Домье Оноре Картины С Названиями
Оноре Домье картины // Великие иностранные художники
В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Изысканная колористическая гармония этой картины, сочетающая золотистые, бурые и серовато-сиреневые тона, почти монохромная и в то же время поражающая необычайным живописным богатством, сразу же поставила Домье в ряд с крупнейшими живописцами девятнадцатого века, хотя современники, за редкими исключениями, этого и не заметили. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Целенаправленность, активность и сила искусства Домье не перестают поражать до сих пор. Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело.
Художник показал еще одно, гораздо более значительное произведение, за которое, однако, не получив инструкций от Добиньи, со свойственной ему скромностью нерешительно попросил 600 франков. В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье.
В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства. Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех. Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг. Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры.
В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью.
Художник работал в литографии без перерыва более сорока лет. В различных музеях находится около десяти версий этого произведения. 1862, Чикаго, частное собрание) — любопытство переданы все его степени: от всепоглощающего, жадного, до простой заинтересованности. А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину».
Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей.
На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Что нам до частных событий столь далекой эпохи, самый смысл которых нужно длинно комментировать выписками из архивов и исторических исследований. Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине. Картина «Ноша» характеризуется истинно романтической напряженностью.
он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». Но так как гротескные маски министров изображенные здесь, «лепятся», собственно из этого белого, то они тем более настойчиво, почти навязчиво двигаются на нас, чем и создается удивительная действенность этой литографии.
Художник создает не иллюстрацию тяжести труда прачки, а монументальный образ драмы жизни. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру.
Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа. Так поначалу он исполняет небольшие картинки, нотные заголовки, детские азбуки для издателей Белиара и Рикура.
Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико. «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями.
Реакционная, враждебная реализму линия в искусстве до победы буржуазной революции была связана с идеологией старого, феодально-крепостнического строя. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией.
В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений. Женщина и ее малолетний ребенок выбиваются из последних сил, преодолевая ярость стихии.
Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Зато у автора этой комической серии был гораздо более близкий, более конкретный и очень опасный враг – процветающее и все шире и глубже захватывающее господствующее положение в художественной жизни салонное искусство. Листы Домье трагично выразительны. Этот вертлявый, тощий, хищный персонаж, в котором все человеческие черты переплавились в нечто злобное, колючее и жестокое, напоминающее скорее какую-то гадкую хищную птицу, в то же самое время противен, ничтожен и смешон, напоминая одновременно чем-то и бездушную деревянную марионетку, которую двигают чьи-то чужие руки. Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838).
В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг. Тема картины «У продавца эстампов» (ок.
Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ). Таков цикл «Прачки» (1850—1860).
Он сразу лишился возможности безудержно фантазировать изобретать необыкновенные метафорические и аллегорические образы, дерзко сопоставлять реальность и воображение, не говоря уже о самом смысле сатирического обличения и о пафосе революционной борьбы. Сюжет был чрезвычайно важен для мастера. Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье.
Оноре Домье — великий французский художник-график
По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием.
В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие. Была ли Республика Домье его первой живописной работой. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой.
При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ).
«На концерте», Оноре Домье — описание картины
В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). Лица почти не видны, но художнику удается в склоненной голове, в каждом жесте матери передать чувства любви и нежности, связывающие большого и маленького человека. Я думаю, что такое суждение признанного авторитета по искусству Домье равносильно признанию – по меньшей мере – своей полной научной несостоятельности. Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг.
Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике. Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. Домье-художника отличает прежде всего уверенность.
Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа.
Биография и творчество Оноре Домье
Когда осенью 1835 г. политическая карикатура была запрещена и прекратила свое существование, Домье растерялся.
Зато бесспорно именно в 1848 г. и скорее всего до лета этого года, Домье выполнил прекрасную большую акварель, ныне находящуюся в Музее изобразительных искусств им. 1848, Прага, Национальная галерея).
Листы, выполненные в 1834 году, «Улица Транснонен», «Этого можно отпустить, он нам больше не опасен», «Опустите занавес, фарс окончен», «Современный Галилей», «Все мы честные люди, обнимемся», «Свобода печати», «Похороны Лафайета» словно бы не нарисованы, а вылеплены: гравер строит их по принципу барельефа, помещая, чаще всего, сцену в интерьер с неглубоким пространством, резко подчеркивая главную фигуру, энергичными штрихами жирного литографского карандаша очерчивая формы, сильно моделируя объем. Может быть, отчетливее всего это видно в «Улице Транснонен». Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки».
Картинки и картины художников мира
В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Народная толпа, весело теснящаяся в королевском дворце или Свобода – женщина во фригийском колпаке, та, что была на картине Делакруа, - широко распахнувшая двери темной комнаты, где заседали министры Июльской монархии, бегущие в панике и пытающиеся выбраться в окно, - такие образы могли возникнуть лишь в смелом и ясном уме и доброй душе большого художника. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Никогда до этого литография не обладала такой мощью, такой драматической выразительностью. Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих.
В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т. Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам.
Все Картины Оноре Домье по алфавиту
Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки. И вершина этого творческого периода – большие литографии 1834 года. Книга посвящена творчеству Жана Оноре Домье (1808–1879), выдающегося французского художника XIX столетия. в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года).
О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Силуэту женской фигуры вторят очертания зданий, придавая картине цельность, классическую ясность и согласованность ритмов. Свою волнующую силу она сохранила навсегда. Любимым выражением художника были слова «Надо быть человеком своей эпохи».
Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Значительными работами художника стали рисунки и картины на тему романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Таким образом достигается эффект скульптурности масс.
В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство.
Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко. Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался. Такой тональный подход к литографии приводит к тому, что в его листах словно бы соединяется скульптурное решение (результат сильной моделировки) с живописным решением, происходящим от богатства валеров, от тонкой разработки полутеней использования густого зернистого тона, заливки плотной тушью, мерцания процарапанных фонов. Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи.
В этом отношении характерен самый, может быть, знаменитый лист Оноре Домье «Законодательное чрево» (1834), где световой ритм образует почти декоративную по своей равномерности ритмическую игру белых пятен, создающих движения не в плоскости листа, но лишь перпендикулярно ему. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу».
Характерно, что белое в этих литографиях понимается художником не столько как свет, сколько как активная масса, обладающая особой пластичностью, усиливающей как бы «движение» из глубины на зрителя.
Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции.
Всю жизнь художник терпел лишения. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий и у него оставалось очень мало времени для занятий живописью, к которой он, несмотря на полный провал у критиков Салона его живописных произведений испытывал все больший интерес. В тени распласталась женщина. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Все созданное Домье было предметом внимания современников. Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины.
Художник Оноре Домье картины и карикатуры
Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий. После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец.
Он не раз изображал их в этот год во всей их подлинной сущности – панически бегущими при виде колонны мальчишек с деревянными ружьями или негодующими на простонародные танцы на улицах Парижа. Есть что-то физиологическое и противное в растрепанных, плохо скомпонованных и как попало нарисованных литографиях этой огромной серии и Домье явно и не искал здесь способов придать своим рисункам какую-либо собранность и целостность и тратить на эту серию свое мастерство рисовальщика.
Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи). Вы свободны. Его работы характеризует бархатистость штриха, цветовая экспрессия, тонкость передачи психологических оттенков. Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни. Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. 1863, Париж, Музей Орсэ). какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью. Резкий ракурс выводит на нас основную фигуру композиции.
Он более не опасен.
Домье может выдержать такие сравнения. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской.
Я бы сказал, что в этой серии Домье с необыкновенной наглядностью определил и разносторонне проанализировал антигуманистическую природу собственничества и вырастающего на его основе неуважения и пренебрежения к другим людям, - то, что в литературе тех лет было сделано Бальзаком.
Картины Оноре Домье: от графики к живописи
стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Если бы эти карикатуры Домье имели только непосредственно политическое значение – вероятно, к ним нужно было бы относиться с глубоким почтением как к замечательным памятникам истории.
Ни сколько-нибудь ясно выраженного индивидуального характера художника, ни сколько-нибудь значительной художественности в этой более описательной, чем выразительной карикатуре не было, она вполне походила и на работы Гранвилля и на работы Травьеса, а вернее – на средний и общий тип тогдашней сатирической графики, еще не очень сильный и не слишком глубокий по своему образному строго. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура. Добрые буржуа при ближайшем рассмотрении в большинстве случаев оказываются совсем не добрыми, - подлинным лейтмотивом этой серии становятся всевозможные, самые удивительные и многообразные вариации и перевоплощения эгоизма, ограниченности и самодовольного ничтожества этого общественного типа или, точнее, общественного класса. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе.
Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг. В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. В 1833-1835 гг.
Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари. Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас. Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции. В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно. Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции.
Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения. Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше. Уже через несколько дней после начала Революции 1848 года в номере Шаривари от 4 марта появилась блестящая литография Домье Парижский мальчишка в Тюильри, 9 марта – литография Последний совет бывших министров. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат.
Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. Опыт Домье некоторое время был целиком поглощен накоплением политической зоркости и чисто сюжетной изобретательности. приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость. Блестящий рисовальщик, мастер линии, умеющий скупым штрихом, пятном, силуэтом создавать выразительные образы, легко воспринимающиеся и запоминающиеся, Домье сделал политическую карикатуру подлинным искусством. Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков.
Гротескная карикатура и бытовая сатира от художника Оноре Домье
Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей. Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты.
Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье. и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида. Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг. Лишь мощный талант Оноре Домье поднял литографию от журнального листка, от любительской иллюстрации, от небрежного наброска до высоты первоклассного искусства. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). к однообразной и поверхностной развлекательности.
Пожалуй, только одна литография этого периода представляет исключительный интерес, хотя и она была явно сделана еще на высоком разгоне 1848-1851 гг. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галлерее, Государственному Русскому музею, Государственной библиотеке им.
В этом – хотя бы только лишь сюжетном – проникновении в некоторые существенные особенности буржуазной цивилизации XIX в. был, несомненно, заключен важный смысл – первый шаг к постижению природы буржуазного отношения к миру, к чему Домье пришел позже. Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый.
Домье умел быть, когда нужно и тем и другим. Какой-то особый свет озаряет будничные сцены, которые приобретают значимость, теряют обыденность. Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье. При кажущейся простоте композиция строго продумана.
Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться. При этом перенос акцента с линии на пластику и тон придает его ранним литографиям оттенок некоторой внутренней статичности: листы эти демонстрируют некую ситуацию, заключающую в себе ужасное, гнусное, смешное. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы.
От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром. Литографии замечательны своей действенностью и выразительностью. Домье не довольствуется первыми достижениями. Мастера могли с помощью этой техники передавать множество оттенков черного цвета, различные по характеру штрихи и пятна, а также прекрасно ими тировать карандашный рисунок и набросок тушью.
Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). Он высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, атаковал врагов прогресса и обращался к политическим темам, если это допускала цензура. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860)., - прекрасно дополняет этот необыкновенно широкий и емкий образ, которому очень идет такое презрение к подозрительной и опасной интеллектуальности. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари.
В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности. Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией.
Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти. На полотне зрители видят зверски убитую семью. Литографии 1852-1855 гг.
О знаменитости:Французский график, художник и скульптор
Подобное свойство гравюр сообщает им небывалую до того в литографии убедительность и конкретность, что очень важно, если вспомнить, что многие из его листов – шаржи, карикатуры, гротески. Литографии 1844-1847 гг. В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ). Впрочем, Бальзак уже задолго до этой Республики предвидел микельанджеловскую силу Домье и внимательный глаз мог бы тогда уже, в 1848 г., подтвердить, что слова великого писателя не были пустой шуткой. Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки.
Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. Этот Ратапуаль, приведший в такое восхищение Жюля Мишле, стал появляться в самых разных, но одинаково грязных ролях в веренице перевоплощений, в ряде убийственных, не знающих пощады изображений патриотической деятельности этого проходимца. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме.
литография «Опустите занавес, фарс разыгран»
Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).
Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Разумеется, его колоссальное творчество не могло быть одинаково высоким по художественному уровню все эти годы: бывали периоды, когда в ту или иную серию он не вкладывает ничего, кроме своего умения, бывали моменты усталости, когда гравер неожиданно возвращался к ранним временам карикатуры и делал так называемые «большие головы» (серия «Представленные представители», 1849), но каждого художника следует оценивать по его достижениям, по периодам его творческого подъема. Что Домье делал в эти годы в живописи, никто не знает, можно лишь строить разные более или менее правдоподобные гипотезы.
Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота. Литографии 1844-1847 гг. В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч.
- Домье Оноре ВикторьенКартины и биография
- литография «Законодательное чрево» Оноре Домье
- литография «Законодательное чрево»
Энергично и лапидарно очерчиваются ее контуры, моделируются объемы – факт зафиксирован. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Ветер почти сбивает их с ног, но они упорно продолжают идти вперед. Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг.
Страшным пятном выплывает из мрака фигура мёртвого мужчины в ночном колпаке, лежащего на полу. Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Художник объективен, он ничего не утрирует, а изображает события.
Н. Н. В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»).
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре.
Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Виртуозно сочетая богатейшую фантазию и точность наблюдения, Домье придавал сатирическую остроту графическому языку.
или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь. Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг.
Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны. Предательство этого болота не было для него неожиданностью. Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником. Не знаю.