Деревья Шишкин

Главное, что интересует Шишкина в природе родного края, – это деревья, леса, о которых он восторженно пишет в своем дорожном дневнике во время пребывания в Елабуге. Шишкин с особой тщательностью выписал стволы деревьев изображает дрожащие летний воздух, вводит в картину изгородь, которая вносит полноту, завершённость картины. Когда рассматриваешь рисунки Шишкина, с удивлением обнаруживаешь, что художник хорошо знал строение разных пород деревьев, кустарников, трав.

Прекрасным образцом объемно-пластической трактовки форм и своего рода вещественности в передаче предметного мира служит цюрихский этюд Шишкина Бревна (1864), где мелкими пастозными мазками художник с иллюзорной точностью фиксирует белую кору, темный срез дерева, форму и объем стволов. Иван Иванович Шишкин, с юности выезжавший на природу для изучения особенностей деревьев, трав, ландшафтов, признан авторитетным знатоком растительных форм.

Описание картины Ивана Шишкина «Упавшее дерево»

Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Облик этот был многолик. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон.

Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер.

Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). Ближе всего к зрителю – просторное поле. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.

Но счастье вновь отвернулось от художника. Вертикали пересекаются косыми линиями. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола.

Дерево шишкин: поиск 
слов по маске и 
определению

Дерево шишкин: поиск слов по маске и определению

На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. А художник, чтобы опять не потерять душевного покоя, приступил к работе над «Рожью» (1878 г. ).

Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец.

  1. Шедевры Ивана Шишкина: Самые известные картины великого русского пейзажиста
  2. Картины — Шишкин, Иван Иванович
  3. Художник Шишкин Иван Иванович: картины и их описание
  4. Смотреть галерею Шишкина Ивана Ивановича

Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина Вид на острове Валааме. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев.

Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. Рожь. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы). Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Автор настолько глубоко постиг натуру, что ему достаточно двух верно положенных мазков, чтобы передать характер того или иного предмета, например, пня на переднем плане.

  1. Самые знаменитые картины Шишкина
  2. Лесная природа в картинах Ивана Шишкина
  3. Иван Шишкин: жизнь и творчество художника
  4. Художник Иван Иванович Шишкин и его картины «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща» и другие
  5. Картина Сосновый лес, Шишкин, 1889
  6. Шишкин Иван ИвановичКартины и биография
  7. Художник Шишкин: картины с названиями
  8. Оценка, продажа и реализация картин Шишкина

Она оставила академию и начала заниматься с учениками Шишкина. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. Колорит здесь играет решающую роль.

Он напряженно работал, встречался с друзьями, нравился многим женщинам. Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.

Однако нельзя не вспомнить высказывания А. Т. Комаровой в связи с новой поездкой Шишкина в Париж в 1878 году о том, что он высоко ставил пейзажи Ж. Дюпре, Ш. Добиньи, К. Коро и в особенности Т. Руссо. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.

  1. ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ЧАСТЬ 1- ИВАН ШИШКИН
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Самостоятельная практика Шишкина
  5. «Полдень в окрестностях Москвы»
  6. Иван Шишкин Иван Иванович Шишкин русский художник пейзажист

От пейзажей «Вид на острове Валаам», «Сосна на Валааме» повеяло заброшенной, дикой красотой, мощной духовной силой, суровостью и величием природы. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе.

Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Русское богатство". Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.

  1. Вид вокрестностях Дюссельдорфа, 1865
  2. Сосны, освещенные солнцем, 1886
  3. «Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»
  4. «Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»
  5. 13 января (25 января – по новому стилю) 1832, Елабуга – 8 марта (20 марта) 1898, Петербург
  6. Известные произведения Шишкина Ивана Ивановича
  7. Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. По контрасту с погруженной в тень дорогой, появившейся из-за рощи и словно устремленной в сторону зрителя, ярко золотится край огромного, уходящего в даль поля. Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы.

В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Они давали богатый натурный материал. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин.

Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Среди долины ровныя. Он суров, величествен, но доступен.

  1. Интересные факты из жизни Ивана Шишкина
  2. О жизни и творчестве выдающихся художников
  3. Описание картин Шишкина и его художественного стиля
  4. Самые известные полотна Шишкина
  5. Полотно Шишкина «Утро в сосновом лесу»
  6. Как найти по фамилии участника ВОВ в современных архивах

Шишкин был членом кружка аквафортистов. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.

Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Сама эпоха 60-х годов выдвигала перед искусством и художником принципиально новые важные задачи, а жизнь на каждом шагу открывала перед ним богатый, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломки условных и обедненных приемов академической системы живописи, лишенной живого отношения к природе и чувства художественной правды.

Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. Мери-Хови. Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места.

Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Хотя последователей у Шишкина не оказалось, но к школе Шишкина на первых порах обращались почти все пейзажисты молодого поколения. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Он носит романтический характер. В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе.

  1. Кляр для рыбы: пошаговые и простые рецепты
  2. Секреты клавиатуры: как писать символами, которых нет на клавиатуре
  3. До скольки можно шуметь в квартире по закону РФ
  4. Гироскутер: что это такое, как выбрать и правильно им управлять
  5. Как избавиться от укусов комаров за 5 минут

А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни». В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием.

Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). Соединение искусства с наукой стало даже принципиальной установкой задуманного учащимися Академии художеств просветительского журнала. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Для Левитана же, создателя нового типа лирического, удивительно одухотворенного пейзажа, папоротники – это поэтический образ, который является лейтмотивом произведения, рождая определенное настроение.

  1. Как отследить местоположение телефона: реальные методы
  2. Иван Иванович Шишкин: картины с названиями, расположенные в Третьяковской галерее
  3. Направление в живописи художника
  4. Жизнь и творчество пейзажиста Ивана Шишкина, описание

Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания. Его первые пейзажи с натуры заслужили всеобщую похвалу. Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа.

Легкие тени скользят по коре, падают на землю. Изображена Кама близ Елабуги.

Через три года на основе этого этюда Шишкин создаст картину «Полдень» – бескрайний простор и воздух, напитанный покоем, покорят зрителей (это первое полотно Шишкина, приобретенное П. М. Третьяковым для своей галереи). Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, – делился Крамской с Васильевым, – по два, по три этюда в день катает, да каких сложных и абсолютно оканчивает1. Сиверская (1883. ). Много работал Шишкин и за границей.

В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением, несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. На косогоре (1880). Однако все его наброски предельно просты – сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег реки.

Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов.

Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Природа насыщена сырым воздухом. Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка. Хотя на самом деле мало кто может точно сказать, почему родилось это полотно. Быть грозе. «Утро в сосновом лесу» постоянно экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований.

Шедевры Ивана Шишкина: 
Самые известные 
картины великого

В торжественном слиянии просторов земли и высокого сияющего неба ощущаются элементы эпического понимания образа. Богато нюансирован цвет. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры.

В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Но можно ли рассматривать данный пейзаж как один из этапов на пути преодоления им черт академической условности и романтизма, как полагает один из исследователей творчества художника. К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем.

Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. Справа темнеет непроходимая чаща леса.

И в девяностые годы, в трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями в творчестве многих художников старшего поколения и возникающими в среде передвижников разногласиями, грозящими распадом всей организации, Шишкин оставался с теми, кто сохранял верность демократическим идеалам шестидесятых годов. Копии с него были обязательны в учебной практике не только Академии, но и московского училища. Одно из них – Сосна. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.

Привлеченный, как и ряд других художников, к работе над иллюстрациями для издания сочинений М. Ю. Лермонтова, Шишкин выбрал два стихотворения поэта. Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Знаменательна стала она и для развития пейзажа. Рисунок должен следовать за ней во всех ее прихотях формы».

Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Непогрешимая точность каждой линии, каждой мельчайшей черточки, которая требовалась при исполнении перовых рисунков, не допускающих исправлений и переделок, приучили художника к исключительной дисциплине руки. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел.

Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894). Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы.

Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. И масляными красками и графическими материалами художник владел в совершенстве, что довольно редко встречается среди творческих людей.

С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев.

Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках. А «Утро туманное» (1885 г. ) И. Н. Крамской назвал «одной из удачнейших вещей Шишкина».

Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота.

Шишкин обучался вначале в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче. Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах.

Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Но вернёмся к картине. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.

В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно. Впереди художника ждали новые достижения.

Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Думается, что можно. Валаам (1858, 59. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа.

С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Однако трактованы они с большей живописной свободой.

Задний фон мрачен. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля.

Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую.

Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, если только не главное, в среде русского искусства1. Несмотря на молчаливый нрав (товарищи дали ему прозвища: Монах, Семинарист), он имел множество друзей: А. Гине, В. Перов, Е. Ознобишин, К. Маковский. В январе 1893 г. после посещения, по желанию царя Александра III, беловежских лесов Шишкин выставил 58 этюдов (из них 17 «громадных»), наработанных за лето и осень.

Он высоко ценил ее талант и посоветовал серьезно заняться пейзажами цветов и растений (в 1887 г. даже сам издал альбом ее рисунков). Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Сестрорецк», сказал: «Да, вот это живопись.

Вот она символичность художника. Он писал друзьям: «Полюбить природу чужого народа – что изменить своей церкви».

В 1866 году Шишкин вернулся в Петербург досрочно, он очень скучал по родине и решил более не затягивать свою поездку. Сосны придают картине величественное звучание. Не позволяя себе раскиснуть, художник создавал одну картину за другой («Кама», «Дубки», «Вечер», «Речка», «Полесье», «Заря», «Ручей в березовом лесу», серия станковых рисунков). Рожь.

Все полно жизни. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890).

О его рисунках постепенно узнала вся школа. «Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника. Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г. ), а через год смерть унесла младшего – Константина. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева.

И вместе с тем произведение не носит камерного характера. Сейчас эти мечты стали явью. Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.

В переплетении стволов и сучьев, цветов и трав автор сумел выделить главное, обобщить второстепенное. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.

А их было немало. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье.

Может быть, автор думал иначе. Зрители и критики увидели, что Шишкин «не исписался, не выдохся и в колорите он истинный виртуоз».

Одна из фигур точно принадлежит женщине: мы видим платок, повязанный на голове и темную юбку. По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. Почти половину жизни провёл Шишкин в лесу на этюдах. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Большую часть картины занимают серые облака. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.

Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Это довольно большая по размеру картина: 139213см. За лето он «написал разных картин до 50-ти штук клеевыми и масляными красками».

Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869). «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Когда думаешь чисто исторически, глядя на это полотно, то начинаешь предполагать, что оно как раз про то время. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев.

Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. В его произведениях встаёт дремучая Россия. По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую.

Но детали не нарушают целостности общего впечатления. В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. Вид на острове Валааме (1860). Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Тончайшие оттенки цвета, различающие деревья одной породы, – важная примета произведений художника.

Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Окрестности Москвы.

Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Парит. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Всё нарисовано просто и естественно, красиво и легко. Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой».

В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину. Шишкин не облагораживал природу. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина как зеленый могучий лес, заражал он всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман.

Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. Живые облака, легкий ветер, мокрая земля – все просто, естественно и достоверно. Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. За эту картину Шишкин получил звание профессора.

В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Лесная глушь (1872).

Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень.

., создав в ней романтический образ великолепной, одетой ризой снегов сосны на высоком утесе в морозную лунную ночь. Он решил учиться на художника. Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Он кропотливо изучает натуру.

На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Собирательный образ ясной, по-своему торжественной природы рождает представление о просторах возделанной человеком земли, о созидательной силе крестьянского труда. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки.

Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.

Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа.

Эта картина – очень светлая и яркая. Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовью изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать. Мачтовый лес в Вятской губернии". Тем не менее выбираемые им за границей мотивы – внутренность горных буковых лесов, лесные дорожки с идущими по ним крестьянами и небольшими стадами, огромные дубы с раскидистыми кронами близки пейзажам художников дюссельдорфской школы, так же как и академические приемы построения картины, распределения светотени, введение декоративности и романтической приподнятости. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза.

В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Это было выступление против мёртвого академизма. 1. Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1.

Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.

Над землёй летают ласточки. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Один из самых совершенных – Берег моря. Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия.

В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. Процесс отбора идет даже на этой стадии. Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения. Еще при жизни Ивана Шишкина окрестили званием «Царь леса» и понятно почему, ведь среди многочисленных его картин больше всего лесных пейзажей в разное время года.

Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Он во многом близок к наброскам серии, но отличается значительно более крупными размерами и более сложной проработкой неба.

На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. В образном строе произведений, в пластической проработке деталей отчетливо проступает различие. Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции.

По картинам Шишкина можно не только описывать климат России, но и изучать основы пленэрной живописи. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. И еще новое – приближенность изображения к зрителю.

Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. Но семейное счастье художника оказалось недолгим. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь.

Многочисленные, необычайно конкретные подробности переднего плана задерживают внимание, заставляя пристально разглядывать картину, постепенно проникаясь ее своеобразной красотой.

Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь.

В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Подобного рода тональные рисунки представляют собой одну из вершин в развитии его графического мастерства. Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать.

Драматичное действие разворачивается будто на сцене.

В картине Вид в окрестностях Петербурга, написанной во время летней практики в Лисьем Носу, близ Финского залива, ясно ощущаются и уроки, полученные Шишкиным в училище от Мокрицкого как ученика Венецианова и академические установки. Пейзаж носит пространственный характер. Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. В 1878 – 1881 годах в России сложилась новая революционная ситуация, кульминационным моментом которой явилось убийство народовольцами Александра П. Наступившая вслед затем жесточайшая правительственная реакция не смогла, однако, вырвать с корнем крамолу. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Это первое решение темы, которая получит новую, более глубокую трактовку в его поздних полотнах.

Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова.

Сквозь пушистые еловые ветви пробивается скупой вечерний свет, слегка озаряя небольшой участок леса, фигуру старого седого лесника с палкой, задумчиво остановившегося среди поросших мхом кочек. Следуя идеалам Товарищества и своему творческому призванию, Иван Иванович всегда отображал в своих картинах природу родной земли, но как самобытный художник он начался с этюда «Полдень. Но у Шишкина его голос всегда совпадал с голосом природы. Только в Дюссельдорфе русский пейзажист оттаял душой.

Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Третьяков считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля.

Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью. В названии рисунка «В лесу. Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре.

Шишкин же не захотел ехать в Италию прежде всего потому, что ее природа отталкивала художника той слащавой красивостью, которую он находил в большинстве идеализированных академических пейзажей. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу».

Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт.

Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно.

Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Учился Ваня прилежно, но из гимназии ушел раньше срока – ему претила чиновничья жизнь.

Его картинынаполнены единым поразительно сильным и ошеломляюще глубоким чувством – любовью к родной земле.

Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году.

Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. Художник вводит в картину медведей, первоначально их было двое, медведи делают картину жанровой. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало).

Реалистическая направленность и высокая одухотворенность романтических пейзажей этого классика голландской пейзажной живописи XVII века не могли не захватить молодого художника. Строгий, требовательный, даже суровый во время занятий, он в то же время искренне радовался их успехам, был чрезвычайно отзывчивым на их нужды. Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера.

Всё это, конечно, способствовало его широкой известности. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей. В октябре 1868 г. Иван Иванович обвенчался с Евгенией Александровной Васильевой, «милой Женькой», простой и хорошей женщиной. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.

Окрестности Москвы. А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Третий альбом его офортов (1886 г. ) назвали «поэмами в рисунках».

И только получив большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за большое полотно «Кукко» (урочище на Валааме), Иван Иванович поверил в свои силы, но ехать сразу не решился, а вернулся в Елабугу, порадовав родителей званием «классного художника первого разряда». Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки. У него умерли сыновья. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. Два накренившихся дерева по краям как бы сосредоточивают внимание на центральной части картины, где изображены вывороченные с корнями, падающие ели.

Лучшие холсты художников становятся вехами в развитии искусства страны, в которой они жили и писали. Интересно, что медведей написал другой художник – Константин Савицкий, он даже надписал на картине своё имя.

Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Внушительные дубы достойны восхищения. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.

Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу. В окрестностях Москвы (1866 и 1869).

Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи.

Да и к купеческим делам он был непригоден. Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Написанный хорошо различимыми, свободно положенными мазками кисти, непринужденно и уверенно, он привлекает точностью цветовых характеристик и чувством целого. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край.

Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений.

Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало». В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г».

И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальность. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. Сосновый бор». Валаам, явившейся прекрасным образцом достигнутого Шишкиным к этому времени мастерства, все изображенное строго соответствует натуре, но в ее композиции тем не менее продолжает ощущаться некая эффектная картинность.

В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги».

Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857). он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.

Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности. Достойным завершением цельного и самобытного творчества Шишкина явилась картина 1898 года "Корабельная роща".

От этого пронзительная любовь художника к русской природе уходила в тень. Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. В. В. Верещагин, посмотрев этюд «Сосны, освещенные солнцем. Со всей свойственной ему утонченностью живописного языка он вдыхает жизнь в причудливо раскинувшиеся листья.

«Работать ежедневно, отправляться на эту работу, как на службу.

Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, если только не главное, в среде русского искусства. Глядя на картину, создаётся ощущение титанической мощи природы, где каждое дерево – символ титанической борьбы. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.

Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Воздух словно напоен теплом. Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии.

Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик. То же чувствует и зритель, глядя на это полотно. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии.

Его отец был купцом, культурным человеком. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.

Автор словно утверждает значительность темы. Но все чаще и чаще в адрес создателя «Утра в сосновом лесу», «Золотой осени», «На севере диком» иллюстратора книги Д. Н. Китайгородова «Беседы о русском лесе» сыпались обвинения в превращении его в художника-фотографа. В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры.

По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.

К этим картинам глаз привыкал и уже не искал в них чего-то особенного. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург.

Для своих детей Шишкин был самым нежным и любящим отцом. К ним относится серия прекрасных картин, этюдов, рисунков и гравюр, навеянных природой Сестрорецка с его огромными и мощными дубами. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой.

Его восхищение природой с годами не притупляется. Невероятная тишина царит в пейзаже. К ним относятся Уголок заросшего сада. Раздолье, простор, угодье.

Особенный, тихий, погожий выдался день. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Первое время за границей Шишкин путешествует: он посещает Берлин, Дрезден, едет в Саксонскую Швейцарию и Прагу, знакомится с Богемией и, наконец, поселяется на зиму в Мюнхене. Первое место занимает Шишкина Рожь1.

Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Это одно из самых совершенных произведений художника.

Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий.

Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день.

В природе нет для него крупного или мелкого. Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью. Бельгии, Голландии, Швейцарии не вдохновляли Шишкина.

Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. Богатырские дубы и сосны изображал он, да и сам был богатырём.

Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Природа может облагородить человека и непосредственно и в воспроизведении ее искусством.

И вот из этих робких, но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь, путь, которым смело можно гордиться. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы их творческие методы, приемы, как впоследствии и система преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них.

Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком. Горе постепенно отпустило художника. Особенно удавались художнику рисунки пером.

Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. На обороте подготовительного рисунка Иван Иванович написал: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать, русское богатство». Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. Недаром его называли швейцарским Поттером. Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом.

Благодать. Все вокруг погружено в зимний сон. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.

Художник их штудировал прямо в лесу. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе.

Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Излюбленный художником предметный план с папоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.

Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна.

Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Уже к началу шестидесятых годов, ко времени намечавшегося разрыва прогрессивных художественных сил с отживающим, омертвевшим академизмом, Шишкин заявил себя мастером, тяготеющим к правдивому, жизненно убедительному отображению родной природы. Чувствуется глубина оврага, глушь. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Все сковано морозом и погружено в тень.

Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.

А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).

Художник одушевляет деревья. Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств.

Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Все они отличаются обостренным чувством формы и фактуры предметов, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого, реалистически точного рисунка. На всем словно лежит серый налет. Дело в том, что в России в начале 60-х годов XIX в. началась эпоха Великих реформАлександра II – было отменено крепостное право, проведены другие реформы, молодёжь того времени жаждала изменений: «Мы ждём перемен», как пел Виктор Цой. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.

Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности. Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой. Густые кроны бросают на них тень.

Решенный широко, мягко, певуче, рисунок построен на светотеневых контрастах и мерной ритмичности планов. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада.

Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883). Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены.

Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. Природа выражает музыку человеческой души. Таким образом был открыт целый мир ранее неведомых предметов, поэтических вдохновений и восторгов. «Громче всех раздавался голос богатыря И. И.

Судьба ее в настоящее время неизвестна. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане.

В окрестностях Москвы. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.

Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Шишкин же был пока что на пути к этому.

Шишкин не убежденнейший натуралист, знающий природу только по-деловому, количественно, по-хозяйски1, а подлинный реалист, в самом прямом, всеобъемлющем и высоком значении этого понятия. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи. Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). Не разрешалось писать картины на собственный сюжет.

Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее.

Сосны организуют картинное пространство, помогают его восприятию и вместе с тем усиливают ощущение могущественной силы природы. Приближается страшная гроза. Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, большему постижению сложной жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ).

Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин умел изображать национальные черты русского пейзажа. 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина. Несмотря на успех его персональной выставки, где были собраны только черновые этюды (300 шт. ) и более 200 рисунков, друзья настойчиво советовали Шишкину обратить внимание на выразительные средства при передаче световоздушной среды. Высокий, стройный, красивый силач, с зорким взглядом, густой бородой и густыми волосами».

Домотканово (1888). Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад. Братцево» (1866 г. ). Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.

Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.

Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала. Их дом всегда был полон гостей.

Родился будущий художник в Елабуге. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор.

8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.

Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. Внимание художника сосредоточено лишь на трех деревьях, но от этого пейзажный образ не теряет значительности. С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895).

Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность. Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива.

В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа.

Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Картина Полдень.

Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.

Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Картина «Корабельная роща» считается одной из вершин творчества художника. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень.

В их изображении художник достигает изощренного мастерства, раскрывая индивидуальные особенности каждой сосны, как бы ни были они похожи друг на друга. Почему художник рисовал преимущественно лесные рощи непонятно, ведь есть очень много природных картин, но это его выбор, это как когда-то Айвазовский решил для себя рисовать одно только море. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875). Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.

Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы их творческие методы, приемы, как впоследствии и система преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них. Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе.

Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана.

9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Лучшей вещи он не писал1. Петербургская жизнь с ее мишурой, – писал Шишкин родителям в 1860 году, – и прежде на меня не производила ровно никакого действия.

Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека.

И только на пейзажах Шишкина она заговорила множеством оттенков и звуков. Все они были написаны под Петербургом. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу.

В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась. Но в пейзаже Сосновый лес, холодном, резком, несобранном по цвету, в отличие от звучного, красивого по живописи братцевского этюда, при всем внимании автора к натуре заметна известная эффектность светотеневого и композиционного решений, отвечающая установкам академической школы. Мастер смело экспериментировал.

Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. Чувствуются глубина оврага, глушь. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном.

Шишкин бросил работать, запил. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1. Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком.

Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. Проникновенно-правдиво воспроизведены здесь свободно разместившиеся на прогретой солнцем сухой почве стройные деревья. Различные оттенки черного, звучность белого цвета, желтоватая просвечивающая бумага придают ему особую выразительность. В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу.

Божия Благодать. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. И в девяностые годы, в трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями в творчестве многих художников старшего поколения и возникающими в среде передвижников разногласиями, грозящими распадом всей организации, Шишкин оставался с теми, кто сохранял верность демократическим идеалам шестидесятых годов. Устарелость идеалистических воззрений на искусство, необходимость его активного вторжения в жизнь – эти мысли, раскрытые в статьях Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, претворялись в русской беллетристике, поэзии, в драматургии. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца.

Отличающий его лиризм определяется прежде всего самим мотивом пейзажа – уютная, приветливая, устланная зеленым ковром лужайка с извивающейся среди цветов тропой, уходящей в глубь молодого лиственного леса. Нечего ждать пресловутого вдохновенья. По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно».

8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Их он стремился передать как можно конкретнее. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.

Сложную и многообразную жизнь леса раскрывает Шишкин в исполненной широкой кистью картине Бурелом, созданной в 1888 году после поездки в вологодские леса. За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством. Удивительный старик этот Шишкин.

Родилась дочь Ксения. Во время пребывания за границей Шишкин возобновил занятия литографией и офортом, но особенно много трудился над рисунками пером. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые.

В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Сейчас уже и не спросишь.

К ним относятся Уголок заросшего сада. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.

Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель.

Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Несмотря на большие размеры пейзажа, его строгую законченность и своеобразную живописность, художник не стремится имитировать картину, умело используя средства графики.

Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Последнюю свою работу он так и не закончил. Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом.

Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864). Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. Все произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и как подлинный пейзажист хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней.

В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. Окрестности Москвы. К занятиям подходил серьезно, работал без устали. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года.

Это послужило свою роль в его карьере, как художника.

От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Их он стремился передать как можно конкретнее. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе.

Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения.

Каждое из них вызывало интерес зрителей. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Но не только в живописи он был мастер. Первое место занимает Шишкина Рожь. Русское богатство. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве.

60. ). «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды.

Картина Хвойный лес. Ведь в ней начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину1. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника.

При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними.

Среди них – «Шалаш», «Мельница в поле», «Болотистая местность при закате солнца», «Речка». Мастер смело экспериментировал. Художник стремится не только к фиксации причудливых очертаний облаков, не только к передаче их как бы зримой сущности, но и пытается раскрыть состояние природы. А их было немало.

Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Отец выписывал сыну книги по искусству.

Его картины «Сосновый лес», «Сосновый бор» (звание профессора 1873 г. ), «Святой ключ близ Елабуги», «Горелый лес», «Песчаный берег», «Ручей в лесу», «Родник в сосновом лесу», «Лес», «На опушке леса», «Вырубка леса» – дали ему право занять первое место среди мастеров пейзажа. Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок.

Но облачное небо уже начинает светлеть. Обратите внимание как прекрасно написаны стволы старых сосен: каждая имеет "свой характер" и "свое лицо", но в целом – впечатление единого мира природы, полного неиссякаемых жизненных сил. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.

Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо.

Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость.

Все это развивало поэтическое воображение мальчика. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно. Написанный мягко и свободно, он отличается чистотой и свежестью цвета и создает впечатление работы исполненной непосредственно на натуре. Взору открываются огромные массивы лесов. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.

Помещая в центре могучие стволы деревьев-великанов и уводя их кроны за верхний обрез картины, художник подчеркивает высоту и мощь дубов. Человек Шишкина прикреплён к земле. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Все сковано морозом и погружено в тень.

К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895).

Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. И Шишкин не останавливался на достигнутом. Природа – сама благородство. Но удачный показ своих работ в Дюссельдорфе, Бонне, Аахене и Кельне задержал его отъезд, да и Академия художеств разрешила досрочное возвращение лишь летом 1865 г. По возвращении Шишкин представил на суд совета академии «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и получил звание академика. Наружность его была типично великорусская, вятская.

В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу.

Как поистине велики художники, у которых неизбывный запас духовных сил и жизненных наблюдений выливается в форму предельно ясную, простую, доступную самому широкому зрителю. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени.

Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Еще в 1857 г. художник увлекся литографией, серьезно занимался офортом, разработал новый в России способ гравирования – так называемый рельефный штрих или «выпуклый офорт», позволяющий печатать репродукции одновременно с текстом. Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).

Этюд Полдень. Хрупкие и нежные, они подчеркивают силу и величие могучего дуба, гордо возвышающегося над равниной. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней.

Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин. Глядя на картину создается впечатление глубокого покоя, который не нарушают ни медведи у дерева с ульем, ни летящая высоко в небе птица. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства).

У них родилась дочь, а затем двое сыновей. В картине 1867 года В церковной ограде. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень.