Ф.с Рокотов Картины

Фёдор Степанович Рокотов – биография и картины

ГРМ), «Портрет князя Г. С. Волконского» (Между 1780 и 1789 гг. – Проще сказать, кто на них не появлялся.

Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. Теперь мастер часто пишет овальные портреты, причем форма холста подчеркивает общий ритмический строй произведения. При этом известно, что работал он не очень быстро.

Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет. В 1765 году удостоен звания академика. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. С. 11. ). – СПб., С. 52. ).

Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. С. 82 – 83 Государственный Русский музей. У Барятинского был свой театр и оркестр.

Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. ГТГ), «Портрет неизвестной в белом платье» (Вторая половина 1770-х гг. В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. Т. 1. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей».

Федор Рокотов: биография 
и картины

Федор Рокотов: биография и картины

Ведь в клубе могли состоять только дворяне – лица других сословий не допускались. Художнику также поручается писать царских фаворитов Ивана Орлова (Между 1762 – 1765 гг. Рокотова от его современников. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист.

Колористическое решение художника безупречно. Сумарокова. Контуры фигур растворены, они как бы сплавляются с густым мерцающим фоном.

  1. Картины — Рокотов, Федор Степанович
  2. Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
  3. Федор Рокотов — Третьяковская галерея
  4. Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
  5. Портреты женщин века художника Рокотова
  6. Художник Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
  7. Художник Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – портреты 18 века

На склоне лет мастер занялся педагогической деятельностью. – СПб., 1998. ГРМ), парный к «Портрету неизвестной в белом чепце» (1790-e. Скорее всего, Струйский, желая жениться повторно, не хотел возбуждать ревность молодой жены и велел переписать его в мужской. Портрет графини П. А. Воронцовой в детстве (1790)В творчестве Рокотова особое место занимает целая галерея портретов близкого ему семейства Воронцовых в трех поколениях. Прасковья Артемьевна Воронцова (17861842) графиня, младшая дочь графа А. И. Воронцова и Прасковьи Федоровны, урожденной Квашниной Самариной. ГРМ).

В облике томного изнеженного жуира угадывается иронический ум поэта-сатирика. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. В результате изображенные воспринимаются светлыми силуэтами на тёмном фоне. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14.

  1. Русские художники: Рокотов Федор Степанович
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  4. Портретная галерея Фёдора Рокотова

Он становится адъюнктом, преподавателем. В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей.

Остались лишь официальные документы, мало что проясняющие в биографии портретиста. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Ему особенно удавались женские образы именно о роко-товском портрете А. П. Это лишь третья монографическая выставка Рокотова.

Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. Н. Лапшина, автор наиболее полной и обстоятельной монографии о художнике, утверждала, что «Рокотов являет собой типичный пример художника-реалиста XVIII века, который, стремится представить в своем творчестве идеал нравственного достоинства человеческой личности» (Лапшина Н. П. В портретах появляется лиризм и формируется многозначность образа. Вот те художественные черты, которые характерные для портретописи Рокотова в целом. Репнина.

– М., 1959. Земная судьба А. П. В портретном искусстве мастер стремился отыскать идеал красоты, не пытаясь его героизировать или приблизить к некому абстрактному эталону. ГРМ), колорит которых строится на контрасте всего двух цветов – оттенков черного (или темно-коричневого до черноты) и белого. ГТГ) и его второй жены Александры Струйской (1772. Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны.

Молодой художник делает быстрые и заметные успехи. Струйский и его связи с Ф. С. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11.

  • Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
  • Парадные портреты петербургского периода
  • Портреты последнего периода жизни
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
  • Краткие сведения о жизни художника
  • Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым

Русский художник пишет подобно французским мастерам в стиле рококо, парадного портрета, уделяя большое внимания личностным качествам, характеру человека, в этом отличие портретов Ф. С. Рокотова // Искусство. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. «Также у Ротари и Токе он многому научился, – продолжает Штелин, – и затем всецело посвятил себя портретной живописи».

В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. В России такие социально-эстетические представления еще только зарождались. В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник. Нижегородский художественный музей).

  1. Федор Рокотов: биография и творчество

Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Удивительно красивые лица.

Картины — Рокотов, 
Федор Степанович

Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса. Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. В 1760 году по словесному приказанию И. И. Шувалова принят в Академию Художеств. Портрет императрицы очень декоративен. Став академиком, Рокотов бросает службу в Академии художеств. Ему этого и не дали сделать.

Он создавал возвышенно идеальные образы и отметал все частное и ненужное. ГТГ, вариант в Русском музее) и Григория Орлова (1762 – 1763 гг. В апреле 1762 года император дал Рокотову сеанс. ГТГ) в связи с ее коронацией в Москве (в Третьяковской галерее хранится этюд к этому портрету). При этом художник остается верен натуре.

ГТГ), «Портрет А. П. Кутайсовой» (Начало 1780-х гг. По его распоряжению Рокотов был принят в 1760г. Его заново открыли мирискусники. Его восхождению по лестнице признания способствуют дворцовые заказы. Навряд ли наследник престола приезжал из столицы позировать Рокотову, скорее наоборот. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова.

Могила его, к сожалению, утеряна. Художник больше не пишет парадных изображений и выбирает сферу камерного портрета.

Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М. Поэтически обобщая черты моделей, он приподнимал человека, делал его лучше и чище. центре его обширных владений. В 1763 году его приглашают писать парадный портрет императрицы (1763.

– М., 1963. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. Но главное в другом: художник привносит в свои творения особое утонченное и ускользающее восприятие изображенного лица, он наполняет холст некой «загадочностью».

Вот таким образом у Ф. С. учился в Академии художеств. Произведение осталось невостребованным и все последующие заказы были переданы Антропову. С. 10. ). Таковы, например, портреты неизвестной в белом платье (Вторая половина 1780-х.

Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво. Источник света теперь помещен не сбоку, а прямо перед портретируемым. С. 76 – 78. ).

Рокотов работает в жанре камерного портрета и его разновидности – интимного изображения. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. В портрете В. И. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. Портрет Струйского плохо сохранился, но ясно видны его нервное лицо, большие беспокойные темные глаза. или между 1768 и 1773 гг.

Её образ – словно воздушный полунамек. Свободно положенные мазки обозначают абрис формы, не совпадая с ее границами. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Рокотов, Федор Степанович, Портрет Прасковьи Николаевны Ланской Начало 1790-х 74 x 53 (овал) см Холст, масло Россия Москва. С 1780-х гг.

Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось. Растрелли. ГРМ). У него было несколько учеников, но их имена (кроме Петра и Ивана Андреевых) неизвестны, также как и их произведения.

Освещение, по-прежнему выполняющее важную роль в характеристике образов, меняется. Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. ГТГ), урожденной Озеровой.

Сейчас его принято обозначать как «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х. Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И. Э. Грабаря (в 1925-м выставка была повторена в Государственном Русском музее). Каждый из них замечателен по-своему. Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г. Источник света помещен сбоку.

Таковы портреты Струйских. А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. Образ неизвестного в треуголке полон обаяния беспечной юности. Некоторое время обучался у А. П. Судьба Струйской была не очень удачной.

Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска). ГРМ), «Портрет А. С. Жукова» (1780-е. – Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге. Федор Степанович Рокотов. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного.

Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Родился в с. Воронцово под Москвой в семье крепостного.

О последних двадцати годах его жизни известно мало. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. С 1765 г. – академик.

Позже Рокотов переезжает на Воронцовскую улицу, где он и умер в 1808 году. Его незначительную роль в Академии можно объяснить тем, что он был портретистом, а в Академии приоритет отдавался «исторической живописи». Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. Орлова, умного изысканного вельможи. Якоб Штелин, первый историк русского искусства XVIII века, свидетельствует, что «Федор Степанович Рокотов учился в Академии при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо». У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава.

То же можно сказать о портретах великих князей Константина Павловича (Начало 1780-х гг. Каталог. Рокотов сосредоточивается теперь на технических средствах.

Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. Выражения лиц моделей Рокотова сложны, подчас неуловимы.

Искрится бриллиантами аграф (заколка) треуголки, сквозь черное, прозрачное маскарадное домино просвечивает золотистый кафтан, на грудь ниспадает легкаяпена кружевного жабо. Долго не могли определить, кто этот знатный юноша. Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков. Мастерская просто ломилась от обилия заказов.

Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. В их числе были А. П. Сумароков (1777.

В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба. По исповедным книгам московской церкви Никиты Мученика на Старой Басманной получается 1736 год, однако использованная в документе формулировка весьма расплывчата и не позволяет однозначно утверждать, что интересующая исследователей запись относится именно к художнику Федору Рокотову. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». С него были сделаны две копии.

Женские портреты, как правило, овальной формы. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова. В 1770-е для Рокотова становится характерным раскованная манера письма. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Пленительность этих творений возникала за счет наработанного мастерства.

Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. ГТГ), графиня Елизавета Васильевна Санти (1785. Духовный мир ее богат и сложен. ГРМ), «Портрет В. Е. Новосильцовой» (1780. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев».

В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». Разумеется, такое понимание «духовного аристократизма» еще очень далеко от идеи внесословности личности – идеи, которая в ту эпоху уже полностью утвердилась в искусстве Франции.

Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». ГРМ) и «Портрет Петра III» (1762. За это творение он был милостиво награжден.

Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. Федор Степанович Рокотов. На обратной стороне портрета была загадочная зашифрованная надпись. На губах едва заметная полуулыбка.

Гос. Благодаря работам исследователей удалось очертить круг 26 усадеб, откуда происходит часть произведений Рокотова. Также можно познакомиться с видами усадьбы Отрада, где находились портреты Орловых, с пейзажами Москвы, выполненными Франческо Кампорези во второй половине XVIII века, с видами Петербурга на гравюрах середины XVIII века – все это разнообразит экспозицию. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета.

Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись. В овальном «Портрете А. П. Сумарокова» (1777. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. ГРМ) и Писаревой (. ) (Первая половина 1790-х. Майкова, после 1765, ГТГ Портрет поэта и драматурга А. П.

В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. Рокотов не психолог, он не стремится нам раскрыть душу и чувстванатуры, но он поэт и, наделяя свои модели одухотворенностью изяществом, таинственностью, предлагает нам самим попытаться разгадать скрытую вчеловеке натуру. Портрет неизвестного в треуголке (1770)В доме Струйских хранился портрет молодого человека с приятными, женственными чертами лица, жабо и накидкой, драпировавшей фигуру. Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа. Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. Здесь представлена духовная красота молодой женщины, которая очаровывает больше, чем ее черты лица. Антропова, П. Ротари, Л. Токке.

В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником.

Таинственные полуулыбки его героинь их удивленные открытые глаза. Академия пока еще не открылась. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. При детальном обследовании оказалось, что это сын Екатерины II Алеша, который впоследствии получил фамилию Бобринский. Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968). Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века.

Рокотов получает выговор за недосмотр и строгий приказ не брать без дозволения начальства никаких посторонних работ, которые могут препятствовать исполнению академических обязанностей (Петров П. Н. В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими. В 1760-1762 гг.

С этим событием связана так или иначе программная картина «Венера, Амур и Сатир» (Между 1763 и 1765 гг. Сумарокова, до 1777, Государственный исторический музей).

Иначе трудно объяснить тот факт, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба», составленными при его учреждении (Лебедев А. В. Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство.

Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Дягилевым. Первый отражает время становления живописца — период его работы в Петербурге. Майков наверняка вел беседы во время сеансов.

Судьба его очень необычна и до сих пор не все в биографии выяснено. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Не исключено, что Рокотов несколько раз приезжал в Санкт-Петербург, так как известны два портрета великого князя Павла Петровича, выполненные художником в 1770-х годах явно с натуры (оба в ГРМ). Рокотова было много заказов от знатных особ. В ряде мужских портретах он тщательно прописывает мундир, воинские атрибуты и награды: «Портрет неизвестного в черном мундире» (1780.

Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. Жил в Москве на Пречистенской улице. В эту эпоху именно дворянство было носителем культуры, просвещения и образования. Следующим званием будет академик.

В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее). На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. В Академии художеств учителями Рокотова были иностранцы. формируется классический «рокотовский» стиль. С конца 1760-х гг.

С. 94. ). К биографии Ф. С. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа.

И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике. ГТГ), князя С. В. Гагарина (Не позднее 1768. Художник почти не обращает внимания на детали одежды.

Вероятно, в работе принимали участие ученики молодого мастера, выполняя в портретах менее ответственные детали. С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. В 1780-е годы Рокотов написал множество женских портретов.

В чем причина. Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета. Лессировки создают впечатление особой глубины и прозрачности поверхности. – Да, проводились, но это было очень давно.

В его мастерской, по свидетельству современника, стояло до сорока холстов, на которых «были окончены одни головы», а остальное, можно догадываться, дописывали ученики. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Какоето время считалось, что молодой человек сын Екатерины II и графа Григория Орлова. Струйской (1772, ГТГ) написал НА. В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств.

Фактически цвет не играет в данных портретах почти никакой роли. По его протекции Ф. С. ГТГ). Кроме того, он нигде не придавал своим образам полной ясности портретной характеристики. Это произведение отличается особым живописным своеобразием.

Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. Портрет А. П. Сумарокова предвещает переход живописца на овальные холсты. Рокотовым // Очерки по русскому и советскому искусству.

Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Исследователи также неоднократно высказывали предположение о том, что Рокотов обучался в привилегированном Петербургском Шляхетском кадетском корпусе для дворянских детей, где он получил широкое общее образование (Лапшина Н. П. прозрачных, видящего и многое понимающего человека. С одной стороны, он пишет, например, «Портрет княгини Е. Д. Волконской» (Начало 1790-х ГРМ), «Портрет неизвестного» (1790-х. Херасков образовал литературный кружок. Он создаст тот тип портрета, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе».

В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. В созданных им образах открываются душевные качества модели. Из-за плохой сохранности атрибуция портрета вызывает большие сомнения. В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Именно Ф. С. Лицо написано чуть ли не осязаемо.

Большая ретроспектива мастера состоялась в ГТГ в 1960-м году. Однако теперь и эта версия подвергается сомнению: согласно последним исследованиям, дом поначалу был одноэтажным, а второй этаж появился позднее, да и вообще впервые упоминается это здание в 1803 году, когда Рокотов, как известно биографам, жил уже на Воронцовской улице. – М., 1959. С. 142. ). В 1778 году умирает князь Репнин. Художник стремился выявить свое восприятие своеобразия модели.

Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры. С 1767 г. жил в Москве. ГТГ).

В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». В 1765 Рокотов был удостоен звания академика живописи, однако преподавание в Академии не оставляло возможностей для собственной работы и вот таким образом художник оставил в том же году Петербург ради Москвы, где брал много заказов и открыл частную школу. Рокотов, как правило избегает парадных изображений. Потому так притягательны «загадочные» и вдохновенные лица на полотнах Ф. С. Рокотова. Пелевин Ю. А. Живописное начало преобладает над рисунком. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».

С. 68 – 71. ). Федор Степанович Рокотов. На весь XIX век. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Свадебное настроение тоже и вот наступают будни.

Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице. Обрезков, который был послом в Османской империи. – М. : Искусство, 1945. Практически нет у него и купеческих портретов. К этому времени Екатерина II уже отправила в отставку И. И. Шувалова, фаворита Елизаветы Петровны, а во главе Академии поставила И. И. Бецкого.

Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н. Среди них можно выделить портрет И. Г. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. Их размеры обычно – около 73 х 56 или 65 х 53 см. Однако портрет не произвел благоприятного впечатления при дворе, может быть, так как писался наспех. ГТГ).

Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто. 1780-е – нач. 1790-х – новый период творчества художника. Эталонными стали два портрета. Именно в это время складывается индивидуальный творческий почерк Рокотова.

Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Известен еще один связанный с Рокотовым портрет Петра III (1762. А поэт М. М.

«На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. В Москве художнику предстоит проработать почти сорок лет, здесь он состоится как «истинный Рокотов», выработавший свою живописную манеру. Женские портреты, как правило, овальной формы. ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин. В своих лучших произведениях художник творил «живописный миф». Шувалов не только его заметил, но и вырастил.

Похоронен он был на кладбище Новоспасского монастыря. Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II. Потом он жил в Ревеле. Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов.

Его успехи были замечены. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. Она мимолетна. Так как Рокотов денег быстро заработать не мог.

В отличие от Левицкого, у которого все выписано, вплоть до мельчайшего узора на кружеве платья, Рокотову не важна ткань – бархат или сукно, он не стремился поразить зрителя блеском и мастерством передачи деталей. Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота»: отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя.

В Москве ставятся пьесы драматурга А. П. ГРМ) – в рост на фоне военного лагеря. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция). Заболоцкий: Ее глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач. Живопись. В московский период художник вступает в новую фазу творческого развития.

1954. Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И. Его помощники впоследствии стали работать самостоятельно и образовался «круг Рокотова» из которого выходили произведения, схожие с рокотовскими, что создало искусствоведам множество трудностей в атрибуции этих работ. Тема «просвещенного барина», начатая еще Никитиным в портрете С. Г. Строгонова, находит продолжение в творчестве Рокотова: И. Орлов, Воронцовы, Голицыны – это люди, вносящие свой вклад в развитие культуры России. Полуулыбка соединяется с грустным взглядом особенно, по-рокотовски, написанных удлиненных и прищуренных глаз. ГРМ).

6. Больше он никогда не будет брать государственных подрядов. В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен.

Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. художественный музей Белоруссии). юность проходит быстро. ГТГ).

Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен». ГРМ) и П. Н. Ланской (Начало 1790-х. С приходом на трон Екатерины II Рокотов был приближен ко двору.

В 1763 году Рокотов писал парадные портреты Екатерины II в связи с её коронацией. Мать 18 детей, она пережила многих из них. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии.

На портретиста оказали несомненное влияние идеи просветительства с его проблемами морального облика привилегированного сословия и «истинного достоинства дворянина». в Академию художеств. загадочную полумглу его портретов сменяют более красочные тона (Портрет Е. В. Цвета — белые, розовые, жемчужные, чувствуется легкость, воздушность ткани. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки.

Рокотов стал, таким образом, одним из первых в России «вольных художников», независимых от государственной службы. Преподавал в Академии художеств.

Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. (Сахарова И. Н. Е. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Он был приглашен писать российского императора одновременно с А. П. Антроповым.

Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Псковский музей) и Александра Павловича (Начало 1780-х гг. Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь.

Рокотов пишет «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил.

Живопись приобретает плотность, фактуры разнообразных материалов – определённость. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности». ГРМ).

Среди его наставников были Ротари и Токе. Колорит портрета подчеркивает полнокровность и жизнерадостность образа.

Люди на полотнах Рокотова, как кажется, таят в себе что-то сокровенное, значительное. Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов. – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт.

Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Сборник материалов для истории Академии художеств за 100 лет. – М. : Художник РСФСР, 1962. Но ведь его портреты еще при жизни мастера получили всеобщее признание. Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ. Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно.

Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь.

На портретах появляется заученная мимика, напряженный взгляд, не пускающий внутрь образа. Тверская картинная галерея), «Портрет П. С. Протасова» (Между 1785 и 1794 гг. – Здесь по-прежнему остается очень много вопросов. XVIII век. Его происхождение не совсем выяснено. К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым). Портрет очень понравился Екатерине II.

Из московских произведений выделяется «Портрет В. И. Майкова» (1775. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. Так И. И. Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». Санти, 1785, ГРМ) – от утонченности рококо Р. переходит к ясности классицизма. Женские портреты, как правило, овальной формы.

Он значительно усложняет свой изобразительный язык. Орлов похож на переодетого античного бога. ГИМ) и В. И. Майков (1775. Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным). По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина.

Т. 1. Но она была человеком своего времени. Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием. Масон Н. И. Возможно, у художника слабело зрение.