Донателло Святой Георгий

Создание "Святого Георгия" принесло Донателло мировую славу как величайшего из скульпторов своего времени. Рассмотрим скульптурную работу Донателло – Святого Георгия из церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции. Автор статуй «Святого Георгия»— Донателло— крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. Святой Георгий был достаточно любимым героем для изображения у многих скульпторов и до Донателло.

Изваяние "Святой Георгий" было создано великим итальянским скульптором Донателло между 1415 и 1416 годами. После создания скульптуры Святого Георгия, за Донателло утвердилась слава величайшего скульптора Флоренции, неизменное покровительство оказывал ему неофициальный правитель города. Автор статуй «Святого Георгия» – Донателло – крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. Первая работа, которая принесла Донателло настоящую славу, — «Святой Георгий».

Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Это способствовало процветанию торговли. Столь же выразительно и лицо пророка. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница.

Именно этим новым подходом, переключением творческих интересов объясняется замечательная убедительность статуи Донателло (Эрнст Гомбрих). Готические статуи, выстроившиеся торжественными рядами по сторонам порталов, кажутся парящими бесплотными пришельцами из иного мира. То же напряжение ощущается и в лице. Когда идет речь о Ренессансе, даже те, кто далек от искусства, наверняка вспомнят что-то о прославлении человека и телесной красоты, выходе из «темного Средневековья», возрождении античного искусства после его мнимого упадка, переходе от эстетики религиозной к светской.

  • Описание скульптуры Донателло «Святой Георгий»
  • «Святой Георгий» Донателло – героизм Ренессанса и мученичество за Христа
  • Брунеллески и Донателло – выдающиеся мастера эпохи раннего Возрождения
  • Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения
  • Донателло великий итальянский скульптор
  • Библиотека Гумер – культурология

Красиво прорисованы струящиеся складки, подчеркивающие очертания ее тела. Слегка изогнулся торс Марка.

Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. Действительно, человек как личность выходит на первый план в искусстве нового времени (термин «Средневековье» появился именно тогда, как промежуточная эпоха между прекрасной античностью, которую стремились возродить и новым временем). Поза кажется неустойчивой, порождает впечатление некоторой неестественности. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Особенно значительным стал вклад антиквара и бонапартиста Луи Каррана. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном.

Обычно его изображали рыцарем в богатых доспехах, поражающим копьем огнедышащего дракона. Около 1427-1429 гг. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Он еще не наступает на чудовище, которое призван истребить, но, однако и не отступит перед ним обе ноги твердо стоят на земле, отодвинутая назад правая, так же, как и выдвинутая вперед левая. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Подобно Мазаччо, Донателло противопоставил стилевым изыскам своих предшественников энергию натурных изысканий. Ирод в ужасе отшатнулся, выставив вперед руки.

  1. 20 фотографий для новогоднего настроения
  2. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  3. Зимние пейзажи выдающихся художников
  4. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  5. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  6. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии

219 илл. В его правой руке — тяжелый меч. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Аввакум обнаруживает большую близость к Иеремии. Они как бы окаменели от горя.

Именно в Битве Святого Георгия с драконом был заложен принцип, характерный для так называемого rilievo schiacciato (сплющенного рельефа), приближавший рельеф к живописному изображению, возникновение которого стал возможен благодаря усилению реалистических тенденций в искусстве Ренессанса. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411-1413 гг. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела.

  1. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  2. Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  3. Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  4. Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  5. Новогодняя иллюминация в Нью-Йорке: главная елка и рождественские огни
  6. Старомодные западные рождественские открытки

Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. После этого беседа о пластике раннего Возрождения продолжится, а обладатели загородных домов с дворцовым стилем в интерьере получат очередную возможность выбрать скульптуру для убранства дома (разумеется, заказав ее копию). Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно.

Донателло приближал рельеф к живописи. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Их пейзаж больше походил на декорационный задник или шпалеру, чем на живую природу.

Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Но как бы то ни было, такое начинание могло возникнуть только из понимания необычайных возможностей реалистической манеры ван Эйка. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Скульптура отличается живостью исполнения. Удивительна судьба этого города.

Однако самый замысел статуи очень привлекателен.

  • Пока ты стоишь в пробках, движется в подземном тоннеле со скоростью телепортации
  • Как правильно встречать Год Свиньи
  • Диснеевские мультфильмы про Рождество и Новый год: потрясающая подборка
  • Работа сайта временно приостановлена
  • СКУЛЬПТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ

Так, очевидно, было и при отливке «Давида». У него сосредоточенный, глубокий взгляд, его торс защищен легкими латами, небрежно наброшенный плащ покрывает плечи. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало.

Мария, златокудрая красавица с книгой в руке, покорно внимает его словам. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка.

Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения. Он в ужасе отшатывается. Лицо Марка по типу близко к лицу Иоанна.

  1. Итальянский скульптор Донателло

Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения. (стр. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок.

Так ли это. Для городского собора, посвящённого Святому Антонию, Донателло выполнил в 1446-1450 г огромный скульптурный алтарь со множеством статуй и рельефов. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис.

Изображая фигуры в самых разнообразных позах и движениях, он сознательно увеличивает число точек соприкосновения, что вносит особую естественность и живость в его композицию. Статуи Донателло гораздо интенсивнее по чувствам, чем произведения древнеримского искусства. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Оплата за него была произведена в 1427 и 1430 годах. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника.

Мастерство Донателло настолько выросло, что он справляется с техническими трудностями постановки фигуры как бы мимоходом. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). С точки зрения идеи – патриотического подвига – «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело.

Описание скульптуры 
Донателло «Святой 
Георгий»

Ну верь «в душе», никто же туда не залезет и не увидит. Так же свободны драпировки, наподобие древнеримской тоги прикрывающие тело пророка. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире.

Именно благодаря этому заказу Донателло получил превосходную возможность впервые в скульптуре своего времени правдиво изобразить пропорции человеческого тела — вот то, что делает Св. 72), не были знакомы с законами сокращения объектов по мере их удаления в глубину. Вспомним, что античный художник не смог бы нарисовать пресловутую аллею с деревьями, сходящимися в одной далевой точке. 149).

Позолотой сверкают волосы Марии и ангела, узорчатые края их нарядных одежд. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. 216-217 илл. Его крылья, кажется, еще полны движения. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата.

Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Не могло быть и речи о реальной передаче пространства. Достаточно сравнить, как написаны фоны с деревьями и постройками, чтобы увидеть различия. Благодаря тому, что путти располагаются позади колонн, перерезающих их фигуры, акцентируется движение процессии, как бы проходящей перед зрителем: фигуры то появляются, то скрываются за колоннами и это еще в большей мере усиливает динамику и без того динамичной композиции.

Хотя Донателло использовал здесь отдаленные античные мотивы, композиция в целом отличается совсем не античным характером. Брезгливой гримасой тронут его рот. На илл. 144). Вот таким образом для граждан Флоренции это был, как и Давид, герой-патриот.

Он участвовал в 1887 в организации выставок в связи с юбилеем Донателло и завещал Национальному музею Барджелло после своей смерти, последовавшей через год, коллекцию мелкой пластики, бронзовых изделий, медалей, оружия, предметов из слоновой кости, ювелирных украшений (всего более 3000 экспонатов). Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». 118), здесь изображены сцены из жизни Иоанна Крестителя. Хотя работы начались еще в конце XVI в., шли они не очень быстро и ряд статуй выполняли уже скульпторы XV в. – Донателло и Нанни ди Банко.

Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. У Донателло святой Георгий твердо стоит на земле, его ноги словно приросли к ней, как у воина, решившего не отступать ни на шаг. И в этом проявился его характер.

Лаврентия изображающим Страсти Господни. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. С наступлением утра на берегу явился Иисус, однако ученики не узнали его.

и Донателло. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. А то, что находится еще дальше, – показано гравировкой. Марк»).

Мадонна представлена как бы в раме окна. У Донателло Святой Георгий твердо стоит на земле, его ноги словно приросли к ней, как у воина, решившего не отступать ни на шаг. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным.

Обычно в сцене благовещения художники изображали симметрично расположенные фигуры ангела и богоматери. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. В творчестве мастера наступил новый период.

Фигура Марка необычайно пропорциональна, устойчива и монументальна, возможно, впервые после античных мастеров была решена проблема устойчивой постановки фигуры. для украшения фасада собора Санта Мария дель Фьоре и ныне находится в музее собора. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Марка, эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. К числу наиболее ярких произведений Донателло относится Мадонна Пацци.

Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Его новаторство не ограничивалось освоением перспективы, хотя и это нововведение ошеломило современников. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Георгия» и «Св.

Такие детали, как обрамление дверного проема с увенчивающим его фронтоном (щипцом), свидетельствуют о тщательном изучении древних памятников, например Пантеона (стр. Было высказано мнение, что работа над табернаклем затянулась на несколько лет и что обрамление было сделано позднее. Но нет, это немыслимо, когда любовь горит в тебе и ты не можешь ее скрывать. Георгия. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato.

На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Брунеллески применил их для того, чтобы подчеркнуть формы и членения интерьера. Облик пророка менее индивидуален.

114 илл. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Монумент поставлен параллельно фасаду собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными формами куполов.

Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля.

«Св. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение.

Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. По-видимому, не успев закончить работу над скульптурой, св. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Мадонна и младенец образуют слитный единый силуэт. Марка». Статуя сидящего Иоана евангелиста была выполнена около 1409-1411 гг.

Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Он обладал характером сложным и независимым. В поисках выразительности Донателло отказывается от своих ранних достижений. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Донателло предстояло выразить в своей статуе уверенность, решимость, силу. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи.

А это и составляет сущность донателловского образа. Во-первых, возрастает значение линии. Св. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок.

156). Именно Св. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо.

Одни подчеркивали их зависимость от древнеримских бюстов, другие – их портретность. Георгий – юный воин в латах и со щитом. Движения фигур резки и порывисты, художник не пытается смягчить жестокость сцены. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован.

Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. И как всегда, он уверенно справился с ними. Однако картины Яна ван Эйка уже совсем другие. Но внимания заслуживает не только сила воображения итальянского скульптора, воплотившего свое индивидуальное видение рыцарственного святого, но и новый подход к решению пластических задач.

Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Во-первых, возрастает значение линии. Галерея пророков получает достойное завершение в статуе Аввакума известного под прозвищем Цукконе (Тыква- так во Флоренции называли лысых) из второй слева ниши западного фасада. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. Это один из первых ренессансных конных монументов. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление.

Св. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. Изящно ложатся складки одежды. Донателло удается передать в ней ощущение легкости.

Ему неведома донателловская мощь. С этих произведений начинается история мелкой бронзовой пластике в Италии. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. То же направление видно в его статуе пророка Аввакума известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции.

Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен.

В своем знаменитом бронзовом позолоченном Пиршестве Ирода, украшающем купель баптистерия в Сиене, скульптор сочетал горельеф с техникой rilievo schiacciato (сплющенного рельефа) фона. Георгия» и «Св.

Деревья братьев Лимбургов были схематичны и условны (стр. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Этим Донателло достигал усиления перспективных эффектов композиции, пространство казалось более объемным и увеличивалась монументальность алтаря. Монолитная фигура воина производит впечатление несокрушимой мощи и уверенности в себе. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии.

пока скрытой. Георгия с драконом. Видимо, этим объясняется помещенная на видном месте подпись художника, начертавшего по латыни: «Johannes de eyck fuit hic» (Ян ван Эйк был здесь).

Петра и завершения ряда других заказов. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Евангелист – уверенный в себе, мудрый старец. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Напротив, наиболее бурное движение выражают ангелы, показанные в профиль и расположенные в центре каждого блока между колоннами.

Образ получил патриотическое звучание.

Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. В библейский сюжет Донателло вносит трогательную жизненную непосредственность. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. В рассматриваемой композиции св.

Скульптурную группу «Благовещение» во флорентийской церкви Санта-Кроче Донателло создал для алтаря семьи Кавальканти. Но и этого ему мало. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Уже на рубеже XIII и XIV вв. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Георгий внешне спокоен, но за спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Линии в Битве св.

У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. По-видимому, семь бронзовых фигур в натуральную величину были заключены в табернакль, подобный обрамлению алтаря Кавальканти. Вероятно и сам Донателло чувствовал, что фигура «Аввакума ему удалась. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Георгий у Донателло — гибкий, стройный юноша в легких латах.

На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Марк, можно поверить и его писаниям. Конкретизация облика пророков означала отрицание готики с позиций ренессансного реализма. Руки, ноги, корпус, отягченные доспехами, кажутся еще более сильными. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела.

Флорентийские мастера начала XV века, по примеру обожаемых ими греков и римлян, предались штудиям живой модели в разных позах и поворотах. – 1446. ). Лицо его отличается особой экспрессией. Далее Донателло выполнил мраморную статую Давид с головой Голиафа, которая предназначалась для одного из контрфорсов собора. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами.

Он восторженно отзывался о статуе «Св. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. На коленях стоит богоматерь.

Донателло удается передать в ней ощущение легкости. В 1425-1434 годы Донателло активно сотрудничал с архитектором и скульптором Микелоццо ди Бартоломео, они имели общую мастерскую и в содружестве создали целый ряд произведений, среди них четырехметровая мраморная пристенная гробница Бальдассаре Коша, антипапы Иоанна XXIII (скончался в 1419 г. ) (1425-1427) во Флорентийском баптистерии. Его можно видеть еще и сегодня, он не сильно изменился со времен Конрада Вица. Детали рельефа выразительны, несмотря на повреждения поверхности.

Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном.

Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Нога юноши стоит на отрубленной голове поверженного врага, в руках он держит меч и камень от пращи, а у подножия скульптуры лежит лавровый венок, которым у древних греков награждали победителей.

Донато ди Николо ди Бетто Барди (1386-1466) (Донателло) – великий итальянский скульптор эпохи Возрождения. Далее Донателло выполнил бронзовую фигуру Иоанна XXIII для надгробия. Св.

В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Но если уже в 1443 г., как мы отмечали, Донателло почувствовал себя одиноким во Флоренции, то еще с большей силой должен был он ощутить свое одиночество десять лет спустя. Он превосходит готических мастеров в пристальности и точности натурного наблюдения. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Он учился у природы и на лучших образцах античного искусства.

Через два года Лотарингских изгнали из Флоренции и работы продолжились сначала под эгидой временного правительства Тосканы, а затем Итальянского государства (стоит отметить, что Флоренция с 1865 по 1871 являлась его столицей). Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Им отдавал дань даже Лоренцо Гиберти, один из учителей Донателло. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Давид показан юным воином, торжествующим свою победу над гигантом Голиафом.

Донателло украсил фон изящным позолоченным узором. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него.

Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Современникам Донателло правдоподобие рельефа могло показаться почти невероятным. Наверху он размещает еще шесть фигурок путти, отягощающих и без того тяжелую верхнюю часть обрамления.

На илл. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора.

Созданный скульптором героический образ юноши-патриота, готового встать на защиту флорентийской республики, ярко индивидуален, почти портретен. В своих произведениях Донателло стремился к объективной правильности пропорций и построения фигуры, а также учитывал впечатление, которое будет производить статуя, установленная на предназначенном ей месте. Отливка была произведена в 1427 году, посредством Джованни ди Якопо. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Св. Невольно создается впечатление, будто Донателло хотел наглядно показать зрителю свои познания в области перспективы и свои способности фантазировать на архитектурные темы.

При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Осенью 1415 года появляется уже почти вовсе свободный от средневековой условности евангелист Иоанн — мудрый, спокойно-могучий, прекрасный видом муж. Можно сказать, что Донателло предвидит здесь открытие воздушной перспективы.

В 1857 по велению великого герцога Леопольда II началась реставрация дворца. Легкие трепетные линии пронизывают всю композицию, обволакивают фигуры и детали пейзажа. Георгий показан в центре рельефа сидящем на вздыбленном коне.

И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Антония в Падуе. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции.

Георгий у Донателло— гибкий, стройный юноша в легких латах. У пророка – высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Полна нежной лирики трогательная фигурка принцессы.

Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. во флорентийской скульптуре сохранялись готические традиции. С такими он был непреклонен. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф.

Тем самым усиливается иллюзия пространства. 179 илл.

С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. 161 показана часть алтаря, созданного им для женевской церкви в 1444 году. Не совсем убедительна и передача драпировок. В Риме Донателло побывал и в 1430 году и никакого особого следа это не оставило в его работах. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома.

Здесь все – новаторство. Нелегкие, порой мучительные поиски, сопровождавшие работу над предыдущими статуями, завершились созданием произведения, которое, кажется, рождено мгновенно, в момент высокого творческого вдохновения. С большой убедительностью переданы ниспадающие складки одежд. Он поражает копьем дракона. Охваченные смятением гости (один из них закрыл лицо рукой) отхлынули от стола, столпившись вокруг Саломеи, еще пребывающей во власти танца.

Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Большие глаза, глубокий взгляд, приоткрывающий то, что сокрыто внутри – душу святого. Мария показана в сложном повороте.

Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура Бородатого пророка из правой ниши. Конный памятник (1447-1453 годы) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме.

Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. У людей, привыкших к готическому изяществу, такая композиция могла вызвать потрясение. Спокойное достоинство разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи, с обнажённой на римский манер головой, которая является великолепным образцом портретного искусства. Георгия красивы и выразительны. Георгия и Св. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Современники Донателло связывали его Давида со своими победами над более сильными врагами.

Но мастер компенсирует эту потерю другими эффектами, близкими тем, которые достигаются в живописи. В отличие от «Св. Глаз ван Эйка столь внимателен к мельчайшим подробностям, что, кажется, можно пересчитать волоски в гривах лошадей, в меховых отделках костюмов. Донателло создал также замечательный мраморный рельеф Передача ключей апостолу Петру. Примерно в то же самое время он начал работу над статуями для Ор Сан Микеле. Около 1345—1350 гг.

Обычно в собраниях хранятся разрозненные створки. Среди прочих артефактов, ее составляющих, обращают на себя внимание так называемые рельефные диптихи из слоновой кости (эта форма пришла в христианское искусство из языческой римской античности), которые датируются V — первой половиной VI века. Их судьба иногда была драматической.

Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Статуя полна жизни и изящества. Линии в «Битве св. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков.

Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Ровная плоскость белой стены рассекается серыми пилястрами, которые, не являясь конструктивными элементами, создают образ классического ордера. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб».

Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. В 1422 году голова раннехристианского мученика Святого Россоре (1425-1427) была перевезена из Пизы во Флоренцию, было задумано изготовить новый драгоценный реликварий в виде бюста, который монахи ордена гумилиатов заказали Донателло из бронзы с позолотой. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела.

Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. С точки зрения идеи — патриотического подвига — «Св. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. А Брунеллески он был обязан многим. Под этим именем скульптор вошел в историю искусства. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции.

Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Все это позволяет признать статую Св. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой.

Удачно передано движение ангела. В данном случае у зрителя есть возможность увидеть обе части одного произведения. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Это – византийский прием, знакомый нам по иконописи. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Так же выразительно говорит его правая рука, прижатая к телу. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией.

Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью.

Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Спустя 90 лет Микеланджело создаст Давида: тело его полностью обнажено, правая рука опущена вдоль тела, в кисти вместо меча — камень, поворот головы вправо, дерзкий взгляд в сторону Голиафа (вместо змея), лицо полно чувства гордой мужественности. Кажется, никакая сила не сдвинет воина с места, не заставит его отступить. Внутри капеллы еще более очевидны заимствования из римской архитектуры (илл. В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439 год, Музей собора алтарь «Благовещение», первая половина1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции).

Белый конь в миниатюре Лимбургов похож на игрушечную лошадку. Они возятся со снастями и неуклюже стараются выправить положение накренившейся лодки. Эта статуя ознаменовала новый этап в творчестве как самого Донателло, так и в скульптуре в целом. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. произведениях есть немало общего.

Линии профиля определенны и чеканны. На его щеках щетина, нижняя губа упрямо выпячена вперед, брови нахмурены, жилистая шея напряжена. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх.

Статуя полна жизни и изящества. Голов pа повернута слишком неестественно. Невыносимо, когда друзья и братья по вере в опасности. Работа над статуями продолжалась с перерывами свыше двадцати лет. Между ними видны играющие музыканты. Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). Вплоть до начала 1420-х гг.

Справа стоит и смотрит на сражение, молитвенно сложив руки, юная и прекрасная принцесса. 21: 4-8). Плоский рельеф изображающий голову св. Готические статуи, выстроившиеся торжественными рядами по сторонам порталов, кажутся парящими бесплотными пришельцами из иного мира. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма.

Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Художники оказались поставленными перед необходимостью искать частные заказы во Флоренции или вне своего города. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды.

Путти Донателло предельно общительны. Такие победы одержали тогда и эти герои Возрождения — талаинтливые скульпторы. Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело». Статуя рассчитана на обозревание спереди.

Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. Поза его очень проста, жесты сдержанны. Георгия.

Как и на известной нам средневековой купели (стр. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло.

свою красоту и славу. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Красив мотив струящихся складок одежды.

В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»). Мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (ок. 1417 г. ), Национальный музей Барджелло, Флоренция) на цоколе статуи Святого Георгия, созданный для флорентийской церкви Ор Сан Микеле, является самым ранним рельефом Донателло. Не менее значительным произведением, чем статуя Св.

Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги.

Вот таким образом скульптор высек свое имя на цоколе статуи. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Слегка изогнулся торс Марка.

В действительности, все эти точки зрения односторонни. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места.

Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. И только Христос спокоен и тверд. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой. Его плотная фигура напоминает фигуры во фреске Мазаччо илл. для украшения интерьера собора.

Георгий у Донателло – гибкий, стройный юноша в легких латах. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Святой погружен в раздумье, но взгляд его обращен к зрителю. нателло. Марка.

Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок.

Композиция Донателло Пир Ирода так же, как и творения его конкурентов, отлита в бронзе и показывает дальнейшее развитие принципов, которые были намечены им в Битве св. При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. В отличие от Св. В действительности, все эти точки зрения односторонни.

На нем изображена «Битва св. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Этот папа совмещал в себе все противоречия века.

К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Но скульптор по-новому прочел легенду. На плечи наброшен короткий плащ, завязанный узлом.

На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. То же самое относится и к фигурам. Лишь в 1935 г. талантливый венгерский исследователь Е. Ланьи дал убедительную концепцию истории создания статуй для кампанилы Донателло и его современниками. Тем самым усиливается иллюзия пространства.

Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Эмоциональность взгляда, свидетельствующая о духовном напряжении – отголосок готики. Он особенно эффектен при работе в мраморе. Фигуры, вписанные в перспективное обрамление, подобны объемным изваяниям.

Это один из первых ренессансных конных монументов. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты.

Невозможно молчать о том, что для тебя важнее и дороже всего на свете. Большинство исследователей относит исполнение статуи к 1415-1416 гг. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. голова ее выражает красоту юности, смелость и доблесть в оружии, гордый и грозный порыв и во всем изумительное движение, оживляющее камень изнутри.

Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Они существуют не изолированно от плоскости, а в едином пространстве. В конце XVI в. алтарь был разобран. Марк, можно поверить и его писаниям». Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Фигуры трех из них вообще показаны намеками.

Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Он спокойно стоит, напряженно и внимательно вглядываясь в даль.

Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Так подчеркнута глубина рельефа.

Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. Он объединил два сюжета – передачу ключей и вознесение Христа – в одном рельефе. Именно такая женщина была способна на подвиг.

Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Столь же выразительно и лицо пророка. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. Сюжет диктовал, казалось бы, удлиненную форму рельефа и фризообразное расположение всех апостолов в ряд. Брезгливой гримасой тронут его рот.

В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Во многом статуя еще связана с традициями средневекового готического искусства – изгиб фигуры изящные конечности, лишенное индивидуальности миловидное лицо. Главное действие происходит в центре композиции.

Выходец из среды ремесленников, родился во Флоренции, где провел большую часть жизни. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Антония и изображениями символов евангелистов. Георгий у Донателло – гибкий, стройный юноша в лёгких латах. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Донателло достиг этого эффекта не одним лицом поразительна и вся поза Георгия. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы.

Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Линии становятся более четкими, в них появляется упругость и чеканность. Его почти не интересует как стоит пророк, как ложатся складки.

Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Марку» с Ор Сан Микеле. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Высоко над холмом вознесены три креста.

Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Ренессансные художники предпочитали изображать эту раскаявшуюся грешницу в блеске молодости и красоты. Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. В рельефе сиенской купели Донателло добивается большей драматической концентрации, в рельефе из Лилля – гораздо большего разнообразия архитектурного фона.

Скульптура выполнена из серо-голубого песчаника в виде высокого рельефа. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой.

У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Брунеллески начал перестройку церкви Сан Лоренцо еще в конце 1420 года, по заказу Джованни ди Аверардо Медичи. Вертикальные линии направляют взгляд еще выше, к величественным архитектурным сооружениям и там, наверху, виден возносящийся Иоанн. А что же лицо.

Можно себе только воображать теперь восхищение, пережитое когда-то флорентийцами. На его лицо можно смотреть бесконечно. Но это не простой мальчик. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. 148).

Лишь немногие сегодня имеют первоначальный облик. Фасад же церкви остался неоконченным. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Девизом его творчества была правда.

Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны.

Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Это первый написанный с натуры пейзаж, первый «портрет» уголка природы.

Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Георгием начинается героическая линия в развитии итальянского искусства Возрождения, завершившаяся потрясающими творениями Микеланджело. 149). Уже не было в живых его старших современников — гуманистов Никколо Никколи и Колуччо Салутати.

Однако ни лицо богоматери, ни фигурка младенца не могут претендоваать на авторство великого скульптора. Одной рукой он придерживает щит, другая прижата к телу. 120 илл. Сюжет заимствован из текста Откровения Святого Иоанна -Апокалипсиса (Откр.

Скульптор создал новый тип рельефа, т. н. живописный. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой.

По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотрите Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 года ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425 года) «Передача ключей апостолу Петру» (вторая половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430 года, Государственные музеи, Берлин). С точки зрения идеи— патриотического подвига— «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. При всей живости и подвижности, фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией.

Георгия, созданная для ниши цеха оружейников на Ор Сан Микеле (ныне она заменена бронзовой копией, сама же находится в Национальном музее Флоренции). Георгия, явился и рельеф Донателло, украшающий ту же самую нишу Ор Сан Микеле (ныне – тоже в Национальном музее). Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются.

Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Георгия» красивы и выразительны. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа.

они были приостановлены. 157, можно убедиться, что в живописи ван Эйка все иначе. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом.

Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Хотя в них и преобладают трагические, скорбные чувства, они вызывают благоговейный трепет в зрителе, так как свидетельствуют о силе человеческого духа.

Фигура прорисована уверенно и свободно. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства.

По сторонам изображены благочестивые донаторы в молитвенных позах (илл. Лошадь со створки Гентского алтаря, при всем сходстве стати и поступи, выглядит живой. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Как правило, скульпторы предпочитали высокий рельеф. Лицо юноши, полное свежести и благородства. По деталям, показанным на илл. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото.

Он с отличающей гения простотою, справедливо рассудив, что сидящая статуя не будет смотреться круглой скульптурой, срезал фигуру Иоанна со спины и высек глубокий, выступающий на две трети толщины камня рельеф. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года.

для той же купели Донателло создал бронзовые фигуры добродетелей – Веры и Надежды, а так же трех танцующих и музицирующих ангелов. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. В 1417 году ему поступает заказ от гильдии оружейников на создание статуи Св.

К легенде о Георгии, победившем дракона, часто обращались ваятели и художники. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Царю Ироду подносят на блюде голову Иоанна. Барахтающийся в воде Петр выглядит, как и следовало ожидать, довольно беспомощно. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла.

По канонам Ренессанса, святой предстает в образе героя-воина (кем он, собственно и являлся), в его фигуре нет хрупкости и экспрессии готики, он твердо и уверенно стоит на земле. То же напряжение ощущается и в лице.

Здесь представлены родные и друзья Христа. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. Линии профиля определены и чеканны. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище.

Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески.

Таким образом, можно считать, что рельеф Донателло стоит у истоков перспективной живописи, которая в XVII—XVIII вв. Донателло строит образ на игре света и тени. Левая нога чуть выдвинута, на нее перенесена большая тяжесть – и кажется, что фигура надвигается на зрителя.

В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Мы словно вступаем в дом четы Арнольфини. Совсем другое у Донателло. Можно представить себе, как были поражены флорентийцы в тот момент, когда с росписи сняли завесу и перед ними предстал прорыв в стене, а в нем – погребальная капелла в духе Брунеллески. Марка» с Ор Сан Микеле. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание.

Прекрасную копию «Георгия» можно видеть и в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Во второй половине 1420-х гг.

В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале XV века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна.

Эта серия статуй имела большое значение и для развития искусства пластики в целом. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Однако страдание обладает длительностью во времени. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Роспись принадлежит художнику, получившему известность под прозвищем Мазаччо (1401 – 1428), что означает примерно «Большущий Томмазо».

Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Там, быть может, самые восхищенные строки посвящены «Святому Георгию Победоносцу»: «Маленькая голова на длинной шее — тип флорентийской красоты — немного повернута налево. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло.

75). Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. В этот момент, когда Авраам доказал свое послушание Богу, став прообразом Божьей жертвы Сына за грехи всего мира. Георгий – смелый защитник свободы. Донателло, овладев техникой rilievo schiacciato (сплющенного рельефа), с большим мастерством создал при невысоком рельефе многоплановое изображение – правая рука Марии, левая ручка Младенца, профиль головы Марии, лицо Младенца, фон – требовавшее виртуозного владения резцом.

В рассматриваемой композиции св. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне).

Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. В 1912 году в России вышел труд Н. Горбова о творчестве скульптора. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве.

Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела.

Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). В 1403—07 гг. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Вверху изображены летающие ангелы.

Вглядываясь в архитектуру, без труда замечаешь, что своими массивными формами она ближе к тому, что культивировал в противовес Брунеллески Альберти. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры.

Обратите внимание на форму арки, полукружие которой срезается пилястрами (плоскими полуколоннами) верхнего яруса. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Марка истинным произведением Возрождения.

В середине XVI века реликварий был передан в Пизу в церковь Сан Стефано. Здесь он вновь вплотную соприкоснулся с античными памятниками, общался с Брунеллески и Альберти, работал для папы Евгения IV. Основоположник ренессансной архитектуры был первопроходцем и в других областях. Но более всего обоих ваятелей роднит беспредельная вера в человека, восхищение его телесной и духовной красотой, а также новаторство, вечный поиск новых средств выразительности. Столь же напряжен его внутренний мир.

На его лице веселая улыбка. Но Битва св. Кажется, что мы можем осязать их, что они, а значит и заключенное в них духовное содержание, выходят нам навстречу. Но спорить с Донателло было не так-то просто.

7: 9): «После сего взглянул я и вот, великое множество людей, которых никто не мог перечесть из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем. ». Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. С его именем связывают открытие, во многом определившее дальнейшее развитие искусства, – открытие перспективы.

За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Нет надобности долго распространяться о проявлениях новаторства в рельефе Донателло. 159).

Современники называли его Донателло (маленький Донато), что говорит о всенародном признании, любви к ваянию. Одним из наиболее радикальных новаторов в живописи был швейцарец Конрад Виц (1400. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле.

Следующей работой мастера, очевидно, была знаменитая статуя Св. Все линии очень четки и определенны. Новый тип рельефа, созданный Донателло, получил в литературе название rilievoschiacciato, что может быть переведено как сплющенный рельеф. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг.

«Св. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе. Что примечательно, данная статуя была первым обнажённым произведением в итальянском искусстве, которое было не граничит со стеной.

В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора. Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Однако это впечатление обманчиво. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Слева композиция замкнута скалой, справа – уходящей в глубину аркадой.

Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. В отличие от «Св. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Донателло изображает Христа в левой части рельефа.

Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Донателло подчеркивает крепость закованного в латы тела. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. Он трактовал статую как высокий рельеф без фона, срезав заднюю часть спины.

Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Готические статуи, выстроившиеся торжественными рядами по сторонам порталов, кажутся парящими бесплотными пришельцами из иного мира. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. В ней чувствуется рука самого Донателло. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами.

Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. Глупо и безрассудно. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. По словам Вазари, Донателло, работал столько же руками, сколько расчетом, в отличие от мастеров, чьи произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают абсолютно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте.

Еще одна характерная особенность рельефа – его углубленный психологизм. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. И тогда один из них сказал: «Это Господь». Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто.

Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Она, несомненно, связана с ними тематически. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта.

У Донателло святой Георгий твердо стоит на земле, его ноги словно приросли к ней, как у воина, решившего не отступать ни на шаг. Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Искусство Донателло развивалось по своему собственному пути, почти независимо от увиденных им произведений.

Впервые в истории художник стал очевидцем в подлинном смысле слова. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Их нельзя считать портретами, так как они не столько передают внешний облик, сколько внутреннее переживание. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427 годы), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов.

При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. На лице его застыла гримаса страдания. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс.

143) его фигуры могут показаться оцепенелыми и неловкими. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах.

Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Вот таким образом и самооценка у мастера была соответствующая: однажды без ложной скромности он заметил, что в своем искусстве является патриархом. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года).