Художник Шаляпин В Шубе

Одним из самых известных портретов великого певца Федора Ивановича Шаляпина является работа художника Бориса Кустодиева, на которой артист изображен в шикарной шубе на фоне традиционной русской ярмарки. Вот тогда и возникла идея у художника написать портрет великого певца в шубе, которую Шаляпину презентовали за один из концертов вместо гонорара. Такая шикарная шуба согрела не только великого певца, сохранив его великолепный голос, но и растопило душу художника, который решил запечатлеть в ней Фёдора Ивановича Шаляпина, зная заведомо, что портрет будет хорош, востребован и станет украшением выставок и галерей.

Федор Шаляпин в роскошной бобровой шубе зимой 1921-го пришел к художнику Борису Кустодиеву.

Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)

Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Таким образом индивидуальность позирующего раскрывается через окружающий ее мир.

На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. Трудно было заставить позировать мопса у ног певца, пришлось привлечь на помощь кошку. Здесь духовный центр России.

Кто лучше его почувствует и изобразит мир Островского. Непостижимо, как это смогла понять Иола, не знавшая тогда русского языка, но согласие на брак было получено. Через два года Кустодиев и создал этот «зимний» портрет. Быстро написал он также эскизы декораций и костюмов к «Вражьей силе».

Шаляпин и Кустодиев 
— два гения иодин 
портрет

Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет

Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Недаром Федор Шаляпин говорил:. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.

Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Парадокс.

Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Этим, конечно, Шаляпин не мог не раздражать людей.

На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве". Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Пошел в магазин.

Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Декорации к новой постановке были заказаны другу Шаляпина Борису Кустодиеву. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Писал Кустодиев портрет, отлого наклоняя полотно над собою, неподвижным в кресле. — Да как же это случилось.

Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Художник преклонялся перед Шаляпиным, был его другом, высоко ценил его творчество.

ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА 
Борис Кустодиев

ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев

На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. И он рисовал, рисовал много.

В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Пошел в магазин. Он ссорился с хором, с дирижером, с рабочими сцены, требуя от всех максимальной отдачи.

Сообщество «Волшебная 
сила искусства»

Сообщество «Волшебная сила искусства»

Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене. Не только его великолепный голос восхищал публику. Шуба у вас больно такая богатая.

И вот не какой-то веселый, русский, но неузнаваемый город видим мы на портрете. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14.

Шикарная бобровая шуба досталась Шаляпину по случаю.

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве». Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.

На картинах Бориса Кустодиева перед зрителем предстают изумительные зимы с веселым катанием на санях, балаганами, каруселями, праздничными народными гуляниями, яркость и красочность, которая противопоставлена серости и скуке прозаической жизни. Сохранились его работы Автопортрет, десятки портретов, рисунков, карикатур. Он пробовал себя и в скульптуре (скульптурный автопортрет).

На пальце— перстень. Однако для больного художника это была невероятно трудная работа, самый настоящий беспримерный творческий подвиг, хоть и привнёсший в его жизнь светлые и радостные моменты1440. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. Экий я мерзавец—буржуй.

А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. Так с ним рассчитались "натурой" за один из данных певцом концертов. Образ этого волжанина, начавшего свой путь на ярмарках и в балаганах провинциальных городов, выглядит у художника олицетворением силы и одаренности русской натуры. Шуба распахнута, что позволяет показать цивильный— концертный— костюм артиста, явно контрастирующий с простонародьем фона. Если надо, репетировать следует целый день.

Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Все нарядно, празднично, ярко и даже деревья в снежных кружевах. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок.

Портрет Шаляпина, 
1922, Кустодиев 
– описание картины

Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины

В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.

Кажется, что отдельно стоящая пестрая толпа, на фоне желтых домов и сиренево-красных флажков создает настоящий переливающийся калейдоскоп. Что именно не так, я не могла сформулировать.

Также он пробовал себя и в скульптуре. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Произведения отличались неповторимым ярким, праздничным стилем.

Приятно ее написать. — Ловко ли. Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348.

Федор Шаляпин: робкий 
великан, ставивший 
втупик королей

Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей

По неизвестной причине у него отнялись ноги. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) – российский художник, портретист, театральный художник, декоратор.

Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Я отправился к нему с этой просьбой. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361.

Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Ведь как оригинально: и актер и певец, а шубу свистнул. Посмеялись и условились работать. Но в театре приняли условия русского баса.

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом.

Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее".

Написал быстро1. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина – Марфу и Марину и его друга И. Г. Певецизображен на фоне типичной для кустодиевских картин ярмарочной, разгульной жизни.

Федор Шаляпин ходил 
в краденой шубе6

Федор Шаляпин ходил в краденой шубе6

На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Возможно. Пастернак, К. А. Но многие ли знали, что сам этот веселый, радующий Кустодиев был физически беспомощный мученик-инвалид.

А пока что, ну-ка, вот позируйте мне в этой шубе. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. На руках у Марины обезьянка. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Певец озирается вокруг – Новгород для него город незнакомый, здесь будут гастроли, а вот его дочки с головой окунулись в народное гуляние. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Я занялся актерами. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами.

Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Экий я мерзавец — буржуй. По эскизам Б. М. Кустодиева декорации выполнены П. Дамбиным. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека.

Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. М. Г. Должно быть, решение пришло в голову, когда он побывал в Лавре. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.

Сайт о жизни и творчестве 
художника

Сайт о жизни и творчестве художника

Дворищина. Написанный в 1922 году авторский (уменьшенный) вариант-повторение — в ГРМ. 2 Премьера спектакля «Вражья сила» состоялась 7 ноября 1920 года в б. Мариинском театре. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Борис Кустодиев любил Шаляпина с юных лет. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Есть много интересных моментов при написании этого портрета.

Академик живописи. Серов, Л. О. По английской терминологии, это был стопроцентный джентльмен, – говорила о Федоре Шаляпине украинская оперная дива Соломия Крушельницкая. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом.

Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (произведениям Лескова: «Штопальщик», 1922 «Леди Макбет Мценского уезда», 1923).

— Шуба-то хороша, да возможно — краденая. — Как краденая. Сохранились многие его работы, в том числе и Автопортрет. Париж, «Современные записки». Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. 1932.

Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Несмотря на всю парадность портрета, он отличается выражением самой сущности Шаляпина, демонстрацией его поистине народного духа, того, что став знаменитым артистом, Шаляпин остался русским человеком. До последних дней его жизни портрет висел в кабинете над большим камином из резного дерева в парижской квартире певца в доме 22 на авеню дЭйло143439. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». И писать его приходилось по частям, не видя целого. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.

На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Изящная трость и французский бульдог у его ног усиливают это впечатление. — Я рад, что могу быть вам полезным в такой чудной пьесе. У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге».

Басков в краденой 
шубе Шаляпина

Басков в краденой шубе Шаляпина

Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Идут проводы зимы, возможно, Масленица, веселье, яркие краски. Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16.

его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).

О жизни и творчестве 
выдающихся художников

О жизни и творчестве выдающихся художников

Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Его «Портрет художника И. Я. Кустодиев с большим интересом следил за репетициями на сцене, знакомился с происходящим на месте в постановочных, портных и костюмерных цехах. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость.

Помог Федор Иванович Шаляпин, не словами, а тональностью своих воспоминаний. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Не мог выбрать похуже — выбрал получше».

  1. Описание картины «Портрет Шаляпина»
  2. Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
  3. КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ ШАЛЯПИНА
  4. Краткое описание Портрет Шаляпина

Предложили мне выбрать. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Костюмы и бутафория — по эскизам К. Б. Кустодиева. Кустодиев.

Шаляпин обут в не предназначенные для зимней прогулки ботинки из серой замши и чёрного лака на пуговках— по последней моде, да явно не по погоде. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно.

Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. И начались репетиции. Обладая твердым штрихом, работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.

Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Предложили мне выбрать. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.

Описание картины 
«Портрет Шаляпина»

Блестяще горели его веселые глаза — в них была радость жизни. Я изложил ему мою просьбу. — С удовольствием, с удовольствием, — отвечал Кустодиев. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». 1 Портрет исполнен в 1920—1921 годах. Вершиной творчества художника Кустодиева является Портрет Федора Шаляпина.

Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Кустодиев пожелал присутствовать на всех репетициях. Возможно. А написал эту картину художник Б. Кустодиев. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами».

Не было в Мариинском театре человека, который серьезнее бы относился к своей работе. Что же получилось: автопортрет или, может быть, портрет России. — Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. — говорю я ему.

Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Федор Шаляпин внес неоценимый вклад в развитие оперного искусства. Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Его Портрет художника И. Я.

Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин – он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное».

В Свердловской картинной галерее находится портрет Марфы и Марины Шаляпиных (этюд к «Портрету Ф. И. Шаляпина», акварель). Художник долгое время жил думами о выполненной работе и в 1922 году создал для себя копию картины, авторское повторение портрета в уменьшенном формате514234. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.

Однако этот город и знаком ему – по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Давно ли они думали, что зимой у нас по улицам медведи бродят. Она была очень маленькой, художник работал полулёжа, вот таким образом картину приходилось писать по частям.

В его картинах зритель с первого взгляда узнает типично русские черты, однако это не та Русь, которая встает с полотен художников-передвижников. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».

Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. После недолгого диалога вопрос с портретом был решён.

Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов.

Об этом говорит праздничный фон народных гуляний, в круговороте веселья которого Шаляпин, артист яркой и темпераментной натуры, чувствует себя будто в родной стихии, стихии русского народа. Чем нарушил этикет. Глядя на картину русского художника Бориса Кустодиева Портрет Шаляпина, никогда не подумаешь, что большую часть своей недолгой жизни он проводил в кресле-каталке и писал свои работы, пользуясь своим воображением, уникальной памятью и сложной системой рычагов. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской.

Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа — яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Этот портрет великого певца был написан дважды. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм.

Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Никто и не оспаривает, что кровь его матушки от Сурикова и Кончаловского.

Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Самой историей дышат могучие стены и башни Лавры, ее соборы и церкви. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.

Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.

А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марфу и Марину и его друга И. Г. Дворищина. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковской галерее (уголь, сангина, акварель, гуашь), Картинной галерее Армении (акварель и карандаш) и частных собраниях в Москве.

Глубоко я был поражен известием о смерти — скажу — бессмертного Кустодиева. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Точнее, дебют этот не состоялся. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи.

В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Кустодиева. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Шутите, Федор Иванович. — Да так, — говорю, — недели три назад получил ее за концерт. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. Коровин, И. Е.

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной. Когда возник вопрос о том, кто может создать декорации и костюмы для «Вражьей силы», заимствованной из пьесы Островского «Не так живи, как хочется, а так живи, как бог велит», — само собой разумеется, что решили просить об этом Кустодиева. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58.

Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. У ног певца — любимец, бульдог Ройка, а позади — дочери Марфа и Марина с личным секретарём певца Исаем Дворищиным. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов. Сын художника потом вспоминал об одной смешной подробности в работе над портретом. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Силуэт элегантной и по-превосходному пластичной фигуры предельно обобщён, сама она изображена в фас в три четверти во весь рост, а голова повёрнута влево, чуть ли не в профиль5362324445463339474849.

Находится в собрании семьи Ф. И. Шаляпина в Париже. Первоначальное название картины — «Новый город». Как драгоценнейшее достояние, я храню в моем парижском кабинете мой знаменитый портрет его работы и все его изумительные эскизы к «Вражьей силе». Отрывок из книги Ф. И. Шаляпина «Маска и душа (Мои сорок лет на театрах)». Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом.

Портрет мой был написан им в 1921 году зимой, а в 1922 году я уехал из Петербурга. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14.

Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника.

Не мог выбрать похуже — выбрал получше. — Вот мы ее, Федор Иванович и закрепим на полотне.