Инфанта Изабелла Рубенс
Никто не знает, каким образом, когда и почему на нем появилась надпись, сделанная рукой НЕ Рубенса Камеристка инфанты Изабеллы.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы
На иконах изображают свечение вокруг голов в форме круга. И не только. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. Рубенс тяжело переживал эти утраты.
Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Художники тогда часто прибегали к услугам близких, дабы меньше тратить времени своих высокопоставленных моделей. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. (Не случайно Маркс говорил об античном искусстве как о детстве человечества. ) Язычнику чуждо чувство сопереживания, то самое чувство, без которого невозможно глубокое психологическое исследование личности.
Казалось бы, Рубенс мог написать портреты с большей симпатией: оба ему покровительствовали, оба ценили его дипломатические способности, оба способствовали получению Рубенсом дворянских привилегий, он был их придворным живописцем. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Портрет камеристки инфанты Изабеллы Середина 1620-х. Быть может, не всякий назовет ее красавицей ибо есть в ней еще что-то неустоявшееся, девическое (как в Наташе Ростовой при первом ее появлении в романе), но каждый почувствует красоту в поэзии ее духовного мира, в трепетной жизни внутренних переживаний. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника». mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em) на основе явного сходства с Изабеллой Брант.
Изабелла Клара Евгения, дочь испанского короля Филиппа Второго родилась в 1566 году. Э-эх. Очень похоже, что с натуры они были написаны только один раз, а остальное – авторские копии (какие были писаны с натуры – определить невозможно). Жизнь этой пары не была ни спокойной, ни счастливой.
Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. Работа не подписана автором2. Выше: что вы искали.
– Ты бледен, угрюм ирассеян. Но как, оказывается, содержательна эта, не обретшая еще жизненного опыта юность.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Портрет этот — единственный в своем роде. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Но языческое чувство столь же сильно, сколь и эгоистично именно потому в нем есть и некая «детскость».
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Почему так. Но что-то дрогнуло во мне. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы, Рубенс
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Изабелла продолжала управлять Нидерландами.
Он писал их при испанском, английском итальянском и французском дворах. Клаас зарычал, как собака: – Собираются восстановить свирепые королевские указы. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Все это я вычитала в аннотации к картине.
Описание картины «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»
Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Работа не подписана автором. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус).
– Мы с тобой люди бедные, – заметила Сооткин. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств.
Мы «читаем» портрет, как читаем страницы Толстого и Достоевского. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Рубенс тяжело переживал эти утраты. Но Рубенс никогда не был педантом.
Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. Обучение базировалось на книге Эразма Роттердамского «Воспитание христианских принцев», напечатанной в 1516 году (в России эта книга вышла в издательстве «Мысль» в 2001 году под названием «Воспитание христианского государя»). Выдающиеся учителя привили воспитаннику любовь к чтению: за свою жизнь он собрал 14 000 томов. 64x48 Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя.
Жена, дочь или сын могли позировать для предварительного наброска, в котором художник мог отработать позу, положение складок платья. Тщеславие заказчика удовлетворено, декорум соблюден. «Камеристка» не нуждается в них. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Обстановка во Фландрии была напряженной, трое детей умерли младенцами (больше детей не было). Портрет абсолютно не парадный.
Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. В 32 года он стал королем. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Всё это католическая церковь называла «ересями» и преследовала самым жесточайшим образом.
Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Кроме того, начали воевать между собой и церковники.
Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Не потому ли блистательная галерея рубенсовских портретов лишена высших критериев портретного искусства — проникновения в «диалектику души» и постижения «жизни человеческого духа». Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. Не это ли первый и главный признак шедевра.
Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Лица супругов абсолютно безрадостные, у обоих какой-то опустошенный взгляд. За лютеранством появились кальвинизм, анабаптизм, англиканство. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость.
Рубенс Портрет инфанты Изабеллы Фон или сияние
Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Здесь же перед нами юность, которая едва перешагнула порог сознательной жизни.
Всегоне перескажешь. Вдруг среди «аллегро» и «фортиссимо» одиноко звучала тихая, задумчивая, драматически-печальная мелодия. Михаила в Брюсселе.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы Информацию О
Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. Изабелла ухаживала за больным отцом. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Рубенса интересовало другое.
Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Картина написана в поздний период творчества художника— состоявшегося мастера монументальных полотен, руководителя большой художественной мастерской. Рубенс жил в то время, когда широкое развитие в искусстве Европы получил стиль барокко.
Быть может, мы имеем здесь дело с чувством более сильным, чем восхищение. Карл V был католик, вот таким образом на подвластных ему территориях инквизиция бушевала вовсю. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.
По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Портрет этот — «Камеристка инфанты Изабеллы». почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. Рубенс тяжело переживал эти утраты3. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. Она датирована примерно 1616—1618 годами.
- Статья: ПОРТРЕТ КАМЕРИСТКИ ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ» РУБЕНСА
- ПОРТРЕТ КАМЕРИСТКИ ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ» РУБЕНСА
- Инфанта Изабелла Репродукции Питера Пауля Рубенса,
- Питер Пауль Рубенс – Инфанта Изабелла
Инструментом этого преследования была инквизиция. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Правда, только однажды. Первые годы своей творческой жизни Рубенс провел в Италии.
В 1596 году Филипп назначил губернатором Нидерландов своего племянника Альберта, который в 1599 году – в то время ему исполнилось 40 лет – женился на 33-летней Изабелле (Альберт с 11 лет находился при дворе Филиппа, то есть жених и невеста выросли вместе, так сказать, в одном дворе). – спросила она. Рубенс не был великим портретистом. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- История создания и идентификация модели
- Последние комментарии (всего 4)
- Картина Питера Пауля РубенсаИнфанта Изабелла
В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе. Инфанта улыбается. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. Об этом думаешь, вглядываясь в рубенсовский портрет камеристки.
Блеск золота, брильянтов и оружия, сияние бархата и парчи. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
У нее была ветхаярухлядишка да семь золотых – доносчик польстился на половину. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. Дерево, масло. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась.
Эту корону Филипп получил от отца – императора Священной Римской империи Карла Пятого. Европейские правители воевали, пытаясь переделить всё и (по возможности) присвоить соседские земли. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. На других портретах фон был другим. А ведь оно только одно из многих. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской».
Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Практически невероятно, что ее красота к моменту, когда ее узнал Рубенс, поблекла до нуля. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. С мольбой о милосердии устремила Бельгия свой взгляд и руки вверх. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам.
Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. Снова смертьпойдет гулять по Фландрской земле. Да и удержать обширные владения было непросто. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13. В творчестве Рубенса ярко выражены мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. В те времена испанская корона владела громадными территориями в Европе и Америке. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Возвратившись в 1608 г. на родину, Рубенс начинает активно работать в Антверпене.
По словам историков, «он (Филипп) называл дочь утешением своей старости и светом своих глаз. – Для наушников недостаточно бедные, – возразил Клаас. Значит, мастер писал портрет, как говорят теперь, «для души». Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях.
По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
Рубенс не мог нарисовать ее в таком виде (все-таки – не святая), но сияющий фон как бы приближает ее к святым. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Рубенса называли королем живописцев и живописцем королей. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве.
Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Он был величайшим живописцем этого стиля и одним из его создателей. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13.
Но портрет камеристки наводит и на другие мысли. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. Юный художник, отмеченный печатью гения и с первых же шагов оказавшийся на вершине успеха, он с поразительным блеском и не менее поразительной энергией начал созидать в искусстве свои мощный жизненный мир, свой собственный идеал прекрасного, который отвечал его стремлениям в той же мере, как и требованиям времени. Не знающая технических трудностей виртуозная кисть художника величайшее внимание уделяет костюму, величественным позам и жестам, что облагораживает модель, окружая сам по себе «вежливый» портрет особой, подчеркнутой значительностью. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.
Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Впереди Фердинанда два гения несут кадуцей, жезл бога торговли Меркурия, рог изобилия и щит Персея с головой Медузы Горгоны, с помощью которого герой победил чудовище и освободил Андромеду, а также пучок травы, символ надежды. Но такого Рубенса мы увидим. Звучная красочность, полнокровная живописная лепка тел, пластическая насыщенность мотивов свойственны таким разным произведениям, как «Похищение дочерей Левкиппа», «Снятие с креста», «Крестьянский танец».
Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Э-эх. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.
Портреты эти великолепны — ведь это же Рубенс. Инфанта была очень красива в молодости. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов.
Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Глубина его безмерна и каждый почерпнет здесь столько мыслей и чувств, сколько способен взять.
– Для наушников недостаточно бедные, – возразил Клаас. Из вод поднимаются лошади морского божества. Всегоне перескажешь. Заботливый папа сам отбирал для него учителей и воспитателей. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Почему на ранних портретах ничего подобного не было. – Что, муженек, голову повесил.
Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Но его творчество далеко выходило за рамки этого направления. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Здесь Рубенс делает это с рембрандтовской силой. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях.
Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Судя по названию, на эрмитажной картине изображена придворная дама брюссельской инфанты, однако эту версию труднее всего обосновать. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Он написан маслом на небольшой дубовой доске и относится примерно к 1625 г. Строгое чёрное платье с большим белым воротником отражает стиль брюссельского двора того времени, перенявшего у испанцев дух горделивой сдержанности. В цикле картин для французской королевы Марии Медичи, который включает 21 полотно, Рубенс широко использует аллегории, мифологических персонажей, которые тем не менее не выглядят условными, настолько они правдивы и жизненно убедительны.
Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Рядом с ней женская фигура, олицетворяющая Милосердие. В 1517 году Мартин Лютер, католик, профессор теологии, смотритель 11 монастырей, церковный проповедник, выступил против индульгенций (грамот об отпущении грехов, продаваемых в соборах), которые ввел папа римский Лев Х. Мартина Лютера отлучают от церкви, он сжигает папскую буллу (послание). Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники).
Слишком скудно. Супруги написаны и по отдельности и вместе, в разной обстановке, на разном фоне, но лица практически повторяются. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».
В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. В этом лице — впервые у Рубенса. вы можете запросить все в системе с коробкой. Но как все-таки она вошла в мастерскую придворного художника. Это было началом Реформации. Надписи уточняли аллегорическую программу, предложенную Рубенсом и его друзьями: на жертвеннике на вершине обрамления тимпана написано: «Матери Отечества, принятой на небо» в нижней части тимпана: «Вот он, тот муж, «готовый к тому и другому», то есть к войне и миру (Вергилий, Энеида) на постаментах статуй: слева «Благоденствие», справа «Безопасность».
В таком виде запечатлел ее Рубенс в 1625 году. Там на облаках – явление Изабеллы в одежде монахини (она носила ее после смерти мужа). На долю родителей Рубенса выпало немало испытаний. У нее была ветхаярухлядишка да семь золотых – доносчик польстился на половину.
Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel».
Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Филиппа в последние три года его жизни мучили подагра и лихорадка.
Рядом с ней в темных траурных одеждах скорбно стоит Печаль. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
У этого портрета есть еще одна особенность: контур головы подчеркнут белым. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Большие светло-зеленые глаза и выбившиеся пряди белокурых волос придают особое звучание композиции. портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки.
Было ли в таком случае восхищение юной чистотой тем единственным чувством, которое вдохновило Рубенса на создание глубоко личного портрета. Что побудило Рубенса «приглушить тона». Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины.
В числе подвластных ему территорий были Нидерланды, одно из самых «больных» мест империи. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. И Рубенс писал эти портреты. Но судьба его действительно оказалась на редкость завидной.