буквально насильно выманил её у нюрнбержцев. Узнав об этом, А. Дюрер предпринял путешествие из родного Нюрнберга в Венецию. Во времена Дюрера считалось, что это темперамент гениальных людей.
Некоторые исследователи творчества А. Дюрера считали художника бесспорным сторонником Реформации, однако его отношение к ней не было столь прямолинейным. Композиционно они тесно спаяны вместе. Это произведение имело для художника огромное значение. Только в начале 20 века текст и картина были воссоединены.
Итак, перед нами четыре мужа, оплот христианской церкви. Около 1525 года Альбрехт Дюрер начал работать над последней своей картиной «Четыре апостола», на которой изобразил Иоанна, Петра, Марка и Павла и которая подводит итог всей его творческой деятельности, является своеобразным завещанием великого художника грядущим поколениям. Картина состоит из двух узких вертикальных створок, соединённых между собой. Потрясённый нескончаемым кровопролитием, охватившим Европу, Дюрер пишет «Четырёх апостолов», как протест против излишне вольного обращения со словом Божьим во имя удовлетворения сиюминутных политических интересов, против практики разрешения религиозных споров силой оружия.
Картина — диптих — состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. Изображается с открытой книгой. вы можете запросить все в системе с коробкой. Так, Иоанн олицетворяет юность.
Описание картины Альбрехта Дюрера – Четыре апостола
Зритель может прочесть его первые строки: «В начале было Слово». Разумеется, нет. На левой – изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел. створки и текст были вновь восстановлены в авторских старинных рамах.
Но его Гений и его произведения являются точным отражением той бурной эпохи. Радикалы же требовали самых коренных изменений — вплоть до пересмотра Священного писания. Около 1525 года Альбрехт Дюрер начал работать над последней своей картиной «Четыре апостола», на которой изобразил Иоанна, Петра, Марка и Павла и которая подводит итог всей его творческой деятельности, является своеобразным завещанием великого художника грядущим поколениям. Сам А. Дюрер так подписал картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Таким «незаменимым» стал для немецкой культуры Альбрехт Дюрер (1471–1528гг. ). Картина – диптих – состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой.
Фигура Павла доминирует в правой части диптиха. Апостол Павел не входил в число 12 апостолов. Именно такие характеры выковывались в эпоху Реформации и Великой крестьянской войны в Германии — время, предназначенное не для слабых душ. Осенью 1526 года Альбрехт Дюрер преподнес обе доски городскому совету Нюрнберга со словами: «Я никого не считаю более достойным сохранить на память мою картину, на которую я потратил больше труда, чем на какие-либо другие, нежели вашу мудрость».
Костры, на которых сжигали людей и казни на городских площадях стали бытовым явлением. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Только в 1922 г. створки и текст были вновь восстановлены в авторских старинных рамах. Но прямых указаний на это нет. Сегодняшнему зрителю непросто понять, что же такого революционного было в работе Дюрера, но современникам художника ее необычность сразу бросалась в глаза. Ответ, кажется, лежит на поверхности – прежде всего художник подразумевал развращенных и корыстолюбивых служителей римско-католической церкви, которые, с точки зрения Мартина Лютера и его последователей-реформаторов, вели христианство по ложному пути.
Композиционно они тесно спаяны вместе, духовно они кажутся совершенно едиными. Курфюрст Максимилиан, в чьи руки впоследствии попала картина «Четыре апостола», понял точный смысл надписи художника и велел отпилить ее. Неясно, является ли она фрагментом триптиха или самостоятельным, законченным произведением. Против каких же лжепророков столь настойчиво предостерегал сограждан Дюрер. К тому же Реформация быстро превратилась в социально-политическое движение, в котором крестьяне и городские низы требовали отмены десятины и возврата к «примитивной религии». Альбрехт Дюрер примкнул к лютеровскому движению с момента первых выступлений реформатора, но впоследствии разочаровался в Реформации, как и многие другие художники. Курфюрст Максимилиан I буквально насильно выманил её у нюрнбержцев.
Описание картины Альбрехта Дюрера "Четыре апостола"
Родился и умер в Нюрнберге. Лувр. Скорее всего, Дюрер намеренно отказался от привычной композиционной схемы, чтобы подчеркнуть, что его произведение – не молитвенный образ (напомним, что протестанты отрицали поклонение изображению), а картина, перед которой следует не обращаться к Богу, а предаваться размышлениям.
Курфюрст Максимилиан I буквально насильно выманил её у нюрнбержцев. Именно вот таким образом Шпрингер выдвинул гипотезу, что посередине должно быть Распятие. Картину он подарил своему родному городу Нюрнбергу.
В первоначальном виде диптих был восстановлен только в 1922 году. К меланхоликам художник относил и самого себя, его особое влечение к этому темпераменту подтверждает известная гравюра Меланхолия (1514г. ). Это была эпоха, когда поистине «распалась связь времен». Угрюмый Павел с мечом и Библией в руках представляет меланхолический темперамент. Мы снова видим, как Дюрер объединяет средневековые каноны с творческими новациями.
Дюрер, безусловно, был человеком своего времени. Но божественное слово истины всегда выше тиранов и лжепророков. К меланхоликам художник относил и самого себя, его особое влечение к этому темпераменту подтверждает известная гравюра «Меланхолия» (1514 г. ). Из-за нее красивое и емкое название диптиха «Четыре апостола» не отвечает содержанию произведения.
Выше: что вы искали. Павел не знал Иисуса и не входил в число его двенадцати учеников, но он почитается как апостол за свои чрезвычайные заслуги в становлении христианской церкви.
Альбрехт Дюрер «Четыре апостола»
(Учение о темпераментах было чрезвычайно популярным во времена Дюрера и известно, что художник очень интересовался им). Благочестие автора диптиха не вызывает сомнений. Под изображениями апостолов И. Нейдерфер начертал строки из евангелий апостолов, содержащие предостережения от соблазнительных слов лжепророков: высказывание апостола Петра, предостерегающее от «ложных пророков», которые «ради жадности будут к вам приступать с вымышленными словами слова Иоанна о том же, цитаты из евангелий апостолов Павла и Марка еще конкретнее: «В последние времена наступят ужасные дни. Картина— диптих— состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой.
Ещё одну надпись сочинил сам Дюрер: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Холст. Вся передняя часть лба и конец носа приписаны художником позднее. Он один из величайших гравёров всех времён, его «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513 г. ), «Святой Иероним» (1514 г. ), «Меланхолия» (1514 г. ) по сей день являются признанными образцами сложного искусства гравировки. Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов. Во времена Дюрера считалось, что это темперамент гениальных людей.
Картину отправили, побоялись ослушаться грозного правителя, но надеялись, что он вернёт картину, так как под ней была подпись из Библии в переводе Лютера. апостолы изображены практически в человеческий рост. Композиционно они тесно спаяны вместе. Потрясённый нескончаемым кровопролитием, охватившим Европу, Дюрер пишет «Четырёх апостолов», как протест против излишне вольного обращения со словом Божьим во имя удовлетворения сиюминутных политических интересов, против практики разрешения религиозных споров силой оружия. Композиционно они тесно спаяны вместе, духовно они кажутся совершенно едиными.
Четыре апостола (Альбрехт Дюрер)
Именно вот таким образом Шпрингер выдвинул гипотезу, что посередине должно быть Распятие. Радикалы же требовали самых коренных изменений – вплоть до пересмотра Священного писания.
Дюрер, безусловно, был человеком своего времени. Радикалы же требовали самых коренных изменений — вплоть до пересмотра Священного писания. Сам А. Дюрер так подписал картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Одну из них выполнил сам А. Дюрер еще во время работы над картиной. Павел не знал Иисуса и не входил в число его двенадцати учеников, но он почитается как апостол за свои чрезвычайные заслуги в становлении христианской церкви.
- Другие картины Альбрехта Дюрера
- Словари и энциклопедии на Академике
- Информация – Культура и искусство
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
«Четыре апостола» – замечательный пример той многозначности истинно великого произведения, которая порой далеко превосходит первоначальный замысел его создателя. Уже первая картина А. Дюрера «Орфей» принесла ему известность, а потом стала распространяться и его слава гравера. Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое содержание. Петр, первый среди апостолов, считался основоположником католической церкви.
Эти слова были как нельзя более актуальны, ведь годом ранее Нюрнберг официально принял Реформацию и в его стенах стали проповедовать свои учения люди разных направлений новой веры. Открыто А. Дюрер опасался высказываться по вопросам Реформации и революции, некоторые усматривают в этом тот факт, что художник остался равнодушным к борьбе религиозных страстей своего времени. К тому же Реформация быстро превратилась в социально-политическое движение, в котором крестьяне и городские низы требовали отмены десятины и возврата к «примитивной религии». Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Картина не очень хорошо сохранилась, во многих местах видны следы поправок.
Но на алтаре он не может быть изображен дважды. Больше всего меня поражает в этой картине отсутствие центральной композиции и это кажется настолько странным, что долгое время искусствоведы считали, будто «Четыре апостола» – это правая и левая части незаконченного триптиха. духовно они кажутся совершенно едиными. духовно они кажутся совершенно едиными. Сам А. Дюрер так подписал картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения».
Около 1525 года Альбрехт Дюрер начал работать над последней своей картиной «Четыре апостола», на которой изобразил Иоанна, Петра, Марка и Павла и которая подводит итог всей его творческой деятельности, является своеобразным завещанием великого художника грядущим поколениям. Иоанн держит в руках написанное им раскрытое Евангелие. Только в Библии, где ни слова ни убавить, ни прибавить, Альбрехт Дюрер видит твердую основу, на которую следует опираться. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой — Марк и Павел. Апостол Марк – один из четырёх евангелистов.
По дюреровской картине можно даже проследить иерархию темпераментов. Согласно церковной традиции, Иоанн – автор четвертого Евангелия и Апокалипсиса («Откровения Иоанна Богослова»).
Сам А. Дюрер так подписал картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». При этом курфюрст велел отпилить еретический текст и отослать обратно рамы.
Однако курфюрст велел отпилить еретический текст и отослать обратно рамы. Однако несмотря на то, что курфюрст был горячим поклонником творчества Дюрера, он не мог смириться с «еретическими и оскорбительными» надписями, вот таким образом венценосный ценитель искусств приказал их отпилить (. ) и отослать обратно в Нюрнберг. Кроме того, как свидетельствовал друг Дюрера каллиграф Иоганн Нойдёрфер, четыре фигуры, по замыслу художника, символизируют четыре темперамента. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу.
Всмотримся же в эти лица, соотнося образы Дюрера с евангельскими персонажами. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой— Марк и Павел. Он восхищался Лютером, но в начале 1520-х годов уже не мог не замечать, что протестантская доктрина становится все более жесткой и непримиримой, не мог не знать, что ревнители новой веры яростно крушат произведения церковного искусства. К меланхоликам художник относил и самого себя, его особое влечение к этому темпераменту подтверждает известная гравюра «Меланхолия» (1514 г. ).
Картина «Четыре апостола» вызывала и по сей день вызывает большие споры среди искусствоведов. Возрождение. Сам художник сформулировал свое напутствие согражданам так: «В эти опасные времена пусть остерегаются земные властители, чтобы не принять за Божественное слово человеческие заблуждения». Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое содержание.
Только в 1922 г. створки и текст были вновь восстановлены в авторских старинных рамах. Фигура Павла доминирует в правой части диптиха. Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов. В это произведение Дюрер вложил свои высокие этические представления о человеке. К тому же его, зажиточного и высокочтимого бюргера, пугали народные выступления.
Картина диптих состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. Он рисует. Однако тут возникает вот какое препятствие: на левой доске уже изображен апостол Иоанн, присутствие которого у креста по иконографии обязательно. «Четыре апостола» написаны в 1526 году, вскоре после того, как Нюрнберг официально принял Реформацию.
Во времена Дюрера считалось, что это темперамент гениальных людей. Разъединенные по отдельности, они производят впечатление незаконченное и неспокойное. Возрождение. Итак, перед нами четыре мужа, оплот христианской церкви. Собственную мысль Дюрер подкрепил тщательно подобранными цитатами из Нового Завета – высказываниями изображенных им учеников и последователей Христа: это предостережения апостолов Иоанна и Петра против лжепророков и лжеучителей, слова Павла, предрекавшего времена, когда наступит засилье людей самолюбивых и надменных и наконец известное высказывание евангелиста Марка «Остерегайтесь книжников». Скорее всего, Дюрер намеренно отказался от привычной композиционной схемы, чтобы подчеркнуть, что его произведение не молитвенный образ (напомним, что протестанты отрицали поклонение изображению), а картина, перед которой следует не обращаться к Богу, а предаваться размышлениям.
Но на алтаре он не может быть изображен дважды. Это была эпоха, когда поистине «распалась связь времен». Протестанты особо выделяли Павла и называли апостолом Реформации.
Она написана на двух узких вертикальных досках, скрепленных между собой. Пытаясь обезопасить «Четырёх апостолов», Дюрер решает подарить картину городу, справедливо полагая, что уж свою собственность расчётливые бюргеры в обиду не дадут. По дюреровской картине можно даже проследить иерархию темпераментов. Удивительная эпоха, когда средневековый человек вдруг осознал, что слова «образ и подобие божие» – это не наследственный титул, а суровая и почётная обязанность.
Апостол Пётр в католической религии считается первым папой Римским. Во времена Дюрера считалось, что это темперамент гениальных людей. Он рисует. Для него важны уже не слова, которые были в начале, а вытекающие из них решения, дела.
Изображён с закрытой книгой. Он был любимым апостолом Лютера, да и самого Дюрера, о чем свидетельствует его знаменитый цикл гравюр «Апокалипсис» (1497-98 гг. ). Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. К тому же Реформация быстро превратилась в социально-политическое движение, в котором крестьяне и городские низы требовали отмены десятины и возврата к "примитивной религии". Взгляд евангелиста обращен не на свиток и не на Библию, а на Павла.
Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов. Картина «Четыре апостола» должна была восприниматься своеобразным завещанием великого немецкого художника-гуманиста современности и грядущим поколениям. К меланхоликам художник относил и самого себя, его особое влечение к этому темпераменту подтверждает известная гравюра «Меланхолия» (1514 г. ). В трехчастных алтарях (триптихах) фигуры апостолов, евангелистов, святых располагаются справа и слева от главной композиции (например, «Распятия»).
Курфюрст Максимилиан I буквально насильно выманил её у нюрнбержцев. Под изображениями апостолов И. Нейдерфер начертал строки из евангелий апостолов, содержащие предостережения от соблазнительных слов лжепророков: высказывание апостола Петра, предостерегающее от «ложных пророков», которые «ради жадности будут к вам приступать с вымышленными словами слова Иоанна о том же, цитаты из евангелий апостолов Павла и Марка еще конкретнее: «В последние времена наступят ужасные дни. Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое содержание.
Фигура Павла доминирует в правой части диптиха. Дюрер создаёт их в надежде подать совершенный пример человеческих характеров и умов, устремлённых в высокие сферы духа. Если предположить, что в центре должна быть Мадонна, то и эта гипотеза не может быть приемлемой в виду ясно выраженного протестантского духа «Четырех апостолов» и надписей под ними. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой Марк и Павел.
По дюреровской картине можно даже проследить иерархию темпераментов. И его (тебя) ждет жестокая кара. Его послания общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета. Так картина воспринимается и поныне.
Во времена Дюрера считалось, что это темперамент гениальных людей. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На каждой из досок выдвинута на первый план и выделена цветом одна из фигур. На каждой из досок выдвинута на первый план и выделена цветом одна из фигур. Однако курфюрст велел отпилить еретический текст и отослать обратно рамы.
Сейчас этого изречения, посетители мюнхенской Старой пинакотеки, где хранятся «Четыре апостола», уже не увидят: доска с надписью была отпилена по приказанию одного из «мирских правителей». Иоанн Богослов – один из 12 апостолов.
Итак, перед нами четыре мужа, оплот христианской церкви. Однако тут возникает вот какое препятствие: на левой доске уже изображен апостол Иоанн, присутствие которого у креста по иконографии обязательно. Он всегда с ключами от Царствия Небесного. Но его Гений и его произведения являются точным отражением той бурной эпохи. Радикалы же требовали самых коренных изменений – вплоть до пересмотра Священного писания.
Угрюмый Павел с мечом и Библией в руках представляет меланхолический темперамент. Угрюмый Павел с мечом и Библией в руках представляет меланхолический темперамент. К тому же его, зажиточного и высокочтимого бюргера, пугали народные выступления. Угрюмый Павел с мечом и Библией в руках представляет меланхолический темперамент.
Только в 1922г. Как в Испании, в Германии, во Фландрии. И в то же время два крупных контрастных пятна, красное и белое, придают картинам строгость и предельный лаконизм, заставляя зрителя сосредоточиться на главном – лицах.
В письме городскому совету мастер писал, что в эту работу он «вложил больше старания, чем в какую-либо другую живопись». К тому же Реформация быстро превратилась в социально-политическое движение, в котором крестьяне и городские низы требовали отмены десятины и возврата к «примитивной религии». Столь горячо и преданно смотрят на вождя, ожидая поучения или команды. Разъединенные по отдельности, они производят впечатление незаконченное и неспокойное.
Однако несмотря на то, что курфюрст был горячим поклонником творчества Дюрера, он не мог смириться с «еретическими и оскорбительными» надписями, вот таким образом венценосный ценитель искусств приказал их отпилить (. ) и отослать обратно в Нюрнберг. Перед нами картина «Четыре Апостола». Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов. 57 x 45 см.
Дюрер знал, что погромы были произведены фанатиками, требующими удаления из храмов всех изображений святых, апостолов, всех украшений, всего того, что «оскорбляет» евангельскую простоту раннего христианства. К меланхоликам художник относил и самого себя, его особое влечение к этому темпераменту подтверждает известная гравюра «Меланхолия» (1514г. ). В Венеции А. Дюрер написал свою знаменитую картину «Мучение святого Варфоломея», которую ему заказали для собора Святого Марка. Композиция Дюрера стала произведением новой – протестантской – эпохи. Уже первая картина А. Дюрера «Орфей» принесла ему известность, а потом стала распространяться и его слава гравера.
Композиционно они тесно спаяны вместе: духовно они кажутся совершенно едиными. Это произведение имело для художника огромное значение. Так картина воспринимается и поныне. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу.
Внизу – цитата из 2-го послания Петра: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучителя, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель». Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое содержание. Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов. Однако курфюрст велел отпилить еретический текст и отослать обратно рамы. «В начале было Слово».
Только в 1922году створки и текст были вновь восстановлены в авторских старинных рамах.
Именно вот таким образом Шпрингер выдвинул гипотезу, что посередине должно быть Распятие. Но божественное слово истины всегда выше тиранов и лжепророков. Итак, перед нами четыре мужа, оплот христианской церкви.
Он один из величайших гравёров всех времён, его «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513г. ), «Святой Иероним» (1514г. ), «Меланхолия» (1514г. ) по сей день являются признанными образцами сложного искусства гравировки. Темпераменты подчинялись влиянию небесных светил и означали наклонность и способность человека к тем или иным занятиям. Против каких же лжепророков столь настойчиво предостерегал сограждан Дюрер. Давайте пройдем в зал II. Дюрер был умеренным сторонником Реформации. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой— Марк и Павел.
Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Картина— диптих— состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. Только в Библии, где ни слова ни убавить, ни прибавить, Альбрехт Дюрер видит твердую основу, на которую следует опираться. Курфюрст Максимилиан, в чьи руки впоследствии попала картина «Четыре апостола», понял точный смысл надписи художника и велел отпилить ее. Осенью 1526 года Альбрехт Дюрер преподнес обе доски городскому совету Нюрнберга со словами: «Я никого не считаю более достойным сохранить на память мою картину, на которую я потратил больше труда, чем на какие-либо другие, нежели вашу мудрость».
На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел. Можно не иметь понятия о том, что начертано у ног апостолов витиеватым готическим шрифтом.
Каллиграф И. Нейдерфер, друг и соратник А. Дюрера, писал, что в образах апостолов художник хотел изобразить четыре темперамента. Но его Гений и его произведения являются точным отражением той бурной эпохи. Германия. Радикалы же требовали самых коренных изменений – вплоть до пересмотра Священного писания. Будут люди, которые опираются только на себя, жадные, гордые, надменные, нечестивые, родителям непослушные, неблагодарные, всем мешающие, насильники, нецеломудренные, недобрые, дикие, предатели, кощунственники, самодовольные".
Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое содержание. Глаза Марка горят, как у не ведающего сомнений фанатика. (Учение о темпераментах было чрезвычайно популярным во времена Дюрера и известно, что художник очень интересовался им). Осенью 1526 года Альбрехт Дюрер преподнес обе доски городскому совету Нюрнберга со словами: «Я никого не считаю более достойным сохранить на память мою картину, на которую я потратил больше труда, чем на какие-либо другие, нежели вашу мудрость». Композиционно обе части картины связаны в одно целое.
Удивительная эпоха, когда средневековый человек вдруг осознал, что слова «образ и подобие божие» – это не наследственный титул, а суровая и почётная обязанность.
Но это только Италия, а что же остальная Европа, где тоже ждут перемен. Марк, так же, как и Павел, олицетворяет средний возраст человека. Сюжет – апостолы Иоанн, Петр, Павел и евангелист Марк – вполне традиционный (хотя, как мы увидим позднее, здесь есть нюансы, свидетельствующие о протестантских симпатиях художника).
Узнав об этом, А. Дюрер предпринял путешествие из родного Нюрнберга в Венецию. апостолы изображены практически в человеческий рост. Угрюмый Павел с мечом и Библией в руках представляет меланхолический темперамент. Пятидесятипятилетний художник чувствовал, что его силы на исходе и задумал сделать прощальный подарок своему родному городу Нюрнбергу. Обычно такой дидактизм не идет на пользу искусству, но «Четыре апостола» – исключение из правила. Фигура Павла доминирует в правой части диптиха. Это произведение имело для художника огромное значение.
В Венеции А. Дюрер написал свою знаменитую картину «Мучение святого Варфоломея», которую ему заказали для собора Святого Марка. Каждый, кто знаком с диптихом Дюрера в репродукциях, наверняка изумится, увидев оригинал в зале мюнхенской Старой Пинакотеки. Эта композиция и поныне остается самым волнующим и неизменно актуальным творением Дюрера.