Флора Боттичелли
Думаю, стоило великому художнику эпохи раннего ренессанса Сандро Боттичелли написать картину, чтобы напомнить о Гуманности тем, кто любуется ей в картинной галерее Уффици во Флоренции. Вплетая цветы в венок Флоры, сочетая их с ягодами и фруктами, Боттичелли проделал работу практически ювелирной сложности. «флора» является фрагментом знаменитого полотна под названием «Весна», которое было создано Боттичелли в 1482 году. Самым восприимчивым и тонким художником при дворе Лоренцо был молодой флорентиец Сандро Боттичелли.
Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных в картине
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.
- «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения
- История одного шедевра: «Весна» Боттичелли
- Описание картины «Весна (Примавера)»
- Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»
- Картина Весна, Сандро Боттичелли
- Символика цветков в картине Весна Боттичелли
- Весна картина Сандро Боттичелли
- «Весна» Боттичелли — свадебный подарок
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Еще один знаменитый символ Флоренции лев Мардзокко (Marzocco), который правой лапой держит щит с гербом Флоренции. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. На первом древнем гербе Флоренции были изображены белые лилии на красном фоне. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Именно Флора изображена между супругами и Венерой. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
- Сочинение-описание картины Боттичелли «Флора»
- Картина Боттичелли «Весна» – одно из самых удивительных произведений живописи
- Сандро Боттичелли: Весна – красота искусства в его смысле
- Презентация – Богиня Флора на картинах художников
- «Весна» Сандро Боттичелли: стилизованная съемка
От его полета согнулись стволы деревьев. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Меркурий (слева) нарциссически красив. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна».
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.
- Объясните на пальцах: «Весна» Боттичелли
- Самое интересное в виде мозаики
- Другие картины Сандро Боттичелли
- Словари и энциклопедии на Академике
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен.
Возрождение. Она показана простой, тихой и скромной. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. 203 x 314 см. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
Но 1251 году гвельфы изгнав из Флоренции гибеллинов (гвельфы и гиббелины – политические группировки в Италии в XII – XIII веках), поменяли цвета на гербе Флоренции на противоположные – красные лилии на белом фоне. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения.
- Профессиональный фотограф Наум Грановский
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Сочинения по картинам 5-9 класс
- Обо всем, что нравится женщинам
- Описание картины Сандро Боттичелли «Флора»
- «Это диалектика любви, воплощенная в движении»
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. И все персонажи размещены в пространстве между передней частью сцены и декорацией на заднем плане, представляющей апельсиновый сад с деревьями, усыпанными цветами и зрелыми плодами. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой.
Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. И вообще, флорентийцы не любят вспоминать этот период своей истории и наполеоновский герб не признают. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
- «Гимн живому человеческому влечению»
- Описание картины Сандро Ботичелли «Весна»
- Сандро Боттичелли, «Весна» и «Рождение Венеры»
- Слайды и текст этой презентации
Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Она стала богиней в пышном одеянии. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею.
Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Но это не единственное повторение в картине.
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Картину «Весна» Боттичелли заказал Лоренцо Медичи в качестве свадебного подарка своему 17-летнему племяннику Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Сами итальянцы символом Флоренции считают именно лилию. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Композиционно полотно делится на три части. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.
Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погруженная в созерцание Меркурия. Движение в картине устремлено справа налево. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Если ты женишься на ней и назовешь ее своею, будут твои годы сладостными, а ты сам – отец замечательных детей. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи. Здесь нет взаимодействия между всеми персонажами – это спектакль, где на лицах актеров следы неизъяснимой грусти. Тем не менее сюжет картины имеет множество интерпретаций, самая популярная из которых говорит, что благодаря любви (Венера) жизнь человека движется от чувств (Зефир, Хлорида и Флора) через разум (три Хариты) к созерцанию (Меркурий). Сколь приятна для любования. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Этот крохотный младенец знает своё дело и целится своими верноразящими стрелами любви в трёх граций, подруг прекрасной Венеры, которые танцуют рондо.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Но давайте попробуем.
Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Движение в картине устремлено справа – налево. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Его лёгкий огненно-красный плащ, шлем на голове и меч на боку подчёркивают его роль хранителя сада. Скульптура датируется 1419-1420 гг. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Сандро Боттичелли. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Лилия белоснежная (Lilium candidum L. ) Madonna lily. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Данная картина является одним из первых известных произведений изображающихбогов и богинь в натуральную величину и практически голыми. В поздний период творчества он попал под влияние пламенного проповедника Савонароллы и больше не писал картин на мифологические темы. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Герб Флоренции времен Первой Французской империи. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. «Она, — отмечает Фичино, — есть нимфа красоты великой, рожденная небесами и более от всех отмеченная любовью Богом Всевышним. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Фото: Magnus Manske. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. На самом деле у Боттичелли Весна не имеет персонажей второстепенных, но можно обсуждать их, отступая от центра сюжета. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». обе выполнены с грацией и выразительностью». Её основную роль на картине можно определить по тому, что Венера стоит в центральной части отдельно от всех.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Флаг Флоренции. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Знаменитый Сад Ирисов (Giardino dellIris) на площади Микеланджело (Piazzale Michelangelo) во Флоренции.
Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Но флорентийцы не приняли наполеоновский герб.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. О том, как весной расцветает природа.
И, конечно, это породило особое искусство. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Зефиром.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Италия. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» — охранником самой весны. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). С древних времен символом Флоренции является лилия. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Всё изменила вечная весна. Флоренция. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Людей нельзя приманивать иной наживкой, кроме Гуманности, вот таким образом будь внимателен, не пренебрегай ею». Красных лилий в природе не существует.
Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Жест заботливый, опекающий. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Марина Хайкина искусствовед: «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Фигуры расположены волнообразно.
В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Французы называют Флоренцию Городом красных лилий. Именно здесь цветут самые красивые флорентийские ирисы. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. На картине изображено более 500 различных видов растений и цветов, мы попробовали воплотить это многообразие в пространстве загадочного Колизея.
От его полета согнулись стволы деревьев. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. На самом деле это несколько противоречит истине. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Герб Флоренции. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Она не просто богиня любви и красоты. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Но кого волнуют цветы, когда речь заходит о политике.
Оригинал работы скульптора Донателло сейчас находится во флорентийском музее Барджелло. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Галерея Уффици. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Месяц считался концом весны и началом лета. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).
У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
И как поэтично показано превращение. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. А с правого края художник изобразил и себя. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Но, это неединственноеповторение в картине. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.
Умер Боттичелли в безвестности. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. На картине Боттичелли эта диалектика любви воплощена в музыкальном, магическом ритме движения, танца, то затихающего, то ускоряющегося, но бесконечного прекрасного».
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.
Картина написана на основе древнеримской мифологии. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Над богиней парит Амур. Дерево, темпера. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой.
Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Фото: Sailko.
Это – гимн и природе и человечеству. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Фото: BerndH, H. Zell, KENPEI. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.