Картина Русская Красавица Кустодиев
«красавица» — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927).
Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева
Учился в Высшем. Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. 5 апреля 1893 года в Воронеже).
Истинно русская женщина. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Подошли какие-то две девицы. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152.
«Кустодиевские женщины»: песнь русской красоте
«Красавица» — один из любимых персонажей Кустодиева. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. А чем же хуже «кустодиевские женщины». В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Но народной мечте художник придал гиперболизированные формы. Вы видите только вперед, а теперь это никому не нужно, отжило. Стали учить, как надо писать, чтобы видеть и слева и даже через себя, назад. Показали и свои произведения – мазки одной краской в разные стороны. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины.
Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Кустодиевский образ явно гиперболичен.
Ей это сделать значительно труднее, чем физически крепкой женщине. На ней изображена высокая пышногрудая девушка (у замужней был бы на голове платок) в ярком атласном платье. Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника. Такое сочетание делает картину нетолько реалистичной, красивой, красочной, приковывающей взгляд зрителя, но такжепонятной и родной для человека, который живёт в России и знаком с её традициями. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Он твердо решил стать художником. Сомлевшая от сна купчиха, появляется из-под атласного одеяла, как Афродита из перламутровой раковины.
История одной картины из Тульского музея
Вот насколько мы уголок можем видеть. Полнота его красавицы, скорее идеальная, чем материальная. Вот кого рисовать-то.
Мастерская была маленькая, душная, Шаляпин изнывал от жары. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18.
- ПЫШНОТЕЛЫЕ РУССКИЕ КРАСАВИЦЫ БОРИСА КУСТОДИЕВА
- Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
- Картины — Кустодиев, Борис Михайлович
- Смотреть галерею Смотреть галерею Кустодиева Бориса Михайловича
- Литературно-исторические заметки юного техника
- КАРТИНЫ РУССКОГО БЫТА И ПЕЙЗАЖИ БОРИСА КУСТОДИЕВА
Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536. Какова шуба на нем. Это мы видим на картине «Купчиха» (1918). Именно в этот, самый последний период творчества Кустодиева, появились такие картины, как «Красавица», «Купчиха за чаем» и другие.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901--1903, Русский музей, Петербург). На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. — заливалась она грудным своим смехом. Художественное направление, к которому принадлежал Кустодиев в 1910-е годы, условно можно назвать неоклассицизмом.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленица»), в которых видны черты модерна. Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Мастер создал несколько композиционных вариантов этой картины, неоднократно повторял своих «Красавиц». ничем не подчеркивает грубой телесности. В Третьяковской галерее имеются две одноименные картины — 1915 года и вариант 1921 года. Сколько прекрасного вы не видите в жизни. Чертовски трудно.
- Картина Русская Венера Бориса Кустодиева
- Самое интересное в виде мозаики
- Сайт о жизни и творчестве художника
- Народное представление о красоте
- Об авторах Рекомендуем Все статьи
Еще ценилась толстая, в руку, коса. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. Мальчика настолько впечатлила живопись, что он твердо решил научиться рисовать так же искусно.
Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Я. Билибин, 1901). Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Известно, что художник подарил великому русскому писателю повторение Красавицы. Но послушаем самого мастера:Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещал то, что я хотел, – любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому – это было всегда единственным сюжетом моих картин. Вальяжные, пышнотелые, полнокровные красавицы Кустодиева были антитезой анемичным, бескровным, рафинированным жеманницам декадентских полотен. И вот таким образом Купчихи вызвали такую реакцию у тогдашних критиков и искусствоведов. Провинциалки Кустодиева были им явно не ко двору. Но бог с ними, с модернистами, создающими своих прелестниц из проволоки, битого стекла и мусора. Но не к любителям ли измов обращены горькие слова Кустодиева:Мы, русские, не любим свое, родное. Её оценил сам Шаляпин – с этим портретом он не расставался до самой смерти.
И цветастый балдахин и расписной сундук, на котором она изволила почивать и украшения на комоде и обои в пукетах – все кричит в цвете, все говорит о роскоши и абсолютно чудовищном безвкусии хозяйки. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». Кустодиев довольно спокойно относился к подобным встречам. Однако тяжёлое положение не сломило художника. Даже наоборот, его картины стали ещё более красочными, пышными ижизнерадостными. – Так как это обнаженная натура. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Работал в плакате и в книжной графике. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.
- Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)
- Пластиковые рамки для фотографий
- Заказ рамок для дипломов в багетной мастерской
- Багетные рамки для вышивки икон
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Дескать, что вам делить с этими большевиками, которые не понимают искусства. У Кустодиева свой идеал. Примерка будет продолжаться. Затащил мужика с базара — и писал при народе.
Ведь она родилась из пены. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Вскоре отец принялся здесь за работу над картиной Красавица, явившейся своеобразным итогом исканий собственного стиля, начатых еще в 1912 году. Основой для картины послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры (позировала актриса МХТ Ш). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане --«русские венеры»).
- «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»
- Астраханское детство Бориса Кустодиева
- Художник Николай Зайцев о судьбах и о малой родине
Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения.
Вариант 1918 года находится в Тульском музее изобразительных искусств. То есть, вся картина наполнена красивыми вещами. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
Литографские иллюстрации в сборнике Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала Блоха Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. После завершения учебы в духовной семинарии в 1896 году Борис поступил в петербургскую Академию художеств. Оглядка на прошлое – в данном случае – мотивировалась и еще двумя вещами. Будто впервые. Оно предполагало ориентацию на великие образцы прошлого – с учетом новейших художественных веяний. Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком» : черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Искусство требует всей жизни. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина.
А Кустодиев пытается привнести вот такую свежую струю аппетитного изобильного тела. Учился в Высшем. Любовь кроссийской культуре представлена в картинах Кустодиева очень наглядно и этоподкупает зрителя, который видит в его работах нечто очень знакомое, будто бы накартине отпечаталась часть истории его самого история его жизни, случай изпрошлого. Картина «Красавица» была написана в 1915 году. Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник.
Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Работал в плакате и в книжной графике. » И шагу пешком не делала. В это время художник уже был прикован к инвалидному креслу. И пышная постель, которая тоже во многом отвечает, наверное, этим формам.
Даже наоборот, его картины стали ещё более красочными, пышными и жизнерадостными. Силой таланта пестрые краски натуры преображены в новые, чарующие гармонии. при чём. Ничем. Несмотря на это, последние годы жизни художника оказалось необычайно продуктивными. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля.
Это сон о небывалой России. Некрасивые, тощие. — Пить-есть надо. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
А в чем состояло понятие красоты у русского народа. Живописал тихую жизнь провинции в Голубом домике, Осени, Троицыном дне (все 1920). Кроме того, творческая деятельность Б. Кустодиева связана с участием во влиятельных художественных объединениях тех лет: в 1904-1906 годах он был членом-учредителем «Нового общества художников», с 1906 по 1910 — участником выставок Союза русских художников, а конце 1910 года вступил в общество «Мир искусства». Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Четвертый вариант «Красавицы» Кустодиев написал по просьбе Федора Шаляпина. Так что за границей Кустодиева не просто знали – почти боготворили.
«Красавица» (1915) по своим художественным принципам очень самобытна. Столь же дивна сказочно-узорная обстановка, ее окружающая. Все по сравнению с ней мелко, незначительно. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Картина «Красавица» была написана в 1915 году.
А впереди, главного не видите. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. – вдруг действительно спасет мир. Однако тяжёлое положение не сломило художника.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Они просто иные. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.
Впрочем, худеть она и не думала. Почему уговаривает. Кстати, позировала сама Ирина Кустодиева – полненькая дочь художника идеально соответствовала образу: «Распускала волосы, выходила после ванны – для картины нужно было тело, разгорячённое после мытья». Зашел с мороза прямо в шубе. В народных представлениях это и есть женская красота, она сродни пуховым розовым подушкам и расшитому кружевами одеялу в чехле зефирного цвета, округлостью форм и складками так похожему на свою хозяйку38102729303132. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243.
«Виной» тому, что зрителей охватывало сильнейшее чувство при виде картин Кустодиева, только его необыкновенный талант. Надо сказать, что Юлия Евстафьевна стойко перенесла болезнь мужа. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455.
«Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. С остановившейся полуулыбкой она смотрит свято и невинно ничем не омраченным взором. Вся атмосфера алькова с обоями на стене, украшенными розанами, с расписной нарядной нижней стенкой постели, мягким пуфиком под ногой женщины, с фигурками (в другом варианте – цветами и украшениями) на комоде, вызывает ощущение чувственно-сонной, сладкой, расслабляюще-спокойной жизни, олицетворением которой являются кустодиевская красавица и привычная ей среда.
Она полна спокойной уверенности в своей красоте. Сбоку от высокой кровати-сундука, с окованными углами и пологом, расписанным цветочным орнаментом с розанами, виден край комода, заставленного броскими вещами— красивыми скульптурками и женскими туалетными принадлежностями. Они отцу очень понравились и он вписал их в картину (на комоде, справа). По воспоминаниям дочери художника «основой картины служил русский лубок, вывески игрушки народных умельцев, русские вышивки и костюмы».
Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Замужняя женщина обладала особой красотой, которая связывалась с плодородием.
Западные дамы и девушки, сухощавые, с узкими бедрами и достаточно широкими плечами, сильно отличаются от русских. Красавица, по мысли автора, должна олицетворять русский идеал женской красоты. Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878--1927), русский художник. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
Несмотря на это, пышнотелая «Красавица» для Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. В искусстве Кустодиева восхищение и ирония тонко балансируют на чашах весов. «Красавица» вскоре была выставлена в Петрограде на выставке «Мир искусства».
Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. » Мы отказываемся и ее уговариваем не распускаться. Музой для написания картины стала актриса Фаина Васильевна Шевченко (род. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. – голубоглазая фея. Да, «кустодиевские женщины» именно такие.
Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи. Только щеки да нос краснеют». Стали они критиковать:Не так пишете, по старинке. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. 21 мая 2003 г на лондонских торгах «Сотбис» распродавались раритеты русского искусства из собрания Федора Шаляпина. Не случайно художник изображает героиню картины «Русская Венера» в бане: здесь столь естественна ее красота и неприхотливая деревенская обстановка подчеркивает значимость самого образа. Борис Михайлович обладал по-настоящему божественным даром творения.
Музой для написания картины стала актриса ФаинаВасильевна Шевченко (род. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Я. Билибин, 1901). При этом портятся здоровье, кожа, характер. Декаденты почитали его искусство безнадежно фотографическим.
В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. Эстеты усмехаются: Ну разве же это красота. В картине каждая деталь – метафора, все служит иллюстрацией народных представлений о женской красоте – пшеничные волосы, алые губки-вишенки, щеки как румяные яблочки, лебединая шея, холеное, гладкое тело – «кровь с молоком». Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
«Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Гармоничный контекст, образуемый красочным интерьером, однозначно диктуется ее образом (опосредованно действуя и в обратном направлении, уточняя и проясняя некоторые черты характера красавицы). Фаине картина не понравилась, уж очень толстой показалась она себе самой. Конечно же, Дьявол или другие силы тьмы здесь ни при чём.
Перед нами именно Венера. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). иногда и называют «русским Рубенсом». Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места.
Художник любил искусство. Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года. В это время художник уже былприкован к инвалидному креслу. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Художественное направление, к которому Кустодиев тяготел в 1910-е гг., называют неоклассицизмом.
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». А может быть именно вот таким образом и стоило.
Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Красота античных статуй спорит с красотой византийского искусства, а прославление в искусстве готики умерщвленной плоти (сквозь которую ослепительно светит внутренняя красота) противоречит ренессансному культу опоэтизированной чувственности. Учился в Высшем. Ещё одним секретом Кустодиева былаглубокая любовь к своей стране и культуре русского народа, к русским людям ипроявлениям российского общества во всех сферах жизнедеятельности. Первая (личная) мотивировка – тяжелейшая болезнь художника, лишившая его внешних впечатлений.
Художник создает яркий образ роскошной купчихи. Вот и появляется на полотне Кустодиева «Купчиха перед зеркалом». Масленичное гулянье (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. И голодные 20-е годы привели на его картины тот тип женщин, которых называют «кустодиевские женщины». Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Именно в этот, самый последний период творчества Кустодиева, появились такие картины, как «Красавица», «Купчиха за чаем» и другие.
Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Вот такие они – «кустодиевские красавицы».
Художник воспринимает красавицу, как диво-дивное. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. В действительности красота бывает разной. Сбитое одеяло, в таком атласном простеганном чехле с кружевами, пышные расшитые подушки. «На возвратном пути придете, не выпущу.
Тогда и походка и осанка и взгляд на себя изменится. Кустодиев увидел ее в своей душе, привязал к середине XIX века, к какому-то незнакомому городу (чтобы не обвинили в придумывании) и заставил современников и потомков влюбиться в этот образ, полный здоровой силы, стати и грации. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и увез ее с собой в Париж, в эмиграцию. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061.
Работал в плакате и в книжной графике. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Известно, чтокартина была написана с натуры, а натурщицей для «Красавицы» стала актрисаХудожественного театра. Это своеобразный пассеизм – как в формальной, так и в содержательной области (последнее вообще характерно для идеологии Мира искусства), – но преображенный явным гротеском и непременной иронией (легкая улыбка видится уже в названии этого шедевра – как, к слову и в названии написанной десятилетием спустя Русской Венеры, продолжающей, несомненно, традицию кустодиевских красавиц). Работал в плакате и в книжной графике. Их пышные тела предназначены для создания сильной и крепкой многодетной семьи. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. Купчихи и красавицы – это ноу-хау Кустодиева. Позже этот тип русской Венеры назовут «кустодиевские женщины».
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова Русь Е. И. Замятина обе работы -- 1923 и другие рисунки) и сценографии (Блоха Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации). И, разумеется, после революции предлагали уехать.
Эстетство всегда отличается узостью. Она вызывает ироническую улыбку и восхищение одновременно. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. Мыльные пузыри на лавке, клубы пара оправдывают название картины. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214.
Вся картина – это мечта о красоте, которая – как знать. «Виной» тому, что зрителей охватывало сильнейшее чувство при виде картинКустодиева, только его необыкновенный талант. Борис Михайлович обладал понастоящему божественным даром творения. Он обращается к редкому в истории русского искусства жанру обнаженной натуры. Смотришь на нее и удивляешься – какая статность. Это мечта, это греза. Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги.
И еще: мы видим самый краешек туалетного столика. 1904-1910 годы были посвящены выработке индивидуального стиля. В качестве модели Кустодиев пригласил актрису МХТ – И. Шевченко. Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
В России в народе (в отличие от дворянства) сложился свой идеал красоты: высокая, статная, плотная, крепкая, с округлыми полными плечами, с широкими бедрами и тонкой талией женщина. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Выполнил серию из 20 акварелей Русские типы (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии Автобиографические рисунки (1923). Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Все на извозчиках».
Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Известно, что картина была написана с натуры, а натурщицей для «Красавицы» стала актриса Художественного театра. Уж очень много смотрите направо, налево, вбок и назад. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой».
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. «Девки, — кричит, — идите какао пить с пирожками. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
Разве худая узкобедрая женщина выносит крупного жизнеспособного ребенка и быстро разрешится в родах. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. С 1896 года шесть лет Кустодиев учился у И. Репина.
Болезнь не сломила Бориса Михайловича. А шуба.
Вторая (объективная) – война, разрушившая единое художественное пространство. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. Ему нужна была обнаженная натура. «Я русский и, как бы трудно нам всем здесь сейчас ни было, я никогда не покину свою Родину. » Предлагавшему отъезд руки папа больше не подавал и всегда волновался, вспоминая этот разговор». На Средиземноморье – из морской, а в России – из банной пены. Некий митрополит, увидевший обнажённую русскую красавицу, которую Кустодиев изобразил невероятно реалистично, рассказал, что буквально потерял голову и приписал силу воздействия полотна самому Дьяволу: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою «Кpасавицу» ибо смутил он навек покой мой.
Сине-зеленые в малиново-красных цветах обои, розовое атласное одеяло с кружевным пододеяльником, окованный с углов и расписанный яркими букетами сундук – это та фантастическая реальность, вне которой «красавицу» трудно представить. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Среди картин Нестерова, Архипова, Головина и Коровина была и «Красавица» Кустодиева, попавшая в частную коллекцию. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Кустодиев Русская ВенераПортрет Ренэ Нотгафт, 1914Русский Музей, Санкт-Петербург Русская Венера1925-1926Кустодиев Портрет Федора ШаляпинаКустодиев ЗимаПортрет Федора Шаляпина1922, Русский Музей Зима1919, Русский МузейХотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. Учился в Высшем. Он видел натуру и свет каким-то неизведанным восьмым чувством, был способен преподать свою мысль и ощущения при помощи красок чрезвычайно реалистично, так что люди получали настолько яркое впечатление, что оно буквально вырывало их из реальности и полностью уносило в мир фантазий и грёз.
И в 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится с этой обаятельной молодой женщиной и уговаривает ее позировать для карандашного наброска. Занимая первый план картины, она возвышается над окружающей действительностью. Художники оказались отрезанными друг от друга и вот таким образом обращение к старым мастерам (в Красавице можно услышать эхо венецианцев эпохи Возрождения и Рубенса) в этих условиях выглядело концептуальным актом.