Дейнека Александр Александрович Оборона Петрограда

Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.

Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности, разве что тема спорта отчетливо выходит на первый план, обретая вполне аллегорическое звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости, символ физической, а значит и духовной гармонии нового человека. Судьба Александра Дейнеки типична для первого поколения новой интеллигенции.

  • Александр Александрович Дейнеки (1899-1969)
  • Дейнека Александр Александрович
  • Дейнека, Александр Александрович
  • Описание картины «Оборона Петрограда»

На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Это помогло ему найти принципиально новую трактовку облика человека труда. Новое свои живописные планы». К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах.

ДЕЙНЕКА Александр Александрович (8 (20) мая 1899 — Курск — 12 июня 1969, Москва) — российский художник. Не просто рисовать, но зарабатывать своими рисунками на жизнь Александру Дейнеке пришлось учиться с ранних лет: людей творческих профессий его отец открыто недолюбливал, к выбору сына отнесся скептически и помогать ему материально не собирался. Но бойцы становятся ещё суровее и сильней их ненависть к врагу. Как и всякий подлинно художественный образ, образ этой картины покоряет жизненной правдой. Набережная Сены, Париж. И художник вновь справляется с вызовом.

  • Оборона Петрограда — Александр Дейнека
  • Сочинение-описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки
  • Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
  • Репродукция картины "Оборона Петрограда (Александр Александрович Дейнека)"
  • Дейнека Александр АлександровичОборона Петрограда

В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».

2009–2011». Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале Безбожник (или Безбожник у станка с 1923).

Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Почти мифологического величия достигают женские образы (Мать, 1932, там же) — порой задорно-эротичные (На балконе, 1931, частное собрание, Москва). Можно много говорить о несогласованности действий иностранных армий, о решениях полководцев (посмотрите список командиров, руководивших операциями РККА в 1919 году — всё знакомые фамилии Мы помним только то, о чем талдычат псевдо историки, а вот изучите-как эту войну детально). 1925Государственная Третьяковская галерея» четкая построенность композиции, ее конструктивная жесткость несли в себе элемент нарочитости, то теперь, в «Обороне Петрограда», эти формальные качества обрели смысл, активно раскрывая тему непримиримой революционной борьбы.

  • Дейнека Александр Александрович (1899-1969)
  • Александр Александрович Дейнека
  • ДЕЙНЕКА Александр Александрович
  • Александр Александрович Дейнека биография
  • Краткое описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки
  • Ударник, будь физкультурником, 1930
  • Дейнека Александр Александрович, художник

Ноябрь 1941». Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. В 1919-1920 гг.

«Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Был партийным, в свое время участвовал в обороне Курска от белых. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Член-корреспондент Академии. Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского.

В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Народный художник СССР. Современность Дейнеки много раз была предметом рассуждений критиков, она была очевидна, даже, пожалуй, чересчур очевидна, заслоняя для многих возможность, а, скорее всего и надобность более пристального внимания к большому мастеру, к очень сложной сущности его искусства. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Член-корреспондент Академии.

Он умел понять, пережить и выразить в глубоких образах и абсолютной форме главный и основной гуманистический смысл своего времени и выразить не формально, не в одних лишь сюжетах, а в строго и ясно продуманном тончайшем построении всех элементов художественной формы – композиции, колорита, пространства, движения, ритма. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье».

Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Ритмика этих планов различна. Он не показывает непосредственно боя с противником.

Александр Александрович 
Дейнеки (1899-1969)

Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Не вызывает никакого сомнения, что за время, что за люди представлены на картинах, акварелях, рисунках Дейнеки и не потому, что он подбирал много деталей внешнего правдоподобия, а вследствие глубочайшей внутренней оправданности и подлинности человеческих образов, всего созданного им образа своего времени. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.

Прежде всего – умение художника находить на редкость живые и привлекательные модели своих картин, как правило, далекие от классического идеала красоты, но всегда светящиеся умом и душевной чистотой, одухотворенные нравственно и интеллектуально. «В своей пластике он концентрирует былинную мощь, беззаветный героизм, присущий всему воинству». То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».

наделяет своих героев типологическими характеристиками. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Между тем, став членом ОСТа (1925) именуемого самой левой среди правых группировок, Дейнека оказался в ряду защитников станковой картины и, следовательно, противником авангардистской программы производственного искусства.

Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год).

Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Картина «Окраина Москвы. Но работа над картиной началась задолго до того, как он положил первые мазки на полотно. В нем, правда, тоже пробыл недолго.

Он учился на полиграфическом отделении Вхутемаса у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского работал в плакатной и журнальной графике (в журналах Безбожник у станка, У станка, Прожектор) и в свою живопись привнес чисто графическое понимание формы. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». Создавал плакаты Курского РОСТА и оформлял агитпоезда.

Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Народный художник СССР. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Она начиналась с замысла, а замысел рождался под влиянием окружающей среды, на основе ее внимательного изучения и участия художника в ее событиях. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку.

В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. В 1925 стал одним из учредителей ОСТа.

С задачей он, впрочем, все равно справился. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Народный художник СССР. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Сама жизнь открыла и путь к решению задачи. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944).

В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Большое внимание он уделял работе над композицией, которая получилась крайне своеобразной. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Сквозь эпически широкий круг современных тем, современных образов он мог приходить к сосредоточенному взволнованному личному переживанию и чувству. Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. Мотивы счастливой страны будущего, — населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея).

Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Это не отвлеченные типы бойцов. Если «Оборона Петрограда» стала значительным достижением искусства в раскрытии героев революционного периода, то «Оборона Севастополя» открыла принципиально новую страницу в решении батальной живописи, в раскрытии нравственной сущности героизма народа.

Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Поодаль по мосту медленно проходят раненые, возвращающиеся с фронта. К огромному холсту, занимавшему все свободное пространство восьмиметровой комнатушки, он даже не подходил.

Он настойчиво изучает тот или иной вид движения. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Фиксируя в ритмической последовательности различные положения движущегося объекта, он постепенно нащупывает итоговую постановку фигуры, содержащей максимум динамической выразительности.

И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев.

Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Важной вехой на этом пути явилась «Оборона Петрограда», созданная в 1928 году. Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). На этой же выставке заметно выделилась своей оригинальностью и новизной трактовки историко-революционной темы картина Дейнеки Оборона Петрограда (1928). Но несмотря на трудности « там велась большая работа над формой, композицией», — писал впоследствии сам Дейнека.

Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Главные средства выразительности – силуэт, контрасты темного и светлого. На их лицах – сосредоточенность, спокойная решимость.

Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Но если, скажем, в картинах «На стройке новых цеховНа стройке новых цехов. В течение двух недель была написана эта картина. Его картины не красочны – динамическая выразительность композиций строится на точно выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную лаконичность (На стройке новых цехов, 1926 Оборона Петрограда, 1928 Лыжники, Бег, обе 1934).

Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм».

Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Женское собрание", "Паровой молот на Коломенском заводе", 1925, "Рабочий и крестьянин", "Футбол", "Спортплощадка. Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов.

В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера.

Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25) — в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние.

Тягу к монументальному искусству он испытывал уже давно, мечтал украшать архитектуру яркими фресками, мозаиками, среди которых человек чувствовал бы себя смелее, полнокровней, богаче. Если художник, следуя мудрым словам Домье, принадлежит своему времени, то его искусство не стареет. В «Обороне Петрограда» и «Обороне Севастополя» отразилось идейное содержание творчества самого Дейнеки, воплотившиеся в монументальном художественном обобщении идей современности в образах, рожденных в борьбе за новый и светлый мир.

Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. В «Обороне Севастополя» образ моряка со связкой гранат стал идейно-художественным центром всей композиции, в котором сконцентрировались экспрессия и патетика подвига сражающихся матросов. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Цвет в этом произведении тесно связан с контурным рисунком и формой, подчеркивает стройные пропорции пластического ритма, сообщает плотность фигурам. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.

Художник шел по этому пути вполне осознанно, так как стремился к концентрации в едином образе большого содержания.

За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем». С той поры Дейнека смело и весьма удачно экспериментировал с размещением своих героев на поверхности холста изображал их в неожиданных ракурсах, передавал динамику поз. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника.

Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ).

Вдали Нева с кораблями и часть набережной. Художник «испытывал органическую потребность мерить искусство размахом дел своей Родины, жить единой жизнью вместе со своим народом». Именно композиция картин «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя», ее динамика, контрастное сопоставление отдельных форм и элементов служило средством выражения идейного замысла. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».

В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Внизу — здоровые и сильные, только отправляющиеся на войну. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Автор организует тему избрав мотив шествия, сообщив ему беспрерывный кольцевой ход. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя.

Но картина не была одинокой удачей. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. В характеристике пространства у Дейнеки, как и в «Обороне Петрограда» и других работах, большая роль отведена движению.

– «Оборона Петрограда». ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Создавая произведение, художник вступал на путь сложных обобщений творческих исканий. Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969).

Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.

Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Лауреат Ленинской премии. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву.

«Это искусство исторических обобщений, в которых опыт прошлого увиден и осмыслен с многолетней дистанции глазами иной эпохи». В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва).

Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Оно логически вытекает из самого образа мышления художника. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации.

Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Оно подытоживает искания, проявившиеся в предшествующих работах художника. Строгость – характерная черта образа картины. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Действительный член Академии художеств СССР.

Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Член-учредитель ОСТ. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. В картине нет сугубой документальности, почти все правила реалистической картины нарушены, но воспринимается она тем не менее как очень жизненная. Сын курского железнодорожника. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).

Красота Рима поразила его. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. называет страну «миллионолобой». Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень.

В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации.

Немногочисленный отряд красногвардейцев производит впечатление неизбывной силы. Композиция строится в трех планах. Анализируя «Оборону Петрограда» и «Оборону Севастополя», можно обнаружить внутреннюю близость этих произведений в русле единого процесса развития отечественного искусства. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Подобное нарушение рисунка оправдано всей образной системой картины. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма (Игра в мяч, 1932, Третьяковская галерея). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.

Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ).

Изобразительный язык художника графически условен. Тот же герой, полный ярости и справедливого гнева, готовый пожертвовать своей жизнью во имя свободы, воспет через много лет в картине «Оборона Севастополя» (1942). Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». 3).

В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда. Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Мотивы счастливой страны будущего, – населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея). Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря.

Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Нужен был более непосредственный конкретный жизненный материал. Снова, как и всегда, успех пришел к Дейнеке прежде всего потому, что он создал в этой картине полнокровные и живые человеческие образы. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя.

На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Напротив, раненые бредут устало и медленно. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.

В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».

Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.

Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Но и из этого шлака проходных работ вдруг выделялись резко и неожиданно произведения превосходные, полные естественной простоты и гармонии. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь».

Действительный член Академии художеств СССР. Движение же художник передает в пластически объемной форме с ясно выраженным силуэтом, так как под силуэтом Дейнека мыслил «не просто плоскость, а материально насыщенную предметность, дающую с близкого расстояния богатую, многоплановую видимость форм и переходящую при дальнем восприятии в образно выразительное контурное изображение».

На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом.

Так появились на свет наброски для фигуры моряка со связкой гранат и ряда других персонажей картины, выполненных с женской натуры. В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями.

Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). После Февральской революции занятия в училище прекратились. Но взгляд снова оказывается втянутым в непрерывное кипение битвы.

Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Художник воплощает героический подвиг народа в «Обороне Петрограда» (1928), сумевшего отстоять свою идею, свою республику. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.

Зима», все 1931) художественный дар Дейнеки раскрылся, наконец, во всем своем многогранном богатстве. На эти годы пришлась гражданская война. Он стремился к тому, чтобы станковое произведение воспринималось как монументальное. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.

Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Художник очень просто и сдержанно показал, как на фронт уходит отряд красноармейцев, а над ними по мосту, широко перекинутому через замёрзшую реку, бредут навстречу раненые. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). В картине «Оборона Севастополя» в решении композиции, он пошел по другому пути, чем это было свойственно его ранней работе.

Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Далее группа матросов рывком сомкнутым строем бросается вперед. Александр Дейнека. Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). В 1924 году он принимает участие в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства в составе Группы трёх, совместно с двумя другими художниками – Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым.

Уже тогда это была историческая картина. В короткий срок создана и «Оборона Севастополя».

Интересны высказывания мастера относительно стилевых признаков своего искусства. Учусь у Фаворского, прекрасного мастера и последовательного методиста». В ней – мужественная правда эпохи, ее железная необходимость. Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. В зимнем пейзаже городской окраины, обезображенной стальными противотанковыми сооружениями, кажется, нет ничего необычного, но синевато-серый колорит картины передает напряженность, угрозу, которая затаилась в тишине мрачного зимнего утра.

Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов (Бег, 1932-33, Русский музей). Автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928 «Будущие летчики», 1938 «Оборона Севастополя», 1942 «Хорошее утро», 1959 – 1960 панно, росписи в общественных интерьерах). Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915 – 1917). Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.

Лауреат Ленинской премии. «Оборона Петрограда». Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Он жертвует правдой индивидуального во имя общего.

Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Лауреат Ленинской премии. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Исследования, книги, выставки.

В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы.

Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки.

В 1925 стал одним из учредителей ОСТ а. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка» с 1923).

А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Лауреат Ленинской премии.

Его лицо озарено гневом и сознанием морального превосходства над врагом. С этого времени началось его становление как художника. Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Дейнека подолгу изучал произведения мировой живописи, просматривал свои старые рисунки, посещал исторические места Ленинграда, знакомился с рабочими Путиловского завода. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».

При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Это – суровая, честная прямолинейность. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969.

Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Народный художник СССР. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Ощущение динамики в «Обороне Севастополя» подчеркнуто столкновением встречных «волн», бросающихся в бой матросов и наступающих фашистов.

Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Член-корреспондент Академии. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Итальянские зарисовки отличны от американских или французских.

Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна.

Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Член-корреспондент Академии. Картины «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя» как и большинство произведений Александра Дейнеки были подлинно новаторскими открытиями в решении новых, социально значительных тем современности, отличаются великолепным знанием предмета, умением выразить особенности эпохи яркой образной живописью. В ранних своих работах, как это видно на примере анализа «Обороны Петрограда» Дейнека пользуется близким к графике методом контрастного сопоставления приглушенных темных и светлых тонов в их тонированных вариантах, обращается к большим плоскостям, четкому рисунку. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «.

Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. В кафе, Париж. В отличие от «Обороны Петрограда», в которой трудно выделить одного героя — перед нами образ единого, сплоченного коллектива, отряда красногвардейцев.

В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.

А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Дело в том, что в 2009 году, к 110-летию художника, был запущен трехгодичный проект «Александр Дейнека. Прыжок с колокольни».

И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. В 1928 г. в Москве была большая художественная выставка «10 лет рабоче-крестьянской Красной Армии». Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Перед зрителем картина, полная глубокого человеческого смысла.

В их позах можно уловить знакомый пластический мотив, воплощенных в образах поверженных гитлеровцев в «Обороне Севастополя» (см. Член-корреспондент Академии. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.

Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Российский художник и график, народный художник СССР (1963), действительный член Академии худржеств СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964). «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн.

Так, на выставке X лет Красной Армии (1928) был экспонирован целый ряд картин, посвященных тематике гражданской войны. И события исторические, в учебники вошедшие. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.

Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена Маяковская (1938-39) — этих красочных прорывах из подземелья., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).

Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Жесткая патетика «Обороны Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов («Бег», 1932 – 1933, Русский музей). Где остальные мозаики — неизвестно. Чистые, звонкие тона взяты в контрасте с дополнительными.

Лаконичнее стал пейзаж. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Отточенные движения девушек подчинены ритму работы ткацких станков, девушки словно вплетены в орнамент из катушек и бобин, человек и машина сливаются в некое органическое целое. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. рис. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920 – 1925), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. В результате глубокого осмысления действительности рождались новые средства, новый художественный образ.

Учился в Харьковском художественном училище. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь".

Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Герой Социалистического Труда (1969).

Народный художник СССР. У финиша, 1927). Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник.

Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Но и из этого шлака проходных работ вдруг выделялись резко и неожиданно произведения превосходные, полные естественной простоты и гармонии. Первые его произведения, как и «Оборона Петрограда» несут в себе «Все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям с очень ясно подчеркнутым начертательным пространством, с абсолютно сознательным толкованием пространства во взаимосвязи плоских мест и резко подчеркнутого объема». Ажурная крыша строящегося цеха уходит вдаль, добавляет какого-то глубинного динамизма композиции. носивший название "Безбожник у станка" (т. к. Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам становятся своего рода визитной карточкой художника – по этим признакам безошибочно узнается не только его книжная графика (Кутерьма Н. Асеева, 1930), плакаты разных лет, монументальные работы (мозаики московских станций метро Маяковская, 1939, Новокузнецкая, 1943), но и более поздняя живопись (Окраина Москвы, 1941 Оборона Севастополя, 1942 У моря, 1956-57), казалось бы уже далекая от законов остовской эстетики. Их получилось около 300.

Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. С особым интересом художники обращались к событиям революции и гражданской войны. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927).

Из Парижа художник отправился в Италию. Темы же своих картин, как отмечал он, черпал из жизни. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Но они развернуты так, что кажется, весь строй «закругляется» в своем движении. Яркие покраскам картины взволнованно рассказывали о боевых днях.

Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции.

Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему лакировочному искусству, став одним из важных стимулов сурового стиля. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы.

В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Манера письма, ранее гладкая и графичная, обрела большую пастозность, а темная и скудная цветовая палитра стала светлее и разнообразнее. Как и многие другие художники – его современники, Дейнека был свидетелем и участником событий гражданской войны (в 1918 – 1919 годах он служил в Красной Армии).

Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968). 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Не «замечает» художник и качественной разницы между снегом и небом используя почти один и тот же ровный чуть сероватый тон, на котором четкими силуэтами, броско, как на плакате, читаются два основных мотива: шеренга рабочих-красногвардейцев, решительно идущая на борьбу с врагом и нестройный ряд возвращающихся с фронта бойцов.

Журнал Безбожник, в 1923-1932 годах носивший название Безбожник у станка, был посвящён атеистическому воспитанию масс и борьбе с религиозными предрассудками. Его мозаики украшают некоторые станции московского метро — например, «Маяковскую» и «Новокузнецкую». «Оборона Петрограда» одно из его эпических полотен. Жесткая патетика Обороны Петрограда (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение — 1964, Третьяковская галерея) — с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Действительный член Академии художеств СССР. Динамичность действия «Обороны Петрограда» и «Обороны Севастополя» связана с убедительной передачей движения, при воплощении которого автор опирался на метод обобщения нескольких моментов движения фигуры в одном суммированном пластическом образе.

Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. На втором плане, на мостике возвращаются раненые измученные, но не сломленные.

", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль.

В картине – в строю рабочих, шагающих на фронт, – изображено всего пять рядов (в эскизе было семь). Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Река Тускорь, 1945).

От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима.

Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый – светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Его творческий путь неотделим от жизни страны. Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты», 1959-1960 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Но в целом выставка получила одобрительные отзывы.

Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.

Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Вот типичные его призывы: «Спрессуем в массовый мозг мозга людские клетки», «Раздувай коллективную грудь-меха».

ВХУТЕМАС в ту пору был центром всевозможных исканий в области искусства. Человеческих фигур не так уж много, видны даже не все их лица. С 1920-х гг. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства.

Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей).

Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро.

Прежде всего, Дейнека не был скован живописной традицией, как таковой. Вероятно, это и дало моему искусству некоторые черты новаторства». Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Он точен, суров, лаконичен. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.

Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). «ОБОРОНА ПЕТРОГРАДА», А. А. Дейнека.

Для Дейнеки очевидно, что художественный стиль эпохи связан с проблемой новаторства, с изменением всей композиционной и цветовой специфики живописи под воздействием стремительного развития окружающего мира. Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.

Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва). Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял.

лаконичен. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». В работе над картиной Дейнеке помог и его большой опыт иллюстрирования советских журналов: художник внимательно всматривался в жизнь, смотрел на ее явления с точки зрения общественной, политической злободневности.

Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим.

Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. В картине «Оборона Петрограда» Дейнека Дейнека Александр Александрович Один из самых значительных деятелей советского искусства. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. Но картина не была одинокой удачей. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов».

Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора. Ленинская премия (1964).

Действительный член Академии художеств СССР. Со времени написания «Обороны Петрограда» прошло много лет.

Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938 – 1939) – этих красочных «прорывах» из подземелья. 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки.

Слева из глубины идет на подмогу группа товарищей, один из бегущих в стремительном развороте на ходу бросает гранату. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».

Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма.

Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Впечатление трехмерности пространства создается движением: рабочие выходят из глубины картины, «разворачиваются в марше» перед зрителем и опять уходят в глубину. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Вещи позднего периода (мозаики Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера.

Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.

Лауреат Ленинской премии. Все документальные обстоятельства события, бытовые подробности отметаются.

«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля». Ноябрь 1941 года (1941). С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история.

Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. У финиша", 1927). Полетико. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).

Это, так сказать, уже не «индивидуальная», а «коллективная» нога. Создание социально насыщенных тематических произведений, передающих в образной форме облик современности «ОСТ» ставил своей целью. В этом большую роль сыграло обращение в 1920-1930-х годах к теме гражданской войны.

Резкие цветовые контрасты помогают воплощению мысли автора. Действительный член Академии художеств СССР. Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.

Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны (Оборона Севастополя, 1942, Русский музей). И здесь также обнаруживается общность между Дейнекой Дейнека Александр Александрович Один из самых значительных деятелей советского искусства.

Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. — Учимся в библиотеке, музеях, на выставках, на диспутах, у Маяковского, Черемныха. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. В слитности ровных рядов мы ощущаем единую волю защитников красного Питера. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался.

Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были.

Мужество имеет свою динамику.