Картина Питера Брейгеля Старшего Вавилонская Башня

Картина Питера Брейгеля-Старшего «Вавилонская башня» не единственная в своем роде. Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля Старшего, стала одним из самых ярких и запоминающихся образов за всю историю изобразительных искусств.

История одного шедевра: «Вавилонская башня» Брейгеля-старшего

Вторая выполнена в меньшем размере и потому названа Малой. Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду – дань происхождению притчи. Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать».

Обычно именно водными путями, пишут Р. -М. Обращенная к морю сторона не достроена даже до третьего этажа. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Людей уже не объединяла одна церковь: католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили вперемешку.

В Европе подданный обычно опускался перед сюзереном лишь на одно колено. Характерно, что в картине, написанной на тот же сюжет ранее («Малая Вавилонская башня» Роттердам), башня абсолютно подавляла человеческое начало. цию своей Башни, больше ориентировался на Римский Колизей. Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж.

Картина Вавилонская 
башня Питера Брейгеля

Картина Вавилонская башня Питера Брейгеля

3. Нам кажется, что Брейгель в своих картинах умело объединяет многие из этих идей. Так образовалось «поликультурное» общество, где особенно ощущалась потребность в общении, прежде всего на религиозной почве. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Натолкнуть его на идею создания подобного рода архитектуры могли и гравюры римских руин антверпенских художников и издателя Иеронима Кока, который выпускал их в своем издательстве «Aux Quatre Vents».

«Вавилонская башня» – одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков. Вспомним библейское сказание.

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». А на заоблачной вершине царит полный хаос. Брейгель показывает развитие строительной техники в композиции своей картины по диагонали. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт.

Маленькие рабочие, которые трудятся на постройке, больше похожи на муравьёв, которые вознамерились построить самый большой в мире муравейник и не для того, чтобы в нём жить, а для того, чтобы потешить собственную гордыню и показать своё исключительное превосходство. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио. По их мнению, несколько хижин, размещенных на пандусе идущем по спирали к вершине Башни, отвечают требованию крупномасштабного строительства того времени, когда каждая гильдия или строительная бригада обзаводилась собственной «времянкой» на строительной площадке. Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве. Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами.

На венской и роттердамской картинах Брейгель дает свое монументальное видение архитектуры. Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш – небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами). О скрытом антииспанском подтексте в работах Брейгеля пишет Ю. А. Тарасов7.

Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Как тут не вспомнить библейский сюжет. Этим ограничением в данном случае стали природа и время, а не спустившийся с неба Бог и ангелы, как было принято изображать раньше, до Брейгеля. Внимание полностью концентрируется на архитектуре.

Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация.

Картина очень реалистична и повествовательна. По его мнению, слова (Бытие XI : 8) Священного писания в условиях, когда именно в Библии черпали подтверждение правоты своего дела борцы за свободу Нидерландов, попали на благодатную почву.

Картина Вавилонская 
башня: описание

Картина Вавилонская башня: описание

При этом, преувеличивая его достоинства, Брейгель мог видеть Колизей своими глазами. «Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению. Судя по картине, такой «забор» не менее 3 – 5 метров высоту, может и больше. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. «Вавилонская башня» – знаменитая картина художника Питера Брейгеля.

С помощью деревянных колотушек и зубил рабочие обрабатывают каменные блоки. При изучении картины было выяснено, что за основу Вавилонской башни Брейгель взял Колизей в Риме, который он видел во время одной из своих поездок. 4. К середине XVI в. назревал конфликт между Испанией и Нидерландами.

Питер Брейгель Старший 
"Вавилонская башня": 
описание картины

Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня": описание картины

В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. Эта находка выгодно отличает его работу от других. Да и даже не одна. Брейгель показывает не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку. 1. Однако после 1500 г. ситуация резко изменилась. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков.

Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня. Есть лишь единственный намек в картине Питера Брейгеля на восточное происхождение царя. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале. ), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио.

Ту, что представлена здесь, называют Большой Вавилонской башней. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Второй вариант почти вдвое меньше первого. По мнению Марины Аграновской искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. » Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены или уже рушатся, а само здание кренится. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов.

Та часть Башни, которая обращена к городу, кажется, построена лучше всего. Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Первая часть – это город и чистая освещенная часть башни. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Чуть левее – более мощный.

Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам. Во время итальянского путешествия Брейгель некоторое время работал у Джулио Кловио в Риме. Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло).

«Вавилонская башня» 
картина Питера Брейгеля 
Старшего

«Вавилонская башня» картина Питера Брейгеля Старшего

Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. Различное членение дугообразных арок и окон вносит разнообразие в архитектуру Башни. В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов.

«Вавилонская башня» — одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). При этом из девяти этажей многие еще не достроены. Башня делит средний и дальний планы картины на две части. Но есть ли такая единая истина – и единая история.

Вторая половина – это недостроенная часть, граничащая с портом. Однако после 1500 года ситуа ция изменилась. Это замечают Р. -М.

Описание картины «Вавилонская башня»

Однако в 1556 году Карл отрекся и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу). Эта стена своим чистым «фасадом» закрывает от жителей города безнадежно плачевное положение дел на другом конце Башни. Несмотря на то, что верхние этажи уже касаются неба и, кажется, можно уже остановить строительство, но работы вовсе не собираются завершать. Отождествляя испанцев с потомками Хама, проклятых Ноем, зритель картины Брейгеля видел тщету усилий по созданию испанской мировой державы ибо эти усилия шли вразрез с божественным провидением. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен. себе все достоинства первого и второго: он имеет стрелу и приводится в движение силою ног.

Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло). Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. В ее композиции отсутствует на переднем плане группа во главе с царем Нимродом. К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.

Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы. На картине можно увидеть каменщиков, которые вытесывают ровные блоки для строительства, грузчиков, которые возводят эти самые блоки на носилках. Пропорции Башен, пейзажа и людей несоразмеримы между собой.

Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. и Р. Хаген, доставляли в Антверпен кирпич и камень.

Вавилонская башня, 
Питер Брейгель Старший, 
1563

Вавилонская башня, Питер Брейгель Старший, 1563

Подобным же образом в композиции картины «Пляска под виселецей» художник использует воображаемую диагональ для раскрытия программной мысли13. По мнению Р. -М. И Ясперс создает нежданную дефиницию: «мыслящий человек сам находился в развитии, которое и есть история» – эта искомая цельность тоже миф, смысл в процессе, так происходит и неизбежное «преодоление истории», она не принадлежит к совершенному – к безусловным вещам. Выше, на третьем этаже изображен тяжелогрузный кран – гигант, сочетающий в. К королевским регалиям относится и скипетр в правой руке.

Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями. С первого взгляда оценить масштаб города – невозможно. «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». иностранцев, к которым относились с подозрением. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми.

«Вавилонская башня» 
Брейгеля Старшего: 
Скрытые символы

«Вавилонская башня» Брейгеля Старшего: Скрытые символы и политическая сатира, зашифрованные в библейском сюжете

На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Люди находят смысл в искании единства исторического процесса, нужно преодоление той «разнообразной жизни», которая не могла быть приведена к единой истине и морали, единая история, цельный процесс. Многозначность аллегорического языка не позволяет однозначно растолковать тот или иной сюжет. В этом городе-«базаре» с крупнейшим морским портом проживало около 1 тыс.

Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу. Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. У подножия башни расположился город с оживлённым портом.

Картина «Вавилонская 
башня» — Питер Брейгель 
Старший, Вена

Картина «Вавилонская башня» — Питер Брейгель Старший, Вена

и Р. Хаген8 – на переднем плане царь Нимрод производит осмотр работы каменщиков, один из них пал на колени перед монархом. Усеченный конус Башни высоко поднимается над горизонтом, загораживая солнечный свет, который ярко вырисовывает ее силуэт. Напротив, другие в гигантской Башне видят утопические черты некоего идеального города.

Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме.

Художник дал ключ к подобной расшифровке сюжета (Венская картина), 39перенеся место действия из долины Сеннаарской на побережье Северного моря и нарядив в испанский костюм главного строителя Вавилона Нимрода, который, по Библии, «начал быть силен на земле» (Бытие X : 10). Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Представляется интересным, что, судя по некоторым деталям изображенного, Брейгель видит причины неудачи, постигшей столь «масштабный проект», не столько во внезапно возникших сверхъестественным образом языковых барьерах, сколько в ошибках, допущенных в процессе строительства. Интересно отметить, что фоновый пейзаж с рекой и лодками мало напоминает древнюю Месопотамию, где, согласно первоисточнику, строилась башня. Ритмично по спирали закручивающаяся рампа слегка отклоняется от линии горизонта.

Но нет гармонии и в самой башне. После отречения Карла V, сторонника умеренной эксплуатации Нидерландов, эти провинции достались в наследство Филиппу II, который узкой «испанской политикой» восстановил против себя Нидерланды6. В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене. То там, то здесь появляются новые заплатки и свежие кирпичные вставки. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней.

Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Строители тратят много сил на поддержание здания-гиганта, но его разрушает время. Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве.

Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки людей, в результате чего они перестали понимать друг друга и строительство не могло продолжаться дальше. Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню – ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. Но нет гармонии и в самой башне.

Ведите познание от химии и истории к человеку. Что такое Вавилонская башня – символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности. Брейгель показывает нам в недостроенной верхней части внутреннее устройство Башни. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Есть и другое объяснение. Художник создал несколько картин на этот сюжет.

лет назад. Самая ранняя из них не сохранилась. Картина очень реалистична и повествовательна. Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Хубон с обшитыми золотым позументом полами и подпоясанный широким поясом, вместе с нагрудником – «сокращенным» вариантом рыцарских доспехов, также указывает зрителю, что он видит перед собой полководца. Здесь Брейгель попытался показать немного другую сторону неудачи строительства.

«Вавилонская башня» 
Брейгеля Старшего

«Вавилонская башня» Брейгеля Старшего

До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Это совпадение не может быть случайным. 2. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена или большая (114х155см), самая знаменитая из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию. Брейгель воссоздает на своей венской картине со знанием дела и удивительной тщательностью конструкции подъемных кранов, строительные леса, лестницы, однако не просто перечисляя орудия труда, знакомые ему, а показывая их развитие в рамках одной картины.

В картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене. Картина Вавилонская башня запечатлела строителей до того момента, когда разгневанный Всевышний Творец своей волей остановил воплощение их проекта в жизнь.

В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом.