Картина Луна Над Днепром
«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать.
Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. Оказалось, что это был Великий князь Константин Константинович Романов, который и приобрел картину для своей коллекции.
11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. На картине изображена летняя ночь. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей.
Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Вместо фамилий у них были прозвища. Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Русской педагог не знал.
«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи
Всё я сидел, смотрел и думал. Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались. Что это такое. Я видел перед собой изображение широкой реки полный месяц освещает её на далёкое расстояние, вёрст на тридцать.
Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось.
Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Но офицер ответил: «Хорошо.
Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта.
Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Заговорили о возрождении романтизма. Но получилось это так по-христиански, столь явно в картинах присутствие инобытия, что эта печаль не гнетёт, а возвышает. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. Эти люди не выносили масок. Искусствовед Владимир Андреев подробно объясняет, в чём, по его мнению, состоит ошибочность подобного домысла.
Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Куинджи окрестили «Чародеем света». Колористические приемы художника стали для современников откровением. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени».
Академия помогала в этом немногим избранным. Это усиливало эффект лунного сияния. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Начиналось всё нехорошо. Куинджи умел побеждать. В этот момент, на пороге и наступила смерть. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина». Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель.
Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Персональная выставка из одной картины (причём, картины сравнительно небольшого размера) – событие необычное для того времени. Через год был возвращён обратно. 105 144 см. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины.
Описание картины «Лунная ночь на Днепре»
Этакий молодец — прелесть». Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». В октябре — ноябре того же года «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают».
Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 1882, поступил из коллекции Гучкова) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е). Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Улица (Большая Морская) была запружена народом, люди готовы были отстоять несколько часов в очереди, чтобы насладиться этим незаурядным творением.
Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. К несчастью из-за красок, которые оказались химически несовместимы и не выдержали испытания временем, некоторые полотна Архипа Ивановича, можно сказать, умерли. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного». Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом».
Свой поступок объяснял так: «. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось.
Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Это была первая в России выставка одной картины.
В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. В совершенной темноте на картину также был направлен электрический луч.
Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна. Что это такое. Картина или действительность. ».
В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. Ж-4191).
Мистическая слава картины Лунная ночь на Днепре
Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. 2. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.
По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё». Линия горизонта сильно опущена вниз, за счёт чего большую площадь картины занимает небо. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург.
Менделеев, Я. П. Полонский, И. Н. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков.
Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях. Архип Иванович продаёт дом ради того, чтобы отвезти учеников в Европу, познакомить с новейшими достижениями мировой живописи. 10. Вот картина «Осенняя распутица» : свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года).
«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи
Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Оставляю за собой». При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы.
Напомним: Архип Иванович дружил с Менделеевым и часто бывал в его лаборатории. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом.
Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени. «Лунная ночь на Днепре» — пейзаж русского художника Архипа Куинджи (1842—1910), написанный в 1880 году. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер».
В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81. Купец Терещенко заплатил за полотно семь тысяч рублей – вдесятеро больше, чем принято было платить лучшим из художников.
20 картин с медовой полной Луной
Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было.
От влажности, морской воды, смены температур картина действительно потемнела. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре».
От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода. Правда известно, что эксперименты все-таки были. Это стала первая в России выставка одной картины. Но её не было.
О невероятном эффекте картины ходили легенды. Ближний план, для которого не требуется создание иллюзии пространства, художник пишет эскизно избегая лессировок, нанося лишь тонкий красочный слой, а кое-где и вовсе оставляя подмалёвок незакрашенным. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской.
Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре
Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие». У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен.
В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам». Когда посетитель повторил свой вопрос, художник назвал очень большую, фантастическую по тем временам цену — пять тысяч рублей — и с удивлением услышал в ответ: «Хорошо. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский. 8.
Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года.
вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Народ ступал в сумеречный зал и замирал, потрясённый холодным сиянием лунного блеска. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей.
«Да зачем вам. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года).
Но успех оказался много выше предполагаемого отклика, выставка стала громкой сенсацией. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. Очередь длинной вереницей стояла на лестнице, ведущей в зал Общества поощрения художеств на Большой Морской, а далее продолжалась на улице. Первые две попытки оказались неудачными. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина.
История создания картины «Лунная ночь на Днепре»
О том, что произошло, говорили разное. Благодаря лунному сиянию на ближнем берегу реки видны невысокие хаты с мерцающими окнами, ведущие к реке тропинки, а также силуэт ветряной мельницы5. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74.
По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Однако это не совсем верно. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался. Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность».
По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре». По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать». Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства.
После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре». Оставляю за собой». По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг». А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5.
Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием.
Описание настроения картины Лунная ночь на Днепре
Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи, крупнейшим творческим достижением художника и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы. Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха». И ждала.
- История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
- Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
- Трагическая судьба Лунной ночи на Днепре
- Картина Куинджи Лунная ночь на Днепре
- Самое интересное в виде мозаики
- Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- Коллекция Государственного Русского музея
Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море». Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152.
Ее главным действующим лицом был наполненный поэзией лунный свет. Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора.
В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины.
- Описание Картины Куинджи Лунная ночь
- Первая экспозиция и всеобщее признание
- Необъяснимый эффект присутствия
- Картина «Лунная ночь на днепре» в Третьяковской галерее
- Картина «Лунная ночь на Днепре»
В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. Слухов про его таинственные методы и секреты красок было много еще при жизни живописца.
Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. Крамской предлагал составить специальный «протокол», в котором было бы зафиксировано ошеломляющее воздействие на зрителей картин Куинджи в их первоначальном состоянии. Отсутствие его произведений было отмечено публикой. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21.
По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. Армян отправили на Дон. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин.
- Восхищение и безоговорочное признание
- Под властью Вечного и Божественного
Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна.
Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Ярким светом луны оттенены глубины синевы. С Куинджи поехали 12 человек. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. В августе того же года Константин Константинович побывал на Афоне, а в самом начале 1882 года, будучи в Египте, тяжело заболел воспалением лёгких и лечился сначала на Сицилии, а потом у сестры Ольги Константиновны в Афинах. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу».
Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Тургенев писал, что французов оно потрясло. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли».
Разумеется, за холстом лампы не было: таинственное сияние исходило от самой картины. Я испытывал такое ощущение, выходя на возвышенный холм, откуда видна величественная река, освещённая луной. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи.
В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом». Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину.
По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). Картина или действительность. А вскоре картина была выставлена в Петербурге в зале Общества поощрения художников. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. По небу плывёт прозрачная дымка облаков.
Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь.
Ведь всё равно не купите: она дорогая». Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным».
Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, "достоявшиеся" до картины. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76.
По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Мощный и непоколебимый Днепр был тих и спокоен. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. Сидел я, поворачиваясь в разные стороны, вставал, опять садился и всё смотрел, смотрел И думал: вот здесь надо поднять.
В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. В первый год обучения он редко делал замечания, просто наблюдал, осторожно пытаясь понять, к чему лежит душа ученика. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна.
Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Эффект был ошеломительный.
Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых.
В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей3335. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. Существует три картины Архипа Ивановича Куинджи с таким же названием.
Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины». «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Но зрители хлынули бесконечным потоком. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты.
«Лунная ночь на Днепре» находилась на стене одна. Его успели удержать. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. И с этими задачами он справился блестяще. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых.
Болезнь сердца сопровождалась удушьем. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений. Хозяевам нравилось. Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Вы, вероятно, уже слышали. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена в Петербурге.
Однако со многими художниками-передвижниками у Архипа Ивановича остались дружеские отношения. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке.
Он любил его и не знал, как будет обходиться без своей крыши, найдут ли его птицы в новом жилище. Искусствоведы, признают, что «Куинджи открывает цветность воздуха изучает слабо пульсирующую вибрацию воздушных струй, преодолевает свою же тональную систему живописи». В 1880 году Куинджи изумил Санкт-Петербург уникальной выставкой одной картины «Лунная ночь на Днепре».
Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Серебристо-зеленый лунный диск по-прежнему охранял спящие берега. В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь.
Он совсем не ожидал, что тот согласится. Греков – на другую сторону Азова. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию».
По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный.
Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Каждое воскресенье на два часа Куинджи открывал двери своей мастерской, чтобы все желающие смогли увидеть полотно, которое ещё не было закончено. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком».
Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». По вечерам начиналось веселье. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33.
Длинные очереди выстраивались на улице и люди часами ждали, чтобы увидеть картину. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности».
Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Картина или действительность. ». За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно.
Краска потрескалась и поблекла. Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки. Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист.
Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. Куинджи захотел его сопровождать. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу.
Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Применяя в картине дополнительные цвета, усиливающие друг друга, художник добивается невероятного эффекта иллюзии лунного цвета. В октябре — ноябре 1880 года в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве». Город погружён в сладкую дремоту.
Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Публика заходила и с трудом сдерживая чувства, не могла понять, как написанная маслом луна, может так правдоподобно сиять, а ее отражение на воде – «соперничать» с настоящим. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие.
У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Набивалось до 200 человек. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д. И. Менделеевым и др. ). Событие стало настоящей сенсацией.
На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». Вот таким образом на картине прекрасно читается передний план: хатки, мельница извивы реки, узкие тропинки, залитые мерцающим, таинственным светом луны Мистерия продолжается Не случайно Репин говорил: «Иллюзия света была его богом и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».
В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». О судьбе жены Куинджи известно не так много. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи.
Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Этакий молодец — прелесть»42. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади».
Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции». Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было».
Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине» : «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах.
Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. Ведь всё равно не купите: она дорогая». Просто дьявольщина какая-то».
Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью. В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. Просто дьявольщина какая-то»15. Оставляю за собой».
В статье, посвящённой картине Куинджи, Менделеев также обсуждал более общий вопрос о связи между достижениями в области пейзажной живописи и прогрессом в естествознании75. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Чтобы создать иллюзию глубины, Куинджи воспользовался тем, что более тёплые тона кажутся приближенными к глазу зрителя, а более холодные — отдалёнными от него. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски.
Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Конечно, сырость, ветер и воздух, пропитанный солью, негативно сказались на состоянии холста. Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре» настолько впечатлила зрителей, что желающие посмотреть на «диковинку» выстраивались в очередь, а по дороге к выставке образовалась пробка из карет и пролёток.
4. Скромный по размеру пейзаж.
Петербург не мог разгадать загадку картины, секрет которой был конечно не в спрятанных фонариках, а в таланте и мастерстве художника. Размер — 105 146см1 (по другим данным, 105 144см234). По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись.
Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Так продолжалось восемь лет. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом».
Но Романов просил оставить картину за ним. Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра.
Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует».
Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь».
Вы, вероятно, уже слышали. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов». Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва.
Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Днепр. Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи.
Обошлось это в сто тысяч рублей. В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ). По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное». Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. В 1880 году, после завершения работы на картиной, Архип Куинджи организовал выставку, причём данная картина была единственным экспонатом данной выставки. Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении. В ответ на требования Ярошенко порвать с Академией Архип Иванович сказал, что это невозможно, там молодёжь, там его ученики.
В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54. Впечатление пространственности усилено сопоставлением холодного серебристо-зелёного цвета и более тёплых тёмно-бурых тонов.
Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом. Открыл входную дверь. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. В просвет, образовавшийся между облаками, светит полная луна, свет которой отражается на водной поверхности. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoинв.
Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им».
Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща». Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский». Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге.
Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу. В двадцать с небольшим он отправился в путь.
В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Никто не мог понять, что происходит. Отмечается, что некоторые зрители, не веря своим газам, заглядывали за картину, чтобы убедиться, что там нет лампы, которая создаёт настолько правдоподобный свет. Посетители входили в полутемный зал и, как зачарованные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок.
Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг». С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Нет, понимаю.
Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Картина не потеряла своего очарования и по сей день, хотя цветовая гамма ее значительно потемнела. Сравните работы двух его учеников – первого живописца русской Арктики Александра Борисова и Николая Рериха.
15129). Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6.
После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое».
У Крамского Христос – человек, пытающийся понять, в чём смысл жизни, победить свою земную природу. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года). А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. 15129).
Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. На 8-й выставке передвижников, открывшейся в Санкт-Петербурге в марте 1880 года, а в мае переехавшей в Москву, работ Куинджи представлено не было. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской.
Чтобы создать иллюзию глубины, Куинджи воспользовался тем, что более тёплые тона кажутся приближенными к глазу зрителя, а более холодные — отдалёнными от него. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. Дмитрий Иванович как средневековый алхимик искал в красках «душу» света, подобно тому, как Паганини искал в музыке «душу» звука. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года.
Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров». Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. Как-то он подарил Академии художеств 100 000 рублей, которые пошли на учреждение 24 ежегодных премий, присуждавшихся молодым живописцам.
Он волновался: «Долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. ». Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Крамской, П. П. Чистяков. И было лишь началом.
На картине изображена летняя ночь. – «Хорошо, я её оставляю за собой». А секрет был в мастерском умении Куинджи играть на контрастах и постоянных экспериментах с цветопередачей. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло.
По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои». После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины».
Всё своё состояние мастер решил истратить на создание Общества художников, откуда никого не изгоняют, где ты можешь исповедовать любые взгляды всё, что требуется от тебя, – любить и трудиться. Луна. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Это есть выражение моих личных мыслей».
Мерцание реки, которая под лунным светом переливается легким зеленоватым оттенком, передано автором очень точно. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. – «Тысяч пять». Тургенев рассчитывал на здравомыслие князя и мечтал выставить «Лунную ночь» в галерее Зедельмейера, где для неё были бы созданы надлежащие условия хранения. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Размер — 105 146см (по другим данным, 105 144см).
Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих. художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш.
В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». На этом заканчивается его юность. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37.
Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь. Но решение было принято. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. Но далее началось сплошное расстройство.
Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту. А разве не так нас учит Господь.
Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице.