Добужинский Мстислав Кукла
Мстислав добужинский картина кукла содержание
Какой-то немецкой кажется вся книжка. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Замечательны сами приемы графики.
Среди важных событий этого периода жизни художника – работа над оформлением оперы П. И. Старый дом не существует уже 50 лет, только осталась старая липа около его места». Никаких виньеток в тексте, лишь на отдельных листах пять рисунков, выполненных в определенной графической манере.
Он стал членом совета, заведующим художественным отделом и заместителем председателя, М. Горького, провел там персональную выставку. Но его справедливо называют по преимуществу художником Петербурга, связь с которым была для него «абсолютно романтическим чувством». Завершая свое послание, Добужинский пишет: «я исполнил какой-то священный долг» (М. В. Октябрь.
Художник: Добужинский Мстислав ВалериановичДеревянные куклы
у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Си Клиф), писал пейзажи. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Перед домом огромная клумба сирени.
1975. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. Добужинский. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. Побывал в Германии (Кельн, Дюссельдорф) и в Копенгагене – «моем издавна любимом городе».
Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Попов. В четырехлетнем возрасте его увезли в Петербург к отцу. Одна из последних работ Добужинского, завершенная в советской России, – иллюстрации к «Белым ночам» Достоевского, оставляющие незабываемое впечатление.
Об этой деятельности напоминает находящийся в коллекции Русского музея лист «Двор Дома искусств». Бенуа, С. П. Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю.
Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). Виделся Добужинский и со своим петербургским другом, жившим в Нью-Йорке, – художником, бывшим мирискуссником, Константином Сомовым. Добужинский принимал участие в художественной жизни «Дома искусств», основанного в 1919 г. К. Чуковским. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг.
За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. С. 299 – 300). В 1929 г. Добужинский переехал в Вильнюс. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.
Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. При въезде в ворота усадьбы (деревянный забор) стоит высокий крест. Контрастов черного и белого нет. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева Месяц в деревне (1909).
Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». «Меня интересовала больше всего «изнанка» города Я рисовал Питер, его «уголки», а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало За парадный С. -Петербург я взялся попутно лишь по настоянию друзей и «заказчиков», хотя довольно рано, с 1903 – 4 г. : большие графические рисунки – Зимний дворец, Фонтанка с Чернышевым мостом и ансамблем казенных зданий, Исаакий от Сената и Невский проспект с Казанским собором» (Письмо художнику Е. Климову // Новый Журнал. Апрель—май. Полузаросшая тропинка виляет в стороны, а густой лес начинается прямо за деревянным забором. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия).
Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. С этим городом у него были связаны детские воспоминания. С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны.
В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США. Но уже примерно с 1916-1917 гг. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950).
Добужинском, с. 124). Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Эти «скупые» цифры свидетельствуют о насыщенности творческого пути художника – работы Добужинского хранятся в 12 европейских музеях, 8 американских музеях и частных коллекциях, он оформил свыше 100 постановок для более чем 50 театров иллюстрировал более 40 книг, более 200 изданий украшены обложками и виньетками Добужинского. Литовские предки Добужинского жили в Паневежском уезде Виленской губернии, где у них было имение Добужа, утраченное в начале XIX века.
Закрыл собственную художественную студию. Переезд в Латвию по времени совпал с основанием в Риге иллюстрированного журнала «Перезвоны» (1925 – 1929 гг. ). Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. Добужинский также участвовал в организации Дома искусств в Петрограде (1920).
Мстислав добужинский картина "кукла" содержание
Несмотря на эту семейную драму, Добужинский в мемуарах назвал свои ранние годы «воистину золотым детством». Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая.
Лансере, К. А. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». Следует отметить, что Б. М.
Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. Гагарина и художник Б. П.
Вопрос: мстислав добужинский картина кукла содержание
Добужинский. (Воспоминания о М. В. Ездил в Амстердам в связи с персональной выставкой.
Политические разногласия авторов в «Перезвонах» были стерты, объединение творческих сил осуществлялось вокруг идеи русскости. «На моих глазах город умирал, смертью необычайной красоты и я постарался перед тем, как его покинуть навсегда, посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик» (Новый Журнал. Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Мастерскую Званцевой обычно называли «Школой Бакста и Добужинского». Таким его знали на русском и на других языках. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма.
Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Мне говорят, что впервые здесь в театре аплодировали художнику» (М. В. 120. Долгое время его домом был Петербург. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города.
мстислав добужинский картина кукла содержание
С. 103). И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Дягилевым и вступил в художественное объединение «Мир искусства». Исполнил ряд графических заказов для советских издательств.
Андерсена и многие другие. Под ней — сердце между белых крыльев. Внизу — песочные часы и черные крылья. Каждому акту он предпосылает своего рода фронтиспис, в котором изображает то, что происходит в этом действии. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки.
- Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»
- Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
- Добужинский Мстислав Валерьянович
- На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты
- «На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты»
- Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
- Добужинский Мстислав Валерианович
- Добужинский, Мстислав Валерианович
Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Станиславским. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. Добужинском, с. 128). Воспоминания, с. 197).
Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги.
- Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
- Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
- Художник Клавдий Лебедев (1852 — 1916)
- Художник Илларион Прянишников (1840 – 1894)
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа. Это петербургское Возрождение, начавшееся с «Мира искусства» еще недостаточно оценено исторически, а в общую картину тех лет входит еще огромный мир Москвы, который был охвачен тем же подъемом. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема.
Зато уже налицо вполне выработавшаяся графическая манера, соответствующая фантастическому характеру самой повести. Долгое время его домом былПетербург. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Добужинский стал ближайшим постоянным сотрудником журнала.
Сам Добужинский отдал работе в театре пятьдесят лет своей жизни. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. У Добужинского интересная родословная.
Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. он учился в школе рисования Общества поощрения художеств. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к Трем толстякам Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к Евгению Онегину (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Мария Цетлина, жена основателя «Нового Журнала» Михаила Цетлина, устраивала вечера, на которых бывал и Добужинский, встречаясь там с Г. Федотовым, Керенским, пианистом В. Пастуховым и многими другими и, кроме того, с писателями и поэтами второй эмиграции (Елагиным, Анстей, Б. Филипповым, С. Максимовым).
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- О знаменитости:русский художник
На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть». Он торжественно нарек меня почетным именем «художника Ор» и я сделал несколько обложек для крошечных книжек этого издательства, удовлетворяя Вячеслава Иванова моими символическими рисунками. Им же была нарисована обложка «Нового Журнала», под которой этот ежеквартальник выходит и в настоящее время. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей.
В этом городе он родился, здесь же родился и как художник, в девятилетнем возрасте нарисовавший свой первый пейзаж. Кустодиева, И. Б. (М. В.
Софийский был священником новгородской церкви (в роду Софийских многие служили в церкви). Лично встречался практически со всеми петроградскими деятелями художественной культуры. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. К современному европейскому и американскому искусству 1950-х гг. Мстислав Валерианович Добужинский родился в Новгороде 2 августа (по новому стилю – 15 августа) 1875 года. Обычно с няней он прогуливался по Литейному мосту и далее, по Литейному проспекту до Невского, где на углу с улицей Троицкой (ныне Рубинштейна) была булочная, в которой продавались вкусные булки и пирожки.
И как не пожалеть, что после мало удавшейся сказки Ремизова ему не пришлось долгие годы серьезно работать в этой области. Это была его единственная выставка за несколько лет пребывания в Европе в 1950-е гг. и Добужинский с горечью в письме к Сомову говорит о себе как о «забытом художнике». А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга».
Чугунов. Располагалась она в доме на Таврической улице, где этажом выше был знаменитый литературно-художественный салон Вячеслава Иванова («Башня»). Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. Кустодиев часто портретировал Добужинского – известен портрет 1913 года, послуживший подготовительным эскизом для «Группового портрета художников общества Мир искусства» (1920).
Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Во вступительной статье можно найти «статистическую» информацию о творчестве художника. Среди его театральных работ – декорации к постановкам «Евгения Онегина» (Дрезден, 1923 г. и в неаполитанском Сан Карло, 1954 г. ), «Бориса Годунова» (Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд), «Половецких плясок» (Буэнос-Айрес, 1957 г. ), «Пиковой дамы», «Бала-маскарада», «Хованщины».
С. 160 – 161). Первый рисунок играет роль фронтисписа. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.
Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. В конце этого же года произошло знаменательное событие в его творческой биографии – он познакомился с А. Н. 44. 1949. Добужинском», с. 277). Однако, по признанию самого Добужинского, методы преподавания не вызвали у него большого интереса: «копировка и тушевание», которые предлагалось освоить ученикам как основные приемы рисования, казались ему скучными. Добужинский.
На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. В 1950-е гг. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. Художник очень интересовался своей родословной и позже составил фамильное древо своих предков по линии отца и матери.
Имя Мстислав дано ему было в честь новгородского князя, жившего в XII в., – св. Б. М. В 1929 году Добужинскому довелось посетить родину своих предков. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского.
Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. 1963. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике.
Живёт в Нью-Йорке. Годы революции и Гражданской войны Добужинский прожил в Петрограде. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи.
Окончив университет в 1899 г., Добужинский едет в Мюнхен учиться рисунку в школе А. Ашбе. Сюда он попал одиннадцатилетним, там же окончил гимназию.
Скупой рыцарь» усердно украшен. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка и «радикалка», как ее называли знакомые, взяла мальчика к себе в Казань, затем переехала в Нижний Новгород. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики.
Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Они поселились в 6-й роте, а через год переселились в 7-ю роту. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.
Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. он относился с недоверием, видя в нем «страшное падение вкуса». Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. Письма, с. 184). Впереди стеклянная стена.
Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа. Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Декорации и эскизы костюмов сделаны им для балетов, поставленных в Монреале. Добужинский. Холомки», на котором изображены В. А.
Яремичем, Е. Е. Чугунов. загадочных приключений «Ночного принца». Работал в дюссельдорфском театре над оформлением драмы Г. Э. Лессинга Натан Мудрый. Мстислава Храброго.
Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. Спектакль «Николай Ставрогин», поставленный В. И. Воспоминания / Издание подготовил Г. И. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении.
Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Различны и системы иллюстрирования.
Гагариной. Начал преподавать в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной. «Тут действительно не было ничего общего с тем, чем был полон мой внутренний мир», – вспоминал Добужинский («Новый Журнал». Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку».
Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Милашевский, дочь княгини М. Д. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. По возвращении из-за границы, Добужинский вместе с женой Елизаветой Осиповной (урожденной Волькенштейн) обосновался в Петербурге.
По отцу он происходит из древнего литовского рода. В этом же году состоялось так много значившее для художника знакомство с К. С. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Родился 2 (14)августа1875 в Новгороде.
Несколько раз устраивал в Нью-Йорке свои выставки. В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. С 1922 г. он был профессором факультета живописи Академии Художеств.
Бакстом и С. П. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Как писал об этом Добужинский, «способности к рисованию» обнаружились у него «с тех пор, как я научился держать в руке карандаш» (М. В. (Так до 1923 года назывались нынешние Красноармейские улицы, проложенные еще в XVIII веке на территории дисклокации Измайловского полка и получившие в XIX веке наименование по номерам расквартированных рот).
И, наконец, на обложке всего лишь несколькими озорными штрихами набросана свинка над брошенной короной. С семьей Кустодиевых Добужинских связывали давние дружеские отношения. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. К 1907 году относятся первые оформленные Добужинским театральные постановки – пастурель средневекового автора «Робен и Марион» в Старинном театре и «Бесовское действо» А. М. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно.
Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». Иллюстрации же рисует редко. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций.
Создание декораций и костюмов к пьесе было подлинной удачей художника: «Произошло то, что еще не случалось в Художественном театре: аплодировали декорациям при поднятии занавеса». Зима в городе» (1904). Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Но это не вся правда о его творчестве. Добужинский принимает участие в организации Витебского художественно-практического института, Витебского художественного музея, Музея икон старого Витебска, в организации петроградского Дома искусств, становится заведующим художественной частью Большого оперного театра. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.
Художник отказался от изображения событии, происходивших в плане реальном и остановился лишь на четырех главных эпизодах. Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Об отъезде Добужинских из Петербурга сохранились воспоминания дочери Б. М.
– С. -Петербург, 2001, с. 229–230). Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Сентябрь, 6—октябрь, 5.
Достоевского, был также значительным успехом Добужинского как театрального художника. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Немировичем-Данченко по роману «Бесы» Ф. М. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой.
Добужинский. Воспоминания, с. 244). В «Воспоминаниях» он увлеченно рассказывает о своих детских впечатлениях. В эмиграции он много работал как театральный художник. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость.
продолжительное время он жил в Европе: во Франции, два года в Италии (Милан, Рим, с наездами на Ривьеру, в Неаполь и во Флоренцию), затем год в Англии. В перспективном отдалении кажется, что творчество точно инстинктивно торопилось проявить себя как можно полнее в предчувствии общей катастрофы» (Новый Журнал. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. Тургенева «Месяц в деревне» в Московском Художественном театре. В 1923–1924 гг.
По матери он русский, его дедушка Т. Е. Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена.
Кустодиевой. Как писал Добужинский жене, это был «триумф. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Что здесь иллюстрировать.
Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского.
В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». (М. В. После отъезда из Петербурга Добужинский поселился в Риге. Письма / Издание подготовил Г. И. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»).
21. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Необходимо отметить еще значение концовок.
Плоскость листа строго блюдется. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. В творчество Добужинского вошел и древний Новгород.
Овсей Дриз писал стихи для детей в период, когда в Советском Союзе уже почти не осталось детей, которые могли бы прочитать эти стихи. «У Вячеслава Иванова, – вспоминал Добужинский, – я еще бывал и по поводу затеянного им его собственного издательства «Оры». Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. Ремизова. много путешествует, бывает в Каунасе, Берлине, Париже, Амстердаме, Копенгагене. С осени 1906 г. он преподавал в мастерской ученицы Репина Е. Н.
Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. С. 174 – 175). В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х.
Ничто не упущено, скорее даже можно признать излишним изображение Дуни с ребенком, едущих в карете, так как эпизод возвращения дочери смотрителя достаточно отражен в другом рисунке. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. И таким он действительно был на языке оригинала.
71. В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Среди художественных начинаний этого времени – устройство Витебского художественно-практического института, организация Витебского художественного музея (1918-1919), участие в создании колонии художников и литераторов в Холомках (1919) в бывшем имении княгини М. Д.
Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». В Париже проходят его персональные выставки. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения.
На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Так же усердно, как и для театра, художник работает в области книжной графики, но преимущественно орнаментальной. Чугунова изложенным в книге «Воспоминания о М. В. На рисунке обычный мотив творчества Добужинского — безлюдный, молчаливый город, холодное спокойствие которого нарушают лишь несколько деталей: огромное кровавое пятно на стене дома и тротуарных плитках, кукла, галоша и очки. Кое-что было сделано для «Детского альманаха».
Он синтезировал в своем творчестве увлечение прерафаэлитами, мюнхенскую школу изящество и ретроспективность «Мира Искусства», любовь к русскому лубку, народной игрушке, сатирический журнальный рисунок, японскую гравюру на дереве, мечтательную «музыку» символистов, «величие и гармонию» (по его собственным словам) архитектуры старого Петербурга. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Так всегда. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала.
Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. Май. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной.
Гагариной С. А. В 1885 – 1887 гг. В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем Бесы, но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся. Театральный деятель А. Суткус вспоминает о работе Добужинского в Литовском государственном театре, в частности, о спектакле «Пиковая дама»: «Для всех нас, работников театра, это было нечто необыкновенное, непривычное, невиданное. Воспоминания, с. 189). Он устраивает также персональные выставки, читает лекции, дает интервью для эмигрантской печати, пишет для рижской газеты «Сегодня» воспоминания о художниках Баксте и А. Яковлеве, об издателе Гржебине, статью о постановке «Ревизора» в эмигрантском театре. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки.
Был в Гааге на открытии персональной выставки. Март. Детство и юность будущего художника прошли в Петербурге. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. Сам поэт был женат на нееврейской женщине и его собственный сын не мог читать стихов своего отца в оригинале.
Спустя два года последовало предложение Станиславского оформить спектакль по пьесе И. С. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва). – М. : Наука, 1987, с. 26).
И «жуткий» Обводный канал и верстовой столб, упоминаемые Добужинским, мы можем видеть в таких работах из коллекции Русского музея, как «Обводный канал в Петербурге» (1902) и «В ротах. Иллюстратор отнюдь не стремится воплотить все образы писателя, а лишь дополняет его и именно там, где средства последнего ограничены. Сомовым, Л. С.
Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Это два оазиса с купами старых деревьев среди довольно ровной местности. Чайковского «Пиковая дама» в Литовском государственном театре.
На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Работа с ним всегда или почти всегда, кончалась успехом и полным творческим удовлетворением и режиссера и художника». Добужинский. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. Апрель. Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Затем переходит к другому учителю – венгру Ш. Холлоши, чья школа на лето переезжала из Баварии в Венгрию и там ученики писали этюды на пленэре.
Прекратил преподавание в парижской Школе декоративного искусства. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве.
Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943). Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Добужинский стал часто бывать на ивановских «средах», встречался там с Блоком, Белым, Сологубом, Волошиным, Ремизовым, Чулковым и многими другими поэтами и писателями. А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования.
В 1939 г. Добужинский переехал в США. Им написаны воспоминания, главы из которых публиковались в эмигрантских изданиях – «Новоселье», «Возрождении», но главным образом в «Новом Журнале», где напечатаны его замечательные очерки «Круг Мира искусства», «О Художественном Театре», «Встречи с писателями и поэтами», «Новгород», «Петербург моего детства», «Деревня», «Историческая выставка портретов» и другие. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). 1956. Отец забрал сына на воспитание и всё своё детство он делил между любящими его родителями, поочерёдно проживая то у одного, то у другого.
Эти книжки были: антология «Цветник Ор», «Трагический зверинец» и «33 урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал и По звездам Вячеслава Иванова». Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. «Эпоха Тургенева, – писал Добужинский, – была мне душевно близка». Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами.