Картина Репина

Замысел второй исторической картины появился у Репина в начале 1880-х годов под влиянием кровавых событий, захлестнувших Россию. Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Не похожа на первые две третья историческая картина Репина — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург). И о том, что картина «Сыноубийца» не эскиз, как может показаться в начале, говорит почти стершаяся надпись «Илья Репин 1909 год».

Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты. Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века.

Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску. Сначала покажем наиболее знаменитые картины Репина. Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли».

Появление каждой новой картины Репина становилось общественным событием. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства. В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. В 1901—1903 годах в картине «Заседание Государственного совета» Репин еще раз показал себя как величайший мастер портрета.

Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. Так, Ф. А. Бруни, занимавший в то время должность ректора Академии художеств, назвал творение Репина «величайшей профанацией искусства», в то время как В. В. Стасов поставил его в один ряд с «самыми замечательными картинами русской школы». Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы.

Илья Ефимович Репин оставил нам великое наследие – неисчисляемое количество картин, поскольку каждому шедевру предшествовали сотни этюдов. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. По одной из версий эта идиома возникла в связи с другой картиной Репина «Не ждали». Картины Репина отличаются удивительным сочетанием реальности и вымысла.

Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии. Картины Репина о бурлаках самые популярные, хотя эту тему затрагивали многие художники.

Оценивать картины Репина не буду, так как я не специалист. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам.

По ассоциации с афористичным названием другой его работы – «Не ждали» – могло возникнуть это «картина Репина «Приплыли». Здесь же мы просто покажем вам избранные картины Репина с названиями и описанием. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. «запорожцы» (1891 год)Кроме того, в процессе работы над «Запорожцами», помимо сотен эскизов и карандашных набросков, Илья Репин написал три масляных варианта картины.

Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Репин создал глубочайшие социальные картины, типические образы российской действительности второй половины XIX века. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист.

К слову сказать, многие ошибочно считают, что Репин написал картину «Приплыли». Эта картина Репина вторая по популярности после «Не ждали», где возвращается домой революционер. Спустя почти четверть века банкир Павел Рябушинский заказал Репину авторское повторение знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван».

Многие картины Репина известны нам со школы. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Перед началом стоит сказать, что картины Репина обладали какой-то роковой силой. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна.

Илья Ефимович Репин – биография и картины

В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Картину, которую народная молва приписывает Репину (вы ее видите в начале поста), создал художник Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919). Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.

В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В «Московских ведомостях» вышла рецензия, заканчивавшаяся словами «жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путем подыгрывания к любопытству публики, посредством «рабьего языка». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.

— сказал Крамской. Не туда заехали». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».

Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Называется полотно «Монахи.

В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши.

Рассмотрим "ближний круг". Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Репину обезображенные лица пришлось восстанавливать практически заново. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.

Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.

Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.

Репин считал сам эту картину красивой.

Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.

Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе художник выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Это лучше всех ваших академических работ. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.

Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.

Как Илья Репин изменил 
картину об Иване 
Грозном через 25

Как Илья Репин изменил картину об Иване Грозном через 25 лет после ее создания

С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В его взгляде осуждение и тревога. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».

Срочность заказа и бесконечные капризы заказчика тоже не могли не сказаться отрицательно на работе художника. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.

Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.

Репин дважды подавал прошения об отставке. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». О чем эта история.

Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. И. Н. Крамского повезло — у них есть возможность увидеть вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого Ильи Репина. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Вся центральная часть написана самим Репиным. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».

«Картина Репина 
«Приплыли»: о какой 
картине идёт речь,

«Картина Репина «Приплыли»: о какой картине идёт речь и кто действительно её автор

На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Убийство свершилось. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). Возможно, вот таким образом картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».

Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.

Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Публике картина понравилась. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.

Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. За окном летний день. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Совсем иным стал окончательный вариант.

  1. Персоны и личности (интересное о известных)
  2. Илья Репин: биография и факты из жизни
  3. Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  4. Загадочный Репин — 10 интересных фактов
  5. Все Картины Илья Репин по алфавиту
  6. Топограф иконописец, студент Академии художеств

Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.

В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Официальные круги посчитали ее откровенным вызовом российской монархии и сняли с экспозиции. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.

Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.

  1. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Путешествие по России: Самарская область
  4. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  5. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  6. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  7. «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)

Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца. Как и в других своих работах исторической направленности, Репин использовал при создании картины образы своих современников. А вот его родные осознают возвращение дорогого человека именно сию секунду. Каждый персонаж переживает что-то своё. Написана картина была в 1870-х и до 1938 года поступила в Сумской художественный музей. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.

Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.

Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.

Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Берег Волги.

  • Краткая характеристика творчества
  • Увеличим поток клиентов на 40-300 всего за 1 месяц за счет внедрения эффективных маркетинговых решений
  • Всё самое интересное: новости, рабочие моменты и жизнь участников команды можно посмотреть в нашем
  • Картины Репина (фото) с названиями
  • Биография художника Ильи Репина
  • Самое интересное в виде мозаики

Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. На моих друзей она производила то же впечатление.

В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Девочка, вероятно, была совсем маленькой, когда отца сослали, она его не узнаёт, ссутулилась и смотрит настороженно, она взволнована непонятным ей напряжением, вызванным появлением этого странного человека.

Персоны и личности 
 (интересное о известных)

Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Посетителям воронежского художника музея им.

Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.

Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе.

Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.

В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.

Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Комната небогатой интеллигентной семьи. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом.

Авторское повторение «Иван Грозный и сын его Иван» попала в воронежский художественный музей в 1926 году. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Первый факт. Самые талантливые ученики Академии писали дипломные работы на соискание Большой золотой медали. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.

Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Не ждали.

Это хуже, чем преступление, это – ошибка. Репин никуда не делся. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины.

Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.

После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.

Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Это вы сами. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». М. Бунакову. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.

В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Мне минутами становилось страшно. Не доносчик ли. Тут больше любви к делу, — пояснил он. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена.

Так ли это – судить зрителям. Хранитель галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд. Пятый факт.

Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Этот мужчина слыл в городе колдуном. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.

Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. После Бурлаков это наиболее значительное произведение.

В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.

В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Л. Н. Толстого».

Она была закончена только в 1891 году. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».

Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».

Центральная группа словно недовольна своей ролью. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.

Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Эта история получила название «бунт 14». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).

Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Там быстро отметили способного юношу и уже через несколько лет он переехал в Санкт-Петербург – профессионально учиться живописи. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.

Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. 29-летний иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» нанес три удара сапожным ножом, повредив лица персонажей. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.

Они словно противопоставлены друг другу. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Супруги посетили Вену, Венецию, Неаполь, Рим и Флоренцию, после чего на три года поселились в Париже, сняв квартиру и мастерскую. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.

-— И. Г. ), они много смеялись». В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Она пристально всматривается в мужчину, вошедшего в одежде каторжника и сейчас окончательно узнает в нем сына.

А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Труд — вот что определяет и украшает человека. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.

Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. А потом ещё и присвоили этакое «народное» название – «Приплыли».

Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.

Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Старуха-мать и жена революционера в черных траурных одеждах. Возвращается в Россию летом 1876 года. Он идет прямо к матери. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.

Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». 2. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.

После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.

Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.

Впервые картина была показана на XII передвижной выставке. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.

Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.

В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.

Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.

Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея.

Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали».

Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.

Америка—Франция—Россия. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Поставленная перед художником задача была очень трудной. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.

— 25 лет – большой срок и для искусства и для жизни самого художника, вот таким образом и картина получилась иная, — отмечает Наталья Бакина. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Общение с прежними друзьями было только заочным. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).

Стасов присылает ему все, что он просит. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.

Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.

Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).

Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В его глазах читается печаль, тоска. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. А свеча становилась ниже и тени менялись.

Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Сначала она находилась в коллекции Рябушинского. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.

Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.

Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества. Смутная какая то байка и версия, но уже устойчиво бродит по интернету. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.

Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Этюд получился превосходный. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. К тому же и погода благоприятствовала работе. Третьяков»109. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.

В 11 лет Илью отправили в школу топографов – эта специальность была очень востребована в Чугуеве. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Репин был очень дружен с Мамонтовым. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.

Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.

Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.

Они жили в Пенатах в течение двух недель. На стене – фотографические портреты Шевченко и Некрасова, репродукция картины Карла Штейбена, посвященной Страстям Христовым и убитый народовольцами Александр II (портрет кисти Константина Маковского). Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.

Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.

И вот уже перед нами не царь, а отец. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему.

Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.

Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.

Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.

Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.

И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Вегетарианцем стал и сам Репин. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. — Да это превосходно. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.

Какая фальшь. ». А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.

Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Написан портрет вдохновенно.

В следующее мгновение будет всё: слезы вперемешку со смехом, объятия. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Все заняты. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.

Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.

Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.

В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Нападавшего признали невменяемым и отправили в лечебницу для душевнобольных.

Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».

Много учился на написании портретов близких и друзей. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.

Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Близкий друг Репина критик Владимир Стасов говорил, что это «самое крупное, самое важное, самое абсолютное его создание». Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса.

На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.

Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. Работал весь день, не замечая времени. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».

Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Репин встречал их по средам. Рисунок уверенный, лепка твердая. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.

Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.

Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.

Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Портреты не оставляют сомнений в том, что ссылка имела политический подтекст. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Она ушла из жизни в 1931 году55.

Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В эту минуту в комнату вошел Христос.

Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Казалось, она спит.

В Третьяковской галерее хранится эскиз, на котором «не ждали» девушку. Это, пожалуй, главное отличие от произведения изТретьяковской галереи. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Судьбы детей Репина сложились по-разному.

Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Спустя 28 лет в 1913 году в Третьяковской галерее на нее было совершено покушение. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина.

Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.

«Как. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.

Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.

В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.

Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Глаза ясные и добрые. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.

Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.

Внимание художника тяготит их. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.

Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.

На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.

Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.