Картина Ходоки

Простота и ясность композиции, лаконичность повествовательного начала являются большим достоинством картины Ходоки у В. И. Ленина. Картины с таким названием появились не позднее 1948 г., однако выражение «Ходоки у Ленина» устойчиво ассоциируется с картиной Серова. Вторая по известности картина Серова после «Ходоков у Ленина» называется «Ленин провозглашает Советскую власть».

Большая разница: Ожившая картина: Ходоки у Ленина

Так в 1952 году (за год до смерти Сталина. ) во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся памятник Иосифу Виссарионовичу работы Меркурова. Критика с пафосом говорит о недостатке «революционной романтики», она требует «величия исторического», которыми должен быть «овеян образ вождя». Лишь к середине 1940-х годов работы других авторов — Томского, Вучетича и других — кладут конец «периоду Меркурова». Рядом с ЗАГЭС есть маленький поселок с таким же названием, внизу течет бурлящая река Кура. В этой «бумаге» они требовали написать, что такой-то действительно был принят Лениным.

Так начинает проявляться страшный, неизлечимый недуг советской эпохи: исчезновение с фотографий (и не только) лиц, ставших вдруг неугодных властям. Множатся на холстах, затвердевают в мраморе и бронзе вечные мотивы: Ленин — трибун (авторы: художник Герасимов, скульпторы Евсеев и Щуко), Ленин — мыслитель (Андреев), Ленин за работой, Ленин — вдохновитель масс (Шадр). Они-то и регулируют ход маятника в механизме Ленинианы. Труд Андреева был единодушно одобрен Совнаркомом, а сам автор назван автором Ленинианы. были отправлены в Петропавловскую крепость.

Владимир Ильич Ленин 
на картинах художников

Владимир Ильич Ленин на картинах художников

Именно вот таким образом, когда Серов начал воплощать образ на холсте, работа спорилась.

Но ведь самое главное — тенденция и она выражена товарищами художниками правильно: «прочувствован и углублен» простой, близкий, по-настоящему демократичный образ любимого вождя. Двое других мужчин молчат и все они устремлены взглядом на Ленина. Портретов Ленина до революции было написано крайне мало, а до нас дошли и вовсе единицы. Вспомним, например, Выставку к сорокалетию Советской власти в 1957 году.

Несмотря на все уговоры, делегаты не хотели возвращаться на места, не повидав Ленина хотя бы издали. Около них посменно дежурили солдаты-пулеметчики.

Одна дверь этой комнаты вела в маленький кабинет Ильича. Речь идет о картине Валентина Серова «Ходоки у Ленина» и картине «Выступление Ленина на III съезде комсомола» исполненной творческим коллективом молодых художников — Соколовым, Тегиным, Файдыш-Крандиевской и Чебаковым во главе с их мэтром — художником Борисом Иогансоном. Андреев осознавал, что его работа — вопрос репутации и благоразумно отказался от оплаты до того, как портрет будет утвержден и одобрен партией. «В будущем, — писал он, — талантливый художник, даже не видевший и не знавший Владимира Ильича, сможет дать портрет первого председателя Совнаркома и вождя пролетарской революции для тех, кто не видел живого вождя (фотографии и маски не дают о нем полного представления).

Благодаря этому портрету десятки современников Андреева, «художников самых разных направлений», в конце двадцатых уже четко знают, в каком основном направлении должна течь Лениниана. Ленин смело встречает натиск бурь, в прямом и переносном смысле — рядом с новыми ГЭС и на главных городских площадях. Но с лейтмотивом уже начинается игра, вариации: все настойчивей слышна тема простоты, теплоты и демократизма Ильича. Так сказать, монополии на ее скульптурную часть он не получил, но вот на партбилетах члена КПСС и члена нынешней КПРФ (внешне абсолютно одинаковых) размещен профиль Ленина работы именно Николая Андреева.

Так были вытравлены лица Зиновьева, Каменева, Бухарина и других «врагов народа» со всех коллективных снимков. На протяжении более чем полувека многочисленные идеологи и последователи этого единственного в своём роде жанра в искусстве — Ленинианы — стремились как можно точнее донести до потомков «необолганный», выражаясь языком Маяковского, образ вождя. Здесь можно назвать картину Валентина Серова «Вести из деревни», работу Виктора Цыплакова » Ленин беседует с крестьянами. У входных дверей этой комнаты также дежурил латышский стрелок.

Фотожаба: Знаменитые 
картины или фотожаба 
маслом

Фотожаба: Знаменитые картины или фотожаба маслом

И вот уже «произведение синтетического плана» водружают рядом с гидроэлектростанцией — памятник Ленину по проекту Ивана Шадра установлен в 1927 году на ЗАГЭСе в Грузии. Это было время неудержимого паломничества к Ленину. По Декрету о земле земли рядовых крестьян не подлежали переделу. Так «стоящий» Ленин в центре Уфы превратился в «сидящего», каковым остается и по сей день.

Многие явления в искусстве словно предвосхищают события политические. К сожалению, большая часть статуй Меркурова не сохранилась. Помню, однажды приехала группа крестьян, которые задолго до революции купили через Крестьянский банк часть помещичьей земли, что довело их нищенский надел до десятины на едока. На крупнейших выставках того времени — «Советская Россия», «Советская Прибалтика» и «Советская Украина» — приоритетной становится тема «Ленин и народ». Из истории – Советский художник Владимир Серов написал целую серию картин, посвященных вождю союзных республик – В. И. Ленину. «Правдой страшен, правдой силен.

Это очень точно подмечено.

Ленин». При жизни Ленина его изображения практически не тиражировались — он сам был против этого. Это были середняки-крестьяне, которые потом и кровью окупали годами «отрезки» земли, украденные помещиками в пореформенное время. Сохранность хорошая. Другая дверь секретариата вела в соседнюю комнату. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Ошеломительный успех у зрителей имеют «скромное, но искреннее, прочувствованное полотно» Михаила Девятова «Свежий октябрьский ветер», картина Владимира Хитрякова «Беседа с Ильичом», скульптурная группа Заира Азгура «Ленин с девочкой».

Чаще всего такие бумажки приходилось выдавать крестьянам-ходокам. На таких крестьян село смотрело как на собственников и зарилось на их землю. Ленин в строгом черном костюме, держит ручку и блокнот для пометок на столе.

Другой Серов: когда 
ходоки были не белыми

Другой Серов: когда ходоки были не белыми

К многочисленным переименованиям в свою честь Ильич относился равнодушно. Характеристика эта точно подходит к изображению на фотографии. Через трое суток вопрос решился.

Здесь, около деревянных перил, дежурили два красногвардейца. «Забыли дух образа», — сокрушенно говорят официальные контролеры творческих работ. Некоторые после приема просили дать им на руки «бумагу» от имени секретаря. В боковом крыле Смольного находилась большая комната секретариата. На небольшом холсте уместил Серов четыре фигуры: Ленин и крестьяне. Неисчерпаема ленинская тема в искусстве.

Описание картины Владимира Серова «Ходоки у Ленина»

У двух окон в течение многих дней стояли два пулемета. Из них в Москве сохранилось два памятника — в Парке искусств «Музеон» и во дворе Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке. Серов получил за полотно «Ходоки у Ленина» почетную Государственную премию. Показательно с этой точки зрения творчество Сергея Меркурова. Существуют различные творческие подходы к ее решению.

Здесь нельзя ничего передвинуть, переместить ибо это не только нарушило бы заполненность холста в чисто формальном плане (это всегда принимает во внимание любой художник) такие изменения нарушили бы целостность самого содержания картины, которое художник раскрыл во всех деталях ее композиционного строя.

Сама задача вела «к углублению в творчестве реалистических начал». Говорит седобородый старец о потребностях крестьян, о жизни деревенской, мягкими жестами руки сопровождает речь. Чтобы попасть в кабинет Ленина, нужно было миновать три караула.

Около его дверей круглые сутки дежурил латышский стрелок. «Ходоки у Ленина» – одно из подобных полотен, созданное в 1950 г. Как правительственный служитель искусству он избрал жанр социалистического реализма. Ничего лишнего.

Да правдой же и люб. ». Честь такая выпала, например, Науму Аронсону и Александру Магараму.

Большая разница: 
Ожившая картина

Большая разница: Ожившая картина

Особо приветствуют критики «эмоциональные» работы, — в Лениниане входит в моду своего рода импрессионизм — но, конечно, не в технике, чего доброго, а в названиях и композиции картин. Копия Советского периода (1950 – 70 г. г. ) Изображения В. И. Ленина могли копировать только члены Союза художников), во времена Советского союза такая живопись украшала учреждения культуры, дома культуры, школы, красные уголки на заводах и фабриках. Призы и премии, как вы догадываетесь, этим авторам были гарантированы. Советские искусствоведы с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь в стиле Меркурова, о количестве никто не говорил — Ленина не могло быть слишком много.

Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам памятников: один в Ереване высотой 49 метров (вместе с постаментом) другой в Дубне — памятники Ленину и Сталину по обе стороны от входа в Канал имени Москвы и третий на ВСХВ (ВДНХ) в Москве. Горки», картину лирического плана «Снегири» Вадима Буланкина изображающую Ленина с детьми, любующегося природой на аллее усыпанного снегом парка, полотно Семена Гуецкого «В. И. Для «Ильича» же — и при столь суровых и требовательных судьях, как его близкие друзья, — нужен художник имеющий, помимо способности портретиста, еще и багаж живых наблюдений и «стенографических» набросков, ему лишь понятных». Забегая вперед, скажем, что задачу свою художник не просто выполнил, а даже перевыполнил.

Крестьяне-ходоки 
у Ильича в Смольном

Крестьяне-ходоки у Ильича в Смольном

Однако достигнутый ими эффект оказался ровно противоположным поставленной цели. Размер картины 174 х 190 см. Конкурс на памятник Ленину в Москве утверждает в качестве требований к работам «величественность и монументальность», «дух высшего подвига» — и оказывается провальным.

В ту пору время было тревожное и мы не раз ждали нападения на Смольный. Картина эта хорошо известна и проста для понимания. Оба полотна были выставлены на Всесоюзной выставке 1950 года. «Оттепель» для Ленинианы ничего не меняет в глобальном идеологическом плане. А уже через четыре года, в эпоху хрущёвской «оттепели», статуи Сталина и те, в которых Ленин и Сталин напоминали сиамских близнецов (а таких, конечно, было предостаточно) было приказано демонтировать и уничтожать. В благодарность за это царское распоряжение воронцовские крестьяне прибавили к названию своего села еще и слово «Николаевское».

Зато коллекционную ценность они имели огромную — ведь их можно пересчитать по пальцам. А вот после смерти вождя «ленинизация» страны приняла поистине грандиозный масштаб. Рекой текла сермяжная деревня послушать человека, «который был у Ленина и говорил с ним».

Тем не менее, вплоть до перестройки Меркуров был известен в истории советской скульптуры как непревзойдённый «мастер образа Ленина». В ночь с 24 на 25 января была издана специальная марка, а следом увидела свет однодневная газета «Ленин» — ее выпустили ограниченным тиражом. На посмертном плакате, где были собраны разные изображения Ленина, есть очень интересные снимки, на которых впоследствии появились искусственно созданные «белые пятна». Начинает все более энергично работать над ленинской темой Петр Васильев, который еще в 1922 году, представив на ученическую выставку свои первые рисунки, посвященные образу Ленина, получил только благосклонные (а какие же еще) отзывы критиков и публики: «Только после выставки, — рассказывал художник, — я почувствовал, как нужны народу рисунки и картины о Ленине». Затем маятник, как ему и положено, возвращается назад.

Серов создал глубоко типические национальные образы. Лучше этих словесных клише о происходящем и не скажешь. Я поколебалась дать приезжим окончательное разъяснение и повела их к Ленину. Они часами сидели в приемной Совнаркома, терпеливо ожидая приема. Именно вот таким образом цельный образ картины предстает и как нечто сложное и как нечто простое, жизненное, доходчивое.