Картина Напольный Гетман Автор
Портрет напольного гетмана, Иван Никитич Никитин
Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой. Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка.
Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец. Можно предположить, что это определение перешло в название. Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого.
Описание картины «Портрет напольного гетмана»
Исполненная величественной сдержанности поза и парадное облачение — коричневый камзол с золотым позументом, Андреевский орден и польский орден Белого орла, роскошный парик — придают портрету особую торжественность. Природный ум и заботливость ясно запечатлены в его лице. В 1716-20 гг. Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. На портрете неизвестного предстает почти трагический образ, находящегося наедине с собой, думающего горькие думы человека.
В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью. На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». Портрет напольного гетмана (достоверно не известно, кто изображен на картине) отличается небывалым для русской живописи того времени реализмом и психологизмом, глубиной погружения в модель. Его запавшие глаза с покрасневшими веками напряженно всматриваются не вдаль, а вглубь себя.
Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца. Как только на престол вступила в ноябре 1741 года Елизавета Петровна, она сразу же велела отыскать любимого художника своего великого отца и возвратить его. Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда.
Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход. Исследователями высказывалось предположение о том, что на портрете представлен литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге.
Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»). Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Каравак работал преимущественно портретистом. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926).
Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником.
Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой.
Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером. Почтовая марка СССР из серии «Русская живопись XVIII – начала XIX веков». Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу.
Портрет написан незадолго до её смерти. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Безусловная идентификация изображенного затруднительна. Брови нахмурены, волосы небрежно откинуты надо лбом, седые усы свисают по сторонам большого плотно сжатого рта.
НИКИТИН Иван – Портрет напольного гетмана
Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). Благодаря его уму, расчетливости, ловкости, Головкин сумел в продолжении своей деятельности заключить 72 трактата с правительствами разных стран. Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716).
Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней.
Описание картины Ивана Никитина «Портрет напольного гетмана»
В 1716 году Пётр послал Никитина и его брата Романа, тоже художника, с группой других молодых людей учиться за границу. Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Иван и Роман оказались в Тобольске. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. После возвращения становится придворным художником.
Но все ли выяснено. Сергей Григорьевич Строганов заказал впоследствии архитектору Франческо Бартоломео Растрелли постройку дворца на Невском проспекте, который сейчас является одним из филиалов Русского музея. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох.
- Сборник идеальных эссе по обществознанию
- Картины – Третьяковская галерея – фото
- Иван Никитич Никитин (около 1788 – 1741)
- Иван Никитин: жизнь и творчество художника
В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком. После этого, в 1737 году, был бит кнутом и сослан в Сибирь вместе с братом Романом, тоже художником. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Лёгкой походкой он проходит мимо нас, откинув голову и слегка улыбаясь светской непринуждённой улыбкой. Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» – автопортрет Ивана Никитина. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое».
Они могут даже превосходить их. Проходит много лет. Можно только предполагать. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку.
- Коллекция Государственного Русского музея
- Никитин – Напольный Гетман – Государственный русский музей
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера». Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. Ему было тогда двадцать пять лет.
В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам». Пётр очень любил сестру.
Это замечательное полотно заставляет оценить не только аилу образного выражения в произведении Никитина, но и целеустремленность его живописных приемов. На марке изображена репродукция картины Ивана Никитича Никитина (1860-е – 1742) «Портрет напольного гетмана» (1720-е, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Редчайшая случайность позволила ответить на этот вопрос.
Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья. Никитин является основоположником русской портретной живописной школы XVIII века, его авторству также принадлежат портреты канцлера Головкина, Петра Первого, царевны Натальи Алексеевны. Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е).
Лицо царя смуглое и моложавое. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник.
Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия.
Как сообщается в каталоге живописи XVIII века Русского музея, Иван Никитин приехал в Петербург в 1711 году. И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра.
Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). Художнику предстояло ещё многому научиться.
Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. Подобное противоречие наталкивало на мысль, что речь идет не о портрете, а о модели.
Но портрет напольного гетмана стоит выше многих прославленных произведений своей мужественной силой, кажущейся безыскусственной непосредственностью и ощущением горячего трепета самой действительности. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876).
Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно. Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»).
Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Заказывала же Екатерина в те годы портрет просто певчего Конона Карпова. Это канцлер, сподвижник Петра I. В образе Головкина ясно выражено представление о человеке той эпохи. Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем. Грабарь широко использует эту переписку. Никитин любил царя.
Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником. Молодой человек недавно возвратился из-за границы. Императрица Екатерина II распорядилась предоставить портрет кисти Каравака скульптору на время создания памятника. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. И. Н. Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра.
Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера.