Демидов Левицкий

Портрет Прокопия Акинфиевича Демидова является лучшим произведением выдающегося мастера живописи Дмитрия Григорьевича Левицкого в так называемой опекунской серии. Портрет П. А. Демидова — наиболее «картинный» из всех произведений Дмитрия Левицкого. Д. левицкий обладал даром увидеть и передать на полотне особенности духовного мира и физического облика любого человека, будь то известный богач Демидов или воспитанница Смольного института благородных девиц. В своей картине Левицкий используя позу Демидова, его одеяние предельно возможную для парадного портрета выразительность лица (в котором – насмешка и величие, мудрость и грусть), набор предметов-аллегорий составляет развернутое повествование о яркой, неоднозначной личности.

Четкость пластических объемов, определенность линейных контуров, большую гладкость живописи по сравнению с абсолютно иными принципами живописи Рокотова мы видим и в портрете Ивана Ларионовича Воронцова (правда, рокотовский портрет не окончен, но мы уже ощущаем неопределенность состояния модели, ее задумчивость, мечтательность). Живопись сочная, материальная, плотная, на рентгенограмме видно множество правок. Живавший за границей и принимавший в своём доме императора Священной Римской империи, П. А. Демидов тем не менее бравировал своей рускостью, уснащал свои письма словечками вроде «таперя», «войтить», «коностас», а ещё более того едкими и не всегда пристойными шутками.

Он не уставал повторять, что происходит от кузнеца и не совсем доверял чиновным дворянам, которые (по его выражению) «водят за нос» таких, как он, «мохнорылых». Художник строит богатую гамму серо-зеленых, жемчужных и розовых тонов. Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786) происходил из семьи крупнейшего уральского горнозаводчика А. Н.

Именно в тот период ее запечатлел художник в первом портрете. Эти подробности говорят о личных склонностях представленного человека, чертах его частной жизни. Он так прославился своими чудачествами, что была даже выпущена книга «Русский чудак XVIII столетия». Девочки разных возрастов изображены и просто позирующими (таков первый портрет самых маленьких – Н. М. Давыдовой и Ф. С. Ржевской художник словно нащупывает свой путь) и танцующими (Е. Отделяющая его от зрителя дистанция не выражает сословного превосходства прямо, как в парадных портретах.

  1. Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  2. Прокофий Демидов, чудак и филантроп
  3. Портрет Демидова кисти художника Левицкого
  4. Литературно-исторические заметки юного техника
  5. Левицкий Дмитрий Георгиевич (1735-1822)

Такую "гармонию души и тела" и хочет передать художник. Обстоятельно, подробно рассказывают о Кокоринове окружающие его предметы. Наконец, вдоволь натешившись над отчаявшейся просительницей, он вкрадчиво сказал: «Не дать ли тебе, матушка, золотом, а то чай медь-то неудобно нести. » Та с радостью согласилась.

Сказав о Демидове дурное, не премину сказать и хорошее. То-то хохотала Москва.

Вокруг аксессуары, которые несут большую смысловую нагрузку. Не только лакеи, кучера, форейторы нацепили эту стеклянную невидаль. Вот какой непростой человек заказал свой портрет художнику Левицкому. Известно, что Екатерина была недовольна выполненным заказом.

Певица изображена в костюме поселянки. камерные портреты преобладают у Левицкого над всеми другими видами изображений. Но не только своими щедрыми подношениями прославился герой портрета.

  1. Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова
  2. Описание картины «Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова»
  3. Картины – Третьяковская галерея – фото
  4. Левицкий Дмитрий Григорьевич – русский художник-портретист

Умер Левицкий в 1822 г., надолго пережив свою эпоху и собственную славу. Девушка была влюблена в архитектора, близкого друга Левицкого, но ее родители не соглашались, чтобы их дочь вышла замуж за «ремесленника». Особняком стоит в творчестве Левицкого так называемый «Портрет старика-священника». Чтобы увезти такое их количество, потребовалось бы не менее трех ломовых лошадей. Раскрытая книга олицетворяет пользу просвещения.

Г. Н. Левицкий стал для своего сына первым учителем, заложил в нем навыки высокого профессионального мастерства.

«Екатерина II — Законодательница» — своеобразная попытка Левицкого выйти за границы портретного жанра. Его московский дом был заполнен растениями. Похоронен Демидов был в соседнем с усадьбой Донском монастыре.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Демидов и ненаучные эксперименты
  3. О жизни и творчестве выдающихся художников
  4. Пожертвования Московскому университету
  5. Словари и энциклопедии на Академике

И. Молчанова). То же прославление жизни, то же восхищение молодым существом. Первые биографические сведения о нем принадлежат Якобу Штелину. Основным было деление на торжественные, парадные портреты и небольшие, камерные. Кокоринов запечатлен в обстановке рабочего кабинета. Постепенно происходит открытие истинно детского портрета.

Официальный блог 
Государственной 
Третьяковской галереи

А когда появилась мода на очки, Демидов и тут отличился. Демидова. Кроме того, передавая «демократические» черты облика Сеземова, художник в то же время дает нам почувствовать, что хотя перед нами и мужик, но мужик необыкновенный.

Строго по диагонали холста развернута фигура, голова чуть откинута, глаза смотрят немного утомленно, губы тронула легкая усмешка. Немногочисленные друзья пытались облегчить положение старого мастера.

В портрете Демидова они имеют несколько другое значение. Девочки-подростки Е. Н. Хованская и Е. Н. Хрущева, наряженные пастушкой и пастушком, разыгрывают сценку из пасторали. Такой портрет называют парадным. В некоторых портретах модели помещены на нейтральном фоне ("Ржевская и Давыдова", "Алымова"), другие – на фоне театрального задника, условного театрального пейзажа изображающего парковую природу. Но с учениками загвоздка вышла.

Многое, конечно, было и абсурдным в этом воспитании (за все время обучения их не отпускали домой, они редко могли видеться с родными и лишь в присутствии воспитательницы их представления были далеки от реальной жизни, недаром ходил анекдот о "смольнянках", спрашивающих, на каком дереве растут булки). Эффектный жест руки, обращенный. Но Демидов показывает рукой на горшки с выращенными им цветами.

Удивил он сограждан и своими дугами: две гигантские лошади шли в коренниках, два осла впереди, один форейтор был карликом-пигмеем, а второй был таким громадным верзилой, что его длинные ноги по мостовой тащились. Три других портрета составляют единое целое по композиции и колористическому решению. В 1770 г. работы Левицкого имели большой успех на ежегодной летней академической выставке. В ту пору Демидов пребывал в дистракции и дизеспере (как выражались тогда на смеси французского с нижегородским). Подчеркнуто неофициальный костюм означает негосударственный характер деятельности героя.

Нигде не служил и гордился этим, но получил чин действительного статского советника за благотворительную деятельность: основал в Москве Демидовское коммерческое училище (1772), вносил миллионные вклады в строительство Московского воспитательного дома, членом опекунского совета которого состоял. А как одета была его челядь – во сне не приснится. Но портрет вызывает неизменный интерес.

Левицкий же создал целую живописную поэму юности, "оду радости" юных. есть большие творческие удачи художника. «У меня было сто различных физиономий на день, смотря по предмету, каким я был занят. Однажды знакомая старуха попросила у Прокофия Акинфиевича взаймы тысячу рублей. (Кстати, пятнадцатилетняя «актриса» пользовалась такой любовью публики, что ее игра отмечалась в газетах, ей посвящали стихи. ). В ней он изложил в зашифрованном виде философские представления о роли просвещенного монарха.

изучение творчества мастера, так же как и вся историческая наука, несет на себе бремя вульгарносоциологических теорий. Изображение П. А. Демидова наиболее «картинное» из всех произведений Левицкого (за исключением написанного позднее «Портрета Екатерины II Законодательницы», 1783. Благородный овал лица. Слева от него размещался портрет Е. И. Молчановой, сидящей с раскрытой книгой.

На портрете Дени Дидро (1773–1774 Музей искусства и истории, Женева) изображен в домашнем одеянии кирпично-красного тона, без парика, с лицом немолодым и усталым. Однако имя его никогда не исчезало из памяти потомков. Современниками характеризовался как человек грубоватый и независимый настолько, что вызывал негодование Екатерины II, отзывавшейся о нём как о «дерзком болтуне». Изменилась цветовая гамма. он участвует в создании иконостаса двух московских храмов, также связанных с Екатериной, – церкви Кира и Иоанна на Солянке (в праздник этих святых произошел переворот 1762 г. ) и церкви великомученицы Екатерины на Большой Ордынке (святой патронессы императрицы). Другим примером костюмизации является портрет дочери Левицкого Агафьи в русской одежде (1785 г. ). Однако чудотворное сияние вокруг Христа помешало художнику запечатлеть его облик и тогда Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором чудесным образом отпечатался его лик – Нерукотворный Образ.

Такой подход позволяет художнику далеко отступать от привычного для его времени канона. Прокофий Акинфиевич не отказывал никому, но не упускал случая позабавиться. Взрослые ситуации, в которые они поставлены, дают художнику возможность раскрыть истинные свойства, в том числе и возрастные, через призму поведения в заданной роли. Было оно учреждено в 1772 г. в Москве на его деньги.

и М. А. Митрофановых (1790-е гг. ). Откровенная демонстративность избранной для портретирования ситуации усиливает остроту и необычность характеристики героя. У меня лицо, которое обманывает художника». Работал Г. Н. Левицкий по заказам Киевской духовной академии, которая в первой половине XVIII в. была одним важнейших художественных центров Украины. Целью, к которой стремилась императрица в своей деятельности на педагогической ниве, было создание «новой породы» людей, свободных от пороков общества.

Н. Хованская и Е. Н. Хрущова), музицирующими (Г. В духе традиционных портретов государственных мужей написаны портреты А. М. Голицына (1772 г. ) и А. Д. Ланского (1782 г. ). Колористически портрет построен так, как художник писал в 1770-е гг., – на сочетании зеленоватых, голубых, золотистых, жемчужно-серых оттенков с излюбленными розоватыми.

Еще бы.

Бьют часы. Левицкий стар, болен и катастрофически теряет зрение. Храповицкий получил известность благодаря своему «Дневнику», в котором описал жизнь императрицы на протяжении нескольких лет.

Через 20 лет, уступая настойчивым просьбам друзей, он вошел в художественный совет Академии (1807), но к службе в ней уже не вернулся. Это обстоятельство свидетельствует, что он уже пользовался уважением и известностью. Об умении художника "воссоздавать людей" писал А. М. Эфрос. О московских чудачествах Демидова ходили легенды. Среди произведений молодого Левицкого надо назвать замечательный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769) директора Академии художеств и одного из создателей ее великолепного здания на Васильевском острове.

Одни из них покоряют образом пленительной юности, как "И. Девушки старшего возраста запечатлены в четырех портретах. Современники отзывались о нем как о человеке грубоватом и независимом настолько, что Екатерина II называла его «дерзким болтуном».

Демидов у Левицкого стоит торжественно, как на парадном портрете. Кокоринов не был знатным человеком, принадлежащим к верхушке правящего сословия. В его камерных портретах заметно берет верх трезвое, объективное отношение к модели.

Да, читатель, не спорю, Демидов был отчаянный самодур, но дураком никогда не был. У Левицкого можно найти такой пример: это портрет супружеской четы В. Н. Таков портрет Анны Давиа Бернуцци, примадонны итальянской оперы-буфф в Петербурге (1782 г. ). Художник добивается здесь большой полноты характеристики портретируемого. живое, постоянно меняющееся выражение его лица, удалось схватить только этим художникам.

Несомненно, не без влияния и ведома Антропова Левицкий уезжает за учителем в Петербург, где и числится в его учениках до 1764 г. С конца 1750-х гг. За портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова (1769, ГРМ) Левицкий получил звание академика. Таким он выглядит на парадных портретах первой половины и середины XVIII в. С возникновением камерного портрета многие свойства образов взрослых людей были перенесены и на детей. В схеме репрезентативного портрета решен Левицким и другой образ – Прокофия Акинфиевича Демидова (1773, ГТГ).

Вместе с тем известны случаи, когда Демидов делал крупные пожертвования избегая огласки. Характеристика индивидуальности становится более обобщенной, в ней подчеркиваются типические черты. на фарфоровые горшки с цветами.

С началом нового столетия первенствующую роль предстояло сыграть уже другим мастерам. Похоронен Демидов был в соседнем с усадьбой Донском монастыре.

«Этот портрет параден по своим задачам. Знатных людей обычно изображали в величественной позе, наряженными в богатые одежды. Такой самодовлеющий артистизм является уникальным случаем в русском камерном портрете, для которого этическое, как и эстетическое, всегда было важнейшей составной частью портретного идеала. В конце 1920-х и в 1930-е гг. Однако, по сути, художник далеко отходит от привычного истолкования образа императрицы. С портрета смотрит чуть полноватый мужчина в самом расцвете сил.

Старческие лица у него – "нечто исчерпанное, как обесцвеченная и почти изжившая себя материя" (слова О. С. Евангуловой и А. А. Карева о портрете Васильевой). Именно такой изображена на портрете Мария Алексеевна Дьякова (1778, ГТГ на обороте холста по-французски выраженное графом Сегюром восхищение моделью), будущая жена архитектора Н. А. Львова, к кругу которого принадлежал художник. А со спесивыми улаживаюсь всякими пристойными неправдами. Но это и шаг на пути углубления характеристики. «Смолянка» Екатерина Нелидова запечатлена в своей лучшей роли — служанки Сербины из оперы Перголези»Служанка — госпожа», в которой рассказывается, как ловкая горничная сумела добиться сердечного расположения своего господина, а затем и брака с ним. Своеобразным пиком творчества Левицкого стал портрет Урсулы Мнишек, жены литовского коронного маршала М. Мнишека (1782 г. ).

Хоша план видит, да как баран головой трясет. Однако старуха все же взялась отсчитывать нужную ей сумму. К концу XVIII в. деятельность Левицкого ослабевает. Сопоставление в парных портретах двух образов усиливает и оттеняет их непохожесть.

Один из его современников, редактор «Русского вестника» П. Бартенев, характеризуя его жизнь и деятельность, писал: «Он был одним из своеобразнейших лиц чудного XVIII столетия, человек во всех отношениях достопамятный. Демидов подумал и велел встать чиновнику на четвереньки. Он был знаменит своими чудачествами.

Демидов получил в Гамбурге. Костюм парадный, но на голове домашний колпак насмешливый умный взгляд и провалившийся беззубый рот: сам заказчик настаивал на таком «реализме» или художник остался верен себе. В конце концов ее настойчивость победила. Следует отметить, что в русской живописи очень редко встречаются камерные двойные портреты.

Насредства Павла Григорьевича (правнука Никиты) была основана кафедра натуральной истории (ныне Зоологический музей МГУ) иМузей естественной истории (Геологический музейим. Началась самая плодотворная полоса его творчества. В 1790-е гг. Заказ имел в виду, конечно, парадные портреты. Он собрал редкостный гербарий изучал жизнь пчел. На такие концерты съезжалась петербургская знать, нередко во главе с самой императрицей.

Прокофий Акинфиевич не уставал повторять, что происходит от кузнеца и не доверяет чиновным дворянам, которые «водят за нос» таких, как он, «мохнорылых». Как в волшебное зеркало глядим в полотно. Некрасивое толстогубое лицо (сколькими сетованиями на свою наружность из-за которой его называли "губаном", "разиней" и пр., полны благоуханные его мемуары "Капище моего сердца". ) отражает те черты, которыми Долгорукий определил самого себя: "По наружности я был чист, румян, но дурен лицом и обезображен от природы. Если он выдерживал испытание, то получал в награду несколько тысяч рублей. / В него с искусством ум Левицкого вложен".

Осуществление этой слегка утопической идеи возлагалось, в частности, на Смольный институт. 1780-х, Нижегородский художественный музей). На его заводах беспощадно угнетали рабочих. Умер Прокофий Акинфиевич Демидов в Москве 4 ноября 1788 года.

В портрете Демидова Левицкий как бы расширил возможности парадного портрета, создав в его рамках внесословный тип. Среди портретов 1780-х гг. Девочки в течение всего пребывания в институте учились музыке, языкам, танцам, пению, светским манерам – "галанту". Именно за это десятилетие он и "переписал" в основном весь петербургский свет. Он покидает Петербург ради Москвы лишь дважды.

Демидов очень любил природу, подолгу работал в своем саду. Камерный портрет сложился в России к середине XVIII в. — позже других видов портрета. В верхнем сегменте изображен Христос Ветхий Деньми (Ветхий Днями)– особый иконографический тип, который считается ветхозаветным прообразом Христа.

Известны многочисленные примеры его «изобретательности», наподобие демидовского «выезда», состоявшего из колымаги ярко-оранжевого цвета, трех пар лошадей (одной — крупной и двух — мелкой породы) и форейторов — карлика и великана. Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (настоле лежат очень дорогие потем временам луковицы тюльпанов ираскрытая научная книга). Эта ясно читаемая аллегория бережного, тщательного, умелого воспитания. Особо любил ботанику.

В 1769 г. Левицкий окончательно поселился в Петербурге. Левицкому и было поручено запечатлеть наиболее отличившихся участниц публичных выступлений. Среди его родоначальников был и учитель Левицкого Антропов. Лицо Кокоринова, с вежливой улыбкой и выражением горделивого спокойствия, обращено к зрителям.

В портретной живописи сложились определенные образные каноны. Когда же одна из них посмела заявить, что хочет выйти за дворянина, Порфирий Акинфиевич поместил на дверях своего дома объявление, что у него «есть дочь дворянка и не желает ли кто-нибудь из дворян на ней жениться. ». Тогда они тайно обвенчались. Академик Паллас целый месяц прожил в его подмосковном доме, составляя «Каталог растениям находящимся в Москве в саду его превосходительства, действительнаго статскаго советника и Императорскаго Воспитательнаго дома знаменитаго благодетеля, Прокопия Акинфиевича Демидова» (1781). Они необходимы – и как фон и как деталь, многое объясняющие в жизни Прокофия Акинфиевича.

Во втором портрете темные звучные тона делают колорит напряженным, чуть жестковатым. И все в очках.

Таков, например, камерный портрет бывшей фрейлины Екатерины II А. С. Протасовой. Он нередко жалуется на ухудшение зрения и невозможность продолжать работу. Дань преромантическим тенденциям отдал Левицкий в портрете Ф. П. Макеровского (1789 г. ).

Все они построены по уже сложившейся схеме решения парадного портрета. На это ей пришлось потратить весь день. Большинство искусствоведов предполагает, что центральным пятном был портрет Левшиной (любимицы императрицы), с одной стороны от него располагались портреты Ржевской и Давыдовой, Нелидовой, Хованской и Хрущевой, по другую сторону – портреты Борщевой, Молчановой, Алымовой.

преобладают различные варианты парадных портретов. Отсвет этого идеала ложится на самых разных по натуре людей. Закончил его художник в 1773 году. Грациозный поворот корпуса подчинен ее изящному плавному движению. Зимой 1773/74 г. в Петербург приехал приглашенный императрицей и обласканный ею Дени Дидро.

Цветом лепится объем, подчеркивается трехмерность, вещественность. Этот период (1771–1787), когда проявились и прекрасные педагогические способности мастера, – как раз наиболее плодотворный и интенсивный этап его творческой жизни. Их ровесница Е. И. Нелидова (тоже в пастушеском платье) исполняет грациозное па менуэта.

Это были 7 крупноформатных произведений, выполненных в 1773 — 1776 годах. М., 1964). Образование П. А. отражается в мужских и женских образах как бы различными своими сторонами.

В «Портрете Урсулы Мнишек» поражает отточенное до виртуозности мастерство художника, который добивается нужного эффекта последовательной системой приемов. Это характер еще до конца не сформированный, полный ожидания со взрослой жизнью.

Отставка его была тут же принята и он тоже вышел "без достойного вознаграждения". Левицкий был одним из тех немногих (если не единственным) живописцев XVIII в., о ком заговорили еще при жизни (правда, в основном иностранцы: путешественники Иоганн Бернулли III и граф Фортиа де Пиль историк искусства Фиорилло) из соотечественников – поэты К. Н. Батюшков и М. Н. Муравьев, коллекционер Павел Свиньин. Пора. «Одиночество» героя в камерном портрете XVIII в. имеет принципиальный характер: образ всегда строится с расчетом на присутствие зрителя, современника и потомка, ради которого герой и демонстрирует себя в самых лучших своих качествах.

Рассказывают, что с московскими дамами, которые тайком рвали редкие цветы в его любимом саду, Прокофий Акинфиевич расправлялся по-демидовски. При Елизавете Петровне отличился тем, что сочинял ядовитые сатиры на высших особ двора.

И. Нелидова, Н. С. Борщова, А. П. Левшина), в пасторали (Е. Поза его со слегка откинутым назад корпусом выглядит удобной и естественной. Они (а это были в основном совсем не богатые дети среднего и мелкопоместного дворянства) приглашались во дворец или в дом попечителя института Бецкого.

Храповицкий находился на государственной службе, но увлекался литературной деятельностью. На демидовский выезд сбегались смотреть толпы. ВЭрмитаже издемидовского малахита — Золотая (Малахитовая) гостиная, атакже ротонда работы главного наполеоновского ювелира Томира, которую Анатолий Николаевич Демидов подарил России. Таковы портреты фрейлины Екатерины II П. Н. Репниной (1781 г. ), жены директора придворной певческой капеллы А. А. Полторацкой (около 1780 г. ) и другие. Социальная же основа такого убеждения оказывается глубоко затаенной, сословность остается как бы подводным течением образа.

Мария склонила голову в знак повиновения Божьей воле. Дама неопределенного возраста, одетая по моде конца 1790-х гг., представлена на фоне чуть намеченного пейзажа — подобный мотив распространился в портретной живописи этого времени. Тем же величественным жестом, что и Кокоринов, Демидов "указует" на горшок с цветами.

Он тут же пожаловал к Демидову. Известны многочисленные примеры его «изобретательности», наподобие демидовского «выезда», состоявшего из колымаги ярко-оранжевого цвета, трех пар лошадей (одной — крупной и двух — мелкой породы) и форейторов — карлика и великана. имеется один, стоящий несколько особняком и называемый по-разному: портретом священника или портретом Г. К. Левицкого, отца художника (1779, ГТГ). Либо, как в портрете старика-священника, они вызывают щемящую жалость и нежность (потому и допускают исследователи мысль, что это изображение отца художника, хотя тот умер за 10 лет до времени создания портрета). Сеземов широким жестом указывает на бумагу, которую держит в руке.

Левицкий – верный ученик Антропова, живописца, который прямо говорил, что не любит писать молодые лица (они кажутся ему кукольными) и предпочитает лица стариков, наделенных всеми приметами времени. В то время медяки были очень тяжеловесными. Странный получился портрет. Но уже в 1840-е гг.

Вернадского). М. Долгорукий" (1782, Киевский музей русского искусства), написанный в год, когда простого армейского прапорщика перевели в гвардейский Семеновский полк, в мундире которого модель и запечатлена на холсте. За одну из них — портрет архитектора А. Ф. Кокоринова — Левицкому присуждено звание академика. Атласная одежда Демидова сверкает и переливается алыми и серебристыми оттенками.

Да и одет Демидов по-домашнему. Портреты смолянок представляют собою ансамбль из семи полотен. Общечеловеческий по содержанию портретный идеал камерного изображения 1780-1790-х гг.

Чем-то неуловимо похожими между собой становятся на портретах жизнерадостная, беспорядочная барыня Е. А. Бакунина (1782, ГТГ) и по-немецки чопорная и сдержанная Доротея Шмидт (нач. Гордо посаженная головка. В 1775 г. он произведен в советники Академии. Его отец Г. Н. Левицкий был священником и гравером, получил хорошее образование, в молодости посетил Западную Европу. В ряду камерных портретов 1770-х гг. Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786) – старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, в нарушение традиций большого парадного портрета представлен в домашнем шелковом халате в образе садовника, указывающего на оранжерейные цветы.

Живавший за границей и принимавший в своём доме императора Священной Римской империи, П. А. Демидов тем не менее бравировал своей рускостью, уснащал свои письма словечками вроде «таперя», «войтить», «коностас», а ещё более того едкими и не всегда пристойными шутками5. Причудливым сплетением традиционно-парадных и неожиданных черт отмечен его портрет. П. А. Учился в Гамбурге, где воспитывал и своих сыновей. В 1771 г. Левицкий возглавил портретный класс и бессменно руководил им до 1787 г. В XVIII в. существовала система разнообразных видов портретного изображения, каждый из которых имел собственные задачи и средства их достижения. Ихдетали были отлиты насемейном Нижнетагильском заводе порисункам Котлярова.

Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. Этот человек имел репутацию чудака, благотворителя и любителя садоводства и был явно неординарной личностью в своей среде.

Он ни с кем не считался, оскорблял и унижал людей. Но это большое однотонное пятно (особенно в портретах Молчановой и Алымовой) полно тончайшей игры оттенков и света. Очевидно, портрет Сеземова создан для того, чтобы рассказать об общественных добродетелях богатого откупщика — его щедрой благотворительности, его заботе о «сирых и бездомных». Первая попытка определить художника "во времени и пространстве" предпринимается в работах "История русского искусства XVIII века" Н. Н. Коваленской (1940) и "История русского искусства XVIII века" Г. В. Жидкова (1951). В построении композиции портрета просле живаются традиции парадного изображения. Потом забрался на него и велел возить по комнате.

Что сделал Демидов. С 1762 г. Левицкий становится самостоятельным мастером, ему поручается выполнение государственных и частных заказов. Левицкий владел всеми формами портрета — от парадного до камерного. Заставил всю прислугу их надеть. Вмиг изображение переносит нас через два столетия. И на столе перед ним не шлем и не шпага полководца, не свернутые свитком государственные бумаги, а ученый труд по ботанике, луковица какого-то цветка и лейка. Возможно интимность, которая привлекала Дидро в миниатюре Гарана, нравилась ему и у Левицкого (хотя документальных свидетельств оценки самого философа мы не имеем кроме того, портрет не был им увезен в Париж, как считалось ранее, а согласно новым исследованиям, попал в Женеву много позже, в XIX в. ).

На многие годы он связал свою деятельность с Академией художеств. От его руки исходил луч (не сохранился), проникающий в лоно Богородицы. Одной из интереснейших проблем камерного портрета является изображение детей. В ее взгляде чувствуется усталость, в улыбке проскальзывает горечь. Он уже немолод, но подтянут и не утратил строгой прямой осанки.

В первом портрете мягкие краски в гармоничной тональности. Богатство сделало из Демидова самодура, угождавшего всякой своей прихоти. Сеземов — «села Выжигина поселянин», — как сообщает надпись, сделанная на обороте холста, на котором написан портрет, был крепостным графа П. Б. Шереметева.

Его дом на Басманной улице был обшит железом, а в стенах были скрыты маленькие органчики. Однако, художник, работая над портретами, подошел к решению задачи абсолютно неожиданно. Но вначале он был известен как мастер парадного портрета.

Нестор Кукольник призывал спасать забытые и полузабытые имена русских художников XVIII в. Левицкому, правда и в XIX в. повезло более других именитых современников: на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 г. было представлено пять его портретов ("Екатерина-законодательница", портрет старика-священника и три портрета "смольнянок"), вызвавших отклик в Европе, а первый серьезный отечественный исследователь искусства XVIII в. П. Н. Время наибольшей славы Левицкого приходится на 1780-е гг. Став откупщиком, он благодаря своему уму, предприимчивости, энергии нажил огромное состояние, что позволило Сеземову заняться широкой благотворительностью. Блестяще написанный, он интересен во многих отношениях. Левицкий передает полное душевное растворение Нелидовой в сценическом действии.

Поза его торжественна и величава. Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786)– старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, внарушение традиций большого парадного портрета представлен вдомашнем шелковом халате вобразе садовника, указывающего наоранжерейные цветы. Его увлекла непосредственность девушек искренность, с которой они играли свою роль. С. 105).

Родной брат Никита (тот самый, что перед Бироном холопствовал) пощады к людям не ведал и хотя он известен у нас перепиской с Вольтером, но людские страдания были для него пустым звуком. Москва покатывалась со смеху. Девушки — «смолянки» изображены в образе пастушка и пастушки, которые играют грациозную пастораль. Левицкий родился на Украине, в семье священника и гравера, близкого к кругам Киевской духовной академии ("русской Сорбонны, которая блестяще расцвела в борьбе с католичеством, так остроумно пользуясь при этом опаснейшими орудиями противников – наукой и образованностью", – как писал А. Н. Бенуа в своей "Истории русской живописи в XIX веке") и Киево-Печерской типографии.

Живописная маэстрия усиливает сложность характеристики модели (Кокоринов после смерти Шувалова обострил до крайности отношения с Бецким, отсюда не подкрепленная документально версия о самоубийстве Кокоринова на чердаке здания Академии им же построенного во всяком случае, факт достоверный, что Бецкой запретил студентам идти на похороны Кокоринова). Улыбка Урсулы означает конец сеанса. П. В. Бакунин Старшой на портрете полон сдержанного достоинства и уверенности в себе.

Но все это скрывается под маской светской любезности и величавости. Очень выразительна поза Демидова, в ней ощущается какое-то небрежное изящество. На портрете в полный рост изображен пожилой человек в роскошном домашнем одеянии. В 1785 году он написал серьезный трактат «Об уходе за пчелами».

Стал тут миллионер думу думать. А слугам было велено ходить в очках и на одной ноге иметь онучу и лапоть, на другой — чулок и башмак. Только в 1964 г. Ощущается, что ей пришлось столкнуться с чем-то трудным, тяжелым. широкой и толстой губой, по которой.

Другой дар Демидовых Петербургу— малахитовые иконостас иколонны Исаакиевского собора. После расчистки и реставрации было установлено, что «Звенигородский чин» – это, возможно, часть иконостаса этого собора и самое раннее из дошедших до нас произведений Андрея Рублева. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг. ) родился на Украине.

Мальчик запечатлен в маскарадном костюме. Там можно было встретить заморские растения, попугаев и даже орангутангов. И. Алымова), с книгой в руках (Е. Высокая напудренная прическа.

Но развеска к XIX в. по сравнению со временем Левицкого могла быть неоднократно изменена, так что вряд ли этот документ проливает свет на вопрос размещения портретов. В пары объединялись обычно портреты супругов иногда братьев и сестер. Мы собрали несколько историй из жизни этого неординарного человека. Легкой грустью веет от задумчивого лица юноши, кажется, целиком ушедшего в собственные мысли. А. П. Левшина в театральном платье остановилась в танце среди пышной дворцовой обстановки.

На его благодушном, но усталом лице улыбка, смеются и глаза – это сообщает портрету подлинную жизнь. Мимо проходил некто чиновник Станишевский, который решил воспользоваться данной ситуацией. Возможно именно таким и видел его художник, когда Дидро возвращался из дворца после длительных бесед с императрицей. Они шились из дорогих тканей и, по сути, мало отличались от маскарадного костюма. В портретах старших воспитанниц стержнем образной характеристики становится демонстрация того, сколь искусно овладели они достоинствами, необходимыми светской даме.

Хотя сам он воспитывался в Гамбурге и подолгу жил за границей, он бравировал своей «русскостью», уснащал свои письма словечками вроде «таперя», «войтить», «коностас», а ещё более того едкими и не всегда пристойными шутками. Она изображена в повороте, непринужденность которого выразительно подчеркивается золотистым боковым светом, упавшим на фигуру. Очень интересны с этой точки зрения портреты А. Ф. Кокоринова (1769), Б. В. Умского (1770), Н. А. Сеземова (1770).

Среди работ Левицкого особое место занимает аллегорическая композиция «Екатерина II — Законодательница в храме богини Правосудия» (1783 г. ). Те портреты, которые выдвигались в науке как "ранний Левицкий", ему определенно не принадлежат (например, портрет Е. Н. Чоглоковой, о чем подробнее см. : Гершензон-Чегодаева Н. М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. Чувствуется, что для нее представление — не повод продемонстрировать «изящные манеры», привитые в пансионе. Но где взять снег для такой прогулки.

Левицкий же, как и Рокотов, – только портретист. Судьба Левицкого не была иной. Обе девушки одеты в парадные платья из белого атласа. Скажу и далее о хорошем. Тщательно выписана орденская звезда на груди — свидетельство заслуг на жизненном поприще. Но, в первую очередь, он был большой чудак.

В противном случае его по уговору секли и выгоняли вон. Нежный колорит, в котором сочетаются светлые оливковые и бледно-розовые тона, мягкость светотеневых переходов являются важнейшими звеньями в общем решении образа. называли меня часто разиней. Левицкий создал ряд больших портретов в рост, в которых свободно преобразовал традиционные парадные формы. Он воплощает уже совсем новый тип живописца, с другим художественным мировоззрением. Произведение Левицкого можно рассматривать как одно из слагаемых более широкого явления.

Вместе с тем известны случаи, когда Демидов делал крупные пожертвования избегая огласки. Но, спросят меня, при чем на портрете сад и почему здесь лейка. Он не уставал повторять, что происходит от кузнеца и не совсем доверял чиновным дворянам, которые (по его выражению) «водят за нос» таких, как он, «мохнорылых»5.

Это различие является не просто результатом контрастности именно этих человеческих натур. В варьированной копии у Левицкого (конец 1780-х – нач. Вот портрет М. А. Львовой (1781 г. ), рожденной Дьяковой, жены Н. А. Львова, хозяйки дома, в котором собирались крупнейшие деятели культуры того времени.

В центре расположена фигура портретируемого, четко и объемно рисующаяся на фоне. Своей открытостью образ Долгорукого как бы продолжает образы "смольнянок", душевной тонкостью, умом – портреты Дьяковой и молодого Львова (к кружку которого Долгорукий, кстати, был близок в силу литературных интересов).

Первый портрет показывает восемнадцатилетнюю девушку, почти ровесницу «смолянок». Конечно, это не прямые аналогии: Левицкий много искуснее лепит пространство, фон у него наполнен воздухом и потому речь идет не о заимствованиях, а о мироощущении. Современниками характеризовался как человек грубоватый и независимый настолько, что вызывал негодование Екатерины II, отзывавшейся о нём как о «дерзком болтуне». Художник восхищен очарованием и юностью девушек. Петров назвал его "великим художником". За сие богоугодное дело и попал Прокофий Акинфиевич на полотно модного художника. Сохранился и портрет мужа Бакуниной.

Демидов поставлен во весь рост на фоне торжественных колонн и Воспитательного дома вдали, частично построенного на средства этого богатейшего заводчика-вельможи. Три более ранних портрета изображают учениц младшего и среднего возраста. Он говорил, что придет время – из-за границы будут ездить к нам учиться.

Демидов основал Коммерческое училище и Воспитательный дом в Москве, на фоне которого он и изображен на портрете Левицкого. В 1780-е гг. Он знает, что внизу ее ждет карета.

— неизвестно. Архитектор жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств. Например, выезжал на потеху всему Замоскворечью в колымаге, запряженной цугом и выкрашенной в дикие цвета, с форейторами разного роста (от великана до карлика), обряженными так же фантастически или заключал немыслимые пари (кто пролежит на спине год, не вставая целый час не моргнет, пока ему "меж глаз будут тыкать" и пр. ).

Вполне официальный костюм кажется несколько помятым и вольно-небрежным. И все-таки этот портрет — парадное, торжественное изображение человека. Он сотнями продавал крепостных крестьян. Правый портрет изображает Г. И. Алымову играющую на арфе. Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (на столе лежат очень дорогие по тем временам луковицы тюльпанов и раскрытая научная книга).

Левицкий создает серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц – "смольнянок" (семь портретов, все – ГРМ). А «простонародная» одежда из голубовато-зеленоватого шелка, отделанная золотисто-коричневым мехом, выглядит не менее дорогой и нарядной, чем любой роскошный костюм аристократа. В 1766–1768 гг. Между 1772 и 1776 гг.

Старческие изображения нечасто возникали в портретной живописи XVIII в. Но в «Портрете священника» чувствуются особая теплота отношения к модели, оттенок скорбной горечи при виде разрушений, которые причиняет человеку неумолимо уходящее время. При этом модель выступала в строго определенной социальной роли: монарха, военачальника, государственного деятеля. Роскошный туалет Кокоринова — шитый золотом камзол и отороченный мехом кафтан — служит свидетельством торжественности момента. СПб., 1864).

Разумеется, такие костюмы лишь в общих чертах подражали народной крестьянской одежде. А еще Демидов самозабвенно занимался благотворительностью.

Ребенок в XVIII в. трактовался обычно как маленький взрослый. На нем халат и ночной колпак. — портрет М. А. Дьяковой, будущей жены Н. А. Львова (1778 г. ). Однако всё же более всего Демидов был известен своими чудачествами. Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х гг. Характерна его фигура, уже заметно отяжелевшая. Художник спешит. Здесь на помощь художнику не приходят ни танец, ни пастораль, ни арфа, ни даже книга.

Второй портрет (1781) написан, когда молодой женщине исполнился 21 год, но она выглядит старше своих лет. ГРМ). Живописная поверхность доведена до эмалевой гладкости.

Одно из самых прекрасных полотен Левицкого 1770-х гг.

Непосредственным поводом для создания портрета было, возможно, замужество дочери. Но эти приметы возраста не лишают лицо значительности и достоинства. Портрет Дьяковой – как бы продолжение развития образов "смольнянок". В то же время сам великий философ отмечал, что написать его портрет чрезвычайно трудно. Этот портрет – развернутая просветительская программа. Примерно в эти же годы Левицкий выполнил почти миниатюрный портрет Николая Александровича Львова (конец 1770-х Москва, Литературный музей).

Левицкий хорошо знал свою модель и в портрете выразилось его теплое дружеское отношение к ней. Ни в одном портрете Левицкий не повторил больше такой композиции. Ясность характеристики вполне соответствует реальному облику модели, решительной и энергичной, смело распорядившейся (как мы увидим ниже) своей судьбой. Возможно, отец и был первым учителем Левицкого. ВглядимсяОвал.

черты образного строя.