Картина Ленина
Исследования картины в ультрафиолетовых инфракрасных и рентгеновских лучах подтвердили, что на обороте портрета Ленина — изображение Николая II. Картина «Ленин в Смольном» написана в 1930 году. В дальнейшем сотни картин, героем которых был Владимир Ленин, писались по фотографиям и канонических образам, созданным художниками под личным надзором вождя. Искусствоведы подобрали картины, написанные художниками по поводу смерти Ленина. В таком виде картина лежала в одном из кабинетов, пока в 1924 году Измайловичу не поступил заказ на посмертный портрет Ленина.
В конце 1920 — начале 1930-х годов картину «Ленин у прямого провода» создает Игорь Грабарь, Александр Моравов пишет полотно «Ленин в вагоне финляндской железной дороги», «поэтическим, взволнованным полотном» удивляет критиков той поры Аркадий Рылов — «Ленин в Разливе» (1934 года). Благодаря своей точности и скромности картина «Ленин в Смольном» — одно из самых популярных и любимых народом изображений Владимира Ильича.
Владимир Ильич Ленин на картинах художников
Художник Илья Саввич Галкин создал картину в 1896 году, когда происходила коронация последнего царя (и, напомним, печально знаменитая Ходынка. ). сапога. «Оттепель» для Ленинианы ничего не меняет в глобальном идеологическом плане. Великий русский вождь смотрит на свое государство и ведет за собой массы. А вот после смерти вождя «ленинизация» страны приняла поистине грандиозный масштаб. Долгие годы это было совершенной тайной для всех. Так сказать, монополии на ее скульптурную часть он не получил, но вот на партбилетах члена КПСС и члена нынешней КПРФ (внешне абсолютно одинаковых) размещен профиль Ленина работы именно Николая Андреева.
И. Ленин провозглашает Советскую власть» (1947), «Зимний взят» (1954), «Выступление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов» (1955), «В Смольном» (1957), «Декрет о земле» (1957), «Вести из деревни» (1959), «Похороны В. И. Ленина» (1962-1964), эскиз «Ленин в разливе» (1967) – большинство жанровых картин Серова так или иначе связаны с историей, «вождем мирового пролетариата» и революцией. Так «стоящий» Ленин в центре Уфы превратился в «сидящего», каковым остается и по сей день. Не обошел своим вниманием советского Вождя и эпатажный сюрреалист Сальвадор Дали.
О картине Ленин в Кремле Николая Баскакова –
В 1930 — 1940 годы в Лениниане все настойчивее слышны темы, мало проработанные ранее: юность Ленина и общение вождя с молодежью. А уже через четыре года, в эпоху хрущёвской «оттепели», статуи Сталина и те, в которых Ленин и Сталин напоминали сиамских близнецов (а таких, конечно, было предостаточно) было приказано демонтировать и уничтожать.
Но ведь самое главное — тенденция и она выражена товарищами художниками правильно: «прочувствован и углублен» простой, близкий, по-настоящему демократичный образ любимого вождя. Советские искусствоведы с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь в стиле Меркурова, о количестве никто не говорил — Ленина не могло быть слишком много. Ленин». Показательно с этой точки зрения творчество Сергея Меркурова.
Для «Ильича» же — и при столь суровых и требовательных судьях, как его близкие друзья, — нужен художник имеющий, помимо способности портретиста, еще и багаж живых наблюдений и «стенографических» набросков, ему лишь понятных». Забегая вперед, скажем, что задачу свою художник не просто выполнил, а даже перевыполнил. Таинственная болезненная композиция с мрачноватой комнатой.
Однако достигнутый ими эффект оказался ровно противоположным поставленной цели. Оба полотна были выставлены на Всесоюзной выставке 1950 года.
Андреев осознавал, что его работа — вопрос репутации и благоразумно отказался от оплаты до того, как портрет будет утвержден и одобрен партией. «В будущем, — писал он, — талантливый художник, даже не видевший и не знавший Владимира Ильича, сможет дать портрет первого председателя Совнаркома и вождя пролетарской революции для тех, кто не видел живого вождя (фотографии и маски не дают о нем полного представления). Шелкографии «Черный Ленин» и «Красный Ленин» не несут в себе политических призывов. Особо приветствуют критики «эмоциональные» работы, — в Лениниане входит в моду своего рода импрессионизм — но, конечно, не в технике, чего доброго, а в названиях и композиции картин. — На одном холсте — две ключевые исторические персоны, сотворившие время и изменившие его.
Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам памятников: один в Ереване высотой 49 метров (вместе с постаментом) другой в Дубне — памятники Ленину и Сталину по обе стороны от входа в Канал имени Москвы и третий на ВСХВ (ВДНХ) в Москве. Произведение, созданное для Рокфеллер-центра в Нью-Йорке было названо «Человек на распутье». Так были вытравлены лица Зиновьева, Каменева, Бухарина и других «врагов народа» со всех коллективных снимков. Тем не менее, вплоть до перестройки Меркуров был известен в истории советской скульптуры как непревзойдённый «мастер образа Ленина».
Благодаря такому упрощению, образ Ленина превращается в сюжет массового производства. Разумеется, суровые и требовательные судьи всегда были рядом, чтобы оценить работу и, если нужно, скорректировать ее. К многочисленным переименованиям в свою честь Ильич относился равнодушно. «Приезд Ленина в Петроград в 1917 году» (дипломная работа, написанная к 20-летию советской власти, 1937), «Ходоки у Ленина» (1950), «В. — История очень интересная и загадочная, — говорит Татьяна Поцелуева. — Мы изучили краски на полотне и пришли к выводу, что, хотя портрет Ленина датирован 1924 годом изображение царя «спрятали» гораздо раньше — скорее всего, после Февральской революции.
Так в 1952 году (за год до смерти Сталина. ) во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся памятник Иосифу Виссарионовичу работы Меркурова. Начинает все более энергично работать над ленинской темой Петр Васильев, который еще в 1922 году, представив на ученическую выставку свои первые рисунки, посвященные образу Ленина, получил только благосклонные (а какие же еще) отзывы критиков и публики: «Только после выставки, — рассказывал художник, — я почувствовал, как нужны народу рисунки и картины о Ленине». Честь такая выпала, например, Науму Аронсону и Александру Магараму. Желание контроля и всеобщего порядка чувствуется с первого взгляда, брошенного на картину.
«Красный Ленин», Энди Уорхол — описание картины
К сожалению, большая часть статуй Меркурова не сохранилась. А образ Николая II оказался скрыт под слоем специальной краски. Речь идет о картине Валентина Серова «Ходоки у Ленина» и картине «Выступление Ленина на III съезде комсомола» исполненной творческим коллективом молодых художников — Соколовым, Тегиным, Файдыш-Крандиевской и Чебаковым во главе с их мэтром — художником Борисом Иогансоном. Это очень точно подмечено. Толстый слой лака спас картину.
Затем маятник, как ему и положено, возвращается назад. При жизни Ленина его изображения практически не тиражировались — он сам был против этого. Это вполне объяснимо: Владимир Ильич часто жил на конспиративных квартирах, по поддельным документам, форсировал границы там, где их переходить было не положено, писал свои инструкции по разжиганию революционного пожара под псевдонимом — в общем, стремился быть неузнаваемым для большинства. Горки», картину лирического плана «Снегири» Вадима Буланкина изображающую Ленина с детьми, любующегося природой на аллее усыпанного снегом парка, полотно Семена Гуецкого «В. И.
Одним из первых Ленина изобразил французский неоимпрессионист Эмиль Бернар. Здесь можно назвать картину Валентина Серова «Вести из деревни», работу Виктора Цыплакова » Ленин беседует с крестьянами. Спиной сидит ничего не выражающий человек, с белой повязкой на рукаве. В этот период упрощенный, лишенный индивидуальных черт образ Ленина можно сравнить с торговой маркой, символизирующей советское государство.
Многие явления в искусстве словно предвосхищают события политические. На крупнейших выставках того времени — «Советская Россия», «Советская Прибалтика» и «Советская Украина» — приоритетной становится тема «Ленин и народ». Тем не менее, несколько дореволюционных изображений вождя все же уцелело — скетчей, случайных набросков художников, лично знавших скрывавшегося от полиции отца революции. Шесть явлений Ленина на рояле». Лишь к середине 1940-х годов работы других авторов — Томского, Вучетича и других — кладут конец «периоду Меркурова».
Конкурс на памятник Ленину в Москве утверждает в качестве требований к работам «величественность и монументальность», «дух высшего подвига» — и оказывается провальным. Ленин изображен с гордо поднятой головой, строгим и решительным взглядом. Призы и премии, как вы догадываетесь, этим авторам были гарантированы. В ночь с 24 на 25 января была издана специальная марка, а следом увидела свет однодневная газета «Ленин» — ее выпустили ограниченным тиражом. На посмертном плакате, где были собраны разные изображения Ленина, есть очень интересные снимки, на которых впоследствии появились искусственно созданные «белые пятна». — Это как две стороны одной медали — удивительный символ ХХ века, — считает Пасынкова. Труд Андреева был единодушно одобрен Совнаркомом, а сам автор назван автором Ленинианы.
И вот уже «произведение синтетического плана» водружают рядом с гидроэлектростанцией — памятник Ленину по проекту Ивана Шадра установлен в 1927 году на ЗАГЭСе в Грузии. Благодаря этому портрету десятки современников Андреева, «художников самых разных направлений», в конце двадцатых уже четко знают, в каком основном направлении должна течь Лениниана. Советские искусствоведы абсолютно справедливо замечали, что выполнены эти портреты на весьма скромном художественном уровне.
Они-то и регулируют ход маятника в механизме Ленинианы. Предположили, что неизвестная пока картина должна была изображать кого-то из императоров. Лучше этих словесных клише о происходящем и не скажешь.
Описание картины Исаака Бродского «Владимир Ильич Ленин в Смольном»
Множатся на холстах, затвердевают в мраморе и бронзе вечные мотивы: Ленин — трибун (авторы: художник Герасимов, скульпторы Евсеев и Щуко), Ленин — мыслитель (Андреев), Ленин за работой, Ленин — вдохновитель масс (Шадр). Что же делает Измайлович. К моменту написания картины Бродский уже имел большой опыт работы над образом Ленина, начиная от натурных зарисовок до создания таких полотен, как «Ленин на фоне Кремля» (1923), «Ленин на трибуне» (1925), «Ленин на фоне Смольного» (1925), «Выступление Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (1929) и других, став признанным мастером этой темы в молодом советском искусстве. Портретов Ленина до революции было написано крайне мало, а до нас дошли и вовсе единицы. «Забыли дух образа», — сокрушенно говорят официальные контролеры творческих работ.
Так же достоверно и тщательно изображен кабинет. Рядом с ЗАГЭС есть маленький поселок с таким же названием, внизу течет бурлящая река Кура. Но Уорхол никогда не связывал свои произведения с политикой или религией.
Импульсивный художник раскрыл эту тему как противопоставление капитализма и коммунизма. Вспомним, например, Выставку к сорокалетию Советской власти в 1957 году. Из-под кепки Ленина просвечивает лицо Николая. Критика с пафосом говорит о недостатке «революционной романтики», она требует «величия исторического», которыми должен быть «овеян образ вождя».
Он стал одним из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавших государственные заказы на статуи Ленина и Сталина. Зато коллекционную ценность они имели огромную — ведь их можно пересчитать по пальцам. Так начинает проявляться страшный, неизлечимый недуг советской эпохи: исчезновение с фотографий (и не только) лиц, ставших вдруг неугодных властям. Из них в Москве сохранилось два памятника — в Парке искусств «Музеон» и во дворе Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке. В качестве символа берется профиль вождя.
О картине Ленин в Кремле Николая Баскакова
На протяжении более чем полувека многочисленные идеологи и последователи этого единственного в своём роде жанра в искусстве — Ленинианы — стремились как можно точнее донести до потомков «необолганный», выражаясь языком Маяковского, образ вождя. Сама задача вела «к углублению в творчестве реалистических начал». Ошеломительный успех у зрителей имеют «скромное, но искреннее, прочувствованное полотно» Михаила Девятова «Свежий октябрьский ветер», картина Владимира Хитрякова «Беседа с Ильичом», скульптурная группа Заира Азгура «Ленин с девочкой».