Картина Льстящие Питер Брейгель
Семь самых забавных картин в истории
Его фигурка – выражениенасмешки художника над пустыми и бесплодными религиозными спорами. Фон «Надежды» – всевозможные ситуации, в которых человеку служит опорою только надежда: шторм, пожар, темница. Хотя, несомненно, заказы на портреты поступали в большом количестве. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец. Вообще, главные герои картин Брейгеля – представители низов, обычные деревенские жители.
Ржавая листва, блеклая бурая трава, рыжие бока коров, грязная глинистая дорога выстраивают цветовой ряд «Осени». Они рассказывают правду о мире. На фронтоне перевернутая держава («Мир вверх тормашками») и человек, который испражняется на эту державу, высунув зад из окна («Срать на все»). Например, художник в своей подписи в 1559 году убрал одну букву и получилось Bruegel (первоначально Brueghel). Пейзаж, который мы видим сверху, – это долина с замерзшей рекой и деревеньки. Например: «Она бы привязала чёрта к подушке» – она не боится ни Бога, ни дьявола: эта мегера способна обуздать самого строптивого молодца упряма как чёрт.
Список картин Питера Брейгеля Старшего
Глупость – это «изнанка и низ официальной, господствующей правды это вольная праздничная мудрость, свободная от всех норм и стеснений официального мира, а также от его забот и его серьезности». Теперь он пишет природу и крестьянский быт. Когда герой спрашивает, зачем он это сделал, тот отвечает, что ему все равно. «Грызёт столб» – лицемер, столп церкви, ханжа, святоша. Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы Художник и знаток, 1565.
Да, это политическая карикатура. Конкретная реальность события поднята до общечеловеческого синтетического уровня.
Здесь четкость линии сопровождается интенсивной пластичностью и пастельными тонами. Если это художник, всегда умевший ясно выразить то, во что он действительно верил – не означает ли его нарочитое многословие иронию в отношении к заданной ему теме. В летней «Жатве» перед зрителем – пшеничное поле тяжкой янтарной желтизны знойное небо над ним – сиреневато-белое, как бы отдавшее земле все живительное тепло. Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика.
Кажется именно их имели в виду современники художника, когда «говорили, что он, находясь в Альпах, глотал все горы и склоны, а вернувшись домой, стал извергать их на полотно и доски» (К. Иного рода результатом путешествий художника стала напечатанная в 1555-1558 гг. Так на картине «Избиение младенцев» наблюдающий за убийствами человек в черном поразительно похож на Альбу. Поле зрения художника заметно сузилось.
«Резонатором» всей сцены выглядит волынщик, словно бы сросшийся со своим инструментом в единый организм: пульсирующий, клокочущий, поющий. Имя художника Питера Брейгеля известно всем знатокам и любителям искусства. Все карнавальные жесты сохраняют свой смысл, пока связаны единой образной логикой карнавального целого и это целое есть «смеховая драма одновременной смерти старого и рождения нового мира». В 16-м веке легенда об Икаре была строгим предупреждением гордым людям и выскочкам, которые лезут не туда куда надо. И сегодня привлекает своим видением всего происходящего Питер Брейгель Старший. - Все мы помним сказку про лису и журавля (правда немного удивительно, что в Голландии в XVI веке она уже существовала).
Добродетель Веры иллюстрируют изображения церковной проповеди, Крещения, венчания. Свадьба приурочена к окончанию жатвы – помещение украшают связки снопов. Иногда он строго прорабатывает линию – явно думая о переводе экзотичного вида в гравюру («Альпийский пейзаж», 1553, Париж, Лувр). Так, с этим связана довольно скандальная история, когда гравюра на тему Питера Брейгеля «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью Иеронима Босха за большие деньги.
Питер Брейгель Старший: картины (список)
Между тем, действовавший в то время так называемый «кровавый эдикт» императора Карла V (1550 г. ) угрожал всякому, кто – подобно Брейгелю – не имея университетской степени по богословию, осмелится самостоятельно изучать и толковать Библию – конфискацией всего имущества и плахой либо костром. Как видно по месту его гибели, когда падение началось, Солнце было в зените. Картину Слепые Брейгель написал незадолго до смерти.
Справедливость. Родился предположительно в 1525 году, прожил около 40 лет, умерев в 1569. Иногда чересчур жестокие, картины Питера Брейгеля Старшего тем и привлекают людей. «Фламандские пословицы» рассказывают в аллегорической форме о жизни, характерах, мыслях людей. И знакомясь с работами мастера, начинаешь понимать, откуда взялось это прозвище.
Питер Брейгель-старший: картины с названиями и описанием
Понять картины художника можно лишь с философской точки зрения. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. За спиной у одного из них – убитая лиса.
В XVI в. в северном Брабанте и Лимбурге было несколько селений с подобным названием одно из них, Breughel (Brogel), находится в непосредственной близости от Хертогенбоса. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. Картина Брейгеля 1562 г. «Две обезьяны» (Берлин, Музей Далем) выглядит неким памятником угнетению: понурые, съёженные зверьки прикованы в глубоком проёме арки, в которой открывается легко схваченный кистью простор антверпенской гавани.
По мнению многих ценителей, самое лучшее творение – «Фламандские пословицы». Ниже, несколько поодаль — стадо овец с пастухом, взирающим на небеса. Брейгель – художник с динамичной, непредсказуемой точкой зрения, добивается эффекта панорамы его пейзажи «втягивают» зрителя в собственную среду.
Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. Обычная жизнь течет как всегда. Брейгель придал проповеди Предтечи черты одной из таких сходок более того – изобразил среди слушателей, на возвышении справа самого себя вместе с женой (в красном платье) и тёщей – вдовой Питера Кукке ван Альста, художницей Майкен Верхюльст (в сером).
Работы художника призваны донести до всех страдания за судьбу каждого человека. В этой картине действие также происходит в городе. Вразрез с привычным стандартом «исторической картины» Брейгель представил зрителю не эффектный, завершённый вид, а динамичное действие – причём ритм и направленность времени обрисованы им со всей возможной ясностью.
В таком случае мир по заслугам мстит лицемеру и мизантропу – За один обман – полтора. Родился в 1525 (точная дата неизвестна) году, предположительно в городе Бреда (нидерландская провинция). Добрая пословица не в бровь, а в глаз. Этому безжалостному посланцу царя Ирода Брейгель придал характерную внешность «Чёрного Альбы», как прозвали в Нидерландах нового наместника отнюдь не за траурный цвет его костюма. На ней вооружённый отряд поднимается вверх по горной дороге.
Надеюсь, вы не запутались, так как это только начало династии. Мир (даже если и познаваем) велик, а жизнь человека коротка и всякая юность, красота и острота ума – довольно часто мимолетны. Но столько тоски и отчаяния в их позах, так явствен контраст темной давящей арки и воздушного вольного мира вдали, что изображение становится символом утраченной свободы. В самом центре картины довольно странная пристройка к не менее странному зданию, здесь перед монструозным существом на коленях стоит человек: «Он исповедуется дьяволу». Как и во всех произведениях живописца, здесь присутствует скрытый смысл.
Пестрота и мелькание цветовых пятен подчеркивает зрелищную остроту этого своеобразного карнавала. Основными направлениями его живописи были пейзажи и жанровые сцены. В некоторых работах чувствуется и горечь и разочарование. Родная природа как бы увидена не только глазами внимательного, но стороннего наблюдателя, но и зрением тех, кто находится внутри картины — это озябшие охотники, спешащие в свои теплые жилища, усталые пастухи, что гонят стадо к домам, косцы, которые трудятся возле тучных хлебов.
Питер Брейгель (Старший): картины
Герой его рисунка 1558 г. «Elk» («Каждый» – Лондон, Британский музей»), чудаковатый педант с фонарём в руке, упорно ищущий и в дальней деревне и в военном стане и в каждой попавшейся ему бочке или корзине что-то кровно важное: Истину. Но, по словам ван Мандера, была еще одна работа –«Торжество правды». Главный герой произведений Брейгеля (сатирические рисунки, религиозные, аллегорические и жанровые картины) – постоянно движущаяся народная масса.
И эта активность пейзажного пространства придаёт убедительность самым фантастичным видам – каков, например «Героический город» (1553 г., Лондон, Британский музей), где небо, земля и постройки человека образуют единую, пульсирующую, но целокупную форму. Чуда не произошло. Картины его хранятся во многих музеях мира.
Многим отрубают головы. Под самой крышей окно, в котором человек смотрит на все происходящее сквозь пальцы. Своё творчество художник начал графиком. В 1559 г. он пишет Нидерландские пословицы.
Икар упал в море и погиб. Труд его вечен, так как неразрывно связан с природой. В средневековой Европе они производились из костей животных.
«Мужицкий» художник: картины Питера Брейгеля-старшего
Однако работа Брейгеля для Н. Йонгелинка показывает, что художник и в Брюсселе поддерживал связи с антверпенскими заказчиками. Название Мир вверх тормашками указывает на хаос, нечто противоположенное какой-либо упорядоченности и, как выясняется, в картине это «нечто» страшнее «страшной бездны» ибо не только неподвижно, но и не знает о своей обездвиженности. Во время того как Савл во главе вооруженного отряда ехал в Дамаск, чтобы побить тамошних христиан, он увидел видение, яркий свет ослепил его, а голос с неба сказал: «Савл, чего гонишь меня. «Пейзаж с падением Икара» — так называется одна из них (1555—1558, Брюссель, Королевские музеи изящных искусств). Все мы помним греческий миф о Дедале и Икаре, нет смысла здесь его пересказывать. Даже в зимнем просторе «Охотников на снегу» есть оттенок домашнего тепла: везде видны следы присутствия человека – трактир, запруда, деревня, колокольня. Биография его наполнена разнообразными интересными фактами.
Но в этом равнодушном мире, по большей части, всем все равно. В избранном художником масштабе фигуры строителей почти неразличимы. Идентификация пословиц, ставших образами, помогает познанию целого, но не равнозначна этому познанию иначе мы должны будем признать, что хаос можно превратить в космос с помощью систематизации, переименования, окультуривания. Почему все-таки Брейгель сначала посвящает каждой пословице отдельное произведение, а затем создает "энциклопедиею фламандского фольклора". Суть картины заключается в том, что художник сравнивает жизнь людей с играми детей.
Во-первых, это аллюзия на "Метаморфозы" Овидия. Накидки калек украшают лисьи хвосты: отличительная эмблема оппозиционеров-«гёзов» в Нидерландах середине 1560-х гг. Вопрос о политической позиции Брейгеля в разгар Реформации все ещё остаётся открытым. Картины его практически всегда соответствовали этому принципу.
В этой манере работал и Брейгель. Львов).
Этот нидерландский художник пополнил мировую коллекцию шедевров мастерскими пейзажами и жанровыми картинами, однако за целую жизнь ни разу не попытался описать тонкости собственного творчества ни в статьях, ни в письмах, ни в трактатах, что было довольно необычно для того времени. Осень радует «прощальной красою» – но небо справа уже застилает густая мгла и бурые коровы приникают к красноватой земле, как бы в поисках тепла и защиты.
Охотник пал на колени и обратился в христианскую веру. Почему монах, покидая обманчивый мир, уносит с собой кошелек. По словам В. Даля, в пословицах можно найти "радость и веселье, горе и утешение". Его картины — это правда и вымысел.
Нидерландские идиомы изображенные на картине Питера Брейгеля таршего «Фламандские пословицы»
Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. При этом композиции его «Добродетелей» разобщены отдельные эпизоды изолированы друг от друга, порой – настолько, что их соседство оборачивается нелепостью, а сам смысл изображаемого ускользает от зрителя. Крестьянин достал из корзины хлеб и режет его на большие куски. Он знал, как устроено колесо подъёмника и как устроено колесо для колесования. ван Мандер). На картине Брейгеля – деревенская околица в праздничный вечер.
Картина Брейгеля – осуждение гордыни и высокомения. Три уставших охотника со стаей гончих возвращаются с небольшими трофеями домой. Наиболее правдоподобно, что полотен было шесть и каждое посвящено сразу двум месяцам: декабрю и январю – «Охотники на снегу», февралю-марту – «Хмурый день» (обе – Вена, Художественно-исторический музей). Но до сих пор неизвестно, как еще Брейгель выражал свое мнение. Прожив в Италии около года, молодой нидерландец остался почти равнодушным к античным древностям круг его знакомств в среде современных итальянских художников также был предельно узок (зато в числе его новых друзей видный учёный-географ Сципио Фабио из Болоньи). Огромная башня занимает большую часть площади картины.
В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе. И это – пословица: «Колокольня вдали – ещё не конец пути». Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский художник и рисовальщик. Большинство ест из глиняных мисок простоквашу. Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города. Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel. Свою творческую биографию он начал как график.
Эти размышления, как и живые воспоминания итальянского путешествия, лежат в основе картины «Падение Икара» (Брюссель, Королевский музей изобразительных искусств). Брейгель уже создаёт собственный пейзажный стиль, в корне отличный от стиля Патинира. Природа и человек в ней – вот что интересовало художника больше всего. Поставляя своему патрону модные, «патинировские», виды, Брейгель должен был пожертвовать живой тканью впечатлений и заново комбинировать «Большие пейзажи» из её обрывков. Согласно семейному преданию, Питер Брейгель обучался живописи в Антверпене у именитого живописца Питера Кукке ван Альста (1502-1550), ученика Б. ван Орлея художника с широкими гуманистическими интересами. И кажется, что нет на свете игры, которую не показал бы здесь художник.
На картине мы видим, как только ноги бедного Икара тонут в море. В феврале 1565 г., когда Брейгель только начинал работу над «Месяцами», заказчик уже распорядился их судьбой. Воистину «Страсти Христа повторяются каждодневно, каждый раз по-новому» (С.
Художник Питер Брейгель (Старший), картины, биография
Увлечённость живописца созданием подробных сцен, заметна невооружённым взглядом. Картины Босха произвели впечатление на Питера Брейгеля Старшего. Иной раз Брейгель прямо подражает зрелищной ясности Патинировых пейзажей («Речной итальянский пейзаж со Святым семейством» (1553/54, Берлин, Гравюрный кабинет), но это исключения. «Крестьянская свадьба» – с виду безыскусный, но доскональный рассказ Брейгеля о том, чем были живы эти люди. И изобразил Брейгель не столько чудесное событие, сколько привычный уклад каждодневной жизни. В то же время на картине присутствует целый ряд образов, показывающих, что сам автор не отказывается от идей Возрождения, а лишь указывает на трагизм существования (особенно легкомысленного, как у Икара). Внизу, позади их, остаются широкая гладь озера и краски солнечного заката.
Махнул Икар руками, но нет на них больше крыльев. Произведения исполненные в самом конце 1550-х годов, носят уже иной характер. Огромный полукруг шествия как бы сжимается в малый круг ещё пустой сцены близкой трагедии, лобного места, которое притягивает к себе идущую толпу. Питер Брейгель-старший (1563-й – год создания произведения) взял за образец римский Колизей.
Однако «чтоб пройти мир, надо согнуть спину», говорит другая пословица – и рядом со щёголем истощённый оборванец, согнувшись в три погибели, пролезает вовнутрь подобной же, увеличенной, сферы. О принадлежности обеих картин кисти Брейгеля до сих пор идут споры. Как тут не вспомнить один эпизод из великого романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова. По левую сторону от Мадонны Валтасар.
Следующий уже запнулся за него. На дальнем плане – выжженная земля, полыхают огни пожаров. В символическом же плане плуг – это указание на космический цикл, включающий в себя повторяющиеся природные процессы и они безразличны по отношению к судьбам людей. На вывеске нарисован олень (так как гостиница называется Dit is inden Hert – "У оленя") и святой, стоящий перед ним на коленях. Поодаль стоят виселицы с повешенными. Однажды на охоте он преследовал оленя, но вдруг увидел между рогами животного сияющий крест с распятием.
Да, перевернутая держава подчеркивает безбожный характер испанского владычества. В самом отдалении человека приготовили к колесованию. Она и стала последней. Вдали виднеются картины гордого Вавилона.
Если герои «Крестьянской свадьбы» подчинены и предписаниям властей и дедовским обычаям, то в «Крестьянском танце» Брейгеля звучит в полную силу голос плотской свободы – недаром действие здесь выносится из интерьера на простор и на свежий воздух. Настоящая фамилия художника пишется несколько иначе, чем автографы на его картинах. 1565, Хэмптон Корт, Королевское собрание). Зима (все — Вена, Музей истории искусства) и Жатва. Питер Брейгель перебрался в Антверпен – большой портовый город.
Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Картины, созданные около 1562 года, — Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Безумная Грета (Антверпен, Музей Майер ван дер Берг), Обезьянки (Берлин, Государственные музеи) — отличаются друг от друга, но всем им присуще чувство горечи и отчаяния, глубокое безверие в разумное устройство мира. И так совершенно о каждом герое картины.
Однако, в отличие от «творений в стиле Босха» произведения Брейгеля несли в себе новые идеи и новые способы их выражения. В конце 1557 г. художник создает цикл гравюр «Семь смертных грехов и добродетелей». В 1563 г. Брейгель переехал в Брюссель, где и создал большую часть своих знаменитых полотен. К этому периоду относятся картины «Свадебный танец на свежем воздухе» (Peasant wedding dance outdoors, 1564), «Сенокос» (Haymaking, 1565) и «Охотники на снегу» (The Hunters in the Snow, 1565), «Притча о слепых» (The Parable of the Blind Leading the Blind, 1568), «Калеки» (The Cripples, 1568). Питер Брейгель умер 5 сентября 1569 г. Оба сына живописца Питер (Pieter Brueghel the Younger) и Ян (Jan Brueghel the Elder) тоже были известными художниками, хотя и не такими знаменитыми, как их отец. Картины Питера Брейгеля Старшего хранятся в Венском Музее истории искусств, Лувре, Галерее института Курто, Старой Мюнхенской пинакотеке, Пражской Национальной галерее, Метрополитен-музее, Детройтском институте искусств, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Как и многие художники того времени, он был недоволен политикой, властью, законами, вседозволенностью церкви, но не мог честно говорить об этом, так как за правду могла последовать суровая кара. Кому после этого горячо, кому холодно от этой карикатуры. В наиболее архаичной из картин цикла «Месяцы» – в «Сенокосе» – господствует стандартная «трёхцветка» чередование общего тона от коричневого вблизи к голубому в глубине композиции.
В результате террора погибли тысячи людей (по некоторым данным, за небольной период времени было казнено более 8 000 человек), а виселицы стали ассоциироваться с испанской экспансией. Если посмотреть на картину Брейгеля с точки зрения «идеальной» карнавальной глупости, то мы увидим здесь именно карнавал – практически все персонажи совершают глупости, все они как будто собраны «под одним капюшоном». «Возвращение стад. В "Метаморфозах Овидия" описана версия с убийством.
Картина Брейгеля являет зрителю небесный купол, вершина которого – диск Солнца. Полукруг шествия в картине Брейгеля (возможно, что и замкнутый круг, часть которого скрыта от нас горизонтом) – мотив, затрагивающий тему нескончаемого круговорота времени. В основе его языка – яркость первозданного впечатления. Стремглав упал он с страшной высоты в море и погиб в его волнах. Картина заполнена маленькими фигурками людей, похожими на кукол-марионеток. Яркие, красочные пятна их одежд создают впечатление мелькания, быстрого движения.
В центр мира художник поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет. Ее принцип был в том, чтобы, толкая клюшкой мяч из дерева или кожи, попасть им в цель. Но не все помнят, почему он надел на себя эти крылья и полетел.
Художник Питер Брейгель Старший (Мужицкий) картины
Однако уже в ближайшие годы жизнерадостный «карнавал жизни» сменяется ощущением трагических сторон бытия. Глядя на эти произведения, зритель проникается чувством глубокого единения человека и природы, сознанием того, что подлинная ценность бытия и состоит в этом единстве мироздания. Его жители особенно хорошо сознавали незавидную участь заповедника религиозных гонений, выпавшую в тот момент на долю Нидерландов: в Германии после Аугсбургского соглашения 1555 г., во Франции кануна Религиозных войн, в Англии с воцарением Елизаветы Тюдор (1558) – везде конфликты Реформации, казалось, гасли.
Питер родился с фамилией Brueghel и такая же фамилия осталась у его нащадков. И тут же — вечная прелесть природы, живущей своей мирной и тихой жизнью. Рисунки Брейгеля дают нам ясный ответ – сама эта дорога. Обе версии, вероятно, (даже с инфракрасной рефлектографией искусствоведение – наука неточная) являются копиями с одной картины, предположительно написанной Брейгелем. Слева от них, на улице, перед гостиницей «У оленя», находится семья, которая разжигает огонь, чтобы опалить свинью.
В этой сцене нетрудно узнать обстановку мятежного года истории Нидерландов – 1566-го. А пейзаж дышит миром и спокойствием, сельская церковка кажется очень уютной, уютно выглядит даже речка, где суждено захлебнуться бедныи слепым. Один патрон – и не важно кто. Комедиантов не сразу отличишь от буднично спешащих по делам пешеходов. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена).
- «Льстецы» Питера Брейгеля Младшего, 1592 год
- Пять Брейгелей: бренд и его наследие
- Нидерландские Пословицы Питера Брейгеля
- Охотники на снегу Питер Брейгель
- Крестьянский танец Питер Брейгель
Образы объединены на картине каким-то смыслом и этот смысл теперь отличен от смысла книжного собрания пословиц. Один из первых критиков его творчества поэт Лампсоний, в 1572 г., не мог найти для этого художника более удачной характеристики, чем «новый Иероним Босх». Крупные цветовые пятна фигур первого плана определяют их колористический строй. Необычайно разнообразие иногда диковинных бытовых сцен, поступков, жестов и поз. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни.
Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть. Последней работой мастера считают «Сороку на виселице», завещанную жене. Босх, отойдя от традиционной для его школы религиозной живописи, обратился к более общим проблемам бытия человека в мире, но на технически-стилевом уровне он наследует XV в., лишь в позднем творчестве обнаруживая собственные изобразительные приёмы («Поклонение волхвов» в Прадо). Именно здесь Брейгель впервые выводит на первый план укрупнённые фигуры – они, впрочем, не претендуют на особое внимание зрителя. Две другие— «Жатва. Поводырь уже упал в пруд.
- Успение Богородицы Питер Брейгель
- Искусство за пять минут: Питер Брейгель Старший
- Брейгель Питер СтаршийКартины и биография
- БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ, ПИТЕР (, ) ЧАСТЬ 2
- Младшие Брейгели: Питер Брейгель, Ян Брейгель и другие
- Питер Брейгель Мужицкий: Почему известный художник отказывался от заказов и одевался, как бедняк
- Мужицкая живопись Питера Брейгеля
- Питер Брейгель: последний голландский художник эпохи Возрождения
Кажется, что Апокалипсис уже наступил. Нет никаких достоверных сведений и о месте, где художник появился на свет. серия гравюр «Большие пейзажи». Брейгель – явно более оптимистичный или, вернее, более приверженный земному миру художник. Таковы «Фламандские пословицы» (1559, Берлин, Государственные музеи), «Битва Масленицы и Поста» (1559) и «Детские игры» (1559—1560 обе — Вена, Музей истории искусства). Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух.
Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно. Прежде всего, неясно из скольких картин изначально состояла серия: было ли их двенадцать, шесть или всего четыре: «Четыре времени года». Продолжается строительство. Второе прозвище Брейгеля — «Мужицкий» — характеризует именно этот круг его художественных открытий. Притом по их заказам он создавал картины, представлявшие (как «Большая Вавилонская башня» и «Шествие на Голгофу») индивидуальную и весьма вольную трактовку библейских сюжетов. То ли итальянские романтические настроения в творчестве наставника, то ли дань тогдашней моде мотивировали Брейгеля на путешествие по Европе. Ушёл из жизни в 1569 году в Брюсселе.
Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио. В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен). В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. Испражнения играли большую роль в ритуале праздника глупцов. Тут же рядом раскинулся спящий жнец и в его позе отразилось все ощущение полдневной августовской жары.
Художник рисовал картины, отражающие проблемы общества и пороки людей. Существенна и отмеченная Бахтиным возможность сохранения карнавальных образов в системе иного мировоззрения, «где положительный и отрицательный полюсы становления (рождение и смерть) разорваны и противопоставлены друг другу в разных несливающихся образах, становятся действительно грубым цинизмом, утрачивают свое прямое отношение к жизни-смерти-рождению». На лицах – беспомощность и ужас. Другие пословицы указывают на человеческую глупость. В-третьих, каракка, направляющаяся то ли в город вдали, то ли в открытое море.
Перед Марией – трое волхвов. Под картиной подпись: Так как мир так обманчив, я ношу траур. В 1563 г. Брейгель переехал из Антверпена в Брюссель, столицу королевских наместников. Более гармонично выглядит «Большая Вавилонская башня» в Вене: в этой картине линия горизонта повышена, массив здания не так подавляет – он уже соизмерим с муравейником города и окрестными далями, с фигурами царя Нимрода и его подданных на первом плане.
- Загадки Питера Брейгеля старшего
- Картина «Слепые», Питер Брейгель-старший
- Все Картины Питер Брейгель Старший по алфавиту
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- О городах и людях – интервью со Святославом Муруновым
- Альтернативное кредитование: что это и почему так необходимо миллионам
Но однажды афинский герой Тесей убил чудовище, а Дедал помог Тесею бежать. Приметой обновления в творчестве Брейгеля служат образы людей, занятых разумным и полезным делом. П. Брейгель Старший завещал художникам Нового времени постоянное и творческое внимание к зримому миру: «Он помнил, как оковывает свой денежный ящик купец и как затягивает и подвешивает к поясу свой кошель крестьянин. В обоих изображениях переходных сезонов, «Хмурый день» и «Возвращение стада», живописное пространство рассекает диагональ реки, ниже которой господствует красно-коричневый тон земли, а выше – свинцово-сизый цвет пасмурного неба.
А на картине Брейгеля изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню. Она до сих пор популярна в Австрии и Германии.
- -маркетинг: простые правила, о которых забывают
- Свет, неон и видео-арт: о новом цифровом искусстве
- Разделяй и сохраняй: забота о планете вместе с «Собиратором»
- Эра Водолея: почему веган — не хиппи, а сверхчеловек
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Родоначальник династии Питер Брейгель Старший
- Самое интересное в виде мозаики
Но и природа в «Месяцах» вовсе не чужда человеку – везде её величавость сочетается с неким особым уютом. Икар, возмечтавший подняться к самому Солнцу, кажется, был совсем недалёк от цели. В них претворены и детские воспоминания художника и его походы по деревням, «когда там проходили ярмарки и свадьбы Здесь Брейгелю доставляло удовольствие следить за теми безыскусными приёмами крестьян в еде, питье, танцах, прыганье, ухаживании за женщинами и других забавах, которые он так красиво и смешно воспроизводил» (К.
Борьба проходила с переменным успехом. преобладала идея линейного времени, отсчёт календарных вех был необратимым. Затем началась одна из самых чудовищных боен Новой истории. Весна».
Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. Прозвище «Мужицкий» Питер Брейгель Старший получил для того, чтобы не путать его с сыном. Так и на картине «Икар» Брейгеля. Эта картина создана в 1559 году, она рассказывает о забавных происшествиях в жизни людей.
Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Если в ранней картине «Пейзаж с падением Икара» трагедия космического масштаба — гибель человека, впервые взлетевшего в небо, — проходит как незаметный эпизод повседневного бытия, то в последней — неминуемое падение нищих слепцов становится символом трагической судьбы всего человеческого существования. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»). Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). На дальнем плане повозка с ним нагружена уже доверху. Однако в целом по своим смыслам с большой долей вероятности можно утверждать, что «Падение Икара» когда-то было задумано (и, возможно, написано) Питером Брейгелем Старшим. Тщетны старания строителей, чьи фигурки мелки по сравнению с громадным сооружением.
Впрочем, всё это Брейгель уже выразил в раннем варианте «Избиения младенцев» (ок. Это творение Питер Брейгель Старший создал в 1560 году. Напротив, у «Добродетелей» абсолютно земной фон аллегорическим фигурам сопутствуют сцены, привычные современникам Брейгеля. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко под самое небо, ближе к лучистому солнцу. В её жизни было слишком много горя. Итак, добродетель в представлении Брейгеля обыденна – так же, как для Босха, создателя «Семи смертных грехов» из музея Прадо, был обыден грех. Особая роль в «Месяцах» принадлежит человеку. Он проникся идеей великого художника и даже создал свои вариации на его творения.
Но с 1559 года он подписывал свои полотна «Bruegel». Умение рассказывать посредством живописи – большая редкость и непревзойдённое мастерство. По рисункам Брейгеля здесь были созданы многочисленные гравюры.
Третий вот-вот оступится. Но её фигура комична. Напротив, для Брейгеля земля приобретает непреходящую подлинность духовной родины. Художник отлично помнил их маршрут: альпийские дороги, которые когда-то исходил он сам.
Луки (объединение художников). Своеобразный идеал этого мира выражает картина «Страна лентяев» (1567, Мюнхен, Пинакотека). Они сидят на туго связанных снопах. Простой народ и аристократы – все равны перед смертью.
Главного героя вы даже не видете. Когда умерла мать сыновьям было четырнадцать и десять лет. Не лучшая тактика для нападения.
Подобное «вхождение в вечность» было доступно самому Брейгелю с его цепкой памятью – позволявшей ему среди зимы писать летний «Сенокос». Настроение радости несет произведение «Сенокос». Жениха же за столом не видно, вот таким образом в картине видят иллюстрацию к нидерландской пословице: «Бедняк не гуляет и на собственной свадьбе».
А журавль в свою очередь пригласил лису на встречный пир, да и выложил свои угощения в кувшин с узким горлышком. Подробнее: Речь идет не только про Дедала и Икара. В карнавальной символике, – говорит Бахтин, – и «в самом языке испражнения были неразрывно связаны с плодородием». Тем не менее, смысл картины начинает открываться именно через них, во всяком случае, для современников Брейгеля, хотя еще и не знакомых с термином «телесный низ», то, что этот «низ» художник нарисовал преимущественно в верхней части картины, было знаковым, рифмующиеся заголенные зады становились для зрителя понятными и знакомыми «точками фокусировки».
задворок, художник не оставляет ничего человеческого – это опустившиеся существа во всех смыслах слова. Тяжеловесный ритм кругового танца по-своему величав он сравним с механикой небесных орбит. В картине 1562 г. «Битва у Гелвуйских гор» (Вена, Художественно-исторический музей) он ухитряется «спрятать» в ущелье целую армию с волнующимся лесом пик: на этом фоне особенно одинок Саул изображённый слева – не пережив разгрома, царь и его оруженосец бросаются на свои мечи. Исследователь считает ее самой лучшей во всем наследии Брейгеля-старшего. назревало массовое неприятие испанского владычества. По сравнению с небольшими коггами и неуклюжими галерами, составлявшими основную часть флотов средневековья, каракка (со временем превратившаяся в галеон) – это просто космолёт.
Детям художник передаст уже полноценную фамилию Breugel. Окружающий мир жил в его памяти в отчётливых контурах, в цвете, в живых подробностях. морское плавание из Марселя в Неаполь на обратном пути – горные дороги Швейцарии и Тироля. Предметом оживлённых дебатов стал и способ развески картин, задуманный автором. Подробнее: В эпоху Ренессанса коньки были популярным развлечением в Нидерландах.
Умерли родные, сгорел дом. Полёт человеческой мысли и фантазии – и приземлённость. Тогда Грета надела доспехи, взяла меч и пошла в Ад воевать с Дьяволом. По переулку вправо чинно уходит женщина в чёрном – которая, возможно, приносила убогим еду (будто животным в зверинце). Осень, Охотники на снегу.
Есть легенда (она в основе картины) про женщину, которая сошла с ума. Они среди каменных блоков упали на колени перед Нимвродом и его свитой испрашивая прощения за неудачи. (Евангелие от Матфея, 2:20). Но в миниатюрах рубежа XIV-XV вв. Бросание калом и обливание мочой – традиционный снижающий жест, знакомый и античности. В тревожные и тяжкие дни Брейгель пишет картины «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец» (обе ок.
Ореховая скорлупа, мало утешительная для хвостатых узниц, напоминает нидерландскую пословицу: «Судиться из-за фундука» – то есть платиться самым ценным ради пустяков. Таким образом, «Калеки» Брейгеля – возможно, живописная сатира на беспомощную политику нидерландской фронды. Человечек помещен в прозрачный шар, увенчанный крестом.
Хотя впечатления от этой поездки все же наложили отпечаток на живопись Брейгеля, но куда больше повлияло на него знакомство с работами гениального Иеронима Босха. Есть в такой трагедии что-то особенное. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Кстати, у Питера "Мужицкого" была одна дочь Мари. И они не случайны. Непринуждённое повествование абсолютно внезапно приобретает закрученный сюжет и в какой-то момент преподносит вам пару загадок. Всё это – картина «Охотники на снегу».
Также в этот период пишется картина— «Поклонение волхвов». В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Три женщины с граблями деловито направляются сгребать сено. Вот тут и пришло время Босха в жизни Брейгеля. Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил.
Всего в картине найдено и расшифровано 112 идиом: некоторые из них до сих пор используются, например, «плыть против течения», «большая рыба ест маленькую рыбу», «стучаться головой о стену» и «вооружиться до зубов». Художник, однако, не унимался. Заснеженная земля в соседстве с голубовато-зеленым льдом прудов и тускло-синим небом создает опущение стылого воздуха в «Зиме».
Последнее только что удалось человеку, «влезающему в картину» на втором плане справа. Апрель и май изображала неизвестная нам картина, утерянная ещё в XVII в. июнь-июль – картина «Сенокос» (Прага, Национальный музей), август-сентябрь – «Жатва» (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) и октябрь-ноябрь – «Возвращение стада» (Вена, Художественно-исторический музей).
Будет ли смысл в этом осуждении. Марейниссен, знаменитый искусствовед, расшифровал скрытый смысл действия каждого человека на картине. большую актуальность. Вернувшись на родину, Брейгель сотрудничает с издателем Иеронимом Коком (предприятие которого, одновременно типография и лавка именовалось «На четырёх ветрах»).
Помнил он и возвышающую красоту тех мест. Смысл должен быть, его не может не быть, он есть даже там, где его быть не должно. Гуляки взобрались на лесистый холм, где поставлена виселица.
Второй сын также пошел по отцовской стезе, но, в отличие от отца и брата, Ян предпочитал роскошь и в живописи и в жизни. Здесь уже не вольный хаос фигур и групп, царивший в более ранних картинах Брейгеля – разреженная, но объединённая общей целью, процессия движется единым потоком в виде полукруга. Практика включения в ландшафт исторических сцен напоминает нам об И. Патинире. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.
В 1563 году, уже набравшись опыта, художник вместе с семьёй переехал в Брюссель. Это одна из ранних картин Брейгеля под названием «Падение Икара» написана под вдохновением от древнего греческого мифа о Дедале и Икаре. Противопоставляются возвышенное и обыденное. Взять хотя бы зимний пейзаж Питера Брейгеля Старшего. Но ничего не меняется.
Люди умирают – как в реальности, как каждый день вокруг нас: горят и тонут, гибнут в сражениях и от болезней от бандитского ножа и на эшафоте – обстоятельства различны, но смысл один и тот же. Обращался он и к светским произведениям аллегорического характера. Все торопятся воспользоваться погожими деньками. Не следует ли нам вспомнить пословицу: Где деньги, там и сердце. К этим сокровищам Йонгелинк отнёсся с сугубым практицизмом (впрочем, по примеру большинства нидерландских собирателей живописи). Но город вдруг резко обрывается и улица выводит нас прямо к реке.
Мотлея, «вся страна обратилась в живодёрню». Так, никогда не писал портреты и обнажённые фигуры Питер Брейгель Старший. Хотя она, как и близкая ей по стилю картина «Вид Неаполя» (Рим, Галерея Дориа-Памфили), в последние годы считается старой копией с П. Брейгеля Старшего, сам живописный замысел «Падения» – несомненное детище великого нидерландца – заслуживает особого рассмотрения. Одним из основных направлений была борьба с пороками людей. После богослужения клир садился на повозки, нагруженные испражнениями клирики ездили по улицам и бросали испражнениями в сопровождающий их народ».
Вторым источником считается голландская пословица «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает». Поступок Дедала вызвал гнев Миноса. Обратите внимание, что недалеко от ног Икара сидит куропатка. В «Триумфе смерти» кошмаром уничтожения был объят весь мир, до самого горизонта.
Панорамное решение пространства лишено всякой условности, оно возникает ради того, чтобы дать возможность художнику и зрителю картины охватить глазом как можно больше эпизодов уличной жизни. Множество строителей – каменщиков, плотников – трудится на строительстве башни. Весна, Возвращение стад. Взгляд зрителя скользит по глади морского залива с островами и уходящими к горизонту парусниками по обрывистому, заросшему кустами берегу. Зной жаркого летнего дня наглядно передается всей гаммой золотисто-коричневых, соломенных тонов в «Жатве».
Кто осмелится осудить большую рыбу, съевшую маленькую рыбку. Высшим проявлением, венчающим всё развитие нидерландской живописи XV-XVI вв., служит творчество Питера Брейгеля Старшего. К «Месяцам» примыкает «Пейзаж с ловушкою для птиц» (1565 г., Брюссель, Королевский музей изобразительных искусств). Слева вы видите срущего на державу шута, но и справа в верхнем углу картины вы можете увидеть человека за тем же занятием (на иллюстрации его фигура в позе орла еле различима) – поговорка «Насрать под виселицей» (наказание его не пугает). Об этом свидетельствует его ранняя работа «Падение Икара», в которой он вместо красивой романтической легенды показывает неуклюжее утопающее тело на совершенно бытовом фоне.
Облака скрывают ее вершину. «Ведь телесный низ, зона производительных органов, – оплодотворяющий и рождающий низ. В «Свадьбе» событие происходит в замкнутом в пространстве деревенской риги, заполненной людьми, сгрудившимися вокруг длинного стола. Осень», «Охотники на снегу. Сходные взгляды высказывал современник художника, немецкий мыслитель Себастиан Франк: «Подобно Солнцу, ничто не кончается, ничто не вечно на земле то, что было, того уже нет, но всё возвращается. Они близки между собой и общностью композиционного решения и фольклорной основой сюжетов. Полагают, что фигуры святых на этом полотне выполнены фламандским художником Маартином де Восом (Maarten de Vos), жившим тогда в Италии. С 1556 г. работы Брейгеля приобрели сатирический и нравоучительный характер, зачастую в фантастическом или гротескном стиле Иеронима Босха, подражание которому в то время было очень популярно.
Питер Брейгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude ок. На построенной госпитальерами в 1522 году каракке «Святая Анна» была кузница, ветряная мельница, печи, столовые, цветочный сад. В картину «Обращение Савла» он заложил отчаянную надежда на чудо – единственное, что могло тогда избавить Нидерланды от приближающейся беды.
Казалось бы, смысл картины ясен. В этой картине, по сравнению с предыдущими, произошла важная перемена. Допустим, найдется простак, осудит. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения.
вавилонская башня«Охотники на снегу»охотники на снегу«Триумф смерти»триумф смерти«Избиение младенцев»избиение младенцев«Фламандские пословицы»фламандские пословицы«Битва масленицы и поста»битва масленицы и поста«Путь на Голгофу»путь на голгофу«Страна лентяев»страна лентяев«Притча о слепых»притча о слепых«Сорока на виселице»сорока на виселице«Падение Икара»падение икара«Лень»лень«Мизантроп»мизантроп«Падение мятежных ангелов»падение мятежных ангеловПриблизительно две трети сохранившихся работ – это изображения деревенского колорита. Их гибель предначертана. Творчество Брейгеля — автора живописных произведений, очень разнообразно по тематике.
Брейгель в ней вспоминает порождённую вечно недоедавшим Средневековьем сказку о Кокани, Шлафландии: изобильной «стране-самобранке», где пища сама приходит к едоку. И это безразличие убивает. Ван Альст бывал в Риме и Константинополе (в 1553 г. напечатан альбом гравюр с его турецких зарисовок) издавал в Нидерландах труды классиков архитектуры Витрувия и С. Серлио за год до смерти был назначен придворным живописцем в Брюсселе. Наибольшую известность, однако, приобрели работы, отображающие «труды и дни» его родного народа.
Интересное прозвище «Мужицкий» имел Питер Брейгель Старший. Охотники несут острые пики и ягдташи. На переднем плане широкая дорога, по которой туда-сюда снуют крестьяне, мужчины и женщины.
Первый биограф художника Карел ван Мандр сообщает, что перед смертью Брейгель просил жену уничтожить некоторые рисунки, так как те были «слишком уж едки и презрительны». Картина «Мизантроп» (Неаполь, Национальный музей Кападимонте) имеет подпись: «Поскольку мир так несправедлив, я ношу траур». По другой версии, «Месяцы» должны были занять четыре стены комнаты, окружив, таким образом, зрителя со всех сторон. В свои последние годы жизни Брейгель сосредоточился на непростой политической ситуации в стране: пришедший к власти герцог Альба, получивший прозвище «Черный», фактически отнял у Филиппа II власть и приказал уничтожить всех еретиков в Нидерландах – итогом стали массовые аресты и казни. Зрителю тоже предоставляется пройти взглядом всю эту многолюдную «страну дураков» – до крошечной вертикали колокольни на горизонте. Очень впечатляет картина «Вавилонская башня».
В картинах Брейгеля-старшего много символизма, намеков, скрытых мыслей. Но в дни правления Альбы, художник, видимо, повторил композицию (1566/67, Вена, Художественно-исторический музей), добавив ряд значимых деталей в группу всадников в доспехах, в глубине картины. Может быть, вот таким образом при жизни его считали «немым». Франк), если крестоносное воинство, по делам своим, неотличимо от «искавших души Младенца». Именно ренессанс Питера Брейгеля Старшего стал вершиной голландской живописи. В первых двух произведениях ощущается явственное следование традициям искусства Босха. Она слышала, что у него лучшие сковородки.
Левее, в окне мансарды, персонаж с подвязанной щекой ссыт на луну (пытается сделать невозможное), хотя рядом с ним висит ночной горшок. Однако Брейгель с самого начала шел своим путем, не поддаваясь моде. Перед нами городские дома и уходящая вдаль длинная прямая улица.
Конечно же, это изображены два частных проявления надежды: рыбак надеется на улов, а тонущий – на спасение жизни связь между этими эпизодами, пользуясь терминами электротехники – параллельная, а не последовательная связь: они соседствуют в гравюре не как две строки в стихотворении, а как две статьи в словаре. Прямо же перед зрителем представители трёх сословий: крестьянин, учёный и рыцарь (сопровождаемый оруженосцем) – отсыпаются на пригорке, под круглым столиком, надетым на cтвол дерева, он образует как бы ось этой «гастрономической планеты». «Мужицкий Брейгель» без лицемерия любил крестьян именно за то, за что многие из горожан его времени презирали и побаивались их – селяне, живущие на земле, вне надёжной ограды городских стен, были неотъемлемой частью Природы, дикой и бессмертной. Другой, запрокинув голову, пьет из большого кувшина. «Триумф смерти» Брейгеля – не только воспоминание о «готическом» искусстве, но и горькая пародия: это зрелище суда и расправы мёртвых над живыми по смыслу куда страшнее всех «Страшных судов» средневековья.
Никто не придет им на помощь. Смысл картины пока располагается на диагонали, которая идет от перевернутой державы через этот «центр» вниз, это есть смысл изображения карнавально перевернутого мира, то, что по замыслу Брейгеля зритель должен был увидеть прежде всего. Цикл этот посвящен временам года: Сумрачный день. Об этом можно только догадываться.
Здесь нет пестроты и дробности предыдущих картин. В большинстве картин 1568 г. Брейгель возвращается к тематике «Нидерландских пословиц», но на новом изобразительном уровне. Вашему вниманию представлена картина Брейгеля, которая называется «Обращение Савла». оценит ли этот поступок маленькая рыбка.
Последние годы его жизни пришлись на тяжелые времена террора и это тоже отразилось в творческих настроениях. Ветки вербы в руках одного из персонажей указывают на вербное воскресенье. Но главная его особенность заключается не в выборе сюжета, а в его трактовке. В картине «Избиение младенцев» Брейгель использует евангельский сюжет, рассказанный апостолом Матфеем, но сюжет этот видоизменяется, остаются только ассоциации.
Итальянский Ренессанс во многом опирался на две взаимосвязанные идеи – гуманизм и гносеологический оптимизм. Это словно дверь без замка, открытая для всех и каждого. Но первые дошедшие до нас картины, датируются уже второй половиной 1550-х годов. Предположительно, так Брейгеля называли из-за отсутствия в творчестве возвышенных мотивов. Ниже два человека прильнули к двери башни – один оком, другой очком: «Любой может видеть сквозь дубовую доску, если в ней есть дыра».
Но намного чаще, пунктирными, «дышащими» штрихами (какими его учили наносить на грунт будущей картины подготовительный рисунок), Брейгель схватывал очертания дальних хребтов извивы рек и дорог плоскости склонов, уже одетых мягким ковром растительности: живой и трепетный лик Земли («Речной пейзаж» (1552, Париж, Лувр) «Пейзаж со св. Из Библии знаем, что перед тем как обратиться в Христианство Павел (настоящее имя которого было Савл) был заклятым врагом и гонителем христиан. Но более известно другое его прозвище – Питер Мужицкий. Иные рисунки исполнены им по памяти, другие – с натуры, «Альпийский пейзаж с рисующим художником» (1553/54, Лондон, Собрание Сайлерн). Эффект разителен.
Таким образом, возникает узнаваемый стиль Брейгеля Старшего, в котором высокое (идеалы Возрождения) и низкое (народное, мужицкое здравомыслие) не столько противопоставляются, сколько пребывают в динамике и взаимном дополнении. Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel) — великий художник прошлого из Нидерландов. Деревню оцепили, спастись негде. Без сомнения, он один из самых загадочных художников и личностей прошлого.
Единственный портрет, который нарисовал этот художник – «Голова крестьянки». Но не будем торопиться. То же видение посетило и Губерта. Сюжет «Падения мятежных ангелов» – обычный зачин Босховых многочастных композиций. Музей Бойманса – ван Беннингена) и «Большая Вавилонская башня» (Вена, Художественно-исторический музей).
Лето» и «Сумрачный день. Мандр предполагает, что художник боялся «серьезных последствий для жены». От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и ярких по цвету полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) Брейгель с середины 60-х гг. Когда родился Иисус Христос, Ирод приказал уничтожить всех младенцев младше 2 лет (соответствовавших возрасту Христа), чтобы сохранить за собой престол. Пейзажный фон играет особую роль и в картине «Разоритель птичьих гнёзд» (Вена, Художественно-исторический музей), восходящей к пословице: «Кто знает, где гнездо – только знает о нём, а кто его берёт – тот его имеет».
Но в какой именно день происходит действие. Здесь, как и в «Охотниках на снегу», композиция построена на резком переходе от укрупнённого первого плана к далевому виду в глубине. Брейгель же, дав этим фигурам пластический облик, наделил их прямо противоположной ролью. На картине «Детские игры» изображена улица, на которой играет огромное количество детей. Жизнь идет своим чередом.
Проходят годы, десятилетия, века, много говорят о ценности человека. Пять лет назад, в 1651 г. издан Левиафан Гоббса, в котором автор упомянул о необходимости сохранения религии как орудия государственной власти для обуздания народа. Рядом с мужчиной – женщина с фонарем. Оттуда, с невысокого обрыва, открывается вид на равнину, заполненную толпой. Кто-то катается на коньках или санках, кто-то тушит пожар на крыше, кто-то носит хворост.
Питер Брейгель Старший отличался универсальностью работ, он писал практически всё. Сцены сезонных работ, в средневековом искусстве – основные эмблемы месяцев (фигурка садовника – апрель, жнеца – август) – у Брейгеля занимают важное, но не первостепенное место. Но и противники тоже не вызывают симпатии художника.
Но среди этих людей нет ни одного взрослого. Брейгель был вхож в дом учителя и даже нянчил его маленькую дочку Марию. Но, тем не менее, Брейгель задержался здесь надолго. В 1563 году женился на дочери наставника Питер Брейгель Старший. Своё победоносное шествие на Олимп художников с мировым именем он начал, как график. Но строительству не видно конца, все выше возводятся стены.
В XIV веке к башмакам кожаными ремнями привязывали деревянные бруски. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. Известен также как Брейгель «Мужицкий«. Лиса и так и этак – съесть ничего не получилось. По преданию, Евстафий был римским военачальником.
«Нидерландские пословицы» Брейгеля имеют прямую связь с сатирическими представлениями народного театра: перед зрителем как бы весь мир, обращённый в сцену. Первое воскресенье поста было, по нидерландским обычаям, днем карнавала, когда на площадях представлялись точно такие шуточные битвы. Подробнее: История семьи Брейгелей весьма печальная. ван Мандер). О наступлении поры спокойной зрелости говорит и эволюция стиля мастера, в котором живописный энциклопедизм явлений мира и пёстрая мозаика композиций сменяется единым, космически стройным образом. Отец умер, когда Питеру Младшему было пять лет, а Яну исполнился всего год.
Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». На спине у мужчины – что-то напоминающее мешок. Среди латников появилась фигура длиннобородого старца в чёрном, явно руководящего расправой. «Танец» весь пронизан разнонаправленным движением, в стихии пляски есть что-то самозабвенное, но и заученно-ритуальное. В эпоху Брейгеля существовало иное отношение к мифу об Икаре.
Здесь представлен весь чудовищный зверинец картин Босха – непривычно (и потому особенно страшно) лишь то, что некоторые из монстров ещё сохраняют часть своего прежнего ангельского обличия. Каждая пора года представляема им как неповторимый облик земли и неба. Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы. Одни на головах, другие на повозке переносят собранный урожай.
Не спасет от неминуемой гибели в пруду. Это «Проповедь Иоанна Крестителя» (1566, Будапешт, Музей изобразительных искусств): Брейгелев вариант «Явления Христа народу». Живя в Антверпене, Брейгель продолжает создавать по памяти горные пейзажи. Именно по этой причине «Падение Икара» невозможно проинтерпретировать сугубо в одном ключе: ни как чисто трагическое произведение, ни напротив, как высмеивание трагического пафоса. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Мы знаем, что этот шар обозначает мир.
Всеобщим истреблением заправляет некий кладбищенский трибунал в белых одеждах (изображён в левой части композиции). Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. Попробуем произнести пословицу, забыв и о рисунке Брейгеля и том, что это пословица: «Большие рыбы пожирают малых». Земные люди, занятые привычным делом, не видят Икара – либо не желают на него смотреть. Все застилает едкий дым.
Наметившееся противоречие между жизнью природы и человеком получает острое трагическое завершение в картине «Слепые» (1568, Неаполь, Музей Каподимонте) изображающей вереницу уродливых слепцов, вослед за поводырем падающих в воду. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. Перед нами не огромный мир с высоты птичьего полета, не просторная улица, но маленький уголок.
И почему Брейгель сделал кошелек красным и придал ему форму сердца. Холод и тепло, земля и небо ведут здесь переменчивую борьбу. До нас дошли лишь его живописные произведения, да пара официальных документов. Примерно к середине 40-х годов XVI ст. Особенно поразили уроженца брабантских (или лимбургских) просторов Альпы с их головокружительными перепадами высот и глубин – большую часть дорожных зарисовок Брейгель посвятил горам. Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель).
Картина «Большой букет из лилий ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» Яна Брейгеля Младшего считается самой большой по размерам работой мастера. В конце февраля или в начале марта длилась веселая масленица, а затем наступал пост. Пока Икар «долетел» до поверхности моря, светило успело завершить свой дневной путь и вот-вот скроется за кромкою воды – вслед за своим незадачливым соперником. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). И «ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает» – как говорит нидерландская пословица, ставшая одним из лейтмотивов брейгелевского творчества.
Питер Брейгель Старший (1525/1530-1569) родился, вероятнее всего, в городе Бреда герцогства Брабант (Breda, Brabant). В середине 1540-х он перебирается в Антверпен и поступает учеником в мастерскую фламандского живописца Питера Кука ван Альста (Pieter Coecke van Aelst). В 1551 г. Брейгель становится свободным мастером в антверпенской гильдии Святого Луки и начинает работать в мастерской гравера и издателя Иеронима Кока (Hieronymus Cock). В 1552 г. художник отправляется в Италию и находится там до 1555 г. Установлено, что в 1553 г. он жил в Риме и сотрудничал со знаменитым миниатюристом Джулио Кловио (Giulio Clovio), который позднее стал покровителем Эль Греко. Именно в Риме в 1553 г. Брейгель создал первую картину» «Пейзаж с Христом и апостолами на Галилейском море» (Landscape with Christ and the Apostles at the Sea of Tiberias). Патинир и его ученики нередко «прятали» фигуры библейских или античных персонажей в картинном пространстве, заставляя зрителя подолгу и с увлечением отыскивать их. Скорее всего, с наставником молодого художника связывали и близкие человеческие отношения. Брейгель работает пером и тушью. Что привело к такому решению, также осталось тайной. Где же Икар и при чем здесь его падение. Теперь виселица просто нелепа и смешна. Казалось, близки времена апостолов, когда живое Слово восторжествовало над буквою закона.
Чтобы убедиться в этом, стоит посмотреть на два его произведения — Крестьянский танец и Крестьянская свадьба (оба — 1568, Вена, Музей истории искусства). На первом плане – коренастые фигуры людей в широких одеждах, обращенные спиною к зрителю. Похожие ощущения возникают, когда смотришь на рисунок Брейгеля Праздник дураков. Как отголосок этих бедствий воспринимается картина Брейгеля «Избиение младенцев в Вифлееме» (1566/67, Вена, Художественно-исторический музей: завершение своеобразной «рождественской трилогии» картин – живописной хроники нидерландского селения. На стороне Масленицы Брейгель поместил две удаляющиеся фигуры.
А эта лампа погасла. Трудно подобрать что-то более далёкое от безыскусной глубины будущих творений Брейгеля, чем изысканно-поверхностные итальянизированные картины ван Альста «Христос на пути в Эммаус» (Частное собрание), «Тайная вечеря» (1531, Брюссель, Королевский музей изобразительных искусств). Общая черта обоих художников, пожалуй, лишь высокий уровень технического исполнения, но это же родовая основа старонидерландской живописи. Свершившуюся трагедию не замечают люди, занятые своим обычным делом. Сейчас, после долгих лет перемещений, утерь и новых открытий, «Месяцы» Брейгеля вызывают немало споров.
Горящая лампа часто связывалась с разумом, освещающим путь человека. Даже солнечный свет в этой картине – из пословицы: «Как бы ловко ни сладили дело – всё выйдет на свет». «Кал воспринимался как существенный момент в жизни тела и земли, в борьбе между жизнью и смертью, он участвовал в живом ощущении человеком своей материальности и телесности, неотрывно связанных с жизнью земли». Именно это и изображено на переднем плане картины. Подобно «Шествию на Голгофу», эта картина, так сказать – трагедия «замедленного действия». На почётном месте, под бумажной короной, висящей на фоне зелёного ковра, восседает невеста – дебелая деревенская красавица с румянцем в пол-лица.
Корнхертом, археологом и нумизматом Х. Гольциусом. Тот момент, когда к Григорию Мелехову приходят «красные»и один из них просто так убивает его собаку. Этот рисунок – не простая иллюстрация пословицы. Солнце печет и люди сгрудились, сидят близко друг к другу, чтобы попасть в тень дерева.
Искусство стало его работой. Большая рыба усмехнется, малая утешится. И все такого рода снижающие жесты и выражения амбивалентны. На некоторых других картинах это вообще невыполнимая задача, настолько все переплетается и «шифруется». Потрясающе многолюдная композиция соединяет в себе целую массу символов и сцен. «Месяцы» были созданы по заказу антверпенского банкира Николаса Йонгелинка, в замечательную коллекцию которого, наряду с произведениями Ф. Флориса и А. Дюрера, к 1565 г. уже входили Брейгелевы «Большая Вавилонская башня» и «Шествие на Голгофу».
Он вместе с друзьями приходит на народные гуляния, крестьянские свадьбы – и наблюдает. Особое внимание в эти годы Брейгель уделяет сюжетам из Священного писания. Вот вид с возвышенности: опушка леса, заполненная массой народа. Повествовательность картин Брейгеля особого рода: могучий пластический талант художника сочетается с его необычайным даром занимательного рассказчика, умеющего ставить свои персонажи в самые разнообразные «игровые» ситуации. Тем самым Питер Брейгель Старший показывает то, насколько мелочно существование человека. 1567 г., Вена, Художественно-исторический музей).
1567 годом датирована его картина «Обращение Савла» (Вена, Художественно-исторический музей). Большое влияние на всё искусство Питера Брейгеля старшего оказал Иероним Босх. В этом равнодушии природы есть и светлая сторона – значит, не весь мир подвластен злой воле царя Ирода и прочих иродов «всех времён и народов». Охотники не пропадают, не растворяются в огромном пейзаже.
Следовательно, название Нидерландские пословицы исторически оправданно. Сын Яна Брейгеля старшего (тоже Ян) и его внуки продолжили семейную традицию. Везде бурлит жизнь. Карел ван Мандер указывает, что Брейгель взял в качестве родового прозвища имя своей родной деревни.
Но Вавилонскую-то башню даже во вселенском пейзаже не упрячешь. Ведь не случайно поговорка Он слишком высоко взлетел звучит осуждающе. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. А рядом на лугу его собирают в стога.
Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха. В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр иллюстрирующий семь смертных грехов. В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель. Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Почти одновременно с Брейгелем страну пословиц описал в своем романе «Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле. Однако были вещи, которые художник принципиально не рисовал по непонятным причинам.
В связи с этим замечательны две фигуры на первом плане картины. Исполненные сейчас рисунки: «Горный пейзаж с речкой, деревней и замком» (1553/60, Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана) «Горный пейзаж, Вальтерсшпург» (1554-1555, Брунсвик (США, Мэн), Художественный музей колледжа Бодуэн) «Альпийский пейзаж» (1554-1555, Кембридж (США, Массачусетс), Художественный музей Фогга, Гарвардский университет) превосходят собственно путевые – возможно, натурные – этюды Брейгеля зрелостью и завершённостью пейзажного образа. На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Что же стало конечной целью его дальней нелёгкой дороги. Ведет эту пару маленький шут в пестрых одеждах.
В верхней части посередине пословица «Кто ест огонь, срет искрами» (затевая опасное дело, не следует удивляться последствиям). Это уходящая к горизонту равнина с мирно бродящим стадом и неустанно вертящейся мельницей, там трудятся простые люди, не привыкшие жаловаться на нелёгкую судьбу: «Всё перемелется – мука будет».
Утешение. Календарь «Роскошного часослова герцога Беррийского» изображает разнообразные виды вполне конкретных мест: лично памятных для заказчика – получается как бы живописное путешествие по прекрасным владениям Иоанна Беррийского и, одновременно, по страницам его биографии. Картины из собрания Константина Мауергауза». Сыновья чтили память отца, копировали его работы, варьировали его темы. Художник изобразил полдень. Дети на картине, вероятно, забавляются зимней голландской "игрой кольв".
Она все сносила, но до той поры, пока не пропала её сковородка. После женитьбы были написаны такие известные картины, как «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе».
Безумному гордецу противопоставлена фигура пахаря. Творчество, приобретающее массовый, популяризированный характер, зачастую очень быстро теряет свою остроту и чувственность. Разорение, массовые казни, бесчинства чужеземной солдатни стали уделом каждого нидерландского города, каждой деревни. Когда она выставлена на показ, то ее все замечают, все видят. Лето (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Но что толку во всех этих подчеркиваниях.
Но это закономерная утрата – все его там искали именно вот таким образом он там и закончился. Вот что, возможно, увидел Брейгель в своем рисунке. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. В ней автор упоминает прозвище художника – Питер-шутник. Первое достоверное упоминание о Питере Брейгеле – запись о его вступлении в антверпенскую гильдию художников в 1551 г. – передаёт прозвище новоиспечённого мастера Питера ещё как Breughel, то есть, «брейгеловский», «уроженец Брейгела». Это было и в собственных интересах художника: ведь при слепом переводе его перьевой манеры в более грубую линию резцовой гравюры получалось нечто прямо нелепое («Вид Тиволи», Prospectus tiburtinus). Недаром-де Брейгель в период назревающей смуты переселяется из бунтарского Антверпена в официозный Брюссель и там пользуется личным покровительством советника наместницы Маргариты Пармской кардинала Антуана Перроне де Гранвелля (Гранвеллы), которого в Нидерландах тогда считали главным виновником испанского гнёта. Какающий человек одновременно мечет карты, выпадает дама, семерка, туз («Дуракам достаются лучшие карты»), хотя, похоже, дурак обсчитался и бросил четвертую карту.
1525— 9 сентября 1569, Брюссель) известный также под прозвищем «Мужицкий»— нидерландский художник и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Еще ниже из очка сортира торчат две задницы: «Они срут в одну дырку» (неразлучные друзья). К сожалению, об этом не суждено было узнать даже самому Брейгелю. Зритель же «Месяцев» – тот счастливец, которому дано было обозреть все картины цикла, собранные в одном месте – вряд ли чувствовал себя путешественником.
Брейгель как бы противопоставил взыскательному глазу зрителя «глядящее» из глубины картины солнечное око. Даже точная дата рождения знаменитого нидерландского живописца неизвестна. Осуждение большой рыбы, помимо своей очевидной бессмысленности, еще и аморально (двойные стандарты).
За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушащего прохожего. Работа «Охотники» показывает, как предполагается, декабрь или январь. Проходит еще несколько лет и в искусстве Брейгеля вновь происходят серьезные изменения. На этот раз художник обращается не к городской, а к сельской жизни, быту и трудам крестьян ибо именно их существование органичнее «вписывается» в годовой природный цикл. Карнавал не только дает право на глупость и безумие, но и требует взглянуть на мир «дурацкими» глазами, нуждается – один раз в году – в шутовстве и дурачестве. Снег недавно выпал: ноги охотников проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы.
Может быть, в образе монаха Брейгель показал лицемера, его показную набожность. Он писал замечательные картины, но никогда не писал статьи, не переписывался с друзьями. В следующей картине, «Битва Поста и Масленицы» (1559, Вена, Художественно-исторический музей), ряженые участники шутовского поединка, устраиваемого в Нидерландах XVI в. в дни проводов зимы спускаются с балаганных подмостков, в толпу своих зрителей. Кстати, приставка «старший» появилась, дабы дифференцировать художника от его сына с таким же именем (который, к тому же, пошел по стопам отца и тоже стал художником). На первом плане группа крестьян расположилась со своей скромной трапезой.