Картина Менины Веласкеса

В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»).

Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок.

Картина Диего Веласкеса Менины: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Многообразие поднимаемых проблем, которые зритель решает сам для себя, – главное качество, которым обладает картина «Менины» Веласкеса и Пикассо. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. «менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году.

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи.

Нужно внимательно всмотреться в их соотношения. Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков). Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.

Это Веласкес. В «Венере с зеркалом» (ок. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины.

Внимательный и открытый для восприятия зритель увидит, как Пикассо дополняет и изменяет изначальное содержание. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.

Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. Картина оказывается местом скрещения двух сфер. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины».

По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Быть может, то, что вижу, — сон. Может быть, мотив зеркала был навеян Веласкесом нидерандцами, которые очень ценились в Испании. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст.

Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Однако это положение требует оговорок и поправок.

И творчество побеждает. Верхняя свободна, более воздушна и легка. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто.

Какие тайны скрывает 
самая известная 
картина Диего Веласкеса

Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»

Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. Попытка толкования картины Веласкеса как чистой мифологии с тенденцией прославления искусства, так же мало убедительна, как и обратная попытка толковать ее как чисто документальный жанровый, трудовой мотив с социально-демократической тенденцией в духе Курбе или Милле. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид.

Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я». В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. На пути к зрителю, к истинному пониманию возникает призрачное отражение в зеркале – короли как высшая социальная инстанция, отнюдь не являющаяся высшей в собственно духовном смысле.

Загадки картины 
Веласкеса Менины 
1656

Загадки картины Веласкеса Менины 1656

Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних». Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.

Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. Инфанта являемся функцией короля. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской.

Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Но здесь возникают новые вопросы.

Менины (картина, 
Веласкес, 1656)

Менины (картина, Веласкес, 1656)

После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Ему 57 лет.

Короля и королевы не видно. Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта.

Менины (картина 
Веласкеса, 1656)

Менины (картина Веласкеса, 1656)

управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины».

Нац. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто.

Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты.

Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Свита и менины обусловлены маленькой инфантой. Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства.

Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Каждая обладает своей правомерностью.

Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными. У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине.

О композиции картины 
Менины Веласкеса

О композиции картины Менины Веласкеса

Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе. Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Оба произведения выполнены в разных манерах. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным.

Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».

Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи. В «Менинах» — это гофмаршал и карлики. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно.

На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах». С точки зрения каждой меняется значение целого.

И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Но можно утверждать, что всякий, кто непредвзятым взглядом воспринимает картину, безотчетно чувствует гармонию ее пропорций.

Верхняя свободна, более воздушна и легка. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции.

Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения. Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.

«Менины» Веласкеса: 
картина о картине

«Менины» Веласкеса: картина о картине

" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства.

Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. На основе находок гения прошлого ведущий авангардист XX века создаёт мир, построенный на материях, слишком зависимых от его подсознания. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами.

Но даже королевская чета не абсолютна.

Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса.

Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Разумеется, нет.

Итак, время действия – 1656 год. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Это сцены из жизни простых людей.

Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола.

Она вызвала на состязание Афину. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.

«Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».

Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре». По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. На это указывает отражение в зеркале.

Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. Инфанта, напротив, ярко освещена.

Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.

На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик. Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине. Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието.

Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся.

Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. В портретах Ренессанса идеальный героизированный человек, несмотря на напряжение воли, выступает обычно как обособленная личность.

Скорее всего это портрет королевской четы. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Действующих лиц мы можем перечислить поименно.

Нижняя половина картины занята фигурами. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время.

Малоизвестные факты 
о картине Диего 
Веласкеса «Менины»

Малоизвестные факты о картине Диего Веласкеса «Менины»

Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.

Но, правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных.

Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию.

Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. И все-таки у Тициана самое главное — это реальные тела богини и амура, зеркало не прибавляет ничего существенного к изображению в картине. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6.

Эти истолкования, однако, не противоречат друг другу, каждое соответствует определенному изобразительно-смысловому плану произведения. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту.

В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Его фрейлины могут содержать мотивы злобы и агрессии, гофмаршал предстает то зловещим черным силуэтом, то символом христианского страдания. Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». Правильные прямоугольники картин и окон напоминают ковры «Тайной вечери» Леонардо. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. Откинув тяжелую гардину, он заглядывает в дверь и поток солнечных лучей льется в полутемную залу.

Со временем бытовые элементы соединились на полотнах с библейскими притчами – мифологическое и жизненное слились. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес.

Изопарафраз картины 
«Менины» Веласкеса

Изопарафраз картины «Менины» Веласкеса

Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство».

Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Но смотрит и художник. Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55.

В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа». Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. А почему в мастерской находится инфанта. Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней. В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Но не это главное в полотне.

Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»

Правда, установить эту закономерность можно только путем измерений, которых не обязан производить каждый зритель. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская.

Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Картина «Менины» явным образом построена. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева

Загадка самой известной картины Кустодиева

В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Вся картина построена на парных противопоставлениях. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36.

– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес.

  1. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  2. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  3. 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
  4. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  5. Невообразимый эксперимент Веласкеса
  6. Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»

Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. Загадка заключается в другом.

Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». Однако это положение требует оговорок и поправок. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.

  • Самое интересное в виде мозаики
  • ИНФАНТА (Менины Веласкеса и Пикассо)
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Сравнение изобразительных средств
  • «Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение
  • «Мы не зрители, мы участники действия»

«Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов.

В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная.

Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. светотенью, красками. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.

  • Укротительница Маргарита Назарова и тигр Пурш на палубе
  • Картина-убийца: мистическая загадка автопортрета Ван Гога
  • Правда и вымысел о Пабло Пикассо
  • Замысловатые миры австралийского художника Чарльза Блэкмена

Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. А с другой – сам бросает вызов богам. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве. В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном.

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера. Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части. Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»).

Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне. Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен». О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя. Инфанта служит центром внимания всех персонажей и занимает центральное положение в картине.

Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. светотенью, красками.

Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо. В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место.

Лондон. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.

Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой. Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем.

Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Картина переносит нас в пространство измеримое, в царство золотого сечения. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным.

Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Все случайное и непреднамеренное, весь закулисный беспорядок облекается в «Менинах» в стройный образ, в ясную архитектурную оправу, от которой веет классическим холодом «Афинской школы» Рафаэля. Но, может быть, это «Менины». Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены.

В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости. Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта. В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. В изображении самого себя за писанием картины с фигурами в человеческий рост Лагрене почти коснулся темы Веласкеса, но по существу оказался отнес очень далек.

Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. Все зависит от точки зрения. Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором».

В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы. Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами». Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51.

Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Например, зашифрованный автопортрет самого художника. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.

Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты.

Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.

В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов. Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Не забыты любимые забавы испанского двора: карлик-шут Николасито Пертусато толкает ногой дремлющую собаку, а рядом с ним стоит карлица Мария Барбола.

По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине.

Юный Вакх противопоставлен собравшимся вокруг него крестьянам и пастухам не только тем, что он выделяется белизной тела и образует вершину уравновешенной пирамиды, составленной из двух склоненных перед ним фигур. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Это была находка художника, при помощи которой он мог правдиво выразить то представление о жизни, которое было для него правдой. За пределами холста или внутри него.

Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом. Портреты подраставших детей рассылались родственникам короля бывшие императорские собрания Венского музея насчитывают их несколько экземпляров.

Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства.